На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегические решения в управлении внешнеэкономической деятельностью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Переход российской экономики в систему  рыночных отношений предполагает ее дальнейшее вовлечение в мирохозяйственные  связи, углубление интеграции экономики  России в мировую экономику.
     Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая.
     Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера  хозяйственной деятельности, связанная  с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.
     Особое  значение имеет разработка стратегических решений в управлении внешнеэкономической деятельностью организации в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
      Создавая  систему эффективной внешнеэкономической деятельности, необходимо учитывать и использовать опыт специализированных внешнеторговых фирм и организаций.
      Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать.
      Объект  исследования – внешнеэкономическая деятельность ОАО «Прибор».
      Предмет исследования – стратегические решения в управлении внешнеэкономической деятельностью организации.
      Цель  исследования – комплексное изучение внешнеэкономической деятельности ОАО «Прибор» и поиск направления для повышения ее эффективности.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач:
    раскрыть понятие и сущность внешнеэкономической деятельностью предприятия;
    рассмотреть организацию внешнеэкономической деятельности предприятия;
    дать организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Прибор»;
    выполнить оценку рыночного положения ОАО «Прибор» в авиастроительной отрасли;
    представить характеристику внешнеэкономической деятельности ОАО «Прибор»;
    разработать мероприятия по развитию внешнеэкономической деятельности ОАО «Прибор» и оценить их эффективность.
     Метод исследования – вертикальный и горизонтальный анализ, метод финансовых коэффициентов, метод сравнений, анализ литературных источников.
     Период  исследования – 2008 – 2010 гг.
     При написании курсовой работы был использован обширный круг нормативно-правовых актов РФ, учебных пособий и статей изданий периодической печати следующих авторов: Кислициына М.П., Абросимов Е.Н., Иванов И., Арустамов Э. А., Кочергина Т. Е., Андреева Р. С., Буханкин П.Л., Нестеров С.П., Карпова С.В., Нифаева О., Поспелов В.К. и др. 

 

1. Теоретические основы стратегического управления
 внешнеэкономической  деятельностью организации 

1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности предприятия 

     Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных  отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью внешнеэкономической деятельности выступает внешнеторговая деятельность, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. Главное направление внешнеторговой деятельности предприятия – это заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами. Второе направление – это совместное предпринимательство, привлечения иностранных инвестиций или вывоз предпринимательского капитала [15,  с. 105].
     Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это  деятельность, связанная с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий и услуг через государственную  границу. Товары, закупленные за рубежом, называются импортом. Товары, которые продаются другим странам, называется экспортом. Предприятие-импортер ввозит в страну товары, капиталы и технологии из других стран.
     Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для предприятий это такие задачи, как:
    свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
    свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
    свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;
    свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
    включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев [11, с. 84].
     Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
     Предприятие самостоятельно определяет вид своей  деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия.
     Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической  деятельности, если они не запрещены  законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.
     Основными преимуществами развития внешнеэкономической  деятельности предприятия являются:
    экономическое «маневрирование» производственными ресурсами за счет использования широких возможностей мирового рынка: замена более дорогих отечественных комплектующих, сырья, материалов на более дешевые импортные; использование зарубежных лицензий и «ноу-хау» для снижения издержек производства; перенос части производственного процесса в более благоприятные зарубежные условия;
    возможность выбора более эффективных направлений и форм реализации произведенной продукции. С одной стороны, более выгодные условия зарубежных рынков, а с другой - обостряющаяся конкуренция на национальном рынке по мере его насыщения однотипной продукцией стимулируют предприятия к поискам более благоприятных рынков сбыта;
    выбор производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;
    выбор путей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции [19, с. 80].
 
