На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функции государства в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. СТОЛЫПИНА» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Микроэкономика»
на тему: «Функции государства в рыночной экономике» 
 
 
 
 

                Выполнила:
                Студентка I курса, 119 группы,
                Очной формы обучения,
                Специальности 080100.62 «Экономика и управление»,

                Пересецкая  А.А.

Проверил:_______________ 
 
 
 

Саратов 2011 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике…………………………....5                            
1.1 Причины государственного вмешательства в экономику…………….….5        
1.2 Задачи и функции государственного регулирования…………..…………11                                    
Глава 2. Механизм государственного регулирования…………………….......13                       
2.1 Государственное регулирование цен……………………………….….....13                                                                      
2.2 Регулирование рынка труда……………………………………………......20
Глава 3.Методы государственного регулирования  рыночной экономики.....22
3.1 Требования к методам регулирования экономики………………………..22
3.2 Воздействие на рыночный механизм……………………………………....24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы……………………………………………...30 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Тема  данной курсовой работы звучит «Функции государства в рыночной экономике». Давно известно, что экономика тесно переплетается с политикой. Связь между этими сферами тесна настолько, насколько глубоко государственное вмешательство, которое зачастую позволяет манипулировать экономическими процессами в политических целях, особенно в условиях отсутствия развитого гражданского общества и ответственности госчиновников перед народом. Принимая во внимание, что исследование проводится в рамках макроэкономики- науки в основном теоретической, основные моменты, которой выделены в плане.
     Так, для начала нужно обосновать на теоретическом уровне объективную необходимость государственного регулирования рыночной системы, или чистого рынка, рассматривая основные её положения и регулирующие механизмы с последующим выделением экономических ситуаций, которых рыночная система не в состоянии обеспечить ответ на пять фундаментальных вопросов, - так называемое фиаско рынка.
     Естественно экономические процессы нельзя рассматривать в статическом (застывшем) состоянии, они постоянно изменяются, так как изменяются условия деятельности, что влечёт необходимость ретроспективного взгляда на историю вопроса, обозначенного как тема работы. Именно поэтому необходимо кратко ознакомится с эволюцией взглядов на проблему в различных теоретических школах, а также попытаться выделить наметившиеся тенденции в этом отношении. Затем выделим основные функции государства в экономике и свяжем их с соответствующими «звеньями» чистого рынка, то есть установим, какая функция сглаживает тот или иной недостаток. Разумеется, что для реализации функций необходимо обладать рядом методов, рычагов, механизмов. Основополагающие из них и выделены в плане.
И, наконец, сформулировать важнейшие направления  государственного регулирования с  целью выхода из кризиса. Таков логический порядок изложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике
      Причины государственного вмешательства в рыночную экономику
     Рыночная  система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.
     Рынок - совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Рынок является формой связи между товаропроизводителями. В его основе лежат экономические отношения, порожденные разделением труда и формами собственности на средства производства. Основные элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение. С точки зрения территориальных границ и его масштабов, различают местный РЫНОК, национальный (внутренний) и мировой (внешний).1
       Рынок, по сути своей – анархия высшего порядка, то есть саморегулирующаяся анархия. Управляющей системой рыночного механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить «Великая депрессия» 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.
     «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в  котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.
     Государственное регулирование экономики — воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются; в централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной — на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.2 

     Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический  прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную  неспособность решать другие, может  быть, не менее важные социально-экономические проблемы.
     К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые  невозможно измерить в деньгах и  превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких  потребностей весьма широк, а их  игнорирование  абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного  порядка, аппарата управления государством и т. п.  Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми  поровну  пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком  вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением  страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь  малым коллективом  коммунальные услуги,  предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта).  Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на  «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.
     Вторая  проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с  так называемыми «внешними  эффектами». Суть  их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к  примеру, внешние эффекты, связанные с  загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).
     Ликвидация  негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части  невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.
     Всё это даёт возможность существенно  корректировать действие рыночного  механизма, смягчать или вовсе ликвидировать  негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
     Наконец, третья группа проблем, порождаемых  ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью.
     Роль  государства в этой сфере отношений  сводится вовсе не к тому, чтобы  любой ценой обеспечить «полную  занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.
     Существуют  и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не сулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.
     Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный  способ хозяйственной организации  из всех известных истории, а с  другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения само регуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.
     Неслучайно  неотъемлемым свойством рыночной системы  является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.
     В плановой экономике государство  играет решающую роль в определении  всех экономических пропорций. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
     В рыночной экономике основным регулятором  экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Задачи и функции государственного регулирования
     Целью государственного регулирования  является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений  между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.
     Задачи  и содержание государственного регулирования в переходный
период  определяются сущностью рыночной экономики. Современная экономическая наука о рынке ушла далеко от традиционного понимания рынка, т.е. от рассмотрения рынка исключительно как сферы товарного обращения. Однако такой подход и в настоящее время широко используется и имеет свои основания. Наряду с этим есть понимание рынка как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, движения его составных частей. Это также правомерная, можно сказать, воспроизводственная характеристика рынка. Наконец, есть третье понимание рынка — это рынок как тип функционирования экономики в противоположность командно-административным приказным методам регулирования. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.
     Среди задач государственного регулирования  есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма.
     Задачами  регулирования являются сглаживание  межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.
     Во  всех общественных системах государство  играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший  набор хозяйственных и социальных функций.
     В зависимости от характера этой связи  можно выделить 2 группы регулирующих функций государства.
     Первая  группа: это функции по созданию условий эффективного существования рынка.
     Вторая  группа: это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
     К первой группе относится функция  обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.
     Ко  второй группе относятся функции  перераспределения доходов, корректировки  распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Механизмы государственного регулирования
2.1  Государственное  регулирование цен
     Государственное регулирование цен - вмешательство  государства в процесс рыночного  ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. Объективная необходимость и методы государственного регулирования цен.
     В настоящее время многие страны отдают предпочтение рыночной модели управления хозяйством, как наиболее эффективной системе функционирования экономики, созданной обществом на современном этапе.
     Казалось  бы, в рыночной экономике нет существенной необходимости во вмешательстве  правительства в ее функционировании. Она по природе является саморегулирующей и самокорректирующей экономикой, исключающей значительную роль государства в ее управлении, в установлении цен на товары и услуги, ставок процента на капитал и роль государства в рыночной экономике может ограничиться лишь зашитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающих функционирование свободных рынков.
     Однако  во всех странах ориентированных  на рыночную экономику, правительства  играют активную роль в управлении экономикой, кроме того, активное вмешательство  государства в экономическую жизнь страны – одна из наиболее значимых особенностей современного капитализма.
     Система цен – один из важнейших элементов  рыночной экономики, взаимодействующий  с другими элементами рыночного  механизма. В то же время цена сама является экономическим инструментом и используется государством для регулирования экономических процессов.
     Государственное регулирование цен в странах  с рыночной экономикой – является попыткой государства с помощью  законодательных, административных, бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. через цены нивелировать циклическими колебаниями процессов воспроизводства.
