На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине « Финансы»
на тему
«Сравнительный  анализ бюджетных  расходов в экономической  и социальной сферах общества»
Вариант № 27. 
 

    

          Студентка           Берегая Ольга Ивановна     
          Специальность        финансы и кредит
          № личного  дела       07ФФД10527
          Образование           1 высшее
          Группа                    периферия 
           Преподаватель   Шубина Т.Ф.      
 

                                   Архангельск 2010
Содержание. 

Введение.                                                                                                              3                                                     
Глава 1.
     § 1. Бюджетное устройство и  бюджетная система.                                     5
     §2. Доходы и расходы бюджета.                                                                   9
Глава 2.
     §1. Расходы территориальных бюджетов.                                                   19
     §2. Расходы местных бюджетов.                                                                   22
     §3. Расходы федерального бюджета.                                                            28
Глава 3.
     §1. Доходы и расходы домашних хозяйств.                                                 32
Заключение.                                                                                                          38
Список  литературы.                                                                                             41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением.
Бюджет  представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением.
Доходы  бюджета представляет собой:
(1) экономические  отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой;
(2) также  это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
В процессе образования доходов бюджета  происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.
Бюджет  активно участвует в распределении  прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и их заинтересованностью в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.
Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством, с одной стороны, и организациями, учреждениями и гражданами — с другой.
Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
Все это  позволяет координировать экономическую  жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.
Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.
Одновременно  с распределительной действует  и контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.
§ 1. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.
Федеративное  (объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более  чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которыми являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
(1)  федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;
(2)  бюджетов  субъектов Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;
(3)  местных  бюджетов.
Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Кроме федерального и территориальных  бюджетов (бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов) в бюджетную  систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств.
 

ФРис. 1. Схема консолидированного бюджета Российский Федерации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.  Доходы и расходы бюджета
Теория  бюджета различает множество  видов поступлений бюджета, которые можно классифицировать по ряду признаков, в том числе        экономическому        (характер        источников доходов), институциональному, субъектному, юридическому, финансовому и др. В зависимости от характера политической и социально-экономической деятельности государства источники доходов подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние образуют ресурсы своей страны. К внешним относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Они возникают в результате осуществления специальных (публичных и скрытых) финансовых мер, приводящих к международному перераспределению (изъятию) стоимости. В истории наблюдались различные формы пополнения государственной казны за счет успешно проводимых войн, захватов и т.д. Долгое время существовали финансово-экономические методы «аннексии» (например, эмиссия зарубежных денежных знаков, демпинговая политика, принудительные валютные клиринги). В настоящее время широкое распространение получили различные международные займы.
Под поступлениями бюджета следует понимать все денежные средства, поступающие в государственный денежный фонд. К ним относятся безвозвратные и возвратные финансовые инструменты.
В действительности их соотношение неодинаково и  определяется различными факторами, в  том числе характером кредитно-денежной и финансовой политики, экономическим состоянием страны, политико-экономической конъюнктурой, конкретными особенностями исторического периода.
Поступления бюджета подразделяются на налоговые  доходы, неналоговые поступления, займы и эмиссию денег.
Налоговые поступления присущи мирному политически стабильному периоду развития государств. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят выражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. В РФ к налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в законодательно установленном порядке. Они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета: в доходах федерального (центрального) бюджета развитых стран — до 90%; в доходах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — около половины.
Государственные займы являются по своему значению вторым поступлением. Займы как таковые не являются доходами в истинном смысле. Это денежные поступления, которые через некоторое время необходимо вернуть, да еще с определенной платой в виде процентов. Но они дают возможность удовлетворить временные неотложные нужды при чрезвычайных обстоятельствах или создать условия для резкого ускорения развития какого-либо процесса, интенсификации очень выгодной сферы жизнедеятельности (разработки богатого месторождения, подготовки кадров и т.д.).
Различают внутренние займы, ведущие к образованию внутреннего государственного долга, и внешние, отражающие внешний государственный долг. Если выплата внутреннего долга поступает физическим и юридическим лицам своего государства, то обслуживание внешнего долга представляет чистый убыток, так как проценты   уходят за пределы страны.
Привлекаемые  государством на возмездной основе временно свободные денежные средства юридических  лиц, сбережения населения, иностранный капитал отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность их использования. Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не как источник формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда.
К эмиссии  прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов — неотложным. Этот способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.
Характерная черта дотаций и субвенций  — целевой характер, конкретное назначение использования.
В странах  с развитой рыночной экономикой преобладающую  долю в доходах бюджета составляют налоги, меньшую — займы и почти отсутствует эмиссия.
В бюджетной  системе РФ (США и ряда других стран) поступления распределяются между конкретными бюджетами: федеральным, субъектными, местными и внебюджетными фондами. Доходы бюджетов подразделяются на собственные и несобственные.
Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
К несобственным относятся регулирующие доходы, финансовая помощь. Под регулирующими доходами бюджетов понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Структура поступлений консолидированного бюджета территорий РФ за 2006 г.  млрд. руб.
Показатель Консолидированный бюджет субъектов РФ Бюджеты субъектов РФ
Сумма % Сумма %       
1. Налоговые доходы, всего из них: налог на прибыль (доход) предприятий и  организаций 
налог на доходы физических лиц акцизы
налог с продаж
налог на имущество предприятий 
платежи за пользование недрами
 
