На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегия продвижения туристско-рекреационного комплекса МО город-курорт Геленджик на внутреннем и внешнем рынках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

  Стр.
Введение  ………………………………………………………………….. 4
1. Факторы  развития туристско-рекреационного  комплекса МО город-курорт Геленджик…………………………………………………………..  
7
    1.1  Природно-климатические  характеристики дестинации………….…...
7
    1.2  Экономический  потенциал МО город-курорт Геленджик …………..
17
    1.3  Показатели  уровня развития социальной сферы……………………..
28
2. Анализ  современного состояния туристско-рекреационного  комплекса МО город-курорт Геленджик …………………………….......................  
36
2.1  Характеристика ТРК курорта…………………………..……………... 36
    2.2  Тенденции  развития туристской инфраструктуры  региона….……...
47
2.3   Собирательный «Портрет гостя-2008» ………….………………….. 55
3. Стратегия  продвижения туристско-рекреационного  комплекса МО город-курорт Геленджик на внутреннем и внешнем рынках.................  
64
3.1 Концепция развития и цели маркетинга города-курорта………… 64
    3.2  Разработка новых рынков……………………………………………...
71
3.3  Брэндинг и позиционирование города-курорта Геленджик……….. 80
    Заключение………………………………………………………………...
85
    Список литературы………………………………………………………….
87
    Приложения……………………………………………………………….
91

ВВЕДЕНИЕ

 
      Геленджик – это весь спектр туристских услуг  на любой вкус. Гостей ожидают более 140 санаториев и пансионатов, баз  отдыха и автокемпингов, а также частные мини-гостиницы, которые предоставляют  отдыхающим     широкий выбор курортных услуг. В состав города-курорта входят широко известные курортные места: Архипо-Осиповка, Криница, Бетта,               Прасковеевка, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка. Все это работает и     развивается с целью удовлетворения рекреационных потребностей гостей курорта, их оздоровления и отдыха.
      В Послании Федеральному Собранию В.В.Путин  подчеркнул, что в    современных условиях охрана    здоровья – это проблема государственного масштаба.
      В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.41),        Всеобщей декларацией прав человека (ст.25), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, неотъемлемым правом человека является право на охрану здоровья и благоприятную среду          обитания. Одним из условий практической реализации этих прав является санаторно-курортное обеспечение населения.
      Санаторно-курортное  дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного здравоохранения. Россия обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Среди них  нарзаны Кисловодска, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, термальные воды Кульдура, горячие газы курорта Янган-Тау, лечебные  грязи Тамбуканского озера, сероводородные термальные источники Сочи, солнечное Черноморское побережье и многие другие. Геленджик по праву занимает в этом ряду достойное место1.
      Наличие  многообразных природных  ресурсов позволило создать в нашей стране многообразную  систему санаторно-курортного лечения и     отдыха.
      Десять  лет назад Геленджик был перед  выбором: стать грузовым      портом, дачным городком или современным курортом. Победу одержал здравый смысл и точный экономический расчет.
      Сегодня курорт Геленджик переживает период инвестиционного и строительного  подъема. Возводятся крупные  комплексы  отелей и жилых домов, объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Инвесторы предлагают  амбициозные проекты, например, комплекс       апарт-отелей «Солнце» на территории площадью 11 гектаров. До 2010 года на данном объекте предполагается освоить около 100 миллионов евро. Не менее привлекательным объектом является создание Черноморского горного гольф-курорта и др. В этих условиях важно четко сформулировать            концепцию развития курорта, видеть цели и конечный результат.                Определение места Геленджика в ряду курортов России, перспектива его развития является актуальной проблемой сегодняшнего дня.
      Объектом  исследования является туристско-рекреационный  комплекс (ТРК), как градообразующая  сфера Геленджика. Предметом анализа  является состояния и перспективы  развития ТРК. Целью дипломной работы              определено выявление факторов и тенденций развития курорта в                  современных условиях. В ходе достижения цели решены ряд задач:
      ? изучена теоретическая литература по проблемам курортного дела и историческим тенденциям развития курортов в России;
      ? проанализирована статистика  экономического и социального       развития региона;
      ? проведен анализ состояния ТРК МО город-курорт Геленджик;
      ? на основе Программы стратегического развития до 2012 года         выявлена концепция курорта и тенденции продвижения ТРК на внешнем и внутреннем рынках.
      Работа  состоит из введения, трех глав, заключения,                            библиографического списка и приложений. В первой главе анализируются факторы развития ТРК МО город-курорт Геленджик. Акцент сделан на    природно-климатических условиях, экономическом потенциале и уровне    социального положения населения дестинации. Во второй главе                 рассматриваются современное состояние ТРК и его место в структуре        экономики региона. В третьей главе представлены контуры стратегии       продвижения ТРК Геленджика на внутреннем и внешнем рынках.
      В основе написания дипломной работы были использованы                статистические материалы, программные документы, планы городской       администрации по развитию курорта, выступления руководителей и           специалистов на крупных форумах и совещаниях, публикации                      периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО
КОМПЛЕКСА МО ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК 

