На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ ПРИ ПАВЛЕ I

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
      Короткий период царствования Павла I может быть определён как попытка проведения назревших масштабных перемен в исторически кратчайшие сроки. Данный период является логичным завершением XVIII века, который внёс в историю России радикальные преобразования. Конец XVIII века - один из наиболее неоднозначных периодов в российской истории. Именно в этот период столкнулись деспотизм и демократические идеи, понятия блага государства и блага личности, ответственности правительства и ответственности правителя, диктатуры закона и диктатуры личности - проблемы злободневные сейчас, как и двести лет назад.[15ст73]
     Несмотря  на то, что историография этого  времени насчитывает почти двухсотлетнюю  историю, она столь же сложна и  противоречива, как сама эпоха императорства сына Екатерины. Однозначность фигуры монарха, трагическая его гибель, двусмысленность роли Александра I в мартовских событиях не могли не наложить отпечаток на изучение этого периода, в частности, длительным цензурным запретом на специальное исследование павловского царствования. Уже в первые десятилетия XIX века в литературе складываются две совершенно противоположные точки зрения на личность императора и его правления.[13ст30]
     Цель  исследования  - раскрытие внутренней политики Павла I и изучение его основных реформ, повлиявших на развитие империи.
     Для достижения данной  цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть  внутреннюю политику Павла I;
- рассмотреть  крестьянский вопрос;
- проследить, как отнеслись современники Павла  к заговору против него.
     Объект курсовой работы – история государственного и муниципального управления.
     Предмет исследования –  особенности управления Российской империей при Павле I.
     Нами  изучен широкий круг научной литературы по вопросам управления Российской империей при Павле I, такого автора как Окунь С. Б.[10ст52]. Ему принадлежит "Очерки истории СССР конец XVIII – первая четверть XIX века" По его мнению, Павел являлся крепостным царем, подчеркивая его продворянскую направленность на борьбу против революционной Франции, на укрепление позиций правящего в России класса. Незначительные элементы социальной демагогии, преобладание военных методов в управлении государством были только средствами для ее реализации.
     Методологическая  основа исследования. Использованы обще научные методы, такие как анализ, синтез, метод сравнения. Специальные методы: исторический, институциональный, функциональный.
    Структура курсовой работы определена целями и  задачами исследования и состоит  из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 

1 ВНУТРЕННЯЯ  ПОЛИТИКА ПАВЛА I И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
     Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Этим стремлением окрашено, по сути, все  его царствование. Так, конечно же совсем не либеральными симпатиями объясняются освобождение Павлом Новикова, Радищева, Т. Костюшко, а с ним и других поляков, смена многих высших должностных лиц по обвинению в коррупции. Новый император пытался как бы зачеркнуть предшествующие 34 года русской истории, объявить их сплошной ошибкой.
     Павел I начал осуществлять новую городскую  реформу. В 1798 г. в Петербурге, а затем  в Москве (в 1799 г.) по примеру своих  любимых Павловска и Гатчины  он создал новый орган управления — ратгауз (городское правление), который должен был заведовать городскими доходами, а также ведать гражданскими и уголовными судебными делами горожан. Ратгаузу был подчинен приказ общественного призрения[8ст45]. В 1800 г. Павел попытался распространить нововведение на всю страну. Именным указом от 4 сентября 1800 г. он повелел «во всех городах губернских... вместо магистратов учредить ратгаузы, на том же основании как в столицах», а «под их апелляциею» находиться магистратам и ратушам уездных городов. В феврале 1801 г. был опубликован новый городской устав, по которому губернский ратгауз, подобно столичному, составлялся как из коронных (т.е. назначаемых), так и выборных чиновников, президент которых утверждался императором из кандидатов, представленных Сенатом. Губернский ратгауз делился на два департамента. По уставу 1801 г. он был приравнен ко всем прочим административным учреждениям и введен в государственную иерархию.
