На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирование внешнего долга России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение........................................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и  история возникновения государственного кредита.............................5
1.1. Сущность  и понятие государственного долга....................................................................5
1.2. История  возникновения внешней задолженности  России..............................................18
Глава 2. Структура и динамика внешней задолженности......................................................22
2.1. Внешний  долг бывшего СССР и его  реструктуризация..................................................22
2.2 Положение России на рынке еврооблигаций....................................................................28
2.3. Корпоративная задолженность России ............................................................................30
2.4 Общая динамика внешней задолженности России...........................................................37
Глава 3. Взаимоотношения России с международными кредитными  организациями......41
3.1. Взаимоотношения  России с международными кредитными  организациями...............41
3.2. Взаимоотношение  России с Международным Валютным  Фондом...............................44
3.3 Взаимоотношения  России с Парижским клубом..............................................................49
3.4 Взаимоотношения  России с Лондонским клубом............................................................55
Глава 4. Управление внешней задолженности и перспективы её погашения.....................58
4.1 Управление внешним долгом.............................................................................................58
4.2 Предложения по управлению внешнего долга.................................................................64
4.3 Перспективы  ликвидации внешней задолженности  и экономический рост России....73
Заключение................................................................................................................................78
Список  литературы...................................................................................................................81 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
     Значительный  вклад в изучение проблемы международных займов и кредитования внесли учёные Б. Губский [5], В.Новицкий [16], А.Филипенко[19].
     Цель  работы – охарактеризовать  международные займы и кредитование на примере России.
     Задачи  работы:
     - проанализировать структуру и  динамику внешней задолженности  на примере Российской Федерации;
     - изучить взаимоотношения России с международными кредитными организациями
     - выявить механизм реструктуризации  внешней задолженности
     - изучить перспективы ликвидации  внешней задолженности 
     - выбор оптимальной стратегии  управления государственным внешним  долгом.
    Предметом исследования является внешняя задолженность России в связи международных кредитных отношений.
      Объект исследования – Россия  .
    Информация  для исследования получена из статистических сборников, также были использованы   статистические данные государственных учреждений, аналитические данные  и публикации.
    Анализ  представленных данных будет проведен с применением индексного метода и метода определения эффективности инвестиций.    
    Курсовая  работа состоит из 42 листов, включает введение, 3 раздела, заключение,  5 рисунков и 5 таблиц. Список использованных источников насчитывает 28 наименований.
     
 

     ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И  ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 

     1.1. Сущность и понятие государственного  долга 

     Государственный кредит - это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств на возвратной и платной основе или для обеспечения гарантий.
     Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием  между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и т.д.
     Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента  мобилизации дополнительных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.
     Целесообразность  использования заимствований для  формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц (резидентов) к властным структурам без увеличения номинального совокупного спроса и количества денег в обращении, либо на основе привлечения ресурсов из-за рубежа.
     Содержание  государственного кредита:
- сущность  государственного кредита заключается  в перераспределении капитала  между частным сектором и государством  на условиях срочности, платности  и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
- современная  фискальная политика признает  возможным использование несбалансированных  бюджетов для стабилизации экономики.  Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;
- возникновение  дефицита бюджета порождается  временной неравномерностью развития  экономической активности и чрезвычайными  обстоятельствами;
- если  не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
- государственный  долг оказывает на экономику  регулирующее воздействие посредством  влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, ставки процента по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).
     Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство  правительств, как в развитых, так  и развивающихся стран не могут  покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
     Непосредственным  итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный  долг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета.
     С позиции кредитных отношений, государственный  долг - это величина задолженности  государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.
     Существуют  различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. Она носит название фискальной политики.
     Дискреционная фискальная политика - сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает:
     1. Увеличение государственных расходов
     2. Снижение налогов
     3. Увеличение государственных расходов  с одновременным снижением налогов.
     Если  в исходном пункте имеет место  сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении  правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Она включает:
     1. Уменьшение правительственных расходов
     2. Увеличение налогов
     3. Уменьшение правительственных расходов при увеличении налогов.
     Фискальная  политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  проблема контроля над инфляцией. Однако важно помнить о том, что размеры  чистого национального продукта зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита и положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. Главным показателем бюджета считается размер бюджетного дефицита (излишка).
     Бюджетные дефициты и излишки. При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.
     Займы или выпуск новых денег. Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.
     Заимствования. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, оно вступает в конкуренцию  с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновесной процентной ставки, а инвестиционные расхода обратно пропорциональны ставке процента. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента, и, таким образом, будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные в величине процента потребительские расходы. Создание денег. Если государственные расходы дефицитного бюджет финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая влияния на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
     Погашение долга или бездействующий бюджетный  избыток. Вызванная избыточным спросом  инфляция требует фискальных действий со стороны правительства, которые  могли бы сформировать бюджетный  излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его.
     Погашение долга. Поскольку федеральное правительство  имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может  использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.
     Изъятие из обращения. С другой стороны, правительство  может добиться большего антиинфляционного  воздействия своего бюджетного излишка  просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не впрыскиваются (вливаются) вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. То есть уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение о том, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга.
     Не  дискреционная политика: встроенные стабилизаторы. В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных налогов и расходов вносятся автоматически. Эта автоматическая или встроенная стабильность не включается в рассмотрение дискреционной политики, т.к. при этом предполагается существование аккордного налога (обеспечивающего взимание определенного процента ЧНП). Встроенная стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (общая величина налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который варьирует пропорционально величине ЧНП. Почти все налоги дают увеличение поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки, следовательно, по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональное увеличение поступлений. По мере роста ЧНП увеличиваются налоги с дохода корпораций, с оборота и акцизы. И увеличивается величина налогов на зарплату по мере создания новых рабочих мест. Трансфертные платежи имеют прямо противоположное поведение. Выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам - все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.
     Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
     Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
     В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение  доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.
     Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
     Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий. Капитальный государственный  долг - вся сумма выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
     Согласно  действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.
     Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.
     Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие  в иностранной валюте. Под государственным  внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
     С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно. Августовский кризис 1998 г. выдвинул на первый план проблему деления государственного долга на внутренний и внешний.
     В действующих до введения в действие Бюджетного кодекса законах "О  государственном внутреннем долге" и "О государственных внешних  заимствованиях" в основу классификации долгов были положены два разных признака.
     В первом законе - это валюта, в которой  выражаются заимствования, во втором - источник заимствований. Это затрудняло принятие обоснованных решений и  приводило к возникновению курьезных  ситуаций. Их примером являлось не включение до 1997 г. долга по внутреннему валютному займу ни во внутренний, ни во внешний государственный долг. Этот заем был номинирован в долларах США. Но его размещение проводилось среди резидентов. Вот оно и удовлетворяло сразу обоим признакам классификации долгов, в силу чего до 1997 г. долг по ОВВЗ учитывался отдельно от всех других заимствований.
     Принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет внешний и  внутренний долг на основе одного единственного признака - валюты. Однако и это не решает всех проблем, связанных с классификацией государственного долга. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга.
     Однако  все статистические источники учитывают внешний долг по ГКО-ОФЗ как часть внутреннего государственного долга. Поэтому целесообразнее и проще все-таки рассматривать задолженность по государственным ценным бумагам как указано в действующем законодательстве и в соответствии с бюджетной классификацией, то есть в составе внутреннего государственного долга, который должен учитываться в рублях.
     Формы государственного долга - в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:  
- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

     - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
     - договоры и соглашения о получении  Российской Федерацией бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;  
- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;  
- соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Предлагаемые  для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом: 
1.-наличные  денежные средства;

2. - государственные  ценные бумаги;
3. - корпоративные  ценные бумаги;
4. - товарные  поставки;
5. - долговые  обязательства третьих сторон  перед российским правительством;
6. - иные  государственные активы.
     Таблица 1.1.
     Средства  платежа по внешнему долгу и их источники
 

     Размещение  государственных ценных бумаг может  быть: 
- Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат:  государственные краткосрочные обязательства (ГКО),  облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;

- Вынужденным  квазирыночным - рыночное оформление  фактического государственного  долга. Так появились на свет  облигации внутреннего валютного  займа (ОВВЗ), казначейские обязательства  (КО), векселя Минфина, переоформившие  на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка. 
Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.

     Таким образом, использование для целей  обслуживания и погашения долга  более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.
     Опираясь  на вышеизложенное, можно сделать  следующие выводы: 
- понятия государственный долг и бюджетный дефицит тесно связаны, государственный

долг  это фактически сумма накопленных  дефицитов бюджета;
- причинами  возникновения государственного  долга, как правило, являются  тяжелые периоды для экономики:  войны, спады и т.д.;
- понятия  внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
- выбор  источника покрытия государственного  долга должен быть экономически  целесообразен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2.Методика  и информационная  база исследования 

