На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие и сущность административного права России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
       ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО
       ПРАВА………………………………………………………….………….5
1.1. Понятие, предмет и метод административного права………………….5
1.2. Функции административного права………………………….…………..9
        ГЛАВА 2. МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В РОССИЙС-
        КОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ………………………………….………12
2.1. Принципы административного права…………..………………………12
2.2. Взаимосвязь административного права с другими отраслями права...15
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..22
          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..22
          
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Административное  право является наиболее крупной  отраслью системы российского права, поскольку оно предназначено  регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней социальной сфере ? в сфере государственного управления, деятельности исполнительной власти. Оно занимает особое место в системе российского права и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и характеризуется наибольшей мобильностью, а также широкой сферой регулирования. В связи с этим роль и значение административного права в правовом регулировании общественных отношений весьма велики.
     Нормы административного права:
     ? упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления;
     ? охраняют урегулированные правом общественные отношения;
     ? вытесняют из сферы управления общественные отношения, не отвечающие современным условиям;
     ? способствуют зарождению и развитию новых общественных отношений.
     Это направление административно-правового  регулирования приобретает исключительно  важное значение в современный период. Принятые за последние годы нормативно-правовые акты по переходу к рыночным отношениям, по реорганизации системы управления и методов управления экономикой, социально-культурной и другими  сферами жизнедеятельности содержат многочисленные нормы административного  права, направленные на урегулирование и развитие новых управленческих отношений.
     Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере  управления, правовое положение государственных  органов исполнительной власти и  их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права  определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.
     Большое развитие в последние годы получили административно-правовая охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности, что нашло свое воплощение в принятии ряда законодательных  и иных нормативных актов, направленных на укрепление правопорядка.
     Таким образом, выбор темы контрольной работы обусловлен ее важностью и актуальностью как для современной правовой науки, так и для системы российского права в целом, а также личным исследовательским интересом к ней автора данной работы.
     Целью исследования контрольной работы является теоретический анализ понятия и сущности административного права, его места в российской правовой системе.
     Контрольная работа состоит из: введения; основной части, включающей в себя две главы; заключения; списка используемой литературы, содержащего учебные, справочные, научно-правовые источники, информацию с Интернет источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1. Понятие, предмет и метод административного права
       Современное российское административное право юридически призвано регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т. п.). Тем самым "административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни".1
     В настоящее время разработано  большое число дефиниций, определяющих административное право, что создает определенные трудности выбора понятийного аппарата.
     В научной литературе наиболее часто административное право определяется как отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Именно поэтому административное право называют правом управления или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное или "публичное" управление.
     Со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, такое определение не раскрывает полностью сущности административного права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что "административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата".2
     Административное  право как самостоятельная  отрасль права  представляет собой  систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе организации  и осуществления государственного управления.
     По  своей сущности административное право  как регулятор общественных отношений  в целом не отличается от других отраслей права. Административно-правовые нормы, так же как и другие правовые нормы, устанавливаются государством (уполномоченными на то органами государственной власти) и имеют общеобязательную силу, их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства, хотя принуждение является крайним способом правового воздействия на поведение участников регулируемых общественных отношений.
     Между тем, каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, под которым в целом понимаются конкретные однородные общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизнедеятельности человека. Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления, урегулированная нормами данной отрасли права. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.
     Право всегда регулирует общественные отношения, пользуясь различными методами. Каждая отрасль права имеет свой собственный  метод, под которым понимается совокупность определенных способов и средств правового воздействия на волю и поведение участников регулируемых общественных отношений. Метод находится в неразрывном единстве с предметом правового регулирования. Если предметом отрасли является круг регулируемых общественных отношений, то метод показывает, с помощью каких средств, приемов и способов осуществляется это правовое регулирование.
     Любая отрасль права использует такие  способы регулирующего воздействия  на общественные отношения, как запрет, предписание, дозволение.
     Запрет – это возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой.
     Предписание – это возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы.
     Дозволение – это разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.
     Метод административного  права ? это определенное соотношение запрещающих, предписывающих и дозволяющих средств.
     Индивидуализация  этого соотношения зависит от конкретного управленческого дела, ситуации. При этом наблюдаются общие  тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются  дозволительные средства, что обусловлено  федеративным устройством российского  государства, отнесением административного  и административно-процессуального  права к предмету совместного ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
     Тенденция все более широкого применения дозволительного  метода не означает, что позиции  императивных средств будут ослабевать. Речь должна идти о принципе разумной достаточности в определении средств воздействия на управленческие отношения.
