На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Взлет и падение М.М.Сперанского

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                 Федеральное агентство по образованию
      Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики
 
 
 
 
 
 
 
 
Кафедра «Истории и политологии»
Реферат на тему: «Взлет и  падение М.М.Сперанского»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка 1 курса
группа 230700
Пахомова  Е.В.
С.О.33.12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2010г
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1.План государственных преобразований……………………………………….5
2. Реформы Сперанского…………………………………………………………9
2.1. Учреждение Государственного Совета……………………………………..9
2.2. Министерская реформа……………………………………………………..10
2.3. Попытка преобразования Сената…………………………………………..12
2.4. Финансовая реформа………………………………………………………..12
3. Отстранение от государственных дел.  Годы изгнания…………………….15
4. Возвращение в Петербург. Сперанский и декабристы……………………..17
Заключение…...…………………………………………………………………..18
Список  литературы………………………………………………………………20
Приложение………………………………………………………………………21

Введение.

    К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли. Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги.
    Первая  четверть XIX века – это эпоха правления  Александра I (1801 – 1825 г.г.), старшего сына императора Павла I , взошедшего на престол  в результате заговора, при котором  был убит Павел I. С воцарением нового монарха были связаны надежды  на проведение либеральных реформ в  России, отказ от деспотических методов правления, свойственных предыдущему монарху. Однако для Александра I теоретические идеи о свободе и равенстве были также не отделимы от самодержавной формы правления.
    Этот  период истории России начала XIX века характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного. Вдохновителем именно либерального, господствовавшего в 1810 г. и 1815 – 1820 гг. был М. М. Сперанский, сторонник идеи правового государства и ограничения самодержавия рамками закона, о котором и пойдет речь в данном реферате.
    Михаил  Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным. В начале XIX века его стараниями в России была введена  министерская система государственного управления (министерства финансов, иностранных  дел, военное, морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения), действующая  и сейчас.
    Он  составил полный свод законов страны. То, что он сделал в области законодательства, сегодня не под силу целой Государственной  Думе со всеми ее многочисленными подкомитетами.
    В этой работе я постараюсь раскрыть тему необыкновенной жизни, полной взлетов  и падений, этого великого человека, мыслителя и государственного деятеля  XIX века, чей вклад в историю России неоспорим.
 
 
 
 


1. План государственных преобразований

    Подлинный взлет Сперанского начался с  восшествием на российский престол Александра I. Этот государь, принимая власть, имел в душе искреннее намерение провести  в России глубокие либеральные реформы. При нем на ведущие посты стали выдвигаться молодые, по-новому мыслящие  люди. В этой ситуации перед Сперанским открылись широкие перспективы. В  марте 1801 г. он был назначен на пост статс-секретаря при государственном секретаре Трощинском, В июле 1801 г. получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. В 1802 г. он был переведен на службу в недавно образованное Министерство внутренних дел и назначен директором второго департамента министерства, в ведении которого находились «полиция и благосостояние империи». В 1806 г. произошла первая встреча Сперанского с Александром. После нее Александр приблизил к себе Сперанского как «делового секретаря», а затем как ближайшего помощника – стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки. Так, например, в сентябре 1808 г. Александр взял Сперанского на Эрфуртскую встречу с Наполеоном, который после этой встречи отозвался о нем, как о «единственной светлой голове в России».
    Став  основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить  общий проект государственных преобразований в России. Получив от царя список того, что «целесообразно преобразовать», Сперанский к октябрю 1809 г. подготовил развернутое «Введение к уложению государственных законов» — план превращения Российской империи в правовое буржуазное государство.
    Даже  сейчас, по прошествии почти двух веков, этот план поражает своей современностью и европейской логикой. Сперанский предлагал «обустроить Россию»  наподобие нынешних процветающих монархий.
    План  государственного переустройства начинался  с первой российской конституции  которая должна будет только  «облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия». Этими внешними формами, по мнению Сперанского, должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, привычное нам теперь разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширение политических прав «среднего сословия».
          По проекту Михаила  Михайловича во главе государства  должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников. В совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельности правительства.
    Будучи  сторонником принципа разделения властей, Сперанский разработал стройную систему  высших и местных органов, разделенных по принадлежности к законодательной, исполнительной или судебной власти. Главным законодательным органом являлась Государственная дума (в губерниях, уездах и волостях – губернские, окружные и волостные думы), являвшиеся выборными органами власти. Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу. Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскую думу. Депутатов в Государственную думу – высший представительный орган – избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение государю. По сути, выборная Государственная Дума и Государственный Совет, назначаемый царем, являлись аналогом современного двухпалатного парламента.
    Сперанский  предлагал принцип выборности и при создании судебной власти, по его мнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однако высшая судебная инстанция – судебный Сенат (который одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах.
    Высшими органами исполнительной власти были министерства в их современном бюрократическом виде (на местах — губернские, окружные и волостные управления) – министерство военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения и министерство внутренних дел, образованные уже в 1802 году.
    Деятельность  трех ветвей власти объединялась в Государственном Совете, который, как уже говорилось выше, служил связующим, звеном между ними и императором. Последнее слово в законодательной и исполнительной деятельности оставалось за монархом.
    Выборы  в законодательные и судебные органы были четырехстепенными, а избиратели должны были обладать определенным имущественным цензом.
    Выборная  система Сперанского имела в  своей основе не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владение движимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранении неравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди «среднего состояния» (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права - собственность, свободу  занятий и передвижений, право выступать от своего имени в суде; «народ рабочий» - помещичьи крестьяне, слуги, рабочие и домашние, не имеющие никаких прав крестьяне, получили свободу без земли. Избирательным правом могли пользоваться только представители первых двух категорий. Таким образом, основные политические права получали лишь два сословия.
         Для третьего сословия – «народа  рабочего», проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранении крепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отменено постепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблял сословные перегородки, предусматривая более широкую возможность перехода из «среднего состояния» в дворяне путем выслуги, а из «народа рабочего» в «среднее состояние» путем приобретения собственности.
      Объективно планы реформатора  были направлены на некоторое  ограничение самодержавия путем  расширения прав дворян и буржуазии,  на более быструю эволюцию абсолютной монархии в сторону монархии буржуазной. В то же время план был абстрактным, «но ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России» - писал В.О.Ключевский. Сперанский переоценивал возможности самодержавия и недооценивал господствующую силу дворянства, которое не могло добровольно пойти на ограничение своей власти. Поэтому радикальные социальные реформы не могли быть претворены в жизнь в условиях крепостнической России.
 


