На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская культура в 18 веке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение. 

      XVIII век – век перемен не только в экономике,  социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I, направленные на модернизацию и европеизацию России, определили особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII века: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русская культура вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековья. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми  догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. Эти процессы развиваются очень быстро, но, несмотря на глобальную европеизацию, русская культура наследовала лучшие национальные традиции, она не отвергала своего прошлого. 
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. 
К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
      Русская культура  в первой половине XVIII века. Эпоха Петра I.
1.1 Быт и нравы.
  XVIII в. характеризуется ломкой средневекового образа жизни, правил поведения, усилением западноевропейского влияния на быт русского дворянства. Наиболее заметные изменения произошли в период петровских преобразований. Петр I осознавал единство образа жизни, обычаев, быта и форм социальной активности, поэтому он начал свои преобразования с "исправления нравов".
      Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое  летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие  начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми  или можжевельными деревьями, а  ворота бедных владельцев — ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять  друг друга. В столице в эти  дни устраивались фейерверки.
            За этим наступили  перемены в счете часов. Раньше сутки  делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское, деление – с полудня по полуночи.
            В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении  венгерского платья (кафтана), а в  следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного — старому, архаичному. Долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.
       Стремясь выкорчевать "сонный  нрав" московской старины, Петр I в 1705 г. приказал брить лицо (раньше брадобритие считалось  признаком западной "ереси" - "латинства"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане, стремившиеся сохранить подобие "лика Христова", должны были платить специальный налог:от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) — огромные по тому времени деньги. Был введен металлический бородовой знак — своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды.
     С 1718 г. в домах вельмож регулярно  начали проводить ассамблеи (балы-собрания). На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. В ассамблеях  непременно  участвовали и женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.
     Разрабатывались специальные правила поведения  в обществе, появился так называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных  языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Наибольшей популярностью пользовалось изданное в 1717 г. для юношества наставление "Юности честное зерцало". В нем порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там, в частности, говорилось о поведении за столом: «…сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное (от слова «уха», рыбное блюдо), чтобы везде брызгало не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом».
     В середине XVIII в. быт русского дворянства в значительной степени определялся  западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму  низкопоклонства перед Западом.  
 
 

