На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Индивидуальные свойства внимания и методы их изучения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                             Введение 

       Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира. Из огромного потока раздражителей в каждый данный момент ясно воспринимается только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является объектом его представлений, мыслей, чувств или конкретных действий. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в психологии связывается со вниманием. Одно из первых письменных упоминаний о внимании содержится у древних римлян в практическом руководстве по тренировке памяти у ораторов, составленном в 400 г. до нашей эры. (1) Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы "жертвует собой" ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.
    Внимание — это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается не как психический процесс, являющийся самостоятельной формой отражения, а как процесс, организующий другие формы отражения (ощущения, память, мышление, воображение), в результате чего что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.
        Основная функция внимания состоит в отборе значимых для человека воздействий и игнорировании других несущественных, побочных воздействий. Другая важная функция внимания — это удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. Третья существенная функция внимания — регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы как ожидание, установка и другие. Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
    Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные  работы. Поэтому в каждый отдельный  момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.
    Однако, правильно понять феномен внимания можно, только изучив всю совокупность его свойств самыми различными методами. 
 
 

                                                               1
    1. Понятие внимания, его формы и уровни
         Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно- сторона всех познавательных процессов сознания, та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. (2)
      Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор. Когда говорят о внимании, то подразумевают также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Сосредоточенность связана, прежде всего, с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее. Благодаря этому отражение становиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершиться деятельность, пока не будет достигнута цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию — контроль и регуляцию деятельности. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека.
        Внимание теснейшим образом связано  с деятельностью. По мере того, как у человека из практической  деятельности выделяется и приобретает   самостоятельность деятельность  теоретическая, внимание принимает  новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.
      За  внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. (3)
      Внимание  обычно выражено в мимике, позе, движениях. Иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании. В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых. Н.Н.Ланге выделил следующие
                                                              2
 подходы  к проблеме природы внимания:
      1. Внимание как результат двигательного  приспособления.
    Внимание как результат ограниченности объема сознания.
    Внимание как результат эмоции.
      4. Внимание как результат апперцепции.
      5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые 
психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за 
первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

    Внимание как усиление нервного раздражителя.
    Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений. (4)
      Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил  П. Я. Гальперин. Основные положения  его концепции можно свести к  следующим:
      — внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;
      — по своей функции внимание представляет контроль за этим 
содержанием;

    в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет особого результата;
    с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом
    формирования новых умственных действий. (4)
      В настоящее время, общепринято следующее определение внимания:
      Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. (5)
      Внимание  не только создает наилучшие условия  для психической деятельности, но и помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме. (6)
                                                              3
    Выделяют  несколько форм внимания в силу того, что оно способствует избирательности протекания любых психических процессов:
    - сенсорное внимание (зрительное, тактильное и др.);
    -моторное  внимание;
    - эмоциональное внимание (связано с процессами запечатления информации);
    - интеллектуальное внимание (связано с процессом обдумывания).
    Иногда  внимание делят по направленности сознания на предметы внешней среды и на явления и состояния внутренней среды организма. Тогда различается внешнее и внутреннее внимание.
    По  активности человека в организации  внимания можно выделить два самостоятельных  уровня внимания: непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) и произвольное (активное, преднамеренное) внимание. Непроизвольное внимание представляет собой реакцию на раздражитель, оно не обусловлено волевым актом человека. Первичное непроизвольное внимание врожденно. Оно является естественным проявлением безусловного рефлекса. В проявлении такого внимания играет роль сила раздражителя и его неожиданность. Вторичное непроизвольное внимание также не требует волевого усилия, но внимание в данном случае привлекается не яркостью предмета, а его содержанием, которое отвечает интересам человека. Произвольное внимание, также как и вторичное непроизвольное внимание, является социально опосредованным типом внимания, но оно тесно связано с волей человека, сознательно поставленной целью. Произвольное внимание у взрослого человека направляется речевыми стимулами, т.е. оно тесно связано с речевой системой. Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия. Таким образом, послепроизвольное внимание, появляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Оно не является и вариантом непроизвольного внимания, т.к. связано с сознательно поставленной целью. (4)
                                                               