1.1 Природно-климатические характеристики дестинации 

     Геленджик – один из древнейших населенных пунктов  Черноморского побережья. Следы  пребывания здесь древнего человека уходят в каменный век, о чем свидетельствует  археология. Медно-бронзовый век  оставил на территории курорта своеобразные памятники древнего зодчества – дольмены – заросшие мхом сооружения из каменных плит с возрастом около 200 тысяч лет. Они встречаются на вершинах гор, в долинах рек и напоминают собой хаты, сложенные  из плит и песчаника.
     2600 лет тому назад (VI в. до н.э.) на эти берега пришли первые           колонизаторы, ими были древние греки, основавшие в северо-западной части бухты торговый  город Торикос или Торик (по названию, как предполагают, местного племени). Греков сменили римляне. Из древнегреческих             письменных источников дошли до нас сведения и об аборигенах здешнего края -    местных племенах керкетах, торетах, эвдусянах, позже зихах, адыгах.
     Со  второй половины XII века северное и восточное Пречерноморье находится под влиянием Генуи, между Тапой (Азовом) и Севастополем    (Сухуми) итальянцами было основано 39 колоний, среди них колонии     Мавролако на берегу Геленджикской бухты.
     В XV веке захватившие побережье турки  превратили  небольшой торговый городок на берегах бухты в печально известное место вывоза невольниц для гаремов. Тогда и родилось красивое и грустное название    «Геленджик», что переводится с тюркского как «невесточка»2. В 1829 году после ряда тяжелых войн и изнурительных походов Северное Причерноморье стало частью России, и на берегах Геленджикской бухты строится первое  укрепление, ставшее надежной базой овеянного славой    русского флота.
     Развитие  курорта начинается с 1891 года после  постройки Сухумского шоссе. В 20-м  столетии Геленджик получает признание  как курорт. В 1900 году доктор С.Ф. Сульжинский открыл первую частную «Черноморскую     санаторию». В 1912 году был открыт детский костнотуберкулезный              санаторий.
     В 1915 году селу Геленджик присвоен статус города.
     В 1917 году в городе установлена Советская  власть. После                гражданской войны Геленджик развивается как социалистический курорт и как район горного садоводства и виноградарства. Частные дачи переходят в  собственность государства, ведется их реконструкция. Для этих целей в мае 1929 года Кубано-Черноморский ревком, несмотря на трудности                 восстановительного периода, выделил Геленджику 1 миллион рублей. В годы первых пятилеток открылись дома отдыха МГУ (ныне санаторий имени М.В.Ломоносова) и несколько ведомственных домов отдыха. Геленджик принимал первые группы  детей рабочих завода «Ростсельмаш» - для них   построили пионерский лагерь на Толстом мысу. Если раньше Геленджик был доступен только для состоятельных людей, то теперь сюда ехали на отдых трудящиеся с различных концов Советского Союза – настоящие хозяева     своей страны.
     В 1920 году Кубано-Черноморский ревком образовывает областную курортную комиссию, которая  подготовила данные о курортах общегосударственного и местного значения, согласно которым Геленджик был включен в число общегосударственных курортов.
     С 1970 года Геленджик отнесен к курортам Всесоюзного значения на основании  Постановления Совета министров  СССР от 28 августа 1970 года «О мерах по упорядочению застройки территории курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений отдыха».
     С 1996 года город-курорт Геленджик включен  в перечень особо         охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значении на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 591-р от 12 апреля 1996 года3.
     В настоящее время Геленджикский  район включает участок между   мысом Пенай на севере и бухтой Инал на юге. Черное море  представляет    собой юго-западную границу, а Маркотхский и Главный Кавказский хребет образует его северо-восточную границу. Территория района составляет 1,6% территории Краснодарского края и характеризуется наличием неосвоенных природных участков с ограниченной сельскохозяйственной и промышленной деятельностью.
     Муниципальное образование город-курорт Геленджик  занимает          исключительно выгодное геостратегическое положение. Общая протяженность границы составляет порядка 251 км. Площадь территории – 1227,54 кв.метров. Теплый умеренно влажный климат Геленджика обусловлен влиянием Черного моря и расположением города к югу от Главного Кавказского хребта по 44 параллели.
     Муниципальное образование город-курорт Геленджик  имеет              следующее административно-территориальное устройство: город Геленджик, Архипо-Осиповский сельский округ (село Архипо-Осиповка, село Текос,   село Тешебс), Кабардинский сельский округ (село Кабардинка, хутор     Афонка, село Виноградное, село Марьина роща), Дивноморский сельский округ (село Дивноморское, село Адербиевка, село Возрождение, хутор      Джанхот, село Прасковеевка, поселок Светлый, хутор Широкая Щель), Пшадский сельский округ (село Пшада, село Береговое, хутор Бетта, село Криница, село Михайловский Перевал, хутор Широкая Пшадская Щель).
     По  климатическим характеристикам  Геленджик относится к зоне сухих  субтропиков средиземноморского типа. Отличительной особенностью      климата Геленджика является то, что он схож с климатом Южного берега Крыма. Теплый умеренно влажный климат Геленджика обусловлен влиянием Черного моря и расположением к югу от Главного Кавказского хребта по 44 параллели.
     Количество  солнечной радиации в районе составляет 120 ккал/см кв. в год. Число ясных  солнечных дней в году – 250 – второе место в Европейской части  России. Весна в Геленджике ранняя, среднесуточная температура в    апреле +100С. Уже в марте бывает жаркая и сухая погода, часто такая погода устанавливается с середины февраля. Лето жаркое, средняя температура     июля 24.30С,  однако летнюю жару смягчают бризы. Среднемесячная           относительная влажность ? 55-70%. Температура морской воды достигает +280С, в среднем +240С. Осень теплая, сентябрь – лучший курортный месяц с минимальной облачностью. Температура воздуха в сентябре +250С, морской воды +230С. Зима очень мягкая. В феврале (это самый холодный месяц в году) +40С. Средне-зимняя температура +5,70С. Устойчивого снежного покрова нет. Продолжительность безморозного периода – 240 дней в году.
     На  теплый период года со среднемесячной температурой выше +100С приходится восемь месяцев (апрель-ноябрь), и лишь четыре месяца в году (декабрь-март)  являются прохладными со среднемесячной температурой ниже +100С. Среднегодовая температура в Геленджике +13,50С, что лишь на 0,50С ниже, чем в Сочи. Среднегодовая температура морской воды +15,50С. Относительная среднегодовая влажность составляет 71%. Среднегодовое барометрическое давление соответствует нормальному и составляет 760 мм рт.ст. Наибольшие колебания атмосферного давления наблюдаются с ноября по апрель. С мая по октябрь ход барометрического давления приобретает    более ровный характер и колеблется в пределах 15-20 миллибар. Период     выпадения наибольшего количества осадков ноябрь-март, среднегодовое    количество осадков составляет 780 мм.
     Результатом циклонической деятельности Атлантики  и Средиземноморья являются западные и юго-западные ветры, несущие влажные воздушные массы. Эти ветры могут достигать ураганной силы – 40 м/сек, но среднегодовая скорость норд-оста составляет 8 м/сек, а его повторяемость – 25% в год. Большей частью эти ветры дуют в зимний период, и отмечается положительное  влияние северо-восточных ветров, так как они являются естественным фактором, очищающим природную среду курорта.
      Зимой может выпадать снег, но, как правило, снежный покров держится не более 14 дней. Снежный покров на побережье недостаточен для занятий зимними видами спорта, хотя в горных районах это возможно, так как      снежный покров может достигать высоты более 10 см.
     Метеорологические данные многолетних наблюдений по станции      Геленджик представлены в таблице 1.1.1.
     Таблица 1.1.14
Результаты  погодных наблюдений
Месяцы Температура воздуха Осадки Влажность Число  
часов  
солнечного сияния
Средне 
месячная
Абс., 
min
Абс., 
max
Абсолют. Относит. 
%
Январь 3,9 -18 17 57 5,7 70 69
Февраль 4,0 -18 18 54 6,0 71 108
Март 6,8 -15 24 43 6,7 69 168
Апрель 10,8 -5 26 43 9,3 73 184
Май 16,0 0 30 36 13,5 73 252
Июнь 20,2 5 34 48 17,5 72 285
Июль 23,8 10 35 61 20,1 69 304
Август 24,0 9 38 35 19,2 64 318
Сентябрь 19,9 1 35 51 15,1 64 231
Октябрь 15,1 -4 32 42 11,7 69 184
Ноябрь 9,4 -15 24 58 9,2 71 111
Декабрь 6,1 -18 20 67 6,9 70 108
Год 13,3 -18 38 595 11,7 70 2342
 