     Во  внутренней политике Павла выделяется несколько взаимосвязанных направлений  — реформа государственного управления, изменения в сословной политике и военная реформа.[8ст47] На первый взгляд, осуществленная Павлом реформа государственного управления, так же как и политика Екатерины, имела целью дальнейшую централизацию власти, однако решалась эта задача иначе. Так, если при Екатерине особенно усилилось значение генерал-прокурора Сената, в ведении которого оказались многие государственные дела, в том числе вся финансовая политика, то при Павле генерал-прокурор превратился как бы в премьер-министра, сосредоточившего в своих руках функции министров внутренних дел, юстиции, частично финансов.
       Дальнейшее  изменение функций Сената в целом, которому Екатерина в своих позднейших проектах готовила по сути роль органа высшего правового надзора, связано  с реорганизацией центрального и местного управления. Еще в 80-е гг. был ликвидирован ряд коллегий и оставлены лишь три - Военная. Адмиралтейская и Иностранных дел. Связано это было с тем, что, декларируя свободу предпринимательства, Екатерина полагала возможным передать минимально необходимый контроль за развитием экономики в руки местных властей. Павел восстановил некоторые коллегии, считая, однако, необходимым преобразовать их в министерства, заменяя принцип коллегиального правления единоличным. Так, в 1797 г. было создано совершенно новое Министерство уделов, ведавшее землями, принадлежавшими непосредственно царской фамилии, а в 1800 г. - Министерство коммерции. Еще более решительно разрушил Павел всю систему местного управления, созданную на основе Учреждений 1775 г.
     Во-первых, были ликвидированы должности наместников, пользовавшихся, по мнению нового императора, слишком большой самостоятельностью. Во-вторых, были закрыты приказы  общественного призрения, управы благочиния; городское сословное управление было слито с органами полиции, городские думы ликвидированы. Реформе подверглась и созданная Екатериной судебная система: ряд судебных инстанций был ликвидирован вовсе, а палаты гражданского и уголовного судов спиты в одну. В связи с этим вновь усилилась роль Сената как судебного органа.
     Изменил Павел и административно-территориальное  деление страны, принципы управления окраинами империи. Так, 50 губерний были преобразованы в 41 губернию и  Область войска Донского. Прибалтийским  губерниям, Украине и некоторым  другим окраинным территориям были возвращены традиционные органы управления. Все эти преобразования очевидно противоречивы: с одной стороны, они увеличивают централизацию власти в руках царя, ликвидируют элементы самоуправления, с другой — обнаруживают возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Это противоречие происходило прежде всего от слабости нового режима, боязни не удержать в руках всю страну, а также стремления завоевать популярность в районах, где была угроза вспышек национально-освободительного движения. Ну и, конечно, проявлялось желание переделать все по-новому. Показательно, что содержание судебной реформы Павла и ликвидация органов сословного самоуправления означали для России, по сути, шаг назад. Эта реформа коснулась не только городского населения, но и дворянства.
     Наступление на дворянские привилегии, узаконенные  Жалованной грамотой 1785 г., началось практически  с первых дней павловского царствования. Уже в 1797 г. был объявлен смотр  всем числящимся в списках полков офицерам и неявившиеся уволены в отставку. Эта мера была связана с тем, что при Екатерине существовал обычай записывать в полк малолетних дворянских детей, чтоб к совершеннолетию они уже имели офицерские чины. Также, большое число офицеров числилось больными, в отпусках и пр. Кроме того, многие высшие сановники государства наряду с должностями в государственном аппарате имели генеральские чины и числились в различных, как правило гвардейских полках. Поэтому предпринятая Павлом мера выглядела вполне разумной и справедливой, хотя и озлобила дворян. За нею последовало ограничение привилегий неслуживших дворян. Запросив в августе 1800 г. списки таких дворян, Павел распорядился большую их часть определять в военную службу. До этого с октября 1799 г. был установлен порядок, согласно которому для перехода с военной службы на гражданскую требовалось специальное разрешение Сената. Другим указом императора неслужащим дворянам запрещалось участие в дворянских выборах и занятие выборных должностей.
