На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-экономическая политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль государства в экономике ………………………………………..5
      Рынок и государство ……………………………………………………..5
      Теоретические взгляды на государственное регулирование ………….6
      Экономические функции государства в смешанной экономике……....9
      Государственное регулирование экономики: правовые институты ….10
Глава 2. Социальная политика государства……………………………………13
      Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства………………………………………………………………..13
      Доходы населения и источники их формирования…………………….14
      Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие……………………………………………………..17
Глава 3. Экономическая политика государства……………………………….28
3.1. Кредитно-денежная  политика государства……………………………….28
3.2. Налогово-бюджетная  политика государства……………………………..34
Заключение……………………………………………………………………...37
Список  литературы……………………………………………………………..39
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Экономический порядок характеризуется разделением  в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.
   Наша  экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем, социально-экономические функции правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней существенную роль.
   Социально-экономические проблемы любого государства всегда очень остро стоят перед руководством страны. Они больше всего волнуют население. В этом состоит актуальность данной работы.
   Цель  данной работы - наиболее полно изучить социальные и экономические аспекты политики государства.
   В связи с этим выделяется ряд задач:
      Определить роль государства в экономике, а также саму экономическую политику государства.
      Изучить социальную политику государства.
      Сделать соответствующие выводы.
   Объектом  исследования является экономическая  теория, а предметом исследования – социально-экономическая политика государства.
   Теоретическую основу данного исследования составили  научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, таких как Чепурин М. Н., Борисов Е.Ф., Ермишин П.Г. и других ученых.
   Данная  курсовая работа представлена тремя главами. Глава 1 «Роль государства в экономике» состоит из четырех частей: 1.1 «Рынок и государство», 1.2 «Теоретические взгляды на государственное регулирование». 1.3 «Экономические функции государства в смешанной экономике», 1.4 «Государственное регулирование экономики: правовые институты»; Глава 2 «Социальная политика государства» состоит из трех частей: 2.1 «Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства», 2.2 «Доходы населения и источники их формирования», 2.3 «Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие»; Глава 3 «Экономическая политика государства» состоит из двух частей: 3.1 «Кредитно-денежная политика государства», 3.2 «Налогово-бюджетная политика государства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Роль государства  в экономике

1.1. Рынок и государство

Типы  государственного регулирования.
   Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики  не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например, китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально-ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.
   Разновидностью  хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее директивное планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем статьям плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. Одна из причин – из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все экономические агенты действовали на основе спускаемых сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Экономической самостоятельности было столько, сколько считал полезным и приемлемым центр. Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения развитию. Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен. В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей при неподвижных и искаженных ценах делало систему нечувствительной к динамике потребительского спроса. Одно из следствий этого – перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других. Попытки же ликвидировать дефицит каких-то товаров зачастую вновь приводили к их перепроизводству. Дефицит был отличительным качеством плановой экономики. В варианте государственного монополизма в управлении экономикой оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика, прежде всего и обязана своей эффективностью.
   В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном  смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

1. 2. Теоретические взгляды на государственное регулирование

   Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
   Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Кейнсианская  революция

   Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
   Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории – макроэкономики.
   В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда  через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Фиаско  рынка и государственное вмешательство

