На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальные проблемы молодых семей в современном обществе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                        Содержание 

  Глава 1. Молодая семья  в крупном городе в современных  условиях
                   1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи
                   1.2 Социальные проблемы молодой семьи
                  1.3 Формы и методы социальной работы с молодой семьей
                   1.4. Качество жизни и социальная поддержка молодой семьи 

  Глава 2. Социальная поддержка  и качество жизни  молодой семьи (по данным СПбГУ «Центр социальной помощи семье  и детям» Кировского района)
             2.1 Общая характеристика  СПбГУ «Центр социальной помощи семье и детям» Кировского района
             2.2 Социальная характеристика молодых семей и показатели их качества жизни
              2.3. Мероприятия Центра по вопросам социальной поддержки и качества жизни молодой семьи Кировского района 

    Заключение
  Выводы 
  Рекомендации
  Литература
  Приложение
  Введение
  Тема  работы «Социальные проблемы молодых  семей в современном обществе»  является актуальной, так как семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д.,
  Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических  проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи.
  Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и  ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
  Роль  семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими  социальными институтами, так как  именно в семье формируется и  развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
  Именно  в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
  С точки  зрения общества благополучная семья  – это та, в которой созданы  условия для ее нормальной жизнедеятельности  и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи есть благополучие общества в целом.
  Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его  развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
  Молодые семьи – это динамичная и легко  реагирующая на различные социально-экономические  изменения часть общества. Состояние  данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей. От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно-два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения. 
 

    Цель исследования – определить формы и методы работы по решению социальных проблем молодых семей в крупном городе
  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  - Изучить социальные проблемы молодых семей в крупном городе
  - Исследовать качество жизни в молодой семьи в крупном городе.
  - Охарактеризовать особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы
предметом исследования данной работы является решение социальных проблем молодых семей в крупном городе
Объект  исследования социальные проблемы молодых семей.
Рабочая гипотеза: при правильном подборе форм и методов работы с молодой семьей, можно решить их социальные проблемы в современном обществе. 

  Методология и методика исследования. Анкетирование. Анкета - размноженный на машине, компьютере, или типографическим способом документ, объединенный единым исследовательским замыслом, направленный на выявление количественно – качественных характеристик и предмета анализа, содержащий в среднем от 10 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Вопросы располагаются в логической последовательности, объединяются единой тематикой. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групп
  Элементы  научной новизны
  Практическая  значимость работы в том, что подобранные формы и методы работы по результатам исследования, могут быть использованы в практической деятельности учреждений образования, социальной защиты населения для решения социальных проблем молодых семей.
  Апробация результатов исследования  Материалы, полученные в ходе проведения дипломного исследования, были систематизированы и представлены в дипломной работе. 
 

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, семи параграфов, рекомендаций, заключения, списка источников и  приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Молодая семья  в крупном городе в современных условиях
             1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи
  Существует  множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семье образующих отношений  различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное отечественным социологом А.Г. Харчевым.
  Семью создает  отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
  Они нам всегда говорят о несчастном положении  супругов, связанных друг с другом против своей воли. Они становятся на эвдемонистическую точку зрения, они думают только о двух индивидах и забывают про семью. Они забывают, что почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится. Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как например, дружба.
  Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
  Лишь наличие  триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт отсутствия одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (но причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).
  Наличие таких  отношений (т.е. семьи в строгом  смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.
  Обычно «ядром»  семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации  состава семей строятся в зависимости  от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше, как сказано выше, именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству или даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и С. Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству.
  Семейная жизнь - процесс, который разворачивается  во времени и идёт в социальном окружении. Семья – один из самых  консервативных социальных институтов, она противится изменениям; иногда может создаться впечатление, что волны общественных перемен обтекают её, как остров в бурном море.
  В категории  семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая  семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном  обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.
  Вместе с  тем нельзя не учитывать особого  значения и особой функции молодой  семьи в жизни общества. Это  необходимо видеть и понимать при  определении её инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности.