 
 
 
 
 
 

                                                            4
2. Индивидуальные свойства внимания
       Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, избирательность, распределяемость и отвлекаемость.
  Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Объем внимания связан с числом одновременно отражаемых в сознании объектов. Увеличить объем внимания можно и с помощью специальных упражнений    
    Концентрация  внимания — свойство, выражающееся в степени  сосредоточенности внимания на одном объекте или ограниченном круге своих переживаний и мыслей. Поглощенность объектами сосредоточения делает человека «помехоустойчивым». С трудом его можно отвлечь от мыслей или дел, в которые он погружен, он не замечает шума и других отвлекающих раздражителей.
    Устойчивость  внимания определяется длительностью  сохранения концентрированного внимания. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании объекта внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин — значимости дела, интереса к нему, навыков.
    Переключаемость внимания характеризуется быстротой  произвольного перехода внимания на новый объект или от одного действия к другому, сохраняя при этом высокую степень концентрации на нем.
    Выделяют  ряд показателей переключаемости  внимания:
    - время, затрачиваемое на переключение внимания;
    - производительность работы по сравнению с  ее объемом или временем выполнения определенного объема работы без переключения внимания;
    - качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.
    В отличие от полного (завершенного) переключения, неполное (незавершенное) переключение не сопровождается возникновением такой  степени сосредоточения, которая необходима для нового дела или объекта внимания. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности чаще проявляется в том, что новая работа может выполняться по правилам, отвечающим специфике старой. Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Эффективность переключения зависит от особенностей объектов внимания, значимости работы или интереса к ней. Слишком частое переключение (как, впрочем, и однообразная  работа) может приводить к быстрому утомлению. (7)
    Избирательностью  внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии  помех. (8)
    Распределяемостъ  внимания определяется возможностью выполнения двух и более
                                                             5
действий  одновременно, рассосредотачивая внимание между ними. Уровень распределения  внимания зависит от ряда условий: от однородности или разнородности  совмещаемых видов деятельности, их сложности, степени их привычности. Труднее совмещать два вида умственной деятельности и более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении моторной и умственной деятельности. Правда, некоторые психологи считают, что распределяемость внимания на самом деле отражает очень быстрое переключение внимания, когда оно так быстро переходит с одного объекта на другой, что у наблюдателя создается иллюзия одновременного сосредоточения внимания на нескольких объектах. Существует легенда, что римский правитель Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел: читать, слушать и отдавать распоряжения. Скорее всего, он просто мог очень быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, но на современников такая способность производила сильное впечатление. (8)
    Отвлекаемость внимания связана с непроизвольными колебаниями его уровня. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышимому тиканью механических часов, мы слышим звук то более, то менее отчетливо. Колебания внимания легко прослеживаются и при восприятии двойственных изображений. Данное свойство рассматривают как колебательный процесс, связанный с самонастройкой сенсорных систем, обеспечивающих регулирование их "пропускной способности". Эти физиологически обусловленные колебания внимания следует отличать от отвлекаемости на посторонние раздражители. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления.
   Свойства внимания проявляются в зависимости от условий и требований деятельности либо раздельно (например, при работе с микроскопом необходима только концентрация внимания на фоне его устойчивости), либо в различных сочетаниях. Но есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение всего матча внимание должно быть сосредоточено только на игре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры. Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с большей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение, и достаточно широкий объем внимания. (9) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   6 
 

3. Теории внимания
3.1 Основные подходы к пониманию внимания
  
  В ведении данной контрольной работы уже шла речь об основных  подходах к пониманию внимания. Его свойства многообразны и проявляются в различных сочетаниях, что заставляет ученых искать все новые и новые теории понимания внимания.
   В психологии  обычно выделяют шесть основных  гипотез, объясняющих феномен  внимания, данный подход несколько  отличается от теории Н.Н.Ланге,  который выделял семь подходов.
    Итак, каждая из этих гипотез считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока что ни один из этих подходов не получил всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграции ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.
    Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т.Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Он также утверждал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлены характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция – есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.
   Второй подход выдвигали ученые И.Герберт и У.Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании, и привлекает наше внимание.
   Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, т есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе происходит фильтрация поступающей информации исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.
   Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н.Узнадзе, который утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, он называл «объективизацией».
   Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс – поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.
   Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании как сложноорганизованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который представляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.(8) 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               7
3.2 Теории внимания в когнитивной психологии 

