На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система взаимодействия ДОУ и семьи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
ГЛАВА  1. Теоретические основы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников……………………………….……………………………….5
1.1.  Специфика педагогического процесса в ДОУ…………….………..……..….5
1.2. Взаимодействие воспитателя детского сада с родителями……………………………………………..……………………...........10
1.3. Создание системы взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ………..16
Выводы по главе  I…………………………………………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое  изучение  взаимодействия воспитателя  детского сада с родителями…………………..26
2.1. Описание системы взаимодействия воспитателя ДОУ  с родителями дошкольников……………………………………………..………….…..……….. 26
2.2. Результативность системы взаимодействия воспитателя с родителями………………………………………………….……………………....28
Выводы по главе  II ……………………………………………….………………..35
Заключение……………………………………………………………….......36
литература……………………………………………………………………..38
Приложение……………………………………………………………….......40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

         Актуальность исследования. В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных  и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка, что требует их взаимодействия. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.                                                                                                                                                                                                             
         Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
         Цель исследования: проанализировать систему взаимодействия воспитателя с родителями.
      Объект  исследования: педагогический процесс в ДОУ.
      Предмет исследования: система взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников.
        Задачи  исследования:
    изучить научную литературу по теме исследования;
    дать определение системе взаимодействия и выявить специфику взаимодействия;
    определить результативность работы воспитателя с родителями дошкольников в системе взаимодействия.
      Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (опытно-экспериментальная работа, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение).
      База исследования: МДОУ «Детский сад № 5».
      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы (25 источников), приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  1. Теоретические основы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников 

      Специфика педагогического процесса в ДОУ
          Качество дошкольного образования определяется характером общения взрослого и ребенка. По определению авторов Концепции дошкольного воспитания, в практике семейного и общественного воспитания можно выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную. В общественном дошкольном воспитании различные типы общений, отношений взрослого и ребенка, детей между собой складываются в педагогическом процессе. [21, с. 18]
        Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности. [19, с. 32]
         Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б.Т. Лихачёв). Он представляет собой определенную систему, компоненты которой – содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Слово «процесс»  свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребёнка). [13, с. 215]
           Педагогический процесс имеет  цель, содержание, деятельность и  результат. А его исполнителями обязательно являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности и того, кто воздействует, и того, на кого направлен. [13, с. 216]
          Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:
          - учитывать возрастные возможности  детей; опираться на интересы  ребёнка;
          - решать воспитательные и образовательные  задачи в их единстве;
          - учитывать положение о ведущей  деятельности, смене деятельности  и компенсаторной взаимосвязи  разных видов деятельности в  едином педагогическом процессе;
          - осуществлять взаимодействие воспитателя  с детьми при руководящей роли  взрослого;
          - создавать естественную, непринужденную  обстановку, в которой будет развиваться  свободная творческая личность;
          - стимулировать в педагогическом  процессе воспитателя и воспитанников  к взаимному уважению и соблюдению  «Декларации прав ребёнка». [17, с. 52]
           По мнению И.П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
           На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата. [18, с. 19]
          План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
          Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. [18, с. 19]
           В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:
обучение  — передача подрастающему поколению  совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством; воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в  обществе. [18, с. 19]
         Интеграция процессов обучения  и воспитания в структуре целостного  педагогического процесса выражается  в нескольких аспектах: 
          оба эти процесса протекают  в рамках одного образовательного  учреждения, осуществляются одним  и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
           воспитание всегда содержит в  себе элементы обучения, а обучение  в свою очередь всегда носит  воспитывающий характер.
         Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу. [18, с. 23]
                «Любая воспитательная работа, - утверждает Н.М. Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознаёт воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые  в процессе формирования личности и ученического коллектива». [5, с. 28] 

          В воспитательной работе следует  выделить три группы функций.
          Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:
    изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
    программирование воспитательных воздействий;
    реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;
    анализ эффективности воспитательных воздействий.
    Вторая  группа функций связана с созданием  воспитывающей среды:
    сплочение коллектива;
    формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
    включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
    развитие детского самоуправления.
          Третья группа функций направлена  на коррекцию влияния различных  субъектов социальных отношений  ребёнка:
    социальная помощь семье;
    взаимодействие с педагогическим коллективом;
    коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
    нейтрализация негативных воздействий социума;
    взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
      В воспитательной работе основное место  занимает деятельность педагога, который  реализует весь комплекс организаторских  функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п. [5, с. 28]
Основной  функцией организации педагогического  процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную  работу всех его подразделений, является планирование. [18, с. 36] 

           Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.[18, с. 36]
           В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности. [17, с. 95]
            Разнообразные методы воспитания, включающие воспитанника во взаимодействия, самодеятельность, общение, побуждают  его к проявлению в отношениях своих взглядов, убеждений, настроений, качеств и свойств личности. Педагогическая ценность методов воспитания не только в их непосредственной организационной, воспитательной результативности, но и в том, что они являются источником важнейшей обратной информации, позволяющей педагогу диагностировать состояние воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития коллектива и личности. Природа методов воспитания общественна. Общественные взаимодействия и воздействия, будучи педагогически преобразованными, становятся способами отношений воспитателей с детьми и в детской среде, организации всех сфер детской жизни, формирования нравственно-эстетической сущности детской личности, а также выполняют диагностическую функцию. [17, с. 95]
           Детский сад располагает большими  возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников  протекает в обществе сверстников и имеет, поэтому особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. В тоже время воспитание в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться его индивидуальность. Поэтому при организации его занятий, игр, труда, в процессе руководства повседневной деятельностью детей воспитатели заботятся о развитии интересов и склонностей каждого ребёнка, о развитии различных форм его индивидуальной активности. [11, с. 14]
          Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой: «По – настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье». Отсюда требования поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. [1, с. 67] 

    1.2. Взаимодействие воспитателя  детского сада  с родителями
          В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. [14, с. 64]
         Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. [14, с. 64]
     Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. [14, с. 64]
     Успешность  воспитательного процесса зависит  от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. [5, с. 58]
       «Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет ...на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. [15, с. 80]
          В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них "педагогической рефлексии", игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их "другими глазами". [7, с. 89]
     Сотрудничество  педагогов и родителей позволяет  лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в  разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации. [2, с. 45]
     В то же время преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. [2, с. 45]
     Определяющая  роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам дошкольного образовательного учреждения. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.  [2, с. 45]
         Педагог главное действующее лицо. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями. Направляет, просвещает и даже контролирует родителей. [12, с.18]
      Работа  с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. [2, 39]
      Можно выделить и основные задачи, стоящие  перед дошкольным учреждением в  работе с родителями:
     - изучение семей детей;
     - привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
     - изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
     - просвещение родителей в области педагогики и детской психологии. [2, с. 39]
      Основным  противоречием, возникающим при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. При этом речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям. [2, с. 39]
      Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А., Крулехт М.В. и других показал, что осуществление полноценного взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:
    готовности педагогов к взаимодействию с родителями,
    настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей,
    определения значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие,
    разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников,
    создания материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. [7, с. 83]
        Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи дошкольного образовательного учреждения с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.
     Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется  комплексом факторов:
     - планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
     - практическая помощь семье в  воспитании детей;
     - организация пропаганды положительного  опыта общественного и семейного  воспитания;
     - вовлечение родителей в педагогическую  деятельность;
    - активизация их педагогического самообразования и др.  [4, с. 18]
        Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. [20, с. 98]
          Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими  знаниями и умениями, в их усвоении  непосредственно в теоретической  и практической, определенным образом  организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.[20, с. 98] 

      Создание  системы взаимодействия педагогов и родителей  в ДОУ
      Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана  специальная методика, которая включает три этапа:
      - первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
      - второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
      - третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход. [3, с. 56]
      Внедрение такой методики позволяет создать  усложненную систему работы с  родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности (таблица 1). [3, с. 59]
      Для реализации содержания этой работы в  дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. [3, с. 59]
      Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость. [3, с. 59]
Таблица 1 

Основные  блоки по работе с родителями (по В.А. Сластенину)
      
Блоки Основные задачи Формы
Педагогическое  просвещение  родителей
Повышение педагогической грамотности родителей Лекции,  семинары, открытые занятия, практические занятия, конференции, работа творческих групп по интересам,  педагогические советы,  родительские собрания,  консультации
Включение родителей  в деятельность дошкольного образовательного учреждения
Создание условий  для включения родителей в  планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия  и др.
 
