Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос на экономические ресурсы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  «Алтайский государственный
 технический  университет им. И.И. Ползунова»
Институт  интенсивного образования
Ключевcкой ресурсный центр 
 
 

Курcовая работа защищена c оценкой _____________
                                    Руководитель работы _____________ Ю.П.  Кожекин
«___» ____________ 2010 г 
 

СПРОС НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  РЕСУРСЫ

Курсовая  работа по микроэкономике

 
 
 
 
 
 
                 Студент группы К(з)М-91 Дятлов Андрей Николаевич
                   
 
 
 

Ключи  2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….....………………………4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
            1. Основные понятия и определения ………..……………………6
            2. Значение формирования цен на ресурсы ……………………..10
            3. Сложности в образовании цен на ресурсы …………………...12
ГЛАВА 2. CПРОС НА РЕСУРСЫ
             1. Спрос на ресурсы как производный спрос …………………...16
            2. Предельный продукт в денежной форме ……………………..17
            3. Правило использования ресурсов ……………………………..19
             4. Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции ….22 ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ НА РЕСУРС
            1. Изменения в спросе на продукт ……………………………….26
            2. Изменение производительности ………………………………28
            3. Цены на другие ресурсы ……………………………………….30
ГЛАВА 4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА РЕСУРС
             1. Коэффициент снижения ……………………………………….33
            2. Легкость ресурсозамещения …………………………………...34
           3. Эластичность спроса на продукт ………………………………35
           4. Соотношение издержек на труд и общих издержек ………….36
ГЛАВА 5. ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ РЕСУРСОВ
            1. Правило наименьших издержек ……………………………….37
            2. Правило максимизации прибыли ……………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………..……………………………………42
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….………....44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ
   Экономические ресурсы - это элементы, используемые для производства экономических  благ. К важнейшим из них в современном  обществе относятся земля, труд, капитал, предпринимательская способность  и информация. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие экономические ресурсы.
   Индивид, как и общество в целом, живет  в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.
   Наличные  ресурсы, которые мы хотим использовать, как правило, ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо для  удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного  развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. В этой связи перед экономической наукой встает двойная задача - объективная и субъективная или, выражаясь другими словами, позитивная и нормативная.
   Актуальность  темы заключается в том, что тот факт, что спрос на любой ресурс является производным от спроса на выпускаемый с его помощью продукт, наводит на мысль, что спрос на ресурс будет зависеть от производительности и рыночной стоимости товара, который производится с помощью этого ресурса.
   Спрос на товары и услуги, причиной которого является спрос на товары конечного  потребления, называется производным  спросом. В частности, производным  спросом является спрос на ресурсы, поскольку он основан на вкладе этих ресурсов в производство товаров конечного потребления.
   Существует  бесконечно много различных видов  ресурсов, которые можно объединить в группы, которые называемые факторами  производства. Выделяют четыре основных вида факторов производства: земля; труд; капитал; предпринимательская способность.
   Особенностью  факторов производства является то, что  каждый из них обычно не может быть использован сам по себе. Невозможно точно определить, какая часть  физического объема производства создается  каждым из факторов, взятым в отрыве от остальных. Различные факторы производства взаимодействуют друг с другом.