      Информационной  базой для исследования служил ряд  источников. При исследовании экономических объектов пользуются различными информационными источниками, в том числе: статистическими данными государственных учреждений и предприятий, различного вида отчетностью (финансовая, бухгалтерская и т.д.), аналитическими данными, публикациями и пр.
    В данной работе использовался индексный  метод, метод прогнозирования и приём цепных постановок и разниц.
    Индекс (от лат. index – показатель, список) –  статистический относительный показатель, характеризующий соотношение экономических  явлений во времени или в пространстве. То есть, любой показатель, выражающий сравнение двух величин между  собой, можно называть индексом. 
    В самом общем виде все индексы  могут быть представлены как отношение, в котором индексируемый признак, соизмеряется с признаком, принятым в качестве базы для сравнения.
    Если  сравнить понятия «Темп роста», «Относительная величина динамики», «Относительная величина планового задания», «Относительная величина выполнения плана», «Индивидуальный индекс», то можно сделать вывод о наличии у них единого принципа расчета: это – соотношение явлений, как правило, с учетом фактора времени.
    Индексируемый признак – признак, изменение данной величины которого определяется. Название индексов обычно содержит указание на индексируемый признак. Например, если индексируемым признаком является объем произведенной продукции, выраженный в натуральных измерителях, то название индекса определяется как «Индекс физического объема произведенной продукции». При построении индексов, также как при построении средних величин, используются признаки-веса[2].
    В результате расчета индекса образуется значение, которое может быть выражено двумя способами:
    - число раз, в которое изменилась (уменьшилась или увеличилась)  величина признака;
    - процентный уровень[16].
    Взаимосвязь между индексами выражается таким  же соотношением, как и взаимосвязь  между признаками, на основе которых строятся индексы. Например, если размер дохода за месяц одного жителя региона N умножить на число человек, живущих в этом регионе, то получим общий доход, получаемый всеми жителями данного региона, – именно так будет выглядеть взаимосвязь между этими признаками. Следовательно, и между индексами, отражающими изменение указанных признаков, будет такая же взаимосвязь: произведение индекса дохода на душу населения региона и индекса численности жителей региона даст индекс общего дохода всех жителей региона. 
    Правила построения индексов:
    1. Признак за отчетный период  относится к признаку за базисный  период. Исключения составляют отдельные  показатели, имеющие между собой  обратно пропорциональную зависимость.
    2. Если изучаемый признак первичный,  то признак (признак-вес), влияющий на него, берется на неизменном уровне базисного периода. Если изучаемый признак вторичный, то признак (признак-вес), влияющий на него, берется на неизменном уровне отчетного периода.
    Индексный метод анализа – метод статистического  исследования, позволяющий соотносить социально-экономические явления, состоящие из неоднородных элементов, а также выявлять влияние отдельных факторов на изучаемый признак.
    Выбор вида индекса обусловлен индексируемым признаком. 
    Я буду рассматривать динамический индекс, как показатель, отражающий сравнение величин процесса осуществления операций по международным связям, протекающим в различных периодах времени.
    Если  за основу для сравнения принимается  показатель, рассчитанный за предыдущий период, либо конкретно указанный, базисный период, то такой индекс будет рассчитываться в форме:
          [1]
    Если  за основу для сравнения принимается  показатель, выраженный определенной нормативной (хн), плановой (хпл), либо эталонной (хэ) величиной, то такой индекс будет рассчитываться соответственно по следующим формулам:
            [2]
    Итак, основной характерной чертой индивидуального  индекса является исследование индексируемого признака без учета влияния на него других признаков.
      Приём цепных подстановок и разниц позволяет  измерить количественно влияние  основных факторов на величину изменений изучаемых показателей при условии неизменности других факторов, в данном случае внешней задолженности России. Данный логический приём расширяет наше представление о комплексе внешних и внутренних факторов, влияющих на исследуемую систему или явление.
      Цепная  подстановка широко применяется  при анализе показателей отдельных  предприятий. Данный метод исследования может использоваться только тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями носит строго функциональный характер, т.е. может быть представлена в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. В этих случаях анализируемый совокупный показатель должен быть изображён в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие.
      Метод цепных подстановок и разниц заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путём последовательной замены базисных значений факторов – сомножителей фактическими. Сравнение двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется фактическим.
      Данный  приём позволяет определить численно степень влияния каждого из рассматриваемых  факторов на анализируемое явление  или процесс. Цель этого приёма –  установить силу влияния комплекса факторов на исследуемою систему (явление) с целью их ранжирования для разработки некоторых производственных, организационно – технических мероприятий, направленных на улучшение функционирования рассматриваемой системы, изучаемого явления.
      Алгоритм  практической реализации данного метода можно продемонстрировать следующим  образом. Необходимо провести факторный  анализ изменения величины прибыли, полученной от производства и реализации плодов[9,c.45].
      На  величину прибыли оказывает влияние комплекс следующих факторов:
      Изменение объёма реализации в отчётном году по сравнению с базисным, изменение  ассортиментной структуры реализуемой  продукции, изменение себестоимости  реализуемой продукции, изменение  реализационных цен, изменение себестоимости за счёт структурных сдвигов в составе продукции. В комплексе, влияние каждого фактора даёт общее изменение величины прибыли отчётного года по сравнению с базисным.
      Положительными  сторонами данного метода является то, что он позволяет оценить в  количественном выражении степень влияния оцениваемых факторов на исследуемое явление (систему) и ранжировать их по степени влияния.
      Недостатки  метода заключаются в том, что  количественное влияние того или  иного фактора не всегда можно  вычислить с достаточно большой степенью точности, особенно возникают сложности при вычислении фактических показателей по базовым значениям.
      Также мы использовали метод прогнозирования  для определения перспектив развития погашения внешней задолженности. Функционирование предприятия в современных условиях связано с изменениями во внешней и внутренней среде его деятельности, что обуславливает необходимость разработки новых подходов к определению целевой функции его деятельности, обоснованию экономических механизмов стабилизации и росту эффективности производства в целом.
      Достижение  данных целей и задач возможно лишь путем глубокого анализа, как  хозяйственной деятельности предприятия, так и состояние окружающей его  экономической и социальной среды. Сочетание микро- и макро анализа  позволяет создать информационную базу принимаемого управленческого решения, адекватную деятельности и условиям неопределенности хозяйственной деятельности.
      Переход к рыночным методам хозяйствования способствовал значительному росту  фактора неопределённости в экономических явлениях, возросла динамичность хозяйствования, появились понятие конкуренции. В этих условиях резко возросло значение методов прогнозирования как элементов научного предвидения дальнейшего развития ситуации в экономике в целом, в отдельных отраслях, регионах, обособленных рынках, а так же на отдельных предприятиях как основных субъектах хозяйствования.
      Под понятием прогноз понимается – научно обоснованное суждение о возможном  состоянии объекта (которой исследуется) в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Существует достаточно большое количество методов прогнозирования. Вероятность прогноза тем выше, чем большее количество методов используется.
      Прогнозирование – это один из ключевых моментов при принятии экономических решений. Конечная эффективность любого решения зависит от последовательности событий, возникающих уже после принятия решения. Возможность предсказать неуправляемые аспекты этих событий перед принятием решения позволяет сделать наилучший выбор, который, в противном случае, мог бы быть не таким удачным. Поэтому системы планирования и управления, обычно, реализуют функцию прогноза.
      Прогнозирование – это предсказание будущих событий. Целей прогнозирования является уменьшение риска при принятии решения. Прогноз обычно получается ошибочным, зависит от используемой прогнозирующей системы. Предоставляя прогнозы больше ресурсов, мы можем увеличить точность прогноза и уменьшить убытки, связанные с неопределенностью при принятии решений[7,c.32].
      Поскольку прогнозирование никогда не сможет полностью уничтожить риск при принятии решений, необходимо явно определять точность прогноза. Обычно, принимаемое решение  определяется результатами прогноза с  учетом возможной ошибки прогнозирования. Прогнозирующая система должна обеспечить определение ошибки прогнозирования, также как и само прогнозирование. Такой подход значительно снижает риск объективно связанный с процессом принятия решений. Необходимо отметить, что прогнозирование это не конечная цель. Прогнозирующая система это часть большой системы менеджмента и как подсистема, она взаимодействует с другими компонентами системы, играя не малую роль в получаемом результате.
      В целом методы прогнозирования классифицируются по различным критериям. Наиболее широко применяется различия между качественными и количественными методами. Также можно встретить разделение методов прогнозирования на два класса – квалитативные и квантитативные, в зависимости от того какие математические методы используются.
      Квалитативные процедуры производят субъективную оценку. Эти процедуры основываются на опросах, тестах, оценки эффективности продаж и исторических данных, но процесс, с помощью которого получается прогноз, остается субъективным. Квантитативные процедуры прогнозирования явно объявляют – каким образом получен прогноз. Четко видна логика и понятны математические операции. Эти методы производят исследования исторических данных для того, чтобы определить глубинные процесс, генерирующий переменную и, предположив, что процесс стабилен, использовать знания о нем для того, чтобы экстраполировать процесс будущее. К квантитативным процедурам относятся методы, основаны на статистическом анализе, анализе временных последовательностей.
      Прогнозирование включает постановку задач прогнозирования, сбор данных для прогнозирования, оценку, анализ и экстраполяцию, применения спрогнозированных результатов, контроль прогнозов и процессов прогнозирования.
      Последний пункт плана прогнозирования  особенно актуален, поскольку позволяет  определить степень достоверности использованных методов прогнозирования и в случае если они себя не оправдали произвести замену на другие методы. Модель внутреннего развития хозяйствующего субъекта, как объекта прогнозирования, можно представить из трёх взаимосвязанных блоков: воспроизводство основных фондов, использование и оплата трудовых ресурсов, затраты на производство продукции.
      Основные  количественными методами прогноза, которые можно применить для  исследования экономических ситуаций, является: экстраполяция тренда (или выявленной тенденции), прогнозы на основе индикаторов, регрессионный характер[6,c.34].
        Применение метода экстраполяции  тренда характерно для временных  рядов динамики, обладающих определенной  тенденцией, т. е. для более  простых явлений. Регрессионный и корреляционный анализы используются для динамических рядов, не имеющих тенденций. В основе методов прогнозирования на основе индикаторов лежит именно корреляционный анализ, позволяющий определить тесноту взаимосвязи между прогнозируемым явлением и определенными факторами – так называемыми индикаторами.
      Разделение  методов прогнозирования на количественные и качественные несет в себе дополнительное деление методов на используемые в краткосрочном прогнозировании  и долгосрочном. Так, количественные методы направлены на краткосрочное и частично на среднесрочное прогнозирование, а для качественных методов характерно использование в основном в долгосрочном периоде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ.  

