На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная политика в области охраны окружающей среды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Охрана  окружающей среды, рациональное использование  природных ресурсов, обеспечение  безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды  являются неотъемлемыми условиями  устойчивого экономического и социального  развития каждого государства.
     Современное развитие общества характеризуется  научно-техническим прогрессом, быстрым  ростом народонаселения и, соответственно, возрастанием масштабов вмешательства  общества в природные процессы. Нарушение  целостности систем биосферы, истощение  отдельных природных ресурсов реально угрожает человечеству.
     Забота  об оздоровлении экологической обстановки, создании более благоприятных с  экологической точки зрения условий  для жизни и труда людей  становится одной из важнейших задач, как мирового сообщества, так и каждой, отдельно взятой, страны.
     Не  составляет в этом плане исключение и Республика Беларусь.
     Наша  страна занимает выгодное географическое положение, имеет благоприятные  природно-климатические условия, достаточно высокий уровень обеспеченности транспортными коммуникациями. Основу многоотраслевого комплекса составляют крупные предприятия нефтехимической, машино- и станкостроительной, деревообрабатывающей, электронной, текстильной промышленности, предприятия по производству минеральных удобрений, переработке сельскохозяйственной продукции. Основу сельского хозяйства составляют многоотраслевые хозяйства, производство в которых ведется с широким применением средств механизации, минеральных удобрений, химической защиты растений.
     К сожалению, как промышленное, так и сельскохозяйственное производство в основном базируются на технологиях, далеких от совершенства. А это, в свою очередь, дает достаточно высокую антропогенную нагрузку на окружающую среду в виде выбросов, сбросов и отходов производства. К тому же пока слабо развита сеть предприятий по переработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления.
     Состояние окружающей среды республики характеризуется  значительными уровнями загрязнения  атмосферного воздуха, вод и земель веществами, вредными для здоровья человека, а также для растительного и животного мира. Наиболее острой экологической проблемой для Беларуси является радиационное загрязнение значительной части территории после аварии на Чернобыльской АЭС.
     В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого общества, во многом определяя особенности устойчивого развития каждого государства, в том числе и нашей страны.
     Поэтому основу государственной экологической  политики составляют забота об улучшении  ее качества и оздоровлении экологической  обстановки, создание благоприятных  условий для жизни и труда  людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия в стране.
     Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Задачи - определить ее принципы и направления, проанализировать законодательную базу природоохранной деятельности, рассмотреть систему и механизмы управления в данной сфере, оценить международную деятельность республики по решению экологических проблем, показать особенности государственной политики охраны окружающей среды в настоящее время.
     Для раскрытия темы использовалась учебная  и методическая литература, статьи из газет и журналов и нормативные  правовые акты, аналитические и статистические данные органов государственного управления в области охраны окружающей среды, информационные данные Интернет ресурсов.
1. Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, ее цели, принципы, направления 

     Экологическая политика в Республике Беларусь направлена на постоянное улучшение качества жизни и условий труда жителей страны, рациональное использование и охрану ее природных ресурсов, разработку и внедрение в практику правовых и экономических основ природопользования.
     Конституция Республики Беларусь - основной закон нашего государства, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически безопасные условия для проживания людей, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды, участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
     Проводимая  государственная экологическая  политика предусматривает последовательное проведение структурной перестройки производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.
     Главной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.
     В Республике Беларусь сложилась целостная  система планирования мероприятий  по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К таким программам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и многие другие. Практика перспективного и текущего планирования природоохранной деятельности во многом способствует успешному решению многих экологических проблем. К ним можно отнести создание широкой сети особо охраняемых природных территорий, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической науки и т.д.
     Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды в Республики Беларусь являются:
    государственная собственность на все виды природных ресурсов, которая в соответствии с действующим законодательством предусматривает возможность передачи их в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам. Исключение составляет лишь земля, которая для определенных целей может передаваться и в частную собственность;
    система государственного контроля состояния природной среды и рациональным использованием природных ресурсов;
    обязательная экологическая экспертиза всех проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;
    платность природопользования;
    система мер административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесенного ущерба за счет нарушителей;
    совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны окружающей среды и природопользования.