   Цель  работы - рассмотреть спрос на экономические  ресурсы.
   Объект  исследования – экономика страны.
   Предмет исследования – экономические ресурсы.
   Исходя  из цели, формируются задачи работы: определить производство и спрос на экономические ресурсы с позиции теории предельной полезности; рассмотреть факторы спроса на ресурсы; охарактеризовать эластичность спроса на экономический ресурс; рассмотреть оптимальное соотношение экономических ресурсов; рассмотреть спрос на экономические ресурсы современной России.
   Таким образом, в работе будут рассмотрены  экономические ресурсы и подходы  к их классификации. 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
   1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
   Экономические ресурсы - это совокупность всех природных, и социальных, и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
   В экономической теории ресурсы принято  делить на четыре группы:
1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среда которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "не возобновляемые");
2) материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые - население в трудоспособном возрасте которое к "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально - квалификационному и культурно - образовательному;
4) финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
   Значимость  отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, от нее - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам.
   Природные, материальные и трудовые ресурсы  присущи любому производству, поэтому они получили название  "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными".
   Наряду  с понятием "ресурсы производства" экономическая теория оперирует также понятием "факторы производства". В чем же их отличие?
   Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, чти это - те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот, "факторы производства" - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, "ресурсы производства" - понятие более широкое, чем "факторы производства". Иными словами, факторы производства - это производящие ресурсы.
   В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.
   В экономической теории выделяют три основных фактора производства:
   1) "земля" - как фактор производства имеет троякое значение:
- в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
- в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда";
- в пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставлением "своей" земли);
   2) "капитал" - так называют материальные и финансовые ресурсы в системе   факторов производства;
   3) "труд" - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически-активное население", который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве).
   Фактор "труд" включает и предпринимательство - уважаемую во всем мире деятельность, требующую способности к организации производства, умения ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. В западной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают как самостоятельный фактор производства.
   Главной социальной функцией предпринимателя  следует признать организацию доходного производства: более заинтересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать.
   Теперь  вернемся ко всем трем факторам производства. В экономической науке на протяжении столетий шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости  товара: "классическая" политэкономия  признавала приоритет за трудом, тогда как марксистская традиция трактовала стоимость как результат только труда (в его абстрактном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Ее содержание сводится к следующим положениям.
   Каждый  фактор производства способен принести своему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту":
    РЕСУРСЫ              ФАКТОРЫ              ДОХОДЫ
     