1087,9 
 
288,2 

352,8 48,9
49,9 

115,2 

116,2
 
57,5 
 
15,2 

18,6
2,6
2,6 

6,1 

6,1
 
708,9 
 
210,7 

187,8
38,0
32,4 

67,5 

87,9
 
59,8   

17,8 

15,9
3,2
2,7 

5,7 

7,4
2.Неналоговые  доходы 3. Безвозмездные
перечисления
112,0 
249,5
5,9 
13,2
77, 1 
248,2
6,5 
20,9
4. Доходы целевых Бюджетных фондов
145,5 7,7 144,4 12,2
5.Доходы  от предпринимательской деятельности ИТОГО ДОХОДОВ
Внутренние  обороты ВСЕГО ДОХОДОВ
 
 
12,3 1607,2
285,4
1892,6
 
 
0,6 84,9
15,1
100
 
 
6,3 1184,9
1,6
1184,9
 
 
0,6 100,0
0,1
100
*Источник: Федеральный Закон « Об исполнении  федерального бюджета на  2005-2006 гг.
При рассмотрении доходов федерального бюджета следует  отметить ведущую роль в нем косвенных налогов - НДС, акцизов, таможенных пошлин. Прямые же налоги концентрируется преимущественно на региональном уровне: в региональных бюджетах остается около 70% налога на прибыль предприятий, около 90% подоходного налога с физических лиц, более 60% платежей за пользование природными ресурсами и практически целиком налог на имущество предприятий.
Расходы бюджета являются важной составной  частью государственных расходов. Они  выражают экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Любое государство осуществляет расходы  на финансирование традиционных (обязательных) функций, а именно:
1)  государственного  управления;
2)  обеспечения  правопорядка и сохранения действующего  государственного устройства;
3)  содержания  вооруженных сил (национальной  обороны) для сохранения или  расширения государственных границ, реализации государственной политики  силовыми средствами.
Размеры и структура обязательных расходов зависят от множества факторов, в том числе: от характера внутреннего государственно-экономического устройства, его прочности; действующего правопорядка, способов его поддержания (силового или демократического); стабильности международного государственного устройства, постоянства и характера обеспечения неприкосновенности границ.
Переходящая из поколения в поколение стабильность внутригосударственного устройства и правопорядка (многие страны Западной Европы), система традиционных обычаев в социальных отношениях людей (низкий уровень преступности, особенно краж частного сектора) позволяют не только не увеличивать, а даже сокращать расходы. И напротив, в странах с резко обостряющейся криминальной обстановкой расходы на обеспечение правопорядка имеют устойчивую тенденцию к росту.
При отсутствии спорных пограничных вопросов, длительной стабильности границ государств нет необходимости в значительных финансовых расходах на содержание крупных вооруженных сил, мощной армии. Яркий пример тому Швейцария и некоторые другие государства, не обремененные политикой силового решения международных проблем.
И лишь первая статья — содержание управления имеет четко выраженную тенденцию к росту как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Размер  ассигнований на социальные услуги зависит  от уровня развития государства, богатства страны, а также характера конкретной исторической ситуации, национальных традиций, соотношения сил государственного аппарата и населения.
Вторая  причина мощного развития государственного экономического сектора — это позитивная реакция на запрос экономически состоятельных структур общества.
 Последние  перекладывают на государство  выполнение трудоемких, капиталоемких,  малорентабельных, а часто и убыточных,  но обязательных общественных  задач, проектов, мероприятий, предполагая большую отдачу от других сфер.
Выделенные  три основные направления расходов бюджетной системы в действительности складываются из многочисленных статей затрат на различные государственные  мероприятия, отражают направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. Рассмотрим подробнее состав и структуру расходов бюджета РФ.
К обязательным относятся расходы на:
•   содержание законодательных органов  государственной власти;
•   содержание исполнительных органов государственной власти;
•   деятельность финансовых и налоговых  органов;
•   функционирование органов местного управления;
•   содержание   судебной  власти,   правоохранительных  органов   и прокуратуры;
•   национальную оборону;
•   проведение  выборов,  референдумов,  средства массовой  информации;
•  социальную защиту работников государственного аппарата и специальных подразделений (пенсии, пособия и т.д.);
•   политическую деятельность.