1.2. Основные направления внешнеэкономической деятельности 

     Основным  направлением внешнеэкономической  деятельности в большинстве стран  является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.
     Внешнеторговые  операции, прежде всего, классифицируются на экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт.
     Экспорт - это продажа и вывоз за границу  продукции, товаров, иного имущества, работ, услуг иностранным покупателям (контрагентам);
     Импорт - это покупка и ввоз иностранных  товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков для последующей реализации их на внутреннем рынке или потреблении предприятием - импортером.
     Реэкспорт - это вывоз за границу ранее  ввезенных товаров, не подвергнувшихся  в реэкспортируемой стране никакой  переработке.
     Реимпорт  предполагает ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке.
     Исходя, из объекта внешнеторговых операций выделяют: операции купли - продажи товаров; операции купли-продажи услуг; операции купли - продажи научно-технической продукции.
     Купля - продажа товаров при более детальном рассмотрении включает в себя куплю - продажу продовольственных и непродовольственных товаров, куплю-продажу машин, оборудования и т.д. По степени готовности товаров к продаже; поставку готовой продукции, комплектующих, сырья и т.п.
     Купля-продажа  услуг включает в себя широкий  круг услуг: оказание производственно-технических услуг (инжиниринг), арендные операции (в том числе, лизинг), оказание социальных услуг (в том числе, международный туризм), операции купли-продажи информации и оказание консультативных услуг (юридические, бухгалтерские, консалтинговые, по управлению и администрированию и т.д.), транспортно-экспедиторские и транспортные услуги, услуги в сфере страхования, банковские  и т.д.
     Внешнеторговые  операции купли - продажи научно-технической продукции представляют собой куплю-продажу прав на пользование изобретениями, промышленных образцов, лицензий, ноу-хау и т.д. По методу торговли, различают: операции, совершаемые непосредственно между производителем и потребителем; операции, совершаемые с использование посреднических фирм [6, с. 155].
     В качестве посредников могут выступать  комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы, агенты, брокеры, дилеры и т.д.
     Суть  деятельности комиссионеров сводится к тому, что они обязуются по поручению другой стороны (комитента) совершать сделки от своего имени, но за счет комитента. Комиссионеры не отвечают за выполнение условий контракта продавцами и покупателями, если это не предусмотрено договором. В договоре комиссии оговариваются цены, территория реализации, условия платежей и расчетов, порядок выплаты вознаграждения.
     Разновидностью  комиссии является консигнация, когда  экспортеры, именуемые консигнантами, поставляют товары на склад импортерам (консигнаторам) для реализации в течение определенного времени. Консигнатор рассчитывается с владельцем товаров по мере их реализации, но не проданные к указанному сроку товары должны быть возвращены консигнанту или же частично выкуплены консигнатором.
     Дистрибьюторы по сравнению с другими посредниками занимаются продажей товаров от своего имени и за свой счет.
     Посреднической  деятельностью занимаются также  и простые агенты, которые способствуют заключению договоров или оформляют  их сами от имени экспортеров и  импортеров. Деятельность агентов основывается на агентских соглашениях между торговыми агентами и заказчиками, именуемыми принципалами [8, с. 128].
     С брокерами заключается простое  соглашение, по которому он не выступает  стороной сделок. На ряд посреднических услуг брокеров требуется специальное разрешение, или лицензия (операции с ценными бумагами).
     Широкое распространение получила и торговля через торговые дома, международные товарные биржи, которая является по существу также торговлей через посредников. Формами международной торговли состязательного типа выступают аукционная торговля и международные торги.
     Наряду  с обычными экспортно-импортными операциями по реализации товаров, работ, услуг, каждая из которых завершается получением или уплатой денежной суммы за экспортный или импортный товар, в практике внешнеэкономической деятельности широкое распространение получила встречная компенсационная торговля.
     Встречная торговля - это внешнеторговые операции, при которых в контрактах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товаров [20, с.136].
1.3. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью предприятия  