     В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» основными  направлениями  государственной  политики в области охраны окружающей среды являются:
    обеспечение  права  граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
    совершенствование  государственного управления в области охраны окружающей среды;
    научное обеспечение охраны окружающей среды;
    создание  правового  и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов;
    рациональное использование природных ресурсов;
    совершенствование системы охраны окружающей среды и           природопользования;
    создание сети особо охраняемых природных территорий;
    обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
    обеспечение  непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
    проведение государственной экологической экспертизы;
    информирование  граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
    организация  и  развитие  системы  образования,  воспитания в области   охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовка  и переподготовка  специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;
    оказание  содействия  общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды;
    привлечение    граждан,   общественных  объединений  к   охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;
    международное   сотрудничество  в  области  охраны окружающей среды.
     Таким образом, государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды направлена на обеспечении качества жизни и условий труда человека, сохранении целостности природных экосистем, устойчивом развитии и рациональном использовании природных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Система государственного регулирования в природоохранной сфере
2.1. Механизмы управления природопользованием и охраной
окружающей  среды 

     Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом  Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики  Беларусь  и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
     К специально уполномоченным республиканским  органам государственного   управления относятся Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Беларусь, Министерство здравоохранения  Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям  Республики  Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики  Беларусь,  Комитет  по  земельным  ресурсам,  геодезии и картографии при Совете Министров  Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
     Осуществление комплексного управления природоохранной  деятельностью в республике и  проведение единой государственной политики в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды возлагается на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
     Министерство  осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими республиканскими органами государственного управления, а также местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь через областные, городские, районные органы природных ресурсов и охраны окружающей среды.
     Основным  направлением деятельности Министерства является осуществление государственного контроля за использованием и охраной поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, общераспространенных полезных ископаемых и торфа, ведением охотничьего и рыбного хозяйства, охраной земель, озонового слоя, обращением с отходами, а также за ведением работ по геологическому изучению недр в целях обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, право граждан на которую провозглашено Конституцией Республики Беларусь.
     Министерство  также регулирует хозяйственную  деятельность субъектов хозяйствования посредством выдачи различного рода разрешений, например, на осуществление  специального водопользования, а также  специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности. Согласно решению Правительства, Министерство выдает специальные разрешения (лицензии) на следующие виды деятельности:
    переработка, захоронение (складирование) и транспортировка токсичных отходов производства и потребления, а также пестицидов (при наличии экспертного заключения Министерства здравоохранения);
    промысловая заготовка (закупка) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации;
    пользование диким животным миром (за исключением рыбных запасов);
    производство, хранение, использование в хозяйственной деятельности, рециклирование (обработка с целью повторного использования), утилизация (обезвреживание) озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в соответствии с перечнем регулируемых веществ, согласованным Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от сентября 1987 года;
    геологическое изучение недр;
    добыча торфа и сапропелей;
    сбор минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов;
    занятие рыбным и другими водными промыслами в естественных водоемах, а также организованное платное любительское рыболовство.
     Лицензирование таких видов деятельности вызвано необходимостью как учета субъектов хозяйствования, осуществляющих такую деятельность, так и регулирования вопросов природопользования. Так, например, лицензии на пользование животным миром и сбор объектов растительного мира выдаются при закреплении определенной территории для осуществления этого вида хозяйственной деятельности.
     Тем самым Министерство может регулировать объемы изъятия из природной среды  отдельных объектов природы в  целях научно обоснованного и  рационального использования природных ресурсов.
     Еще одним важным рычагом воздействия  на хозяйственную деятельность является проведение Министерством и его  органами государственной экологической  экспертизы, деятельности, которая  может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, а также иных проектов, внедрение и реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности.
     Любая хозяйственная деятельность в Республике Беларусь должна осуществляться с обязательным соблюдением норм экологической безопасности и иных требований законодательства об охране окружающей среды. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы такая деятельность не допускается и не подлежит финансированию.
     Отдельно  хотелось бы сказать несколько слов по вопросу обращения с отходами. Работа очистных сооружений, соблюдение норм обращения с отходами производства требуют определенных затрат, которые могут оказаться весьма обременительными для предприятия. Стремление обойтись без очистки, вывозить отходы на несанкционированные свалки, пренебрежение правилами обращения с опасными веществами или запретами на их применение предприятия нередко пытаются оправдать необходимостью спастись от банкротства, сохранить рабочие места и так далее.