    В 1799 г. были упразднены губернские дворянские собрания, ограничены права уездных и, наоборот, усилено право губернаторов вмешиваться в дворянские выборы. В 1797 г. дворян обязали платить специальный налог на содержание губернской администрации, причем в 1799 г. взимаемая сумма была увеличена. Историкам известны и случаи применения в павловское время отмененных Екатериной для дворянства телесных наказаний. Но в целом было бы ошибкой считать политику Павла антидворянской. Скорее в ней прослеживается явное стремление превратить дворянство в рыцарское сословие — дисциплинированное, организованное, поголовно служащее и преданное своему государю. Не случайно Павел сделал попытку ограничить и приток в ряды дворянства недворян, запретив производить их в унтер-офицеры. С этих позиций яснее становится и политика императора в отношении крестьянства.
     Павловское  царствование, как и предыдущее, отмечено массовыми раздачами крестьян в качестве награды за службу, причем за четыре года Павел умудрился раздать  почти столько же крестьян, сколько  его мать за 34 (около 600 тыс.). Однако разница была не только в количестве. Если Екатерина дарила своим любимцам либо имения, оставшиеся без хозяина, либо поместья на вновь завоеванных территориях, то Павел раздавал прежде всего государственных крестьян, тем самым значительно ухудшая их положение. Объявив в начале царствования, что каждый подданный имеет право подать жалобу лично ему, Павел жестоко пресекал подобные попытки со стороны крестьян. В декабре 1796 г был издан указ о закреплении крестьян за частными владельцами В Области Войска Донского и в Новороссии, в марте 1798 г. — о разрешении заводчикам из купцов покупать крестьян к своим предприятиям с землей и без земли. С другой стороны, появился и ряд законодательных актов, объективно способствовавших ослаблению крепостного гнета. Так, в феврале 1797г. была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка, в октябре 1798 г. — украинских крестьян без земли. Впервые за много лет при вступлении Павла на престол крепостные крестьяне должны были принести присягу новому императору наравне с вольными; в декабре 1797 г. с крестьян и мещан была снята недоимка в подушном сборе, отменен назначенный еще Екатериной рекрутский набор.
     Более определенной выглядела политика Павла  в отношении армии, на которую  он решил перенести прусские военные порядки, столь успешно применявшиеся им в Гатчине. Реформа началась с введения новой формы, полностью копировавшей прусскую: длинный мундир, чулки и черные лаковые башмаки, напудренная голова с косой определенной длины; офицерам вручили палки с костяными набалдашниками для наказания провинившихся солдат. В декабре 1796 г. был издан новый устав, в котором главное внимание уделялось обучению солдат “шагистике”. Поскольку основой его послужил прусский устав 1760 г., то никакие новые достижения русской военной мысли, проверенные на полях сражений в период екатерининского царствования, в нем отражения не нашли. Вскоре было издано еще несколько уставов для отдельных родов войск базировавшихся на представлении об армии как о машине, главное в которой — механическая слаженность войск, исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы.
     Бесконечные парады, муштра в сочетании с жесткими мерами по отношению к офицерству — увольнениями в отставку, ссылками и даже арестами — вызывали в армии большое недовольство, причем не только в столице, но и в провинции. Так, уже в 1796—1798 гг. в Смоленской губернии существовал антиправительственный кружок, в который входили офицеры нескольких расквартированных там полков, чиновники местных учреждений, а также ряд отставных военных.