  Молодая семья  – это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.
  Молодая семья (до рождения первого  ребенка). Молодой считается семья с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная задача этого периода - переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло раньше. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями.
  Возможно, что  семейный очаг создан одним из членов пары (или обоими) еще до начала совместного проживания. Это может служить предпосылкой для обеспечения базисных функций семьи. Частое явление этого периода - проживание в одной из прародительских семей, что нарушает и задерживает развитие семьи как самостоятельной системы. В этом случае пара фактически становится подсистемой в системе прародительской семьи. К тому же зачастую супруг, поселяющийся в доме тещи или свекрови, оказывается в роли еще одного ребенка. Требование называть родителей супруга «мама» и «папа» усиливает эту, в общем, неблагоприятную зависимость. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен, и часто выглядит как вражда между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены.
  Другое негативное явление этого периода - когда  в сферу личных взаимодействий супругов оказываются вовлечены их давние друзья. Например, когда в семье почти постоянно проживает близкая подружка жены или лучший друг мужа.
  Одна молодая  семейная пара, обратившаяся за консультацией  к семейному терапевту, предъявила подобную проблему. Муж ночи напролет просиживал с приятелем за компьютером, жена же воровалась в постели, злилась, обижалась. Из-за этого в семье постоянно тлело раздражение, вспыхивали конфликты по любому поводу. Муж также был не очень доволен ситуацией, но не мог отказать доброму приятелю, который, будучи холостым, мог проводить время, как угодно. Для того, чтобы молодой муж сумел установить новые границы дружеских отношений, побеседовать с приятелем и защитить интересы своей семьи понадобились консультации психотерапевта. Другой серьезной проблемой этого периода может стать вмешательство в дела семьи родителей одного из партнеров, которое нередко проявляется даже при раздельном проживании. Например, мать жены пытается заставить молодого мужа выполнять нужные ей обязанности. Или, наоборот мать мужа всячески порицает молодую жену за ее неумение быть хорошей хозяйкой, считая, что она плохо ухаживает за ее сыном. Нередки и прямые вмешательства, когда свекровь самовольно наводит порядок в вещах невестки, переглаживает и перестирывает белье, регулярно приносит домашнюю стряпню, чтобы сын не «голодал» и тому подобное. Обычно такое поведение дестабилизирует семейную ситуацию, приводит к обидам и ссорам. Обоим супругам следует заботиться о том, чтобы их родители не нарушали границы молодой семьи. В тоже время не рекомендуется полностью изолировать себя от родительских семей, просто родители должны изменить свои способы взаимодействия с детьми после их вступления в брак.
  Важно, чтобы  молодожены научились обсуждать  между собой любые спорные  вопросы и договариваться. Проблемы могут захватывать все сферы жизни: уровень близости и возможность побыть одному, бытовые обязанности и ответственность за жизненно важные вещи, сексуальные отношения и желание завести ребенка, финансовое обеспечение семьи и личные финансы супругов. В это время решается важный вопрос распределения обязанностей в семье: кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения, на что тратить деньги, кто работает, а кто из супругов нет, кто ходит в магазины, а кто убирает квартиру и множество других.
  Молодая семья с маленьким  ребенком (преддошкольного  возраста). Задача этого периода - переход от диадической зависимости супругов к триадической, с включением зависимого члена (ребенка). Иногда бывает так, что первым зависимым членом, включаемым в семью, является не ребенок, а кто-то другой (родитель, брат или сестра кого-то из супругов, или другой взрослый). В неполных семьях эта стадия предполагает формирование диадической зависимости.
  В любом случае семья реорганизуется для выполнения новых задач, продолжается согласование личных и семейных целей. Если маркером считать рождение первого ребенка, то главным является обеспечение его роста и развития в условиях безопасности и становления родительского авторитета. В норме материнские обязанности не должны вытеснять и нарушать супружеские отношения.
