На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Механизм рыночного хозяйства и его элементы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Контрольная работа
По экономической  теории 

Тема 11: «Механизм рыночного  хозяйства и его  элементы»

 
 
 
 

Оглавление: 

    Понятие рыночного  механизма. Закон спроса и предложения  и его действие в рыночной экономике. Эластичность спроса и предложения.
    Рыночное равновесие и равновесная цена.
    Конкуренция – элемент рыночного механизма. Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Список литературы
 

    Понятие рыночного механизма. Закон спроса и предложения и его действие в рыночной экономике. Эластичность спроса и предложения
 
     Рыночный  механизм — это механизм взаимосвязи  и взаимодействия основных элементов  рынка: предложения, спроса и цены1.
     Особенность рыночного механизма состоит  в том, что каждый его элемент  теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.
     Помимо  связи через цену, спрос и предложение  влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.
     В рыночной экономике производители  и потребители в своей экономической  деятельности руководствуются параметрами  рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
     Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.
     Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс  реализации товаров и услуг.
     Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д.
     Подход  к рыночному механизму предполагает уяснение тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Одним из таких законов является закон спроса и предложения.

     Спрос и факторы, определяющие его изменения

     Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
     Спросом называется количество товара, которое  будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени2.
     Механизм  рынка позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага называются общественными товарами.
     В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.
     На  величину спроса, его структуру и  динамику влияют многочисленные факторы  экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.
     Количество  вещей, покупаемых людьми, всегда зависит  от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.
     Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.
     Если  цены за единицу товара Р отложим  на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос Q, — по оси абсцисс, то и получим такой график (рис. 1)3.
     Изображение соотношения между рыночной ценой  товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса DD (D — от англ. «demand» — спрос). Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается4. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.
     Спрос не остается неизменным. Необходимо различать  изменения величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса (характера  спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые принимались ранее постоянными. Графически изменения объема спроса выражаются в движении по кривой спроса. Изменение же спроса выражается в движении самой кривой спроса, в ее смещении (рис. 2).
      При изменении  цены с P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1D1 вправо в положение D2D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1.
     Сдвиг кривой спроса может быть обусловлен многими факторами. К их числу относятся изменения величины доходов, цен товаров, являющихся заменителями или дополняющих данный товар в потреблении, вкусов и предпочтений потребителей, ожидания относительно будущих цен на данный товар или степени его дефицитности, сезонные колебания, изменение численности и состава населения5.
     Эластичность  спроса по цене — масштаб изменения величины спроса (в процентах) при изменении цены на один процент6.
     Коэффициенты  эластичности позволяют разбить все товары на две основные группы:
     1) товары эластичного спроса;
     2) товары неэластичного спроса.
     В первую группу попадают те товары, для  которых коэффициент эластичности больше единицы, т. е. относительный  масштаб изменения числа покупок  больше относительного масштаба изменения цены (это могут быть, например, предметы роскоши).
     Во  вторую группу попадают те товары, для  которых коэффициент эластичности меньше единицы, т. е. относительный  масштаб изменения числа покупок  меньше относительного масштаба изменения цены (это могут быть, например, предметы первой необходимости).
     Уровни  коэффициентов эластичности определяют три главных фактора7:
1) наличие товаров-заменителей. Чем больше у покупателя возможностей удовлетворить ту же свою потребность за счет иного товара, тем придирчивее он будет оценивать приемлемость соотношения «цена/качество». И соответственно тем легче он откажется от покупки данного товара, если его цена после повышения станет больше, чем у товара-конкурента;
2) размер доходов покупателей (величина их семейных бюджетов). Речь идет прежде всего о том, как соотносятся уровень цены товара и величина доходов покупателей. Если на приобретение данного товара тратится значительная доля ваших доходов, то изменение его цены для вас куда более значимо, чем на товар, приобретение которого отнимает лишь незначительную часть доходов.
3) время. В первое время реакция на изменение цен может оказаться весьма незаметной. Но впоследствии ее масштабы могут существенно возрасти. На поиск заменителей подорожавшего товара потребуется время, а когда они будут найдены, спрос сократится куда более заметно, чем в первый момент, когда изменение цен застигло покупателей врасплох. Надо всегда помнить, что практически для любого товара можно найти заменитель или иную модель потребления, просто для этого нужно время.
     Понимание описанных выше закономерностей  формирования эластичности спроса на отдельные товары нашло практическое воплощение, например, в деятельности государственных налоговых служб. Обнаружив, что спрос на некоторые товары, в частности на соль, табак, алкоголь, весьма малоэластичен, правительства разных стран издавна устанавливают на такие товары специальные налоги, добавляемые к цене (обычно их называют акцизами). И хотя эти налоги повышали цены акцизных товаров, спрос и объемы продаж от этого практически не падали, зато резко возрастали налоговые поступления в казну государства. И сегодня в России акцизные налоги взимаются, в частности, по алкогольным и табачным изделиям.
     Предложение товара и его кривая
     Предложение — это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители-продавцы8. Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие — мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
     Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс Q служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены Р. График предложения определяет форму кривой предложения S (от «supply»—предложение) (рис. 3)9.
     Кривая  предложения S характеризует отношение  между рыночными ценами и тем  количеством продукции, которое  производители готовы произвести и  продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.