     Анализ  практики работы педагогов и руководителей  дошкольных учреждений выявил две формы совместной работы.
Совместные  мероприятия педагогов и родителей (по М.И. Лисиной):
    Совместные мероприятия педагогов и родителей:
      Родительские собрания;
      Конференции;
      Консультации;
      Беседы;
      Вечера для родителей;
      Кружки для родителей;
      Тематические выставки;
      Диспуты;
      Педагогические советы;
      Попечительский совет;
      Встреча с Администрацией;
      Школа для родителей;
      Посещение детей на дому;
      Родительский комитет.
    Совместные мероприятия педагогов,  родителей и детей:
      Дни открытых дверей;
      Турниры для знатоков;
      Кружки;
      КВН, викторины;
      Праздники;
      Семейные конкурсы;
      Выпуск газеты;
      Просмотры фильмов;
      Концерты;
      Оформление групп;
      Соревнования;
      Благоустройство ДОУ  и территории. [16, с. 156] 
       Однако часто используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся. [16, с. 157] 
      Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей. [16, с. 157] 
      Причинами являются:
     - недостаточное знание специфики семейного воспитания;
     - неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
     - неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения. [8, с. 19]
     Многие  исследователи отмечают, что в  современной практике дошкольного образовательного учреждения используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия – консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков. Такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму (Т.И. Бабаева, А.Л. Венгер, Л.Ф. Тихомирова). Эти формы взаимодействия ДОУ и семьи предполагают более активную позицию сотрудников ДОУ и, чаще всего, пассивную исполнительскую позицию родителей. Основная цель такого взаимодействия – информирование родителей. [11, с. 8]
     Выбирая наиболее приемлемые формы взаимодействия, родители отдали предпочтение индивидуальным формам, в которых легче решить конкретные проблемы воспитания ребенка. Приоритетная форма - индивидуальное консультирование (44%) – свидетельствует о потребности родителей решать конкретные проблемы развития ребенка, а не просто узнавать какую-либо информацию о воспитании и обучении детей. Это также проявление потребности услышать добрые отзывы о ребенке, поделиться сомнениями с воспитателем. На практике не всегда охотно родители взаимодействуют с педагогами. Одна из причин – неверно определенное содержание взаимодействия. Многие педагоги из благих побуждений говорят с родителями о проблемах ребенка, почти не отмечая его достижения. Это эмоционально для родителя тяжело, и он уходит от контакта. Взаимодействие становится формальным, стороны недовольны, проблема не решена. [11, с. 8]
     Так, Т.И. Бабаева отмечает, что в практике взаимодействия детского сада и семьи при подготовке детей к школе существует ряд серьезных моментов, снижающих эффективность сотрудничества. Прежде всего, выявились недостатки в реализации центральной связи взаимодействия «цель – результат». [11, с. 8]
     Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. [11, с. 9]
     В настоящее время, в связи с  перестройкой системы дошкольного  воспитания, практические работники дошкольных образовательных учреждений ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. [10, с. 41]
     Поэтому одна из главных задач педагогов - создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах, как традиционных, так и нетрадиционных. [10, с. 41]
     Например, формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. [10, с. 42]
     Предмет, тему, методику проведения родители и  воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. [10, с. 42]  

      Формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п. Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов. [10, с. 42]
      Формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др. [10, с. 42]
      Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др. [10, с. 43]
      Из  сравнительно новых форм работы с  родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и  др. [10, с. 43]
      Интересной  формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют  администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети. [10, с. 43]
             В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:
     - изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
     - обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
     - использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
     - расширение средств и способов работы с родителями;
     - обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы. [7, с. 84]
     В настоящее время актуальными  задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. [4, с. 41]
      Проведение  родительских собраний по старой структуре  не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных  услуг и имеют право принимать  участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы. [4, с. 66]
      В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. [4, с. 66]
      Значительным  подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. [4, с. 66] 

      Одной из новых форм работы с родителями является создание Попечительского совета. Попечительский совет ДОУ является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. [14, с. 232]
      Попечительский  совет состоит из председателя и  членов Попечительского совета в  количестве семи человек,
      Членами Попечительского совета являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители  организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения. [14, с. 232]
      Задачами  Попечительского совета являются содействие:
    привлечению внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития ДОУ;
    организации и улучшению условий жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении;
    улучшению условий труда педагогического коллектива;
    организации совместной деятельности с родителями.
     Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. [14, с. 232]
     Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа - единство воспитательных воздействий. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется такж
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.