 

   Доходность  всех факторов означает, что все  их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.
   Производство есть взаимодействие трех его факторов - это технологическая характеристика производства. Но поскольку каждый фактор представлен его собственником, то производство приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства. А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или - разных форм собственности - индивидуальной, коллективной, государственной).
   Не  всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Однако это - привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства - "земли" и "капитала". Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Следовательно, его статус как "наемного работника" объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру, приобрести акции, недвижимость и т.п.).
   Мера  доходности каждого фактора в  конкретных экономических условиях - одна из центральных проблем экономической теории. Фактически ей посвящены все последующие лекции, ибо экономическая наука есть наука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересует не доходность, а процесс производства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капитала". 
 
 
 
 
 

   2. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
   Существует  несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость  изучения формирования цен на ресурсы:
   1. Денежные доходы. Самым важным в ценах на ресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий на денежные доходы. Расходы, которые предприниматели несут при приобретении экономических ресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты, процента, прибыли) домохозяйств, предлагающих имеющиеся в их распоряжении людские и имущественные ресурсы.
   2. Распределение ресурсов. Другим важным аспектом в формировании цен па ресурсы является то, что подобно тому, как цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг покупателям, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздействия цен на ресурсы на их размещение особенно важно в связи с тем, что в динамичной экономике эффективное распределение ресурсов с течением времени вызывает беспрерывное перемещение ресурсов между их альтернативными пользователями.
   3. Минимизация издержек. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровне технологии именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе .
   4. Вопросы экономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов, влияющих на формирование цен на ресурсы, существует множество этических аспектов и проблем экономической политики.      
   В частности, безнравственный подход к установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распределении личных доходов. По-прежнему остается животрепещущим вопрос о размере долей дохода, идущих конкретным социальным группам. Каково должно быть распределение национального дохода между "доходами капиталистов" (прибылью, ссудным процентом, рентой) и "трудовым доходом" (заработной платой)? Следует ли вводить специальный налог на "избыток" прибыли? Необходимо ли государству устанавливать низший предел заработной платы в виде законодательного минимума заработной платы? А законодательные потолки ставок процента? Являются ли обоснованными текущие государственные субсидии фермерам? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. СЛОЖНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
   Точки зрения экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в  целом совпадают. Однако существуют значительные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие  из этих основных принципов следует  применять к конкретным ресурсам и определенным рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и использование экономических ресурсов являются феноменом спроса и предложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут сильно отклоняться от обычных.
   Ситуация, кроме того, усложняется тем, что  на рыночные силы спроса и предложения  могут воздействовать политика и практические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.
   В развитой экономике со сложившейся инфраструктурой производители имеют адаптивную реакцию на меняющиеся рыночные сигналы. Движение товарных цен на продукцию фирмы заставляет ее менять структуру производства, его профиль и масштабы, что обусловливает смену стратегии управления. Новая стратегия предполагает ориентирование уже на новые виды ресурсов. Но проблема заключается не только в том, чтобы определить, какие ресурсы необходимы. Важно знать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольший доход. Поэтому фирма начнет поиск возможных вариантов сочетания ресурсов для выбора наилучшего из них. Итак, фирма должна выбирать. Но для этого рынки ресурсов должны представить для продажи богатый ассортимент и характеризоваться достаточной товарной насыщенностью. Проблема выбора альтернативных вариантов сочетания ресурсов по-настоящему встает в условиях конкурентного предложения ресурсов, когда проблема заключается не в том, чтобы найти нужный ресурс, а в том, чтобы профинансировать его покупку. Пока еще рано говорить о формировании такой ситуации в России.
