На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ влияния цен на финансовые результаты предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Брянский  Государственный  Технический Университет 

Кафедра «Экономика и управление» 
 

Курсовая  работа
по  дисциплине «Ценообразование» 
 

«Анализ влияния цен на финансовые результаты предприятия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Брянск 2009
 


Содержание 

 


Аннотация

      Курсовая работа на тему «Анализ влияния цен на финансовые результаты предприятия ОАО «БМК»» в области ценообразования» главной целью является закрепление теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных в процессе изучения ценообразования.
   Основной задачей данной работы является провести анализ ценообразования на данном предприятии.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе дается определение цены и ее функции. Вторая глава посвящена непосредственно политике ценообразования, ее стратегиям и методам.
    В третьей главе проведем анализ влияния цен на финансовый результат предприятия.
      В процессе написания курсовой работы использованы различные графики и методы анализа. 
 

 


Введение

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
     Цена  в современной экономике—это  не только индикатор соотношения  спроса и предложения, на который должна ориентироваться фирма, но прежде всего—важнейший элемент маркетинга фирмы. Но на смену ценовой конкуренции приходит конкуренция качества и дополнительных услуг для потребителя.
Стратегия ценообразования позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Ценообразование всегда следует проводить с учетом номенклатуры и качества продукции, ее полезности, значимости и покупательной способности потребителей и цен конкурентов. В отдельных случаях следует учитывать и цены на продукцию-заменитель.
     Научно-технические  достижения усилили тенденцию внимания потребителей к качеству продукции. Одновременно повысились внимание общества к экологии и общая культура потребления. В результате произошла дифференциация спроса, вызвавшая дальнейшее повышение требований к качеству и обслуживанию потребителя. А так как на российских рынках насыщенность рынка ниже, чем, скажем в Европе, а также ниже и средний уровень доходов по сравнению с европейскими, то и гораздо выше ценовая чувствительность потребителей. Таким образом для нашей страны вопрос ценообразования более чем актуален. 

 


Глава № 1. Цена – основной элемент рыночной экономики

      1.1.Понятие цены  и ее функции

        Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как о денежной стоимости единицы товара. В случае, когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становиться товарной ценой данного товара. Чтобы получить достаточно полное представление о цене как о многогранной экономической категории, необходимо усвоить понятия цены продавца и цены покупателя.
    Цена  покупателя – цена, по которой покупатель готов, согласен и способен приобрести единицу (партию) товара. Цена покупателя формируется, исходя из собственных  представлений лица, приобретающего товар, о полезности товара, его нужности, оценки сравнения с аналогичными замещающими товарами, в зависимости от моды на данный товар, а также с учетом уровня дохода покупателя, имеющихся у него в наличии денежных средств. В целом в цене покупателя отражается его спрос на данный товар, потребительские предпочтения этого товара на рынке, поэтому цена покупателя может быть названа ценой спроса.
    Цена  продавца – цена, по которой продавец желает, готов, согласен, предлагает продать  свой товар, исходя из издержек производства и обращения товара, производственных возможностей изготовителя, цен на аналогичные замещающие товары. В целом цена продавца есть цена предложения товара со стороны его продавца, поэтому она зависит от тех факторов, которые влияют на предложение товара на рынке. На цену продавца способен оказывать влияние и субъективный фактор в виде психологии продавца. Термин «цена продавца» отражает одновременно и цену производителя товара, так как именно производитель в определяющей степени формирует цену, по которой продавец предлагает товар покупателю.
       Основой установления цен товаров является величина их стоимости, зависящая прежде всего от величины затрат общественно необходимого труда на изготовление товаров. При установлении цены исходной величины служит не индивидуальный уровень затрат труда отдельного товаропроизводителя на изготовление товара, а общественно необходимый уровень затрат. Соответственно в ценах фиксируются общественно необходимые затраты на производство отдельных видов товаров.
Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
- индикатор,  отражающий конъюнктуру рынка  (соотношение спроса и предложения,  торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень  конкурентности на рынке и т. д.);
- регулятор  рынка, с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение,  структуру и емкость рынка,  покупательную способность рубля,  оборачиваемость товарных запасов  и т. д. 
В связи  с этим можно рассмотреть следующие функции цены на рынке:
1) измерительная.  Цена показывает количество денег,  уплачиваемое и получаемое за  единицу товара или услуги;
2) соизмерительная.  Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать  их на дорогие и дешевые,  сопоставлять ценности разных товаров;
3) учетная.  Мир товаров с помощью цен  переводится из натурально-вещественной  в стоимостную форму. На макро-  и микроуровне все показатели  исчисляются в стоимостной форме.  Цена становится вспомогательным  инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;
4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;
5) социальная. Цена — фактор уровня жизни  населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;
6) стимулирующая.  Рыночное ценообразование создает  возможности для альтернативного  выбора при принятии хозяйственных  решений. Таким образом, стимулирующее  воздействие цены заключается  в том, что ее уровень побуждает  к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой.
Цена  является инструментом образования  прибыли, фактором налогообложения. В  систему экономического стимулирования кроме цены включены, как известно, базирующиеся на цене экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. В современных рыночных условиях основным орудием конкурентной борьбы становится цена, а конкуренция — основная движущая сила производства;
7)распределительная.  Распределение и перераспределение  доходов происходит через уровень  цен, их структуру, соотношение.  Могут устанавливаться разные  уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм  собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены.