     Говоря  о внутренней политике Павла I, следует упомянуть о некоторых его нововведениях, связанных со статусом государя и царской семьи. В день коронации Павел опубликовал указ о престолонаследии, устанавливавший передачу престола по наследству строго по мужской линии. Указ продолжал действовать в России вплоть до 1917 г. Новым было и создание уже упоминавшегося Министерства уделов, что означало фактическое включение личного хозяйства царской семьи в сферу государственного ведения. Будучи убежден в божественном происхождении царской власти, Павел немало сделал для организации внешних проявлений монархической идеи. Он был большим любителем различных церемоний и обрядов, которые проводились скрупулезно, с соблюдением мельчайших деталей, отличались необыкновенной пышностью и длились по многу часов. Всей жизни двора была придана строго регламентированная обрядность, еще более усиливавшаяся с провозглашением Павла в 1798 г. великим магистром Мальтийского ордена. Надо, однако, заметить, что вся эта европеизированная обрядность была чужеродной для России, да и в самой Европе уже воспринималась как архаичная, а потому у большинства современников вызывала лишь усмешки, никак не способствуя целям прославления монархии, которые ставил перед собой Павел.
     Мелочная  регламентация распространилась и  на повседневную жизнь подданных. В  частности, специальными указами предписывались определенные фасоны и размеры одежды, запрещалось носить круглые шляпы, башмаки с лентами вместо пряжек и пр. Некоторые запреты касались внешности и поведения на балу. Характерно, что все эти ограничения касались не только российских подданных, но и иностранцев. Так, поверенный в делах Сардинии в России был выслан из Петербурга за ношение круглой шляпы.
     В политике Павла явно прослеживается стремление к унификации всех сфер жизни, к исключению многообразия мнений, суждений, возможности выбора образа жизни, стиля поведения, одежды и пр. В самой этой возможности Павел видел революционную опасность. На борьбу с проникновением революционных идей было направлено и введение цензуры, и запрет на ввоз книг из-за границы. Реформы Павла I были нацелены на создание стройной централизованной системы управления, сфокусированной на царе, изменение армии и военного управления, урегулирование проблемы престолонаследия, формальное узаконение статуса царской семьи.
     Всё больше Павла I стали обвинять в неуравновешенности, деспотизме, произволе, усиливались  слухи о его помешательстве.
     Внутренняя  политика Павла I только на первый взгляд кажется непоследовательной и противоречивой. При внимательном рассмотрении в ней чётко прослеживается желание императора установить в стране законность и порядок.
     Павел был заинтересован не только в  укреплении своей личной власти, но и в усилении всей державы. Для него было совершенно неприемлемо реформирование государства екатерининскими методами. Император воспринимал либерализм матери как нечто опасное. Естественно, Павел не хотел повторения пугачевщины, а именно политику Екатерины он считал причиной и предпосылкой разрушительного восстания.
     Реформы Павла проводились скорее по тем  же методам, согласно которым действовал в свое время Петр Великий. Самодержавная  крепкая власть являлась инструментом реформирования. Значит, чтобы подготовить  базу для преобразований, было необходимо власть укрепить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ ПРИ ПАВЛЕ I
     Как отмечают  многие  историки,  царствование Екатерины II было временем наибольшего  расцвета крепостничества. Начав с  теоретического протеста  против крепостного права в черновиках "Наказа", Екатерина кончила заявлением,  что  "лучше  судьбы  наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной". В бытность свою цесаревичем Павел не раз говорил о  бедственном положении  русского крестьянина и необходимости улучшения его жизни.  По мысли Павла,  в целях устранения причин народного недовольства следовало бы "снять с народа излишние налоги и пресечь наряды с земли ". И действительно,  в первые же дни Павловского царствования была  облегчена  рекрутская  повинность[11ст90].  Указом  от  10  ноября 1796 г.  был  отменен  набор,  объявленный  Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г.).  Армия с 500 тыс.  сократилась до 350 тыс. человек. 12 ноября 1796 г. на Совете Его имп. В.