Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тактические основы производства следственных действий, связанных с органичением конституционных прав граждан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

филиал  в г. Воронеже
                  Допустить к защите:
                  заведующий  кафедрой
                  публичного  и частного права
                  ____________В.Н. Кручинин
                  «__» _________ 2011 г. 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
По теме:
«ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫх
ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫх С ОРГАНИЧЕНИЕМ
КОНСТИТУЦИОННЫх ПРАВ ГРАжДАН»
       
 
 

Автор:
Студент (ка) 6-го курса          __________        Антониади  Анатолий Панаетович 

Научный руководитель:
к.ю.н.,  доц.                             __________        Боева Марианна Викторовна
ВОРОНЕЖ  2011
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие  и правовое регулирование охраны  труда …………………………..5
1.1 Понятие  охраны труда………………………………………………………..5
1.2 Обязанности  работодателя по организации  охраны труда………….…….11
2. Правовое регулирование несчастных случаев на производстве…………...15
2.1 Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету………………………………………………………………………………15
2.2 Правовое  регулирование расследования несчастных  случаев на производстве……………………………………………………………………..20
2.3 Регистрация и учет несчастных случаев на производстве………………..24
2.4 Возмещение  вреда работнику………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………….………55
Библиографический список использованных источников……………………57
Приложения…………………………………………………………………...…59 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    Право на безопасные условия труда относится  к основным правам человека, а состояние  законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованного общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность и эффективность экономики.
    Право на охрану труда – это право  работника, реализуемое в процессе его труда. Не работающий на производстве гражданин не может его фактически осуществить, поэтому в его правовом статусе данное право находится в нереализованном виде. С поступлением же человека на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель.
    Согласно  ст. 1 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), целями трудового  законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных  условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Трудовой кодекс Российской Федерации усиливает отраслевую принадлежность норм этой сферы.
    В современном законодательстве о  труде, в отличие от ранее действовавшего КзоТа, значительно больше внимания уделяет вопросам обеспечения конституционно закреплённых прав граждан на охрану труда: чётко обозначена необходимость обеспечения соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; детально раскрывает права работников на охрану труда; более чётко изложен порядок расследования несчастных случаев на производстве. На уровне кодекса закреплена система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль в сфере охраны труда.1
    В Трудовом кодексе Российской Федерации  содержится целый ряд пунктов относящихся к вопросам охраны труда.
    Данная  работа посвящена вопросам правового  регулирования расследования и  учёта несчастных случаев на производстве по законодательству Российской Федерации.
    Цель  работы – рассмотрение и детальное  исследование, на основании действующего российского законодательства, порядка расследования производственных несчастных случаев, обязанностей работодателя и по обеспечению безопасных условий труда, а также проблем возникающих при расследовании несчастных случаев, на практике.
    В работе анализируются и раскрываются понятия охраны труда, несчастного  случая на производстве, говорится  о системе и полномочиях государственных  органов по контролю и надзору  за трудовым законодательством, исследуются  особенности заключения расследования производственных несчастных случаев с отдельными категориями работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1 ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
    Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст. 7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др. 2
    Правовая  система обеспечения жизни и  здоровья в процессе трудовой деятельности в нашей стране получила закрепление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) от 22 июля 1993 г.201, ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"202, разделе X (гл. 33-36) Трудового кодекса РФ, а также в подзаконных нормативных актах, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, и в иных нормативно-правовых актах. В важнейшем комплексном нормативно-правовом акте, каким являются Основы, и Трудовом кодексе РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда, конкретизированы права работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и закреплены гарантии этих прав, предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда и т. д.
    Законодательство  об охране труда совершенствуется нормативной  частью социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, устанавливающих  для работников дополнительные гарантии охраны труда.
    В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле слова.
    В широком смысле охрана труда - система  сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
    Значительная  роль в системе указанных мероприятий  принадлежит правовым средствам  обеспечения жизни и здоровья работников в процессе труда, их действия распространяются независимо от сферы  хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций. В широком смысле охрана труда нужна везде (в том числе и при отбывании наказания по приговору суда) в период работы в организациях. Лишь охрана труда в широком ее понятии способна сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Например, на грязных работах не созданы душевые, санитарно-гигиенические помещения или превышены в несколько раз допустимые нормы производственных вредностей и т. п.
