На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бюджетный процесс в РФ на федеральном уровне

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский  государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу  «Бюджетная система»
на тему:
«Бюджетный процесс в РФ на федеральном уровне» 
 
 
 
 
 

                                         Преподаватель: Долганова Ю.С.
Студентка ЦДО: Хохлева О.А.
Группа  КФ – 09 Ек 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2012
ВВЕДЕНИЕ           3 

      I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА   4
      1.1. Сущность и функции бюджета        4
      1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ   7 

      II ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА
      ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ         14
      2.1. Содержание и участники бюджетного процесса     14
      2.2. Составление проекта федерального бюджета     20 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           26 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
     Основной  целью работы является исследование бюджетного процесса, всех его этапов на федеральном уровне, а также перспектив совершенствования бюджетного процесса на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
    - Дать определение бюджета и бюджетной системы;
    - Понять структуру бюджетной системы и принципы ее построения;
    - Раскрыть содержание бюджетного процесса на федеральном уровне.
   Предметом исследования выступает бюджетный процесс на современном этапе.
   Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
     Первая  глава посвящена теоретическим  основам бюджетного процесса. Рассмотрены основополагающие вопросы: сущность, функции бюджета, принципы функционирования и построения бюджетной системы.
     Вторая  глава посвящена раскрытию этапов бюджетного процесса на федеральном уровне. 
 
 

      I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Сущность и функции бюджета 

     Бюджет  необходим всем государствам для  реализации их политических, экономических  и социальных функций. Слово бюджет имеет галльское происхождение. «Бюджет» - это слово заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась «бюджет», т.е. кожаный мешок1. Так же кожаный мешок назывался и у французов (budget, или ст.-фр. bougette).
      С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления  потребностей государства и средств  для их удовлетворения.
      Бюджет  – это центральное звено системы финансов. Поскольку финансы – система денежных отношений, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды, постольку бюджет – это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд. Поэтому бюджет – основной финансовый документ страны. Но сущность бюджета этим понятием не ограничивается.
      В словаре В.И. Даля бюджет определяется как «смета, учет, расчет, гадательный  приход и расход за данный год».
      В энциклопедическом словаре даны два варианта понятия «бюджет»:
      1. роспись государственных доходов  и расходов на определенный  срок, утвержденная в законодательном  порядке;
      2. предположительное исчисление ожидаемых  расходов и доходов государства,  учреждения или отдельного лица  на определенный срок2
      Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают понятия бюджет государства  и государственный бюджет. На основании  Конституции РФ, начиная с 1994 года, государственный бюджет носит название федерального. Бюджет государства - это консолидированный бюджет Российской Федерации, т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
      Бюджет  государства – сердце экономической системы. От составления бюджета зависит экономическое развитие государства, а от уровня развития экономики, в свою очередь, зависит состояние бюджета.
     Сущность  любой финансово – экономической  категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Если рассматривать бюджет как самостоятельную категорию, можно выделить следующие функции:
    Распределительная – национальный доход распределяется между отраслями, территориями, отдельными слоями;
    Регулирующая – чем большую долю государство изымает из ВВП, тем шире регулирующая функция государства, но тем ниже темпы экономического роста;
    Стимулирующая – с помощью бюджета государство может стимулировать развитие той или иной отрасли, развитие экономики в целом путем увеличения бюджетных расходов или сокращения налогов;
    Социальная – поддержание малоимущих граждан.
Бюджет  как часть финансовых отношений  выполняет следующие функции:
    Образование основного централизованного фонда денежных средств;
    Расходование бюджетного фонда;
    Контрольная.
     Первую  функцию выполняют бюджетные  доходы, которые образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, займов, а также безвозмездных  перечислений. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.
     Вторую  функцию бюджета выполняют конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждения социальной сферы, экономическим регионам, для финансового обеспечения задач, функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета носят безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Нельзя не отметить, что расходы бюджета любого уровня осуществляются за счет средств, уплачиваемых налогоплательщиками и, следовательно, государство несет перед ними ответственность за выполнение определенных функциональных обязательств. Расходы находятся в органической взаимосвязи с доходами бюджетной системы.  
          Контрольная функция бюджета создает условия для контроля за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств. Контроль за исполнением бюджета находится в исключительной компетенции государственных органов власти.