  К супружеским  ролям после рождения детей прибавляются роли родительские, и появляется необходимость  разрешать конфликты и противоречия между ними. Рождение ребенка накладывает  отпечаток на дистанцию между родителями, увеличивая или уменьшая ее. Возникают споры и ссоры по поводу того, кто будет вставать к ребенку ночью, купать его, гулять с ним. Если мать полностью поглощена заботами о ребенке, отец может почувствовать себя отстраненным. Часто он в результате этого с головой погружается в работу, отстраняясь от семьи еще больше.
  Проблемой этого  периода могут стать супружеские  измены, когда «забытый» женой  супруг начинает искать развлечений  на стороне. И дело тут чаще всего  не в сексуальной неудовлетворенности, а в недостатке внимания и любви.
  Другим поводом  для конфликтов могут стать детские  переживания одного из супругов. Так, если молодой отец имел в своей  родительской семье младшего брата  или сестру, он может при рождении собственного ребенка испытывать бессознательную ревность и злость, как когда-то к младшему в своей собственной семье, отнявшему у него безраздельное внимание мамы и папы. Если такие переживания отца имели место, то собственный ребенок может неосознанно восприниматься им как соперник в отношениях с женой. Эти чувства трудно понимаются и внешне могут проявляться как хроническое раздражение, направляемое на любой подходящий объект.
  Другой распространенной проблемой этого периода является случай, когда мать отстраняется от ребенка, передавая заботу о нем другим людям, что нарушает формирование привязанности и базового доверия у младенца. В последнее время распространенным явлением стал ранний выход матери на работу, иногда даже до того, как ребенку исполнится год. Заботу о ребенке берет на себя бабушка или приглашенная няня.
  Если фактический  уход за ребенком преимущественно осуществляет бабушка, семейные роли оказываются  спутаны. Бабушка является функциональной мамой, а родители живут рядом  на правах сестры и брата. Иногда ребенок зовет родителей по имени, а бабушку называет мамой. Эта ситуация почему-то ужасно забавляет членов семьи, в глазах знакомых они чувствуют себя оригинальными. Страдает обычно ребенок, так как фактически становится сиротой при живых родителях. Бабушка выигрывает, сохраняя молодость, мама выигрывает, снимая с себя ответственность. Папа, если и пытается бороться с существующим положением дел, обычно терпит поражение и уходит с головой в работу. Это неправильно. До трех лет ребенку обязательно нужна мать! Никто не может ее заменить.
  Итак, многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что  стабильная семья может быть создана  при определенной готовности молодых  людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов  утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.
  Стабильная  благополучная семья может функционировать  только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.
  Поэтому социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально – экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов и свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
1.2 Социальные проблемы  молодой семьи
  Семья во все  времена постоянно находилась в  центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
  В свою очередь, понятие «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.
  Как малая социальная группа семья:
 • реализует естественные (витальные) потребности своих членов;
 • создает условия для непосредственных контактов;
• не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений  по вертикали;
• социализирует своих  субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности  друг за друга, накопленным социальным опытом.
Как социальный институт семья:
• основанное на кровном  родстве, браке или усыновлении  объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;
• совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.
Семья находится в  движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов воего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной
  Современная семья  переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к  новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С каждым годом увеличивается количество гражданских браков, где лидирующее положение занимают молодые пары. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн., т.е. почти на 10%. Детское население страны составляет в настоящее время около 37 млн. человек. В ближайшие 2-3 года детей в школах станет на 33% меньше. В 2009 г. число выпускников составит 1,3 млн., а количество мест для приема в вузы и учреждения профтехобразования - 1,7 млн.
  По данным социологического Левада-центра, на вопрос: «Что в вашей семье "не так"?» были получены следующие ответы:
  низкие доходы - 69%;
  плохое здоровье - 29%;
  бытовые трудности - 17%;
  усталость- 16%;
  опасение потерять работу - 14%;
  безысходность и плохое жилье - 12%;
  невозможность дать детям хорошее образование - 9%;
  нехватка свободного времени - 8%;
  пьянство, наркомания - 2%;
  плохие взаимоотношения  в семье - 2%;
  затруднились ответить - 9%.