Это наиболее стабильная группа расходов, имеющих  тенденцию к росту. Из отдельных элементов увеличиваются расходы на экономические министерства и службы (Министерства экономики и финансов, ГНС, ГТК Арбитраж, ФНП и др.), проведение выборов и др. Лишь затраты на оборону имели относительное уменьшение вследствие резкого сокращения вооруженных сил.
Социальные  расходы — это расходы на образование, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные программы.
К экономическим  относятся расходы на:
•   содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики (субсидии, дотации убыточным предприятиям, государственные коммуникации и т.д.);
•   государственные инвестиции на безвозмездной  основе в систему государственной инфраструктуры (жилье, социальную сферу);
•   внешнеэкономическую деятельность;
•   обслуживание государственного долга;
•   прочие расходы экономического характера.
В целом  они имеют тенденцию к росту. Снижение отдачи, как и рост выплат по займам в перспективе могут  привести к серьезным социально-экономическим проблемам и негативным последствиям.
Кроме отмеченных выше трех групп, в современном  бюджетной практике существуют группа резервов и прочих расходов и группа средств, передаваемых нижестоящим  бюджетам.
Резервы и страховые фонды обусловлены вероятностью негативных природных и социальных катаклизмов, необходимостью их страхования.
Средства, передаваемые нижестоящим бюджетам, включают различные дотации, резервы, субвенции регионам. Они выполняют две основные функции:
• финансирование деятельности субъектных и местных органов власти дефицитных территорально-административных образований;
•   регулирование социально-экономического развития территорий.
Согласно  государственному устройству РФ расходы  бюджета распределяются на федеральные, субъектные и местные. Их формирование строится на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности. По экономическому содержанию расходы бюджетов делятся на текущие (бюджет текущих расходов) и капитальные (Бюджет развития).
Капитальные расходы бюджетов обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность действующих или вновь создаваемых
организаций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
В бюджет текущих расходов включаются все  другие расходы, не вошедшие в Бюджет развития. Текущие расходы бюджетов предназначены на функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также на другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные.
В расходной  части бюджетов предусматриваются резервные фонды органов исполнительной власти и местного самоуправления. Средства резервных фондов используются на непредвиденные .расходы, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Рассмотрим  важнейшие расходы федерального бюджета РФ за последние годы (табл. 2). 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Динамика структуры расходов федерального бюджета.
Показатель 
2003 2005 2006
Сумма % Сумма % Сумма . %
ВСЕГО расходов 1029,2 100,0 1947,4 100,0 2345,6 100,0
Государственное управление 25,0 2,4 56,7 2,9 66,5 2,8
Судебная  власть 8,3 0,8 19,1 1,0 25,5 1,1
Международная деятельность 10,9 1,1 42,9 2,2 44,4 1,9
Национальная  оборона 191,7 18,6 284,2 14,6 344,5 14,7
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 105,4 10,2 173,9 8,9 244,8 10,4
Промышленность, энергетика, строительство, транспорт  и связь 35,1 3,4 57,7 3,0 63,4 2,7
Сельское  хозяйство и рыболовство 13,4 1,3 26,8 1,4 31,1 1,3
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 1,9 0,2 7,0 0,4 6,1 0,3
Образование 38,1 3,7 80,1 4,1 97,7 4,1
Культура, искусство и кинематография 5,2 0,5 10,3 0,5 14,1 0,6
Здравоохранение и физическая культура
16,9 1,6 31,9 1,6 39,3 1,7
Социальная  политика 68,0 6,6 43'0,3 22,1 150,7 6,4
Обслуживание государственно го дол га
257,9 25,1 285,0 14,6 277,5 11,8
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 101,2 9,8 265,4 13,6 714,6 30,5
Целевые бюджетные фонды 97,7 9,5 13,9 0,7 14,1 0,6
*Источник: Федеральный Закон « Об исполнении федерального бюджета на 2005-2006 гг.
Такова  основная структура расходов федерального бюджета РФ. В настоящее время  для нее характерны следующие  тенденции:
•   снижение доли финансирования экономики;
•   относительное снижение расходов на социальную сферу;
•   рост расходов на обязательные государственные  расходы. Состав и структура расходов консолидированного бюджета регионов РФ за 2006 г. приведены в табл. 3. следующими данными. 
 
