На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Средства и методы развития скоростных способностей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Реферат 

    Ф.И.О. « Средства и методы развития скоростных способностей».
    Работа  изложена на 35 страницах машинописного текста, содержит 2 раздела, 8 таблиц.
    Список  использованных источников включает 34 работы.
     Цель  работы: определить средства и методы развития скоростных способностей.
     Исследовательская часть работы выполнялась базе ДЮСШ №1 и ДЮСШ 2 г. Севастополя. В исследовании принимали участие 30 детей школьного возраста (11 – 13) лет ДЮСШ №1 и ДЮСШ 2 г.  г. Севастополя.
    Для решения поставленных задач проводилось исследование скоростных  способностей спортсменов с помощью ряда тестов, в том числе теппинг теста.
     Исследование  показало, что изменение уровня развития скоростных способностей говорит о том, что добиться положительных результатов можно лишь с помощью целенаправленной и правильно организованной системы занятий, о чем свидетельствует межгрупповой анализ заключительного тестирования, который выявил статистически значимые различия между результатами учащихся ДЮСШ №1 г.  и ДЮСШ №2  г.    
 
 
 
 
 

 СКОРОСТЬ, СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ, БЫСТРОТА, ТЕСТ, ДВИГАТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО, ДВИЖЕНИЕ.
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 


    ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Актуальность  темы обусловлена тем, что в процессе двигательной деятельности, как бытовой, так и профессиональной, современный человек постоянно сталкивается с необходимостью быстро и адекватно реагировать на ожидаемые раздражители или внезапно возникающие. Научно-технический прогресс создает условия, при которых все больше возрастают требования к скорости, своевременности и адекватности реагирований и двигательных действий. Некоторые виды профессиональной деятельности (оператор, диспетчер, водитель, пилот и много других) связаны с необходимостью своевременно и быстро реагировать на постоянное изменение ситуаций. Быстрота реагирований и двигательных действий есть одной из главных предпосылок успеха в соревновательной деятельности в большинстве видов спорта.
     Несмотря  на важность развития быстроты реагирования на действия партнёра или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действие - перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т. д.
     Максимальная  скорость движений, которую может  проявить человек, зависит не только от  скоростных  характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической ( скоростной ) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому  скоростные   способности  считают сложным комплексным двигательным качеством.
       Цель работы: определить средства и методы развития скоростных способностей.
     Задачи  работы:
     - рассмотреть скорость как двигательное качество человека;
     - определить основные средства развития скоростных способностей;
     - выявить основные методы развития скоростных способностей.
       В работе ставится задача провести  исследование  скоростных способностей учащихся спортивных школ города Севастополя.
     Цель  исследования заключается в сравнении  уровня развития скоростных способностей у учащихся 11 – 13 лет ДЮСШ №1 и  ДЮСШ 2 г.  г. Севастополя.
     Объект  исследования. Объектом исследования являются скоростные способности учащихся.
     Предмет исследования. Предметом исследования являются средства и методики развития скоростных способностей, уровни развития этих способностей.   

 


    РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

     1.1 Скорость как двигательное качество человека

 
     Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
     Различают следующие виды скоростных способностей [10,15]:
     - быстрота двигательной реакции;
     - быстрота одиночного движения;
     - частота (темп) движений.
     Их  принято считать элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят также быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей [15].
       Все двигательные реакции, совершаемые  человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее  известным движением на заранее  известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
     Сложные двигательные реакции встречаются  в видах спорта, характеризующихся  постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство  сложных двигательных реакций в  физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) [28].
       В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
       Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).
     В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
       Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др [28].
       Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.    
       В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.  
 

     1.2 Факторы, влияющие на проявление быстроты и скорости движений спортсмена.