  В связи с  этим многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
  Социологические исследования репродуктивного поведения  семей в последние 30 лет определили следующую закономерность: более  состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность  иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г. - 1,6 млн., и 1993 г. - всего 1,4 млн., в 2005 г. - 1,5 млн. Если прирост населения России будет оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150 человек.
  Если, в 1990 г. было зарегистрировано 1300 тыс. браков и 560 тыс. разводов, то в 2004 г. только 980 тыс. браков и 636 тыс. разводов. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). В 2005 г. в 1,5 раза увеличилось число людей, которые не стремятся обзавестись семьями. Примерно 13,6 млн. мужчин никогда не состояли в браке плюс 4 млн. разведенных и 2 млн. вдовцов. По данным Федеральной службы государственной статистики, 11 млн. женщин никогда не были замужем, 7 млн. разведенных женщин и свыше 11 млн. вдов.
  Самостоятельно  регулируя семейные отношения, семья  несет огромную ответственность  за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Наряду с традиционными  функциями, связанными с рождением  и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья признана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.
  Семья как фундаментальный  социальный институт сталкивается с  непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.
  Семья выступает  в качестве социального института  в последней инстанции, обеспечивая  своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.
  Под структурой семьи понимается совокупность отношений  между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета и т.д. Выделяют семьи авторитарные (патриархальные, матриархальные) и демократические (эгалитарные). Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (отношения между матерью и сыном), так и групповыми (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
  Сущность семьи  отражается в ее функциях, структуре  и ролевом поведении ее членов. Основными функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и др.
  Репродуктивная  функция включает в себя физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье.
  Хозяйственно-потребительская (бытовая) связана с поддержанием физического здоровья членов общества, уходом за детьми и престарелыми членами  семьи, ведением домашнего хозяйства, единого бюджета и т.д.
  Воспитательная функция заключается в том, что семья оказывает решающее значение в формировании ребенка как человека и гражданина, передавая ему свой социальный опыт и позитивные традиции, правила поведения в обществе.
  Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:
  1) ростом числа  малодетных семей;
  2) приростом  числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
  3) тенденцией  к отделению молодых семей  от родительских (нуклеаризация);
  4) увеличением  доли семей с одним родителем  в результате разводов, смерти  одного из супругов и рождения  детей одинокими матерями.
  Согласно последним исследованиям ВЦИОМ (2005 г.), 29% россиян хотели бы иметь одного ребенка, 46% - двоих, 12% - троих детей. Отсутствие продуманной государственной политики социального обслуживания семьи и детей приводит к нежеланию женщин иметь детей.
  В России крайне низкая рождаемость - на 10 женщин 13 детей. Однако обнадеживает тот факт, что заметно меньше стало юных мам в возрасте до 20 лет. Средний возраст рожениц по стране 22- 24 года, а в Москве - 25-27 лет.
  Характерной особенностью последних лет в крупных городах России стало увеличение численности населения за счет роста миграции. Например, в Москве в 2004 г. 14,3 тыс. человек получили российское гражданство. Это в три раза больше, чем в 2003 г. Из 288 тыс. человек, зарегистрированных по месту жительства, 16%, приехали из-за пределов города, по причине заключения брака.
  Сегодня только в трех регионах (Ингушетии, Тыве и  Дагестане) коэффициент рождаемости  превышает тот, который нужен  для воспроизводства поколения - 2,1, в то время как в Москве он составляет 1,19, а в Санкт-Петербурге - 0,95.
  Сложной проблемой, существенно подрывающей здоровье женщин, остается прерывание беременности. Если в Англии на 1000 женщин детородного  периода приходится 12 абортов, а  в Голландии всего 5, то в России - 60. По официальным данным, наша страна занимает первое место в мире по количеству абортов. В 2005 г. их было сделано 1 млн. 800 тыс., а по неофициальным - 4 млн. Из 35 млн. россиянок в юном детородном возрасте 7 млн. бесплодны. С каждым годом в стране возрастает количество брошенных детей. Сегодня в России, по официальной статистике, насчитывается 1,5-2 млн. беспризорных и безнадзорных, по неофициальной - эта цифра приближается к 4 млн.