      Геленджик имеет сравнительное преимущество, как по отношению к Анапе, так  и Сочи за счет более мягкой, чем в Анапе зимы, и меньшего       количества  осадков и уровня влажности, чем в тропическом Сочи. Благоприятные средиземноморские условия с давних пор привлекают летом россиян на побережье Черного моря с июня по сентябрь, именно в этот период три основных курортных города (Анапа, Геленджик, Сочи) переживают             значительный наплыв посетителей. Относительно мягкий климат в течение всего года в Геленджике позволяет расширить рамки курортного сезона    проведением корпоративных встреч и семинаров крупными организациями и предприятиями из средней полосы России.
      Геленджикская курортная зона расположена вдоль побережья Черного моря от Новороссийска до Туапсинского района. Этот климатический, бальнеогрязевой и приморский предгорный курорт протянулся на 100 км5.
      Геленджик, расположенный на побережье бухты  почти идеально круглой формы и обладающий значительно более мягким климатом, чем  соседний Новороссийск, называют наиболее интенсивно развивающимся курортом Черноморского побережья. Поскольку в последние годы окончательно определилась именно курортная специализация города – отвергнут проект строительства грузового порта и запрещена продажа участков на первой линии побережья под индивидуальную застройку.
      Отдыхающих  привлекают в Геленджике природные  ресурсы. Курорт Геленджик  отличается богатством растительности и разнообразием  видового состава животного мира. Леса занимают практически 90% территории        Геленджикского района и представлены широколиственными дубовыми     лесами. Большая часть лесного массива представлена ценными породами: насаждения пицундской и крымской сосны, можжевеловое и фисташковое редколесья, болотный кипарис и тис ягодный и др.
      На  территории Геленджикского района находится  уникальная реликтовая роща пицундской сосны - Джанхотовый бор площадью 950 га. На южном склоне Маркотхского хребта произрастают можжевеловые леса площадью 994 га, отнесенные к особо ценным природным территориям и выделенные в Шесхарийсский комплекс республиканского значения. Можжевельники, а их здесь три вида, как представители древней реликтовой флоры занесены в    региональную Красную книгу России. Они создают уникальные климатические условия района, так как обогащают воздух антисептическими эфирами – 1 га можжевельника выделяет в сутки до 30 кг фитонцидов. Этого количества достаточно, чтобы очистить воздух среднего по величине промышленного города. Травянистый покров редколесий представлен растениями средиземноморской флоры. В подлеске встречаются жимолость этрусская, колокольчик Комарова, астрагал арнакантовидный, лен эвксинский и др. виды.
      У подножья хребта Туапхат в ущельях  и на горе Дооб произрастают вяз, граб, дуб, ольха, древовидный можжевельник, серебристый тополь, ясень, дикие груши и яблони, кизил и лещина. Среди кустарниковых зарослей – держи-дерево. На южных склонах растут искусственные насаждения сосны пицундской.
      Самая крупная в окрестностях Геленджика река – это река Вулан,      берущая свое начало в 30 км от поселка Архипо-Осиповка. Река Вулан в    своем верхнем и среднем течении немноговодна и местами теряется в галечнике и песчанике, но в периоды  ливней и таяния снега в горах она поднимается на 3-4 метра выше обычного уровня и несет в стремительном потоке камни, коряги и вывороченные с корнем деревья, сметая все на своем пути. Потому не случайно в 1936 году через реку был перекинут живописный    подвесной мост на стальных тросах-канатах.
      Гидроминеральные ресурсы Геленджикской группы курортом        представлены запасами лечебных минеральных вод, что служит предпосылкой к расширению лечебной базы Геленджикских курортов и преобразования их в климатобальнеологические. Учтены 18 участков  месторождений и 3 самоизливающихся минеральных источника. В настоящее время освоены Шебсское и Ачибсско-Жанейское месторождения, где производится забор минеральной воды для питьевых целей (вода «Геленджикская») и бальнеологического использования в водолечебницах санаториев. В приложении 1     содержится информация о месторождениях воды и краткая характеристика ее целебных свойств и бальнеологической ценности.
      Описание месторождений приведено по материалам разведочных       работ, в разные годы выполненных Лазаревской партией Северо-Кавказского геологического управления  (ГУ «Кубаньгеология») и Черноморской  партией ГО «Лечминресурсы», На сегодняшний день детально разведано 12        месторождений минеральных вод. Это Солнцедарское, Южно-Солнцедарское, Геленджикское, Южно-Геленджикское, Шебское, Ачибско-Женейское и    Архипо-Осиповское месторождения. Все они, за исключением последнего, расположены либо непосредственно на территории города       Геленджика, либо в его ближайших окрестностях.
      Помимо  этого в пределах курортной территории существуют два     перспективных участка, по которым на основании поисковой и предварительной разведки дана прогнозная оценка ресурсов минеральных вод -  это Дивноморский и Джанхотский участки.
      Для всех разведанных месторождений  характерным является полное отсутствие бактериального загрязнения подземных вод. Стабильность во времени   кондиционных санитарно-бактериологических показателей минеральных вод подтверждена данными многомесячных  опытных работ и       последующих режимных наблюдений.
      Типы  почв обусловлены присутствием крутых склонов, микроклиматическими условиями. Распространяясь от моря к горам, почвы становятся темнее по цвету, и появляется четкая картина распределения. Существует взаимосвязь между высотой над уровнем моря, формой ландшафта, микроклиматическими условиями и типом почвы. На территории Геленджикского района обнаружены нижеследующие типы почв: бурые горно-лесные почвы, торфяные (перегнойные), карбонатные, коричневые (лесные субтропические) почвы, горные черноземные почвы и аллювиальные почвы.
      Район обитания включает  различных млекопитающих, птиц и рептилий, к наиболее часто встречающимся млекопитающим относятся волки,    шакалы, лисицы, еноты и европейские дикие коты. К млекопитающим, которые встречаются реже, относятся олени, косули и кабаны. Широко распространены ежи, кроты, горностаи и белки. К пушным зверькам ценных пород относятся кавказские белки, древесные и скальные куницы, североамериканские еноты и европейские зайцы. В связи с естественными условиями и разнообразием ландшафта на территории района имеется большое количество разных птиц, представителями которых являются воробьи, дятлы, дрозды, европейские пчелоеды, черные дрозды, зяблики, лебеди и др. Большое количество видов насекомых, рептилий и амфибий также присутствуют в районе.
      Высокое качество ландшафта, превращение района в объект многократного посещения, где общение с естественной окружающей средой может проходить в благоприятных  климатических условиях с полным комплексом всех необходимых современных удобств. Горы, холмы и долины,  реки и побережье, все вместе формируют разнообразие ландшафта и последующее биологическое разнообразие региона.
      Виноградники  и плодовые сады являются основными  сельскохозяйственными объектами Геленджикского района. Самые большие угодья виноградников расположены на северо-западе от города  Геленджик и в  поселке Виноградный, а также небольшие в селах Дивноморское и Архипо-Осиповка. Плодовые сады расположены в долинах рек Пшада и Вулан.
      Важную  роль играют лесные угодья, так как в районе произрастает большое количество сосны, используемой для производства промышленной древесины. Число промышленных предприятий в Геленджике ограничено. Предприятия пищевой промышленности включают хлебопекарни, молочные комбинаты, заводы по производству вина.
      Большое количество рек разрезают зеленый  живописный ландшафт. В районе проходит много живописных маршрутов, которые  предоставляют возможность вело- и  мототуристам  наслаждаться красотами  района. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Экономический потенциал МО город-курорт Геленджик 