     До  выхода на внешний рынок предприятие  должно четко определить задачи внешнеэкономической  деятельности. Во-первых, организация должна решить, какой процент общего объема своих продаж она будет стремиться осуществить на внешних рынках. Во-вторых, предприятие должно решить, будет ли оно заниматься внешнеэкономической деятельностью всего в нескольких или во многих странах. В-третьих, необходимо определить, в странах какого типа организация хочет работать.
     Учитывая  сложность исследования международных  рынков, предварительно разрабатывается  проект такого исследования, который  включает:
    определение рыночной проблемы (или возможностей);
    решение вопроса о том, может ли изучение рынка помочь решить проблему;
    подготовку детальных требований к необходимой информации;
    сбор информации;
    анализ и интерпретацию информации;
    итоговый доклад и рекомендации;
    принятие маркетинговых решений.
     Содержание  этих стадий во многом сходно при исследовании на внутреннем рынке страны. Однако сбор информации о внешнем рынке  имеет свои особенности.
     Само  исследование состоит из двух частей: исследование рынка и изучение собственного потенциала предприятия в сравнении с требованиями рынка и потенциалом имеющихся конкурентов [18, с. 120].
     Первая  часть включает изучение и анализ условий рынка и изучение субъектов, форм и методов торговли.
     В первую группу входит изучение общих  условий:
    анализ спроса и предложения;
    требований потребителей к товару;
    перспектива развития рынка.
     Вторая  группа вопросов включает:
    анализ и оценку деятельности фирм-поставщиков, конкурентов, покупателей интересующего товара;
    изучение коммерческой практики, транспортных и торгово-политических условий.
     Исследование  потенциальных возможностей собственного предприятия предусматривает:
    анализ результатов хозяйственной деятельности;
    изучение конкурентоспособности продукции и предприятия;
    оценку конкурентных возможностей предприятия.
     При изучении информации об общем состоянии  и тенденциях развития рынка необходимо рассмотреть эти вопросы применительно  к отрасли, к которой относится  выпускаемая предприятием продукция, к странам, являющимся потребителями  и производителями этой продукции, отдельным фирмам-производителям, потребителям и продавцам продукции.
     Изучение  международных рынков проводится на основе анализа:
    продукции (отраслей, видов продукции, фирм производителей, методов и форм сбыта и обслуживания продукции);
    потребителей (отраслей, видов продукции, фирм-производителей и покупателей, целей и способов потребления);
    места нахождения рынка (региона, страны, территории).
     На  первом этапе изучения рынка предприятие  должно охватить исследованием как  можно более широкий сегмент, т. е. мировой рынок данной продукции.
     Однако  даже приблизительная оценка вместимости  рынка многих промышленных товаров  представляет серьезную проблему. Для  ее решения должна быть проявлена  определенная изобретательность либо необходимо прибегнуть к помощи специалистов [22, с. 27].
     Особенности исследований международного рынка связаны прежде всего с трудностями доступа к необходимой информации. В то же время очевидно, что предварительное глубокое кабинетное исследование особенно важно в международной торговле хотя бы потому, что имеется значительное количество информации, которая мало кому известна.
     Однако  вторичные данные о многих рынках могут быть неполными, так как  данные о конкретном товаре или группе товаров, которые могут быть легко  получены в развитых странах, часто отсутствуют, особенно в статистике развивающихся стран; имеющиеся сведения могут оказаться устаревшими.
     Организация изучения рынка может осуществляться разными путями.
     Перед выходом на внешний рынок организация должна решить, будет ли она проводить изучение рынка собственными силами или поручит эту работу исследовательскому агентству.
     Проведение  экспортно-импортных операций осуществляется в несколько этапов:
     1. Маркетинговые исследования рынка.  Анализ конъюнктуры рынка представляет собой комплекс мер, направленных на полное исследование процессов и факторов, воздействующих на спрос и предложение, и определяющих экономическое положение между производителем и потребителем продукции. Определяющими факторами являются: цена товара, качество, условия поставки. Этими вопросами занимаются маркетологи, наиболее квалифицированные специалисты фирмы.
     2. Изучение системы государственного  регулирования внешнеэкономической деятельности.
     Организация экспортно-импортных операций включает тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.
     3. Технико-экономическое обоснование.  Технико-экономическое обоснование  включает:
    расчет цены товара,
    расчет рентабельности сделки с учетом всех затрат, налогов, пошлин.
     4. Заключение внешнеторгового контракта.  Структура и содержание контракта  в значительной мере определяются  видом внешнеторговых опера-ций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначением, видом товара и услуг (торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, тор-говля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспор-тное обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).
     Подписанию  внешнеторгового контракта предшествуют проведение переговоров с иностранным партнером [7, с. 98].
     Этот  этап, как правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы. Он включает следующее:
    подготовка плана мероприятий по приему иностранных специалистов;
    подготовка протокола;
    подписание контракта.
     5. Исполнение контрактных обязательств. Валютное регулирование во внешнеэкономической деятельности предполагает знание нормативных актов по проведению валютных операций: Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 11.07.2011), Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 18.07.2011).
     При выполнении таможенных процедур следует  принять решение - кто их будет  осуществлять - собственными силами или  таможенным агентом (декларантом, перевозчиком). Последнее значительно упрощает подготовку документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные услуги.
     Организация таможенной службы включает знание Таможенного  кодекса, а также нормативных актов о правилах ввоза-вывоза товаров через границу, порядка перемещения вещей, о транзите товаров, порядка осуществления контроля за доставкой вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах, о взимании таможенных пошлин, сборов и т.д.
     Необходимо  знать правила транспортно-экспедиционной деятельности (Тарифное соглашение по перевозкам, Инструкция заполнения товаротранспортной накладной, Инструкция заполнения товарной накладной, Инструкция о порядке сопровождения грузов).
     По  завершению внешнеторговой сделки по данным бухгалтерского учета проводится расчет фактического коэффициента рентабельности. При этом учитываются все виды налогов, платежей по внешнеэкономической деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные с внешнеторговой сделкой [14, с. 10].
 