      1.2.Классификация  цен

В зависимости  от роли в ценообразовании государства цены могут быть:
    Свободными - цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них; зависит от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль. Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Статья 40 НК РФ); инвестиционная, ликвидационная, утилизационная цены;
    Регулируемыми - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.
Различают цены:
    Контролируемые - установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях;
    Неконтролируемые - в основном свободные цены;
 
Существует  деление цен на:
      Оптовые - (оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием; мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке, производителя для розничной торговли); элементы оптовой цены: себестоимость, налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость, прибыль изготовителя или другого поставщика;
      Розничные - (розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с ПД); элементы розничной цены: оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки), торговая надбавка (издержки обращение, НДС, акцизы и прибыль).
По территории действия цены классифицируют:
    Внутригосударственные - определяются законодательством РФ;
    Мировые - устанавливаются на основе данных биржевых котировок.
 
 


Глава № 2. Политика ценообразования

2.1. Факторы ценообразования

     В рыночной экономике цена находится под влиянием множества разнообразных факторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различных направлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночная цена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишь ориентировочную (базовую) цену на товар. 
Конкретные цены на товары и их динамика являются результатом комплексного и одновременного влияния всей совокупности факторов. В настоящее время в практике сложилась следующая укрупненная классификация групп факторов, воздействующих на цену:

      экономические;
      технические;
      технологические;
      политические;
      психологические.
     Ценообразующие  факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования относятся:
      государственное регулирование ценообразования;
      потребители;
      издержки предприятия;
      конкуренция;
      участники каналов товародвижения.
     Фактор "издержки предприятия" рассматривается в разделе "Методы ценообразования".
     Государственное регулирование ценообразования  имеет существенное значение для  формирования цен. В основном государство  влияет на процесс ценообразования  административными мерами: “замораживание”  рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу. 
Потребители. Ценовые решения основываются на анализе потребительского поведения, который предполагает изучение следующих составляющих: ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей. 
Ценовая эластичность спроса отражает реакцию покупателей на изменение цен, проявляющуюся в изменении объема продаж. Ценовая эластичность спроса определяется коэффициентом эластичности по формуле:

Ед =
,    где
Q —  объем продукции, 
?Q — изменение объема продукции,
P —  цена,
?Р — изменение цены.
     Спрос называют эластичным, когда небольшое  изменение цены влечет за собой большое  изменение объема спроса (Ед > 1). Спрос  неэластичен, если изменение цены не оказывает существенного влияния на спрос (Ед < 1). 
Существует также единичная эластичность, при которой некоторое относительное изменение цены вызывает такое же относительное изменение спроса (Ед = 1).