     2.1. Внешний долг бывшего СССР и его реструктуризация. 

     В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в мире.
     Ниже представлена структура государственной задолженности. Общая сумма задолженности подразделяется на две части - это долги бывшего СССР, который РФ взяла на себя после распада Союза и собственно российский внешний долг, т.е. долг, образовавшийся после 1 января 1992 г. Ясно разделить эти два вида задолженности целесообразно в связи с отчетливой позицией правительства по разделению приоритетов этих видов обязательств.
     Внешний долг РФ можно условно разделить  на шесть составляющих:
- Займы  международных организаций;
- Реструктуризированный  долг бывшего СССР;
- Кредиты  и займы российских банков;
- Кредиты  и займы российских предприятий;
- Валютные  облигации внутреннего займа;
-Еврооблигации  и субфедеральные внешние займы  и кредиты.  
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1.
Структура государственного внешнего долга России
Наименование Сумма, млн. долларов США Сумма, млн. ЕВРО
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 999,8 696,9
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 820,4 1 268,9
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 300,1 906,2
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 830,5 578,9
Задолженность перед международными финансовыми организациями 3 793,9 2 644,6
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 18 290,5
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1 775,3 1 237,5
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 881,4 614,4
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 37 641,0 26 237,9
 
 
     Как видно из таблицы  большую часть  долга составляют долги, доставшиеся  России от СССР. Проблемы внешней задолженности остро встали в последние годы существования Советского Союза, в 1987-91гг., когда для насыщения внутреннего потребительского рынка импортными товарами правительство СССР было вынуждено прибегать к массированным внешним займам.
     В 70 -е и начале 80-х годов, во время  так называемой "нефтяной лихорадки" сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять массированные импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров.
     Однако  к середине 80-х ситуация диаметрально изменилась. Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие технологии, что позволило резко сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефтеэкспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены стремительно полетели вниз.
     Наконец, и в Советском Союзе произошли  серьезные изменения. Качество отечественных  товаров продолжало падать, соответственно изменялся и спрос на них. Необеспеченная денежная эмиссия, которой латались бюджетные дефициты, вызывала подавленную инфляцию спроса и неадекватный рост сбережений, которые, по сути, были отложенным спросом.
     Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения поступлений от экспорта вынуждало увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных банков.
     Однако  реально торговый баланс СССР продолжал  ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долларов. (Аналитическая служба ИК «Регион», 15.01.1999-21.01.1999).
     В 1991 году после распада СССР сначала  предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности  по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. 

       Таблица 2.2 
     Расчетные доли бывших союзных республик в  общесоюзных показателях, %
 