2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Прибор» 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика
деятельности  ОАО «Прибор» 

     Согласно  Уставу (Приложение А), Курское акционерное общество «Прибор» является открытым акционерным обществом, учрежденным в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преоб-разованию государственных Предприятий, добровольных объединений госу-дарственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. № 721.
     Фирменное наименование Общества:
     Полное:
     На  русском языке - Курское открытое акционерное общество «Прибор»; На английском языке - Kursk Joint-Stock Company «Pribor».
     Сокращенное: На русском языке — Курское  ОАО «Прибор».
     Местонахождение: 305040, г. Курск, ул. Запольная, д. 47.
     Общество  осуществляет следующие основные виды деятельности:
    производство и ремонт приборов и оборудования для авиационной промышленности, производство и ремонт спецтехники;
    выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области авиационного приборостроения, медицинской техники, продукции производственно-технического назначения;
    производство и ремонт непродовольственных товаров народного потребления, продукции производственно - технического назначения.
     В состав ОАО «Прибор» входит 8 дочерних и зависимых общества:
    ООО «Опытно конструкторское бюро «Авиаавтоматика»;
    ООО «Завод электробытовых изделий «Спектр-Прибор»;
    ООО «Завод «РОМСО»;
    ООО «Завод «СаТаЛ-Прибор»;
    Серийный завод «Прибор»;
    Отдельное хозрасчетное подразделение «Опытно конструкторское бюро «Авиаавтоматика»;
    Отдельное хозрасчетное структурное подразделение «Завод «Привод-Прибор»;
    Отдельное хозрасчетное структурное подразделение «Авиль».
     ОАО «Прибор» владеет новейшими производственными технологиями, обеспечивающими сквозное изготовление электронных модулей прецизионной механики, автоматической линией установки и пайки элементов поверхностного монтажа, автоматизированным оборудованием для проверки блоков на базе промышленных компьютеров, оборудование для разработки и изготовления микросборок, лазерной резки металла, вакуумного напыления. Помимо авиационного оборудования, Курское ОАО «Прибор» выпускает электроприводы и механизмы для управления технологическими процессами на атомных, тепловых электростанциях, на предприятиях нефтегазового комплекса. Электроприводы «Прибора» эксплуатируются более чем на 60 ТЭЦ России, Белоруссии, Украины, Польши, Ирака, Румынии, Индии, Китая.Курское ОАО «Прибор»   постоянный участник всероссийских и международных выставок, известных авиасалонов: Фарнборо (Великобритания), Ле Бурже (Франция), МАКС (Россия) и других.
     Большой опыт разработки и создания авиационных приборов и измерительных систем позволил предприятию стать одним из ведущих отечественных производителей следующей аппаратуры:
    системы и устройства сбора, обработки и регистрации информации;
    аварийные накопители информации;
    эксплуатационные накопители информации;
    блоки сбора и преобразования информации;
    пульты и блоки управления;
    устройства согласующие;
    системы бортовых и наземных измерений;
    оборудование для наземной обработки информации.
     Приоритетными направлениями развития авиационной техники являются:
    системы управления оружием;
    системы регистрации полетной информации;
    информационно-аналитические системы;
    реального времени;
    курсовые навигационные системы;
    датчики и указатели положения элементов;
    самолетов и вертолетов.
     Финансовая  отчетность представлена в Приложениях  Б, В, Г.
     Выполним  анализ основных показателей деятельности ОАО «Прибор». Результаты представлены в таблице 1. 