-ва был принят указ о замене  хлебного  сбора 1794  года  "по  причине неудобств в   приеме"  умеренной денежной податью,  "считая  по 15 коп.  за четверик" и начиная сбор со  следующего  1797  года. Вслед за этим была понижена цена на соль;  прощение недоимок по- душной подати на огромную сумму в 7 млн.  руб.,  что  составляло 1/10 часть годового бюджета.  Целая серия указов была направлена на устройство хлебных  магазинов  для  голодных  годов.  Однако, крестьяне, принужденные  нести  в  эти  склады  часть собранного хлеба, не были уверены,  что в случае голода найдут  там зерно. Поэтому отдавали  его неохотно,  часто утаивая.  В результате, когда в 1800  г.  в Архангельской губернии  случился  страшный голод, магазины  оказались практически пустыми.  Кроме узаконивания и мер,  направленных по отношению ко  всему  крестьянскому населению, следует  отметить некоторые мероприятия,  связанные с главными группами  крестьянства:  1 - удельными,  2 - казенными, 3 - фабрично-заводскими, 4 - помещичьими.                                                                                
     1. Удельные крестьяне  появились  в кругу дворцового ведомства  благодаря "учреждению об императорской  фамилии"  5  апреля  1797 года. Смысл  этого  законоположения   сводился к следующему:  1 - следовало обеспечить крестьян землей и правильно распределить ее между ними;  2 - поднять крестьянское хозяйство улучшенной техникой,  развитием ремесел,  устройством  фабрик;  3 - организовать сборы и  отбывание  повинностей  на  новых началах,  имея в виду равномерное распределение труда;  4 - установить  и  привести  в порядок сельское управление.      
Когда было предпринято обособление удельных, то выяснилась нехватка земель  для  многих селений.  Поднялся вопрос,  можно ли отмежевывать земли от казенных крестьян и снабжать ими удельных, либо земли   должны  приобретаться,  как  сразу  предполагалось, удельным ведомством. Указом 21 марта 1800 года удельным крестьянам было  дано  важное право - покупать земли у частных владельцев, с условием, чтобы купчая была совершена на имя департамента уделов. Право же пользования землей предоставлялось "единственно купившему таковую землю" сверх той доли, которая приходилась ему при разверстке земель всего населения. Известно, что не одно земледелие, но и работа "на стороне"составляли занятия удельных крестьян.  Последнее стеснялось пас- портной системой и обязательством явки паспорта в удельную  экспедицию. Указом 2 марта 1798 г. было установлено выдавать промежуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество. В виду того,  что в  это  было  усмотрено  "согласие  общественной пользы с приращением дохода",  указом 22 октября 1798 г.  велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за  выплату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержденной департаментом.        
     2. Казенные крестьяне. Те же основные  вопросы о земле и самоуправлении, но гораздо шире  поставленные,  трактовались  в  многочисленных  указах и мероприятиях правительства,   касавшихся   крестьян    казенного ведомства. В  течении  18  века  в законодательстве выработалось понятие поземельного надела для государственных  поселян  разных наименований,  который   был   бы  достаточен  для  прокормления крестьянина с семьей и давал ему возможность  платить  подати  и отбывать государственные  повинности.  Таким наделом был признан 15-десятинный участок на каждую ревизскую душу.      
В целях  действительного  выполнения  указов  о  наделении крестьян землей,  Павел в конце 1799 г.,  рассылая сенаторов для осмотра губерний,  особым пунктом инструкции предписывал: "взять сведения", достаточно ли земли у крестьян,  "сделать мероположение" для  предоставление  о  том  сенату  и  выяснить  вопрос  о переселении поселян с малоземелья на пустопорожние земли. Рапорты сенаторов  вскрыли одно печальное обстоятельство:  земельного фонда, необходимого  для  обеспечения   крестьян   15-десятинным наделом, у казны не было,  даже несмотря на то, что в круговорот раздачи пустили  оброчные  земли  и  леса.  Выходом  из   такого положения стало  понижение  надела  до  8 десятин и установление следующих правил:  1 - наделять крестьян землей  по  15  десятин там, где  ее  достаточно;  2 - где земли не достает,  установить 8-десятинную норму тем,  кто имеет меньше того;  3 - при малоземелье желающим  предоставить  возможность  переселения на другие территории.      
