На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место РФ в мировой экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
     
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ   (ГМУ) 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Мировая экономика» 

      на  тему: «Место РФ в мировой экономике» 
       

Исполнитель:  Кулинич Сергей Николаевич 

Курс, Специальность:  3 курс , ГМУ 

Руководитель:  Лебедева Светлана Лазаревна 
 
 
 
 
 

Москва 2011
Содержание 
 
 

Стр. 

 Введение …………………………………………………………………………………………3 

    Цель и  задачи переходной экономики в России …………………………………………5
 
      Уровень экономического развития России ……………………………………………....8
 
       Сравнительный анализ экономического развития России и ведущих стран мира …..13
 
    Место России в мировой экономике ………………………………………………..……20
 
       Основные показатели экономического развития ……………………………..….……..23
 
      Прогноз экономического развития России до 2015 года …………………….…………25
 
 
Заключение ………………………………………………………………………………………29 

     
Список используемой литературы ……………………………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

В конце 1991 г. на карте мира появилось новое государство – Россия. Сопоставление России с другими странами по главным экономическим показателям и тем более определение места в современном мире – новая тема изучения мировой экономики, которая неизбежно будет привлекать к себе растущее внимание.
В СССР, как, впрочем, и в США, основательно занимались сравнительным анализом экономики двух стран. Наиболее известны работы, выполненные под эгидой ЦРУ, Экономического комитета Конгресса США и ЦСУ СССР. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли отдельные американские и советские исследователи. Правда, и те и другие, как ЦРУ, так и ЦСУ, в прошлом значительно преувеличивали экономическую мощь СССР относительно США, причем размер преувеличения у советской стороны был намного больше, чем у американской.
Все это было результатом безудержной просоветской пропаганды, которая велась, умело и весьма широко распространялась Советским Союзом. США невольно поддались на эту пропаганду, на искусно созданный миф, несмотря на то, что ряд американских исследователей-советологов (например, У. Наттер, У. Батлер и др.) занимали более или менее реалистическую позицию еще в 50–60-х годах. В СССР прозрение наступило намного позже.
В Советском  Союзе было принято считать, что  в середине 80-х годов национальный доход страны составлял 64% уровня США (еще в начале 80-х годов ЦСУ СССР публиковало цифру 67%), промышленное производство – 80%, соотношение обеих стран по произведенному национальному доходу практически совпадает с соотношениями по ВВП и ВНП. Однако в начале 1990 г. Калифорнийский институт современных исследований выпустил книгу «Обнищавшая империя», в которой на основе данных военной разведки и новых советских источников делался вывод, что ВНП СССР составлял в конце 80-х годов не 64%, а лишь 1/3 ВНП США, а по оценке шведского экономиста А. Ослунда – 29,5%. Жизнь показала, что эти оценки были вполне реалистичными.
С тех пор  минуло 19 лет. Нет уже былого СССР, зато есть новая страна – Россия. Экономическая ситуация в ней  стала, естественно, хуже, чем в бывшем СССР. Но вопрос о сравнении экономических  показателей России и США, России и других стран с повестки дня не снят. Более того, он приобретает особую актуальность в связи с экономическими реформами, системной трансформацией России. Известно, что для правильной оценки перспективы необходимо хорошо знать настоящее.
К сожалению, в России серьезные исследования и прямые расчеты в области сравнительного анализа ее макроэкономических показателей с другими странами не ведутся. В принципе такая работа должна вестись совместно с западными специалистами. Но сегодня, видимо, на это рассчитывать не приходится. Поэтому на базе сопоставлений, которые были проведены на Западе в рамках ООН и других международных организаций, попытаемся дать представление о месте новой России в современном мире.
Цель данной курсовой работы – проанализировать уровень экономического развития и место России в мировой экономике.
Объект исследования – экономика России.
Предмет исследования – процесс экономического развития России.
Задачи, решаемые в данной курсовой работе:
– Раскрыть цель и задачи переходной экономики в России.
– Проанализировать основные черты и противоречия экономики переходного периода в России.
– Изучить уровень экономического развития России.
– Провести сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, системный и структурный подход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Цель  и задачи переходной экономики в России
 