Таблица 1
Основные  показатели деятельности ОАО «Прибор» в 2008 – 2010 гг.
Наименование  показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2008 г.
откл. %
Выручка от реализации, тыс. руб. 1575518 1508155 1789229 213711 113,56
Чистая  прибыль, тыс. руб. 110428 110428 173737 63309 157,33
Численность работников, чел. 2338 2165 2238 -100 95,72
Фонд  оплаты труда, тыс. руб. 310126 298457 364779 54653 117,62
Производительность  труда, тыс. руб. 673,87 696,61 799,48 125,61 118,64
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 521140 545992 430593 -90547 82,63
Фондоотдача, руб. 3,02 2,76 4,16 1,14 137,75
Фондовооруженность, тыс. руб. 222,89 252,19 192,40 -30,49 86,32
 
     Из  таблицы 1 следует, что валовая выручка предприятия увеличилась на 213711 тыс. руб. или на 13,56% и в 2010 г. достигла 1789229 тыс. руб.
     Численность работников ОАО «Прибор» сократилась за анализируемый период на 100 человек, а фонд оплаты труда в 2008 г. был равен 310126 тыс. руб. руб., в 2009 г. – 298457 тыс. руб., в 2010 г. – 364779 тыс. руб. Одним работником предприятия в 2008 г. было выработано продукции на сумму 673,87 тыс. руб., в 2009 г. – 696,61 тыс. руб., в 2010 г. – 799,48 тыс. руб.
     Общая отдача от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды ОАО «Прибор» в 2008 г. была равна 3 руб. 2 коп, в 2009 г. – 2 руб. 76 коп., в 2010 г. – 4 руб. 15 коп.
     Стоимость основных средств, приходящаяся на 1 работника ОАО «Прибор» в 2008 г. была равна 222,89 тыс. руб., в 2009 г. – 252,19 тыс. руб., в 2010 г. – 192,40 тыс. руб.
     Далее выполним анализ финансово-экономической эффективности деятельности ОАО «Прибор». 

2.2. Характеристика рыночного положения ОАО «Прибор» в авиастроительной отрасли 

     При анализе микроокружения ОАО «Прибор» следует изучить конкурентов. В Российской Федерации действуют более 10 предприятий, осуществляющих выпуск авиационной техники и приборов, однако наиболее значимыми игроками рынка являются 8 предприятий. Структура рынка ави-ационной техники и приборов РФ по состоянию на 01.12.2010 в таблице 2. 