  По характеру  распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют следующие основные типы:
  1. Традиционная (патриархальная) семья, где главная  роль отводится старшему мужчине  и четко распределены мужские  и женские обязанности.
  2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья, где помимо  распределения мужских и женских ролей за женщиной закрепляется право на участие в общественном труде наряду с мужчиной.
  3. Эгалитарная  семья (семья равных), в которой  домашние обязанности пропорционально  делятся между супругами.
  Преобладающий тип семьи в стране - это простые  нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.
  Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало - всего 3,4%, что подтверждает интенсивность  нуклеаризации семей.
  Значительную  долю составляют неполные семьи - 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка.
  Данная типология  семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.
  Для целей государственной  семейной политики типы семей выделяются по иному основанию - объективному риску  социальной уязвимости, а значит, нуждаемости  в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. Их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 млн.
  Как правило, в  трудных материальных условиях находятся  семьи с малолетними детьми (в  возрасте до трех лет). Таких семей  около 6 млн. В особом положении находятся  студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).
  Помимо этого  к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных  переселенцев. Еще одна категория  семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. От 2 до 4 млн. беспризорных детей заняты попрошайничеством и нищенствованием.
  По данным еженедельника  «Семья», 1 млн. 100 тыс. детей остаются без семьи, 1 млн. 185 тыс. страдают психическими заболеваниями, 900 тыс. подростков ежегодно задерживаются за правонарушения и бродяжничество.
  Мониторинговое  исследование социально-экономического потенциала семей показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации. Из года в год увеличивается число  бедных людей. В 2005 г. около 18% россиян  находились за чертой бедности. За чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными. Доходы 10% самых богатых превышали доходы 10% самых бедных в 14,8 раза. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, прирост доходов самых богатых примерно в 40 раз выше прироста доходов бедных. Увеличивается количество безработных. В 2005 г. их число составило 6 млн. 345 тыс., или 8,8% экономически активного населения. По неофициальным данным, в стране насчитывается около 10 млн. безработных. В Тамбовской области - 10,2%, в Республике Коми - 12, а в Ингушетии - 54,4%.
  По данным Департамента социального развития аппарата правительства, последствия повальной бедности - рост смертности, ухудшение здоровья, катастрофический рост алкоголизма, наркомании, числа беспризорных детей - представляют реальную угрозу национальной безопасности.
  По прогнозу демографов, к 2015 г. население России уменьшится на 6-8 млн., вторые дети будут рождаться чаще. Детей, родившихся вне брака, абортов, разводов будет меньше. Продолжительность жизни у мужчин повысится до 63-64 лет (сейчас 59 лет). У женщин превысит 75 лет (сейчас 72 года).
  Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в недостатке средств на социальные цели и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
  Социальная  работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
1.3 Формы и методы социальной работы с молодой семьей
  Социальная  защита семьи. Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
  Важнейшим критерием  социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства... развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
  Это полностью  согласуется со ст. 23 Международного пакта «О гражданских и политических правах», где говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
  К настоящему времени  сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
  • денежные выплаты  семье на детей и в связи  с рождением, содержанием и воспитанием  детей (пособия и пенсии);
  • трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и  другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
  • бесплатные выдачи семье и детям (детское  питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);
  • социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической; юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).
  В России все  больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также  увеличивает число получателей  пенсий. Тяжелыми демографическими и  социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:
  1)реализация  установленных законом социальных  прав и минимальных социальных  гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;
  2)адаптация  системы социальной защиты к  изменяющимся социально-экономическим  условиям, включая развитие сети  учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
  3)совершенствование  организации социальной защиты  на основе формирования законченных  социальных технологий, дифференцированного  подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
  4)широкое использование  активных форм социальной поддержки  населения (социальная и психологическая  реабилитация, и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).