 
     Проявление  форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека [23].    
       С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
       Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
       На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
       С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10% [32].
       Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).
     Быстрота  во всех ее проявлениях прогрессирует на протяжении жизни значительно меньше и раньше подвергается возрастным инволюционным изменениям, чем другие двигательные качества, даже при условии ее специального развития.
     Прогрессивное естественное развитие быстроты наблюдается  до 14–15 лет у девушек и до 15–16 лет у юношей. В дальнейшем скорость целостных движений у девушек даже ухудшается, а у юношей очень медленно возрастает до 17–18 лет и потом стабилизируется [22]. Таким образом, с окончанием пубертатного периода практически прекращается и дальнейшее биологическое развитие быстроты.
     Это не означает, что после 15–16 лет невозможно добиться существенного улучшения быстроты за счет специализированной тренировки. Но индивидуальные достижения будут значительно выше, если начать целенаправленное развитие быстроты в период активного ее биологического развития.
     Возрастной  период от 7–8 до 11–12 лет наиболее благоприятный  для избирательного развития быстроты двигательных реакций и частоты движений.
     В дальнейшем темпы биологического развития быстроты реагирований и частоты движений замедляются. В 13–14-летнем возрасте показатели этих видов быстроты приближаются к величинам, характерным для взрослых людей. Возрастной период от 7–8 до 11–12 лет отмечается и наивысшими в онтогенезе темпами развития координационных качеств. Поэтому именно в этом возрасте необходимо акцентировать внимание на совершенствовании межмышечной координации в скоростных движениях.
     В возрасте от 11–12 до 14–15 лет у девушек  и до 15–16 лет у юношей наблюдаются высокие темпы прироста скорости целостных движений (максимальная скорость одиночного движения и скорость передвижений в циклических локомоциях). Исходя из биологических закономерностей развития быстроты в подростковом возрасте необходимо сосредоточить внимание на комплексном ее развитии в целостных двигательных действиях.
     Следует также отметить, что в этом возрасте значительно возрастает взаимосвязь быстроты в целостных двигательных действиях с уровнем развития скоростно-силовых качеств. Поэтому именно в этот период целесообразно комплексно развивать собственно скоростные и скоростно-силовые качества.
     В заключение необходимо подчеркнуть, что  указанные возрастные периоды касаются не паспортного, а биологического возраста человека.

     1.3 Средства развития скоростных способностей.  

 
       Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты [15].
     Общим требованием относительно упражнений по развитию быстроты является возможность  их выполнения с околопредельной  и предельной скоростью. Поэтому  эти упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного  аппарата. Вместе с тем, прежде чем выполнять их с околопредельной и предельной скоростью, необходимо уделить внимание совершенствованию координации работы мышц (межмышечная координация) на умеренных и субмаксимальних скоростях. Это необходимо для того, чтобы занимающиеся сосредоточивали внимание не на способе (технике) их выполнения, а на интенсивности движений.
     Для избирательного развития быстроты двигательных реакций следует применять упражнения в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях, которые моделируют реальную двигательную деятельность.
     Для комплексного развития двигательных реакций  в сочетании с другими видами быстроты наиболее эффективны подвижные  и спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, относительно стандартных, площадках.
     Хороший эффект дает также выполнение циклических  упражнений с резким изменением по команде темпа, направления, вида движения и т.п.
     Для развития быстроты ациклических одиночных  движений применяют именно те упражнения, в которых необходимо улучшить быстроту, и подобные им по координации работы нервно-мышечного аппарата. Выполнять их следует с вариативной скоростью (большой, околопредельной, предельной) и в вариативных условиях (стандартных, облегченных, усложненных).
     Облегчение  или усложнение условий (уменьшение или увеличение внешнего сопротивления) не должно приводить к нарушениям структуры движений основного упражнения. Усложнять условия выполнения упражнений целесообразно лишь в работе с физически хорошо подготовленными людьми.
       На развитие быстроты в ациклических движениях положительно влияет развитие взрывной силы с помощью упражнений, которые подобны с основным по координации работы нервно-мышечного аппарата.
     Развитие  быстроты в циклических локомоциях осуществляют с применением таких  средств [15]:
     1. Подвижные игры.
     2. Спортивные игры по упрощенным  правилам и на меньших, чем  стандартные, площадках.
     3. Эстафеты.
     4. Бег, плавание с гандикапом (шансы  на победу уравновешивают на  старте расстановкой участников  забега на определенном расстоянии  один от другого в соответствии с уровнем развития быстроты).
     5. Имитация движений руками или  ногами при беге, плавании с  максимальной или вариативной  частотой и из разных исходных  положений (стоя, лежа, сидя).
     6. Бег, плавание с максимальной  или вариативной частотой движений.
     7. Бег, плавание с ускорением.
     8. Бег, плавание “с хода” –  преодоление короткого отрезка  (продолжительностью 2–4 с) с максимальной  скоростью после предшествующего  разгона.
     9. Выполнение циклических упражнений  со старта (стартовый разгон) без  команды или по команде стартера.
     10. Бег, плавание с вариативной  скоростью в пределах 70–100 % индивидуального  максимума в конкретном упражнении.
     11. Скоростной бег, езда на велосипеде  по рельефной волнообразной поверхности.
     12. Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения.
     13. Скоростные упражнения в облегченных  относительно обычных условиях (плавание  или гребля по течению, бег  по ветру или под гору, плавание  на буксире и т.п.). Облегчение  условий должно быть таким,  чтобы не приводило к нарушениям структуры движений основного упражнения.
     14. Скоростные упражнения в усложненных  относительно обычных условиях (бег  в гору, гребля с гидротормозом  и т.п.). Усложнение не должно  нарушать структуру движений  основного упражнения.
     15. Скоростные упражнения с применением дополнительных предметов. Они способствуют лучшему расслаблению мышц, принимающих участие в выполнении конкретного упражнения, и совершенствованию координации работы мышц, не несущих основной нагрузки. Например, если при выполнении скоростного бега взять в руки мягкие картонные трубочки, то станет значительно легче контролировать напряжение мышц рук. Это позволит быстрее избавиться от чрезмерной координационной и скоростной напряженности мышц рук и плечевого пояса и окажет содействие улучшению координации напряжения и расслабления мышц ног.
     16. Выполнение скоростных циклических  упражнений с применением звуколидеров  темпа движений.
      17. Скоростно-силовые упражнения: прыжки  с ноги на ногу; скачки на  одной ноге; прыжки через набивные мячи, установленные на разном расстоянии; прыжки (влево–вправо) через гимнастическую скамейку с продвижением вперед; выпрыгивание из полуприседа; прыжки через скакалку и т.п.
     18. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий для увеличения  амплитуды движений.
     В заключение следует подчеркнуть, что  для развития быстроты необходимо:
     1. Применять разнообразные средства;
     2. Учитывая специфичность проявления  быстроты, следует подбирать адекватные  упражнения относительно конкретного  вида быстроты, структуры и условий выполнения движения, в котором развивается быстрота;
     3. Развивать быстроту в комплексном  сочетании с другими физическими  качествами. 
 