    В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания:
- внимание  как селекция;
- внимание  как умственное усилие или  ресурсы; 
- внимание  как персептивное действие.
   Внимание как селекция. Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Представление о «селективном» внимании» было сформулировано Д.Бродбентом в его работе «Восприятие и коммуникация». Функционирование внимания  он сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков. Данная концепция исходила из того, что перерабатывающая система представляет собой канал с ограниченной пропускной способностью, поэтому для отбора нужной и игнорирования ненужной информации перед этим каналом располагается фильтр, работающий на основании параметров, определенных конечной задачей деятельности. Информация попадает из окружающей среды в сенсорные рецепторы, затем в кратковременную память (здесь информация обрабатывается параллельно) и потом в фильтр. Последний связан с системой долговременной памяти (хранилищем условных вероятностей прошлых событий), определяющей, что надо извлекать из информационного объекта.
   Таким образом, внимание есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью и настроенный на определенные аспекты стимуляции.
    Примером селекции является ситуация  «вечеринки с коктейлем», когда  из множества одновременно звучащих  голосов человек может произвольно  выбирать голоса определенных  людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.
    Внимание как умственное  усилие или распределение  ресурсов. Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения энергии внимания на разные объекты. Одну из моделей внимания, созданную в рамках данного подхода, предложил Д.Канеман.
    Внимание – это трата психических сил на что-то, а так как сил никогда не бывает достаточно, то задача внимания – оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира.
    Степень умственных усилий определяется не столько желаниями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи.
    Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания».
    Существует еще один блок «постоянные правила», который работает по законам непроизвольного внимания и может вмешаться в процесс решения задачи, перераспределяя энергию между отдельными текущими задачами.
    Также на распределение энергии внимания влияет «блок действующих в данный момент желаний и намерений», работающих по принципу произвольных действий.
    На интенсивность внимания влияет и общее активационное состояние организма. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно.
   Внимание как персептивное действие. Данный подход был предложен У.Найссером, который ввел понятие «предвнимания» и выделил две стадии переработки информации: первую – пассивную, и вторую – активную (во время конструирования образа). Внимание рассматривалось этим автором как персептивное действие, которое во многом носит автоматический, врожденный характер, но может модифицироваться в процессе учения. (8)
                                                                  8
4. Физиологические основы внимания
   
    Говоря о физиологических механизмах активного внимания, необходимо помнить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма. Выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция только на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют.
    Немаловажным "пусковым" механизмом  внимания является ориентировочный  рефлекс. Он представляет собой  врожденную реакцию организма  на всякое изменение окружающей среды. Например, студенты сосредоточенно решают контрольную. Дверь в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, все студенты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом "что такое ? (10) *
     Выделяют две основные группы  механизмов, осуществляющих фильтрацию  раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам относится настройка органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. Д.Е. Бродбент считал, что внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. (11)
    Центральные механизмы внимания  связаны с возбуждением одних  нервных центров и торможением  других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном направлении определяется силой нервных возбуждений, которая зависит от силы внешнего раздражения. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые возбуждения. (11)*
   Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Большое внимание имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие "доминанта" обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. (1)*
Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями. Но учение о доминанте не вскрывает до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание.
                                                                   9
    В последнее время исследователи  физиологических механизмов внимания  отмечают большую роль в его  динамике нейрофизиологических  процессов. Выявлено, что у здоровых  людей в условиях напряженного  внимания возникают изменения  биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, организм сосредотачивается на той или иной их стороне.
    Таким образом, внимание обусловлено  деятельностью целой системы  зависимых между собой мозговых  структур, но их роль в регуляции  разных видов внимания неравноценна. (12) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 10
5. Изучение основных свойств внимания
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.