     Спрос, в свою очередь, зависит от таких факторов, как доступность товаров-заменителей или аналогов, степень необходимости товара для потребителя.
     Следует учитывать значимость цен для  различных сегментов рынка, поскольку  потребители могут воспринимать их по-разному. 
Потребителей или покупателей можно подразделить на четыре категории:

      экономные покупатели; основной их интерес касается ценности покупки, они обладают высокой чувствительностью к ценам, качеству и ассортименту;
      персонифицированные покупатели; при выборе опираются на образ продукции, обслуживание, ценам уделяется меньшее внимание;
      этичные покупатели; сохраняют приверженность избранному товару и готовы пожертвовать более низкими ценами и широтой ассортимента товаров - заменителей;
        апатичные покупатели; основное  внимание уделяют удобству (расположение торговой точки и др.).
     Анализ  потребительского поведения не ограничивается исследованием перечисленных факторов, поскольку они основываются на рациональном поведении потребителей. В действительности потребительское поведение не всегда рационально и может не соответствовать теоретической модели. Большое значение могут иметь такие факторы, как привычка пользоваться услугами определенных магазинов, привлекательный товарный ассортимент, сервис, гарантийное обслуживание.
Конкуренция. Возможные виды конкурентной среды:
      контролируемая правительством;
      контролируемая рынком (ценовая война);
      контролируемая предприятием;
      контролируемая группой предприятий.
     Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг; при этом особое значение приобретает ценовая конкуренция.
     Среда, в которой цена контролируется предприятием, характеризуется ограниченной конкуренцией, различием товаров и услуг. Дифференциация может проявляться в товарных марках, параметрах продукции, сервисе, ассортименте и других факторах. Выбор цены зависит от стратегии и целевого рынка.
     Среда, в которой цена контролируется группой  предприятии, характеризуется наличием нескольких крупных предприятий-товаропроизводителей, определяющих объем предложения и цены на рынке. 
Среда, в которой цена контролируется правительством (коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и др.), характеризуется тем, что правительственные органы определяют цену после получения информации от компаний, организаций или отраслей, на которые влияет это решение, а также от заинтересованных сторон (например, потребительских групп). 
Участники каналов товародвижения. Каждый участник каналов товародвижения стремится приобрести лидирующую роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего имиджа, обеспечения повторных покупок и т.д.

     Цена  предприятия-производителя находится  в большой зависимости от цен  на товары, работы, услуги предприятий-поставщиков. Производитель может получить больший контроль над ценой, используя систему монопольного товародвижения или минимизируя сбыт через розничную торговлю, продающую товары по сниженным ценам, заранее устанавливая цены на товар, открывая собственные розничные магазины, поставляя товар на условиях консигнации, обеспечивая достаточную долю прибыли для участников каналов и посредством разработки хорошо известных в стране торговых марок, за которые покупатель готов платить любую цену. 
Оптовая или розничная торговля могут добиться большего контроля над ценами, демонстрируя производителю свою значимость, как потребителя в свою очередь увязывая объем перепродаж с долей прибыли. 
Для обеспечения гармоничного взаимодействия и согласия участников каналов товародвижения с решениями в определении цен производитель должен учитывать четыре фактора:

      доля прибыли участников каналов (для покрытия их расходов и получения прибыли);
      ценовые гарантии (для участников каналов обеспечиваются самые низкие цены на данный товар);
      особые соглашения (производителем предлагаются скидки на ограниченный период времени и/или бесплатные товары для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей);
      повышение цен и его воздействие на участников каналов (это повышение переносится на конечного потребителя или участники каналов компенсируют его за свой счет).

      2.2. Стратегии  ценообразования.

      При разработке ценовой стратегии каждое предприятие должно определить для себя её главные цели, как, например, доведение до максимума выручки, цены, объёмов реализации продукции или конкурентоспособности, обеспечение определенной рентабельности и т.п.

      2.2.1. Стратегия следования  за спросом.

         Данная стратегия основана на постоянном исследовании спроса покупателей на производимую предприятием продукцию. Подразумевает изменение цен в зависимости от изменения спроса.
      При увеличении спроса предприятие увеличивает  цену на свою 
продукцию, так как она востребована на рынке. Если же спрос падает, то 
предприятие вынуждено снижать цену, для того, чтобы продукция была 
реализована и не пропала.

      Сложность стратегии заключается в том, что необходимо учитывать и спрос на товары-заменители, товары конкурентов.

      2.2.2. Стратегия проникновения.

      Суть  стратегии заключается в том, что фирма или предприятие устанавливает более низкую начальную цену, чем у конкурентов. Таким образом, предприятие привлекает новых клиентов и укрепляет свои позиции. Такая политика преследует цель - получение долговременной прибыли.

      2.2.3. Стратегия устранения  конкуренции.