     1.4 Методы воспитания скоростных способностей

 
       Основными методами воспитания  скоростных способностей являются:
     1) методы строго регламентированного  упражнения;
     2) соревновательный метод; 
     3) игровой метод. 
     Методы  строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях [11].
     При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой  интенсивностью (в течение 4—5 с) и  движения с меньшей интенсивностью — вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
     Соревновательный  метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы — уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
     Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
     Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений [11].
     Воспитание  быстроты простой двигательной реакции 
     В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
     Упражнения  на быстроту реакции вначале выполняют  в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит  от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.
     Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно  направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации) [13].
     Добиться  значительного сокращения времени  простой реакции — трудная  задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней  тренировки примерно 0,10-0,15 с,
     Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них  и в других ситуациях.
     Воспитание  быстроты сложных двигательных реакций 
     Сложные двигательные реакции встречаются  в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции [13].
     При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
     1) воспитывают умение заблаговременно  включать и «удерживать» объект  в поле зрения (например, когда  занимающийся ни на мгновение  не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
     2) направленно увеличивают требования  к быстроте восприятия объема  и другим компонентам сложной  реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.
     Время реакции выбора во многом зависит  от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся  прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.
     Применяя  для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно уве личивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.
     На  время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние  занимающегося, тип сигнала, сложность  и освоенность ответного движения.
     Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и  всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).
     Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с  предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения [23].
     Собственно  скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15—20 с) и анаэробным алактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально) .
     В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
     При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.
     При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15—20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).
     После достижения определенных успехов в  развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может  и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями.
     Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых  быстрота проявляется в вариативных  условиях, и использовать следующие  методические подходы и приемы [23].
     1. Облегчение внешних условий и  использование дополнительных сил,  ускоряющих движение.
     Самый распространенный способ облегчения условий  проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного  снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет  выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.
     Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в  условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору> бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).
     2. Использование эффекта «ускоряющего  последействия» и варьирование  отягощений.
     Скорость  движений может временно увеличиваться  под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.
     Однако  подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.
     3. Лидирование и сенсорная активизация  скоростных проявлений.
     Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.) [23].
     Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного  характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.
     Таким образом, на основании изучения научной и научно – методической литературы были выявлены основные составляющие скоростных способностей, также определены факторы, от которых завит результат развития этих способностей. 

