На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие рынка. основные принципы рыночных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПОВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ им. П.А.СТОЛЫПИНА
Факультет среднего профессионального образования
Кафедра экономики 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: « Понятие рынка. Основные принципы рыночных отношений» 
 
 

              Выполнила:
                                          Студентка 1 курса 14 группы 
                                  Очной формы обучения 
                                    Специальности 080114.51 
                                                 Экономика и бухгалтерский учет 
                                       Семёнова Юлия Андреевна 
                                                   Проверил: доцент Прошунин П.И.
 
 
 
 
 

Саратов 2011 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..………3-4 
Глава 1: Сущность и основные черты рыночного хозяйства …………...…5-7 
           1.1 Причины возникновения и условия развития рынка…………...8-10 
           1.2 Основные институты рыночной экономики…………………...11-13 
           1.3 Несовершенства рынка……………………………………….…14-16 
Глава 2: Структура и инфраструктура рынка………………………..……17-19 
           2.1 Виды рынков…………………………………………………..…20-24 
           2.2 Институты, поддерживающие функционирование рынка……25-27 
Заключение………………………………………………………………….28-29 
Список используемой литературы…………………………………………….30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Определенные  общественные  условия – разделение труда, экономическое обособление производителей – вызывают необходимость производить продукты в качестве товаров, т.е. с целью обменять их на другие продукты или услуги. Эта необходимость реализуется с помощью механизма, сводящего вместе желающих обменятся, т.е. продавцов и покупателей, и называемого рынком.           
 История  перехода к рынку (переходный  период) Украины и стран СНГ  – сложная, неоднозначно определенная; сам процесс перехода к рынку  – противоречивый, крайне напряженный и нецивилизованный.         
 Рынки  (рыночные отношения) создавались  во многих странах мира на  протяжении длительного периода  времени, к этому они заранее  готовились (создавали материальную  базу); для перехода к рынку  выбирался определенный период  времени -  не кризисный, в ходе подготовки к новой системе хозяйствования руководство страны получало поддержку политических сил и большинства населения. Рынок (рыночные отношения) – это совокупность общественных производственных отношений, система форм взаимосвязанных механизмов хозяйствования, связанных со сферой, условиями и местом производства и реализацией товара.         
 Рынки  могут принимать самые различные  формы. Ближайшая касса, промтоварный  магазин – все это обычные  рынки. Товарная и фондовые  биржи, аукционы, ярмарки – это уже более высокоорганизованные рынки.         
 Рынки,  следовательно, могут быть местным,  национальными, международными. На  одних продавцы и покупатели  устанавливают личный контакт  между собой, на других действуют  посредники, через которых совершаются сделки.         
 В  данной курсовой работе мы  рассмотрим такое понятие как  «рынок», а так же рассмотрим  и проанализируем составляющие  рынка – субъекты и объекты.  Изучим содержание рыночных отношений  и структуру рынка.         
 Цель  темы – изучить экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы, выяснить функции тех институтов, учреждений, с помощью которых осуществляются операции купли-продажи различных объектов рынка.
      Задачи  темы- изучить сущность и основные черты рыночного хозяйства, выявить условия возникновения рынка, рассмотреть основные институты рыночной экономики, проанализировать виды рынков и рассмотреть институты, поддерживающие функционирование рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Сущность и основные черты рыночного хозяйства.
   Эволюция  общественных форм производства и хозяйства  привела к возникновению современной  рыночной системы.
   Рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
   Некоторые рынки имеют формальные правила  и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие - децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы).
   Углубленное понимание категории "рынок" требует  учета его места во всей системе  общественного воспроизводства, которая  включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни  является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия
   Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают  огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций
   Информационная  функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
   ·      Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.
   ·      Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
   ·      Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.
   ·      Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
   Одно  из самых широко используемых в экономической  теории описаний рыночной экономики  базируется на рассмотрении так называемого  экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений  между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов
   Домохозяйство - представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как  потребитель товаров и услуг.
   Предприятия, покупая ресурсы  у населения, действует как  покупатель, а реализуя готовый товар, как  продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы). 
   В действительности  отношения между людьми  в рыночной системе носят более сложный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки.
   Субъектно-объектная  структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся  экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.
   Объектами рыночных связей  служат товары и услуги, факторы   производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по  затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена.  В развитии данного процесса исторически выделяется  два этапа:
   ·      непосредственный  (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились и в современной экономике в виде бартера;
   ·      товарный обмен. 1 

