На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновации и эффективность их использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский  институт экономики и права им.М.В.Ладошина» 
 

Заочный факультет
Кафедра Экономики управления и мировой  экономики 
 

Курсовая  работа 

ИННОВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 
 

                                    Выполнил студент  гр.ЭУЗ-307с
                                    М.С.Елизарьева
                                    Научный руководитель:
                                    И.В.Пасынкова
                                    Дата защиты
                                     «__» _________________2011г.
                                    Оценка____________________
                                    ___________________________
                 (подпись руководителя) 
 
 
 
 

Челябинск
2011

Оглавление

                           С

Введение……………………………………………………………………….3
1.Основные понятия инноваций……………………………………………..5
1.1.Понятие «Инновация»
1.2.Классификация  инноваций……………………………………………….7
2.Инновационный  потенциал………………………………………………...9
2.1.Понятие и  содержание инновационного потенциала
2.2.Принципы реализации  инновационного потенциала………………….13
3.Система показателей эффективности
инновационной деятельности……………………………………………….15
3.1.Общая экономическая  эффективность инноваций…………………….17
3.2.Характеристика  результатов инновационной деятельности…………..22
3.3.Выход на  рынок технологий как результат  нововведений…………….28
Заключение……………………………………………………………………31
Библиографический список………………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение

 
     Современные тенденции мирового развития связаны  с переходом общества к более высокой – постиндустриальной стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество. С развитием общества появляются все новые и новые технологии, продукты, разработки.
     Каждая  страна (регион, предприятие, организация) обладает определенным совокупным потенциалом (научным, техническим, ресурсным, сырьевым, экономическим, производственным и т.д.). В последнее время одной из составляющих общего (совокупного) потенциала стал и инновационный потенциал. [6, стр.59]
     Все части общего потенциала тесно связаны  между собой. Эффективная реализация общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.
     Внедрение инноваций в работу организации  является важным этапом, который нельзя не учитывать при разработке стратегии  развития фирмы. В некоторых случаях это может стать ключевым моментом работы. Умелое и правильное внедрение новшеств в работу может дать большое преимущество перед конкурирующими фирмами[3, стр.123].
     В этой связи изучение инноваций и  эффективность их использования представляется особенно актуальным.
     В первой главе данной работы рассмотрены  такие ключевые понятия как инновация, их классификация
     Вторая  глава содержит описание показателей  инновационного потенциала.
 

 
 

1. Основные понятия инноваций

1.1. Понятие «Инновация»

 
     Инновации - это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы.
     Инновации - это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные.
     Инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.
     Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [25, С.115-116].
     Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
     Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).
     Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
    - используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
    - обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
    - обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень;
    - достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта
     Инновации рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием  политики. Соответственно, в научной  литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
     При концептуализации понятия «инновации»  полезно сравнить его с другими  понятиями. В частности, в научной  литературе отмечается, что понятие  «инновация» часто смешивается  с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации» [18, С.201-203].
     Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

         1.2. Классификация инноваций

 
     Классификация по характеру направленности: 1) продуктовые  и 2) процессные. Процессные инновации  бывают технологические и управленческие. Управленческие иногда разделяют на структурные и социальные.
     Продуктовые инновации - новые продукты и услуги, реализуемые на предприятии впервые. Технологические инновации –  запланированные изменения в процессе комбинирования факторов производства. Структурные инновации – изменение в распределении задач между исполнителями и в соотношениях соподчиненности. Социальные инновации – изменения, касающиеся приема и увольнения сотрудников, правил продвижения по службе, изменения системы стимулирования и т.д.
     Классификация по функциональным областям деятельности: производство, сбыт, закупки, логистика, социальная сфера, финансы, персонал.
     Классификация по составу:
     1) по типу новшества: 
     а) материально-технические: научные, технические, технологические, промышленные материалы,
     б) социальные: экономические, управленческие, правовые, педагогические;
     2) по степени радикальности: 
     а) радикальные (базисные, альтернативные) – инновации, которые радикально изменяют существующее направление деятельности или формирующие новое направление,
     б) модифицирующие – изменения в  рамках совершенствования и развития базисных инноваций,
     в) развивающие инновации;  

     3) по стимулу проявления:
     а) инновация, вызванная развитием  науки и техники,
     б) инновации, вызванные потребностями производства,
     в) инновации, вызванные потребностями рынка. [15, С.125-126]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Инновационный потенциал