2. Реформы Сперанского.

    Тем не менее, Александр I признал труд Сперанского положительным и приказал ему составить календарный план, проведения в жизнь своего проекта.
    Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, указывали, какие люди требуются  для новых правительственных учреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял, что звания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания, если не состояли на государственной службе. Другой указ, от 06 августа 1809 года, установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, ранее приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы. Теперь для получения соответствующего чина требовался университетский диплом, при отсутствии которого надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной к указу. Оба эти указа вызвали недовольство и переполох в придворном обществе и среди чиновников, так как готовились тайно и были изданы совершенно неожиданно.

2.1. Учреждение Государственного Совета

    В первую очередь указом 01 января 1810 года  был обнародован манифест об учреждении Государственного совета, имевшего двоякое  значение - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждал возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, объединял деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствовал сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики. Для ведения делопроизводства Совета при нем учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывает в своем департаменте, а всей канцелярией руководит государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета на высочайшее усмотрение. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя всего Совета.

2.2. Министерская реформа

    Вслед за Госсоветом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года.  Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 25 июля 1810 г. и 25 июня 1811 года. 
    Первый  разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:
 1) внешние  сношения, которые находились в  ведении министерства иностранных дел;
 2) устройство  внешней безопасности, которое поручалось  военному и морскому министерствам;
 3) государственная  экономия, которой ведали министерства  внутренних дел, просвещения,  финансов, Государственный казначей, ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения;
 4) устройство  суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;
 5) устройство  внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.1
      Провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления: министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.
      Значительно изменялась компетенция министерства внутренних дел: его главным предметом  становилось «попечение о распространении  и поощрении земледелия и промышленности». К министерству полиции переходили все дела, относящиеся к полиции  «предохранительной» и «исполнительной». Учреждалось звание Государственного контролера — руководителя ревизии государственных счетов.
      Предметы  ведения министерства коммерции  переходили в министерства финансов и внутренних дел, что означало упразднение  первого.
В общих  чертах устанавливались предметы большинства  министерств.
    «Общее  учреждение министерств» 25 июня 1811 г. стало  главным законодательным актом  министерской реформы. Структурно оно  состояло из двух частей: 1) «Образование министерств»; 2) «Общий наказ министерствам». Манифест определял общее разделение государственных дел и предметы каждого министерства и главного управления, во многом текстуально повторяя положения Манифеста 25 июля 1810 г. Им года устанавливалось единое общее организационное устройство центральных органов управления. Министерство возглавлялось министром и его заместителем. При министре состояли канцелярия и совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, делившихся на отделения, которые, в свою очередь, делились на столы. Устанавливался жесткий принцип единоначалия. Министр подчинялся Императору, назначаясь и смещаясь по его выбору. Непосредственно министру подчинялись директоры департаментов и канцелярии. Директорам департаментов подчинялись начальники отделений. Начальникам отделений подчинялись столоначальники. «Общий наказ министерствам» устанавливал степень и пределы власти министров, оговаривая ее исключительно исполнительный характер.
    В итоге было образовано 12 министерств  вместо 8. Оба акта признавались образцовыми  произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них  установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.