     Таким образом, обобщая вышесказанное, следует отметить, что для административно-правового метода характерно следующее:
     1) Метод административного права представляет собой определенное соотношение предписания, запрета и дозволения.
     2) Методу административного права наиболее присущи правовые средства распорядительного типа.
     3) Метод административного права предполагает одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения. Данное свойство связано с наличием субординационных связей в управлении.
     4) Метод административного права не исключает использования диспозитивных средств, которые основаны на равенстве участников регулируемых отношений. Это вызвано необходимостью учета интересов их участников на основе добровольного согласия. Выбор варианта поведения в пределах, определенных правовыми нормами, повышает уровень самоорганизации управленческой системы.
     5) Сфера применения метода административного права будет расширяться. Это обусловлено его реформированием, наличием диспозитивных начал, что позволяет регулировать экономические отношения в условиях действия рынка.
     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать вывод, что административное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах общественной жизни, и использующих средства дозволения, запрета и предписания с доминированием последних.. 

1.2. Функции административного права
     Функция, т.е. направление деятельности – это категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права как отрасли права, дающая возможность определить его внешние свойства в данной правовой системе.
     Для того чтобы раскрыть функции административного  права, необходимо выделить основные направления  государственно-управленческой деятельности:
     ? разработка и реализация государственной политики, находящей свое выражение в программах общефедерального и регионального масштабов;
     ? установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ всестороннего развития личности, удовлетворения ее запросов, охраны жизни и здоровья, должных условий для развития ее творческой инициативы и активности (например, в области малого и среднего бизнеса);
     ? создание прочной правовой базы хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности в условиях оперативной самостоятельности объектов (например, государственное стимулирование коллективного предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);
     ? укрепление управленческих связей на базе эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления; стимулирование межрегиональных управленческих отношений и т. д.;
     ? координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного строительства;
     ? обеспечение реализации прав и обязанностей, а также защиты законных интересов юридических лиц в сфере государственного управления и т. п.;
     ? определение основ организации управления организациями государственного сектора;
     ? формирование общих начал функционирования различных объектов негосударственного сектора;
     ? установление системы государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер деятельности.
     Соответственно  этим ведущим направлениям проявляются  основные функции административного  права.
     Главной функцией административного права  следует назвать регулятивную функцию. Следует детализировать формы проявления регулятивной функции с тем, чтобы достоверно понять содержание административного права.
     Содержание  регулятивной функции по существу обнаруживается в других функциях административного  права:
     1) правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
     2) правотворческая функция, которая выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;
     3) организационная функция, проистекающая из организационного характера государственного управления, которая постоянно "поддерживается" нормами административного права;
     4) координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;
     5) правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений. 3
     Административное  право, выполняя свои функции, руководствуется  основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые  закреплены в Конституции РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
2.1. Принципы административного права
     К числу основных принципов, выражающих сущность административного права относятся:
     ? демократизм нормотворчества и реализации права;
     ? равенство граждан перед законом и правоприменителем;
     ? взаимная ответственность государства и личности;       
     ? федерализм;
     ? гуманизм;  
     ? законность.
     Демократизм нормотворчества  и реализации права как принцип административного права проявляется в участии граждан, общественных объединений, движений, трудовых коллективов, населения в формировании административно-правовой политики и совершенствовании административно-правовых норм. Он проявляется также в реализации норм административного права, в предоставлении гражданам и общественным формированиям широкой возможности осуществлять свои права в сфере управления. Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Демократизм проявляется в расширении полномочий местных органов самоуправления, в демократизации правоприменительных органов, в частности милиции, в составе которой имеются подразделения местной (муниципальной) милиции, призванные непосредственно обеспечивать правопорядок в общественных местах и местах проживания граждан.
     Равенство граждан перед  законом и правоприменителем. Этот принцип выражается в том, что все граждане независимо от национальной, социальной, религиозной и иной принадлежности, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям имеют равные права и обязанности в сфере управления, установленные нормами административного права, и в одинаковой степени отвечают перед законом. Граждане имеют равное право на государственную службу, на образование и т. п. Все граждане должны отвечать за совершенные ими административные правонарушения. Граждане равны перед субъектами применения норм административного права.
     Принцип взаимной ответственности  государства и  личности означает, что государство и личность связаны правами и обязанностями. Нарушение одной из сторон своих административно-правовых обязанностей влечет юридическую ответственность. Так, согласно Конституции каждое лицо имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ? обязанность государства"4. Конституцией и другими законодательными актами также установлены обязанности граждан перед государством. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, защищать отечество и др.
