Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История рекламы. Печатная полиграфия в дореволюционной России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

     

     Введение.

     Печатная  реклама и полиграфии используется в России в течение уже нескольких веков и до сих пор не теряет своей популярности. Редкая рекламная компания проходит без использования данного рекламного жанра. Изучение истории появления печатной полиграфии в России создаст прочную базу знаний для ее рационального использования.
     Как и любое другое явление, печатная реклама возникла и развивается под влиянием множества различных факторов: социальных, культурных и экономических. Следовательно, изучение факторов и предпосылок повлиявших на ее становление, позволит осведомленным рекламопроизводителям выявлять, какой из жанров печатной полиграфии будет иметь наибольшую эффективность в заданных условиях, что существенно повысит их конкурентную способность на рынке рекламных услуг.
     Печатная  полиграфия позволяет установить тесный контакт с потребителем, имеет  высокий уровень качества печати, что позволяет передать рекламную информацию более точно и качественно, но в связи с частным и нерациональным использованием эта форма рекламных коммуникаций приобрела образ макулатурности. Рекламодатели заинтересованы в разработке новых способов использования печатной полиграфии и отсутствием таковых.
     Как уже было сказано выше, изучение истории печатной полиграфии в России может дать необходимый уровень  знаний, для успешного определения  факторов влияющих на её эффективность, что позволит вносить коррективы и новации, которые необходимы для успешного использования данного вида рекламы.
     Специалист, обладающий подобной информацией, будет способен легко определять какой жанр печатной полиграфии необходимо задействовать в ходе рекламной компании и необходимо ли вообще её использование в данной ситуации.
     Сбор  и систематизация информации о истории печатной рекламы и полиграфии её отдельных жанров в России является основной целью данной курсовой работы.
     Объект  данной работы – печатная полиграфия в рекламе и факторы, влияющие на её эффективность.
     Предмет – печатная полиграфия в России в дореволюционный период.
     Задача  работы – изучить историю развития различных жанров печатной рекламы, собрать и систематизировать данные по данной проблеме.
     Данная  проблема неоднократно рассматривалась различными авторами. Наиболее известными работами по данной теме можно считать работы по общей истории рекламы Ученовой В. В и Старых Н. В., работы Макашиной Л. П. по истории отечественной рекламы и исследования о истории плакатного жара в России Н. И. Бабуриной. Данные работы послужили основным источником информации по рассматриваемому вопросу.
     Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
     В первой главе говорится об основных элементах российской проторекламы, рассмотрена история российского лубочного творчества, его роль в появлении и развитии печатных жанров рекламы, а также рассмотрена история развития жанра печатных афиш
       Во второй главе рассматривается основные этапы истории развития жанров печатной рекламы и полиграфии в России: реклама в прессе, плакатный жанр, малые изобразительные формы рекламы
 

     

     Глава 1. Зарождение российской печатной рекламы и полграфии.

     §1. Элементы российской проторекламы. Традиции лубочной картины.