 
    Республика
 
Долг/активы
 
Нац. доход
 
 
Экспорт
 
 
Импорт
 
 
Население
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Россия
 
61,3
 
61,1
 
78,2
 
37,7
 
51,5
 
    Украина
 
16,4
 
16,2
 
12,3
 
14,1
 
18,1
 
    Белоруссия 
 
4,1
 
4,1
 
3,2
 
3,9
 
3,6
 
    Казахстан
 
3,9
 
4,3
 
1,3
 
2,6
 
5,7
 
    Грузия
 
1,6
 
1,6
 
0,5
 
1,5
 
1,9
 
    Кыргызстан
 
1,0
 
0,8
 
0,1
 
0,9
 
1,5
 
    Армения
 
0,9
 
1,0
 
0,1
 
0,7
 
1,2
 
    Таджикистан
 
0,8
 
0,7
 
0,4
 
0,5
 
1,8
 
    Узбекистан
 
3,3
 
3,3
 
1,3
 
1,7
 
6,9
 
    Азербайджан
 
1,6
 
1,7
 
0,6
 
1,2
 
2,4
 
    Молдова
 
1,3
 
1,3
 
0,4
 
1,2
 
1,5
 
    Туркмения
 
0,7
 
0,7
 
0,1
 
0,4
 
1,2
 
    Литва
 
1,4
 
1,4
 
0,9
 
1,4
 
1,3
 
    Латвия
 
1,1
 
1,1
 
0,4
 
1,2
 
0,9
 
    Эстония
 
0,6
 
0,7
 
0,2
 
0,6
 
0,5
 
 
     Первые  соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном.
     В октябре 1992г. на совещании глав СНГ  в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним  долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом  имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее.
     Переход к новой схеме обслуживания долга  СССР позволил в конце 1992г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России.
     Оценить реальную стоимость государственных  финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря – оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.
     Во-первых, поскольку во многих странах-должниках  СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.
     Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной  стороны, произошла резкая девальвация  рубля и его обесценение в  отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят.
     В-третьих  большинство наших должников  – слабо платежеспособные, многие уже накопили большую просроченную задолженность. Поэтому необходимо определить формы погашения долга (деньги, товары, собственность, инвестиции), а во многих случаях – льготные условия рассрочки платежей. 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Корпоративная задолженность России 

     Коммерческая  задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров  и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб).В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. Рост внешнего корпоративного долга - один из наиболее динамичных показателей развития экономики России. В 1998-1999 гг. объем его не превышал 30 млрд. долл. В последующий период он стал быстро увеличиваться, превысив в 2007 г. уровень 1998-2000 гг. в 13 раз (413,3 млрд. долл.).
     Доля  банков в общей его величине повысилась, а доля нефинансовых предприятий  сократилась. Внешние долги государственных предприятий и банков в 2009 г. росли гораздо быстрее внешних долгов частного сектора. Наиболее динамично увеличивались долги нефинансовых предприятий государственного сектора.
     В связи с быстрым ростом внешнего корпоративного долга его уровень  по отношению к ВВП постоянно растет.В 2005-2009 гг. величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП почти удвоилась и составила 32,5%.  
 

     
     Рисунок 2.1. Уровень внешнего корпоративного долга России в процентах к  ВВП 

     Интересно сравнить также уровень внешнего корпоративного долга и совокупного (государственного и корпоративного) внешнего долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России.
     Внешний долг государственных предприятий и банков охватывает те банки и нефинансовые предприятия, в которых органы государственного управления, денежно-кредитного регулирования и госкомпании напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как долг частного сектора.
     Может показаться, что сопоставление внешнего корпоративного долга с золотовалютными  резервами не вполне правомерно. Ведь золотовалютные резервы используются в первую очередь для финансирования импорта, погашения внешнего государственного долга, стабилизации валютного рынка. Однако кризисы в Мексике (1994 г.), Гонконге (1997-1998 гг.), Корее (1998 г.) показали, что в наиболее критической ситуации государство вынуждено брать на себя финансирование корпоративных долгов. Учитывая это, а также то, что в России государство имеет гарантии по корпоративным долгам, крупнейшими заемщиками у нерезидентов являются нефтегазовые, транспортные, банковские и другие государственные корпорации, сравнение внешнего корпоративного долга с золотовалютными резервами правомерно. 

       

     Рисунок 2.2 Уровень внешнего корпоративного долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России, млн.долл. 

     Совокупный  внешний государственный и корпоративный долг вплоть до 2008 г. был существенно выше золотовалютных резервов. И только в 2009 г. он составил менее 95% объема золотовалютных резервов. Объемы внешнего корпоративного долга и золотовалютных резервов в течение 2005-2007 гг. различались незначительно. Затем при более чем полутора-кратном росте золотовалютных резервов в 2009 г. они примерно на 15% превысили внешний корпоративный долг.
     Несмотря  на превышение величины золотовалютных резервов над объемом долгов, их явно недостаточно для покрытия внешнего корпоративного долга, а тем более  совокупного государственного и  корпоративного внешнего долга. Ведь золотовалютные резервы используются и для других целей.
     В последнее время четко обозначились негативные тенденции в области  прежде всего внешнего корпоративного долга, а также всего совокупного  национального (внешнего и внутреннего  государственного и корпоративного) долга, к наиболее существенным трансформациям которого относятся следующие факторы.
     Резкий  рост совокупного внешнего государственного долга и ухудшение его структуры. В 1997-1998 гг. совокупный внешний государственный  долг составлял более 170 млрд. долл. Из них на собственно государственный долг приходилось 91-94%, а на долю госкорпораций - 6-9%. В 2003-2007 гг. совокупный государственный долг составлял 120-140 млрд. долл. В настоящее время, учитывая внешние долги государственных предприятий и банков, контролируемых государством, государственный долг превысил 190 млрд. долл. Причем в совокупном внешнем государственном долге доля менее надежного корпоративного долга продолжает стремительно расти. Только в 2009 г. она увеличилась почти на 25% и достигла 80,3%.
     Ухудшение структуры внешнего корпоративного долга в связи с быстрым  ростом частного корпоративного долга.
     В 2009 г. рост внешнего долга государственных предприятий и банков сопровождался постоянным увеличением долгосрочных обязательств и уменьшением краткосрочных обязательств.
     В то же время рост внешнего долга  частного сектора осуществлялся  прежде всего за счет краткосрочных  обязательств. В итоге их доля в  общем объеме внешнего корпоративного долга частного сектора выросла с 22,5% на начало 2009 г. до 33,7% на начало октября того же года.
     Резкий  рост совокупного корпоративного долга, включая внешний и внутренний корпоративный долг. Внутренняя корпоративная  задолженность по отношению к ВВП возросла в 2005-2009 гг. в 3 раза и в настоящее время превышает 40% ВВП. За тот же период долг российских предприятий и банков нерезидентам увеличился с менее 35 млрд. долл. до более чем 400 млрд. долл. При этом имеется тенденция к резкому увеличению темпов роста внешнего корпоративного долга. За 2009 г. задолженность банков и предприятий перед нерезидентами выросла на 151,4 млрд. долл., т. е. почти в 1,6 раза. В первом квартале 2010 г. темпы роста внешнего корпоративного долга замедлились. Однако подобные временные спады роста долга наблюдались в 2007-2009 гг. Делать вывод о том, что темпы роста корпоративного долга нерезидентам будут в ближайшей перспективе резко снижаться, оснований пока нет.
     Быстрый рост всего совокупного национального  долга - федерального, муниципального, корпоративного. В соответствии с проектом федерального бюджета Российской Федерации. внешний и внутренний государственный долг составил в 2011 г., 2012 г.,  8,3, 8,4% ВВП, корпоративный внутренний долг - 54; 61 % ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам, который, принимая во внимание тенденции 2005-2009 гг., составил 40, 48, 57% ВВП, совокупный национальный долг достиг в 2008 г., 2009 г., 2010 г. - 102,3, 117,4, 133,7% ВВП. При этом качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего государственного долга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. 
 