      Социально-экономическое  развитие города-курорта Геленджик  характеризуется поступательным и динамичным развитием всех секторов хозяйственного комплекса, ростом объема отгруженной продукции (работ, услуг) собственного производства почти во всех отраслях экономики в действующих ценах, повышением реально располагаемых доходов населения, ростом уровня занятости трудоспособного населения. В целом структура хозяйственного комплекса Геленджик адекватна туристско-рекреационному региону.
      На  территории муниципального образования  город-курорт Геленджик по состоянию на 2007 насчитывается 1872 предприятий и организаций отраслей  материальной сферы, в том числе 72 крупных и средних предприятия. Число действующих промышленных предприятий за 2008 год составило 74 единицы. Объем промышленной продукции по кругу крупных и средних предприятий (4 единицы) в действующих ценах вырос по сравнению с аналогичным периодом  прошлого года на 18,6% и составил 186,3 млн.руб. Рост объема производимой продукции ОАО «Молзавод «Геленджикский» составил 24,4% (выпуск масла увеличился более чем в 3,5 раза,  выпуска цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) уменьшился  на 52,2%), ХСП «Хлеб-Сервис» - 8,1% (рост объема производства кондитерских изделий на 2,5%, спад производства хлеба и хлебобулочных изделий на 8,5%). В целом темп роста объема производства пищевых продуктов составил 112,1% относительно уровня выпущенной продукции за аналогичный период 2008 года. Увеличение выпуска игрушек ООО «Технолог»  составило 65%.
      Энергетики  города оказали различных услуг  на сумму 315 млн.руб., что выше соответствующего периода 2007 года в действующих ценах на 22,1%. Увеличение объемов обеспечено такими предприятиями, как МУП «Тепловые сети» - на 72,6%, МУП «Коммунальщик» - 91,1%, ГУП КК «Архипо-Осиповский групповой водопровод» - в 3,5 раза.
      Объем всех видов транспортных услуг, оказанных  крупными и средними предприятиями, составил 279,3 млн.руб. Грузооборот транспорта за 2008 год составил 17149,1 тыс.тонн/км, что на 17,8% выше 2007 года. За 2008 год транспортными предприятиями (МУ «ПАТО», ЗАО «Автобаза «Турист» и ООО «АТФ «Геленджик-курорт») перевезено 7564,5 тысяч пассажиров. Пассажирооборот составил 133026,4 тысяч.
      Наиболее  высокие темпы роста объемов  отгруженной продукции (работ, услуг) собственного производства в 2008 году по сравнению с 2007      годом наблюдаются в сфере оказания платных услуг населению (18,1%), курортно-туристических услуг (14,6%), общественном питании (12,3%).
      Структура оборота основных отраслей экономики представлена в диаграмме на рисунке 1.2.1.6
      
Рис.1.2.1. Отраслевая структура доходов 

      Значительный  вклад в экономику Геленджика вносит строительная индустрия. Объем  выполненных работ по договорам  строительного подряда крупными и средними предприятиями за 2008 год сложился в сумме 644,3 млн.руб., что на 34,3% выше уровня прошлого года в действующих ценах и на 18,5% в сопоставимых. Рост объемов работ обеспечен предприятиями, осуществляющими следующие виды деятельности: производство общестроительных работ по возведению зданий – на 43% (ООО «Стринг-Геленджик»), строительство и содержание автодорог (ФГУП ДЭН № 111, ГП «Геленджикское ДРСУ) – на 5,4%, отделочные  работы – в 25,9 раза, производство прочих строительных работ, требующих специальной квалификации – на 46,7%.
      Огромными темпами идет жилищное строительство. По итогам за 2008 год на территории    города-курорта индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 195 жилых домов (в том числе 80 – в сельской местности), общая площадь которых составила 47350,6 кв.метров. Площадь индивидуального жилого дома, построенного в городе, в среднем составила 292,6 кв.метров, в сельской местности – 168,9 кв.метров. Кроме того, юридическими лицами введены в эксплуатацию два жилых дома (20-ти и 34-х квартирных) общей площадью 3402,8 и 6311,2 кв.метров соответственно.
      Геленджик отличается благоприятным инвестиционным климатом. Объем инвестиций в основной капитал, освоенный крупными и средними предприятиями за счет всех источников финансирования на 01 января 2008 года вырос к соответствующему периоду 2007 года в сопоставимых ценах на 11,6% и составил 487,2 млн.руб., в действующих ценах увеличился на 26,4%. Необходимо отметить, что значительно возросла величина инвестиций в основной капитал следующих  отраслей: сельского хозяйства – в 5,6 раза, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения – в 4 раза, жилищно-коммунального хозяйства – в 3 раза, торговли и общественного питания – на 74,5%, транспорта и связи – на 27,8%.
      В таблице 1.2.1 содержится информация о структуре инвестиций МО город-курорт Геленджик. 
 
 
 

      Таблица 1.2.17
Источник инвестиций Доля в общем  объеме, %

Собственные средства 39,8

Средства вышестоящих  организаций 38,6

Кредиты банков 1,0

Заемные средства 4,9

Бюджетные средства 15,5

Средства внебюджетных фондов 0,2
 
      Основным  источником финансирования инвестиций являются привлеченные средства, на которые приходится 60,2%, в том числе: средства  вышестоящих организаций – 64,1% (188,2 млн.руб.), из бюджетов всех уровней – 25,8% (75,7 млн.руб.), заемные средства – 8,1% (23,8 млн.руб.), кредиты банков – 1,7%(5,0 млн.руб.), а также средства внебюджетных фондов – 0,3% (0,8 млн.руб.). Объем инвестиций за счет собственных средств составил 39,8% (193,7 млн.руб.).
      Развитие туристско-рекреационного комплекса во многом  определяется состоянием потребительского рынка. Поскольку в структуре средств размещения  превалирует частный сектор, то гости курорта вынуждены обращаться к предприятиям торговли и общественного питания.
      Потребительский рынок и сфера услуг муниципального образования город-курорт Геленджик  представлен 1480 объектами, в том  числе 780 объектов розничной торговли (в том числе 9% сезонные), 483 объектами общественного питания, из которых 60% - сезонные,57 объектами оптовой торговли, 13  рынками (в том числе  два торговых центра) и 147 объектами     бытового обслуживания.
      По  сравнению с 2007 годом количество предприятий отрасли возросло на 120 единиц, что дало прирост торговых площадей порядка 9,3 тысячи кв.метров и более 850 посадочных мест.
      В организации работы вышеперечисленных  объектов задействовано более 5 тысяч  человек, а в период проведения курортного сезона численность работающих возрастает почти в два раза. По сравнению  с 2008 годом средняя заработная плата работников потребительской  сферы по средним и крупным предприятиям возросла на 110% и составляет 5285,8 руб.
      За 2008 год по предварительным данным органов статистики оборот розничной торговли и общественного питания по крупным и средним предприятиям  составил 250,0 млн.руб., что на 25,3% выше факта 2007 года.
      Розничная торговля – рост на 6%.
      Общественное  питание – рост на 21,6%.
      В 2008 году предприятиями потребительской сферы при плановом задании 79009,0 тыс.руб. перечислено в консолидированный бюджет края 83950 тыс.руб. (выполнение – 106%).
      Собственные инвестиции в развитие предприятий  отрасли в целом составили более 250 млн.руб.
      Наблюдаются положительные сдвиги в организации  розничной торговли в регионе. Кроме стационарных торговых точек дополнительно в период проведения курортного сезона 2008 года на территории курорта было развернуто более 600 объектов мелкорозничной сети. В отличие от предыдущих лет предоставление  мест осуществлялось в соответствии с утвержденной дислокацией рабочих мест и на основании результатов торгов по продаже права на заключение договора аренды части набережной, иного недвижимого имущества, находящего в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик. Также были утверждены виды используемых конструкций и карты-схемы расположения объектов выносной торговли и оказания услуг.
      Динамично развивается сфера общественного  питания. За 2008 год прирост числа предприятий общественного питания составил 53 единицы. Наибольший удельный вес предприятий общественного питания приходится на закусочные и составляет 50% от общего числа предприятий. Для данной сферы стало характерным широкое внедрение современных технологий и стандартов, отличительной особенностью которых является повышение уровня комфортности для посетителей, широкий ассортимент предлагаемых блюд и услуг. Стало традиционным открытие предприятий  общественного питания с использованием европейского  стиля, а также национальных кухонь. Гостям курорта предлагается широкий выбор оказываемых услуг с разным уровнем цен. Открываются рестораны и кафе с современными интерьерами и дизайнами.
      Оказание  бытовых услуг на территории муниципального образования город-курорт Геленджик  осуществляют 147 предприятий. Объем  бытовых услуг на душу населения  по муниципальному образованию город-курорт Геленджик составляет 1097 рублей, в то же время по краю этот показатель равен 1092 рубля. Наибольший удельный вес в общем объеме бытовых услуг приходится на такие виды услуг, как ремонт и строительство жилья, парикмахерские услуги, ритуальные услуги.
      Таким образом, анализ деятельности основных отраслевых групп предприятий Геленджика свидетельствует о росте количественных и качественных показателей производства товаров и услуг, что позитивно отражается на исполнении финансового плана региона.
      За 2008 год в бюджеты всех уровней поступление налогов и других обязательных платежей сложилось в сумме 1199,2 млн.руб., что на 17% выше уровня предыдущего года. В том числе в федеральный бюджет было направлено 356,6 млн.руб. или 122,3% к уровню 2008 года, в краевой – 595,1 млн.руб. или 127,3%, в муниципальный – 247,5 млн.руб. или 93,1% соответственно.
      Исполнение  бюджета муниципального образования  город-курорт Геленджик по расходам составило 652,6 млн.руб. или 98,5% к уровню 2008 года. Исполнение бюджета по доходам и расходам в динамике за 2008 год представлено диаграммой на рисунке 1.2.2. 


