На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие творческой личности старшего дошкольника в процессе музыкально драматической деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Волгоградский государственный педагогический университет 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие    творческой личности  старшего
дошкольника в процессе музыкально – драматической деятельности 

Курсовая  работа 
 
 
 
 

Выполнила:
Еременко  Любовь
Павловна 
 
 

                                         Волгоград - 2011 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление: 
 
Введение…………………………………………………………………………...3
 

Глава I Особенности развития   творческой личности  старшего
    дошкольника в процессе музыкально - драматической
    деятельности
 
1.1.Понятие  «творческие личностные способности»…………….......................5
 

1.2. Характеристика  особенностей  проявления творческой личности ребёнка в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………..7 

1.3.Музыкально - драматическая деятельность как средство развития творческой личности старшего дошкольника…….………………………………………………………..10
Вывод…………………………………………………………………………… 

Глава 2. Организация процесса развития    творческой личности  старшего
дошкольника в музыкально – драматической деятельности. 

2.1.Выявление уровня развития и качеств творческой личности старшего дошкольника.…………………………………………………………………….12 

2.2. Опытно - экспериментальная работа по развитию качеств творческой личности в музыкально – драматической деятельности……….. …….. . . 30      

2.3.Выявление  проведения работы по развитию качеств творческой личности старшего дошкольника…………………………………………  ..39 

Вывод ……………………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………43 

Литература  ..……………………………………………………………………..45 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     
Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.  
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот  
психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы  
творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И.  
Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других,  
воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми  
новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у  
детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной  
степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.  
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для  
реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения личности представляет музыкальная деятельность детей.
 

      Объект исследования – процесс развития творческой личности  в дошкольном детстве.
      Предмет исследования – развитие   творческой личности  старшего
дошкольника в процессе музыкально – драматической деятельности.
      Цель исследования – определить особенности развития  детей средствами музыкально- драматической  деятельности.
      Гипотеза – развитие творческой личности старшего дошкольника
будет эффективно развиваться, если в работе   использовать музыкально- драматическую  деятельность.
      Для достижения  поставленной цели сформулированы следующие задачи: 
    Проанализировать психологическую педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
    Изучить особенности развития …… творческих личности в старшем дошкольном возрасте.
    Выявить роль музыкально- драматической деятельности детей старшего дошкольного возраста в разновидности и качестве творческой личности и условия её возникновения и организации.
    Провести опытно-экспериментальную работу по развитию качеств творческой личности и проверить ее эффективность.
    5. Методы  исследования …………………..
    6. База  исследования      ……………….. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1.  Особенности развития   творческой личности  старшего     дошкольника в процессе музыкально - драматической деятельности. 

      Анализ проблемы развития творческой личности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
      Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?  
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

     Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.   
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
 
 

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.  
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о музыкально-драматических, творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Характеристика особенностей  творческих личностных способностей   в старшем дошкольном возрасте. 
      Говоря о формировании особенностей  творческих личностных способностей   в старшем дошкольном возрасте, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждении в физиологии. 

    Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" впервые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к  развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.   Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. 
     
     

     
      Однако возможности развития   в старшем дошкольном возрасте, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей. 
  С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития музыкально-драматического творческого воображения.
      Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальной личности. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Музыкально  драматическая деятельность как средство развития творческой личности.
      Одним из важнейших факторов музыкального драматического творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола,  О.П.Радыновой, Е.А.Медведева, было выделено  шесть основных условий успешного развития музыкальных творческих способностей детей.   
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.  
      Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.   
      Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.  