2.3. Попытка преобразования Сената.

    Предложено  было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен  к началу 1811 г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать  в два особых учреждения: Сенат правительствующий, состоящий из министров с их заместителей, на который возлагался, с одной стороны, надзор за центральной властью, с другой — непосредственное управление; и Сенат судебный, особенностью которого была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством. В праве выборов дворянством состава Сената члены Государственного совета усмотрели ограничение самодержавной власти, и, несмотря на то, что Александр I одобрил проект, вследствие неспокойной обстановки на внешнеполитической арене и приближающейся войны, реформа была отложена до лучших времен.
    Значит  из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.

  2.4. Финансовая реформа.

    Также одним из наиболее важных мероприятий  того времени была финансовая реформа, проведенная Сперанским через Государственный  совет.
    Бесконечные войны, неумелое управление и хозяйствование, континентальная блокада со стороны Англии привели финансы России к бедственному состоянию. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработать план улучшения финансового положения страны. В результате 1 января 1810г. Александр I лично внес разработанный М. М. Сперанским план в Государственный совет, а 1 февраля он был утвержден и обнародован в форме высочайшего манифеста.
    С тем чтобы вывести Россию из катастрофического  положения, план требовал «сильных мер и важных пожертвований». Эти сильные меры сводились: 1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами;          4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.
    Прежде  всего, Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая  предполагала сокращение расходов. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись  принадлежавшими государственному казначейству, и эти суммы могли  расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом. Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность (казенные леса, арендные имения и др.). Вводилась пошлина на винокурение, была проведена новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков.
    Кроме того, государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных  займов. Предприятиям разрешалось предоставлять  друг другу свои свободные средства в кредит.
    Важной  мерой по стабилизации финансового  состояния явилось установление налогов с дворянских имений, которые до этого денег в казну никогда не платили. Дворяне впоследствии не простят Сперанскому этого акта.
    Наконец, Сперанский занялся положением разменной  монеты. За главную монетную единицу  был принят серебряный рубль. Принимались  меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой реформатор предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету.
    Все эти меры сопровождались разработкой  Сперанским таможенного тарифа и торгового уложения. В основу этих нормативных актов была положена идея «поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности», сокращения потока иностранных товаров и облегчения их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады.
    Осуществление этих мероприятий дало положительные  результаты. Так, в 1812г. государственные  доходы увеличились со 125 млн. до 300 млн. руб. Но, в то же время указанные  меры, и прежде всего введенные  налоги, вызвали недовольство населения. При этом общее раздражение было направлено против Сперанского.
    Говоря  о значении этих преобразований, стоит  отметить, что Сперанским впервые  в отечественной истории внесены  начала отчетности и проверки финансового  состояния страны. Именно здесь, как  ни в какой другой области управления, нужен был порядок и непременные точность и четкость. Впервые бюджет России, составленный реформатором, обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом, министерством финансов. В какой-то мере устанавливался контроль над бюджетом, устранялся произвол в финансовых делах.
    На  этом реформы закончились. Сам Государственный  совет стал противником дальнейших преобразований.

3. Отстранение от государственных дел. Годы изгнания.