     В учебнике «История рекламы» Ученова  и Старых отмечают, что традиции греко-римской античности для России во многом заменил опыт Византии. Россия, считающаяся «преемницей» Византийской империи, переняла от последней, помимо религии и культурных традиций, богатый опыт рекламных коммуникаций.
     В остальном, история развития рекламных коммуникаций в России во многом протекала по схожему с остальным миром. Для обозначения границ территории простолюдины использовали простейшую символику, которой могли выступать особым образом размеченные камни, деревянные колья, нарезки на деревьях. Символы могли представлять собой простую насечку, в виде зигзага или какой-либо фигуры.
     Помимо  таких своеобразных знамен, использовалась и другая символика. Знаки собственности, княжеские знаки, ремесленческие клейма, торговые пломбы,  образцы последних, датирующиеся IX-X веками и предположительно относящиеся к символике поднепровских князей, были найдены археологами в местах наиболее оживленных стоянок на торговых маршрутах между Россией и Византией. Также археологами были найдены гончарные изделия с символикой мастеров-ремесленников их изготавливавших.
     Ученые-сфагисты отмечают, что символика усложнялась  с увеличением ранга ее владельца. Если простолюдины часто использовали в качестве своих символов простейшие геометрические фигуры: круги, теугольники, квадраты, кривые линии, то князья уже домонгольского времени часто использовали в качестве своей символики перстни с ликами святых.
     Особо хотелось бы отметить перстень печать Московского князя Ивана III, на лицевой стороне которой изображался всадник в доспехах поражающий копьем крылатого змея, а на оборотной двуглавый орел с коронами на головах и с распущенными опущенными вниз крыльями. Надпись на печати обозначала статус Ивана III: «ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИ КН(Я)ЗЬ И ВЕЛИКЫИ КН(Я)З. ВЛАД. И МОС. И НОВ. И ПСК. И ТВЕ. И УГО. И ВЯТ. И ПЕР. И БОЛ». 1
     Использование знаков собственности и символики  стало зачатками российской геральдики, использование которой различными купеческими и ремесленными гильдиями, можно считать предпосылкой зарождения товарных знаков.
     Лубок — яркая разноцветная картинка, печатавшаяся с деревянной гравированной доски.2 Вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
     Лубки с древности были известны в Европе. Благодаря своей доходчивости для широких массы людей лубки нередко использовались как информационное оружие, например во время Крестьянской войны и Реформации в Германии.
     Несмотря  на то, что, по всей видимости, лубочное творчество зародилось в Китае, где были найдены самые древние лубки, на Русь потешные листы пришли в начале XV века из Европы, поэтому их нередко называли фряжскими или немецкими. В начале XVI рисунки печатались на досках особого пиления, называвшихся лубами. В конце XVII века в Придворной типографии в России был установлен первый стан для печати фряжских листов.
     Традиции  русского лубка оказали сильное  влияние на развитие российского  изобразительного творчества в целом  и на плакатный жанр, речь о котором  пойдет в следующем параграфе, в частности.
     Широкое распространение в России лубочное творчество получает с середины XVII века. Потешные листки использовались для привлечения зевак на различные празднества и ярмарки, выступления бродячих артистов, а также для передачи различной социально значимой информации, в том числе и коммерческого характера.
     Изготовление  лубков начиналось с того, что гравер наносил эскиз рисунка на липовую  доску (лубу), после чего он делал  ножом углубления в тех местах, которые должны были остаться белыми. Далее доска смазывалась краской и под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Следующим шагом была раскраска. Черно-белые оттиски передавались в специальные артели занимавшиеся раскраской лубка. Именно здесь рождалось главное достоинство лубочных картин – богатство ярких красок и контрастов, веселость и праздничность рисунка.
     Постепенно  производство лубков совершенствуется. Липовые эстампы сменяются сначала  клиновыми, грушевыми, пальмовыми, а  позднее и медными пластинами. Гравер тонким резцом наносил на медную пластину штриховой рисунок, такая техника позволяла вырисовывать мелкие детали изображения, чего нельзя было сделать на деревянной доске. Однако техника раскраски оставалась прежней, вплоть до появления литографии.
     Постепенно красочные «потешные листы» стали дополнятся все более развернутыми поясняющими текстами, а иногда и дополнительными рисунками, раскрывающими смысл основного изображения.
     Немаловажным  является и декоративное значение «потешных  листов». Самые разные слои населения, от князей до простолюдинов, использовали лубки для украшения своих домов. Несомненно, лубки стали одним из первых проявлений массовой культуры.
     Особой  популярностью в этом роде пользовались лубки на религиозную тематику. Нередкими  были изображения ликов святых, выполненных в византийском иконном стиле, и библейских сцен. Яркий пример – лубок с изображением Адама и Евы, сцена Райского Сада.
     Также лубки часто использовались для  привлечения средств храмами  и церквями. На таких рисунках изображался  храм и текст с прошением пожертвований на «украшения обители». Такие «потешные листы» отправлялись от имени архимандрита или строителя храма богатым представителям купечества. Можно предположить, что подобные листы выступили предпосылкой для развития еще одного вида рекламной деятельности – спонсорства.
     Религиозный раскол на старо- и новообрядцев, вызванный  реформами патриарха Никона, породил  целую волну лубков на религиозную  тематику. Исходя из выше сказанного, можно  сделать вывод о роли лубочного  творчества в рекламе религии.
     По  мнению авторов учебника «История рекламы», качества полноценного рекламного текста во многом проявились в подборке лубочных картинок посвященных пропаганде прививок против оспы. «На одной из картинок — две крестьянки: одна — здоровая, румяная, пригожая, другая — обезображена оспой. К подолу каждой из них прильнули по трое ребятишек. Далее идут стихи:
     Какой позор рябым уродливым  мальчишкам,
     Смотрите, как они хорошим  ребятишкам
     Дурными кажутся; и как  от них бегут,
     Товарищами  их в игрушку не зовут.
     С уродами ж играть как будто все  боятся
     И так спешат от них  скорее прочь убраться
     Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подробно излагались наставления  о прививании оспы».3
     Лубочное  творчество получило такое широкое  распространение  благодаря своей простоте, наглядности и доходчивости для очень широких масс населения, однако была и обратная сторона – грубость изображения и содержания некоторых рисунков. Власти стремились воспрепятствовать появлению подобных листов.
     В 1644 году московский патриарх Иоаким своим указом запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению».
     Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».
     Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.
     В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски, с которых они печатались, уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.
     Ужесточение цензуры привело к тому, что  лубочное творчество потеряло свою оперативность. Огромной популярностью пользовались лубки на религиозную тематику, просветительские сюжеты, в период после 1812 года популярность обретают лубки на военно-патриотическую тематику. До наших дней не сохранилось известных образцов лубков коммерческого характера, что говорит как минимум о недостаточном развитии подобной тематики.
     Лубочное  творчество второй половины XIX века теряет свою фольклорную составляющую, мифические и сказочные сюжеты сменяются репортажными зарисовками о жизни царствующей императорской семьи, духовных верхов.
     Лубочное  творчество нашло свое отражение  в творчестве художников-примитивистов, афишном и плакатном жанре  прежде чем окончательно исчезнуть  в начале XX века.

