На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия ее смысл функции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
1 Философия,  ее смысл, функции и роль  в обществе. Соотношение философии,  науки, религии и искусства.  Основной вопрос философии. 

Философия явилась  на свет  в результате осознания  человечеством самого себя. Желаешь  познать себя- философствуй. Греческое слово философия восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. На русский язык слово переводится как любовь к мудрости, как любомудрие. Слово уже само по своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного  философствования. Философия это любовь, глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Философия – это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.
Краткость сестра таланта, но не его гарантия. В философии  высоко ценится умение кратко, емко выразительно сформулировать проблему либо ее решение. Философия имеет дело с главными вопросами бытия человека: 1. главными, 2. Наиболее существенными, 3. Фундаментальными, 4. Всеохватными, не знающими исключений, 5. Объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает человек. И т.д.      Философия- это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия.
Часто спорят о том является ли философия наукой. Одни настаивают на том , что философия лучшая наука, другие наоборот ее противопоставляют науке. Главная ценность науки – истина. Поскольку в философии этой ценности также уделяется первостепенное внимание, мы имеем полное право утверждать, что она, философия, родственница науке.
Главная ценность искусства- красота. Философия намного меньше чем наука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чувственно- эмоциональном плане призвана постоянно обогащать себя. Она имеет ярко выраженный эстетический, т.е чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетической стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство.
 Философия выявляет  и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы философии. Философия поступка находит свое наиболее яркое выражение в морали человека, в его этических ценностях. Практичность философии состоит в ее эстетической направленности, в моральности. Нет ничего практичнее, моральнее, чем хорошая философия. Хорошая философия не только не чужда практической деятельности человека, а наоборот, придает ей этическую, благородную осмысленность. Наука, искусство, практика более фрагментарны, чем философия. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Философия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины красоты и добра в единое целое. В этом состоит еще одна ее особенность.
В идеале философия должна быть высокоемкой как в , так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого философа обычно доминирует одна сторона их творчества. Среди различных философских направлений мы встречаемся:
    С научно-ориентированной философией
    С эстетически- ориентированной философией
    С практически-ориентированной философией
Главные функции философии:
    Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
    Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой- либо цели. В соответствии со спецификой философии речь идет  о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.
    Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству.
    Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее морали, заботе о благе людей.
    Назначение философии- поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии- дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивилизации», чем без нее.
Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.
Принцип научности требует, чтобы категории  были строго определены. В философии  категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.
Философия и искусство. Сторонники чувственно-эстетически ориентированной философии порой склонны отождествлять философию с искусством. Для этого нет достаточных оснований. Действительно, так называемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии вообще не характерно. Философия соткана не из художественных образов, а из философем. Проблема состоит в том, чтобы философия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, проблемам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от фи лософии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и самостоятельности.
Философия и религия. Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.
Общее понятие основного  вопроса философии, его стороны.
Основным в философии  традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а  бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте  человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя  и сознание (дух) – две неразрывные  и в то же время противоположные  характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного  вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
    Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
    В зависимости от онтологической и  гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления –  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
    объективный идеализм;
    субъективный  идеализм;
    материализм;
    вульгарный  материализм;
    дуализм;
    деизм;
    гносеологической (познавательной) стороны:
    гностицизм;
    агностицизм;
    эмпиризм (сенсуализм);
    рационализм.  
2. Онтологическая сторона  основного вопроса  философии.
Онтологическую сторону  основного вопроса философии  представляют:
    материализм;
    идеализм;
    дуализм.
    Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:
    - материя реально существует;
    - материя  существует независимо от сознания (то есть существует независимо  от мыслящих существ и от  того, мыслит о ней кто-либо  или нет);
    - материя является самостоятельной  субстанцией – не нуждается  в своем существовании ни в  чем, кроме самой себя;
    - материя существует и различается  по своим внутренним законам;
    - сознание (дух) есть свойство (модус)  высокоорганизованной материи отражать  саму себя (материю);     
- сознание не является  самостоятельной субстанцией, существующей  наряду с материей;
    - сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому  направлению принадлежали такие  философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.    
Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:
объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
реально существует только идея;
идея первична;
вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);
«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования  и является воплощением «мира  идей»;
каждая единичная  вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);
большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность  объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
идеи существуют в  разуме человека;
образы (идеи) материальных вещей также существуют только в  разуме человека через чувственные  ощущения;
вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма  – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых  идей» и превращения «чистой  идеи» в конкретную вещь (механизма  возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление  господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм. 
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
существуют две  независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством  мышления);
все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
в человеке соединяются  одновременно две субстанции – и  материальная, и духовная;
материя и сознание (дух) – две противоположные и  взаимосвязанные стороны единого  бытия;
основного вопроса  философии (что первично – материя  или сознание) в действительности не существует, так как материя  и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
3. Гносеологическая  сторона основного  вопроса философии.
Гносеологическая  сторона основного вопроса философии  представлена:
эмпиризмом (сенсуализмом);
рационализмом.
Основателем эмпиризма  является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником  рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).
В качестве особого  направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии  связаны понятия гностицизма  и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
мир познаваем;
возможности познания неограниченны.
Противоположной точки  зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):
мир непознаваем;
возможности познания ограничены познавательными возможностями  человеческого разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:       
 Бог существует                                  Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что  входит в познавательные возможности  человеческого разума, все равно  не будет никогда познано, поскольку  разум может лишь познать отображение  вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».
4. Современное состояние  (неразрешенность)  основного вопроса  философии и его  перспективы.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и  фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья. 

       2 Человек как главная философская  проблема. Философия о происхождении  и сущности человека. Основные  отношения человека: к самому  себе, к другим, к обществу, к культуре  и к природе. Основные характеристики  человека: несводимость, непрелопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. 

Проблема  человека - одна из самых важных для  всей философии, а именно как философия  выражает отношение человека к миру. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. И более того, рассматривает неповторимые особенности, которые присущи только лишь человеку и никому более. В связи  с этим очень сложно вычленить  в комплексе философского значения те сюжеты, которые относятся не иначе как к человеку. Какую  бы проблему мы ни взяли, она, в окончательном  счете, приводит к теме человека. Таким  образом, проблема человека в философии  является можно сказать неисчерпаемой.
Первые представления  о человеке появляются задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается осознание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Не иначе как таким образом  возникли первые учения о человеке.
В Античной философии  человек рассматривался как образ  космоса, т.е. с позиции Космоцентризм. В собственных человеческих проявлениях он подчинен высшему началу - судьбе.
Начиная с  Сократа, философы Античности считали  человека действительным существом, состоящим  из тела и души. Платон соотносил  душу с задумкой, Аристотель считал душу формой.
В Средние  века человек рассматривается как  статья мирового порядка, указанного Богом. Человек воспринимается как существо, в котором неразрывно и противоречиво  связаны два начала: душа и тело, а к тому же человек и Бог. А  именно, Августин представлял душу как независимую от тела и как  раз ее отожествлял с человеком, Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как  существо промежуточного между животными  и ангелами. Плоты человеческая - арена постоянных страстей и желаний. Отсюда устойчивое стремление человека к постижению божественного света  и истины, что освобождает от дьявольских  пут. Основная цель это приобщение к  высшей сущности - Богу и тем самым, обретение утешения в горести  и спасение в день Страшного Суда. Данному воззрению чужда мысль  в конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает нередко суровое земное бытие. Вся  драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение - искупление. И всякий человек призван реализовывать  это, соизмеряя собственные поступки с Богом. В христианстве всякий сам  за себя отвечает перед Богом.
В Другое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он сейчас верит в себя. В данный период было положено начало экспериментальной науке. Основная сфера человеческой деятельности - познание, а миром управляют разумные законы, которые соответствуют законам человеческого разума. Не иначе как естествознание создало образцы исследований природы человека. Однако пока еще большей заслугой данного времени было признание автономии человеческого разума в познании своей сущности, что нашло отражение в задумках Гегеля, Фихте, Фейербаха.
Философия Х1Х-начала ХХ в. продолжает поиск подлинности  человека, рассматривает его духовное начало, сводя его сущность то к  подходящему, то к иррациональному. К примеру, феноменолог Гуссель провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания - образование Эйдесов, осмысление в соответствии с ними мира предметов, жизни.