     Рисунок 2.3  Изменение корпоративного внешнего долга  

     Важное  значение для снятия напряженности  на долговом рынке может иметь  использование части средств  резервного (стабилизационного) фонда. Из его накоплений необходимо выдавать кредиты крупнейшим государственным корпорациям, участвующим в реализации инвестиционных программ государства, через посредство Внешторгбанка и Внешэкономбанка на тех условиях, на которых данные корпорации получают кредиты у иностранных заемщиков.
     Для замены иностранных кредитов средствами резервного фонда целесообразно  использовать и облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные  облигации, номинированные в валюте. В них помещается часть денег резервного фонда. При угрозе у данных корпораций дефолтов часть облигаций может быть конвертирована в акции, которые могут быть проданы государством на рынке, а полученные от продажи деньги должны поступить в федеральный бюджет.
     Коммерческие  банки могут получить дополнительные ресурсы и путем размещения временно свободных средств Министерства финансов РФ на депозитах этих банков. По оценкам Минфина, объем этих средств  составляет 600 млрд. руб., размещать  их предусматривается на аукционах. Но размещать на депозитах коммерческих банков целесообразно не только свободные средства Минфина, но и часть средств резервного фонда, вложенных в настоящее время в иностранные финансовые инструменты. Эти средства необходимо через аукционы размещать в банках под залог акций и облигаций 20 крупнейших акционерных обществ России. Учитывая колебания курсов акций, их залоговая цена должна составлять 80% рыночной цены. В этом случае банки получат ресурсы для долгосрочного кредитования предприятий.
     Необходимо  продолжить практику досрочного погашения  внешнего государственного долга из средств резервного (стабилизационного). Помимо этого нужно досрочно (до погашения) скупать на рынке российские еврооблигации. Это позволит не только увеличить объем погашения внешнего государственного долга, но и стабилизировать рынок российских еврооблигаций в период резкого падения их котировок.
     Погашение внешнего государственного долга (за исключением  досрочного погашения долга Парижскому клубу кредиторов) производится за счет доходов от эмиссии государственных ценных бумаг. Внешний государственный долг погашается за счет увеличения внутреннего государственного долга. Использование средств резервного фонда на цели обслуживания внешнего государственного долга позволит резко снизить эмиссию государственных бумаг.
     2.4. Общая динамика внешней задолженности России 