Таблица 2
 Структура рынка авиационной техники и приборов РФ по состоянию на 01.12.2010, %
№ № Наименование  Месторасположение Доля рынка, %
1 ОАО «Прибор» г.Курск 9,8
2 ГП «Луховицкий машиностроительный завод» Московская обл., г. Луховицы 12,3
5 ОАО «НПО Сатурн» Ярославская обл., г. Рыбинск 15,6
4 ОАО «НПО Старт» Екатеринбург 13,5
5 ОАО «Уральское ПКБ «Деталь»» Свердловская  обл., г. Каменск-Уральский 8,5
6 ОАО «Лазер-Сервис» г. Москва 6,8
7 ГП «Московский КПК Универсал» г. Москва 9,4
 
Продолжение таблицы 2
8 ФГУП «Пермский Завод «Машиностроитель»» г. Пермь 7,2
9 Прочие (менее 1 % от доли рынка) г. Железногорск 16,9
 
     Из  таблицы 2 следует, что на рынке Российской Федерации наибольший удельный вес приходился на продукцию ОАО «НПО Сатурн» (15,6%) и ОАО «НПО Старт» (13,5%). Минимальный удельный вес услуг приходился на производителя ОАО «Лазер-Сервис» (6,8%), что связано с материально-технической базой и квалификацией персонала.
     Присутствие этих компаний на рынке авиационной техники и приборов России кардинально меняет конкурентную ситуацию в стране. За счет масштаба и производственной базы, научно-технических достижений и уровня квалификации персонала эти предприятия занимают значительную рыночную нишу. В такой ситуации ОАО «Прибор» приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть снижать цены на услуги, а для этого нужно снизить затраты, поэтому здесь не обойтись без продуманной и предусмотрительной политики, так как при всем при этом необходимо учитывать продвижение намеченной социальной политики по повышению заработной платы.
     В таблице 3 представлен SWOT-анализ деятельности ОАО «Прибор». 

     Таблица 3
Матрица SWOT-анализа деятельности ОАО «Прибор»
  Возможности
    возможность развития в связи с увеличением спроса;
    есть пути расширения ассортимента товаров и услуг;
    снижение барьеров на рынках Курской области и соседних областей.
Угрозы
    меняющиеся законо-дательные требования;
    снижение издержек у конкурентов;
    изменение потребностей у заказчиков;
    усиление позиций конкурентов.
 
Продолжение таблицы 3
Сильные стороны
    хорошее впечатление, сложив-шееся о предприятии;
    проверенный менеджмент;
    большой производственный опыт;
    высококвалифицированные производственные кадры;
    более низкие издержки;
    качественные услуги.
СИВ
    имидж компании может помочь при выходе на иностранные рынки
СИУ
    при снижении издер-жек у конкурентов имидж компании и качество услуг может помочь при реализации услуг;
    необходимо отслежи-вать издержки и искать пути их снижения
Слабые  стороны:
    нет четкого стратегического направления развития в области внешнеэкономической деятельности;
    недостаточное финансирование необходимых изменений в стратегическом планировании;
    не полное использование производственных мощностей.
СЛВ
    в случае быстрого роста спроса на рынке предприятие может задействовать неиспользуемые производственные мощности.
    выход на рынки областей ЦФО может сформировать стратегию развития.
СЛУ
    необходимо уделить внимание разработке стратегии развития, а так же разработке новых видов услуг.
 
     Анализ  внешних стратегических факторов, влияющих на деятельность ОАО «Прибор» представлены в таблице 4.
       Таблица 4
Анализ  внешних стратегических факторов, влияющих
 на  деятельность ОАО «Прибор»
Внешние стратегические факторы Вес фактора Оценка фактора Взвешен-ная оценка
Возможности
1. Повышение платежеспособности потребителей 0,20 4 0,8
2. Предприятие,  наряду с уже производимыми оказываемыми, может освоить и оказывать новые виды товаров услуг 0,10 4 0,4
3. Желание  работников добиваться лучшего 0,05 2 0,1
4. Достаточный  рыночный потенциал 0,05 1 0,0
5. Инвестиционный потенциал  отрасли  (наличие инвесторов, спонсорского капитала) 0,15 4 0,6
6. Появление  квалифицированного персонала 0,05 3 0,15
 