Рис. 1.2.2. Исполнение бюджета по доходам и  расходам в динамике за 2008г.8 

      Дебиторская задолженность по крупным и средним  предприятиям за январь-декабрь 2008 года по данным госстатотчетности сложилась в сумме 630,2 млн.руб., что выше уровня прошлого года  на 2,5%, в том числе: просроченная – 86,1 млн.руб. (ниже уровня 2007 года на 24%). Основная доля дебиторской задолженности приходится на предприятия отраслей, представленных в таблице 1.2.2.
      Таблица 1.2.29
Дебиторская задолженность по крупным и средним предприятиям (млн.руб.)
Наименование  
отрасли
Дебиторская задолженность, всего В том  числе просроченная
на 01.01.2007 На 01.01.2008 темп  
роста, %
на 01.01.2007 на 01.01.2008 темп  
роста, %
Санаторно-туристический  
комплекс
244,6 278,6 113,9 23,2 30,6 131,9
Наука и научное 
обслуживание
110,1 63,0 57,2 - - -
ЖКХ 69,7 91,1 130,7 31,4 29,1 92,7
Строительный  
комплекс
99,5 49,6 49,8 55,9 25,7 46,0
Другие  отрасли 91,0 147,9 162,5 2,7 0,7 в 3,8 раза
 
      Наибольший  уровень дебиторской задолженности  на 01 января 2008 года наблюдается в санаторно-туристическом комплексе, научных организациях и ЖКХ. Отвлечение оборотных средств на дебиторскую задолженность негативно влияет на ведение хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Так, основная доля дебиторской задолженности приходится на задолженность покупателей за товары (работы, услуги) – 47,2% (297,5 тыс.руб.). Структура дебиторской задолженности покупателей, заказчиков на товары, работы и услуги по крупным и средним предприятиям представлена на диаграмме 1.2.3.
 

Рис.1.2.3. Уровень дебиторской задолженности  
по отраслям экономики города10
 

      Прибыль прибыльных отраслей за 2008 год сложилась в сумме 258,1 млн.руб., что выше уровня 2007 года на 3,8%. Структура прибыльных отраслей распределилась следующим образом:
      - санаторно-туристический комплекс  – 58,9%;
      - другие отрасли – 14,5%:
      - наука (ГП ГНЦ Южморгеология») – 10,2%;
      - предприятия организации перевозки грузов – 7,6%;
      - строительство – 4,2%;
      - сельское хозяйство – 2,5%;
      - ЖКХ – 2,1%.
        Из выше приведённых данных  можно сделать вывод, что основным источник прибыли для города является санаторно-туристический комплекс.
      Сумма убытка убыточных отраслей составила 89,6 млн.руб., что ниже соответствующего периода 2008 года на 28,9%. Показателем динамического развития экономики МО город-курорт Геленджик является расширение функций финансового рынка.
      На  территории муниципального образования город-курорт Геленджик осуществляют свою деятельность пять кредитных организация и 26 банковских подразделений. В использовании у населения находится 31 940 банковских карт, установлено  30 банкоматов, 71 терминал в торговых организациях и 17 пунктов выдачи наличных денежных средств. К 2012 году планируется увеличить количество банковских подразделений, в том числе по годам: 2008 год – 28 ед., 2009 год – 36 ед., 2010 год – 41 ед., 2011 год – 44 ед. Вследствие чего к 2020 году количество банковских подразделений увеличится в 2,6 раз.
      Структура распределения кредитных ресурсов на территории муниципального образования город-курорт Геленджик между хозяйствующими субъектами представлена в таблице 1.2.3. 
 

      Таблица 1.2.311
Кредитные ресурсы города, млн.рублей
Наименование  отрасли Факт Оценка Прогноз
2007 2008 2008 2009 2010 2011 2012
Юридические лица 879,13 1084,16 1246,78 1446,27 1663,21 1912,70 2199,60
ПБОЮЛ 77,21 162,26 186,60 216,46 248,93 286,26 329,20
Потребительские нужды 312,88 350,05 402,60 466,97 537,01 617,56 710,19
ЛПХ 2,20 12,01 13,80 16,01 18,41 21,17 24,35
Жилищные  
кредиты
17,361 402,05 462,36 536,33 541,70 622,95 716,40
ИТОГО 1279,17 2310,56 2587,82 3053,62 3603,27 4179,79 4806,75
 