     З 1 січня 2000 року у зв'язку зі зміною бюджетної  класифікації у структурі державного зовнішнього боргу не виділяються  боргові зобов законодавства  колишнього СРСР. Однак саме ці зобов'язання спочатку форми-ровали зовнішній борг РФ. Найбільш високими темпами зовнішня заборгованості колишнього СРСР росла в 1985-1991 роках, коли темп приросту державного зовнішнього боргу перевищив 120 %, а абсолютна сума заборгованості збільшилася з 31,3 млрд. дол-ларов США до 70,3 млрд. доларів США. Головною причиною настільки високих темпів зростання державної зовнішньої заборгованості стала активно проводиться закупівля імпортного обладнання для модернізації промислового виробництва з метою полегшення переходу від адміністративно-командної системи господарювання до ринкової економіки. Однак виникли труднощі з установкою та введенням в експлуатацію імпорт-ного устаткування, на прибуток від використання якого робилася основна ставка при поверненні узятих в борг засобів, що призвело до виникнення визначення певних проблем при їх погашенні і обслуговуванні.
     Несприятливим чинником, що призвів до загострення  проблеми погашення зо-лення та обслуговування державних зовнішніх боргових зобов'язань, стала висока вартість їх обслуговування. Труднощі, що виникли з погашення та обслуговування державного зовнішнього боргу наприкінці 80-х рр., призвели до необхідності ведення переговорів щодо відстрочення та перенесення платежів за зовнішнім боргом СРСР. З розпадом СРСР постало питання про врегулювання питань розподілу-нді його боргів між державами. Проте вже в 1992 році стало очевидного-видно, що з усіх держав учасниць СНД обслуговування своєї частини зовн-нього боргу здатна здійснювати лише Росія. Такого роду невизначеність ситуації з обслуговуванням зовнішніх боргів колишнього СРСР викликала недо-вольство західних кредиторів. В 1992 році за угодою з державами, колишніми союзними республіками, Росія стала правонаступницею всіх зовн-них боргів СРСР. Цей крок, незважаючи на те, що сприяв значного зміцнення позицій Росії на міжнародному фінансовому ринку, забезпечивши довіру кре-диторов, серйозно ускладнила ситуацію в області погашення та обслуговування державного зовнішнього боргу РФ, оскільки до моменту прийняття Росією боргу колишнього СРСР прострочені зобов’язань вже становили 11,7 млрд. дол., а економічна ситуація в країні не дозволяла сподіватися на швидке ре-шення проблем, які виникли з погашенням та обслуговуванням зовнішніх боргових зобов'язань. Успадковані Росією борги мали вкрай несприятливу структуру. Вони складалися головним чином з середньо- і короткострокових креди-тому, і їх основна маса - близько 2/3- підлягала погашення в 1992-1995 го-дах, а більше половини з них - в 1992-1993 році. У зв'язку та браком коштів для погашення та обслуговування зовнішніх боргових зобов'язань відповідно до встановленого графіка платежів РФ змушена була домагатися реструк-туризации цього боргу. Однак головною причиною збільшення державного зовнішнього боргу Росії стали високі темпи зростання боргових зобов'язань, накопичених РФ за період з 1992 р. по 1998 р.коли розмір державного зовнішнього боргу РФ виріс в 4,7 рази. Головною складовою державного зовнішнього боргу, накопиченого РФ, були кредити, отримані по лінії МФО. Їх частка в структурі зовнішніх боргових зобов'язань РФ виросла з 1994 року майже удвічі, і в 1998 році склав-віла 61,3%. Заборгованість перед МФО являла собою новий елемент структури державного зовнішнього боргу РФ, що з'явився після розпаду СРСР і визнання РФ, як члена світової економічної системи. Іншим еле-інструментом, який забезпечив стабільний приріст зовнішніх боргових зобов'язань Ріс-ті, є так звана міжурядова заборгованість, на яку доводилося 29% зовнішнього боргу РФ станом на 01 січня 1999 р. Коло іноземних кредиторів Росії досить великий. У нього входять найбільші комерційні банки, а також Міжнародний валютний фонд, Міжнародний банк реконструкції і розвитку, Європейський банк реконст-кції і розвитку.
     В рамках Лондонського клубу Росія  виступає позичальником близько 1000 великих комерційних банків, кредити яких не знаходяться під захистом го-сударственных гарантій і страхування. До числа зобов'язань Росії Лондон-ському клубу відносяться міжбанківські кредити, надані Внешэко-номбанку СРСР, а також векселі, які використовувалися під зовнішньоторговельних розра-тах. Серед боржників Лондонського клубу Росія займала одне з перших місць. Значний розмір заборгованості змусив РФ в 1992 році почати вести переговори за її реструктуризації. У 1995 році Росія підписала мемо-рандум про узгоджені принципи реструктуризації боргу колишнього СРСР на загальну суму 32,3 млрд. дол. строком на 25 років з семирічним пільговим періо-будинок, протягом якого підлягають виплаті тільки відсотки за пільговою ставши-ке. А в 1997 році було підписало власне угоду про реструктуризацію заборгованості перед Лондонським клубом. Росія не була єдиною стра-ной, чий борг було реструктуровано. Повноправним членом Паризького клубу Росія була з 1997 року. Пік зростання цій частині зовнішньої заборгованості РФ припав на початок 90-х рр. В процесі розпаду СРСР кредитні лінії, виділені СРСР, продовжували діяти на відміну від позик комерційних банків. У період з 1992 по 1993 рік Росії надавалися лише короткострокові відстрочки платежів по цій частині боргу, і тільки в 1994 році РФ вперше досягла реструктуризацію частини прострочених і поточних платежів на досить вигідних умовах. Вже в 1995 році постало питання про необхідність глобальної багаторічної реструктуризації зовнішнього боргу РФ замість щорічного надання відстрочок за платежами, які не давали Уряду РФ визначеності при розро-ботке програм фінансово-економічного розвитку на середньострокову перспективу. У зв'язку з серйозним погіршенням боргової ситуації до середини 1998 року Росія опинилася в стані технічного дефолту, тобто припинила погашення зо-5. і обслуговування заборгованості Лондонському клубу кредиторів, а також призупинила погашення основної суми зовнішньої заборгованості перед Па-ризьким клубом, проте продовжила обслуговування даної частини зовнішнього боргу РФ. Близько 2/3 всіх витрат з обслуговування державного зовнішнього боргу припадало на відсотки за позиками. За правилами, що склалися в міжнародні міжнародній практиці, відмова позичальника від виплати поточних відсотків за своїми зобов'язаннями розцінюється більш негативно, ніж відмова від погашення основ-ной суми боргу. Також значна частина виплат припадає на євробонди, більшість власників, яких є приватні особи, зобов'язання, в носінні яких також прийнято виконувати повною мірою і точно в строк. Результатом політики, що проводиться Урядом РФ в області управління зовнішнім державним боргом, стала ситуація, коли РФ виявилася не в змозі виконувати зобов'язання, узяті на себе в результаті достигнутых у 1996-1997 рр. домовленостей про реструктуризацію зовнішньої заборгованості-женности. Оголошення часткового дефолту за внутрішніми борговими зобов обов'язаннями, що призвело до девальвації рубля, на тлі падіння рівня ВВП, спо-собствовало швидкого збільшення боргового навантаження на економіку. У зв'язку з браком валютних ресурсів з-за надходження меншою порівняно з запланованої суми зовнішніх кредитів, в цілях осуществле-ня розрахунків із зовнішнього боргу РФ, в 1999 році Міністерством фінансів РФ були залучені кредити Зовнішекономбанку і Зовнішторгбанку РФ на загальну суму 2,1 млрд. дол., а також кредити від Банку Росії у розмірі 2 млрд. дол. Всього ж за період з 2-й половини 1998 року по 2001 рік включно Банк Росії видав Уряду РФ кредитів на погашення зовнішнього боргу в сумі-мо близько 7 млрд. дол. У період з 1999 по 2001 рр. нові запозичення звелися до мінімуму, а з колишнім позиками доводилося платити. Але завдяки реструктуризації і часткового списання борг колишнього СРСР скоротився і становив 78 млрд. дол. За період з 2002 по 2007 рр. борг колишнього СРСР у результаті регуляр-вих виплат і дострокового списання заборгованості зменшився на 54 млрд. дол., що становило лише 5 % від суми загального боргу колишнього СРСР. На 1 січня 2009 року заборгованість колишнього СРСР у загальній сумі зовнішнього боргу Росії становила менше 1 %. Новий борг Росії в умовах поліпшення міжнародного кредитного рейтингу Росії збільшився і про-должает рости. На 01 січня 2009 зовнішній борг Росії оцінюється в 484,7 млрд. дол. Загальна динаміка зовнішнього боргу Російської Федерації за період з 1994 по 2009 роки показує наступні. Загальна сума зовнішнього боргу ви-росла в кінцевому підсумку на 388,1 млрд. дол. з 96,6 млрд. дол. за 484,7 млрд. дол. За цей час борги колишнього СРСР перестали відігравати провідну роль у проблеми зовнішньої заборгованості країни. Вони зменшилися на 90 млрд. дол., а їх частка в загальній сумі боргу впала з 89 % до 1 %. Тепер особливу увагу необхідно приділяти проблемі нового російського боргу, який виріс на 388,1 млрд. дол., тобто більш ніж в 36 разів, при збільшенні її частки в загальній сумі боргу з 11% до 99%. Але завдяки позитивним рухів у раз-розвиток російської економіки, особливо за світового нафтового буму, показники зовнішнього борга за цей час істотно покращилися. Зі відношення "борг /ВВП" знизилося з 91 % до 35 %, тоді як сума боргу стала навіть менше розміру валютних резервів. Однак збільшенням валютних ресурсів в результаті зростання світових цін на нафту в порівнянні із запланованими, як джерело ресурсів, спрямований-ляемый на погашення та обслуговування державного зовнішнього боргу РФ, представляється вкрай нестабільним чинності мінливості цін на світовому ринку. Тому реальною основою стійкості при управлінні державного вим боргом має стати тільки істотне поліпшення економічної сі-ситуації в країні, посилення податкового адміністрування та удосконалення-вання структури державного боргу РФ. Переважання боргу, номінованого в іноземній валюті, у загальному обсязі боргових зобов'язань Російської Федерації є серйозним чинником, що ставить управління, зокрема, зовнішнім боргом у жорстку залежність від зовнішніх факторів, так і від валютної політики держави і стану платіжного балансу. У зв'язку з цим, в цілях оптимізації структури державного боргу і зменшення валютних ризиків, починаючи з 2002 року пріоритет при здійсненні державних запозичень був відданий внутрішніх запозичень. Обсяг державного внутрішнього боргу передставлен на малюнку 1.
     
