Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение химической атомистики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Атомистическая  теория
Атомистика философов  Древней Греции и Рима
Атомистика в период до XVII в
Физика в XVIII и XIX вв
Атомистика конца XIX –  начала XX в
Атомистика первой половины XX в
Атомистика в предвоенные  годы
Атомистика от послевоенных лет до наших дней
Заключение
Список литературы
 
Введение.
В конце тысячелетия, когда  общество все дальше продвигается по пути техногенного развития, развиваются  уже существующие и зарождаются  новые производственные отрасли, когда  «высокие технологии» вошли практически  в каждый современный дом, и многие люди не могут представить жизни  без них, мы более отчетливо видим, неограниченность человеческих потребностей. Чем больше человечество создает, тем  большем оно потребляет. В том  числе такого важного ресурса, как  энергии.
Человечество с древних  времен искало новые источники энергии. К середине XX столетия были освоены  почти все ее природные источник, причем использование их в промышленных масштабах привело к значительному  загрязнению отходами производства окружающей среды, особенно в крупных, промышленно развитых городах.
Овладение же ядерной энергией – величайшее, ни с чем не соизмеримое  достижение науки и техники XX в. Высвобождение  внутриядерной энергии атома, проникновение  в природные кладовые тайн вещества, атома превосходит все, что когда-либо ранее удавалось сделать людям. Новый источник энергии огромной мощности сулил богатейшие неоценимые возможности.
Для открытия такого вида энергии, как внутриядерная энергия атома, понадобились долгие годы упорной и  самоотверженной работы ученых многих поколений и разных стран. Высвобождение  внутриядерной энергии атома  потребовало такого уровня развития науки, такого научно-технического оборудования, таких аппаратуры, химических материалов, такой высокой культуры и техники  производства, которые смогли сложиться  в мире только к середине XX столетия. Однако человечество должно было пройти долгий путь поисков, преодолеть множество  препятствий, отвергнуть прежние представления  о природе вещей.
Народы Азии и Африки в  глубокой древности многое сделали  для понимания природных явлений  и основных законов природы.
Древние цивилизации Китая, Индии, Вавилона, Египта, Греции заложили фундамент, на котором возникло натурфилософское учение, теоретическое мышление, преобразующее  мифологию в эпос и формирующее  при этом основные принципы строения и превращения веществ.
Натурфилософские представления, возникшие в древнем мире, в  строгом смысле теоретическим мышлением  становятся только в Греции.
В Индии атомистическая точка  зрения была окрашена спиритуалистической  тенденцией одухотворения природы, чего нет в греческой атомистике, поскольку греки развивали материалистический атомизм.
Греческая форма атомизма плодотворно повлияла на развитие науки. Наиболее полно и в ясном изложении  дошли до нас изустные и письменные работы древних греков. Древние греки  одними из первых стали изучать природу  с помощью методов (примитивных  в нашем понимании), сформулированных в их научных диспутах, лекциях. В  Древней Греции человеческий разум  осознавал свою силу, и именно тогда  начали появляться систематические  научные исследования.
Атомистика  философов Древней Греции и Рима.
Характерные черты естествознания того времени – это накопление эмпирического материала, попытки  объяснить мир с помощью общих  умозрительных гипотез и теорий, в которых предсказывалось, предвосхищалось  немало позднейших научных открытий. К примеру, в ту эпоху зародились идеи об атомарном, дискретном строении материи.
Древние греки создали  учение о материальной первооснове  всех вещей, родоначальниками которого были Фалес Милетский (625-547 до н. э.), Анаксимандр (610-547 до н. э.), Анаксимен (585-525 до н. э.) и другие античные философы. С вершин нынешних знаний многое в  их учении кажется наивным. Так, Фалес  считал, что основой всего является вода. Анаксимандр усматривал такую  основу в некоем «алейроне» – единой, вечной, бескачественной материи, а  Анаксимен – в воздухе. Все  они представляли первоначально  существующего как нечто материальное.
Другой известный древнегреческий  философ Гераклит Эфесский (530-470 до н. э.) считал основой основ огонь. Все вещи появляются из огня и снова  в него возвращаются. Гераклит утверждал: «Мир единый, не создан никем из богов  и никем из людей, а был, есть и  будет вечно живым огнем, закономерно  воспламеняющимся и закономерно  угасающим».
Непосредственными предшественниками  атомистов были Эмпедокл (490-430 до н. э.) и Анаксагор (500-428 до н. э.), они  выдвинули концепцию элементов, из которых построена Вселенная.
По учению Эмпедокла такими материальными элементами являются огонь, воздух, вода и земля. Они вечны, неразрушимы, хотя и изменяются по числу  и величине путем соединения и  разделения. Эмпедокл утверждал: «Ничто не может произойти из ничего, и  никак не может то, что есть, уничтожиться». Эта мысль Эмпедокла очень  близка к знакомому нам закону сохранения вещества, который играет такую фундаментальную роль в  современной физике.
Анаксагор считал, что мир  состоит из бесконечного множества  частиц («семян») веществ и в результате их совокупного движения темный холодный воздух отделяется от светлого горячего эфира, а частицы соединяются  с себе подобными. Так образуются материальные тела. Следует обратить внимание на высказывания Анаксагора об эфире. О нем впоследствии через  ряд веков ученые будут вести  длительные споры, дискуссии.