   Классики  исходили из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного  механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров (public goods), т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
   К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся  внешние, или побочные, эффекты. Когда  производство какой-либо продукции  приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются  дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
   Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила  в XX в., что существует ситуация, так  называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает действительным потребностям общества.
   Следует также отметить, что рыночный выбор  «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема – безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.
   Негативные  последствия действия вышеперечисленных  и других факторов привели к осознанию  того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить  под вопрос само существование системы. Особенно отчетливо это выявилось в период «великой депрессии» 1929-1933гг.
1.3. Экономические функции государства в смешанной экономике.
   Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике  коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором централизм достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения эффективных рыночных преобразований.
   Неприятие тоталитаризма, ориентация на либерально-демократическую  систему ценностей не означает, что  переходить следует к некой абстрактной  «безгосударственной» рыночной модели. В России многими воспринята как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда, доведенной в ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм. Системы, целиком основанный на невмешательстве государства, не существовало ни в XIX в., ни до него. В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.
   Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:
    создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
    антимонопольное регулирование;
    проведение политики макроэкономической стабилизации;
    воздействие на размещение ресурсов;
    деятельность в сфере распределения доходов.
   Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены  между собой и в комплексе  воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределение доходов.
1.4. Государственное регулирование экономики: правовые инструменты.
   Выделим главные формы и методы вмешательства  государства в экономику. Прежде всего важно различать две  основные формы: прямое вмешательство  через расширение государственной  собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое  вмешательство.
   Во  всех промышленно развитых странах  существует более или менее значительный по своим масштабам государственный  сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11 % общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9 % в ФРГ, Бельгии и Голландии.
   Во  всех промышленно развитых странах  становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.
   Прямое  вмешательство государства –  это и принятие законодательных  актов, призванных упорядочить и  развивать отношения между всеми  элементами рыночной системы. Примеры  государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.

Косвенное вмешательство

   В зависимости от целей вмешательства  меры экономической политики могут  быть направлены на:
    стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
    обеспечение полной занятости;
    стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
    воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
    поддержку устойчивого экономического роста;
    перераспределение доходов;
    и некоторые другие цели.
   Для проведения этих разнообразных мер  государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего, налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.
   Страны  с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом – не убить в объятиях государства этот животворящий интерес. 
 
 
 
 

Глава 2. Социальная политика государства
      Рыночный механизм формирования доходов и
                      социальная  политика государства
   Рыночное  распределение доходов без всякого  вмешательства государства означает лишь одну «справедливость» - доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния. Тем не менее, в XX веке в промышленно развитых странах Запада все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйства», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.
   Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.  Что же такое социальная политика государства?
   Социальная  политика государства — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических  условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается  в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условии общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. 

2.2.  Доходы населения  и источники их  формирования
   Главное звено в социальной политике государства  занимает политика формирования доходов  населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической  деятельности. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им. Это последнее и будет рассматриваться в дальнейшем анализе.
   Уровень доходов членов общества является важнейшим  показателем их благосостояния, так  как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания  здоровья,
удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
   Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
   Номинальный доход /NI/ — количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.
   Располагаемый доход /DI/ — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения.
   Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
   Реальный  доход /RI/ — представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
   Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
   Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой  группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных походов на долгосрочную перспективу. Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи1, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (пособие по уходу за детьми, медицинское обслуживание, пособие малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
   Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его рудовой мотивации. При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества. Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
    выплат то государственному страхованию
    банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
    процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
    доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;
    выигрышей по лотереям;
    временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
    выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.);
   Прочие  денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
   Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
   Экономическая теория выделяет две группы налогов — прямые и косвенные. Прямые налоги — в основном подоходные налоги; что касается косвенных налогов, то они выступают как налоги на потребление. Прямые налоги взимаются только с доходов, какими являются заработная плата и другие факторные доходы, и поступают в государственную казну. Косвенные же налоги (или акцизы) обычно «скрыты» в цене товара, хотя в отдельных странах и практикуется их открытая декларация при покупке товара в магазине.2
   Таким образом, налогообложение населения выступает в качестве самостоятельного рычага формирования и распределения доходов, как одно из направлений социальной политики. Объем налогов и сборов с населения постоянно возрастает вследствие роста самих доходов. Среди налоговых поступлений решающую роль играет подоходный налог, кроме этого взимаются налоги на собственность, налоги на наследство, сельскохозяйственный налог, налог на малосемейных граждан», налоги с продажи и др. 

      Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие
   Однако  при общих принципах формирования доходов «заработанных» и полученных по каналам правительственных программ сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровней жизни различных слоев и групп населения. Можно ли измерить неравенство в распределении доходов? В экономической теории используется кривая Лоренца3 (рис. 1), как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.