Со временем человек становится в центр философского знания, который связывает общество со всей Вселенной. И в нем не менее  тайн, чем в мироздании. Более  того, человек - это основная тайна  мироздания, неисчерпаемый венец  природы творчества.
Рассмотрим  загадку, которую и до сего времени  не разгадана до конца. В соответствии с эволюционной задумкой, считается, что человек произошел от обезьяны. Об данном свидетельствуют многочисленные ископаемые останки переходных существ, несмотря на всякие их варианты. Правда религиозные версии о божественном акте творения человека пришли в противоречие с научными этими. Содержат хождение гипотезы о внеземном происхождении жизни, о том, что настоящими предками человека являются инопланетяне. Нет никаких достоверных научных этих, которые могли бы подтвердить столь смелые предположения.
Впрочем широкое распространение получила трудовая концепция происхождения человека. Ее сторонники считают, что как раз труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука человека становится все более гибкой и свободной. Вместе развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и начинается нужда что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышлении есть решающие факторы превращения обезьяны и человека. После этого добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и многие новые моменты становления и существования человека.
Мыслители разнообразных  эпох усматривали уникальность человека. Они видели ее в особой телесности в высокой организованности как  биологической особи. Хотя, тем не меньше, признаки проявления человеческой сущности исключительно многообразных - это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Вопрос, какой же из них отличительный, волновал большинства философов. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, регулярно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к свежим целям и идеалам. Среди данных признаков, которые определяют сущность человека, является труд. Не иначе как в труде человек регулярно изменяет условия собственного существования, преобразуя их в соответствии со собственными регулярно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд не возможен в единичном проявлении и выступает как коллективный, социальный.
Таким образом, человек есть единство: биологического, психологического социального, и в  то же время это субъект труда.
Человек - это  природное существо, однако одновременно с тем социально-природное. Природа  дает человеку гораздо менее, чем требует от него жизнь в обществе. Каким же образом в человеке объединяются его биологические и социальные начала? Человек рождается с не целиком сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложены не иначе как как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя его социальную сущность. Новорожденный исконно оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка - это привилегия человека. Таким образом, ребенок выходит на свет как раз как человеческое существо. И как бы то ни было в момент рождения он - лишь только кандидат в человека и никак не может стать им в изоляции. Его вводит в мир людей общество, как раз оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
Всякий здравый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краску и начать рисовать, хотя это не сделает его настоящим художником. Точно скажем же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в итоге воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает посредством психическое, внутрь биологии индивида, которая выступает основой его сознательной жизнедеятельности.
Итак, человеческий индивид - единство биологического, психического и социально. го, приводящее к появлению свежей качественной ступени - человеческой личности.
Понятие личности более конкретно и более содержательно, чем понятие человека, В целом  личность есть обладающий самосознанием  и мировоззрением человек, достигший  осознания собственных социальных функций, собственного поста в мире, выступающий в качестве субъекта познания и преобразования мира и  реализующий собственные права  и обязанности. Личностные качества человека зависят от его самосознающего разума и от его социального образа жизни, следовательно личность - это общественно развитый человек. Ребенок, преимущественно в самом раннем возрасте, - это человек, хотя сейчас не личность. В нем только лишь <проклевывается> личность, он пока еще обязан стать ею, в случае если не нарушаются социальные связи человека либо не происходят неблагоприятные либо трагические обстоятельства.
Личность  формируется в процессе деятельности, общения, то есть в процессе социализации индивида. В течение жизни человек  может в той либо другой уровня утратить личностные черты по причине  продвижения хронического алкоголизма, наркомании и т. Личность включает в  себя общие черты, свойственные как  представителю человеческого рода; ей свойственных и особенные признаки как представителю установленного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры, а к тому же ее наследственные особенности и уникальные условия микросреды, в которых она взращивается. Все это создает уникальный личностный опыт и формирует социально-психологическую уникальность личности.
Таким образом, уникальность, неповторимость, оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а нужда продвижения  здорового, разумного организованного  общества.