    Всесторонняя  охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов.
    В узком смысле понятие охраны труда  в трудовом праве понимается как  один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении (ст. 2 ТК РФ). 3
    Совокупность  норм, регулирующих обособленные отношения  в области охраны труда, образует самостоятельный институт охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается и другими нормами трудового законодательства: о праве на труд и его гарантиях, рабочем времени и времени отдыха, нормировании труда и его оплате и т. д.
    Итак, охрана труда как институт труда  трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение  условий труда, безопасных для жизни  и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:
    1) правила и инструкции по охране  труда; 
    2) специальные правила охраны работников, занятых на тяжелых работах  и работах с вредными или  опасными условиями труда;
    3) специальные нормы об охране  труда женщин, несовершеннолетних  и лиц с пониженной трудоспособностью; 
    4) нормы об организации системы  управления охраной труда, о  планировании и финансировании  мероприятий по охране труда; 
    5) нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда203.
    В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 ТК РФ, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. 4
    Это право конкретизировано в ст. 219 ТК РФ и подкреплено гарантиями, содержащимися  в ст. 220 ТК РФ. В частности, каждый работник имеет право на:
    • рабочее место, соответствующее  требованиям охраны труда;
    • обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  в соответствии с федеральным  законом;
    • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для  его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами, до устранения такой опасности;
    • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
    • обучение безопасным методам и приемам  труда за счет средств работодателя; 5
    • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
    • запрос о проведении проверки условий  и охраны труда на его рабочем  месте органами государственного надзора  и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
    • обращение в органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
    • личное участие или участие через  своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его  рабочем месте, и в расследовании  происшедшего с ним несчастного  случая на производстве или профессионального заболевания;
    • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места  работы (должности) и среднего заработка  во время прохождения оказанного медицинского осмотра (обследования);
    • компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах  с вредными и (или) опасными условиями  труда. 6
    Следовательно, Трудовой кодекс РФ теперь легально закрепил широкое содержание право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.
    Первая  из указанных возможностей - получить безопасное рабочее место, отражает также и требование дифференциации труда женщин и молодежи - не допускать  их труд на противопоказанных для них по медицинским основаниям работах, а поэтому запрещенных по специальным спискам таких работ. Работник имеет гарантии права на охрану труда. Основная гарантия данного труда - это планомерное, непрерывное улучшение охраны труда на производстве. Ныне же с кризисом и падением производства во многих организациях этого не происходит, охрана труда не улучшается. 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИОХРАНЫ ТРУДА
    В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:
    1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
    2)   применение сертификационных СКЗ и СИЗ;
    3)  условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;
    4) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
    5)  приобретение за счет собственных средств и выдачу сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и др. средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
    6) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочих местах и проверку знаний по охране труда;
    7) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по ОТ, стажировку и проверку знаний требований ОТ;
    8) организацию контроля за состоянием УТ на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками СКЗ и СИЗ;
    9) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране туда в организации;
    10) проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
    11) недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
    12) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и СИЗ;
    13) предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
    14) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в т. ч. по оказанию пострадавшим первой помощи;
    15)  расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    16) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями ОТ, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
    17) беспрепятственный допуск должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок УТ и ОТ и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    18) выполнение предписаний должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
    19) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    20) ознакомление работников с требованиями ОТ;
    21) разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа инструкций по ОТ для работников;
    22) наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ в соответствии со спецификой деятельности организации.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ , ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЁТУ

    Статья 227 ТК (трудового кодекса) РФ Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию  и учету.Расследованию и учету  в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя - физического лица. 9

      К указанным лицам относятся: 

      1) работники, выполняющие работу по трудовому договору;  
     2) студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;

    3) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;
    4)  другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
    Расследуются  и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том  числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, - повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если они произошли:    
     в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;  
     при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора;  
    при следовании к месту служебной командировки и обратно;  
     при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и другие);  
     при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;  
     при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;  
     при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.  
     Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    В целях предупреждения производственного  травматизма и профессиональных заболеваний Кодекс возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций (ст. 212 ТК).10
    Работник, согласно ст. 214 ТК, обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
    Кодекс  не регламентирует порядок расследования  профессиональных заболеваний. Профзаболевания  расследуются в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний.11
    В настоящей статье Кодекса дан полный перечень несчастных случаев, которые полежат расследованию и учету. К несчастным случаям на производстве относятся телесные повреждения (травмы), иные повреждения здоровья, повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, смерть пострадавших, необходимость перевода пострадавших на другую работу, которые произошли с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
    К несчастным случаям также относятся  события, которые не находятся в сфере контроля работодателя и на которые он не может непосредственно влиять. К этим событиям относятся травмы, нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.
    Таким образом, к несчастным случаям на производстве, подлежащим расследованию  работодателем, относятся все несчастные случаи, происшедшие с работниками, которые так или иначе связаны  с производственной деятельностью  работодателя. Не подпадают под действие Кодекса только несчастные случаи по пути с работы или на работу, а также несчастные случаи, происшедшие с лицами, не имеющими никаких отношений к работодателю, например появились случайно на территории организации.
    Если  работодатель привлекает работников к работе без заключения трудового договора, то согласно ст. 67 ТК трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Одним из доказательств трудовых отношений может служить ведомость о начислении пострадавшему заработной платы. Из чего следует, что при получении работником травмы установленный порядок расследования несчастных случаев распространяется на этих работников.
    Подлежат расследованию несчастные случаи с работниками, выполняющими работу по гражданско-правовому договору. Статьей 11 ТК определено, что в случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Следовательно, несчастные случаи, происшедшие с такими работниками, также подлежат расследованию. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
    Основным  законодательным актом, регулирующим порядок расследования и учета  несчастных случаев на производстве является Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти вопросы регламентируется ст. ст. 227—231 гл. 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» ТК РФ.
    Несмотря  на то, что количество статей не велико, но все они очень объемные и  емкие. Особо отметим, что Федеральным  законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесен ряд изменений в эти статьи. Так, большинство статей вообще изложены в новой редакции (ст. 227, 228, 229, 230, 231 ТК РФ). Некоторые положения вынесены в новые статьи (ст. 228.1, 229.1, 229.2, 229.3, 230.1 ТК РФ).
    Более подробно Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний регламентирован в Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 967 от 15.12.2000 г., которое действует в части, не противоречащей ТК РФ.
    Ранее данная сфера правоотношений регулировалась Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве». Но в соответствии со ст. 229 ТК РФ оно признано утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. № 5 «О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве».13
    Постановлением  от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» в соответствии со ст. 229 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» Министерство труда и социального развития РФ утвердило формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.14
    Это Положение устанавливает с учетом ст. 227—231 ТК РФ и особенностей отдельных  отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета  несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей – физических лиц с различными категориями работников (граждан).15
    Кроме того, существуют положения, регламентирующие расследование несчастных случаев  на конкретных видах производств  с учетом их специфики. Так, Положение  о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденное постановлением Госгортехнадзора № 40 от 08 июня 1999 г., устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых расположены опасные производственные объекты.
    Приказ  Госгортехнадзора РФ от 28 января 2003 г. № 11 устанавливает правила расследования несчастных случаев, происшедших при эксплуатации опасных производственных объектов в организациях, поднадзорных Госгортехнадзору России16
    Острые  профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются  основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967.17
    Минздрав  РФ приказом от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» утвердил инструкцию о порядке применения названного Положения и формы документов, применяемых при расследовании и учете профессиональных заболеваний.
    Правовые, экономические и организационные  основы обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в РФ устанавливает  ФЗ «Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный закон определяет также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).
    В целях реализации вступившего в силу ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Приказом Фонда социального страхования от 13 января 2000 г. № 6 «О переходе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 4 декабря 2000 г.) утверждены Порядок регистрации работодателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ и Временный порядок назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЁТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
    Статья 230.1. Порядок регистрации и учета  несчастных случаев на производстве 18 Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.
    Один  экземпляр акта о расследовании  группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).19
    Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том  числе групповых), в результате которых  один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и соответствующее территориальное объединение организаций профессиональных союзов для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике.20
    По  окончании периода временной  нетрудоспособности пострадавшего  работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую  государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.21
    1-й шаг. При несчастном случае работодатель обязан:
    немедленно  организовать первую помощь пострадавшему  и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
    принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
    сохранить до начала расследования несчастного  случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
    немедленно  проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные  в настоящем Кодексе, других федеральных  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о  тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
    принять иные необходимые меры по организации  и обеспечению надлежащего и  своевременного расследования несчастного  случая и оформлению материалов расследования  настоящей главой. 
    2-шаг.  Извещение о несчастном случае:  
    После поступления в больницу пострадавшего   в лечебном учреждении получить  медицинское заключение  о характере полученных  повреждений  здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести. Форму медицинского заключения (Cм. Приложение 1).    
 

    При групповом несчастном случае (два  человека и более), тяжелом несчастном  случае на основании медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести  или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме известить:
    - соответствующую государственную инспекцию труда по форме (см. Приложение 2)
    Эту форму можно использовать при  извещении в прокуратуру, в орган  исполнительной власти.
    - прокуратуру по месту происшествия  несчастного случая;
    - орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации  и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
    - работодателю, направившему работника,  с которым произошел несчастный  случай;
    - в территориальный орган соответствующего  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
    - в исполнительный орган страховщика  по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) по форме (См. Приложение 3)  