В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.
Задачи реализуют  цель переходной экономики – создание рыночной экономической системы. Они  обусловлены чертами централизованно  управляемой экономики:
1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).
3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.
4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.
6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
Экономической основой плановой экономики выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.
Переходный период от централизованно управляемой  к рыночной экономике продлится  десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны. Сегодня  стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики.
В определении  причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.
С позиций второй точки зрения, командная экономика  нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых  факторов производства на основе репрессивного  режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.
К числу внешних  причин падения централизованно  управляемой экономики относятся: программа перевооружений США, расходы  и поражение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение  уровня жизни в развитых странах. В целом, считается, что социалистическая система могла просуществовать до 2000 г. при 2% росте национального дохода.
Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:
– экономическая  основа – частная собственность в многообразных формах;
– форма движения – регулируемый рынок;
– банковская система  – коммерческие банки во главе  с Центральным банком;
– ценообразование  – свободное с рядом фиксированных  цен.
Создание рыночной экономической системы – это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач:
1. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).
2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита – фиксированных цен (на первых этапах инфляции – Пол Колодко, Макмахон – ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).
3. Ликвидация  мягких бюджетных ограничений  (Я. Корнаи) – финансовой поддержки предприятий, не возврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений.
4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.
5. Структурная  перестройка, повышение удельного  веса второго подразделения, достижение  конкурентоспособности продукции.
6. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).
К числу методов  решения задач переходного периода  относятся:
1. Стабилизация  – экономическая политика, направленная  на ограничение инфляции и  насыщение рынка, которая включает:
· либерализацию  цен;
· минимизацию  госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);
· удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);
· введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
· сдерживание  роста доходов.
2. Преобразование форм собственности:
· приватизация (реституция – возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);
· снятие ограничения  для развития частного сектора.
3. Изменение  структуры экономики:
· антимонопольная  политика;
· конверсия;
· механизм банкротства;
· интеграция в  мировой рынок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Уровень экономического развития России
 