     Кроме того, необходимость регулирования вопросов обращения с отходами связана и с необходимостью пресечения попыток ввоза в республику опасных и иных отходов с целью их хранения и захоронения, а также отходов, которые не могут быть переработаны или использованы в республике. Производство, хранение (складирование), транспортировка, использование, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления осуществляются на основе законов об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления. Захоронение радиоактивных отходов производится также в соответствии с Законом Республики Беларусь “О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС”.
     Импорт  всех видов отходов осуществляется только после положительного заключения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Также установлен перечень отходов, импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
     Должностные лица Минприроды и его органов  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь имеют право  приостанавливать деятельность предприятий  и производств, если они не соответствуют  нормам экологической безопасности, налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства, предъявлять юридическим или физическим лицам иски за нанесенный ущерб.
     В целях сохранения уникальных природных  комплексов и объектов в естественном состоянии создаются особо охраняемые природные территории и объекты. К ним относятся национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы в соответствии с Законами “Об охране окружающей среды” и “Об особо охраняемых природных территориях и объектах”. Объявление определенных территорий особо охраняемыми происходит в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь.
     Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами осуществляется мониторинг окружающей среды, который представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды для своевременной оценки возможных негативных изменений и прогнозирования ее состояния.
     Основные  данные о состоянии окружающей среды  в Республике Беларусь и ее качестве содержатся в автоматизированных базах  данных государственных кадастров  природных ресурсов – климатическом, земельном, водном, атмосферного воздуха, недр, животного мира, растительного мира, торфяного фонда, отходов и др.
       В целях обеспечения соблюдения  юридическими лицами и гражданами  природоохранного законодательства  осуществляются контроль и надзор  в области охраны окружающей  среды. Система контроля состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Министерство природных ресурсов осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды. Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет Прокуратура Республики Беларусь.
     Для охраны и защиты национального богатства  страны Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. №45 была создана  Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
     Основные  задачи инспекции были четко определены Главой государства А.Г. Лукашенко: «Важнейшей задачей Государственной  инспекции является усиление борьбы с браконьерством и хищническим  отношением к природным богатствам страны, наведение порядка в охотничьем хозяйстве и рыболовстве, сохранение лесных угодий.
     Государственная инспекция должна стать центральным  звеном системы контроля за состоянием животного и растительного мира. Природа – это великая ценность, которая имеется в Беларуси».
     В практику управления природопользованием и охраной окружающей среды экономические механизмы начали вводиться с 1992 года. Сегодня они включают финансирование природоохранных мероприятий, взимание налогов за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, возмещение в установленном порядке причиненного природной среде вреда. Однако до начала 2000-х годов система экономического регулирования природопользования не была стимулирующей, поскольку экологические платежи не имели реального влияния на техническое и финансовое состояние предприятий–загрязнителей окружающей среды.
     В настоящее время экологические  платежи и формирующийся на их основе фонд охраны природы являются экономическими инструментами экологической политики государства, позволяющими аккумулировать значительные средства для финансирования государственных программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей, связанных с этой деятельностью.
     Как известно, зависимость важнейших  отраслей народного хозяйства от импорта сырья и топлива отрицательно влияет на состояние экономики страны. В этой связи усиление использования  местных сырьевых и топливных  ресурсов и постепенный отказ  от импортного сырья становятся важнейшей задачей в реализации эффективного управления природопользованием.
     Развитие  собственной сырьевой базы, добыча и переработка сырья должны сопровождаться разработкой и внедрением прогрессивных  технологий его добычи и использования. В первую очередь это касается добычи и комплексной переработки бурых углей, горючих сланцев, железных руд, фосфоритов и карналлитов. Причем требуются технологии, направленные на селективную выемку сырья, которая делает добычу более рентабельной и существенно снижает нагрузку на окружающую среду.