     Прежде  всего, следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителем оптимальных решений по ценам, оказании им методической и методологической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Ценовое регулирование преследует следующие цели: не допустить инфляции в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого повышения цен на экспортируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках, стимулированию и модернизации производства; добиваться конкретных социальных результатов, в частности обеспечивать поддержание определенного прожиточного минимума и возможность приобретения товаров первой необходимости. Регулирующие акции государства в области цен могут преследовать краткосрочные цели или даже экстренные цели, в данный конкретный момент не совпадающие с другими целями, но в конечном итоге такие акции служат осуществлению темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.
     Степень государственного регулирования цен  зависит от состояния экономики. Она усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, при росте дефицита отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса.
     Меры  воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление общих правил ценообразования), так и косвенными (через различные экономические механизмы).
     Прямое  регулирование цен осуществляется в основном в сфере деятельности монопольных рынков и естественных монополий. Кроме того, регулированию всегда подвергаются цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества, т.е. на товары и услуги первой необходимости (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция оборотного значения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.). Административное или прямое регулирование ценообразования предполагает прямое установление или изменение уровня цен. Осуществление административного регулирования происходит посредством выпуска законодательных актов и основывающихся на них действий исполнительной власти.
     В целях регулирования ценообразования  страны с рыночной экономикой имеют  специальные административно-правовые механизмы. Обычно это один или несколько  правительственных органов.
     При административном регулировании и контроле цен могут использоваться следующие методы:
- «замораживание»  или блокировка или фиксация  цен (цены законодательно стабилизируются  на определенный период);
- таксация  цен (правительство получает информацию  от производителей, анализирует рыночную ситуацию и на этой основе определяет цены, которые подразделяются на твердо фиксированные, максимальные и минимальные);
- плавающие  цены (государство применяет так  называемую «вилку» цен, определив  верхнею и нижнею границы);
- государство устанавливает гарантированную минимальную цену товара;
- применение  базисных минимальных цен (основано  на фиксации базисного размера  и базисного качества той или  иной продукции, причем фактические  цены не должны отличаться от базисных более, чем на величину установленного отклонения);
- «сметные»  цены (производителю указывается  способ расчета цен исходя  из сметной стоимости работ);
- «рамочные»  цены (указывается способ расчета  цен на основе круга затрат);
- применение ценовых режимов, или декларирования цен (производители сами определяют цены, но должны получить согласие на их введение).
     Существует  режим свободных контролируемых цен, режим обусловленной свободы  ценообразования, режим свободных  наблюдаемых цен.
-     Режим свободных контролируемых цен предполагает, что на повышение цен должно быть получено согласие правительственных органов.
- Режим  обусловленной свободы ценообразования  (обязательное декларирование с  правом вето) основывается на  самостоятельном установлении цен без получения предварительного согласия, за правительственными органами сохраняется право на непосредственное вмешательство в процесс установления и изменения ценовых уровней.
- Режим  свободных наблюдаемых цен (простое  обязательное декларирование, предварительная нотификация, уведомительные цены) предполагает, что предприятия должны в обязательном порядке заявлять о ценах, но при этом администрация не имеет право возражать. Таким образом, нотификация носит в определенной степени формальный характер. Однако она все же способствует сдерживанию цен. Администрация может в любой момент ввести более жесткую систему, если выявлены злоупотребления.
     Все вышеперечисленные методы регулирования  можно условно подразделить на жесткие  и мягкие.
     Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете – на установление определенного соотношения между спросом и предложением на рынке. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие действия, какой бы непосредственно цели они первоначально не служили.
     В системе методов косвенного или  экономического регулирования важное место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство регулирует размеры совокупного спроса, при «перегреве» экономики сокращает его, а при спаде – расширяет. Например, в начале 60-х годов налоговые ставки и правила налогообложения в США изменялись в зависимости от фаз цикла. С другой стороны, налоги (особенно косвенные) в значительной мере непосредственно влияют на уровень цен. Самый низкий уровень цен наблюдается в Швейцарии и Японии, наивысший – в Голландии, Норвегии, Франции, где установлены высокие ставки косвенных налогов.
     Проведение  налоговой политики включает в себя также правила амортизационных отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое оборудование и т.п.). Например, значительные размеры налоговых льгот и амортизационных отчислений во Франции в 60-80-х гг. позволили увеличить капиталовложения, объем производства и реализации продукции.
     Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее  значение для динамики и уровня цен. Ограничение массы денег в  обращении сокращает совокупный платежеспособный спрос. Несбалансированность же между денежной и товарной массой считается инфляционным фактором.
     Кредитная политика (изменение ставки процента, регулирование нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке  с государственными ценными бумагами) играет огромную роль в развитии производства. При спаде производства государство может стимулировать спрос путем удешевления кредита (снижение процентной ставки в государственных банках, что приводит к ее снижению и в частных банках). В США при возникновении инфляционного давления на рынок ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования.
     Бюджетная политика, т.е. перераспределение средств  через бюджет, основана на уже анализированных налоговых выплатах. Однако важной ее составной частью является прямая финансовая помощь (предоставление субвенций, дотаций, субсидий). Государственные субсидии снижают издержки индивидуальных производителей в рамках подотрасли, отрасли или региона.
     Один  из видов таких субсидий – снижение или замораживание цен на отдельные  товары и услуги, достигнутое путем  специальных доплат производителю  или потребителю.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.