   В нашей экономике с распадом Советского Союза разорвались хозяйственные связи, и предприятия лишились традиционных партнеров. Произошел резкий обвал производства. В этих условиях предприятиям не до выбора наилучшего времени. Они покупают то, что удается приобрести на имеющиеся средства. На международный же рынок, где выбор весьма широк, у большинства предприятий выхода нет из-за отсутствия валютных средств. Поэтому процесс минимизации издержек для российской экономики протекает весьма вяло, заторможено. Закон замещения факторов производства, связанный с вытеснением дорогого фактора более дешевым, предполагает опять-таки наличие на рынке ресурсов — носителей альтернативных технологий. У нас же такой рынок находится в стадии становления. Поэтому он весьма далек от необходимого насыщения. Дефицитность оборачивается недоступностью новых направлений, развития, что ведет к окостенелости производственного аппарата, его недостаточной направленности на маневрирование ресурсами в пользу наиболее дешевого варианта.
   Положение усугубляется недостатком накоплений, характерным для спада производства, вылившимся в кризис неплатежей, что  затрудняет хозяйственный маневр. Все это говорит о том, что в России пока не сложились условия для равновесия на рынке факторов производства, когда от затрат на 1 долл. Любого фактора производства получается равный предельный продукт.
   Тем не менее требование получить равный доход на единицу затрат, ресурсов уже во многом определяет поведение наших бизнесменов, когда они меняют вид деятельности. Так называемые «челноки» обычно меняют ассортимент закупок, если доходность их начинает падать.
   Следует особо отметить характерные особенности  формирования рынка земли. Земля в условиях государственного социализма была национальным достоянием. Теперь она стала переходить в частную собственность граждан. Это касается дачных участков, участков садоводческих товариществ и приусадебного хозяйства сельских жителей.
     При сложившемся неблагоприятном  для рубля соотношении национальной валюты с ключевыми валютами мира предприятиям еще долго придется испытывать валютный голод.
   Пока  не решен вопрос о собственности  на землю предприятий. Но каковы бы, ни были перспективы претворения его в жизнь, ясно одно – плата за землю, за пользование природными ресурсами, так называемые «рентные платежи» должны найти свое законное место в хозяйственной жизни.
   Что же касается особенностей российского  труда, связанных с формированием цены труда, отметим наиболее ярко выраженные из них.
   1. Более низкий уровень оплаты  труда по сравнению со странами  развитой рыночной экономики.  Это обусловлено низкой эффективностью производства, когда единица труда у нас приносит по сравнению с развитыми странами меньший прирост предельного продукта. Кроме того, на уровень заработной платы давит весьма сильный пресс затрат на содержание армии и ВПК, что обескровливает отрасли народного потребления. Сложившиеся макропропорции не позволяют обеспечить неинфляционный рост заработной платы.
   2. Низкий уровень заработной платы  приводит к занижению требований  к техническому прогрессу. Обычно  выгодность внедрения новой техники обусловлена критерием экономии фонда оплаты труда. А он как раз весьма невысок. Все это объясняет, почему рынок средств производства в России поглощает не только лучшие западные образцы, но и ту технику, которая не реализуется в своих странах в условиях конкурентного рынка.
   3. Определенная часть фонда заработной  платы страны по существу имеет  совсем иное содержание. Она представляет  не оплату цены труда, а является  пособием по безработице. Это  касается материального содержания  лиц, находящееся в вынужденных отпусках из-за простоев предприятий. Растворение в фонде оплаты труда, пособий по безработице занижает его реальный уровень и накладывает на предприятия непомерный груз материальной зашиты неработающего населения.
   4. В условиях России реальная  цена труда находится под давлением инфляционного налога. Кризисное состояние экономики проявляется и в кризисе неплатежей предприятий друг другу. Поэтому предприятия не имеют денежных фондов, чтобы регулярно выплачивать заработную плату. Запоздалые выплаты в условиях инфляции означают потерю дохода работников. Это равнозначно введению нового налога на доходы, что, естественно, ведет к снижению цены труда.
   Бремя инфляционного налога особенно велико в отраслях с длительным производственным циклом, в том числе в наукоемком производстве. Поэтому отсюда возможен отток рабочей силы в направлении отраслей с более коротким циклом.
   5. Сложившееся резкое различие  в оплате труда бюджетных организаций  и коммерческих структур неизбежно  ведет к оттоку рабочей силы  на более высокооплачиваемые рабочие места. Это влечет за собой необходимость подтягивания заработков работников бюджетных организаций. Такой процесс неизбежен, ибо рынок, как великий уравнитель выдвигает требование равной оплаты за равный труд.
   Наша  главная цель:
   выявить основные факторы, которые предопределяют спрос на экономические ресурсы. В своем анализе мы ограничиваемся рассмотрением только такого фактора производства, как труд, поскольку разработанные принципы в целом применимы также к земле, капиталу и предпринимательским способностям.  
 

