На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Возникновение теоретической социологии. О. Конт и Г. Спенсер основоположники социологии как самостоятельной науки. Вклад в развитие соц

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке  РФ
      Сочинский государственный университет туризма  и курортного дела
ФАКУЛЬТЕТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социология»
Тема  контрольной работы:
«Возникновение  теоретической социологии. О. Конт и  Г. Спенсер – основоположники  социологии как самостоятельной  науки. Вклад в развитие социологической  науки К. Маркса, Э. Дюргейма, М. Вебера. Развитие эмпирической социологии в  США» 
 

Сеферян Л.А.
Специальность 100103
«Социально-культурный сервис и туризм»
курс 5, ЗФО
Проверил (а):
Петрова С.В.
Сочи, 2010
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3 

1. Возникновение теоретической социологии…………………………………5
2. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии как самостоятельной науки …………….………………………………………………………..………7
3. Вклад в развитие социологической науки К. Маркса, Э. Дюргейма,  
М. Вебера ………………………………………………………………..…..….10
4. Развитие эмпирической социологии в США ……………………………….17 
 

Заключение……………………………………………………………………...21 

Литература…………………………………………………………………...….24 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Каждый  человек имеет свое понимание  окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое  включает в себя представления о  личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.     Большинство современных наук формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, зачатков новых направлений в развитии человеческой мысли.       Социология — относительно молодая наука. Термин «социология» появился лишь 170 лет назад. Однако за это время социология пережила ряд серьезных кризисов, обновлений и внутренних перестроек. Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе.  Расширить и углубить представление о социологии как о науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос:  когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона, Аристотеля и др. Еще активнее эта проблема разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии. 
Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науко - ведением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной социальной науки начала признаваться научным обществом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Возникновение теоретической социологии.
     Социология  как самостоятельная наука возникла в XIX в. И произошло это вследствие развития социальных исследований. Термин «социология» в научный оборот был введен французским философом О. Контом.   Объектами современной социологии являются: отдельная личность; социальная группа; национальное общество; мировое сообщество. Предметом социологии может считаться познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.    Социология — наука, изучающая общество в целом, а также отдельные социальные процессы, институты и группы в их общей взаимосвязи друг с другом. Социология является одной из множества общественных наук. В чем же ее особенность и каковы ее функции?       Можно выделить четыре функции социологии. Эмпирическая функция предполагает сбор и обработку практической информации, для чего проводятся различные исследования, социологические опыты, опросы. Полученные в результате сбора информации данные являются достаточно ценными. Ведь знание общественного мнения относительно того или иного решения, реформы может помочь политикам, чиновникам своевременно принять соответствующие меры.         Теоретическая функция состоит в логическом обобщении и интерпретации полученных опытных данных. В результате рождаются научные знания об обществе. Теоретическая и эмпирическая функции взаимодействуют друг с другом, поскольку необходимы друг другу.   Прогностическая функция предполагает работу социологов по разработке прогнозов предстоящего развития социальных процессов. Например, прогноз численности населения и его структуры, качества.   Прикладная функция предполагает применение социологии для решения практических задач, особенно в сфере производства и управления. Знание особенностей межгруппового взаимодействия поможет создать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе предприятия.  Изучая общество, его развитие, социология применяет как общенаучные методы, так и свои собственные. Выделим основные методы, которыми пользуется социология: 1.  Метод наблюдения предполагает непосредственное восприятие социальных явлений в их действительном виде. Наблюдение может быть пассивным, т. е. со стороны, и активным, когда наблюдатель сам участвует в том или ином наблюдаемом событии. 2.  Эксперимент предполагает проведение научного опыта, при котором объект ставится в специально созданные, «лабораторные» и контролируемые условия. 3.  Моделирование предполагает изучение социальных явлений по их образцу, модели. 4.  Метод анкетного опроса предполагает сбор информации с помощью анкет. Анкета — это опросный лист, содержащий заранее запланированные вопросы и способ ответа на них. 5.  Интервью. При этом методе вопросы задаются устно в отличие от анкеты. 6. Системный метод. Здесь объекты познания рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей единого целого, поэтому эти части взаимообусловлены. 7. Исторический и логический методы применяются в единстве и предполагают изучение социальных процессов в их исторической последовательности и в логически обобщенном виде. 8. Метод индукции и дедукции состоит из двух взаимосвязанных, но противоположных способов рассуждения. Индукция предполагает рассуждения от частных, отдельных фактов к общему выводу. Например, из фактов, что Иван, Максим и Олег учатся в каких-то конкретных учебных заведениях, следует вывод, что все трое являются студентами. Дедукция предполагает рассуждения от общих положений к частным выводам. Например, зная, что Иван, Максим и Олег являются студентами, можно заключить, что каждый из них учится в каком-то определенном учебном заведении. 