Итак, человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического  продвижения. Интерес к проблеме человека не ослабевает и по сей день. Трудность заключается в том, что ему присущи всевозможные черты противоречащие друг другу, он во многом выключен из органического мира природы, однако укоренен в ней. Человеческие качества парадоксальны и рождают представления об исключительном существе. Человек - это великая тайна и для свежих, и для самого себя. С данной тайной в самом себе и для себя он родится и живет до конца дней собственных, унося в мир другой собственную тайну, преимущественно тайну собственной души, собственного сознания и разума.   
 
 

Особенность  философии  как вида знания в том что человек выступает объектом и субъеектом исследования. Философия стремится понять смысл человеческого бытия. При этом сам человек – это тайна, т.е понимание человека выходит за рамки очевидного. В понимании человека нет четких критерий. На протижении истории представление о человеке менялось:
    Античность. Здоровый дух в здоровом теле.
    Средние века. Человек – это образ и подобие бога, главное внутренний мир, душа.
    Современное время. Человек – это объект и субъект деятельности.
Проблема человека – это отсутствие четких критерий.
По значимости проблема человека – это проблема его происхождения. Существует пять теорий происхождения  человека:
    Эволюционная ( Чарльз Дарвин). Человек произошел от обезьяны, в этой теории не все обьеснено. Недостоющее звено между человекообразными обезьянами и человеком. Человек сразу появился в современном виде и больше внешне не менялся.
    Инопланетарная теория – это теория была предположена нейрологами. При изучении человеческого мозга было выяснено, что человек использует возможности своего мозга только на 10%. Было выяснено что условия жизни на земле не требуют большую затрату мозга.
    Трудовая теория. Благодаря трудовой деятельности призошло развитие руки, появилось прямохождение с точки зрения биологии это неправильно, и появилась устная речь. Однако все это является следствием не изготовления орудия труда, а умственной деятельности.
    Божественная теория. В этой теории существует происхождение человека, не объясняется дальнейшее развитие.
    Теория Ф. ницше. Человек еще не появился, большинство людей развитые обезьяны. Настоящий человек – это самостоятельно мыслящий субъект.
    Еще одна проблема – это проблема соотношения биологического и социального.
    Биологическая – это набор генов. Человек такой какой он родился от природы. От природы зависит здоровье, иммунитет, рост, вес.
    Основные характеристики человека:
      Несводимость( человека нельзя прировнять к его профессии, социальному положению, имуществу.)
      Непредопределен ( человек не может знать все, все зависит от случайности, пикто не может определить судьбу человека заранее).
      Незаменимость ( у каждого человека есть свое дело для которого он предназначен, человек должен найти это  дело которое ему дано, не просто повторить уже существующее, а найти что то новое.)
      Неповторимость. ( каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима, человек должен ценить свою жизнь.)
      Невыразимость ( человека нельзя обьяснить словами, художественными образами, звуками).
Антропология означает учение о человеке. Рассмотрим философскую  антропологию. Исторически так случилось, что антропологию понимают как учение не об обществе, а о единице общества, человеке. Такая ориентация называется антропоцентризмом. На современном философском понимании человека все еще лежит печать антропоцентризма. Но люди в их совместной жизни образуют общество.
Основные воззрения  на природу человека:
    Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосмос. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни.
    Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
    В средневековой  философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело – душа – дух.
    В новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души – это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три: рассудок, способность суждения, разум.
    В новое же время наряду с рассмотренной концепцией «хомо сапиенс» господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер». Главное в человеке это реализация способности к действию. Главное в обществе – труд, а отдельный человек есть « атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.
    Последнее изобретение философии нового времени – это сверхчеловек, Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставится страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и вообще всякой хилости.
    Философия 20 века продолжает поиск подлинности человека.
    Герменевты считают, что истинность человека реализуется в его существовании в мире, понимания мира, преодоление потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, каковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая в этой связи активность.
    Философы-аналитики видят в человеке существо, активно реализующее свои языковые способности.
    Согласно постмодернистам, человек существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного.
    Также следует уделить  внимание идеи Фрейда. Она была довольно простой: человек – существо эротическое. Глубинная сущность человека – сексуальное  влечение – либидо. Это влечение приходит в конфликт с сознанием ,вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные влечения вытесняются из сознания, они становятся бессознательными, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональных действиях, в неврозах. Никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Так считают фрейдисты.