     Другой  важной стороной Павловских мероприятий  относительно казенных крестьян следует  признать нормировку сборов. Указом N18 в декабре  1797 г.  оброк со "всех поселян казенного звания" был повышен, но не в одинаковой мере.  В 1783 г. он был установлен в виде равномерного  сбора  в  размере  3-х  руб.,  в 1797 г.  все губернии были распределены на IV класса.  В зависимости от этого поселяне должны  были  платить  разный оброк "по свойству земли, изобилия в ней и способам для обитателей к работам". В губерниях I кл.  - оброк,  вместе с прежним,  составил 5 руб., во II кл. - 4,5 руб.,  в III кл. - 4 руб., в IV кл. - 3,5 руб. Подобная градировка держалась и в последующее время.  Мотивами к повышению сбора,  кроме  потребностей  в  новых источниках дохода,  были  следующие обстоятельства,  указанные в законе 18 декабря 1797  г.:  "цены  вещам  несравненно  возвысились... поселяне  распространили  свои прибытки".  Формулировка, как видно,  довольно  туманная,  что,  вообще,  свойственно  для многих Павловских  указов.  И  все  же главной причиной поднятия налога следует считать плохое финансовое  положение  государства (эта проблема будет рассмотрена ниже в главе "Финансовая политика"). Следует отметить так же,  указ 21 октября 1797 г., которым было подтверждено право казенных крестьян записываться  в  купечество и мещанство.    
     3. Фабрично-заводские крестьяне. Число  фабрично-заводских крестьян при Павле несколько увеличилось. Указом от 16 марта 1798 г., "во избежании злоупотреблений и поощрения промышленности ради", фабрикантам и заводчикам из купцов  было  разрешено  приобретать  к  своим   предприятиям крестьян с тем,  чтобы купленные "всегда были при заводах и фабриках неотложно".  Хотя этот закон находился в несоответствии  с намерениями Павла  разрешить  судьбу приписных крестьян,  но это действие было вызвано  частью  теми  злоупотреблениями,  которые случались при запрещении купцам покупать крестьян для фабрик,  а частью тем,  что промышленность требовала рабочих  рук,  которых вольнонаемным путем найти было чрезвычайно трудно. Все это заставило правительство двигаться по проторенному пути при создании новых казенных заводов и фабрик, приписывая к ним крестьян. Надо отметить, что Павел пытался  ослабить  тяжесть  такой  приписки, издавая указы облегчающие труд приписных крестьян.  К примеру, в указе о приписке к фаянсовой фабрике говорилось, чтобы приписано было лишь  требуемое  число рабочих,  "целыми семьями",  а после отработки податей заработанные деньги "сверх  того  выдавать  им (крестьянам) из доходов фабрики. Указом 16 марта 1798 г. предписывалось при покупке  крестьян  к  частным  фабрикам,  чтобы  их количества "годных  к работе  дней  половина  шла на заводские работы, а другая половина на крестьянские". Впрочем, эти постановления не  касались  сущности дела фабрично-заводские крестьяне оставались  по-прежнему  в тяжелом положении. Попыткой  разрешить их судьбу явился проект директора бергколлегии М.Ф.Соймонова.  В этом документе предлагалось снабжать фабрики  и заводы "непременными работниками",  остальных же крестьян от заводсих работ освободить  окончательно.  В  именном указе по этому поводу читаем:  "К особенному удовольствию найдя, что все предложенные им (Соймоновым) средства суть  самая  соответственнейшая намерению  Нашему  освободить  от заводских работ крестьян... Повелеваем:  1 - укомплектовать заводы  непременными мастеровыми, взяв  по  расчету из 1000 душ 58 человек,  годных к работам; 2 - всех прочих, сверх комплекта, освободить от заводских работ,  причислив к разряду крестьян государственных и проч" (9 ноября 1800 года).  Именно при Павле приписные крестьяне были наконец освобождены от тяжелых обязательных работ.                    