     §2. Летучие листки и жанр печатной афиши.

     Параллельно с лубочным творчеством развивается  производство профессиональных гравюр. При дворе Алексея Михайловича  был установлен фряжский стан для  печатания эстампов по меди. Начиная  с этого момента, начинается развитие конклюзии в России.
     Конклюзии представляли собой  гравирование изображение  с текстом приглашения на академические  диспуты, придворные праздники и  выступления придворного театра, а иногда и содержание предстоящего события. Таким образом, конклюзии  содержали в себе элементы пригласительного билета, зрелищной афиши и театральной программки.
     Жанр конклюзии процветал при российском дворе в период правления царевны Софьи. Нередко компонентом конклюзии являлись строки посвящения события той или иной влиятельной фигуре, например, софьиному фавориту князю В. В. Голицыну. Тем самым организаторы диспута или спектакля выражали свое упование на поддержку, защиту и покровительство той личности, которой направлялось посвящение
     Социальный  заказ на печатную рекламу был  вызван увеличивающимся уровнем культуры населения, театральные выступления в период правления Петра стали приобретать все более широкий публичный характер.
     Широкое распространение жанр печатной афиши  получает в России существенно позже, чем в остальном мире, только в  начале XVIII века во время правления Петра I.
     Первый  публичный театр, был открыт в 1702 году по указу Петра I в здании на Красной площади, построенном там специально для этой цели. В театральном музее им. Бахрушина сохранилась афиша, приглашающая посетить выступление в этом театре. В этой афиши были перечислены славянской вязью на светлом фоне все действа, ожидающие посетителя.
     Возникшая необходимость в оповещении широких  масс о предстоящих выступлениях не могла быть удовлетворена жанром конклюзии, который, как понятно из выше изложенного текста, имел персональный характер. Следующим этапом в развитии массовой культуры становится жанр печатной афиши.
     О характере зрелища свидетельствуют  изображения акробатов, гимнастки, жонглера, обрамляющие текст, который  гласит:
     «С  милостивым позволением здешних высоких командующих будет сюды прибывшая Аглицкая компания.
     Во-первых, начинает младая женская персона  больше как двадцатью позитурами, яко же здесь показаны, чего нигде  во всем свете не бывало, потом шутливая толстая мужская персона такие дивные скоки, которые против натуры являются быти, делает.
     А после паки женская персона —  танец с десятью обнаженными  шпагами... Первая фигура показывает на принципала, который на скрипке играет и купно танцует так дивно  и штучно, что всяк удовольствован быть имеет»4
     Если  во время царствования Петра I театральные выступления носили характер цирковых, то во время царствования Екатерины они обретаю более цельный характер. В Москве и Санкт-Петербурге Екатериниского времени действуют стационарные театры. К концу XVIII театры приобретают такую популярность, что помимо стационарных появляется множество ,принадлежащих различным князям, крепостных театров.
     Первые  печатные театральные афиши включали в себя изображение, дающее представление  о характере выступлений, и поясняющий текст, в котором перечислялось все, что посетитель мог на данном выступлении увидеть. Такие афиши назывались «перечневыми». Несомненно, емкий объёмный текст перешел в афишу из лубочного творчества.
     Помимо  театральных выступлений афиши также оповещали о торжественных шествиях и праздниках, народных гуляниях. Можно считать, что с этого времени начинается история российского печатного плаката. Печатная афиша предвещала население предстоящих о крестных ходах, связанных с церковными праздниками. В Москве они происходили в среднем один раз в месяц. Особой зрелищностью отличалось так называемое «шествие на ослята», символизировавшее вход Иисуса Христа в Иерусалим незадолго до его казни.
     Воспоминания одного из очевидцев этого действа приводят Ученова и Старых: «Впереди, на очень большой и широкой, но весьма низкой телеге везли дерево, на котором было нацеплено много яблок, фиг и изюма. На дереве сидели четыре мальчика, певшие "Осанна"».
       Далее, говорит автор, шли представители духовенства с кадильницами, дьяки и вельможи со свечами.