9.  Метод анализа и синтеза предполагает изучение социальных явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). В социологии довольно четко выделяются две ее составные части: теоретическая и прикладная. Задача теоретической социологии заключается в получении новых знаний об обществе, углублении теоретического понимания происходящих в нем процессов. Задача прикладной социологии — практическое применение разработок теоретической социологии, использование ее достижений для решения конкретных социальных проблем. Социологическое мышление способно оказывать влияние на практическую политику и различные социальные реформы. Э. Гидденс выделяет три способа, с помощью которых происходит влияние: 1.  Обеспечение более ясного и верного понимания социальной ситуации. Чем больше мы знаем, почему бедность является распространенным явлением в каких-то конкретных регионах, тем больше вероятность того, что против нее будут предприняты эффективные действия. 2.  Помощь в воспитании культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое мышление развивает расовую и этническую терпимость. 3. Оценка последствий принятия определенных политических решений.             Гидденс считает, что чем более адекватным самосознанием будут обладать общественные группы, тем более адекватно они будут реагировать на действия властей и других общественных групп.
     2. О. Конт и Г.  Спенсер – основоположники  социологии как  самостоятельной  науки.
     Изучение  истории науки помогает расширить  и углубить представление о ней. Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни можно найти уже в  античной философии 4 века до нашей  эры. Еще активнее эта проблематика разрабатывалась в Новое время. Но только в 40-х годах 19 в. был впервые  использован термин «социология» и  выдвинута задача изучения общества на научной основе. Произошло это  после опубликования третьего иома важнейшей работы О.Конта «Курс  позитивной философии».  Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.     Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.      Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах: реальное - противоположность химерическому, полезное - противоположность бесполезному, достоверное - противоположность сомнительному, точное - противоположность смутному, положительное - противоположность отрицательному.    Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать. Основные труды О.Конта: 1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842), 2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844год, 3. «Позитивистский катехизис» 1851год, 4. «Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.).          Как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О.Конта это обоснование осуществляется поэтапно, на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.    Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.     Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.         Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.         На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.           Так как в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова, почему словом как".
3. Вклад в развитие  социологической  науки К. Маркса, Э. Дюргейма,
     М. Вебера.
     Маркс, один из наиболее выдающихся мыслителей 20 века, стал основоположником теории марксизма.  Одной из его заслуг по праву считается научный анализ  современного ему капиталистического общества. На идеи Маркса оказали влияние  диалектика  Г.Гегеля, а также социологические воззрения мыслителей предшествующего периода (А.Смит, К.Сен-Симон). Марксистская социология  основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса,  его объективных закономерностей. Обосновывая материалистическое понимание истории,  Маркс подчеркивал основной принципразвитие  исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением  которых меняется способ производства,  вслед за которым меняются все экономические отношения Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному".  Главный тезис социальной философии – “ Общественное бытие  определяет общественное сознание” .   1. Общество  как целостный социальный  организм Согласно Марксу общество - совокупность  общественных отношений и отношений всех социальных субъектов, целостный социальный организм. Общество определяет содержание и направление деятельности человека  через: - систему общественных отношений - условия материального производства - общественные институтыОбщественные отношения  подразделяются на: 1. материальные: - экономические - производственно-технологические - материальные отношения к природе материальные отношения не зависят от воли людей. 2. идеологические: - политические - правовые - нравственные - религиозные - эстетические Идеологические отношения складываются сознательно. Маркс выделяет следующие сферы общественной жизни: - экономическая - социальная - политическая – духовная.       Понятие  формации отражает сущностные признаки социально однородных обществ, это конкретно-исторический тип общества с присущими ему: - способом производства - социальной структурой - экономическим базисом - политической надстройкой - духовной жизнью.  Материальная предпосылка процесса смены общественно-политических формаций - углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил общества.            Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - франц. философ и социолог, проф. Бордоского (с 1887) и Парижских (с 1902) университетов, основатель и редактор журнала "L&Anпeе sociologique" (с 1898). Социологическое мировоззрение Дюркгейм сформировалось под влиянием Конта, а также Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера, Ш. Ренувье. Постулируя научный характер социологии, он стремился внедрить в ней рациональные принципы и методы естественных наук. Главный принцип методологии Дюркгейма заключен в его знаменитом афоризме: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи", - что означало установку на изучение социальных явлений не путем интроспекции (явной и скрытой), а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира. Из социологии следует устранить все "предпонятия", т.е. понятия, сформировавшиеся вне науки. По Дюркгейму, объект социологии - социальная реальность; она включена в универсальный природный порядок и так же фундаментальна и "прочна", как и другие виды природной реальности, поэтому подобно им она не поддается произвольному манипулированию. Обосновывая самостоятельность социологии, ее особое место в системе наук, он доказывал специфичность социальной реальности и ее несводимость к биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Отсюда его критика биологическая и особенно психолологическая редукционизма в социологии и требование "чисто" социологические объяснения, т.е. такого, при котором социальные факты объясняются другими социальными фактами, а не процессами, происходящими в психике и поведении индивида. В то же время социология, по Дюркгейму, значит, мере совпадает с "коллективной психологией", основанной на представлении о специфическом характере общества или социальной группы. Дюркгейм признает, что общество - результат взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно существует как самостоятельная реальность, воздействующая на индивидов и обладающая определенными свойствами. Таким образом, он отстаивает умеренный вариант социального, или социолиального реализма в истолковании общества. В книге "Правила социологического метода" (1895) он определяет предмет социологии как социальные факты; они отличаются двумя признаками: внешним существованием по отношению к индивиду и принудит, силой по отношению к нему. Философско-антропологическая концепция Дюркгейма основана на представлении о человеке как двойственном существе, в котором сложным образом взаимодействуют и борются индивидуальное и социальное начала.     Первое представляет биопсихическую природу человека, оно выражается в разного рода потребностях, импульсах, аппетитах и т.п.; второе - в исходящих от общества правилах, нормах, ценностях, символах и т.п.: второе, естественно, не может существовать без первого, и призвано регулировать, происходящие в нем процессы; первое нуждается в социальном регулировании, т.к. без него человеческие потребности беспредельны, необузданны и носят, разрушит, характер. В книге "О разделении обществ, труда" (1893) Дюркгейм обосновывает положение, что основная функция разделения труда (понимаемого как социальная деятельность в широком смысле) состоит в формировании и поддержании социальной солидарности. В архаичных обществах имеет место "механическая солидарность", основанная на полном поглощении индивидуального сознания "коллективным".       В развитых обществах существует "органическая солидарность", основанная на разделении труда, функциональной взаимозависимости и взаимообмене; "коллективное сознание" здесь сохраняется, но оно действует в более ограниченной сфере, становится более общим и неопределенным, что требует разнообразия и самостоятельности индивидов в истолковании и осуществлении исходящих от "коллективного сознания" предписаний. Если разделение труда не формирует социальную солидарность, то оно является анемическим, т.е. нормативно нерегулируемым, что служит симптомом кризисного состояния общества. В работе "Самоубийство" (1897), основанной на анализе статистических данных, Дюркгейм, отвергая психологические, психиатрические и др. объяснения самоубийства, связывает его со степенью интеграции и ценностно-нормативной регуляции общества.              Он рассматривает три основных типа самоубийства: "эгоистическое" - следствие ослабления социальных связей индивида; "альтруистическое" - результат крайнего поглощения индивида обществом; "анемическое", возникающее в результате ценностно-нормативного вакуума в обществе (аномии); (четвертый тип, "фаталистское" самоубийство, выступающее как симметричный антипод "анемического" и являющееся рез-том чрезвычайной "регулированности" социальной жизни, Дюркгейм лишь называет в качестве гипотетического). В каждом обществе, по Дюркгейму, существуют определенные "суицидогенные течения" и степень предрасположенности к самоубийствам. Преодолеть аномию, выражающую кризисное состояние современного общества, он считал возможным посредством всемерного развития профессиональных групп, или корпораций, подобных гильдиям; занимая промежуточное положение между семьей и государством, они могли бы для индивидов выполнять функцию моральной общины. В самой значит, по объему работе - "Элементарные формы религиозной жизни" (1912) - на основе скрупулезного анализа культов австрал. аборигенов Дюркгейм исследует социальные истоки и функции религии и форм мышления.    Религия - система символов, представляющих в той или иной форме общество, которое является реальным и подлинным адресатом всех религиозных культов.          М. Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права.           Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».    Становление концепции исторической социологии, к которой М. Вебер продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу - сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов Социология.  Поэтому изучение теории социального действия Макса Вебера, одной из основных концепций социологии, дает возможность на практике выяснить причины взаимодействия различных сил в обществе, поведения человека, осмыслить факторы, заставляющие людей поступать именно так, а не иначе. Основные принципы методологии социологической науки М. Вебера.           Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века - позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма. Особо отметим влияние баденской школы неокантианства, прежде всего воззрений одного из ее основоположников Г. Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Как и Риккерт, Вебер ограничивает отношение к ценности и оценку, из чего следует, что наука должна, быть свободна от оценочных суждений субъективного толка. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий; просто они не должны вторгаться в научные разработки.      В отличие от Риккерта, рассматривавшего ценности и их иерархию как нечто надысторическое, Вебер полагает, что ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса человеческой цивилизации. Иными словами, ценности, по Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны, относительны. Они в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов.          Итак, по Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностями, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное - извлекаемые из эмпирической реальности идеально-типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий».      Как же им пользоваться? Понятно, что в реальной жизни различные условия приводят к тому, что общественное явление всегда будет иметь отклонение от идеального типа. Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет, во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях; и, во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.         Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально-типического - прием, позволяющий понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. И еще: идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это - оригинальная точка зрения исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую причинность, необходимо перво-наперво выстроить идеально-типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием. Через конструирование идеально-типического исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории Социология.       Из его методологических конструкций важна концепция понимания. Он использовал это понятие, заимствованное из герменевтики, как метод не только интерпретации смысла и структуры авторских текстов, но как раскрытия сущности всей социальной реальности, всей человеческой истории. Полемизируя с интуитивистской трактовкой понимания, Вебер утверждал рационалистический характер данной операции: скорее, систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» текста или социального феномена. Социология.      Противоречивость этого веберовского понятия обусловила разнонаправленность влияния Вебера: среди его интерпретаторов есть сторонники как более узкого, культурологического (символический интеракционизм), так и более широкого, глобально-социентального (структурный функционализм) толкования термина «понимание».   Также в трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. «Рациональность» - еще одна важная категория введенная Вебером в научную терминологию.
    4. Развитие эмпирической  социологии в США.
     В настоящее время практически  во всех странах мира проводятся социологические  исследования, которые чаще всего  носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются  для решения возникающих в  процессе жизнедеятельности людей социальных проблей.          Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании.          Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой существование в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета с довольно рано сложившимися традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, а затем и всего мира.      Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась, прежде всего, потребностями общества.        Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).   Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.   Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс "прагматизацаи" социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими и социальными явлениями и процессами.   В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно- функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно- функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально- психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане "принцип понимания" вытесняется "принципом объяснения". Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в "теории социального действия" Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований.    К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлении или их классов, увеличивая численность "дискретных теорий". Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.       Структурный функционализм - один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи.            Т. Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30-с гг., отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить "исчерпывающие эмпирические обобщения", как в еще более ранние попытки установить значение различных "факторов" в определении социальных явлений. Он подчеркивал, по факторные теории (например, теория общественных формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки изучение фактов только специфических для нее явления.        Цель теоретической деятельности Т.Парсонса - усидеть внимание к пренебрегаемым ранее "социальным элементам" социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться "адекватного" описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы "на все относящиеся к делу научно важные вопросы". А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщенной концептуальной схемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.
     Специфика социологии заключается в ее пограничном  положении между естественно-научным  и социогуманитарным знанием. Она  одновременно использует методы философских  и социально-исторических обобщений  и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение.          Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.