     4. Помещичьи крестьяне. В отношении данной группы крестьян можно выделить лишь небольшое количество указов,  изданных правительством Павла. Среди них: указ 16 октября 1798 г. о непродаже малороссийских крестьян без земли,  16 февраля 1797 г. о непродаже дворовых людей и без- земельных крестьян  "с молотка или с подобного на сию продажу торга", об "изыскании с помещиков долгов  казенных  и частных" (указом 28 января 1798 г. постановлено: "оценивать их (крестьян) по работе и по тому доходу,  каковой каждый из них чрез искусство, рукоделие и труды доставляется владельцу,  брать их в казну, принимая оный процентом с капитала,  который и засчитывать в казенный долг");  о передаче крестьян без раздробления семейства от 19 января 1800 г.  Вот  практически  все,  что  было  сделано                               правительством для помещичьих крестьян.      
     Отдельного  разговора заслуживает манифест  5  апреля  1797 г., ставший  первой попыткой законодательства встать между помещиком и крестьянином в отношении упорядочивания труда.  Манифест 5  апреля  1797  г.  устанавливал норму барщины в размере трех дней[2ст30].  Указ был объявлен в день коронации и,  можно предположить, являлся простой милостью  крестьянам,  однако по своему значению его оценивают,  как одно из главных преобразований всего Павловского времени. В манифесте две идеи: непринуждение крестьян к работам в воскресные дни и о трехдневной барщине. Что касается  первого,  то  это  не  стало новым (еще в Уложении Алексея Михайловича  воскресные  работы  запрещались).   Интерес представляет часть манифеста о трехдневной барщине.  До этого ни разу не было издано закона,  который регулировал барщину. Впрочем, как отмечает Валишевский, законодатель не вполне ознакомился с многими различаями в значении и форме этой повинности в отдельных губерниях.  В  Малороссии помещики обыкновенно требовали лишь два дня в неделю барщины.  Понятно,  что они  не  замедлили воспользоваться новым законом,  чтобы увеличить свои требования. Наоборот, в Великороссии,  где барщина  была  почти  ежедневной, помещики пожелали  увидеть  в том же самом тексте лишь указание, совет. И,  действительно,  употребленная форма  допускала  самые различные толкования.  Нет категорического приказа,  а высказано как бы пожелание:  шесть дней, поровну разделяемые, " при добром распоряжении", "достаточны будут на удовлетворение хозяйственным надобностям". Не вызывает сомнения то,  что  сам  Павел  понимал манифест как  закон,  несмотря  на это Сенат придерживался иного мнения. Однако факт неисполнения манифеста сбрасывать со счетов все же не следует. Более того, в некоторых районах, например на Украине, где барщина ограничивалась двумя днями в неделю, манифест, наоборот, ухудшил положение крестьян. Неясность манифеста скорее всего была нарочитой. Во-первых, Павел, опасаясь крестьянских восстаний, пытался предотвратить их популистскими мерами, во-вторых, приобретал еще один инструмент давления на дворян. В-третьих, открыто ослабить крепостной гнет он тоже не мог, поскольку и зависимость трона от дворянства была велика, да и намерений таких у него скорее всего не было. В обществе же,  вообще, сложилось многостороннее понимание указа. Как бы ни понимать манифест, важно выяснить использовалось ли на  практике  правило  о трехдневной барщине.  Многочисленные свидетельства говорят о том,  что указ не соблюдался.  В том  же 1797 г.  крестьяне подавали императору жалобы, в которых сообщали, что они работают на помещика "ежедневно", доведены "до крайнейшего состояния тяжкими разного рода сборами",  что помещик их "как загонит на барщину с понедельника, то до воскресенья самого и продержит" и т.д.  О том же свидетельствуют и дворянские круги (Безбородко, Радищев, Малиновский...).    А в 1798 г. выходит указ, позволяющий заводчикам из купцов покупать крестьян с землёй и без земли к фабрикам и заводам.
