Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие адаптационных способностей детей младшего школьного возраста в условиях детского дома

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова» 

Факультет педагогики начального образования  и социальной педагогики
Кафедра педагогики начального образования  и социальной педагогики  
 

Курсовая  работа 

Тема:
Развитие  адаптационных способностей
детей младшего школьного возраста
в условиях детского дома 

              Выполнила студентка
              5 курса, 511 группы
              заочной формы обучения
              Рогова  Анна Александровна 

              Научный руководитель:
              к.б.н.
              Поляшова  Наталья Владимировна 
               

Архангельск
2011
    Содержание 

      Введение                                                                                                         2        
      Глава 1. Развитие адаптационных способностей детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.                                                   6                                    
    1.  Адаптация. Адаптационные способности.                                        6
    2.  Развитие адаптационных способностей у младших
 школьников.                                                                                                          10 
    3.  Адаптационные способности младших школьников, воспитывающихся в детских домах.                                                                   18
      Глава 2. Исследовательская часть: развитие адаптационных способностей детей младшего школьного возраста в условиях
детского дома.                                                                                                      22
      2. 1. Методы диагностики.                                                                        22
      2. 2. Адаптационный потенциал.                                                               28
      2. 3. Развитие адаптационных способностей детей младшего
школьного возраста.                                                                                              29
      Заключение                                                                                                  31
      Список  литературы                                                                                     33                                                                                   
      Приложения                                                                                                 35 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

      Многие  ученые отмечают, что количество детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, неуклонно растет, проблема школьной адаптации и эффективного приспособления к новым требованиям, правилам вхождения в новые социальные общности приобретает особую актуальность.
        Достижение состояния адаптированности становится возможным благодаря развитию свойств и способностей личности, определяющих личностный адаптационный потенциал, а также формированию необходимых механизмов приспособления и самореализации, научению рациональному и гибкому их использованию.
      Выявление особенностей развития свойств и  способностей, определяющих успешность социально-психической адаптации  на разных этапах онтогенеза имеет огромное значение. При этом пристального внимания заслуживает младший школьный возраст, поскольку известно, что хотя проявления нарушения адаптации в 7 лет имеют сравнительно мягкие формы, ее последствия для личностного развития оказываются наиболее губительными.
      В настоящее время общепризнанным является положение, согласно которому основная задача, стоящая перед современной  школой, заключается не только в  передаче знаний, но и во всестороннем развитии учащихся. Содействие развитию адаптационных способностей детей возможно только при наличии соответствующих теоретических знаний об особенностях их развития.
      Среди социальных факторов, оказывающих влияние  развитие и воспитание учащихся начальных  классов, наиболее важная роль принадлежит учителю. Значимость личности учителя обуславливает необходимость изучения адаптационного потенциала учащихся начальных классов, учителя которых обладают теми или иными особенностями интеллектуального и личностного развития. Существуют некоторые отдельные представления об индивидуально-психологических особенностях младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем устойчивости к психическому стрессу, конфликтности, а также с тем или иным стилем педагогического общения.
      В связи с вышесказанным мы определили тему курсовой работы «Развитие адаптационных способностей детей младшего школьного возраста в условиях детского дома».
      Цель  исследования: изучение адаптационных способностей детей младшего школьного возраста к школе в условиях детского дома.
      Объект: младшие школьники, проживающие в условиях детского дома.
      Предмет: адаптационные способности детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
      Гипотеза: мы предполагаем, что адаптационные способности детей младшего школьного возраста в условиях детского дома будут отличаться в начале и в середине учебного года.
      Задачи:
    Уточнить понятия: «адаптация», «адаптационные способности».
    Выявить особенности адаптационных способностей детей младшего школьного возраста.
    Рассмотреть адаптационные особенности у детей, воспитывающихся в детских домах.
    Провести диагностику адаптации детей младшего школьного возраста к школе в условиях детского дома.
      Методы  исследования:
    Адаптационный потенциал сердечно – сосудистой системы
      М.В.Антропова
    Изучения социально – психологической адаптации детей к школе методом наблюдения.
      База  исследования: Первая младшая группа ГОУ АО «Каргопольского детского дома для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава1. Развитие адаптационных способностей детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
    В этой главе мы проведем анализ литературы по этой теме и рассмотрим такие  понятия, как «адаптация», «адаптационные способности», виды адаптации и адаптацию детей, воспитывающихся в детских домах. 