      Показатель  обеспеченности населения муниципального образования город-курорт Геленджик кредитными  организациями равен 2,3, что выше среднекраевого показателя на 21% (в среднем по краю – 1,9). Показатель обеспеченности населения банкоматами составляет 3,5, что выше среднекраевого на 13% (в среднем по краю 3,1).
      Основную  долю привлеченных кредитных ресурсов в 2008 году составляют кредиты юридическим лицам (47%), кредиты, направленные на потребительские цели (15%) и на приобретение жилья (17,4%). Менее востребованными остаются кредиты на развитие личных подсобных хозяйств, которые составляют 0,5% от общей доли кредитных ресурсов.
      К 2012 году потребность населения в  кредитных ресурсах возрастет за счет строительства, реализации новых инвестиционных проектов и развития малого бизнеса. Ежегодно потребность в кредитных ресурсах, необходимых для развития отраслей экономики муниципального образования город-курорт Геленджик, будет увеличиваться в среднем на 18-20%. В результате к 2012 году объем привлеченных кредитных ресурсов составит более 4800,0 млн. рублей, что в два раза превысит соответствующий показатель 2008 года.
      Продолжается  становление фондового рынка. На территории муниципального образования город-курорт Геленджик осуществляют деятельность 64 предприятия, рассматриваемые как потенциальные участники фондового рынка, из которых:
      -общества  открытого типа – 19;
      - закрытые акционерные общества  – 27;
      - открытые акционерные общества  – 18.
      В 2008 году 8 предприятий муниципального образования город-курорт Геленджик произвели выпуск акций, общий объем эмиссии составил 299,3 млн. рублей, из которых 63% составили предприятия санаторно-курортной отрасли, 25% - предприятия сельского хозяйства и 10% - прочие предприятия.
      По  итогам 2008 года предприятиями муниципального образования город-курорт Геленджик произведена эмиссия ценных бумаг на общую сумму выпуска 5,9 млн. рублей. Ввиду того, что основная часть предприятий муниципального образования город-курорт имеет интегрированную структуру управления, эмиссионная активность предприятий низкая. Ожидаемый рост эмиссионной активности  в ближайшие 10 лет планируется не более, чем на 30%.
      Ограниченные  рамки дипломной работы не позволяют  дать оценку всему комплексу экономических  показателей региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Показатели уровня  развития социальной  сферы 

      На  территории муниципального образования город-курорт Геленджик расположен 21 населенный пункт с общим население 87,1 тысяч человек, в том числе занятых в экономике – 53 тысячи человек или 60,3% от численности постоянного населения, временно неработающих – 203 человека.
      Средняя плотность населения – 70,9 человек на 1 кв.метр.
      Численность постоянного населения муниципального образования город-курорт Геленджик возрастает. С 2004 года она увеличилась на 800 человек. Несмотря на общий рост численности населения, естественный  прирост отрицательный.
      Естественное  движение населения города Геленджика и подчиненных ему населенных пунктов за 2008 год в динамике за 2005-2008 годы представлено данными таблицы  1.3.1.
      Отсюда  следует, что в течение трех лет  продолжает сохраняться естественная убыль населения. Численные потери населения компенсируются миграционным приростом. За 2008 год в город прибыло 1823 человек, что в 1,7 раза выше численности выбывших (1015 человек) за его пределы. По состоянию на 01.01.2009 года прибыло – 1833 человека (25,7%), выбыло – 687 человек (15,3%) к соответствующему периоду прошлого года. Следовательно, миграционный прирост населения составил 808 человек, на 01.10.2008 года – 1146человек.
      Таблица 1.3.112
Демографические характеристики региона
Наименование  показателей 2006 2007 2008 на 01.10.2008г.
1. Родились 699 883 1000 721
Темп  роста (%) к соответствующему периоду прошлого года 102,2 126,3 113,2 107,5
2. Умерло 955 1206 1096 933
Темп  роста (%) к соответствующему периоду прошлого года 113,3 126,3 90,9 114,8
3. Естественный прирост «+», убыль «-» -256 -323 -96 -212
Темп  роста (%) к соответствующему периоду прошлого года 161,0 126,2 29,7  
4. Миграционный  прирост «+», убыль «-» 639 1312 808 1146
Темп  роста (%) к соответствующему периоду прошлого года   205,3 61,6 141,8
 
      В 2008 году в Геленджикский центр занятости населения обратились в поиске работы 2364 человек (рост к уровню 2008 года составил 1,9%), из них 57% женщин (1368 человек). Относительно высокая численность обратившихся в центр занятости молодежи (от 16 до 29 лет)  - 883 человека или 37%.
      Численность трудоустроенных за отчетный период составила 2070 человек, что на 11% выше соответствующего периода 2008 года.
      На 1 января 2008 года численность безработных муниципального образования город-курорт Геленджик ниже соответствующего периода 2007 года на 16% и составляет 203 человека. Наиболее незащищенной категорией населения в данной социальной проблеме являются женщины, их доля в общем количестве безработных составляет 85% (173 человека). По состоянию на 01.10.2008. – 77 человек или 69% к соответствующему периоду прошлого года. Уровень безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) на 01.01.2008 года составляет 0,3%, по состоянию на 01.10.2008г. – 0,1%.
      Состояние рынка труда муниципального образования город-курорт Геленджик представлено в таблице 1.3.2. 
 
 

      Таблица 1.3.213
Общие показатели рынка труда
Показатели 2007 2008
Состояние условий труда
Работа  во вредных условиях труда, всего (чел.) 2721 2795
             женщин (чел.) 1143 936
Работа  в тяжелых условиях труда, всего (чел.) 1102 1140
             женщин (чел.) 285 267
Аттестация  рабочих мест в % от общего количества рабочих мест 18 20,8
Обучение  по охране труда руководителей и  специалистов предприятий (чел.) 1132 1473
Службы  охраны труда на предприятиях
Освобожденные инженеры по охране труда (чел.) 159 247
Уполномоченные  по охране труда (чел.) 52 637
Комитеты  по охране труда (чел.) 83 305
Производственный  травматизм
Всего пострадавших (чел.) 56 53
   Женщин 21 17
   Подростков - -
   Со смертельным исходом 5 2
   Групповых 1 -
   Тяжелых - 4
 