      Стратегия используется в основном на монополистической рынке. Предприятие стремится установить самую низкую цену на рынке, чтобы привлечь потребителей к своим товарам. В результате этого, конкуренты вынуждены снижать цены ещё больше, что ведёт к сокращению прибыли, убыткам и, в конечном итоге, может привести к прекращению деятельности.

      2.3. Концепция ценовой  стратегии предприятия.

      Основной  задачей стратегии ценообразования  в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли при запланированном объёме продаж. Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение потребностей покупателей, путём оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

      2.3.1. Ценообразование на разных типах рынков и на разных этапах жизненного цикла предприятия.

      Ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором работает предприятие. В зависимости от вида конкуренции выделяют 4 основные типа рынка:
    Чистая или совершенная конкуренция.
    Монополистическая конкуренция.
    Олигополия.
    Чистая монополия (монопсония).
      Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. Цены формируются под воздействием спроса и предложения и приближаются к равновесным.
      Каждый  продавец на определённом рынке должен приспосабливаться к этим ценам и фактически не может на них влиять. Для рынка совершенной конкуренции характерна свобода входа и выхода из отрасли; стремление каждого продавца к росту прибыли в действительности приводит к снижению цен. Скидки с цены, как правило, существенной роли не играют.
      Ценообразование на монополистическом рынке. Конкуренция  предприятий, производящих многообразную  сильно дифференцированную продукцию, где каждый производитель имеет  некоторую монополию при установлении, цены на свой фирменный товар, ограничена наличием конкурентных преимуществ каждого товара. На этом рынке обязательно фирменная дифференциация продукта, закреплённая патентом, лицензией, маркой.
      Ценообразование на олигополистическом рынке. На рынке доминирует несколько предприятий, обеспечивающих основное наполнение рынка товарами. Товар, который они предлагают, может быть однородным, стандартизированным или дифференцированным фирменной маркой. Некоторые предприятия занимают большой удельный вес и способны влиять на цены, остальные вынуждены считаться с действиями конкурентов.
      Олигополистическая  взаимосвязь может принимать 2 основные формы: ценовые войны, которые приводят к снижению цен до уровня равновесия, или договор о ценах путем ограничения объёмов выпуска и фиксирования цен.
      Вхождение на олигополистический рынок затруднено, что связано с эффектом масштаба, защитой технологии, с большими рекламными издержками и сервисными издержками.
      Ценообразование при монополии. На рынке господствует один хозяйственный субъект, который устанавливает цены на товары. Цена называется монопольной ценой, а дополнительный доход - монопольной прибылью.
      Регулирование цен на монопольном рынке достигается  с помощью государственного контроля.
      В зависимости от стадии жизненного цикла продукции, на стадии внедрения нового вида продукции различают четыре стратегии в ценовой политике.
      1. Стратегия интенсивного (активного)  маркетинга, которая отличается  тем, что устанавливается высокая цена и расходуется много средств на стимулирование сбыта. Высокой ценой обеспечивается высокая прибыль, а большие затраты на стимулирование сбыта позволяют быстро продвинуть продукцию на рынок.
      2. Стратегия выборочного проникновения  - это высокая цена, при незначительном стимулировании сбыта. Используется, когда:
    ёмкость рынка невелика;
    продукция известна большинству потребителей;
    Потребители готовы платить высокую цену; 
    конкуренция незначительна.

      3. Стратегия широкого проникновения означает, что цена устанавливается 
низкой, а затраты на маркетинг - высокими. Считается наиболее успешной 
для быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его доли. 
Применяется если:

    велика ёмкость рынка;
    потребители плохо осведомлены о продукции:
    сильна конкуренция;
      •   увеличение масштаба производства уменьшает издержки на единицу продукции.
      4. Стратегия пассивного маркетинга опирается на низкую цену и незначительные расходы на стимулирование сбыта. Она оправдана, когда уровень спроса определяется в основном ценой.
      На  следующей стадии жизненного цикла продукции - стадии роста конкуренция обычно усиливается и потому новая продукция начинает постепенно вытеснять продукцию конкурентов. Используют следующие стратегии: 

      
    улучшать  продукцию, модернизируя и закрепляя  её отрыв 
    от конкурентов;

    выходить с ней на новые сегменты рынка;
    усилить рекламу, в том числе с акцентом на престижность 
    и с целью формирования у потребителей - новаторов стремления к 
    вторичной покупке.

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.