      Адаптация. Адаптационные способности.
      В этом пункте мы рассмотрим общее понятие адаптации и адаптационных способностей, уровни адаптационных процессов и недостатки определения «адаптация».
      Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
      Философ Ю.Урманцев указывает на то, что по объему и содержанию «адаптация» - понятие не только междисциплинарное, но и весьма сложное, требующее достаточно осторожного и рафинированного обращения. Он обращает внимание на недостатки используемых в энциклопедиях определений рассматриваемого понятия, а именно :
    тавтологичность и вызванное этим обстоятельством отсутствие указаний на существенные, специфические, выделяющие именно адаптацию признаки;
    охватывание определением «адаптация», как правило, одного (обычно медико-биологического) много реже нескольких - двух, трех классов адаптации, во много раз большего, числа существующих.
    вызванное этим отсутствие корректного определения вообще, а тем самым и методологических указаний о возможных путях развития учения об адаптации [21, с 11].
      Под адаптацией понимается способность  любой системы получать новую  информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась. Термин адаптация в общем случае выступает в трех аспектах: адаптация как свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования - система адаптации; адаптация как сам процесс приспособления адаптивной системы - собственно, адаптация; адаптация как метод, основанный на обработке поступающей информации и приспособленный для достижения некоторого критерия оптимизации - адаптационные алгоритмы.
      В более широком масштабе адаптациями в биологии называют возникновение и развитие определенных, конкретных морфофизиологических свойств, значения которых для организма связаны с теми или иными общими или частными условиями его абиотической и биотической среды.
      Адаптация, как и адаптационный ответ, может осуществляться на различных уровнях: на уровне клетки в виде функциональных или морфологических изменений; на уровне органа или группы клеток, имеющих одинаковую функцию; на уровне организма как морфологического так и функционального целого, представляющего собой совокупность всех физиологических функций, направленных на сохранение витальных функций и самой жизни.
      С учетом этого ученые выделяют различные  уровни адаптационных процессов:
    привыкание - начальный процесс адаптации под влиянием кратковременного воздействия стрессора,
    функциональную адаптацию - продолжительное состояние, возникающее под влиянием определенных раздражителей, приводящих к физиологическим изменениям гомеостаза человека,
    трофо - пластическую адаптация - является дальнейшей ступенью адаптационных процессов и не принадлежит к терапевтической области реабилитационной медицины, так как при ней наступают морфологические изменения органов и систем человеческого организма.
      Главное содержание адаптации - это внутренние процессы в системе, которые обеспечивают сохранение ее внешних функций по отношению к среде. Если структура системы обеспечивает ей нормальное функционирование в данных условиях среды, то такую систему следует считать адаптированной к этим условиям. На этой стадии устанавливается динамическое равновесие, при котором происходит изменение физиологических показателей в границах нормы. Организм клинически здорового человека с высокими адаптивными способностями обладает значительным потенциалом саморегуляции и самовосстановления. Для поддержания здоровья ему достаточно вести здоровый образ жизни, соблюдать принципы сбалансированного питания.
      При этом здоровье или норма - состояние относительно стабильное, но оно не может сохраняться в течение всей жизни, ибо в природе не существует абсолютно адаптированных к данной среде индивидов. Длительное пребывание в одних и тех же условиях всё же рано или поздно приведет к развитию какой-либо болезни. По существу сам процесс развития жизни на земле предполагает адаптацию организмов — начиная с самых примитивных - к окружающей среде и к существующим условиям, ибо их возникновение и выживание возможно только при соответствии окружающей среде, а это соответствие достигается путем адаптации. Выживают, осваивают место под солнцем те организмы, которые вырабатывают лучшие формы своего сохранения. Их развитие, переход организмов на более высокую ступень обусловлены необходимостью адаптации. Иначе говоря, эволюция и адаптация суть процессы, неотделимые друг от друга.
      Понятие адаптации относится к той группе общенаучных понятий, которые действительны для многих отраслей знания. В понятие адаптация мы вкладываем определенное содержание, характеризующее закономерные стороны и свойства живой материи. Понятие адаптации охватывает, в частности, два свойства, присущих любой форме существования живой материи: свойство живых систем снимать воздействие раздражителей с помощью изменения, которое реализуется посредством отражения-следа и отражения - ответной реакции, и свойство живых систем вырабатывать в себе в процессе взаимодействия способность к такого рода изменениям. Понятие адаптации включает в свое содержание изменения, ведущие живую систему к укреплению в ней антиэнтропийных процессов, к самовосстановлению, стабилизации и прогрессу. Помимо полезных изменений, понятие адаптации распространяется и на те механизмы, посредством которых осуществляются эти изменения, а также на наследственность, отбор, информационные модели для решения проблемных ситуаций.
      Таким образом, понятие адаптации отображает в своем содержании как общее - одну из бесчисленных сторон универсальной связи и взаимодействий действительности, так и особенное - содержание объективных связей и диалектических отношений между организмом и средой. В конечном счете, это понятие отображает и специфические, конкретные формы связи живых систем, которые формировали в процессе эволюции различные уровни своей организации - от раздражимости до сознания. Эти конкретные виды связей устанавливаются в зависимости от характеристик жизненных условий и уровня организации живых систем.
      Мы  рассмотрели в этом пункте понятие «адаптация», ее содержание и уровни адаптационных процессов. 
 