2.1. Понятие и содержание инновационного потенциала

 
     Разные  фирмы обладают различным инновационным потенциалом. Он может быть высоким или низким. Низкий инновационный потенциал характеризует консерватизм управления, боязнь изменений, реформ, модернизации.
     При высоком инновационном потенциале в процессах управления поощряется инициатива организационных преобразований, ведется регулярная оценка эффективности управления, или мониторинг качества управления, функции исследования отдается явный приоритет, в коллективе царит атмосфера творчества, поиска, развития.
     Но  почему так важен инновационный  потенциал? В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, социальной обстановке, науке и технике, является инновационный потенциал управления[19, С.169-171].
     Но  инновационный потенциал - это возможность и способность к изменениям, которые еще надо реализовать. Инновационный потенциал может быть высоким в силу различных обстоятельств, иногда и стихийно действующих факторов, но реализация инновационного потенциала может быть различной. Существуют процессы реализации инновационного потенциала.
     1. Осознание потребности и оценка  возможностей инноваций, готовность к инновациям, показатели тенденций развития - затраты, производительность, текучесть персонала, конфликтная ситуация, конкуренция, социально-экономическая обстановка, эффективность управления, - все это факторы, показывающие необходимость инноваций.
     2. Исследование тенденций развития  и возможностей тех или иных  инноваций, т.е. возможность привлечения специальных экспертов или консультантов, создания исследовательских групп, проведения социологических исследований для оценки остроты потребности в инновациях.
     3. Разработка проекта инноваций,  его обсуждение, расчеты ресурсов, выбор вариантов, оценка вероятных  последствий.
     4. Определение этапов проведения  организационных изменений, этапов реализации инновационного проекта.
     5. Подготовка к реализации инновационных  проектов, разъяснение целей и условий инноваций. [6, С.63]
     В процессах инновационных преобразований возможно сопротивление персонала, которое часто объясняется сложившимися привычками деятельности, опасениями относительно новых условий работы, неопределенностью, неуверенностью в пользе и необходимости инноваций.
     Существуют  следующие способы преодоления  сопротивления инновациям:
     1. обстоятельное информирование персонала  о необходимости инноваций, убеждение в потребностях перемен, в обновлении условий деятельности, в повышении производительности и эффективности; при необходимости проведение образовательных семинаров, курсов специальной подготовки для освоения персоналом новых условий работы (при замене техники, оборудования, изменении технологии и пр);
     2. привлечение работников к обсуждению  проектов, анализу и выбору вариантов проекта, к разработке управленческих решений;
     3. облегчение процессов вхождения  в новые условия работы, поддержка инициативы освоения новшеств, дифференцированный подход к персоналу в переходный период;
     4. делегирование полномочий на  введение инноваций лицам, не верящим в их эффективность;
     5. мотивирование и стимулирование  инноваций, без которых они  вряд ли станут реальностью; 
     6.поэтапность инновационных преобразований, дающая возможность постепенного привыкания к новым условиям работы, адаптации, разработка гибких инновационных планов;
     7. организационная требовательность  и контроль, без которых, вероятно, невозможно обойтись при любых инновационных мероприятиях. Вопрос заключается лишь в мере принуждения и сочетании его с мерами мотивации и учета реальных условий инновационных преобразований. [8, С.116]
     Инновации могут быть организационного, социального, экономического характера, могут быть в области технического оснащения деятельности и в области как технологии производственной, так и информационных технологий.
     Иногда  понятие инноваций связывают исключительно с научно-техническим прогрессом или усовершенствованием технологии. Но инновации отражают скорее экономические и социальные процессы, нежели научно-технические. Инновации - это изменения, происходящие в экономической и социальной среде, изменения, происходящие в поведении людей как производителей и потребителей. Инновации - это создание нового потенциала действий, а не новых знаний или продукта.
     Инновационная фирма - это фирма, которая организована так, что изменения в ней становятся нормой.
     Общими  характеристиками для инновационной  фирмы являются следующие:
     1. убеждение в рациональности инноваций  и понимание того, что это такое; 
     2. инновационное поведение не эпизодического  характера, а в виде динамики непрерывности;
     3. разработка инновационной стратегии и ее осуществление;
     4. наличие механизмов инновационного  менеджмента - показатели, критерии  оценок, мотивирование творчества;
     5. методология и организация менеджмента  отличаются от традиционных. [7, С.96]
     Инновация - это не технология, это новая  ценность. Можно в управлении следовать  принципу "Больше и лучше". Это  хороший принцип управления и  хорошая стратегия. Она не исключает  внимания к качеству, она предполагает изучение рынка, требует совершенствования  продукта.
     Но  стратегическим девизом и принципом  управления может быть другой - "Новое  и иное". Это принцип инновационного менеджмента, это принцип систематической ликвидации старого, принцип переключения ресурсов на решение новых задач. Если я хочу получить новое и иное, я должен систематически ликвидировать старое.
     Инновации - это не абсолютное отрицание и  уничтожение, это построение принципиально нового, там, где это возможно, а новое, если вы его сумеете построить, само ликвидирует старое. Инновации - это не разрушение, это поведение, ориентированное на поиск нового, реализацию пусть даже малых возможностей его достижения. Инновационный менеджмент - это философия современного управления[2, С.110].
     Инновационный потенциал характеризует способность и стремление к достижению нового, настойчивость и силу в поиске новых решений, готовность к риску и тщательный расчет вариантов.
     Инновация - нелинейный процесс. Она не проявляется  в последовательном движении от одного успеха к другому. Она предполагает длительные этапы поиска и созревания идей.