    По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
      Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства  и  позволил   обратиться  к  музыкально - драматической  деятельности  в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования. 
      Современная парадигма дошкольного  образования  вступает  в  противоречие  с традиционной  концепцией  развития  ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом  возрасте  ограничивается  лишь  обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

      Выводы: Таким образом можно сделать вывод, что   необходимо развивать музыкально – творческие  способности  в воспитанниках ДОУ.
Это позволяет  в детях развить качество творческой личности.
2.1.Уровни развития  и диагностика   творческих способностей  старшего
дошкольника в процессе музыкально - драматической
деятельности.
      Педагогическая диагностика насчитывает  столько  же  лет,  сколько  вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался  определить и  результаты  своих  усилий.  Это   делалось   на   протяжении   нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по  нашим нынешним понятиям являются донаучными.
      Диагностика - это процесс поиска ответа на поставленный вопрос. 
      В основном это вопрос, связанный с работоспособностью или функционированием. Конкретизирует диагностику предметная область, к которой применяется диагностика.

      Помеха в диагностике влияет на правильность её результата в том случае, если диагност не распознал случайный фактор именно как случайный и приписал его к причинно-следственным факторам диагностируемого процесса или явления. Такие случайные факторы можно рассматривать как шум в канале, из объёма которого диагност получает входную информацию для своей деятельности. Различают   диагностирование   обученности,   последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.
      В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем  в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка  лишь  констатирует результаты, не объясняя их  происхождения.    Диагностирование  рассматривает результаты в связи с путями, способами их  достижения,  выявляет  тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает  в  себя контроль,  проверку,  оценивание,  накопление  статистических   данных,   их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего  развития событий.  

      Таким  образом,  педагогическая  диагностика  призвана,  во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального  обучения,  во-вторых,  в  интересах общества  обеспечить  правильное  определение  результатов  обучения  и, в - третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к  минимуму  ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при  направлении  их на различные курсы и выборе специализации  обучения. 
      Диагностика,  служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
    внутренняя и внешняя коррекция в случае  неверной    оценки     результатов   обучения;
    определение пробелов в обучении, подтверждение успешных результатов обучения;
    планирование последующих этапов учебного процесса;
    мотивация с помощью  поощрения  за  успехи  в  учебе  и  регулирования сложности последующих шагов;
    улучшение условий учебы.
    Систематическое наблюдение  за  своими воспитанниками   уже   является  диагностической   деятельностью.   При   этом   для   обсуждения   некоторых принципиальных вопросов не столь важно,  каким образом осуществлялся сбор диагностической информации:  с помощью   соответствующего   инструментария ( тесты, анкеты и т.д.)  или без него  (например,  методом простого наблюдения).
    В диагностической деятельности  можно выделить, прежде всего,  следующие  аспекты:
1. сравнение
2. анализ
3. прогнозирование
4. интерпретация
      Важнейшими принципами диагностирования  и  контролирования  обученности оценок. Оценка – это ориентир,  по  которому  обучаемые  судят  об  эталонах требований к ним, а также об объективности  педагога.  Необходимым  условием реализации принципа является также  объявление  результатов  диагностических срезов,  обсуждение  и  анализ  их  с   участием   заинтересованных   людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
   Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать  знания,  умения    нужно в той логической последовательности, в  какой  проводится  их изучение. Фактор темпов логично рассматривать как продолжение предыдущих,  потому что все преимущества  личности,  имеющей  более  высокую  обучаемость  перед личностью с  более  низкой  характеристикой  данного  качества,  практически сводятся к разнице в темпах освоения знаний, умений, продвижения в  обучении и  прироста  результатов.  На  темпы  влияют  и  потенциальные   возможности обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и характеристики  мышления.
      Отсюда именно темпы являются  определяющей  характеристикой  обучаемости.  К повышению темпов и снижению затрат времени в конечном  итоге сводится  вся экономия в обучении.
      Диагностикой музыкального обучения является определение результатов творческого процесса в условиях музыкального занятия. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на музыкальных занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных  и творческих способностей). 
      Решение образовательных, воспитательных задач средствами музыкального искусства с детьми без проведения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей.