 
 

Таблица 3. Структура расходов консолидированного бюджета.
Показатель 
Консолидированный бюджет субъектов РФ Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты
Сумма % Сумма % Сумма %
Всего расходов 1936,8 100 1221,7 100 728,2 100
Внутренние  обороты 285,4 14,7 283,8 23,2 1,6 0,2
Итого расходов 1651,4 85,3 1221,7 100 728,2 100
Государственное управление 91,7 4,7 42,9 3,5 48,8 6,7
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности 50,3 2,6 40,4 3,3 9,8 1,3
Промышленность, энергетика и строительство 143,7 7,4 88,9 7,3 54,8 7,5
Сельское  хозяйство и рыболовство 31,9 1,6 24,7 2,0 7,2 1,0
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 42,8 9 1 33,3 2,7 9,5 1,3
Жилищно-коммунальное -хозяйство 250,6 12,9 108,5 8,9 142.1 19,5
Образование 326,3 16,8 90,8 7,4 235,5 32,3
Культура, искусство и кинематография 41,7 2,2 20,2 1.7 21,5 3,0
Здравоохранение и физическая культура
225,9 11,7 112,8 9,2 113,1 15,5
Социальная  политика 139,5 7,2 84,5 6,9 55,0 7,6
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 0,6   284,5 23,3 1,6 0,2
Обслуживание  государственного долга 14,1 0,7 1,2 1,0 2 3 0,3
Прочие  расходы 64,8 3,3 60,5 5,0 17,6 2.4
Целевые бюджетные фонды 32,7 1,7 32,1 2,6 0,6 0,1
*Источник: Федеральный Закон « Об исполнении  федерального бюджета на  2005-2006 гг.
Основное  место в расходах консолидированного бюджета регионов занимают: образование  — 16,8%, жилищно-коммунальное хозяйство  — 12,9%, промышленность, энергетика и  строительство — 7,4%, здравоохранение и физическая культура — 1.1,7%, промышленность — 7,4%, проведение социальной политики — 7,2% и государственное управление — 4,7%.
Главными  направлениями расходования федерального бюджета в РФ являются прямые расходы  на оборону, управление, финансовую помощь бюджетам других уровней и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. 
 