 
 
 
 

      Развитие  адаптационных способностей у младших школьников.
      В этом пункте мы подробнее рассмотрим социальную, физиологическую и психологическую адаптацию младших школьников.
      Начало  обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей.
      Это не только новые условия жизни  и деятельности человека – это  новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
      Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связан с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет именно, эта нагрузка является  наиболее утомительной.
      Ко  всему этому требуется адаптация.
      Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат  активного приспособления индивида к новым условиям существования [19, с 58].
      Содержание  понятия «адаптация» тесно связана  с такой характеристикой как  адаптационные способности. Так, А.Г.Маклаков предлагает рассматривать адаптацию не только как динамическое образование (процесс приспособления к окружающей среде), но и как свойство любого живого организма. Это свойство и определяет способности индивида адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, то есть адаптационные способности [15, с. 88].
      Адаптационные способности человека зависят от психологических особенностей личности. Именно эти особенности определяют возможности адекватного регулирования физиологических состояний. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды .
      В зарубежных исследованиях понятие  «адаптационные способности» близко понятию  «hardiness», введенное С.Мадди. Согласно Большому англо  - русскому словарю, «hardiness» - выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, отвага, неустрашимость, дерзкость, наглость. В отечественной литературе принято переводить его как «стойкость» или «жизнестойкость» [16, с. 16 - 24].
      Адаптационные способности человека поддаются оценке через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться [16, с. 16 - 24].
      Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
      Сложность приспособления организма к новым  условиям и новой деятельности, высокая  «цена», которую «платит» организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. И учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.
      Приспособление  к общеобразовательному учреждению происходит на  физиологическом  и  социально-психологическом уровнях. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то вначале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без целенаправленных специальных действий с нашей стороны.
      Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.
      1. Развитие у детей умения слушать,  реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
      2. Развитие умения налаживать контакт  с другими детьми, выстраивать  отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
      3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
      Важным  показателем удовлетворенности  ребенка пребыванием в школе  выступает его эмоциональное  состояние, которое тесно связано  с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
      Физиологическая адаптация. В этот период у детей отмечается довольно низкий уровень и неустойчивость работоспособности, высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем, а так же низкие показатели взаимодействия различных физиологических систем. По интенсивности изменений, происходящих в организме ребенка, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм, экстремальных нагрузок. Несоответствие требований и возможностей ребенка приводит к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, резкому снижению учебной активности и работоспособности. Изменение обычных для ребенка форм взаимодействия со средой влечет за собой нарушение равновесия, которое проявляется в реакциях, сходных с проявлениями общего адаптационного синдрома. Отсутствие психофизиологической напряженности в начале обучения может быть связано с школьной незрелостью ребенка, его неготовностью к принятию роли ученика, дефицитом энергетических ресурсов. К концу адаптационного периода основные показатели выравниваются, повышается и стабилизируется работоспособность, снижается напряжение центральной нервной и сердечно – сосудистой систем. Однако, не смотря на это, организм ребенка испытывает большую нагрузку. При этом выраженность и длительность процесса адаптации зависит от состояния здоровья младшего школьника к началу учебы.
      Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.
      Первый  этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго.