Ученые Древней Греции за свои смелые идеи и высказывания подвергались наказаниям и преследованиям. Так, Анаксагор был изгнан из Афин за утверждение о том, что вопреки  укоренившимся верованиям солнце, луна, звезды являются лишь раскаленными камнями  и не имеют божественной природы.
Философы Левкипп и  его ученик Демокрит (460-370 до н. э.) стали  основателями атомистической теории. По учению Левкиппа материя состоит  из отдельных частиц – атомов, находящихся  в пустом пространстве, и слишком  мелких, чтобы их можно было увидеть  в отдельности. Атомы непрерывно движутся в пространстве и воздействуют друг на друга при помощи толчков  и давления.
Более полно и стройно  атомистическая теория была изложена великим древнегреческим философом-материалистом  Демокритом. Хотя им было написано много  сочинений по математике, физике, астрономии, медицине, филологии, теории музыки и др., но из многочисленных его сочинений до нас дошло только около 300 фрагментов.
В сочинениях Демокрита много  сказано о душе, о человеческих отношениях, о мышлении, об этике  и другом, но нас в данном случае интересуют только атомы, только материалистическое воззрение Демокрита.
Приведем некоторые принципиальные положения Демокрита, имеющие отношение  к атомистической теории:
1. Ничто не возникает  из ничего и ничего не переходит  в ничто.
2. Материя состоит из  бесконечного числа мельчайших, неделимых частиц – атомов.
3. Атомы вечны и неизменны,  а все сложные тела, из них  состоящие, изменчивы и преходящи.
4. Не существует ничего, кроме атомов и «чистого» пространства.
5. Атомы вечно движутся. Движение всегда присуще атомам  и происходит в силу господства  во Вселенной закона универсальной  необходимости.
6. Атомы бесконечны по  числу и бесконечно разнообразны  по форме.
7. Во Вселенной существует  бесконечное множество миров.  Наш мир один из них.
8. Различие между вещами  связано с различием их атомов  по числу, величине, форме...
Естественно-научное мировоззрение  древних получило свое развитие в  трудах знаменитого философа того времени  Аристотеля (384-322 до н. э.). В своем  творчестве он охватил почти все  существовавшие тогда отрасли знаний. Хотя Аристотель критиковал своего учителя  философа-идеалиста Платона (427-347 до н. э.), он не был материалистом. Он признавал  объективное существование материального  мира и его познаваемость, но противопоставлял земной и небесный миры, верил и  учил верить в существование божественных сил.
Аристотель считал, что  все космические тела состоят  из эфира, основного элемента природы, в котором изначально заложено совершенное  движение по кругу.
Естественный путь познания природы, учил Аристотель, идет от менее  известного и явного для нас к  более явному и известному с точки  зрения природы вещей. Он рассматривал такие общие понятия, как материя  и движение, пространство и время, конечное и бесконечное.
В своей работе «Физика» Аристотель подробно разобрал взгляды  своих предшественников – Анаксагора, Левкиппа, Демокрита и др. Он резко  критиковал воззрения атомистов, признающих существование бесчисленного множества  атомов и миров. По Аристотелю реальный мир конечен, ограничен и построен из «конечного числа» элементов. Понятие  пустоты по Аристотелю противоречит действительности. Бесконечное разреженное  пустое пространство ведет к бесконечному движению, а это, по мнению Аристотеля, невозможно.
«Канонизированное» учение Аристотеля в средние века надолго  задержало развитие атомистических воззрений. И все же учение об атомах, атомистика, пройдя через многие века, выдержало ожесточенную борьбу и  дошло до наших дней с более  глубокими представлениями об атоме, полученными в результате огромного  числа физико-химических экспериментов  и исследований по физике атома.
В Древнем Риме поэт и  философ Тит Лукреций Кар (99-55 до н. э.) в своей знаменитой поэме  «О природе вещей» изложил атомистическое учение греческого философа Эпикура.
Представитель афинской школы  Эпикур (341-270 до н. э.), а за ним Лукреций пытались существованием атомов объяснить  все естественные и социальные явления. Лукреций рисует модель движения атомов, уподобляя его движению пылинок  в солнечном луче в темной комнате. Это по существу одно из первых в  истории естественных наук описание молекулярного движения. Созданная  древними философами теория атомов совпадает  с современными концепциями только в самых общих чертах.
Гениальные догадки философов-материалистов, атомистов Древней Греции и Рима предопределили рождение современной  атомистической теории – физики атома, ядерной физики. Мы и сегодня поражаемся изумительным научным догадкам и  идеям древних философов, основанным только на чисто умозрительных предположениях почти без всяких экспериментальных  подтверждений. Это лишний раз доказывает, что возможностям человеческого  разума нет пределов. Экскурсом в  древность мы хотели подчеркнуть, что  толчком к поискам энергии  атомного ядра явился вывод древнегреческих  и других древних философов о  том, что материя состоит из бесконечного числа мельчайших неделимых частиц – атомов. Наука XIX и XX вв., непрерывно обогащаясь новыми знаниями и идеями, подтверждаемыми научными экспериментами и теориями, продвигалась вперед к  познанию атома. Движение к высвобождению  внутриядерной энергии сопровождалось длительным, многовековым накоплением  знаний во многих отраслях науки.
Атомистика  в период до XVII в.