     Федерализм как принцип проявляется в закреплении административно-правовыми нормами компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, в установлении совместной компетенции (предметов ведения) указанных органов, образующих единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Согласно этому правовому принципу федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов федерации по соглашению с федеральными органами могут передавать им осуществление части своих полномочий. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.
     Принцип гуманизма. Его суть состоит в закреплении административно-правовыми нормами отношений между обществом, государством и личностью, между людьми на основе уважения достоинства личности, создания условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Этот конституционный принцип выражается, в частности, в Законе РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции"5, который призван защищать человека. Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство личности. Она при необходимости обязана принимать меры к оказанию нуждающимся доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу. Гуманизм проявляется в законодательстве об административных правонарушениях. Административное взыскание ощутимо своими нравственными переживаниями, физическими страданиями, нанесением материального ущерба. Из этого следует, что наряду со справедливостью важно проявление гуманизма к правонарушителю.
     Законность. В качестве принципа административного права (административно-правового регулирования) законность означает идею, требование выражения норм административного права в законах и подзаконном нормотворчестве. Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов. Он регулирует наиболее важные стороны управления, отношения, субъектами которых являются гражданин и государство (его органы исполнительной власти). Принятие подзаконных административно-нормативных актов должно осуществляться на основе и во исполнение законов. Административно-правовые нормы подзаконных актов, включая ведомственные и другие акты, регулируют преимущественно внутриорганизационные управленческие отношения, если иное не предусмотрено законом. Ведомственные нормативные акты, регулирующие внешние (невнутриорганизационные) управленческие отношения, приобретают юридическую силу лишь после их регистрации в установленном порядке в органах юстиции. Нарушением принципа законности является практика "конкретизации" закона подзаконным актом, по существу устанавливающим новые нормы как материального, так и процессуального характера.
     Принципом права законность становится лишь в  условиях, когда граждане проявляют заинтересованность в проведении в жизнь правовых,  в том числе и административно-правовых норм, выражающих их волю и правосознание, когда государство и его органы создают благоприятные условия для реализации предписаний и велений, содержащихся в правовых нормах. 

2.2. Взаимосвязь административного права с другими отраслями права
     Административное  право, будучи самостоятельной отраслью, является по своему характеру фундаментальным  правом, тесно взаимосвязанным с  другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими  юридическими науками служит основой  возникновения и функционирования многих уже сложившихся или сравнительно новых отраслей права, в первую очередь, таких как финансовое, налоговое, трудовое право и ряд других отраслей.
     Административное  право с учетом особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы  реализации исполнительной власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется многообразие административно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения в сфере финансовой деятельности. Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы называть чисто административно-правовым, т.е. не затрагивающим интересы иных правовых отраслей. Фактически нас "окружают" со всех сторон нормы, прежде всего, административного права.
     Таким образом, являясь неотъемлемой частью структуры российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права:
     ? с конституционным (государственным) правом. Будучи ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти6; права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления7 и т. д. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяются федеральными и иными законодательными нормами.
     Административное  право исходные начала берет в  нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя:
     - правовой механизм реализации прав и свобод граждан;
     - компетенции различных звеньев системы исполнительной власти;
     - административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты;
     - формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т.д.;
     ? с гражданским правом, поскольку обе отрасли иногда регулируют одни и те же имущественные отношения. Однако методы регулирования этих отношений неодинаковы. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения (одна из сторон – орган управления, который принуждает другую сторону к выполнению норм права). Гражданско-правовой метод регулирования в отличие от административно-правового характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правового регулирования;
     ? с финансовым правом, которое, как известно, регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, прежде всего по аккумулированию и распределению денежных средств, составляющих национальный доход России (налоги, бюджет). Административное право определяет компетенцию Министерства финансов, налоговых и других органов исполнительной власти, действующих в финансовой сфере. Финансовое право широко применяет метод прямого приказа при регулировании финансовых отношений, т.е. административно-правовой метод; 
     ? с земельным правом, которое регулирует земельные отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются также нормами административного права;
     ? с трудовым правом. Нормы административного права определяют полномочия органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений. Содержание индивидуальных актов управления в сфере трудовых отношений определяется, как правило, нормами трудового права, а порядок издания акта ? нормами административного права, если, например, гражданин поступает на работу в государственный орган, но не на государственную должность. На государственных служащих нормы трудового права распространяются, если иное не установлено нормами административного права о государственной службе.
     Через соответствующие инспекции и  другие контрольные органы государство  осуществляет надзор за соблюдением  правил oxpaны труда и техники безопасности. Эта деятельность регулируется административным правом;
     ? с таможенным правом. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов, ? эти и другие аспекты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами административно-правового характера;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.