     Если  же  подводить  итоги  политики  Павла  по отношению к крестьянству, то можно заметить,  что в этой деятельности нельзя найти желания  прямо поставить вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или о радикальном улучшении бытовых условий жизни крестьян.  И все же совершенно определенно видно общее благожелательное отношение правительства к крестьянству  вообще. Хотя мероприятия  Павла  не  отличались  выдержкой и систематичностью (за время своего правления Павел роздал 550 тыс.  душ и 5 млн. десятин  земли),  но вместе с тем среди них можно найти ряд важных, несомненно способствовавших  улучшению  жизни  крестьян, мер. Сюда следует отнести облегчение многих повинностей,  земле- устроительную политику,  организацию  сельского   и   волостного управления, постановление о "непременных мастеровых" и т.д.  Несомненно большую роль в освобождении крестьян сыграл манифест  о трехдневной барщине.  Можно сказать, что для крестьян царствование Павла ознаменовало собой начало новой эры:  росту крепостничества был  положен конец,  постепенно начался переход к полному освобождению крестьян,  заверщившийся реформой 1861  года.  И  в этом деле большая заслуга императора Павла I.   
       Введение трехдневной барщины было скорее продиктовано стремлением умерить злоупотребления землевладельцев, а не заботой о крестьянах. Но эта мера не сыграла отводившейся ей роли, так как обойти предписания верховной власти было совсем не сложно. Отметим также, что Павла заботило и экономическое процветание страны, в основе которого лежало стабильное развитие и крестьянского, и помещичьего хозяйства.
      Преобразовательная  деятельность Павла если и не была четко продумана, то, во всяком случае, не диктовалась ни прихотью, ни блажью. У Павла были вполне определенные цели. Эти цели, да и средства их достижения, были не слишком привычны, но в них ощутима логика. 
 
 

3 ДВОРЦОВЫЙ  ПЕРЕВОРОТ 11 МАРТА 1801 ГОДА
     Поведение Павла I, его крайняя раздражительность  и мелочная придирчивость вызывали недовольство в высших кругах, особенно в столицах. Поэтому буквально с первых месяцев его царствования стала складываться оппозиция, объединившая всех недовольных Павлом I. Еще при его воцарении в ближайшем окружении Суворова вынашивались планы государственного переворота. В 1796 г. А.М.Каховский, один из руководителей раскрытого два года спустя кружка, обдумывал возможность активного военного протеста.[9ст56]
     К 1797 г. сложилось три основных оппозиционных  лагеря: 1) группа П.С.Дехтерева — А.М.Каховского в Смоленске; 2) кружок «молодых друзей» Александра Павловича в Петербурге; 3) так называемый заговор Н.П.Панина — П.А.Палена.
     Смоленские  заговорщики имели связи в  Москве, Петербурге, Киеве и других городах империи. Они тщательно изучали общественные настроения и стремились установить контакты со всеми оппозиционными элементами. Отсюда происходил особый интерес к тем лицам, которые были хоть как-то замешаны в антиправительственных поступках. Члены кружка старались всячески поддерживать их и противодействовать тому, что активно или пассивно служило «деспотическому режиму» Павла I. Члены «канальского цеха», как они себя называли, стремились всеми доступными средствами усилить недовольство режимом среди населения, содействовали распространению сведений, дискредитирующих правительство, распространяли карикатуры, стихи, песни, критикующие Павла I, вели беседы о положении России, налогах, «утеснении» и «отягощении».[10ст102] В группе смоленских заговорщиков обсуждался и вопрос об убийстве императора, А.М.Каховский готов был даже пожертвовать свое имение на расходы для такого предприятия. Вместе с тем, члены кружка, по-видимому, не исключали и открытого военного выступления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.