      Потребность в рабочей силе на 01.01.2008 года превышает  численность  безработных почти  в два раза и составляет 420 человек, в том числе  потребность рабочих – 29. Несоответствие квалификационных признаков безработных и предложенных вакансий является следствием невостребованности в предложении свободных рабочих мест. В связи с этим, на мой взгляд, необходимо создать краткосрочные квалификационные курсы для безработных.
      Для неработающих слоев населения города основным источником доходов по-прежнему остаются пенсии и пособия. Проведенные мероприятия по социальной защите малоимущих слоев населения увеличили доходы  в 2008 году данной категории по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 20,4% (904 млн. рублей).
      Ежегодно  возрастает сумма остатков  по вкладам  населения. По состоянию на 01.01.2009 года она составила 2388,4 млн. рублей, что выше соответствующего периода 2008 года на 60%.
      Среднедушевой доход в среднем за месяц в 2008 году составил 10170,9 рублей или 167,8% к 2007 году.
      Денежные  расходы, произведенные населением за 2008 год,  увеличились по сравнению с 2007 годом на 52,6% и составили 12718,9 млн. рублей. Сложившаяся тенденция наибольшего удельного веса в общем объеме произведенных населением расходов по покупке товаров и оплате услуг (39%) продолжает сохраняться. По сравнению с 2007 годом данные статьи расходов увеличились на 47,7% и составили 4984,4 млн.рублей, что связано с ростом цен на товары и тарифы на коммунальные услуги и увеличением покупательской способности населения.
      Важным  критерием социального благополучия региона являются денежные доходы населения. За 2008 год денежные доходы населения составили 10630,6 млн. рублей, что в 1,7 раза выше соответствующего периода 2007 года. Основным источником доходов работающего населения является заработная плата. По сравнению с 2008 годом величина этого вида выплат по данным РКЦ ЦБ РФ по городу Геленджик увеличилась на 26,1%. Среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий в расчете на одного работника составила 8068,5 рублей, что выше на 24,3%, чем среднемесячная заработная плата за аналогичный период 2007 года. В разрезе отраслей средняя заработная плата, в том числе и на перспективу, показана в таблице 1.3.3.
      Сумма среднедушевых расходов населения  в среднем за месяц составила 12264,5 рублей. Отсюда следует, среднедушевой доход опережает среднедушевой расход на 7,6%. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократилась почти в два раза по сравнению с 2007 годом.
      Таблица 1.3.314
Среднемесячная  заработная плата в разных отраслях
Показатели,  
в том числе по видам  
экономической 
деятельности
Отчет 2008г., оценка Прогноз
2007 2008 2009 2010 2011
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство, руб. 5354,2 6000,0 7009,8 8952,4 10595,2 12250,0  
  в % к предыдущему году   112,1 116,8 127,7 118,4 115,6
Обрабатывающие  производства, руб. 4611,1 5238,1 6111,1 7144,4 8444,4 9777,8
  в % к предыдущему году   113,6 116,7 116,9 118,2 115,6
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды, руб. 5204,5 5555,6 6666,7 8333,3 10000,0 11785,7
  в % к предыдущему году   106,8 120,0 125,0 120,0 117,9
Строительство, руб. 8196,1 8640,4 9966,7 11984,1 13968,3 17106,1
  в % к предыдущему году   105,4 115,4 120,2 116,6 122,5
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, руб. 537,5 5759,8 6523,9 8081,2 9733,3 11439,4
  в % к предыдущему году   107,2 113,3 123,9 120,4 117,5
Гостиницы и рестораны, руб.   8928,6 10801,6 13333,3 16000,0 18968,3
  в % к предыдущему году     121,0 123,4 120,0 118,6
Транспорт и связь, руб. 7692,3 8376,1 10166,7 11000,0 11966,7 14933,3
  в % к предыдущему году   108,9 121,4 108,2 108,2 124,8
  Прочие  виды деятельности, руб. 76,1,5 8829,0 10595,8 12365,7 14715,7 17231,5
  в % к предыдущему году   116,1 120,0 116,7 119,0 117,1
 
      Число обратившихся малоимущих граждан в  управление социальной защиты населения  в городе-курорте Геленджик в  2008 году составило 3045 человек (1530 семей), что составляет 3,5% от общей численности проживающих в городе-курорте Геленджик (на 30.12.2008 года – 86914 человек). Это вызвано тем, что продолжает сохраняться значительная дифференциация доходов в регионе. Это связано с двумя  основными  причинами. Во-первых, не все жители Геленджика зарабатывают на отдыхающих, не все сдают жилье. Во-вторых, наблюдаются различия в размере начисленной заработной платы по отраслям экономики.
      Выше  уровня среднегородской заработной платы составляет заработная плата в следующих отраслях:
      транспорт и связь    - в 2 раза;
      строительство    - на 61,9%;
      финансы, кредит, страхование - на 64,8%;
      информационно-вычислительное
         обслуживание    - на 37,5%;
      непроизводственные виды
         бытового  обслуживания  - на 44,1%.
      Ниже  уровня среднемесячной  заработной платы по городу в сфере культуры и искусства на 46,9%, в народном образовании на 51,7%, общественных объединениях на 51,3%.
      Для неработающих слоев населения города основным источником доходов по-прежнему остаются пенсии и пособия. Проведенные мероприятия по социальной защите малоимущих слоев населения, увеличили доходы данной категории по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 26,5% (760,0 млн.рублей).
      За  2008 год сумма полученного населением дохода от реализации иностранной валюты увеличилась по сравнению с прошлым годом на 13,3% и составила 276,8 тыс.рублей. Причиной, повлиявшей на сложившуюся ситуацию, является увеличение объема покупки кредитными организациями у населения иностранной валюты в течение года.
      Наметились  сдвиги в жилищном вопросе. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» для комплексного решения жилищной проблемы на территории муниципального образования город-курорт Геленджик разработана муниципальная целевая программа «Жилище» на 2007-2010 годы. В программу включены:
    - подпрограмма «Молодой семье  – доступное жилье» на 2007-2010 годы;
    - подпрограмма «Ипотечное жилищное кредитование в городе-курорте Геленджик» на 2007-2010 годы;
    - подпрограмма «Переселение граждан  РФ, проживающих на территории  муниципального образования город-курорт  Геленджик, из ветхого и аварийного муниципального фонда» на 2007-2010 годы;
    - подпрограмма «Обеспечение земельных  участков для жилищного строительства  коммунальной инфраструктурой».
      В целях создания благоприятных условий  для решения жилищной проблемы предусмотрено субсидирование из краевого бюджета (на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита) и местного бюджета (на оплату части процентной ставки по ипотечным  жилищным кредитам). С гражданами, желающими получить жилищные кредиты, проводятся индивидуальные консультации по вопросам кредитования и субсидирования. Кроме того, ведется постоянная информационно-разъяснительная работа. В средствах массовой информации публикуются статьи об ипотечном кредитовании, кредитными учреждениями по городу-курорту размещены рекламные модули и рекламные носители с информацией об ипотечном кредитовании, размещены баннеры и транспаранты с информацией о субсидиях из средств краевого бюджета.
      Проводится  работа по сокращению количества граждан, стоящих на очереди и нуждающихся в жилых помещениях. По состоянию на 01.01.2008 года на учете состояло 3735 семей муниципального образования город-курорт Геленджик. В течение года прошли перерегистрацию и подтвердили свою нуждаемость 1131 семья, 68 граждан предоставили заявления о снятии с очереди в силу изменившихся жилищных условий.
      По  субсидированию молодых семей на приобретение жилья профинансировано по итогам 10 месяцев 2008 года 8 молодых семей  на сумму 1929,6 тысяч рублей.
      На  территории муниципального образования  город-курорт Геленджик за 10 месяцев 2008 года ввод жилья составил 100,95 тысяч кв.метров или 1,2 кв.метра на одного человека, что более чем в два раза выше среднекраевого показателя. До конца 2008 года введено 126,6 тысяч кв.метров или 1,45 кв.метров на одного  жителя города-курорта.
      Реализация  ожидаемых показателей объемов  подрядных работ, ввода жилья  в эксплуатацию, развитие инженерной инфраструктуры на 2008-2012 годы позволит решить одну из основных задач –  уменьшить количество граждан, нуждающихся в жилье, увеличить рост налоговых поступлений в бюджет города от предприятий застройщиков, обеспечить земельные участки коммунальной инфраструктурой.
      За  2008 год выдано 751 жилищных кредитов на общую сумму 365,5 млн. рублей, в том числе:
      - ипотечных кредитов на сумму  122,1 млн.рублей;
      -638 целевых жилищных кредитов под  иные формы обеспечения на  сумму 155,4 млн.рублей;
      - 28 кредитов на индивидуальное  строительство жилья на сумму  57,9 млн.рублей.
      Из  выше приведённых данных можно сделать  вывод, что в ближайшее время  жилищная проблема может быть разрешена.  
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО  СОСТОЯНИЯ  
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА  
МО ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК
 