  1.2 Образование и наука.
  При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало неотъемлемой частью государственной политики. Особенности этой политики определялись признанием основной целью образования удовлетворение государственной потребности в кадрах. Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и соединение обучения с практикой. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Кроме того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться. Распространению грамотности, развитию светской школы и активизация книгоиздательского дела в значительной степени способствовала проведенная в 1708-1710 гг. реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена более простым "гражданским" печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел - арабскими цифрами. Уже в первой четверти XVIII в. в качестве учебных пособий были изданы "Букварь" Ф. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л. Магницкого и переиздана "Грамматика" М. Смотрицкого. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были пока невелики. Формирование системы учебных заведений. Возрастающие потребности государства в отечественных специалистах разных отраслей обусловили возникновение сети учебных заведений. Впервые петровские школы набирали "робяток всякого рода, опричь (кроме) помещичьих крестьян",
     Система начального и среднего общего образования  осталась практически неразвитой. В I714 г. по указу Петра I были созданы 42 губернские цифирные школы - государственные  начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян (со второй четверти столетия количество этих школ постепенно сокращалось, и вскоре они прекратили свое существование).
       Ориентация системы образования  на подготовку кадров специалистов  обусловила наибольшее развитие  системы профессиональных школ. В 1701 г. в Москве была открыта  школа математических и навигационных  наук (Навигацкая школа), в которой  изучали арифметику, геометрию, тригонометрию,  астрономию, навигацию. В 1715 г.  из старших классов этой школы,  переведенных в Петербург, была  создана Морская академия. При  Посольском приказе была открыта  школа для обучения иностранным  языкам, а позже - школа канцелярских  служащих. В это же время были  созданы Артиллерийская, Инженерная  и Медицинская школы, на уральских  заводах создавались горнозаводские  училища. При всех профессиональных  школах существовали подготовительные  отделения, в которых обучали  письму, чтению и арифметике.
       Подготовка дворян к офицерской  службе в армии и на флоте  осуществлялась в открывшемся  в 1731 г. Шляхетском (дворянском) корпусе  (в дальнейшем он разделился  на сухопутный, морской, артиллерийский  и инженерный). К придворной службе  дворянских детей готовил открывшийся  в конце 50-х гг. Пажеский корпус.
     Начальное образование дворяне было через  систему частного обучения, прежде всего на дому. Это была единственная форма обучения, доступная лицам  женского пола, для которых был  закрыт доступ в учебные заведения. Дети духовенства учились в епархиальных школах, духовных семинариях и академиях. Дети разночинцев и купцов могли учиться в различных профессиональных (медицинских, горных, коммерческих) и профессионально-художественных учебных заведениях. Рекрутские дети обучались в гарнизонных школах, готовивших для армии унтер-офицерский состав. Дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.
     Выдающимся  событием в жизни страны было создание в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московского  императорского университета и гимназии при нем. В соответствии с идеями М.В. Ломоносова, университет был  создан для "генерального обучения разночинцев", что противоречило  установившимся принципам и явилось  важным шагом на пути формирования единой системы бессословного образования.
     Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими  достижениями европейской науки  и техники. Накопленные в предшествующие периоды разрозненные знания в большинстве  областей начали превращаться в науку.
     В первой четверти XVIII в. впервые в  истории России процессы накопления научных знаний и их рационального  теоретического осмысления получили мощную поддержку государственной власти. Целенаправленная государственная  политика в значительной мере способствовала быстрому развитию отечественной научной мысли. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки было открытие в 1725 г. в Петербурге Академии наук и художеств (с 1803 г. - Императорская Академия наук), ставшей центром русской науки. Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет. Первоначально она объединяла 3 "класса": математики, физики и гуманитарный. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала несколько экспедиций, среди них две Камчатские (1725-1730 и 1733-1743). Академия наук располагала физическим кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром, механической и оптической мастерскими, граверной школой, типографией, библиотекой и архивом. В 1719 г. при Академии была открыта Кунсткамера - первый в России естественноисторический музей. В первой половине столетия в России было собственные ученых было очень мало, поэтому в Академию наук приглашались иностранные специалисты, что, с одной стороны, способствовало приобщению России к достижениям европейской науки, с другой стороны, нередко наносило ущерб развитию отечественной научной мысли. В Петербургской Академии наук работали такие выдающиеся иностранные ученые, как основатель гидродинамики Д. Бернулли; автор нескольких сотен работ по механике, астрономии и кораблестроению Л. Эйлер; ботаник И. Гмелин; естествоиспытатель К. Вольф и др. Они внесли большой вклад в русскую науку, отстаивали ее честь в Западной Европе. Лишь с середины XVIII в. под влиянием М.В.Ломоносова, ставшего в 1745 г. первым русским академиком, в Академии начался постепенный рост числа отечественных ученых. Академиками стали физик Г.В. Рихман, географ и этнограф С.П. Крашенинников и другие.
     Наибольшее  развитие в "Петровскую эпоху" получили отрасли знаний, необходимые для  создания сильной армии и флота, обеспечивающие успешную внешнюю политику, подъем промышленности и торговли. Это обусловило быстрое развитие естественных наук.
     Уже в начале века было начато активное изучение природных ресурсов страны, имевшее в первое время чисто  практическое значение: изучение природных  ресурсов было необходимо для строительства  новых заводы для выплавки чугуна, меди и серебра. Были открыты залежи каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка. Велись работы по разведке бакинской нефти. Русские рудознатцы открыли богатейшие залежи железной руды на Урале, давшие необходимый в  период Северной войны металл. В  Забайкалье были найдены залежи серебра. Промышленное изучение земных недр способствовало также развитию науки.
     В то же время были организованы экспедиции, имевшие преимущественно научные  цели. 1713-1714 гг. экспедиции И.М. Евреинова  и Ф.Ф. Лужина впервые побывали на Курильских островах. В 1720 г. правительством была организована первая экспедиция для изучения Сибири. Эта экспедиция, руководимая Д. Мессершмидтом, собрала  ценные сведения о природе, истории, экономике и этнографии Сибири. Участник второй Камчатской экспедиции (1733-1743) ученый-натуралист И. Гмелин опубликовал свои путевые  наблюдения "Путешествие по Сибири" и четырехтомный труд "Флора  Сибири", в котором описал более  тысячи видов растений. Картографы Ф. Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали  его. Эта карта внесла коренное изменение  в представления современников  о береговой линии Каспийского  моря. Большой вклад в развитие географии и картографии внесли В. Киприянов, А. Зубов и Я. Брюс, трудами  которых на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона. Обследования внутренних районов Сибири, побережья  Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средней Азии подготовили  издание в середине XVIII в. географом  И.К. Кирилловым "Атласа Российского" (к этому времени подобный атлас  имела только Франция).  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Литература.
     Литература XVIII в. была своеобразной творческой лабораторией, в которой вырабатывалась стилистика прозы, формировалась система стихосложения, происходил творческий эксперимент в области художественного слова, в ходе которого были созданы основы современного русского литературного языка.
      Преобразования  первой четверти XVIII в. способствовали окончательной победе светского  направления в литературе, что  обусловило формирование новых жанров, появление новых литературных героев, новых сюжетов.
       Введение Петром I "гражданского" алфавита и его дальнейшее  упрощение, проведенное в 1730-е  гг. Академией наук не только  способствовало укреплению светского  языка и развитию новой светской  литературы, но и активизировало  книгоиздательскую деятельность.
      В рамках традиционных литературных жанров появляются новые сюжеты, новые герои, выражаются новые идеи. В то же время формируются новые жанры. Одним из господствующих жанров по-прежнему остается бытовая повесть. 
     Большую популярность в это время получили сатирические произведения. Крупнейшим мастером сатиры был русский поэт и просветитель Антиох Кантемир (1708-1744). Его главные сатиры ("Куму своему" и "Филарет и Евгений") посвящены  защите петровских преобразований. Большую  известность приобрели также  оды, басни и эпиграммы Кантемира.
      Широкое распространение в петровскую эпоху  получает любовная лирика. Манерность, изысканность языка и обращение  к античным образам свидетельствуют  о влиянии французской "галантной  поэзии". Авторы многочисленных образцов любовной лирики петровского времени  в большинстве случаев неизвестны. Впоследствии сочинение любовных стихов вошло в моду, с него начинали свой творческий путь многие крупнейшие поэты XVIII в.
     Автор многочисленных од, поэм, стихотворений, являющихся образцами литературы русского классицизма, М.В. Ломоносов разработал теорию "трех штилей", в соответствии с которой каждому жанру соответствует  свой стиль: высокий, посредственный или  низкий. Эта теория стала руководством для создания нового литературного  языка.
     Народное творчество. Помимо традиционных для народного творчества обрядовых песен, широкое распространение получают произведения о Петре I и песни-жалобы. Известно более 200 народных песен о Петре, в которых затрагиваются почти все основные события его жизни - от рождения до смерти (о заговорах царевны Софьи, о стрелецких бунтах, о взятии Азова, особенно многочисленны произведения о Полтавской битве). Большинство песен свидетельствуют о героизации образа Петра в народном сознании. Особенно ярко это отразилось в "Плачах войска" о смерти Петра, сложившихся, по-видимому, в солдатской среде. В то же время в народном творчестве все чаще стали звучать жалобы на тяготы рекрутской жизни, на закрепощение вольных "гулящих людей", которым некуда "кинуться" от "крепких караулов". В песнях о Степане Разине и о Кондратии Булавине "удалым молодцам"-казакам противопоставляются виновники народных бед "собаки"-воеводы и бояре.  
 