Становление многообразия экономических субъектов как  основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через  приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.
В начале 2000 г. в России вместо 47 тыс. предприятий и организаций (конец 80-х годов) функционировало 26 тыс. крупных АО (в том числе и с государственным участием свыше 75%), 124,6 тыс. приватизированных предприятий в промышленности и сфере обслуживания (60% общего числа), 270,2 тыс. фермерских хозяйств, 1,7 млн. частных предприятий преимущественно в сфере рыночной инфраструктуры (в т.ч. 850 тыс. малых предприятий), около 27 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий, 110 тыс. бюджетополучателей, 1315 коммерческих банков, что позволяет говорить об определенной степени сформировавшейся рыночной многосубъектности экономики России.
Преобразование  экономической системы («трансформация» по Ю. Ольсевичу) сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ трансформационным (Я. Корнаи) спадом производства.
В России спад производства ВВП за 1991 – 96 гг. составил 39%, в том  числе 6% в 1996 г. В 1997 г. производство ВВП составило 100,4%, в 1998 г. – 95%, в 1999 г. – 101,4%.
Глубина спада  производства в России выше трансформационного, что обусловлено более деформированной, чем в других постсоциалистических государствах, структурой экономики, 75% которой приходилось на отрасли ВПК и производства средств производства, непоследовательностью рыночных реформ и массовым уходом производства в тень (30 – 50% ВНП не входит в официально учитываемые его размеры).
Сокращение темпов спада, но все-таки продолжающееся в течении 9 лет падение производства и ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения через конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы (или ее подавленный характер, обусловливаемый «окукливанием» предприятий) и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов, о чем свидетельствует как рост коэффициента К. Джини, так и рост (до 1996 г.) вогнутости кривой М. Лоренца. Децильный коэффициент возрос с 1: 1,8 в 80-е годы до 1:16 в 1995 г. и 1:14,1 в 2000 г.
Падение реальных доходов населения России за 1991–96 гг. составило 30%, потребление материальных благ и услуг снизилось на 10%. В 1997 г. среднедушевые реальные доходы выросли на 2,5%, в 1998 г. – упали на 18%, в 1999 г. – на 15%.
«Открытие» подавленной  инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность переходных экономик, подавление которой обеспечивается тем быстрее, чем выше последовательность и темпы рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина – с другой).
     В России ИПЦ изменялся следующим образом:
     1991 г. – 261%;
     1992 г. – 2680%;
     1993 г. – 1008%;
     1994 г. – 324%;
     1995 г. – 231%;
     1996 г. – 123%;
     1997 г. – 111%, 1 полугодие 1998 г. – 104,5%, 1998 г. – 184,4%, 1999 г. – 138%,            
     1 квартал 2000 г. – 105,6%.
Трансформационный спад, завышенная занятость в централизованно-управляемой экономике объективно обусловливают рост безработицы в переходный период численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу в России в первом квартале 2000 г. составила 9,2 млн. человек, или 12,5% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда, а численность официально зарегистрированных безработных – 1,2 млн. человек, или 2,7% экономически активного населения.
Аграрный кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение обостряющегося во всех постсоциалистических странах аграрного вопроса. На эти факторы накладывается также необходимость реституции земли, если не конкретным собственникам (страны Балтии и Восточной Европы), то репрессированным слоям населения (казачество).
В связи с  концентрацией предпринимательских  качеств преимущественно у номенклатуры, которая всегда их реализовывала  «в тени», в криминогенных формах первоначальное накопление капитала не могло не осуществиться в формах «номенклатурной» приватизации госсобственности или ресурсов и неплатежей.
Кризис государственности  в сочетании с криминогенными формами реализации предпринимательских  качеств обусловливает усиление криминогенной ситуации в экономике, слияние государственных структур и теневого капитала, что ставит задачу укрепления экономической безопасности как внутренней, так и внешней. Эти процессы обусловлены тем, что в переломные для общества моменты традиционные связи оказываются разорванными, а система ценностей испытывает деформацию. Усиливается опасная тенденция распада общества на атомарные единицы и группы, ведущие борьбу всех против всех в своих узко-эгоистических интересах. Действуют правила игры, определяемые не столько правовыми нормами, сколько реальным соотношением сил и влияния корпоративных группировок, захвативших контроль над бывшей государственной собственностью. Примат силы над правом затрудняет появление эффективного собственника. Вместо него – характерна фигура временщика, стремящегося к скорейшему обогащению и переводу капитала за рубеж.
Отсюда –  истоки криминализации экономических  отношений и общественной жизни  в целом. Очевидно, что выход из экономического кризиса не может быть осуществлен только с помощью государственных структур, путем реформ сверху. Сам бюрократический аппарат в значительной степени подвержен коррупции. Необходимо стимулировать процессы самоорганизации и саморазвития общества, то, что определяет энергию развития системы.
Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая  к высокой денежной и кредитной  эмиссии, генерирующим инфляцию. Дефицит  госбюджета России составлял:
     1995 г. – 70 трлн. руб.;
     1996 г. – 80,55 трлн. руб.;
     1997 г. – 89 трлн. руб.;
     1998 г. (план) – 132,4 млрд. руб., который должен был быть покрыт за счет выпуска государственных ценных бумаг и внешних заимствований, фактически – 143,7 млрд. руб. (5,3% ВВП), 1999 г. – 101,3 млрд. руб. (2,5% ВВП), фактически – 58 млрд. руб.
Завышение наметившихся в начале 20 в. тенденций обобществления и социализации экономики привело к высокой монополизации всех сфер экономики стран реального социализма, что обусловливает необходимость демонополизации в процессе приватизации и дальнейшего функционирования государственных (казенных) предприятий на основе разукрупнения и коммерциализации их деятельности.
Высокий налоговый  прессинг: налоги составляют 22,2% ВВП, а  вместе с социальными взносами – 33%, государственные расходы – 45% ВВП, что превышает оптимальные  границы по кривой А. Лаффера.
Инвестиционный  кризис – за 1991–96 гг. инвестиции снизились на 72,1%, в 1997 г. – на 5%, 1998 г. – на 6,8%, 1999 г. – рост 2,7%.
Усиление криминогенной  ситуации в экономике, слияние государственных  структур и теневого капитала, что ставит задачу укрепления экономической безопасности как внутренней, так и внешней.
Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности  каждой из постсоциалистических стран, реакция их экономик на рыночные преобразования является совершенно нормальной, что свидетельствует о внутренней присущности рыночной саморегуляции современной экономической цивилизации.
Различия в  реализации общих закономерностей  обусловлены различиями в стартовой  экономической ситуации: уровне развития, зависимости от международной торговли, степени продвинутости экономических реформ, в уровне несбалансированности экономики. Например, сельское хозяйство Польши состояло из множества мелких (слишком мелких, чтобы быть эффективными) хозяйств, в остальных – неэффективные огромные госхозы и кооперативы, Венгрия вводила регулируемый рынок с 1968 г., а Чехословакия имела жестко управляемую государственную экономику до 1989 г., но в обоих было меньше макроэкономических дисбалансов, чем в России и Польше. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в каждой стране повлияла на особенности реализации общих закономерностей.
Апробированный  в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические  этапы переходного периода:
· создание политических и институциональных предпосылок;
· либерализация  экономики;
· макроэкономическая (финансовая) стабилизация;
· приватизация;
· структурная  перестройка.
Историческая  последовательность этих этапов в России была следующей:
1991–93 гг. – развал административной системы, становление основ рыночной экономики;
1994–95 гг. – этап инфляционистской, протекционистской политики;
1996–97 гг. – достижение финансовой стабилизации, реструктуризация предприятий, остановка падения производства;
1998–99 гг. – финансовый кризис и его последствия.
По своему характеру, экономика переходного периода  является смешанной, с преобладанием  госсектора и коллективистских форм собственности. В ней присутствуют следующие сектора:
· государственный (в 1995 г. охватывал 50% основных фондов и производил треть ВВП, занимал 40% рабочей силы, в 1999 г. производство ВВП в госсекторе снизилось до 20%);
· частный (индивидуальный и совместный);
· корпоративный;
· мелкотоварный (челноки, уличная торговля, крестьянские хозяйства);
· теневой.
Наличие в рыночной экономике множества экономических  субъектов, представляющих различные  формы собственности и формы  хозяйствования, объективно обусловливает  смешанный характер переходной экономики, т.е. сосуществование и новых, и старых секторов, что отражает инерционность экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сравнительный анализ экономического развития России и  ведущих стран мира
 