В период средневековья атомистика переживала тяжелые времена. В средние  века господствовали схоластика, теология и открытия в науке были спорадическими. И в те времена люди немало сделали, продвигаясь к вершинам познания, но все же такого расцвета, как в  Древней Греции и Риме, в странах  Западной Европы не наблюдалось.
Средневековый Восток имел более широкие, чем Западная Европа, связи со многими близкими и далекими странами, что способствовало развитию геометрии, алгебры, тригонометрии, медицины и других наук. Так, труды Аристотеля, Птолемея и других пришли в Европу в переводах с арабского. Арабы  были как бы связующим звеном между  античной и средневековой культурой  и наукой.
В 1121 г. в Средней Азии появился курс физики Аль-Хазини, в  котором были таблицы удельных весов  ряда твердых и жидких тел. Много  сделал хорезмский ученый Бируни (973-1048) в опытах по определению удельной массы веществ. В Бухаре жил знаменитый ученый философ Абу Али Ибн  Сина (Авиценна). В своих работах  он, последователь учения Аристотеля и позднее неоплатонизма, проповедовал вечность материи.
В середине XV в. в экономическом, политическом и культурном развитии Европы начинают отчетливо проступать новые, самобытные черты.
Николай Коперник (1473-1543) сломал общепризнанную до того концепцию мироздания, по которой Земля считалась неподвижной  по отношению к Солнцу. Коперник отбросил геоцентрическую систему  Птолемея и создал гелиоцентрическую  систему мироздания. Возникнув в  астрономии, она распространилась и  на физику, дав новый импульс развитию атомистических идей. Атомы неощутимы, считал Коперник, несколько атомов не составляют видимого тела. И все  же число этих частиц можно так  умножить, что их будет достаточно для слияния в заметное тело. Коперник вплотную подошел к материалистической атомистике. В эпоху Возрождения  физические наблюдения и опыты еще  не носили систематического характера, хотя и были достаточно широко развиты.
Началу использования  в физике экспериментального метода положил Галилео Галилей (1564-1642), итальянский физик, механик, астроном, один из основателей естествознания. Его влияние на развитие механики, оптики, астрономии неоценимо. Основа мировоззрения Галилея – признание  объективного существования мира, т. е. существования вне и независимо от человеческого сознания. Галилей  считал, что мир бесконечен, материя  вечна. Материя состоит из абсолютно  неделимых атомов, ее движение –  единственное, универсальное механическое перемещение. Галилей экспериментально подтвердил ряд гипотез древних  философов об атомах. В своих трудах он поддержал гелиоцентрическую систему мироздания, за что жестоко пострадал от католической инквизиции.
Научная деятельность Галилея, его огромной важности открытия, научная  смелость имели решающее значение для  утверждения гелиоцентрической  системы мира.
Научные открытия и наследие великого английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727) относятся к трем основным областям: математике, механике и астрономии. Ньютон вошел в историю  как подлинный корифей науки, его основные труды и сейчас не утратили своего значения, хотя время  и вносит коррективы в некоторые  их разделы. Первый ощутимый удар по учению Ньютона нанесла теория электромагнитного  поля Дж. Максвелла (1831-1879), основателя классической электродинамики и  статистической физики. Утверждение  современной физики было подготовлено открытием рентгеновских лучей, радиоактивности элементов и  их взаимных превращений, теорией относительности  Эйнштейна, квантовой теорией и  др. И все же это ни в коей мере не умаляет огромного значения для  науки классических работ И. Ньютона.
Физика  в XVIII и XIX вв.
В XVIII и XIX вв. классическая физика вступила в период, когда многие ее положения стали подвергаться серьезному переосмыслению. В 1746 г. М. В. Ломоносов (1711-1765) писал: «Мы живем  в такое время, в которое науки  после своего возобновления в  Европе возрастают и к совершенству приходят».
Михаил Ломоносов –  первый русский профессор химии, автор первого русского курса  физической химии. В области физики он оставил нам ряд важных работ  по кинетической теории газов, теории теплоты, оптике и др. Рассматривая основу химических явлений» Ломоносов  на базе атомно-молекулярных представлений  развивал учение о «нечувствительных» (т. е. неощутимых) частицах материи  – «корпускулах» (молекулах). Он полагал, что всем свойствам вещества можно  дать исчерпывающее объяснение с  помощью представления о различных  чисто механических движениях корпускул, состоящих из атомов. Он утверждал, что химическая теория должна строиться  на законах механики и математики.
В химических работах Ломоносова важную роль играет атомистика, она  – краеугольный камень его научного мышления. Ломоносов дал свою формулировку принципа сохранения материи и движения: «...все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько  чего у одного тела отнимается, столько  присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирается и  в самые правила движения, ибо  тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько  сообщает другому, которое от него движение получает...»
Введение понятия «корпускулы» наряду с понятием «элемента» (атома) означало признание того, что определенная совокупность атомов создает новое  единство, действующее как целое, некий новый качественный «узел». Это была перспективная идея, ибо  только через естествознание человечество могло прийти к идее развития, образования  сложных форм вещества из соединения простых.
Самый характер соединения Ломоносов мыслил не как простое  сложение составных элементов. Он подчеркивал, что природа новых образований  зависит не только от того, какие  элементы входят в эти образования (корпускулы), но и от того, каков  характер связи между элементами. Ломоносов, приняв гипотезу о вращательном движении молекул-корпускул, вывел  ряд следствий:
1. Частицы-корпускулы имеют  шарообразную форму.