    В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции  человека. Каждая из наших философских  систем содержит в себе определенную философию человека, которая была бы именно философией человека.
      Человек и уникален и универсален. Человек – венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и уникален ничто ему не чуждо – ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
      Человек- это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественным творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.
      Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено каждой конкретной личностью.
      Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.
      Человек существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедрится в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении.
      Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.
      Множество людей озабоченно судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность.
      Наука об обществе называется социологией. Общество отличается от природы:
        Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.
        Смысл социальных действий определяется их ценностями. Природные неживые объекты взаимодействуют между собой, и все тут. Они не взаимодействуют во имя чего то. Животные питаются, размножаются ,реализуют свои инстинкты, сознательной деятельности у них либо вообще нет, либо она находится в зачаточном состоянии.
Человек – венец  природы, обогащенный выработанными  сообществом людей познавательными , эстетическими и этическими ценностями.
Общество – это  совокупность людей, их социальных действий и смыслов их действий.
Доступные нам данные позволяют считать, что общество будет изменятся не линейно, единство человечества всегда будет сопровождаться многообразием цивилизаций.
Творческий характер деятельности человека не позволяет  прогнозировать ход эволюции человечества на большие промежутки времени.
       3 Личность в системе социальных  отношений. Личность как объект  изучения социологии. Социальный  статус личности, статусные права  и обязанности. Виды статусов. Статусный набор. Социальные роли  личности. Ролевой набор. Ролевой  конфликт и способы его разрешения.
Среди субъектов социальной жизни приоритетное место принадлежит индивиду, или личности. Личность рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых , а в терминах социально- типических черт.  В социологии личность – типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития.  Личность относительно поздний продукт социального развития. Личность охватывает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Общество и социальная среда способны влиять на личность в двух направлениях – подавляя и развивая ее. Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше ценится человек как личность. И наоборот.
Равнодушные отношения  в семье, отсутствие теплоты и  доверительных отношений между  родителями и детьми, запреты, наказания, чрезмерная строгость подавляют  свободу ребенка. Он вырастает черствым и агрессивным, у него формируется комплекс неполноценности.
Внутренний мир  такой личности как бы раздвоен: показная послушность, доходящая до чинопочитания и раболепия перед  начальством, сочетается с затаенной  агрессивностью, жаждой бунта и мести. Перед более сильными такой человек унижается, а более слабых норовит унизить сам.
Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат  кропотливой работы над своим  духовным миром. Не все люди достигают  духовных вершин.
Однако общество это совокупность не только личностей, но и социальных общностей, групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Они тоже выступают субъектами социальной жизни общества. Группа- фундамент человеческого общества, поскольку само оно - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах. Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.
Социальная группа – это своеобразный посредник  между отдельным человеком и  обществом в целом. Но группа это  еще не та среда, в которой возникают  и развиваются коллективные процессы.
Самыми большими по численности и активными на внутренней и и международной сцене социальными общностями являются кровнородственные:
    Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов объединившись составляют племя.
    Племя – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией, общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.
    Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.
    Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками, политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть один язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
    Все многообразие социальных групп можно классифицировать в  зависимости от размера группы; социально  значимых критериев; типа идентификации  с группой.
    Номинальные, или  условные, группы выделяются только для  статистического учета населения  и потому у них есть второе имя  – социальные категории. Социальные категории – это искусственно сконструированные для целей  статистического анализа группы населения. Выделение  социальных категорий  необходимо в хозяйственной практике.
    Реальные группы. Они называются так потому, что  критерием их выделения служат реально  существующие признаки: пол, доход, национальность, возраст, родство и брак, профессия, место жительство.  Эти и некоторые  другие признаки относятся к числу  социально значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистических.
    Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их число, порядок  расположения и характер зависимости  друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного  общества. Под структурой в науке  принято понимать совокупность функционально  взаимосвязанных элементов, состовляющих внутреннее строение объекта.
    Статусы и роли связаны  между собой функциональными  отношениями, являются строительными  кирпичиками общественного здания.
    Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная  с другими позициями через  систему прав и обязанностей.
    К профессиональным статусам относятся все профессии  и специальности внутри них. Президент  – это не профессия, а водитель, преподаватель – профессия. В развитом обществе существует около 40 тыс. профессий и специальностей. Статусный набор – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.