Продолжение таблицы 4
Угрозы
1. Конкуренция  на внутреннем рынке 0,10 4 0,4
2. Отвлечение  оборотных средств в дебиторской  задолженности 0,03 1 0,3
3. Предполагаемое  насыщение существующего сегмента рынка (крупных городов) 0,10 3 0,3
5. Новые  технологии конкурентов 0,05 2 0,5
6. Повышение  цен на исходное сырье 0,05 2 0,3
Суммарная оценка 1,0 31 3,1
 
     Суммарная взвешенная оценка равна 3,1, следовательно, реакция предприятия на факторы внешней среды находится на среднем уровне, что связано с недостаточным вниманием к такой важной составляющей внешней среды, как изучение спроса потребителей, динамики потребностей реальных и потенциальных потребителей услуг компании, удовлетворенности деятельностью предприятия, качеством, стоимостью, ассортиментом услуг и сервисом, а также состояния и развития конкурентной среды.
     Выполним  анализ внутренних стратегических факторов, влияющих на ОАО «Прибор» (таблица 5). 

Таблица 5
Анализ  внутренних стратегических факторов, влияющих на ОАО «Прибор»
Внутренние  стратегические факторы Вес фактора Оценка фактора Взвешенная оценка
Сильные стороны
1. Высокое  качество производимых товаров и оказываемых услуг 0,20 5 1,0
2. Наличие  квалифицированного персонала 0,10 4 0,4
3. Разнообразие  производимых товаров и оказываемых услуг 0,05 3 0,15
4. Разумная  ценовая политика  0,05 4 0,2
5. Использование инновационных технологий 0,15 4 0,6
6. Стабильное  положение на рынке 0,10 3 0,3
 
Продолжение таблицы 5
Слабые  стороны
1. Пассивная  рекламная деятельность 0,15 2 0,3
2. Отсутствие  в структуре предприятия системы  мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей) 0,15 2 0,3
3. Отсутствие специализированного отдела по работе с зарубежными партнерами 0,05 3 0,15
Суммарная оценка 1,0 30 3,4
 
     Из  анализа слабых и сильных сторон деятельности предприятия следует, что управление  внутренними ресурсами и потенциалом с учетом недостатков находится также на среднем уровне (хотя и несколько выше общей оценки учета внешних факторов), так как суммарная оценка составляет 3,4 балла. Недостаточное внимание менеджмента к рекламной стороне деятельности ОАО «Прибор», отсутствие оперативной систематической информации о потребностях клиентов, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, и отсутствие специализированного отдела по работе с зарубежными партнерами, ослабляет конкурентные преимущества ОАО «Прибор» на рынке авиационной техники и приборов. 

2.3. Характеристика внешнеэкономической деятельности
 ОАО  «Прибор» и оценка ее эффективности  

     В ОАО «Прибор», внешнеэкономическая деятельность приняла форму внешней торговли, объектом которой являются:
    продукция, производимая ОАО «Прибор»;
    информация, обеспечивающая осведомление покупателя о технических характеристиках продукции, условиях ее эксплуатации и т.п. и отраженная в паспорте изделия;
    интеллектуальная собственность, сопутствующая внешнеторговому контракту при продаже продукции предприятия (сведения о порядке монтажа, запуска, наладки, технического обслуживания оборудования).
     Иногда  объектом внешнеторгового контракта  являются также услуги по монтажу, запуску и наладке оборудования; эти услуги ОАО «Прибор» предоставляют на территории покупателя.
     ОАО «Прибор» для выхода на международные рынки сбыта придерживается экспортной стратегии. Причем выход на внешние рынки предприятие осуществляет как с помощью прямого, так и с помощью косвенного экспорта. С одной стороны, предприятие работает с заказчиками напрямую (ведет поиск заказчика, подготавливает необходимые документы, проводит расчеты, готовит экономическое обоснование необходимости работы с данным партнером, ведет пере
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.