2.1 Характеристика ТРК  курорта
      Геленджик является одним из южно-российских морских курортов. По своим природным  ресурсам средиземноморского типа он сопоставим с субтропическим курортом Сочи. Геленджик сегодня  - это современный, динамично развивающийся курорт, на котором для полноценного качественного отдыха есть все: уникальная природа, чистый и целебный воздух, роскошные пляжи, спокойное теплое море, лечебно-диагностическая база на уровне лучших европейских стандартов, очень доброжелательные и гостеприимные люди. Благодаря удобному расположению, природным условиям, изменению в облике, значение города-курорта Геленджик как Российского курорта все время возрастает. К настоящему времени сложилась структура туристско-рекреационного продукта, предлагаемого потребителям на туристском рынке.  Как известно, туристский продукт – это комплексная услуга, в состав которой входит целый ряд ее составляющих: проживание, питание, лечение, развлечения, экскурсионное обслуживание и многое другое. Определенное сочетание  различных услуг в едином пакете, структура тура образуют разнообразную палитру типов и видов турпродуктов. Туристический продукт Геленджика может быть сгруппирован в четыре широкие категории, представленные в таблице 2.1.1.
      Далее остановимся на характеристиках  основных составляющих турпродукта Геленджика. Курортно-туристский комплекс является градообразующей отраслью Геленджика. В период курортного сезона в отрасли занята половина  трудоспособного населения Геленджика: 13,5 тысяч в здравницах и более 12 тысяч человек в частном секторе.  В общем объеме налоговых поступлений в местный бюджет налоги от санаторно-курортной отрасли составляют порядка 40%.
      Таблица 2.1.115
      Категория туристского продукта
Линия 
продукта
На свежем 
воздухе
В пределах 
городских 
территорий
Путешествия 
и поездки
Лечение и 
оздоровление
Базовый продукт Виды деятельности на море и прилегающих территориях – солнце, песок и море, водные виды спорта; экологический туризм, приключения; гольф, кемпинги, домики, обучающий (познавательный) отпуск; фотография; рыбная ловля, катание на лодках и каноэ; прогулки на лошадях. Городское наследие и исторические площадки, музеи; шопинг; представления, праздники, фестивали; театр, карнавалы; спорт, парки; проведение конференций и встреч; поощрительный туризм. Включает как  городские, так и сельские виды деятельности - фестивали и праздники, малые поселки, дегустация блюд местной кухни и вин, посещение культурных и исторических мест; наслаждение спокойствием сельской жизни, выращенное сельскохозяйственной продукцией; туризм с рюкзаками. Минеральные источники, SPA-комплексы, санатории, мягкий климат
 
        Таким образом, санаторно-курортный и туристский комплекс Геленджика представляет собой 147 функционирующих предприятий санаторно-курортного комплекса, порядка 50 кемпингов и 4 тысячи частных средств размещения общей вместимостью 90 тысяч мест, предлагающих широкий выбор курортных услуг. А также такие сферы туризма, как туристско-экскурсионная деятельность, джипинг,  бюро по размещению отдыхающих, объекта показа и развлечений. Санаторно-курортный туристский комплекс является основным направлением развития курорта и оказывает стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики и, соответственно, влечет за собой увеличение налоговых поступлений и повышение уровня жизни населения города-курорта Геленджика.
      Количество  отдохнувших и поправивших свое здоровье в 2007 году  составило 1,8 миллионов человек, что на 271 тысячу человек (или на 17,8%) превышает уровень 2006 года (в том числе неорганизованных – на 25,8%). Увеличение числа отдыхающих объясняется расширением номерного фонда здравниц, повышением уровня благоустроенности прибрежного города, развитием индустрии развлечений, а также активизацией рекламной компании. Количество отдыхающих на курорте по итогам 2008 года составило 2,2 миллионов человек, чего не было за всю его историю и это не предел. В среднем ежемесячный темп роста количества отдыхающих  за последние 5 лет составляет 117,5%.
      Таблица 2.1.216
      Экономические показатели развития курорта
Показатели 2006 2007 2008
Количество  организаций в комплексе, всего 100,0 128,0 147,0
   в % к предыдущему году   110,0 106,4
   в том числе гостиниц 5,0 10,0 12,0
   прочих  мест проживания 63,0 73,0 78,0
   санаторно-курортных  учреждений 32,0 27,0 27,0
Количество  мест в коллективных средствах размещения, всего 27462,0 26216,0 26537,0
   в % к предыдущему году   95,5 101,2
Количество  отдыхающих, всего 1284,8 1800,8 2200,3
   в % к предыдущему году   140,1 122,1
Доходы  предприятий курортно-туристического комплекса, всего, млн.руб. 4125,9 5108,8 6194,6
   в сопоставимых ценах, % к предыдущему  году   110,0 105,6
   в том числе: коллективных и специализированных мест размещения, млн. руб. 2146,9 2405,6 2833,2
   из  них:      
   гостиниц, млн. руб. 2,6 8,9 10,6
   организаций отдыха и туристических баз, млн.руб. 498,9 586,8 712,2
   санаторно-курортных  учреждений, млн.руб. 1645,4 1810,0 2110,5
   индивидуальных  средств размещения, млн.руб. 1979,0 2703,2 3361,3
 
      За  2008 год объем курортно-туристских услуг по крупным и средним предприятиям санаторно-курортного комплекса и туризма составил 2,5 миллиардов рублей, что на 22,5% выше уровня прошлого года. Налоговые поступления от санаторно-курортной отрасли и туризма в консолидированный бюджет края в 2008 году составили 459 миллионов рублей, что на 27,5% выше уровня  2007 года. Уровень заработной платы по отрасли в 2008 году вырос на 19% к уровню 2007 года и составил 8158 рублей. В таблице 2.1.2 представлена информация о динамике  основных показателей развития курортно-туристического комплекса региона. Как показывают данные таблицы 2.1.2, курорт Геленджик динамично развивается. Увеличивается число организаций в комплексе, растет число отдыхающих в различных средствах размещений, повышаются доходы курортно-туристского комплекса.
      Значительно увеличился объем курортно-туристических  услуг по крупным и средним организациям санаторно-курортного комплекса. По итогам 2008 года он составил 2160,9 млн.руб., что в действующих ценах выше аналогичного периода прошлого года на 34,4% и на 18,6% в сопоставимых ценах. В таблице 2.1.3 представлены данные по этому направлению туризма.
            Таблица 2.1.317
      Объем курортно-туристических услуг по крупным и средним  
организациям санаторно-курортного комплекса

  2008 год
млн.руб. В % к
2007г. в  
действующих ценах
2007г. в  
сопоставимых 
ценах
Удельный вес  в 
общем объеме 
санаторно- 
туристических  
услуг, %
Всего, в том числе 1937,4 134,4 118,6 100,0
Санаторно- 
оздоровительные 
услуги
1452,9 139,2 131,9 75,0
Туристские  услуги, включая услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 484,5 121,7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.