     «Потом следовал Великий князь в великолепных одеждах и с короною на голове. Его вели под руки знатнейшие советники... Сам он вел за длинные уздцы лошадь патриарха. Лошадь была покрыта сукном; ей были приделаны длинные уши для сходства с ослом. Патриарх сидел на ней боком; на его белую круглую шапку, осыпанную очень крупным жемчугом, также была одета корона. В правой руке его находился золотой, осыпанный драгоценными камнями крест, которым он благословлял окружающий народ. Народ же весьма низко кланялся и крестился на него и на крест его. Рядом с патриархом и позади него шли митрополиты, епископы и другие священники, несшие то книги, то кадильницы. Тут же находились 50 мальчиков, одетых большею частью в красное; одни снимали перед Великим князем свои одежды и расстилали их на дороге; другие же вместо одежды расстилали разноцветные куски сукна (локтя в два величиною) для того, чтобы Великий князь и Патриарх прошли по ним»5
     Вместе с упразднением Петром I патриаршества, упразднился и целый ряд празднеств, связанных с ним. После этого развлечением для народа выступили маскарады, фейерверки и триумфальные шествия, которые устраивались в честь победы или заключения мира.
     Для расшифровки аллегоричности шествий печатались большим тиражом и распространялись афиши и летучие листки.
     Летучий листок - печатный листок с текстом (изображением) агитационно-политического или информационного характера. Листки отличают актуальность содержания, сравнительно большой тираж, оперативность выпуска и распространения, кратковременность использования.
     Украшенные гравюрным орнаментом «объяснительные листы» сопровождали многочисленные фейерверки.
     К написанию пояснительных текстов, афиш и летучих листков, посвященных различным аспектам празднества, привлекались «лучшие перья и умы» Славяно-греко-латинской академии. В различное время эти задачи исполняли префект академии Иосиф Туробойский, ректор Феофилакт Лопатинский, вице-президент Святейшего синода Феофан Прокопович и другие верховные идеологи. В период царствования Елизаветы Петровны к этой деятельности привлечен и глава новообразованного Московского университета М. В. Ломоносов.
     Переход от самодейтельности к профессионализму, характеризующий новый этап в развитии жанра печатной афиши, полностью оформляется только во второй половине XIX века.
     Одной из первых профессионально исполненных афиш является литография по рисунку художника В. Тимма, приглашавшая подписываться на журнал «Листок для светских людей». Она появилась на петербургских улицах в 1844 году. На афише изображена группа людей, стремящихся прибрести рекламируемое издание.
     Параллельно с художественно выполненными афишами существуют театральные шрифтовые афиши: черный текст на белом фоне, как правило, с очень подробным сообщением о программе спектаклей. Однако с публикациями в строгой профессиональной манере продолжали соседствовать вариации лубочных приемов. Они оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов. 

Сохранились плакаты-афиши к представлениям, которые устраивались в петербургском Зоологическом саду и Михайловском манеже... Рекламные издания Зоологического сада и Михайловского манежа в полном смысле слова являлись художественными афишами — настолько значителное место отведено в них тексту. Изобразительная часть выполнялась в традициях русского лубка, широко практиковался прием развернутого многокадрового рассказа, обстоятельного и подробного показа места действия и костюмов, наивного изображения персонажей».6
     Художники –примитивисты пытаются возродить и сделать органичной часть своего творчества, балаганную рекламу и её неотъемлемую часть – лубок, которые вытесняются на перрифирию русской культуры на рубеже XX века
     Если в XVII — первой половине XIX века в основе российских вывесок были лубочные пристрастия, то со второй половины столетия ситуация меняется. Здесь также формируется значительный слой профессионалов своего дела.
     К концу XIX века в России шрифтовые вывески заметно оттесняют лубочные. Еще в середине столетия эту тенденцию — только применительно к столичным центрам — отмечал путешествовавший по России французский литератор Т. Готье:
     «Магазинные вывески, словно золотая вязь украшений, выставляют напоказ красивые буквы русского алфавита, похожие на греческие, которые можно использовать на декоративных фризах»7
     Несмотря на всю популярность фольклорной тематики в рекламе в начале XX века ее эпоха заканчивалась. Определяющую роль на этот момент играют уже шрифтовые вывески. Начинается эпоха фирменного стиля, когда вместо названий товаров позолоченными буквами или гигантским шрифтом на деревянно-фанерных основаниях обозначались в первую очередь фамилии предпринимателей..
 