2. При более быстром  вращении частиц теплота увеличивается,  а при более медленном –  уменьшается.
3. Горячее тело должно  охлаждаться при соприкосновении  с холодным и, наоборот, холодные  тела должны нагреваться вследствие  ускорения движения при соприкосновении.
Ломоносов критиковал теорию теплорода (или флогистона – не имеющей  массы невесомой жидкости), которую  он считал возвратом к представлениям древних об элементарном огне.
По мысли Ломоносова, упругость  газов (воздуха) является свойством  коллектива атомов. Сами атомы «должны  быть телесными и иметь продолжение», форма их «весьма близка» к  шарообразной.
Воззрения на теплоту как  форму движения мельчайших «нечувствительных» частиц высказывались еще в XVI в. Бэконом, Декартом, Ньютоном, Гуком. Эту  же идею разрабатывал и М. Ломоносов, однако он оставался почти в одиночестве, так как многие его современники были сторонниками концепции «теплорода». И только позднее Дэви и затем  Юнг и Мор доказали, что теплота  является формой движения и что следует  рассматривать теплоту как колебательное  движение частиц материи. Последующими работами Майера, Джоуля, Гельмгольца  был установлен закон сохранения и превращения энергии.
Атомно-молекулярное учение о материи лежало в основе многих физических и химических исследований на всем протяжении истории науки. Со времени Бойля оно стало служить  химии и было положено Ломоносовым  в основу учения о химических превращениях.
Итальянский ученый Э. Торричелли (1608-1647) доказал существование атмосферного давления. Французский математик  и физик Б. Паскаль (1623-1662) открыл закон: давление, производимое на поверхность  жидкости внешними силами, передается жидкостью одинаково во всех направлениях.
Вместе с Г. Галилеем и  С. Стевиным Блез Паскаль считается  основоположником классической гидростатики. Он указал на общность основных законов  равновесия жидкостей и газов. В 1703 г. немецкий ученый Г. Шталь (1659-1734) сформулировал  теорию, точнее, гипотезу о природе  горючести в веществах.
Английский ученый Р. Бойль (1627-1691) ввел в химию атомистику, это  дало основание Ф. Энгельсу сказать  о работах Бойля: «Бойль делает из химии науку». Голландец X. Гюйгенс (1629-1695) вошел в историю науки как  создатель подтвержденного экспериментами первого научного труда по волновой оптике – «Трактата о свете»; он был первым физиком, исследовавшим  поляризацию света.
Наука о тепле потребовала  точных температурных измерений. Появились  термометры с постоянными точками  отсчета: Фаренгейта, Делиля, Ломоносова, Реомюра, Цельсия.
А. Лавуазье (1743-1794) разработал в 1780 г. кислородную теорию, выявил сложный  состав воздуха. Объяснил горение, тем  самым доказав несостоятельность  теории флогистона, который и М. В. Ломоносов исключал из числа химических элементов.
Работавший в Петербургской  академии наук Л. Эйлер (1707-1783) установил  закон сохранения момента количества движения, развил волновую теорию света, определил уравнения вращательного  движения твердого тела.
Американский ученый Б. Франклин (1706-1790) разработал теорию положительного и отрицательного электричества, доказал  электрическую природу молнии.
Английский физик Г. Кавендиш (1731-1810) и независимо от него французский  физик Ш. Кулон (1736-1806) открыли закон  электрических взаимодействий.
Итальянский ученый А. Вольта (1745-1827) сконструировал первый источник постоянного тока («вольтов столб») и установил связь между количеством  электричества, емкостью и напряжением. Одним из первых трудов, посвященных  описанию нового источника постоянного  тока, была выпущенная в 1803 г. книга  русского ученого В. Петрова «Сообщение о гальвано-вольтовых опытах».
Начало практическим исследованиям  электромагнетизма положили работы датчанина X. Эрстеда, француза А. Ампера, русских ученых Д. М. Велланского  и Э. Ленца, англичанина М. Фарадея, немецкого физика Г. Ома и др.
Крупнейший немецкий ученый Г. Гельмгольц (1821-1894) распространил  закон сохранения энергии с механических и тепловых процессов на явления  электрические, магнитные и оптические. Им был установлен ряд законов, касающихся газов, заложены основы кинетической теории газов, термодинамики, открыты инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.
М. Фарадей (1791-1867) - английский физик, химик и физико-химик, основоположник учения об электромагнитном поле, электромагнитной индукции – открыл количественные законы электролиза.
В 1803 г. английский физик  и химик Дж. Дальтон (1766-1844) опубликовал  основополагающие работы по химической атомистике, вывел закон кратных  отношений. Дальтон ввел в науку, в частности в химию, понятие  атомного веса (атомной массы), приняв за единицу вес водорода. По Дальтону, атом - мельчайшая частица химического  элемента, отличающаяся от атомов других элементов своей массой. Он открыл явление диффузии газов (кстати, явление, которым примерно через сто лет  воспользовались для получения  высокообогащенного урана при создании ядерных бомб).
В XVII–XIX вв. атомы считались  абсолютно неделимыми и неизменными  частицами материи. Атомистика в  значительной мере носила все еще  абстрактный характер. В XIX в. большой  вклад в разработку научной базы атомистики внесли такие ученые, как  Максвелл, Клаузиус, Больцман, Гиббс  и др.