     Бюджет  как главный план страны закрепляет юридические права и обязанности  участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т.п. Бюджет – это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развитие страны.
     Бюджетное регулирование – процесс распределение  доходов и перераспределение  средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. 
     Бюджетное регулирование – одна из важнейших  хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решения глобальных задач функционирования и развития общества.
      Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения  функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования. 

1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ 

     Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально – экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве. Вопросы функционирования бюджетной системы сводятся к следующим основным проблемам:
     1. Формирование доходной части  бюджетов всех уровней.
     2. Распределение средств между  уровнями бюджетной системы.
     3. Сбалансирование доходов и расходов  всех уровней бюджетной системы.
     4. Распределение средств по линии  расходной части всех бюджетов.
       В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
     ? федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
     ? бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
     ? местные бюджеты, в том числе:
     - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
     - бюджеты городских и сельских поселений.
     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
     Принципы  функционирования бюджетной системы  Российской Федерации следующие:
• единство бюджетной системы;
• разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
• самостоятельность бюджетов разных уровней;
• полнота  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;
• сбалансированность бюджета;
• эффективность  и экономность использования  бюджетных средств;
• общее  покрытие расходов бюджета;
• гласность;
• достоверность  бюджета;
• адресность и целевой характер использования  бюджетных средств.
     1. Единство бюджетной системы означает  единство правовой базы, денежной  системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
     2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     3. Важнейшим является принцип самостоятельности  всех бюджетов:
1) право  законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие  собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня бюджетной  системы, определяемых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;
3) законодательное  закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов;
5) право  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
     4. Полнота отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
     5. Сбалансированность бюджета —  каждый бюджет должен быть  сбалансирован, т. е. объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
     6. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы  власти и получатели бюджетных  средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
     7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов  из источника финансирования его дефицита.
     8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
     9. Достоверность бюджета означает  надежность показателей прогноза  социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
     10. Адресность и целевой характер  бюджетных средств - бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  и на финансирование конкретных целей.
     Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.
     Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
     Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределений  внутреннего валового продукта и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
     Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развития искусства, культуры, средств массовой информации.
     Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.
     Региональные  бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
     В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
     Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
     С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
     Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
     Местные бюджеты — один ид главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:
•формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных  органов власти;
•распределение  и использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства;
•контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
     Рост  городских поселений, увеличение числа  городских жителей, рост крупных  городов, где бюджетные расходы  на одного жителя в пять-семь раз  выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
     Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических  и социальных процессов в стране.
      Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      II ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
      2.1. Содержание и участники бюджетного процесса 

     Бюджетный процесс – это совокупность следующих  друг за другом этапов формирования и  исполнения бюджета, начиная с момента  его разработки до момента утверждения  отчета об исполнении, подчиненных  цели создания централизованного фонда денежных средств и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.
     Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления  и рассмотрения проектов бюджета, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок его осуществления.
     Бюджетный процесс в Российской Федерации  регламентируется бюджетным законодательством РФ, состоящим из Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
     Можно выделить следующие стадии бюджетного процесса на федеральном уровне:
- составление проекта федерального бюджета;
- рассмотрение  и утверждение федерального бюджета;
- исполнение  федерального бюджета.
Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
    Бюджетный кодекс РФ раскрывает следующие понятия:
     Каждый  раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному распределяются государственные финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства и финансово-кредитной политикой в частности. Несмотря на ежегодные изменения приоритетов и регулярные изменения бюджетной классификации порядок бюджетного процесса остается неизменным. Такой подход характерен для всех демократических стран с рыночной экономикой. Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.
     В основе организации бюджетного процесса лежат общие принципы организации  бюджетной системы.
Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленными за ними бюджетными полномочиями. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.  
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются (рисунок 1):
    Президент Российской Федерации;
    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
    Правительство Российской Федерации;
    Министерство финансов Российской Федерации;
    Федеральное казначейство;
    Центральный банк Российской Федерации;
    Счетная палата Российской Федерации;
    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
    органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.