    - При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
    - О несчастном случае, происшедшем на находящемся в плавании судне (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности), капитан судна незамедлительно обязан сообщить работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании - также в соответствующее консульство Российской Федерации.
    Работодатель (судовладелец) при получении сообщения  о происшедшем на судне групповом  несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным  исходом в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в:
    соответствующую государственную инспекцию труда;
    соответствующую прокуратуру по месту регистрации  судна;
    федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору  в сфере безопасности при использовании  атомной энергии, если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
    соответствующее территориальное объединение организаций  профсоюзов;
    исполнительный  орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
    О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию  тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственную инспекцию труда, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
    О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий  орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
    Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и  другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
    К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:
    работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;
    студенты  и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;
    лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
    лица, осужденные к лишению свободы  и привлекаемые к труду;
    лица, привлекаемые в установленном порядке  к выполнению общественно-полезных работ;
    члены производственных кооперативов и члены  крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие  личное трудовое участие в их деятельности.
    Расследованию в установленном порядке как  несчастные случаи подлежат события, в  результате которых пострадавшими  были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
    в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время  установленных перерывов, а также  в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
    при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его  представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования  личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
    при следовании к месту служебной  командировки и обратно, во время  служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также  при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
    при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного  отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
    при работе вахтовым методом во время  междусменного отдыха, а также  при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты  и судовых работ время;
    при осуществлении иных правомерных  действий, обусловленных трудовыми  отношениями с работодателем  либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
    Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, указанные в части третьей настоящей статьи, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.  
3-й  шаг. Формирования  комиссий по расследованию  несчастных случаев.
      Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
    При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в  результате которого один или несколько  пострадавших получили тяжелые повреждения  здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
    Если  иное не предусмотрено настоящим  Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно  возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
    В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный  работодатель или его полномочный  представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
    Несчастный  случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому  работодателю и участвовавшим в  его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
    Несчастный  случай, происшедший с лицом, выполнявшим  работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась  работа, с участием при необходимости  работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.
    Несчастный  случай, происшедший с лицом, выполнявшим  по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.
    Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
    Расследование несчастного случая, происшедшего в  результате катастрофы, аварии или  иного повреждения транспортного  средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
    Каждый  пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие  в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.
    По  требованию пострадавшего или в  случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком  родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
    Если  несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.
    При несчастном случае, происшедшем в  организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по контролю и надзору  в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
    При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более  в состав комиссии включаются также  представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа. 
    4-й  шаг.  Порядок проведения расследования несчастных случаев. 
    При расследовании каждого несчастного  случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших  нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и  по возможности объяснения от пострадавшего.
    По  требованию комиссии в необходимых  для проведения расследования случаях  работодатель за счет собственных средств  обеспечивает:
    выполнение  технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
    фотографирование  и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление  планов, эскизов, схем;
    предоставление  транспорта, служебного помещения, средств  связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
    Материалы расследования несчастного случая включают:
    приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
    планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места  происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы; (См. Приложение 4,5)         
экспертные  заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
    медицинское заключение о характере и степени  тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; (См. Приложение 6) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
    выписки из ранее выданных работодателю и  касающихся предмета расследования  предписаний государственных инспекторов  труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
    другие  документы по усмотрению комиссии.
    Конкретный  перечень материалов расследования  определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
    На  основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных  настоящим Кодексом случаях государственный  инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
    Расследуются  в установленном порядке и  по решению комиссии (в предусмотренных  настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
    смерть  вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
    смерть  или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
    несчастный  случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
    Несчастный  случай на производстве является страховым  случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    Если  при расследовании несчастного  случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного  содействовала возникновению или  увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
    Случаи  острого отравления или радиационного  воздействия, превысившего установленные  нормы, расследуются в порядке, устанавливаемом  Правительством Российской Федерации.
    Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных  отраслях и организациях и формы  документов, необходимых для расследования  несчастных случаев, утверждаются в  порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.22  
 
 

    Сроки расследования несчастных случаев.
    Расследование несчастного случая (в том числе  группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
    Несчастный  случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего  наступила не сразу, расследуется в  порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
    При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.   

    Проведение  расследования несчастных случаев  государственными инспекторами труда.
    Государственный инспектор труда при выявлении  сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
    Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. 
    Шаг 5. Порядок оформления материалов расследования  несчастных случаев.
    По  каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
    При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.
    При несчастном случае на производстве с  застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
    В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
    После завершения расследования акт о  несчастном случае на производстве подписывается  всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью.(См Приложение 7)
    Работодатель (его представитель) в трехдневный  срок после завершения расследования  несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного  им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
    При несчастном случае на производстве, происшедшем  с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и  участвовавшим в его производственной деятельности, работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.