       Глава 2. История российской печатной рекламы и полиграфии XV-XIX веков.

     §1. Реклама в российской газете.

     В настоящее время реклама является одним из основных источников доходов для большинства периодических изданий, однако  первые русские газеты содержались только за счет казны.
     Первая  российская рукописная газета Куранты  впервые увидела свет в июне 1600 года, однако более-менее регулярна  начала выходить в свет только с 1624 года. Основным источником информации выступали иностранные газеты, письма русских людей из-за рубежа, отчеты послов, внутренние же новости предоставлялись различными приказами. Газета выходила в основном с целью информирования царствовавших особ о делах государства и мира, о чем свидетельствуют обращения к государю , с которого начинался каждый выпуск газеты. Подготовкой газеты к выпуску занимались дьяки Посольского приказа.
     Немаловажным  для развития рекламы является указ Петра I от 16 декабря 1702 года «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях» Петровские «Ведомости» начали выходить в январе 1703 года, причем, если тираж «Курантов» ограничивался максимум двумя экземплярами, то «Ведомости» выпускались несколькими десятками. Важным шагом как в развитии газетного дела, так и в развитии рекламы стало внедрение гражданского шрифта в 1711 году.(до этого вся литература издавалась на церковно-славянском).
     Также в петровской газете появляются первые печатные объявление, но отношения с рекламодателями еще не развились, так как «Ведомости» были правительственным изданием и не нуждались в поддержке частным капиталом. Объявления были редкими и носили ненавязчивый характер, изредка в газете появляются реестры недавно вышедших книг.
      Именно с подобных списков книг начинает активно развиваться реклама библиографических изданий, которая впоследствии породит особый рекламный жанр – каталог – сброшюрованное справочное издание, содержащее перечень товаров,  производимых или продаваемых предприятием или фирмой, с их изображением, кратки описанием и условиями продажи, а иногда и с более подробными сведениями технического или иного характера. Различают главный каталог, содержащий информацию общего плана и специальный каталог (в данном случае книжный каталог).8
     В восемнадцатом веке российскому читателю предстали еще две печатных газеты: «Санкт-Петербургские Ведомости» и «Московские ведомости». Периодика в этот период развивалась только в столицах.  Первый выпуск «Санкт-Петербургских Ведомостей» вышел в свет 2 января 1728 года, его тираж составил 250 экземпляров. Отличительной чертой новой газеты стала регулярность, газета стабильно выходила 2 раза в неделю по почтовым дням, в конце 19 века она становится ежедневной.
     Газета имела общий формат: первый и последующий номера выходили на четырех страницах в четверть листа, иногда газета содержала суплементы.9
     «Санкт-Петербургские Ведомости» приобретают все большую популярность и, вместе с тем, увеличивается количество печатавшихся в них объявлений. Однако объявления носят в основном частный характер, коммерческие объявления начинают появляться в газете только во второй половине восемнадцатого века.
     К началу XIX века реклама «Санкт-Петербургских Ведомостей» все более дифференцированно отражает экономическую жизнь: публикуются извещения о банкротствах, о взыскании векселей кредиторами, о принудительной распродаже с торгов имений, а наряду с этим продолжают печататься частные объявления.
     Находит свое место в печатных объявлениях и реклама зрелищ, которая во многом переняла опыт «перечневых» афиш:
     «Приехавший сюда иностранец привез с собою обученную Испанскую собаку... которая разумеет по-французски, по-немецки и по-голландски; также может читать писанное или печатное на оных языках письмо, показывает на всех часах минуты и часы; разумеет арифметику, календарь и астрономию; знает все монеты, также немецкие и французские карты, различает цветы, ходит на передних лапах, танцует и делает разные фигуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.