      Второй  этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.
      На  первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому учителю важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать.
      Третий  этап - период относительно устойчивого  приспособления, когда организм находит  наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
      Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых  знаний, статическая нагрузка, которую  испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
      Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации  приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.
      Психологическая адаптация к школе представляет собой сложный процесс приспособления ребенка к образовательному учреждению и, наоборот, школьных условий к потребностям и интересам ребенка. Разные ученые по-разному определяют понятие психологической адаптации. Некоторые связывают адаптацию к школе с перестройкой познавательной, мотивационной и эмоционально - волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Некоторые определяют адаптацию как период своеобразной инициацией в новый возраст, новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Или как приспособление ребенка к новым системам социальных условий, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.
      Психологическая адаптация определяется активностью  личности и предлагает не только «встраивание»  младшего школьника в новую социальную систему, но и преобразование некоторых  важных элементов среды в соответствии с потребностями и возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Важнейшим условием успешной адаптации является сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от ситуации. Именно в первые месяцы пребывание детей в школе складываются новые формы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые способы взаимодействия со сверстниками, взрослыми, а также определяются направления личностной самореализации в школе. В период адаптации к образовательному учреждению закладывается социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего обучения и развития ребенка. Успешность приспособления детей к условиям школы во многом обусловлена формированием учебной мотивации, положительного эмоционального отношения к школе, педагогу и одноклассникам, высоким уровнем произвольной регуляции поведения и познавательных процессов. Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные особенности учеников и взаимоотношения с родителями.
      А.Л.Венгер выделяет три уровня адаптации детей к школе.
    Высокий уровень адаптации. Учащийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе высокое статусное положение.
    Средний уровень адаптации. Учащийся положительно относится к школе, посещение образовательного учреждения не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при контроле с его стороны; бывает сосредоточен только тогда,  когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
    Низкий уровень адаптации. Учащийся отрицательно или индифферентно относится к школе; часто жалуется на нездоровье; у него наблюдаются подавленное настроение и нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена;  при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу ему требуется помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [ 13, с. 42].
      Таким образом, основными показателями успешной социально – психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками и учителем, овладение навыками учебной деятельности.
      Поступая  в школу, ребенок попадает в незнакомый и очень специфичный мир, для  которого характерны свои законы и принципы. Если ребенок не посещал детский сад, то период его адаптации к школе будет более напряженным. Дети, посещавшие дошкольное образовательное учреждение, более готовы к принятию роли ученика и освоению правил школьной жизни.
      Г.Г.Кравцов и Е.Е.Кравцова выделяют типичные трудности адаптации к школе, связанные с неправильным отношением ребенка к ситуации обучения. Среди них:
    непонимание ребенком специфической позиции учителя, его профессиональной роли;
    недостаточное развитие навыков общения со сверстниками;
    специфическое отношение к своим способностям и возможностям, деятельности и ее результатам [13,с. 44].
      Психологическая адаптация к школе рассматривается в системе влияния трех групп факторов: образовательной и социальной среды образовательного учреждения, характера семейных отношений, возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.