1.1 Причины возникновения и условия развития рынка
   Для более глубокого осмысления рынка  важно обратить внимание на причины  его возникновения. Среди них  выделяют:
   - развитие общественного разделения  труда; наличие различных собственников;
   - обособленных товаропроизводителей;
   - появление товарно-денежных отношений.
   Развитие  общественного разделения труда  еще в древности прошло ряд  крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли  ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).
   Вначале обмен продуктами был редким, случайным  явлением. По мере развития общественного  разделения труда, появления новых  товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.
   При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился  один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость. Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; «всеобщую» и денежную.
   Денежная  система, в которой всеобщим эквивалентом было золото и серебро, называлась биметаллической. Затем в XIX -начале XX вв. она сменилась монометаллической (золотоденежной). Однако хождение золота во внутреннем обращении продолжалось сравнительно недолго. Начиная с периода первой мировой войны в условиях финансовой нестабильности возник процесс демонетизации золота, в результате которого полноценные золотые деньги стали заменяться знаками стоимости (договорными деньгами). Выпускаемые государством наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью.
   Как средство обращения деньги постоянно переходят из рук в руки, являясь мимолетным посредником при обмене товаров, что делает возможным замену полноценных денег договорными. Однако оплата товара наличными деньгами в момент покупки не всегда возможна. Часто продавец становится кредитором, а покупатель - заемщиком. При этом деньги выступают в функции  средства платежа. Из этой функции выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек.
   Вексель - долговая расписка частного лица, содержащая обязательство уплаты определенной суммы в указанный срок.
   Банкноты - банковские векселя, обеспечивающиеся всеми активами банка и обладающие способностью к свободному обращению.
   Чек - письменное распоряжение владельца вклада своему банку о выдаче с его счета указанной суммы предъявителю чека.
   Первоначально банкноты  выпускались всеми банками вместо обычных денег, впоследствии их эмиссию (выпуск) стал осуществлять только центральный банк. Они приобрели силу  законного и единственного платежного средства. Эволюция кредитных денег привела к появлению кредитных карточек, электронных чековых книжек. В современных условиях происходит сращивание функции средства обращения и функции средства платежа. Эту новую функцию денег стали называть средством обмена.
   Функцию денег как средства образования сокровищ (средства накопления) в западной экономической  литературе называют функцией средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. При этом богатство может содержаться в различных формах: деньгах или реальных активах, включая недвижимость, ценные бумаги и т.д.
   Таковы  основные причины возникновения  рыночной системы. Однако, как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его  нормального функционирования  необходимо обеспечение целого ряда условий:
   1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
   2. их ответственность за итоги  своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;
   3. свободное ценообразование;
   4. конкуренция товаропроизводителей,   исключающая монополизм;
   5. ограниченное прямое участие  государства в хозяйственной  деятельности;
   6. активная ориентация национальной  экономики на систему мирохозяйственных связей. 2 
 
 
 
 

1.2 Основные институты  рыночной экономики
     Институты - совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих  в виде ограничения для экономических  агентов, а также соответствующих  механизмам контроля за их соблюдением и защиты.
     Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты  создавались людьми с целью обеспечения  порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив, издержки производства и обращения и, соответственно, прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.
     Роль  институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям.
     Институты влияют на экономический процесс  тем, что оказывают воздействие  на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.
     Главная роль, которую институты играют в  обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми. Но устойчивость институтов, ни в коей мере не противоречит тому факту, что они претерпевают изменения. Развиваются все институты - от традиционных условностей, кодексов и норм поведения до писаного права, обычного права и контрактов между индивидами.
     Функционирование  экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» – специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга:
     - Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.
     Деятельность  всех этих звеньев инфраструктуры товарного  рынка заполняет экономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства.
     - Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных бумаг».
     - Кредитный рынок – это рынок заемного капитала; его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. На рынке ценных бумаг продаются прежде всего доли участия в собственности предприятия; это рынок собственного капитала, его основной институт – «фондовая биржа».
     - Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.
     - Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета.
     Возникновение рынка ценных бумаг вызвано утверждением такой формы организации производства как акционерное общество. Их появление стало естественным результатом развития производства в ходе его индустриализации, когда коренным образом менялись технические основы производства, росли его масштабы, увеличивались размеры предприятий. Крупные предприятия, доказав преимущество над мелкими, нуждались в значительных массах капитала, необходимых для инвестиций. Заметно выросли размеры первоначального капитала, т.е. суммы денег, позволяющие организовать производство. Отдельным предпринимателям стало не под силу открывать новые предприятия или совершенствовать уже действующие. Поэтому они были вынуждены объединить свои капиталы и создавать акционерные общества – предприятия, основная часть капитала которых образуется из взносов предпринимателей, становящихся в силу этого «акционерами». Акционеры не несут личной ответственности по долгам предприятия. Ответственность здесь носит коллективный характер, риску подвергается только вложенный в предприятие капитал, а не личная собственность акционеров.
     Таким образом, совокупность связанных между  собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы. 3
    
1.3 Несовершенства рынка
     Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с  отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.
     В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы»  рынка?
     1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие  цены, монополисты искусственно сокращают  производство. Это вызывает необходимость  регулирования цен, скажем, на продукцию  сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
     2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. 
     Особенность общественных товаров состоит в  том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
     Общественные  блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
     Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
     3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
     По  мере роста общественного богатства  проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
     Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами.
     4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
     «Нормальный»  рынок порождает ненормальные пропорции  распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные  условия для проявления узкокорыстных  интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
     5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.
     Отсутствие  совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный  рынок, а государственные институты.    Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.  
      Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые  не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами. 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Структура и  инфраструктура рынка
     Рынок как развитая система отношений  товарного обмена представляет собой  систему отдельных взаимосвязанных  рынков, а значит, имеет собственную  структуру и инфраструктуру.
     Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка.
     Некоторые из выделенных рынков также неоднородны  и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов  первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
   Не  менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи  выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.