    В наборе статусов всегда найдется ключевой или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. 

         Необходимо различать два вида статуса- социальный и личный.
    Личный статус- положение которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
    Социальный статус в узком смысле – положение человека которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы.
Существуют и другие виды социальных статусов:
Приписываемый статус – это статус, в котором человек  рожден или который назначается  ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным.  Прирожденными в строгом смысле считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. В строгом смысле прирожденным является биологически унаследованный статус. В строгом смысле приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статусом.  Социологи договорились тот и другой типы статуса одним словом - приписываемый статус. Существенно от него отличается достигаемый статус – статус который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.
Статусные права. Статусная  роль включает совокупность точно определенных прав.
Статусный диапазон. Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение и осуществление своих прав.
Статусные символы. Общество придумало внешний знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Например униформа.  Функции статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения.
Статусные обязанности. Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами  наделяется его обладатель и тем  больший круг обязанностей на него возлагается. В закрытом обществе кастовом или сословном контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть не значительным и не преступать границ толерантности.
Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе.
Статусное видение  мира. Давно замечено, что человек  смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом – с тем, который он считает главным. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, хотя при этом делают исключением для тех, к кому хорошо относятся в силу личного статуса.
Статусная несовместимость, или не совпадение статусов. Оно  описывает противоречие между двумя  или несколькими статусами одного человека. Каждый из нас вращается  во множестве групп – больших  и малых – и занимает множество  позиций. Каждая группа обладает собственной  иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Человек, достигший вершины иерархии и , следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой.
Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью или  просто ролью. Роль именуют еще динамической стороной статуса.
Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных  с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.
Социальные роли и  социальные нормы относятся к  социальному взаимодействию.
Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся  к социальным отношениям.
Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статистику.
Максимальное слияние  с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее и минимальное – дистанцированием от роли. Социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая в люди, правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью. Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией.
Ролевой набор –  совокупность ролей, ассоциируемых  с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений.
Общество состоит  из индивидов, групп, организаций, институтов. Они являются активными творцами общественной жизни.
Одной из форм социального  взаимодействия выступает конфликт. Конфликт – это спор, столкновение двух человек или групп за обладание  одним и тем же социальным благом, которое обладает одинаково высокой  ценностью для обеих сторон. Иными  словами конфликт возникает тогда, когда это благо нельзя поделить. И это главное – между двумя  сторонами делится то, что нельзя поделить.
Конфликт – модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов и  ценностных ориентаций, мотиваций и  формами отстаивания интересов. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Вопрос или благо  из- за которых разгорается конфликт, - предметом конфликта. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Так разгорелась первая мировая война.
Конфликт сопровождают два явления – разногласие  и доминирование. Разногласие описывает состояние и ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженные в требованиях или в специальной декларации о намерениях. Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих сообществах и борьбу за приоритетные позиции.
Цель конфликта  заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других. Если интересы четко демонстрируются, выявлены субъекты, объект и средства конфликта, а также стремления и тактика поведения, то говорят о полномасштабном, или открытом, конфликте. У неполного конфликта слабо структурированы интересы, меньшая численность участников, он в меньшей степени легализован и характеризуется скрытым поведением.
Противодействующие группировки на первой стадии находятся в состоянии конфронтации, т.е потенциального, скрытого конфликта. Но когда вербализованное противоборство интересов переходит в практическое действие по устранению, ограничению или ликвидации ролей, позиций или потенциала другой группы, речь идет об открытом конфликте. Формируется особый тип взаимодействия – негативная кооперация: объединение ради отрицания других. Разрешение конфликта – это всегда переход в фазу позитивной кооперации или взаимовыгодного сотрудничества сторон.
В основе социальной напряженности – исходной клеточки конфликта – лежит чувство  социальной неудовлетворенности, ощущение ущемления своих интересов, несправедливого  ограничения доступа к социальным благам и привилегиям.
Конфликтное поведение  или борьба за перераспределение  экономических выгод проявляет  себя через групповое давление, принимающее  формы прямых акций, выдвижения политических требований либо мобилизации общественного  мнения в свою поддержку.