2.2. Принципы реализации инновационного потенциала

 
     Можно сформулировать следующие принципы в реализации инновационного потенциала.
     1. Инновационное предвидение. Внимание постоянно направлено на поиск новых идей, оценку их реальности и перспективности. Эта позиция не только пронизывает деятельность, но и господствует в деятельности всего персонала управления" определяет социально-психологическую атмосферу работы.
     2. Методология инновационного управления должна включать постановку неординарных и сложных целей, быть ориентированной не на модификацию существующего положения (продукция, технология, организация, персонал и пр), а на принципиально новые подходы и решения. Методология управления должна строиться на оценках вероятности конечного успеха, риска неудачи, необходимых усилий и ресурсов.
     3. Инновационный менеджмент не  может не быть стратегическим  менеджментом, но он предполагает  вполне определенные стратегии  - инновационные. Их отличие заключается в том, что они учитывают особенности инновационного развития - длительный период созревания идеи, низкая отдача ресурсов на первоначальном этапе реализации инновационной стратегии, сложность обратной связи - от результата к усилиям и инвестициям, взаимодействие промежуточных и конечных целей, ритмы ожиданий.
     4.Необходимость  иннновационной установки, без которой инновационный менеджмент оказывается невозможным. Всегда существует сопротивление изменениям, но оно может быть различным в зависимости от действующих установок. В традиционных организациях господствует скептическое отношение к непродуманным и "сумасшедшим" идеям. В новаторской организации главная установка на поощрение идей, создание условий для их проработки, осторожную оценку идей. На ранней стадии созревания принципиально новых идей нет возможности отличить глупую идею от гениальной.
     5. Ресурсная поддержка инноваций..Разработку идеи надо финансировать, необходимы ресурсы. Вложение ресурсов в новые идеи - всегда рискованное дело, но риск - это нормальная характеристика инновационного менеджмента. Готовность к риску проявляется в выделении ресурсов на разработку и поддержку рискованных идей.
     6. Инновационная организация деятельности  предполагает разделение традиционного  и инновационного управления. Они  различаются исходными принципами организации. Традиционная организация строится на основе движения от существующего положения к результату, инновационная - напротив, от того, где мы хотим быть, к тому, что мы сейчас должны делать. В системе управления должны быть инновационные подразделения, управление которыми должно быть предельно децентрализовано и их работа освобождена от текущих дел. [12, С.231-232]
     Существует  в практике соблазн усилить контроль для повышения эффективности  управления. Контроль - это административная мотивация, достаточная информация, своевременность вмешательства в процессы, их регулирование.  
 

3. Система показателей эффективности инновационной деятельности

 
     Потенциальным подходом к понятию "новая технология" для конкретного производства является оценка возможности с ее помощью достичь в короткие сроки целей предприятия или фирмы. Поэтому для какого-либо конкретного производства инновационной может быть технология и не самая прогрессивная, но позволяющая поднять производительность труда и качество выпускаемой продукции на более высокий уровень[16, С.91].
     Любая инновационная деятельность связана  с инвестиционной, поскольку любое новаторство требует капитальных вложений. Инвесторы, вкладывающие свои деньги в инновационный проект, должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности и обеспечения окупаемости капиталовложений.
     Таким образом, значимость определения эффекта  от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики.
     В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (см.табл.1):
     Таблица 1
     Виды  эффекта и их показатели 

Вид эффекта Факторы, показатели
1. Экономический Показатели  учитывают в стоимостном выражении  все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый Расчет показателей  базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный Показатели  отражают влияние инновации на объем  производства и потребления того или иного вида ресурса
5. Социальный Показатели  учитывают социальные результаты реализации инноваций
6. Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние  инноваций на окружающую среду
 
     В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают  показатели эффекта за расчетный  период, показатели годового эффекта.
     Продолжительность принимаемого временного периода зависит  от следующих факторов, а именно:
      - продолжительности инновационного периода;
      - срока службы объекта инноваций;
      - степени достоверности исходной информации;
      - требований инвесторов.
     Общим принципом оценки эффективности  является сопоставление эффекта (результата) и затрат.
     Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение. [15, С.108]
     В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций  требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой - сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций[23, С.96].
     Особенно  остро возникает необходимость  быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.
     Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок. [14, С.119]

3.1. Общая экономическая эффективность инноваций

 
     Для оценки общей экономической эффективности  инноваций может использоваться система показателей:
     1. Интегральный эффект.
     2. Индекс рентабельности.
     3. Норма рентабельности.
     4. Период окупаемости. 
     Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (см.рис1):
     Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая  финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
     Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта  для федерального, регионального  и местного бюджетов.
     Народнохозяйственная  экономическая эффективность, учитывающая  затраты и результаты, связанные  с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение[20, С.200].
     
     Показатели  эффективности инновационного процесса
     Коммерческая  эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступает поток реальных денег.
     В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) денежных средств. Обозначим разность между  ними через Фi(t):
     Фi(t) = Пi(t) - Оi(t),                        (1)
     где i = 1, 2, 3.
     Приток  реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельностью в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.