Начиная с 1968 г. ООН осуществляет Проект международных сопоставлений (ПМС), по которому сравниваются объемы ВВП разных стран мира по паритетам покупательной способности (ППС) валют. Советский Союз в течение долгих лет отказывался принимать участие в этой программе, не признавая «буржуазные показатели» ВВП и ВНП и ведя собственные завышенные международные сопоставимые оценки национального дохода и ряда других показателей. Лишь в 1990 г. СССР принял участие в этой программе, но вскоре развалился.
В табл. 1 приводятся данные по результатам международных  сопоставлений ВВП России и главных стран мира за 1999 г. 

Таблица 1. Сопоставление  объемов ВВП России и других главных  стран мира за 1999 г.
Страна ВВП в целом, млрд долл.
ВВП на душу населения,
долл.
ВВП, % к уровню
США
ВВП на душу населения, %
к уровню США
Россия 887,7 6067 9,6 18,0
США 9206,9 33 725 100,0 100,0
Китай 4631,2 3 743 50,3 11,1
Япония 3163,1 24968 34,3 74,0
Индия 2429,3 2293 26,4 6,8
Германия 2019,4 24601 21,9 72,9
Франция 1387,7 23 068 15,1 68,4
Великобритания 1385,5 23 312 15,1 69,1
Италия 1379,9 23 937 15,0 71,0
Бразилия 1165,3 6711 12,7 19,9
ЕС-15 8736,7 23180 94,9 68,7
 
Российская Федерация  была включена в ПМС ООН за 1993 г. и впоследствии стала постоянной участницей этой программы, предоставляя все необходимые базовые данные. Для расчета ППС за 1999 г. в рамках ОЭСР – Евростат Россия предоставила данные о ценах почти 3000 товаров и услуг, сформировав тем самым «корзину» для сравнения своего ВВП в долларах. Подобные же расчеты были произведены за 1996 г.
Эти расчеты  показывают, что Россия по общему объему своего ВВП в конце XX в. занимала 10-е место в мире, отставая от США примерно в 10 раз, от ЕС – в 9,8, от Китая – в 5, от Японии – примерно в 3,6, от Индии – в 2,7, от Франции – в 1,6, Великобритании и Италии – в 1,6, от Бразилии – в 1,3 раза. По ВВП в расчете на душу населения Россия отставала от США в 1999 г. в 5,5 раза, от ЕС – в 3,8, от Японии – более чем в 4, от Германии – в 4, от Великобритании, Франции и Италии – примерно в 3,8 раза, от Бразилии – на 10%. Зато опережала Китай в 1,6 раза и Индию – в 2,6 раза. Данные, конечно, неутешительные, но объективные.
Сопоставление объемов ВВП России и ряда главных  стран мира за 2006 г. приведено в      табл. 2.
     Таблица 2. Сопоставление объемов ВВП России и других главных стран мира за 2006 г.
Страна ВВП, млрд. дол. ВВП в% к уровню США
Россия 1160,5 10,7
США 10800 100,0
Китай 6160 57,0
Япония 3321 30,8
Индия 2954 27,4
Германия 2100 19,4
Франция 1509 13,9
Великобритания 1496 13,9
Италия 1480 13,7
Бразилия 1293 12,0
ЕС-15 9362,5 92,0
 
В начале XXI в. ситуация в соотношении сил между Россией и другими крупными в экономическом отношении странами мира по показателю ВВП стала меняться в пользу России. Так, по примерным оценкам, в 2006 г. ВВП России составил 1160,5 млрд. долл. против 10 800 млрд. долл. в США, т.е. почти 11% уровня США, или в 9 раз меньше.
Приведенные в  табл. 2 данные свидетельствуют о  том, что с 1999 по 2006 г. Россия укрепила свои позиции в мировой экономике. Ее ВВП приблизился к уровню США, т.е. отставание сократилось. Теперь ВВП России вплотную приблизился к уровню Бразилии, и не исключено, что в ближайшие годы мы превзойдем эту страну по объему производимого ВВП. Но главное – Россия по объему своего ВВП заметно приблизилась к уровню Франции, Великобритании и Италии, отставая от них в пределах всего лишь 30%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.