Группа давления обозначает большие объединения людей, организованных вокруг определенных  целей и  склонных к мирному проявлению своей  силы по захвату ключевых или властных постов в системе общественной организации  труда.
Конфликт имеет  разные формы. Самая распространенная – ссора друзей, родственников, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт. Более серьезная форма – размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж – стихийные массовые формы протеста. Они могут завершится революцией, войной, переворотом.
Конфликты классифицируются по нескольким основаниям. Первым выступает  количество участников. Если в конфликте  участвуют большие социальные группы, то речь идет о социальном конфликте. Такой группой может быть профессиональная или экономическая, религиозная  или политическая, наконец демографическая. Если в конфликте участвуют несколько человек, то конфликт является межличностным.
Общественные конфликты, в зависимости от сферы общества или иного критерия, правильно  делить на следующие виды:
    Политические конфликты – между странами, государствами из – за территории или престижа.
    Экономические – конфликты между любыми по численности субъектами по поводу денег или ресурсов.
    Культурные и религиозные конфликты – между лицами и группами по поводу разделения дефицитных духовных благ.
    Профессиональные конфликты – между профессиями или отраслями по поводу экономических или социальных ценностей.
    Этнические конфликты – между народами за территорию и лучшие условия проживания.
    Когда общество выходит  из стабилизационного периода, его  сотрясают малые и большие  конфликты. Их можно подразделить на следующие типы.
    Экономические: невыплаты заработной платы, передел сфер влияния,                  пересмотр результатов приватизации.
      Политические: конфликт между элитами, конфликт между президентом и парламентом, конфликт между правительством и парламентом, конфликт между демократическим и коммунистическим блоком, конфликт между обществом и государством.
      Экономико  – политические: недоверие между бизнесом и государством.
      Этнические: конфликт между титульными и нетитульными нациями, конфликты между коренным и пришлым населением, конфликты между национальным большинством и национальным меньшинством, конфликты между нациями, конфликты между репрессированными народами, противоречие между стремлением малых наций отделиться, противоречие между ростом интереса к национальной культуре, противоречие между ростом числа национальных школ, противоречие между ростом национального самосознания.
По способу протекания конфликта, т.е по критерию процесса, классификация конфликтов выглядит так.
    Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, она не принимает формы открытого столкновения, но предполагает оказание даления, негативную кооперацию, неустранимое разногласие.
    Соперничество – борьба за признание  личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, организации. Цель соперничества – приобретение лучших профессиональных позиций и наград и признания коллег, содержание – демонстрация превосходства путем достижения общезначимых ии престижных целей.
    Конкуренция – особый тип конфликта, цель которого – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
    Выделим в особые категории коллективные, или групповые, конфликты. Получаем две новые классификации. В первой коллективные формы сопротивления  по уровням организованности и степени  эмоциональной агрессивности в  поведении людей. Они подразделяются на пассивные и активные. Между полюсами расположены промежуточные формы конфликта. К ним следует относить такие поведенческие модели как: а) пассивное сопротивление; б) прямые акции непосредственного протеста;  в) косвенные акции.
    Во второй основным критерием выступают масштаб  и форма коллективного протеста.     Самой крайней формой выражения  несогласия выступает революция. Она  означает глубокую качественную перемену существовавшего порядка. При этом революция, предполагающая как правило насильственный, военный способ действия, вовлекает в свою орбиту широкие массы людей, не ограничиваясь местным уровнем. У революции исторический масштаб измерения.
      Бунт, смута, мятеж относятся скорее, к узкогрупповым и локальным формам выражения коллективного недовольства или протеста.
      Восстание – более высокая, чем бунт, степень организации коллективного протеста. Еще более высокой степенью протеста является революция – политический способ свержения существующего строя. Бунт и мятеж ограничиваются эмоциональным протестом, а восстания и революция приобретают уже черты рациональности и организованности. По мере углубления противостояния сторон формируется идеология, основывающаяся на преследовании врагов, и психология, базирующаяся на чувстве социальной солидарности, на вере в возможность восстановить утраченную обществом справедливость. Мораль такого конфликта – все позволено тем – у кого все отобрали.
 Известно, что время,  потраченное на сам конфликт, во много раз  меньше времени  постконфликтных переживаний.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.