 
 
 
 
 

      Искусство.
    1.4.1 Изобразительное  искусство
     Русское изобразительное искусство первой половины XVIII в. характеризуется окончательной  победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобразительным  искусством.
     Русская светская живопись развивалась на основе национальных традиций живописной мастерской Оружейной палаты. В то же время  отечественные мастера активно  осваивали лучшие западноевропейские традиции: в Россию приглашали иностранных  художников, а молодых русских  живописцев посылали учиться в Италию, Нидерланды (петровские пенсионеры).
  Ведущим жанром становится портрет, окончательно вытеснивший икону. Первые произведения этого жанра по своему характеру тяготеют к парсуне. Основоположниками русского светского портрета принято считать И.Н. Никитина и А.М. Матвеева.
  В первой половине столетия началось освоение русскими художниками новых для них композиций с мифологическими сюжетами. (А.Матвеев "Венера и Амур", "Аллегория живописи"). Популярностью пользовались также монументальная роспись в виде панно и плафонов в строившихся дворцах и административных зданиях, а также миниатюрное письмо.
     Особое  значение приобрела в начале столетия гравюра, передававшая героический  пафос эпохи. Возможность получать с одного оригинала несколько  сот оттисков обеспечивала выполнение чрезвычайно важных в петровское время агитационно-пропагандистских функций. Основоположниками гравюры  нового времени в России являются голландские мастера А.Шхонебек и П.Пикарт. Крупнейшими русскими мастерами гравюры того времени  были А.Зубов, много лет проработавший  при петербургской типографии и  оставивший большое графическое  наследие ("Баталия при Гренгаме", "Панорама Петербурга"), и М.Махаев,автор знаменитой серии видов Петербурга.
       В первой половине XVIII в. широкое  распространение получает лубок  (народная картинка) - выполняемое  мастерами-ремесленниками произведение  графики, отличающееся доходчивостью  образа и предназначенное для  массового распространения. Лубку  свойственны простота техники,  яркая раскраска. Изображения  часто дополняются пояснительными  надписями. Одна из наиболее  известных лубочных картинок  этого периода - "Мыши кота  погребают", получившая широкое  распространение после смерти  Петра I. Кроме заглавной надписи,  внизу картинки расположены шуточные  подписи ко всем изображенным  участникам похоронной процессии.  Общая тема подписей - ликование  крыс и мышей по поводу смерти  кота.
     В середине столетия русская живопись развивалась под влиянием европейских  стилей барокко и рококо, что проявилось в ее тяготении к парадности, пышности и вместе с тем виртуозной декоративности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4.2 Театр.
     На  протяжении первой половины XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать  в России профессиональный театр. Петр I придавал большое значение театральному искусству как средству воздействия на общественное сознание. В 1702 г. по его распоряжению был создан Публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание - "Комедиальная храмина". Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. Он же должен был подготовить русских артистов. 1706 г. театр, не пользовавшийся успехом у зрителей, прекратил свое существование, но его актеры продолжали выступать.
      В первой половине XVIII в. закладывались  и основы русской школы классического  балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде, а в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны была учреждена русская балетная труппа.
     В середине XVIII в. во многих городах выступали  иностранные актерские труппы, но преобладание в их репертуаре иностранных  пьес обусловило отсутствие к ним  широкого интереса.
        Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрел возникший еще в XVII в. театр Шереметевых. 
 