 
 

Глава 2.
§ 1. Расходы территориальных бюджетов.
Направление использования средств территориальных  бюджетов характеризуют данные табл.4.
Таблица 4. Расходы территориальных бюджетов РФ  за 2006 г., млн руб.
Показатель Территориаль- ные бюджеты
Региональные бюджеты
Местные бюджеты
1. Государственное управление  и местное самоуправление
68 998 30 926 38 072
2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
35 039 25 832 9 207
3. Фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому прогрессу
1 637 1 616 21
4. Промышленность, энергетика  и строительство
193 190 138 958 54 232
5. Сельское хозяйство и рыболовство
43 707 34 807 8 900
6. Охрана окружающей среды и природных
ресурсов, гидрометеорология, картография и  геодезия
4 688 4 086 602
7. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 49 200 36 792 12 408
8. Развитие рыночной инфраструктуры
2 462 1 267 1 195
9. Жилищно-коммунальное хозяйство 196 028 54 703 141 325
10. Предупреждение и ликвидация по-
следствий чрезвычайных ситуаций.
стихийных бедствий
3 951 2 880 1 071
 
 
 
 
 
 
 
 
11. Образование 223 291 58 445 164 846
12. Культура, искусство и кинематография 26 176 10 731 15 445
13. Средства массовой информации
6 469 4 807 1 662
14. Здравоохранение и физическая культура
158 262 71 452 86 810
15. Социальная политика 109 259 67 383 41 876
16. Целевые бюджетные фонды 137 850 136 287 1 563
Итого расходов 1 330 152 728 946 601 206
17. Финансовая помощь бюджетам  других
уровней, в том числе:
• дотации, передаваемые в местные бюджеты
 
 
 
 
60 170
 
 
 
 
60 170
 
•  субвенции, пере- даваемые  в местные бюджеты
40 871 40 871 ___
•  средства, передаваемые в бюджеты субъектов Российской Федерации 2 313 2313
•  средства, передаваемые в местные бюджеты 31 485 31 485
• дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов 44 454 44 454
•  субсидии местным бюджетам 11 542 11 542  
Всего расходов 1 520 601 917 082 603 519
*Источник:  Бюджетный кодекс РФ 2006 г. 

Территориальным органам подведомственна подавляющая  часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому в территориальных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия быстрее всего растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.
Развитие  градостроительства проявляется в  ускоренных темпах роста расходов территориальных  бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов территориальных бюджетов. Не следует игнорировать и то, что с развитием градостроительства повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство.
Развитие  производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической  продукции, химизация сельского  хозяйства, увеличение числа городов  и рост городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому в расходах территориальных бюджетов постоянно возрастают ассигнования на охрану окружающей среды.
В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет территориальных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоро-переработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности. 

§ 2. Расходы местных  бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
•     содержание органов местного самоуправления;
•     формирование муниципальной собственности  и управление ею;
• организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
•     содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
•   муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
•    благоустройство и озеленение территорий муниципальных
образований;
•    организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
•   содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
•  организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
•    обеспечение противопожарной безопасности;
•   охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
•  реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
•     обслуживание и погашение муниципального долга;
•     целевое дотирование населения;
•     содержание муниципальных архивов;
• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.                                                                                                                                           
                                                                                                               Таблица 5.
Доходы  и расходы областного бюджета
(поданным  Министерства финансов Омской области)
  Доходы бюджета,   всего 

в том числе:
(миллионов  рублей) 2006 г.            
исполнено на 1 сентября 
В % к итогу  
21505,8 100,0
доходы    
из  них: 16501,4 76,7
налог на прибыль организаций 12930,5  
налог на доходы физических лиц  
 
60,1
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), 2636,0 12,3
производимым  на территории Российской Федерации  налоги на совокупный доход 1815,2 8,4
налоги  на имущество 338,9 1,6
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование 982,5 4,6
природными  ресурсами    
задолженность и пересчеты по отмененным налогам  сборам и иным обязательным платежам 51,7 0,2
из  них 4714,6 21,9
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, кроме  бюджетов государственных внебюджетных фондов из них: 4711,8 21,9
дотации на выравнивание уровня бюджетной    
обеспеченности    
субвенции от других бюджетов бюджетной 3157,3 14,7
системы Российской Федерации субсидии от других, бюджетов бюджетной
308,5 1,4
системы Российской Федерации 406,0  
доходы  от предпринимательской и иной  
 