     Рис. 1  Обсяг державного внутрішнього боргу, млрд. руб.
     Намітилася  тенденція до вирівнювання умов залучення позик на внутрішньому і зовнішньому ринках, як за вартістю залучення, так і за строками запозичень. Інтерес інвесторів значно виріс до російських цінних паперів, про що свідчить зниження прибутковості валютних облігацій, що, у свою чергу, позитивно позначилося на ринку державних боргових зобов’язань в цілому. У 2003 році ціни російських єврооблігацій Rus 30 з погашенням в 2030 році перевищили рівень 97% від номіналу, при цьому прибутковість впала нижче 6,9% річних. Загальний обсяг державного боргу РФ за станом на 1 січня 2008 року оцінювався в 14,034 трлн. рублів, що складає 33,6% від ВВП. За фактичне нию станом на 1 січня 2001 року співвідношення державного дол-га до ВВП знизився на 15,4 %. Незважаючи на підвищення рівня суверенного кредитного рейтингу Ріс-ті, однією з основних проблем в області державного боргу залишається від-відсутність можливості сталого рефінансування державного зовнішнього боргу на сприятливих умовах. Не останню роль у цьому грає структурна слабкість економіки РФ обумовлена її високою висомистью від коливань світових цін на енергоносії. У 2008 році зовнішній борг Російської Федерації (перед нерезидентами) з урахуванням курсової та ринкової переоцінок збільшився з 465,4 до 484,7 млрд. доларів США. [2] В результаті операцій з новим залученню, погашення основного боргу, операції на вторинному ринку, зміна заборгованості за нарахованими і невиплачених відсотками заборгованість зросла на 58,2 млрд. доларів США, за рахунок інших змін (в основному курсової і вартісної переоцінок) - скоротилася на 38,9 млрд. доларів США.
     Обмеження можливостей рефінансування за кордоном узятих раніше зобов'язань, а також  прийняті заходи щодо фінансової підтримки  російських банків і підприємств сприяли зниженню зовнішньої заборгованості приватного сектора в IV кварталі 2008 року. Проте за підсумками року боргові зобов'язання зросли на 7,9% і до 1 січня 2009 року досягли 451,9 млрд. доларів США (93,2% сукупного зовнішнього боргу Російської Федерації). В той же час заборгованість органів державного управління та органів грошово-кредитного регулювання знизилася з 46,4 до 32,8 млрд. доларів США, а її частка в структурі зовнішнього боргу - з 10,0 до 6,8%.
     Заборгованість  російських банків перед нерезидентами за станом на 1 січня 2009 року, за винятком участі в капіталі та фінансових похідних, склала 166,1 млрд. доларів США, що трохи перевищує залишок на 1 січня 2008 року. Питома вага іноземній заборгованості банків перевищив одну третину сукупного зовнішнього боргу економіки.
     Зовнішнє  фінансування банківської системи  в 2008 році здійснювалося в основному  у формі кредитів, обсяг яких виріс  до 124,7 млрд. доларів-рів США, а частка збільшилася до 75,0% сукупного боргу сектора. Зобов'язання перед нерезидентами знизилися до 32,9 млрд. доларів США (19,8%). Заборгованість по боргових цінних паперів, що належить нерезидентам, скоротилася до 3,4 млрд. доларів США (2,1%). Зобов'язання за іншим категоріям оцінювалися в 5,2 млрд. доларів США (3,1%).
     У 2008 році сумарний обсяг зовнішніх зобов'язань нефінансових підприємств зріс на 30,5 млрд. доларів США - до 285,8 млрд. доларів США (59,0% всього зовнішнього боргу економіки).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.