   ГЛАВА 2. СПРОС НА РЕСУРСЫ
   1. СПРОС НА РЕСУРСЫ КАК ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
   Наименее  сложный метод определения спроса на ресурсы заключается в предположении, что фирма приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и в свою очередь продает свою продукцию на конкурентном рынке. Простота данной ситуации состоит в том, что в условиях конкуренции фирма продает столько своей продукции, сколько она считает необходимым при существующей рыночной цене. Фирма реализует такую незначительную долю общего объема продукции, что это не оказывает никакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов конкуренция означает, что фирма покупает такую небольшую долю общего предложения ресурса, что приобретаемое фирмой количество ресурса не оказывает воздействия на его цену.
   Определив эти упрощающие допущения, можно  выделить наиболее важный момент: спрос на ресурсы является производным спросом, то есть производным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Домохозяйства желают потреблять различные продукты питания или продукты, изготовленные с помощью ресурсов, а не сами ресурсы. 
 
 
 
 

   2. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ
   Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой  ресурс будет зависеть от 1) производительности ресурса при создании товара и 2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса. Другими словами, ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, высоко оцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны, спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можно лишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который является феноменально эффективным в производстве того, что никто не хочет покупать!
   Роль  производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощи таблицы 1.
   Таблица 1: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях чистой конкуренции (гипотетические данные)
Единицы ресурса Всего продукта Предельный  продукт (МР)?(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный    продукт в денежном выражении (МRP)?(5)
   I    II    III    IV    V    VI
   0    0    0    2    0    0
   1    7    7    2    14    14
   2    13    6    2    26    12
   3    18    5    2    36    10
   4    22    4    2    44    8
   5    25    3    2    50    6
   6    27    2    2    54    4
   7    28    1    2    56    2
   Предполагается, что фирма приобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные в колонках I-III напоминают нам о возможности применения в данной ситуации закона убывающей доходности, в соответствии с которым предельный продукт труда (МР) падает ниже определенной точки. Для упрощения предполагается, что уменьшение предельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.
   Уже подчеркивалось, что производный спрос на ресурс зависит не только от производительности данного ресурса, но также и от цены на производимый с помощью данного ресурса продукт. В колонке IV даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта является постоянной, в данном случае равна 2 дол., ибо мы предполагаем существование конкурентного рынка продукции. Умножая данные колонки II на данные колонки IV, получаем общий доход в колонке V. Из данных об общем доходе легко вычислить предельный продукт в денежном выражении (МRР) - прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства (в данном случае — труда). Он указан в колонке VI. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
   Цифровые  данные MRР — колонки I и VI — показывают значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяснить, почему это так, вначале нужно выяснить правило, которым руководствуется фирма для извлечения прибыли при применении любою ресурса. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения, как прироста общих издержек, так и прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурсы), называется предельными издержками на ресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку правила использования ресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRР последнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемых таково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает рабочих, которые "не оплачивают сами себя", и поэтому она может увеличить свою прибыль, лишь уволив какое-то число рабочих. Читатель согласится, что данное правило — МRР = МRС — очень похоже на правило максимизации прибыли — МR=МС, - использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, а не на выпуск продукции.
   Поскольку цена на продукт и предельный доход  на чисто конкурентном рынке продукции  равны, поскольку и цена на ресурсы  и предельные издержки на ресурсы  равны, когда фирма использует ресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается совокупным, или рыночным, предложением труда или рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы, потому что она нанимает весьма небольшую долю совокупного объема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсы возрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции.
   Соответственно, используя данные колонки 6 таблицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше — 13,95 дол. — прирост совокупных издержек. Для каждого последующего рабочею, однако, МRС превышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту же аргументацию, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 дол., то наймут трех человек. Если 7,95 — то четырех. Если 5,95 — то пятерых. И так далее. Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом графике (кривой) показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы. Графически это дано на   рисунке 1. 

   Рисунок 1. Спрос производителя  на ресурс в условиях чистой конкуренции.
   
      Цена  ресурса
                         
   
Количество  требуемого ресурса
   Кривая  МRР — это кривая спроса на ресурс. Расположение кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой конкуренции цена продукта является постоянной; следовательно, исключительно из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается. 
 
 
 
 
 
 
 