     Сегодня в стране стоит вопрос о переходе к устойчивому развитию энергетики на основе энергосбережения и эффективного использования новых и возобновляемых источников топлива и энергии. В Беларуси наиболее перспективным является внедрение биогазовых энергетических комплексов, развитие ветро- и гидроэнергетики. Хотя реализация перечисленных проектов требует серьезных капитальных вложений, с экологических позиций это самые чистые способы получения энергии.
     Внедрение биогазовых установок даст возможность сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, приостановить загрязнение подземных и поверхностных вод в местах расположения животноводческих комплексов и значительно уменьшить биогенную нагрузку на почвы. Физико-географические условия страны позволяют внедрить более 2000 тыс. экологически безопасных ветроэнергетических установок, которые обеспечат выработку до 8 млрд кВт-часов электроэнергии в год. В Беларуси освоено только 3% гидроэнергетического потенциала, тогда как в Литве – 30, а в Польше – 44%. К 2020 г. предусмотрено довести суммарную мощность ГЭС страны до 210 МВт, что составит около 3% электроэнергии, потребляемой в настоящее время.
     Как известно, обеспечение экологической  безопасности страны достигается за счет рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, а также улучшения экологической обстановки посредством снижения вредного антропогенного воздействия на окружающую среду. В этой связи очень важна правильная и объективная оценка имеющегося антропогенного воздействия на окружающую среду для принятия действительно эффективных управленческих решений. Основой для этого служит непрерывное функционирование системы государственного аналитического контроля и мониторинга окружающей среды.
     Государственная политика в области охраны окружающей среды требует, наряду с получением достоверной информации о состоянии окружающей среды, принятия эффективных мер по недопущению загрязнения воздуха, водных и земельных ресурсов, сохранению биологического разнообразия.
     Главный принцип административного управления в области природопользования и  охраны окружающей среды – разрешительно-запретительный. Суть его в том, что Минприроды и его органами (или другими  уполномоченными органами) устанавливаются  лимиты на пользование отдельными видами природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, а также выдаются соответствующие лицензии. 

     2.2. Правовое регулирование охраны окружающей среды 

     Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду.
     Современное законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов достаточно развито и представлено значительным массивом нормативных правовых актов, среди которых центральное место занимают законы: «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «Об отходах», «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», «Об охране и использовании животного мира, «Об охране атмосферного воздуха», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О радиационной безопасности», «О питьевом водоснабжении», «О налоге за пользование природными ресурсами», «Об охране озонового слоя», «О растительном мире».
     Закон об охране окружающей среды определил виды природных ресурсов, которые подлежат охране. К ним, в частности, относятся: климатические ресурсы, атмосфера, включая озоновый слой, земля, ее недра и почвы, воды, растительный и животный мир, типичные и редкие ландшафты, а также иные природные объекты как компоненты экологических систем и биосферы. Порядок использования отдельных природных объектов определен в специальных законодательных актах, главной задачей которых можно считать регулирование общественных отношений в целях обеспечения в интересах настоящих и будущих поколений научно обоснованного рационального, комплексного использования природных ресурсов, их охраны и закрепления прав и обязанностей пользователей отдельных видов природных ресурсов.
     Законодательством Республики Беларусь гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами. Субъекты хозяйствования осуществляют пользование природными ресурсами в пределах установленных им лимитов и за определенную плату.
     Важную  роль в сфере регулирования природопользования играют кодексы Республики Беларусь: «О недрах», Лесной, Водный, «О земле». Закон Республики Беларусь «О растительном мире» был дополнен рядом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с объектами растительного мира: Положение о порядке удаления объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, Положение о порядке установления ограничений или запретов в обращении с объектами растительного мира, Положение о порядке ведения государственного кадастра растительного мира, Положение о ботанических коллекциях.
     Важной  тенденцией стало включение положений  об охране окружающей среды в акты, касающиеся иных видов деятельности. С 2001 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Республики Беларусь, в который вошел раздел «Преступления против экологической безопасности и природной среды». В 2003 г. внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О туризме», в котором закреплены основы осуществления туристической деятельности с учетом требований законодательства об охране окружающей среды. Эколого-правовые нормы включены в ряд иных законодательных актов: Кодекс внутреннего водного транспорта, Закон «О магистральном трубопроводном транспорте», Закон «О техническом нормировании и стандартизации» и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.