В недрах химической науки  родилась гипотеза о строении всех атомов из атомов водорода. Именно химико-физики ближе всех подошли к пониманию  физического смысла идей атомистики. Они постепенно приближались к выяснению  природы атомизма, а последующие  поколения ученых – к пониманию  действительного строения атома  и его ядра.
Предыстория познания атомного ядра начинается в 1869 г. с гениального  открытия Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Д. И. Менделеев (1834-1907) был первым, кто попытался  классифицировать все элементы, и  именно ему мы обязаны нынешним видом  Периодической системы. Пытаясь  охватить все элементы, он вынужден был заключить, что некоторые  места Периодической системы  элементов (теперь носящей его имя) не заполнены. Исходя из положения в  таблице и свойств химических элементов, соседствующих с ними в периодах и группах, он предсказал химические свойства трех отсутствовавших  тогда элементов. Примерно через 10 лет  эти элементы (галлий, скандий и  германий) были открыты и заняли свои места в таблице Менделеева.
Периодический закон стал как бы последней инстанцией, выносящей  окончательный приговор соотношению  между химическим эквивалентом и  атомной массой. Так, первоначально  бериллий считался трехвалентным с  атомной массой 13,5, а индий –  двухвалентным с атомной массой 75,2, а благодаря их положению в  таблице были проведены тщательные проверки и уточненные атомные массы  стали равными 9 и 112,8 соответственно. Урану сначала приписывали атомную  массу, равную 60, затем исправили  на 120, однако периодический закон  показал, что значение атомной массы  урана 240.
Периодическая система элементов  стала в конце прошлого века памятником упорству, труду и аккуратности в  экспериментальной работе. В Периодической  системе Менделеева нашли отражение  сложность структуры атома и  значимость ранее неизвестных основных характеристик атомного ядра – его  массового числа А и порядкового  номера 2. В течение всей последующей  истории ядерной физики периодический  закон Менделеева, обогащенный новыми открытиями, служил путеводной нитью  исследований. Именно с конца XIX в. подход к изучению атома стал действительно  научным, имеющим экспериментальную  основу.
Никто из естествоиспытателей  той эпохи не проник так глубоко  в понимание взаимосвязи между  атомами и молекулами, как Д. И. Менделеев. В 1894 г., когда еще не была ясна модель не только атома, но и молекулы, Менделеев выдвинул гипотезу о строении атома и молекулы. Положив в  основу признание существования  атомов и молекул, связи между  материей и движением, он высказал мысль, что атомы можно представить  себе как бесконечно малую Солнечную  систему, находящуюся в непрерывном  движении. Неизменность атомов, подчеркивал  Менделеев, не дает исследователю никакого основания считать их «неподвижными» и «недеятельными в их внутренней сущности», атомы подвижны.
Менделеев показал, что развитие науки невозможно, если отказаться от признания объективной реальности атомов. Он подчеркивал глубокую внутреннюю связь между атомистическими  воззрениями древних (Демокрита) и  материалистической философией. Развитие классического учения Демокрита  составило, по Менделееву, основу материализма.
Спустя почти 30 лет после  появления Периодической системы  Менделеева начала свое победное шествие  новая наука – ядерная физика. А примерно 60 лет спустя американские ученые Г. Сиборг и другие, синтезировавшие  в 1955 г. элемент 101, дали ему название «менделевий», как они выразились «...в знак признания приоритета великого русского химика Дмитрия Менделеева, который первым использовал Периодическую  систему элементов для предсказания химических свойств тогда еще  не открытых элементов. Этот принцип  явился ключевым при открытии почти  всех трансурановых элементов».
В 1964 г. имя Д. И. Менделеева занесено на Доску почета науки Бриджпортского университета (штат Коннектикут, США) в  числе имен величайших ученых мира.
Д. И. Менделеев при жизни  был известен во многих странах, получил  свыше 150 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий, ученых обществ и учебных заведений.
Атомистика  конца XIX – начала XX в.
Гениальные догадки древних  ученых о том. что все вещества состоят из атомов, к концу XIX в. полностью  подтвердились. К тому времени также  было установлено, что атом как единица  любого вещества неделим (само слово  «атом» по-гречески означает «неделимый»).
С открытия А. Беккерелем в 1896 г. явления радиоактивности берет  свое начало новый раздел физики –  ядерная физика. С этого момента, собственно, и начинается непосредственно  история исследования атомной энергии.
Немецкий физик В. Рентген (1845-1923) открыл в 1895 г. излучение, названное  им Х-лучами (впоследствии они получили название рентгеновских лучей, или  рентгеновского излучения). Он создал первые рентгеновские трубки и сделал анализ некоторых свойств открытого  им излучения. Это открытие и последующие  исследования сыграли важную роль в  изучении строения атома, структуры  вещества.
Рентгеновское излучение  нашло широкое применение в медицине, технике, в различных областях науки.