     Объективно  существующая взаимосвязь между  предложением и ценой находит  выражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что объем предложения товара увеличивается приросте цены и уменьшается при ее снижении10.
     Аналогично  спросу необходимо различать изменение  предложения и объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Напротив, изменение предложения происходит, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.
     Графически  изменения объема предложения выражаются в движении по кривой предложения. Так, с изменением цены с Р1 до Р2 это  движение происходит по кривой SS, что  показывает увеличение объема предложения с Q1 до Q2 (рис. 4). Причем такое движение происходит только в том случае, когда все факторы, кроме цены, постоянны.
     Однако  на предложение оказывают влияние  помимо цены и другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене Р1 – Q2 > Q1, а при цене Р2 – Q3 > Q2.
     Раз величина предложения меняется в  зависимости от изменения величины цены, то мы можем говорить об эластичности предложения по цене.
Эластичность  предложения по цене — масштаб изменения величины предложения (в процентах) при изменении цены на один процент11.
     Степень такой эластичности определяют путем  деления разницы (в процентах) в величинах предложения до и после изменения цены на величину изменения цены (в процентах). Уровни эластичности предложения также различаются по товарам, и поэтому одинаковые по относительной величине изменения цен могут вызвать неодинаковые приросты предложения различных товаров.
     На  эластичность предложения по цене влияют следующие исходные, первичные факторы12:
1) технология  производства;
2) эластичность  предложения ресурсов;
3) ожидания относительно  будущей динамики цен;
4) время. 

    Рыночное равновесие и равновесная цена
 
    Чтобы выяснить, как же рынок определяет цену, количество, которое реально  покупается и продается, необходимо свести вместе кривые спроса и предложения  на одной диаграмме. В этом случае они пересекутся только в одной  точке, которая представляет собой рыночную, или равновесную, цену. При этой цене величина спроса равна величине предложения.
     Цена  спроса на каждое количество товара —  это цена, по которой определенное количество товара способно привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения — это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать. Цена предложения данного количества товара зависит от затрат усилий рабочих. Производство товара требует приложения различных видов труда и применения капитала во многих его формах. Можно подразделить элементы, требующиеся для изготовления товара, на любые группы и назвать их факторами производства. В таком случае издержки производства определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства. А сумма этих цен предложения составит цену предложения указанного количества товара.
    График (рис. 5) показывает, что при пересечении  кривых предложения и спроса равновесная  цена будет в точке А. Только при этой цене (в точке А) произведенное количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В точке пересечения А величина предложения и величина спроса уравновешиваются. Эта цена называется равновесной. Равновесная, или рыночная, цена устанавливается постепенно. Способность конкурентных сил устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и куше синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен
    
    Рис.5. Равновесная цена
    Рыночное равновесие это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизмы равновесной цены. Цена равновесия это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают. Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Это и есть платежеспособный спрос.
    Если  рыночная цена выше цены равновесия, то это означает избыток товара на рынке, так как интересы продавца ставятся выше интересов покупателя, а снижение ниже цены равновесия приводит к возникновению  дефицита, так как продавцам невыгодно выносить товары на рынок13.
      Избыток (затоваривание) — ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.
      Дефицит — ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.
     Равновесие означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики. 

    Конкуренция – элемент рыночного  механизма. Рыночные структуры несовершенной  конкуренции.

     Конкуренция, с одной стороны, — это экономическая  состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны — элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений14.

      Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.
      Обычно  совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий15:
      • объем производства отдельной фирмы  является незначительным и не оказывает  влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
      • реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
      • покупатели хорошо информированы о  ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
      • продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;
      • фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее. Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
      Рыночная  конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
      Преимущества:
      • способствует более эффективному использованию  ресурсов при производстве необходимых  обществу товаров;
      • вызывает необходимость гибко реагировать  и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
      • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
      • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
      • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и  услуг.
      Недостатки:
      • не способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
      • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
      • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного  пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
      • не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
      • не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;
      • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых  и бедных.
     Монополистическая, несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX-начале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополии влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей — на заказчика, на контрагентов.
     Термин  «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного Продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания и он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. До XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, синдицирование, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции.
     Анализируя  проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия16.
     Монопсония  — тип рыночной структуры, при  которой существует монополия единственного  покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.
     Олигопсония — тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.
     Олигополия  — тип рыночной структуры, при  которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:
     • рыночная структура, в которой действуют  одноотраслевые торговопромышленные  фирмы;
     • рыночная структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;
     • рынок, на котором господствует группа корпораций типа «производственной  пирамиды», в которой существует производственная взаимосвязь в  виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.
     Дуополия  — тип рыночной структуры, при  которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия — наиболее простой случай олигополии.
     Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) — тип рыночной структуры, при  которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении.
     В условиях монополистической формы  хозяйствования конкуренция носит  весьма сложный характер17. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
 

Список литературы: 

    Бакалавр  экономики (Хрестоматия) / Под ред. В.И. Видяпина. Том 2. // http://lib.vvsu.ru/books/bakalavr02/default.asp
    Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс:  Учебник. М.: КНОРУС, 2011. Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Глава 8. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция и монополия. Глава 9. Монополистическая конкуренция и олигополия.
    Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 2006. Глава 5. Общая характеристика рыночной экономики.
    Липсиц И.В. Экономика: Учебник. М.: Омега-Л, 2006. Глава 3. Закон спроса и поведение покупателей. Глава 4. Закон предложения и логика бизнеса
    Липсиц И.В. Экономика (для бакалавров): Учебник. М.: КноРус, 2011.
    Экономическая теория: Учебник / Под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И. М.: Инфра-М, 2003. Глава 5. Механизм функционирования рынка.
    Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб: Питер, 2010. Глава 7. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Механизм функционирования рынка.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.