    Сперанский  уже в 1811г. начал понимать неосуществимость своих далеко идущих планов. В октябре он даже обратился с просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом.
    Однако  падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким. Над ним  все больше сгущались тучи. Активными  противниками Сперанского, открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболее реакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М. Карамзин и родная сестра Александра I, великая княгиня Екатерина Павловна.
    Нападки и многочисленные доносы на Сперанского, обвинявшегося  во взяточничестве, измене, в связях с масонами, а  также зависть чиновников и недовольство дворян-налогоплательщиков последними преобразованиями возымели свое действие на слабовольного и нерешительного Александра. Накануне войны он решил покончить со всякого рода реформами и убрать с правительственной сцены их главного режиссера, чему были искренне рады как в высшем обществе, что вполне понятно, так и со стороны народа, который также относился к нему с ожесточённой озлобленностью из-за повышения налогов и податей.
    17 марта 1812 года Сперанского вызвали  во дворец. В долгом разговоре  с глазу на глаз Александр  сообщил, что должен удалить  его от дел. 
    Дома  опального чиновника уже ждала  почтовая кибитка и частный пристав с предписанием следовать в ссылку в Нижний Новгород, где он пробыл недолго. В 1812г., когда к Москве подходила армия Наполеона, он был отправлен в Пермь под более строгий надзор.
    В январе 1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, на которое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Только осенью 1814г., когда вышел манифест об окончании войны с Наполеоном, опальному министру разрешили жить в его родной деревне Великополье, недалеко от Нижнего Новгорода. Спустя некоторое время после прибытия Сперанского в свою деревню сюда прибыла его дочь Елизавета. Здесь он ведет уединенный образ жизни; много читает, занимается воспитанием взрослеющей дочери. Время, проведённое  в Великополье, Сперанский будет считать лучшим временем своей жизни. В Великополье в Сперанском возродился, пропавший было, интерес к политическим делам. Михайло Михайлович с жадностью ловит каждое известие из Петербурга, всякий слух о событиях в царском дворце.
          Через некоторое  время Сперанского навестил Аракчеев. Когда Сперанский обратился к нему с просьбой походатайствовать за него перед государем с тем, чтобы тот определил его на службу и дал должность, Аракчеев согласился. Результатом данного ходатайства стал указ от 30 августа 1816г., согласно которому уволенный со службы без всякого указа Сперанский вновь принимался на службу и назначался Пензенским губернатором. Согласно ему назначение опального сановника пензенской губернии сделано было лишь для того, чтобы дать ему способ «усердною службою очистить себя в полной мере».
          1 октября 1816г. М.М. Сперанский был уже в Пензе. Так произошло его возвращение к власти и государственной деятельности. Позже, в марте 1819г. Александр назначил Сперанского генерал-губернатором Сибири. Благодаря ему Сибирский край впервые узнал о существовании закона - при ревизии Томской губернской администрации он не нашёл ни одного чиновника, не берущего взяток - в тюрьму угодили 680 человек местной администрации. Итогом деятельности Сперанского на посту сибирского генерал-губернатора стало фундаментальное «Уложение для управления Сибирью», детально рассматривающее устройство, управление, судопроизводство и  экономику этой части Российской империи.

4. Возвращение в Петербург. Сперанский и декабристы.

    В марте 1821 Сперанский вернулся в Петербург. Его назначили членом Государственного Совета, однако прежнего значения в  государственной системе он уже никогда не имел – ближайшим помощником императора вплоть до его смерти оставался граф Аракчеев.
    Тем не менее, Сперанский любыми средствами хотел вернуть былое политическое влияние. Смерть Александра I и восстание декабристов дали ему шанс. О восстании на Сенатской площади Сперанский почти наверняка знал. Он был лично знаком с К.Рылеевым. С.Трубецким, С.Волконским, Н.Муравьевым. Декабрист Батеньков, служивший под началом Сперанского в Сибири, жил у него в Петербурге. После победы декабристы собирались включить Сперанского во Временное правительство. Именно от него они узнали о назначении присяги Николаю Павловичу на 14 декабря. В день восстания Сперанский сказал декабристу Корниловичу: «Одержите сначала верх». Видимо, в случае успеха он был готов поддержать восставших, но восстание потерпело поражение.
    Николаю I был нужен человек, который бы грамотно организовал суд над  декабристами. Нужен был чиновник, разбирающийся в законодательстве.  К тому же, назначив именно Сперанского членом Верховного уголовного суда, что было для него «большой личной трагедией», Император нашел возможность «покарать» его за связи с декабристами. Не смотря на это, Сперанский блестяще выполнил работу по организации суда и следствия. Он педантично классифицировал вину обвиняемых по разрядам и предлагал наказания, в том числе смертную казнь, которая в России почти не применялась.
    Однако, он не рассчитал цену, которую ему  придется заплатить за возвращение во власть. Доверие Николая I он завоевал, но раздавлен был совершенно. Говорят, что когда выносили приговор, Сперанский плакал.

Заключение.

    М.М.Сперанский, несомненно, является одним из самых  выдающихся политических деятелей России. Какое идейное наследство оставил  потомкам этот великий реформатор. К сожалению, большинство проектов Сперанского или вообще остались на бумаге или воплотились в жизнь со значительными изменениями. Из масштабного плана преобразований, задуманного им, была реализована лишь небольшая его часть.
    И все же нельзя не отметить, что влияние  идей Сперанского на современников было несравненно большим, чем возможное влияние его конкретных проектов на государственное устройство империи.
    Сперанский  пришел к осознанию необходимости  ограничить самодержавие и одним из первых заговорил о разделении властей, о гражданских правах и свободах, о привлечении населения к управлению страной, о расширении круга лиц, пользующихся избирательным правом. Некоторые из предложенных Сперанским идей, например, об ограничении прав дворянства и о постепенной отмене крепостного права, были настолько революционны, что общество того времени оказалось просто не готово воспринять их.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.