24 февраля 1896 г. французский  физик А. Беккерель (1852-1908) на  заседании Парижской Академии  наук докладывал: «Фотографическую  пластинку Люмьера обертывают  двумя листами очень плотной  черной бумаги... На верхний лист  бумаги кладут какое-либо люминесцирующее  вещество (бисульфат урана и калия), а затем все это выставляется  на несколько часов на солнце. При проявлении фотопластинки  на черном фоне появляется  силуэт люминесцирующего вещества».  Позднее А. Беккерель убедился  в том, что нет необходимости  выставлять фотопластинку на  солнце, и более того, если урановое  соединение в течение многих  месяцев находится в темноте,  то процесс проявления все  равно происходит. При этом у  физиков возник вопрос, откуда  же черпается энергия, хотя  и очень небольшая, но непрерывно  выделяющаяся из урановых соединений  в виде ионизирующего излучения?
Открытие радиоактивности  урана Беккерелем невозможно переоценить, хотя важность этого открытия поняли не сразу. В тот период физики были полностью поглощены работами по изучению свойств рентгеновского излучения, и потому высказывались предположения, что явление радиоактивности  сродни рентгеновскому излучению. Но рентгеновское  излучение возникает при электрическом  разряде, происходящем в сильно разреженном  газе, независимо от природы газа, независимо от вещества, из которого сделаны электроды. Радиоактивность же солей урана, обнаруженная Беккерелем, не требует  электрического напряжения - ни большого, ни малого. Не нужен и разреженный  газ. Рентгеновское излучение возникает  только в присутствии электрического разряда, излучение, открытое Беккерелем, – всегда, непрерывно, и его излучает только уран.
Но только ли уран? Этот вопрос и был поставлен Марией Склодовской-Кюри. Таким образом, был открыт новый  этап исследований, который провели  супруги Кюри.
Мария Кюри воспользовалась  наблюдением Беккереля, что под  влиянием излучения, испускаемого ураном, воздух становится проводником электричества. Это упростило поиск веществ, которые испускают так называемые беккерелевы лучи. М. Кюри натолкнулась на удивительный факт: урановая смолка – руда, из которой добывают металлический  уран, испускает беккерелевы лучи с гораздо большей интенсивностью, чем чистый уран. В результате супруги  Кюри открыли два новых радиоактивных  вещества, которые они назвали  полонием и радием.
Всем веществам, которые  способны излучать лучи Беккереля, Мария  Кюри дала общее название – радиоактивные (что означает способные испускать лучи).
С помощью метода сцинтилляций, камеры Вильсона, ионизационной камеры и другой аппаратуры Марии и Пьеру  Кюри, Резерфорду, Содди, Вилларду и  другим ученым либо независимо, либо совместно  удалось обнаружить и изучить  три типа лучей Беккереля, испускаемых  ураном. Каждый из них получил свое название: альфа, бета, гамма. Альфа-лучами назвали те лучи, которые магнитным полем отклоняются слабо и представляют собой поток положительно заряженных частиц. Бета-лучами назвали лучи, которые магнитным полем отклоняются сравнительно сильно и представляют собой поток электронов, т. е. отрицательно заряженных частиц. Гамма-лучами назвали лучи, которые магнитным полем не отклоняются вовсе.
Успехи физики XIX в. позволили  существенно продвинуться в создании целостной системы, объединяющей механику Ньютона и электродинамику Максвелла  и Лоренца. Теория электромагнитного  поля, созданная Максвеллом, вошла  в историю науки наряду с такими фундаментальными обобщениями, как  ньютонова механика, квантовая механика. Процесс коренного преобразования физики подготавливался научными открытиями конца XIX в., сделанными В. Рентгеном (рентгеновские  лучи, 1895 г.), А. Беккерелем (естественная радиоактивность урана, 1896 г.), Дж. Томсоном (открытие электрона, 1897 г., первая модель строения атома), М. Склодовской-Кюри (радиоактивные  элементы – полоний и радий, 1898 г.), М. Планком (теория квантов, 1900 г.) и  др. Выполненные к началу XX в. работы химиков и физиков, теоретиков и  экспериментаторов, вплотную приблизили науку об атоме к проблеме высвобождения  ядерной энергии атома.
Атомистика  первой половины XX в.
Исследования по радиоактивности стали проводиться в России почти сразу после открытия Беккереля. Ученые И. И. Боргман (1900 г.) и А. П. Афанасьев исследовали свойства радиоактивного излучения, в частности лечебные свойства целебных грязей. В. К. Лебединский (1902 г.) и И. А. Леонтьев (1903 г.) изучали влияние радиоактивности на искровые разряды и определили одними из первых природу гамма-лучей. Н. А. Орлов исследовал действие радия на металлы, парафин, легкоплавкие органические вещества. Кроме Петербургского университета такого рода работы велись в Медицинской академии, в университетах Новороссийска, Харькова и других городов. Важные результаты в этой области были получены В. А. Бородовским, Г. Н. Антоновым, Л. С. Коловрат-Червинским.
В. А. Бородовский, закончив физико-математический факультет Юрьевского университета в 1902 г., работал с 1908 г. в Англии в лаборатории Кенсингтона, а затем в лаборатории Кавендиша (Кембридж). Им написана работа «Поглощение бета-лучей радия», он одним из первых установил наличие радия в ферганской радиоактивной руде. Именно из нее в 1921 г. В. Г. Хлопин получил отечественный препарат радия.
Г. Н. Антонов работал несколько лет в лаборатории Резерфорда. В 1911 г. он открыл уран V. Среди ученых были сомнения. Тогда Резерфорд по рекомендации Содой передал Антонову 60 г ураннитрата, с помощью которого в России Антонов доказал свою правоту. «Уран превращается одновременно в два продукта, - докладывал Антонов на заседании Российского физико-химического общества (РФХО), – в уран Х и в меньшем количестве в уран V».