 
 

     2. Русская культура во второй половине XVIII века. Эпоха Екатерины II.
2.1 Быт и нравы.
     Вторая  половина XVIII века, а именно период царствования Екатерины II вошел  в историю как «золотой век» российского дворянства. Одним из первых манифестов Екатерины II после восшествия на престол был «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы. По этому же «Манифесту» многие дворяне получили земли в свое владение, за ними же закрепились крестьяне, жители этих земель. Естественно, что эти земли надо было благоустраивать. Благоустройство начиналось, как правило, со строительства усадьбы. И время правления Екатерины – это время расцвета дворянской усадебной культуры. Но жизнь большинства помещиков не была отделена «железным занавесом» от жизни крестьян, происходило прямое соприкосновение с народной культурой, зарождается новое отношение к крестьянину как к равному себе человеку, как к личности.
     Также вторая половина XVIII века ознаменовалась рядом появления  новшеств, касающихся быта горожан. Особенно много нового появилось в жизни городов. После разрешения правительства держать купцам лавки в своих домах, в городах появляются купеческие усадьбы со складами и магазинами, образующими целые торговые улицы.
     В Москве и Петербурге появились водопроводы, но для большинства городов источником водоснабжения оставались многочисленные колодцы и ближние водоемы, а также развозившие воду в бочках водовозы.
     В конце века в отдельных крупных  городах вводится освещение главных  улиц. В Москве первые уличные фонари появились с 30-х гг. XVIII в. В них фитиль, опущенный в конопляное масло, зажигался по специальному распоряжению властей.
      Большой проблемой для городских властей  с увеличением населения становились  вопросы гигиены, поэтому в городах  растет число общественных бань, в  которых за особую плату можно  было и откушать, и скоротать ночь приезжим. Впервые специальным указом Сената запрещен патриархальный обычай париться вместе мужчинам и женщинам, а по Уставу Благочиния 1782 г. запрещен вход в баню лицам другого пола не в их день.
     Еще одним новшеством во второй половине века стало открытие городских больниц. Первая из них появилась в Петербурге в 1779 г. Но, несмотря на это, в простонародье  прочно сохранялась вера в знахарей, заговоры. Предрассудки укрепляло само правительство: в 1771 г. при эпидемии чумы в Костроме Екатерина II подтвердила указ 1730 г. о посте и крестном ходе вокруг города как средствах борьбы с заразой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Образование и  наука.
     В "Екатерининскую эпоху" тенденция  огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать "новой породы людей". В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.
     Важную  роль в распространении грамотности  и развитии образования сыграла  книгоиздательская деятельность, заметно  расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией  государства. Большую роль в его  развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях  издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. "Российской грамматики" М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую "Грамматику" М. Смотрицкого.
     Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для  детей духовенства, гарнизонные  школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в  каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.
      Профессиональные  школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления  специального образования. В 1757 г. в  Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана "Академии трех знатнейших художеств".При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.
     Существенные  изменения произошли в системе  высшей школы. Крупнейшим культурным центром  Российской империи стал созданный  в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и  И.И. Шувалова Московский императорский  университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось  вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой  до 1917 г. издавалась газета "Московские ведомости". Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.
     В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при  Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало "Училище  для малолетних девушек" недворянского  происхождения (позже оно было преобразовано  в Александровский институт).
     В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система
     К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых  насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности  и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий  населения.
     Екатерина II продолжила политику государственной  поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В "Екатерининскую эпоху" отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. В то же время, опасаясь всякого "вольнодумства", императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.
     Естественные  науки во второй половине XVIII в., как  и в предшествующий период, развивались  опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейског
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.