  Основными принципами социальной работы с семьей являются:
  • приоритет  прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого  достоинства;
  • уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны  социальных служб;
  • соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при  условии отсутствия риска насилия  над детьми;
  • обоснованное использование власти и контроля;
  • учет неблагоприятных  факторов в семье, подход с позиции  риска и т.д.
  Большое значение в социальной защите семьи имеет  совершенствование соответствующей  нормативно-правовой базы. Разработаны  и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др. (см. Приложение 2)
  Для решения  конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой  метод. В частности, была разработана  и принята к выполнению федеральная  программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера» (см. Приложение 3), «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи». Во многих субъектах Российской Федерации разработаны конкретные программы социальной помощи семьям. Например, в Пермской области с целью стимулирования трудового и имущественного потенциала малоимущих сельских семей с детьми и преодоления бедности проводятся программы адресной помощи «От пособия к зарплате» и «Развитие личного подсобного хозяйства».
  Вместе с  тем жизнь показала, что необходимо как можно быстрее ввести в  действие новые государственные  стандарты социального обслуживания семьи и детей, потому что многие федеральные программы не выполняются.
  В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
  Выделим основные формы и методы социальной работы Служб с молодыми семьями.
  Информационная  работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.
  Работа  по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.
  Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.
  Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.
  Аналитико-прогностическая  работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.
  Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;
  Работа  по снятию нервно-психических  и физических нагрузок, предупреждению и  профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.
  Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.
  Создание  условий для формирования среды общения  и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.
  Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.
  Социальная  реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебное - и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.
  Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.
  Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют  и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в  положении конкретной службы.
  Выделим сложившиеся  в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:
  - денежные выплаты  семьям на детей и в связи  с рождением, содержанием и  воспитанием детей;
  - трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
  - бесплатные  натуральные выдачи семье и  детям (детское питание, лекарства,  питание беременным женщинам  и т.д.);
  - социальное  обслуживание молодых семей (оказание  конкретной психологической, юридической  помощи, консультирование, социальные услуги).
  Также через  системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные  меры по укреплению молодой семьи:
  - профилактическая  работа с группами социального  риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного  опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
  - расширение  деятельности профильных лагерей,  клубов, организация досуга молодежи;
  - принятие эффективных  мер для снижения уровня подростковой  и молодежной преступности;
  - создание условий  для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
  - развитие учреждений  социального обслуживания молодежи;
  - просвещение  подростков по вопросам репродуктивного  здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
  Совокупность  приемов и методов деятельности субъектов и объектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов, как способ стимулирования развития их собственных сил, конструктивной деятельности в социуме по изменению неблагоприятной жизненной ситуации служат достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.
  Наряду с  этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий  со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в  рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.
  В условиях продолжающегося  социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии; размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.
  В связи с  этим 22 марта 2005 года коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации обсудила проект Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006-2010 гг., которая со стороны высшего органа исполнительной власти является также и показательной формой социальной работы с молодыми семьями.
  22 марта 2005 года  коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации обсудила проект Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006-2010 гг.
  Задача Федеральной  целевой программы - повысить включенность молодых семей в социальные процессы, создав условия для их самореализации.
  Цели  и задачи Программы. Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приоритетных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на 13 летний опыт формирования различных моделей молодежной политики, реализуемых, преимущественно, на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация «чистого листа». Опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной практики. Все это предопределяет необходимость разработки Федеральной целевой Программы «Молодежь России 2006 - 2010», как важнейшего инструмента и элемента федеральной молодежной политики.
  Концепция Федеральной  целевой программы «Молодежь  России (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной  молодежной политики.
  Это - создание условий интеграции молодежи, как  активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного  развития страны.
  Задачи  Программы:
  1. Интеграция  молодежи в социально-экономические  отношения.
  2. Интеграция  молодежи в общественно-политические  отношения.
  3. Интеграция  молодежи в социокультурные отношения.
  Такая постановка цели и задач позволит разрешить  ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.
  Проблема носит  системный характер и проявляется  в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и  ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.
  Новизна и особенности  Программы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.