Результаты работ Л. С. Коловрат-Червинского по радиоактивности  имели большое научное значение. С 1906 г. он в течение пяти лет работал  в лаборатории М. Кюри, провел эксперименты по исследованию бета-лучей и составил «Таблицы констант радиоактивных веществ». Его работы нашли отражение в монографии Марии Кюри и в книге Резерфорда «Радиоактивные вещества и их излучение». Коловрат-Червинским было написано около 250 научных трудов. Он был одним из первых крупных ученых дореволюционной России, который после Октябрьской революции развернул в нашей стране работы по радиологии. Смерть в 1921 г. в возрасте 49 лет прервала его работу в Государственном рентгенологическом и радиологическом институте.
В 1910 г. в Одессе была создана  радиологическая лаборатория, в  Томске спустя некоторое время была организована аналогичная лаборатория.
После 1917 г. был создан Радиевый институт под руководством В. И. Вернадского, заместителем которого стал В. Г. Хлопин. В послереволюционные годы было создано радиевое производство на базе отечественных месторождений.
Без участия в этих работах  русских ученых-радиологов всех направлений  не было бы базы для создания отечественной радиевой промышленности и развития советской радиологии, а в будущем советской атомной науки и промышленности.
История высвобождения и  использования внутриядерной энергии атома не могла идти самостоятельным, каким-то отдельным путем, это история развития многих наук, прежде всего физики и химии.
В открытии и высвобождении  внутриядерной энергии атома  приняли участие ученые многих стран мира, разных национальностей и разнообразных профессий. Этот невиданный ранее источник энергии, скрывающийся в недрах атома, принадлежит всему человечеству.
В 1900 г. немецкий физик-теоретик М. Планк (1858-1947) ввел новую универсальную постоянную, названную им элементарным квантом действия. Введя понятие кванта энергии, он сформулировал квантовую гипотезу, положив тем самым начало квантовой теории, или, коротко, атомизации действия. В первые годы эта теория не имела «шумного успеха», пока ее не применил А. Эйнштейн и не показал ее Незаменимость для понимания явлений, происходящих в микромире.
В 1910-1914 гг. А. Эйнштейн (1879-1955) создал общую теорию относительности, в которой сформулировал новый подход к проблеме пространства и времени. Принцип относительности Эйнштейна – закон такой же абсолютной силы и значения, как и закон сохранения энергии. Позже Эйнштейн был вынужден эмигрировать из Германии и отказаться от немецкого гражданства. Он уехал в 1932 г. из гитлеровской Германии, стал эмигрантом, переселился в США и приступил к работе в Принстоне в Институте высших исследований. Принимал участие в антивоенном движении, выступал против фашизма.
Но фашизм наступал. Гитлеровская Германия в марте 1938 г. захватила Австрию, в марте 1939 г. аннексировала Чехословакию.
Великобритания и Франция  шли на уступки территориальным  притязаниям гитлеровского правительства, надеясь этим удовлетворить поползновения гитлеровской Германии и направить ее военную силу против СССР.
Общественность всех стран  чувствовала, что мировая война становится неизбежной. Ученые США, в частности, понимали, к каким тяжелым последствиям она может привести, поскольку гитлеровская Германия обладала очень сильным научным и техническим потенциалом. Немецкие ученые вплотную подошли к возможности применения внутриядерной энергии атомов урана в военных целях. Именно в Германии впервые было осуществлено деление ядер урана. Вот почему ученые – физики-эмигранты, и среди них Сцилард и Теллер, - убеждали Альберта Эйнштейна обратиться к президенту Соединенных Штатов Ф. Рузвельту с предложением развернуть в США работы по созданию ядерного оружия, ядерной бомбы, с тем чтобы опередить Германию.
После длительных размышлений  и внутренней борьбы Эйнштейн предложил начать работы по созданию ядерной бомбы, хотя по натуре своей он был убежденным пацифистом.
2 августа 1939 г. Альберт  Эйнштейн направил письмо президенту  США Франклину Делано Рузвельту.
Ф. Д. Рузвельту
Президенту Соединенных  Штатов
Белый дом, Вашингтон
Сэр!
Некоторые недавние работы Ферми и Сциларда, прочитанные мной в рукописи, заставляют меня ожидать, что уран может быть в ближайшем будущем превращен в новый и важный источник энергии. Некоторые аспекты возникшей ситуации, по-видимому, требуют бдительности и, при необходимости, быстрых действий со стороны правительства. Я считаю своим долгом обратить Ваше внимание на следующие факты и рекомендации.
В течение последних четырех  месяцев благодаря работам Жолио во Франции, а также Ферми и Сциларда в Америке стало реальным получение ядерной реакции при больших количествах урана, вследствие чего можно освободить значительную энергию и получить большие количества радиоактивных элементов. Можно считать почти достоверным, что это будет достигнуто в ближайшем будущем. В свою очередь это может способствовать созданию бомб, возможно, исключительно мощных бомб нового типа. Одна бомба этого типа, доставленная на корабле и взорванная в порту, полностью разрушит весь порт с прилегающей к нему территорией. Такие бомбы могут оказаться слишком тяжелыми для воздушной перевозки.