 


    РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

     2.1 Постановка задач   и методов исследования

 
     Цель  исследования заключается в сравнении  уровня развития скоростных способностей у учащихся 11 – 13 лет ДЮСШ №1 и ДЮСШ 2 г.  г. Севастополя.
     Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
    Используя ряд тестов, определить уровень развития скоростных способностей у учащихся ДЮСШ №1.
    Определить уровень развития скоростных способностей методом тестирования у учащихся ДЮСШ №2.
    Провести сравнительный анализ уровня скоростных способностей у учащихся обеих групп.
     Исследования  проводились в естественных условиях на базе ДЮСШ №1 и ДЮСШ 2 г. г. Севастополя.
     Проведение  эксперимента – сентябрь 2009 года.
     В эксперименте приняло участие 30 мальчиков  в возрасте 11 – 13 лет, ранее.
     Было  сформировано две группы:
     группа "А" – учащиеся ДЮСШ № 1
     группа "B" – учащиеся ДЮСШ №2
     Условно было выделено 2 основных этапа исследования.
     На  первом этапе исследования происходило  формирование групп. Проводилась первое тестирование в обеих группах.
     На  втором этапе проводилось повторное тестирование, обработка и анализ полученных данных.
       На всех этапах исследовательской работы использовался метод педагогических наблюдений. Объектом этих наблюдений стали тренировочные занятия с детьми.
     Наблюдением необходимо было выявить, как на протяжении учебно-тренировочного процесса изменялся  уровень развития скоростных способностей у учащихся 11 – 13 лет ДЮСШ.
     Для регистрации результатов наблюдения использовались разнообразные способы  и приемы, как с применением  технических средств, так и без  них.
     Тест  – в переводе с английского  языка означает проба, испытание.
     Тестирование – система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнение тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов. [16]
     При подборе тестов, выявляющих уровень  развития скоростных способностей, руководствовались  основными требованиями, согласно которым упражнениями должны быть:
    достаточно простыми и доступными для всех исследуемых не требующих длительного предварительного обучения;
    разнообразными.
     В ходе исследования были использованы тесты для определения скоростных способностей [19]:
     1) измерение времени реакции - "гимнастическая  палка";
     2) теппингтест;
     3) бег 30 м. с низкого старта;
     4) бег на месте за 5 сек.
     Измерение времени реакции - "гимнастическая палка".
     В исходном положении исследователь  удерживать ее вертикально за верхний  конец, а испытуемых контролирует открытой кистью за нижний. После команды "Внимание!" испытуемый должен поймать падающую палку, как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по наименьшему расстоянию от первого хвата до заключительного.
     Теппингтест.
     Частота движений рук оценивалась с помощью простейшего метода – теппингтеста. Испытуемый должен был за 5 сек. Поставить как можно больше точек в квадрате 2 х 2 см. Результат: число точек, т.е. движений руки за 5 сек.
     Бег на 30 м. с низкого старта.
     По  команде "На старт!" испытуемых принимает стартовое положение: толчковая нога впереди, маховая – сзади, опущена на колено. Туловище выпрямлено, голова – прямо по отношению к туловищу.
     По  команде "Внимание!" испытуемый выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей  ноги от дорожки. Перемещает ОЦМ тела вверх и вперед. Туловище – прямо. Таз приподнимается выше уровня плеч.
     По  команде "Марш!" ученик устремляется вперед. [19]
     Результат: время пробегания отрезка 30 м. (сек.)
     Бег на месте за 5 сек.
     По  сигналу испытуемый стремится, как можно чаще поочередно касаться коленями подвешенного резинового шнура. Шнур подвешивают горизонтально на высоте, составляющей прямой угол с бедром поднятой ноги испытуемого.
     Результат: число движений ног за 5 сек.

     2.2 Ход  и результаты эксперимента

      
     В течение учебного года от начала до конца эксперимента, участники обеих  групп тренировались примерно по одинаковым учебным программам для  спортивных школ.
<  
 

     
     Приложение 4
     Таблица 2.8
     Результаты  заключительных контрольных испытаний  в группе В
п/п
Фамилия, имя 1 тест 2 тест 3 тест 4 тест
1 Давлетшин 5 34 4,9 17
2 Никитин 12 25 5,0 18
3 Дёмин С 11 30 4,7 19
4 Попков 8 29 5,3 16
5 Шутов 12 26 5,0 16
6 Пенкин
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.