 Выявление  особенностей музыкального развития  ребенка дает возможность определить организационные, дидактические и музыкального воспитания. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников.   Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию. Методика исследования развития творческие детей. Развитие методики музыкального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области.
      В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. «Методы исследования - это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерности.
    Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений.
      Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др.
       Методы наблюдения достаточно широко применяется в педагогических работах и определяется как «относительно целенаправленное длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности,  метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».
     Для того чтобы наблюдение было целенаправленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным. Педагогический эксперимент - «это воспитание в точных учитываемых условиях».
      В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный (клинический).  
Естественный проводится в форме обычных занятий.  
Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных условиях с небольшой группой испытуемых. 

      Педагогический эксперимент включает в себя  три этапа:
    констатирующий; 
    формирующий;
    контроль(итоговый).
      Констатирующий эксперимент имеет цель выявить начальный уровень музыкального развития группы детей или одного ребенка, развития какой-либо  определенной способности, в конкретном виде музыкальной деятельности и др.
      Формирующий эксперимент предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности.
     Контрольный эксперимент завершает педагогический эксперимент. На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых или условий их музыкального развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.
      Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

2.2.Анализ программ
      Автор программы « Н.А.Ветлугина»
      Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей.   Кратко рассмотрим программу музыкального воспитания дошкольников
 Н.А  Ветлугиной.
      Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий - фронтальные (со всей группой), индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
      В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.
      Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. 

      Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать наглядные различные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.
      В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».
      Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.
      Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.
     Программа по музыкальному воспитанию автор «О.П.Радынова»
      Программа О.П. Радыновой. Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.
      «Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.
      Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.
      Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.
      Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.
      Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.
      Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.
      Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики.
      Творческая группа под редакцией К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан «СИНТЕЗ»
      «Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».
      Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности».   Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.
      Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:
    Специальный подбор музыкального репертуара;
    Использование синтеза искусств;
    Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.
      Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.
      В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.
      Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.
      Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).
      Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.
      Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».
      Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:
с какого возраста обучать детей театральной  деятельности? чему учить и как  учитывать возрастные особенности? и т.д. 
 

      Ответы на эти и другие вопросы следует, по нашему мнению, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленном К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым и др., одинаково эффективном для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего в сближении игры актера и игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.
      Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития творческой индивидуальности ребенка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.
      Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.
      Название курса основано на принятии:
    принципа гуманизма;
    принципа индивидуального, личностно ориентированного подхода к воспитанию и образованию дошкольника;
    принципа преподавания курса посредством профессионально-творческой учебно-воспитательной деятельности.
      Основной целью программы по театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
      Задачи программы:
      Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
      Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
      Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
      Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.
Знакомство  с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов  дошкольников через расширение представлений  о театральных профессиях, о театральном  здании и о видах театрального искусства.
      Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
Улучшение психологической атмосферы в  группах, выход на новый уровень  взаимодействий и взаимоотношений  между детьми, взрослыми и детьми.
      Данная программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических процессов, развивающегося творческого освоения детьми различных видов деятельности.
      В основу программы положен опыт воспитания ребенка как артиста - творца-исполнителя с позиции театральной "школы переживания", созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень его психофизического развития.
      Содержание образования, согласно педагогической системе Станиславского, строится по трем разделам:
1. Актерское  мастерство (с элементами сценического  движения и пантомимики).
2. Сценическая  речь (техника речи, выразительность  речи).
3. Искусство  театра (история и специфика театрального  искусства).
     Механизм обеспечения эффективности программы базируется на рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на каждом учебном занятии - действе, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения педагогической идеи как содержания образования.     Такая предварительная подготовка обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность активного сотворчества, соигры, события педагога и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условий образовательной среды.
      Таким образом, программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности, где в системе творец - исполнитель –зритель развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя эмоциональная активность дошкольника. Поэтому программа "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы гуманизации образования ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде интегративной части образовательного блока. Каждая программа интересна по- своему и своеобразна. 

1.3. Роль воспитателя в организации музыкально-творческой деятельности дошкольников
      Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью - игровой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.