Соединенные Штаты обладают малым количеством урана. Ценные месторождения его находятся  в Канаде и Чехословакии. Серьезные источники – в Бельгийском Конго. Ввиду этого было бы желательным установление постоянного контакта между правительством и группой физиков, исследующих в Америке проблемы цепной реакции.
Для такого контакта Вы могли  бы уполномочить лицо, пользующееся Вашим доверием, неофициально выполнять следующие обязанности:
а) поддерживать связь с  правительственными учреждениями, информировать их об исследованиях и давать им необходимые рекомендации, в особенности в части обеспечения Соединенных Штатов ураном;
б) содействовать ускорению  экспериментальных работ, ведущихся сейчас за счет внутренних средств университетских лабораторий, путем привлечения частных лиц и промышленных лабораторий, обладающих нужным оборудованием.
Мне известно, что Германия в настоящее время прекратила продажу урана из захваченных чехословацких рудников.
Необходимость таких шагов, быть может, станет понятна, если учесть, что сын заместителя германского  министра иностранных дел фон  Вайцзеккер прикомандирован к Физическому институту Общества кайзера Вильгельма в Берлине, где в настоящее время повторяются американские работы по урану.
Искренне Ваш Альберт  Эйнштейн
Олд Гров Ред, Нассау-Пойнт-Пеконик, Лонг Айленд
2 августа 1939 г.
В интервью японской газете в 1951 г. А. Эйнштейн так объяснил свою роль в создании ядерной бомбы:
«Мое участие в создании ядерной бомбы состояло в одном-единственном поступке, я подписал письмо президенту Рузвельту, в котором подчеркивал необходимость проведения в крупных масштабах экспериментов по изучению возможности создания ядерной бомбы. Я полностью отдавал себе отчет в том, какую опасность для человечества означает успех этого мероприятия. Однако вероятность того, что над той же самой проблемой с надеждой на успех могла работать и нацистская Германия, заставила меня решиться на этот шаг. Я не имел другого выбора, хотя я всегда был убежденным пацифистом...»
Письмо А. Эйнштейна не сразу привело к действиям  администрации США.
Рузвельт распорядился о  создании Консультативного комитета по урану в тот же день, когда ответил на письмо Эйнштейна, но решение о развертывании крупномасштабной программы создания ядерного оружия было принято только в октябре 1941 г., после получения сведений о работе англичан в этом направлении.
Нападение японских военно-воздушных сил на Пирл-Харбор 8 декабря 1941 г. привело к тому, что США объявили войну Японии, Германии и Италии. После вступления США в войну программа создания ядерной бомбы перешла из стадии научных исследований в стадию практических разработок.
В середине 1942 г. администрация  США поняла, что «...несколько килограммов урана-235 или плутония-239 представляют собой взрывчатку, эквивалентную по своей мощи нескольким тысячам тонн обычных взрывчатых веществ» (из доклада В. Буша 17 июня 1942 г. президенту США Ф. Д. Рузвельту).
В результате указаний президента США 13 августа 1942 г. был создан специальный  округ инженерных войск под названием  Манхэттенский в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико, в пустыне, недалеко от Санта-Фэ. Руководителем Манхэттенского проекта был назначен бригадный генерал инженерных войск Л. Гровс, а научным руководителем – физик-теоретик Юлиус Роберт Оппенгеймер.
С этого времени началась работа огромного масштаба, поглотившая  колоссальные средства, материальные ресурсы, человеческие усилия и приведшая к созданию ядерной бомбы невиданной мощи в июле 1945 г.
Но вернемся к истокам  освоения нового источника энергии.
В 1911 г. Э. Резерфорд (1871-1937) сделал в Манчестере доклад «Рассеяние альфа- и бета-лучей и строение атома». X. Гейгер и Э. Марсден провели экспериментальную проверку идеи Резерфорда о строении атома. Они подтвердили существование ядра атома как устойчивой его части, несущей в себе почти всю массу атома и обладающей положительным зарядом.
В 1913 г. Н. Бор (1885-1962) опубликовал серию статей «О строении атомов и молекул», открывших путь к атомной квантовой механике. Примерно в это же время начались, как известно, первые трудности электромагнитной концепции микромира. Уже квантовая механика несла в себе совершенно новые взгляды на микропроцессы. Так, в основу многих уравнений квантовой механики входило значение массы микрочастиц, а открытие спина (от английского spin – вращение), т. е. собственного момента количества движения, у электрона С. Гаудсмитом и Дж. Уленбеком (1925 г.) и выдвижение принципа запрета В. Паули (1925г.) противоречили существовавшим представлениям в физике. Но наиболее важной оказалась гипотеза нейтрино, выдвинутая в 1931 г. Паули с целью объяснения кажущихся аномалий в энергетическом распределении электронов, вылетающих при бета-распаде. Нейтрино было четвертой элементарной частицей (после электрона, фотона и протона), с которой столкнулась физика того времени.
В. Паули предположил, что  при бета-распаде из ядра вылетает не одна частица – электрон (как  предполагалось ранее), а две – электрон и частица, названная Паули нейтрино.
На основе опытов Дж. Аллена, выполненных 10 лет спустя, в 1942 г. было установлено, что нейтрино имеет массу покоя, значительно меньшую (1/30) массы электрона, и полностью лишено электрического заряда и магнитного момента.
Если природа трех ранее  открытых эл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.