1,9
приносящей  доход деятельности    
Расходы из них: 21429,1 100,0
общегосударственные вопросы    
из  них: 2494,3 11,6        
судебная  система    
обслуживание  государственного и муниципального  долга
76,3 0,4         
национальная  безопасность и правоохранительная деятельность
80,7 0,4          
из  них 1370,7 6,4         
предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская  оборона    
национальная  экономика 21,9 0,1
из  нее: 4905,0 22,9
общеэкономические вопросы 168,8 08
 
 
 
 
 
топливо и энергетика 22,7                             0,1
сельское  хозяйство и рыболовство 413,4                           1,9
транспорт 3566,3                         16,6
жилищно-коммунальное хозяйство 704,0                            3,3
охрана  окружающей среды 14,5                              0,1
социально-культурная сфера 8309,2                         38,8
В  том числе:  
образование 1892,2                          8,8
культура, кинематография, средства массовой      информации здравоохранение и спорт
 
944,1                            4,4 2926,1                         13,7
                 
социальная  политика 2546,8                         11,9
финансовая  помощь бюджетам других уровней Превышение  доходов над расходами
1646,6                          7,7  
 
76,7                              0,4
Справочно  
Доходы  бюджета, всего  
без учета безвозмездных поступлений) 16791,2                       78,1
входы бюджета, всего  
без учета финансовой помощи бюджетам других уровней) 19782,5                       92,3
*Источник: Социально экономическое положение Омской области за январь – сентябрь 2007 г.
Капитальные расходы местных  бюджетов — часть доходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В составе  капитальных расходов местных бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы местных  бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. В эту категорию входят и другие расходы местного бюджета, не включенные в капитальные расходы.
С появлением норм видов расходов в местном  бюджете их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения их в бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицита местного бюджета.
Исключительно из местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:
1)  содержание  органов местного самоуправления;
2)  формирование  муниципальной собственности и  управления ею;
3) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
4)  содержание  муниципальных органов охраны  общественного
порядка;
5) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
6)  муниципальное  дорожное строительство и содержание  дорог
местного  значения;
7)  благоустройство   и   озеленение  территорий   муниципальных
образований;
8)  организация  утилизации и обработка бытовых  отходов (за исключением радиоактивных);
9)  содержание  мест захоронения, находящихся  в ведении муниципальных органов;
10) организация транспортного обслуживания населения, учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
11)  охрана  окружающей природной среды на  территории муниципальных образований;
12) реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
13)  обслуживание  и погашение муниципального долга,  целевое
дотирование населения;
14)  содержание  муниципальных архивов.
Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
•   государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной  энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;
•   обеспечение правоохранительной деятельности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
•   обеспечение социальной защиты населения;
•  обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
•   обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
•   развитие рыночной инфраструктуры;
•   обеспечение деятельности средств  массовой информации;
•   финансовая помощь другим бюджетам;
• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждается соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской" Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 3. Расходы федерального бюджета.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
•  обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
•  функционирование федеральной судебной системы;
• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
•    государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
•     государственная поддержка атомной энергетики;
•     ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
•     исследование и использование космического пространства;
•     содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
•     формирование федеральной собственности;
•     обслуживание и погашение государственного долга РФ;
•     компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
•    . пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и
драгоценных камней, государственного материального  резерва;
•     проведение выборов и референдумов РФ;
•     федеральная инвестиционная программа;
•     обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
•  обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
•     финансовая поддержка субъектов  РФ;
•     официальный статистический учет и  др.
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
•     государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и  строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
•     обеспечение правоохранительной деятельности;
•     обеспечение противопожарной безопасности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
•     обеспечение социальной защиты населения;
• обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
•     обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
•     развитие рыночной инфраструктуры;
•     обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
•  обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
•     обеспечение деятельности средств  массовой информации;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.