   4. СПРОС НА РЕСУРС В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
   Наш анализ спроса на труд ненамного усложняется, если предположить, что фирма продает свою продукцию на рынке с несовершенной конкуренцией. Чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса на продукцию фирмы отлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену на продукт, чтобы увеличить его реализацию; в таблице 2 это учтено.
   Таблица 2: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях несовершенной  конкуренции (гипотетические данные)
Единицы ресурса Всего продукта Предельный  продукт (МР)?(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный продукт в денежном выражении (МRP)?(5)
   I    II    III    IV    V    VI
   0    0    0    2,80    0    0
   1    7    7    2,60    18,20    18,20
   2    13    6    2,40    31,20    13,00
   3    18    5    2,20    39,60    8,40
   4    22    4    2,00    44,00    4,40
   5    25    3    1,85    46,25    2,25
   6    27    2    1,75    47,25    1,00
   7    28    1    1,65    46,20    1,05
   Данные  производительности из таблицы 1 сохранены в колонках I-III, но теперь в колонке IV предполагается, что цена на продукцию должна быть снижена, чтобы реализовать предельный продукт, произведенный каждым дополнительно нанятым рабочим. МRР продавца, действующего в условиях чистой конкуренции, снижается по одной причине:
   уменьшается предельный продукт. А МRР продавца, действующего в условиях несовершенной конкуренции, снижается по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции.
   Следует подчеркнуть, что понижение цены, сопутствующее каждому приросту выпуска продукции, относится в любом случае не только к предельному продукту каждою последующего рабочего, но и ко всем предыдущим единицам продукции, которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене. Проиллюстрируем: предельный продукт второго рабочего равен 6 единицам. Эти 6 единиц можно продать по 2,4 дол. за каждую или 14,4 дол. за все. Но это не МRР второго рабочего. Почему? Потому что, чтобы продать эти 6 единиц,   фирма   должна снизить на 20 центов  цену 7 единиц продукции,  произведенных  первым  рабочим, - единиц   продукции, которые  могли  бы  быть  проданы  по    2,6   дол.   За   каждую.   Итак,   МRР    второго    рабочего    составляет   лишь   13   дол.  (=14,4 дол. -  (7 х 20 центов)). Аналогично: МRР третьего рабочего— 8,4 дол. Хотя 5 единиц, которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 дол. каждая, третий рабочий не дает прироста общего дохода фирмы на 11 дол., если учесть снижение цены на 20 центов для 13 единиц продукции, произведенных первыми двумя рабочими. В данном случае МRР третьего рабочего составляет лишь 8,4 дол. (=11 дол. — (13 х 20 центов)). И так далее для последующих значений колонки VI.
   В итоге кривая МRР — кривая спроса на ресурс — производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя в условиях чистой конкуренции. При ставке заработной платы, или МRС, равной 11,95 дол., предприниматель как в условиях чистой, так и несовершенной конкуренции будет нанимать двух рабочих. При ставке 9,95 дол. фирма в условиях чистой конкуренции будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции — только двух. При ставке 7,75 дол. фирма в условиях чистой конкуренции примет на работу четырех человек, а при несовершенной конкуренции — только трех. Разницу в эластичности можно легко увидеть, выразив графически, как на рисунке 2, данные МRС из таблицы -2 и сравнив их с рисунком 1. 

   Рисунок 1. Спрос производителя  на ресурс в условиях несовершенной конкуренции.
    Цена ресурса 
                                                                         Количество требуемого ресурса
   Кривая  спроса производителя на ресурс в  условиях несовершенной конкуренции падает вниз, поскольку предельный продукт уменьшается и снижается цена продукта по мере роста выпуска продукции.
   Неудивительно, что производитель в условиях несовершенной конкуренции меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем производитель в условиях чистой конкуренции. Относительное нежелание производителя при несовершенной конкуренции использовать больше ресурсов и соответственно производить больше продукции при снижении цен на ресурс является просто реакцией рынка ресурса на тенденцию к сокращению объема продукции на рынке при несовершенной конкуренции. При прочих равных условиях, предприниматель в условиях несовершенной конкуренции будет производить любого продукта меньше, чем при чистой конкуренции. Для производства этого меньшего количества продукции потребуется меньше ресурсов.
   Но  здесь уместна одна важная оговорка. Рыночная  структура чистой монополии  и олигополии могла бы способствовать техническому прогрессу, а также более высокому уровню производства, повышению занятости, снижению цен в долгосрочном периоде по сравнению с чисто конкурентным рынком. Кривая спроса на ресурсы в этих случаях не ограничена.
   Можно ли теперь построить кривую рыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кривая общего, или рыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кривых спроса отдельных покупателей на рынке. Аналогичным способом кривую рыночного спроса на какой-то определенный ресурс можно построить точно так же, то есть, суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые МRР для всех фирм, использующих данный ресурс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ НА РЕСУРС
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.