На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие умения обобщать на уроках окружающего мира

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
(НовГУ)
Факультет педагогического образования искусств и технологий
 
______________________________________________________________________
Кафедра педагогики и методики начального образования
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа по теме:
«Развитие умения обобщать на уроках окружающего мира».
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка 4 курса
группы 7252
 
 
Проверила:
Дружнова М. П.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Великий Новгород
2011год

Содержание.
Введение………………………………………………………………………..3 
Глава I Теоретические основы формирования умения обобщать у младших школьников……………………………………………………………………5
1.1. Сущность понятия обобщение в начальной школе…………………...5
1.2 Особенности обобщения у младших школьников…………………...10
1.3. Использование дидактического материала для развития умения обобщать……………………………………………………………………..13
Выводы по первой главе…………………………………………………...18
Глава II Экспериментальное исследование развития умения обобщать у младших школьников……………………………………………………….19
2.1. Определение исходного уровня умения обобщать у младших школьников…………………………………………………………………..19
2.2. Развитие умения обобщать у младших школьников…………  ……..24
2.3. Контрольный этап эксперимента……………………………………...27
Выводы по второй глав……………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………….33
Приложение ………………………………………………………………….35
 

ВВЕДЕНИЕ
C самых первых дней пребывания в школе учащиеся познают окружающий мир и его закономерности, устанавливают взаимосвязи между элементами природы, решают учебные и практические задачи. Истинным патриотом родного края становишься тогда, когда знаешь его тайны, богатства, открываешь в нём неведомое. Основы этих знаний учащиеся получают на уроках природоведения, наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты природы своего края, делая самостоятельно выводы и заключения.
Важное значение в системе обучения имеет обобщение и проверка знаний учащихся на уроке.
Ведь известно, что младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Этот возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
По мнению Смирнова А. А., в процессе развития познавательной деятельности человека сложилась определённая особенность хранения информации. Вместо того чтобы хранить в активном фонде материал во всем его объёме, человек способен сохранять более обобщенные эквиваленты, или коды, представляющие собой своеобразные ключи, с помощью которых материал может быть восстановлен, если в этом возникает необходимость [1 с.72]. Один из способов переработки запоминаемого материала, а именно обобщение (классификация) материала и есть цель данной работы.
Термин “обобщение” часто встречается в психолого-дидактической и методической литеpaтуpe. Он применяется для обозначения многих сторон процесса усвоения знаний школьниками. Можно выделить две основные группы явлений, с которыми обычно связан этот термин. Если имеется в виду процесс обобщения, то обычно указывается переход ребенка от описания свойств отдельного предмета к их нахождению и выделению в целом классе подобных предметов [4].
Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием только некоторых признаков, так как ученик еще не может проникнуть в сущность предмета.
В учебниках по различным дисциплинам материал, как правило, расположен так, чтобы работа учащихся с ним приводила к соответствующим обобщениям. В методических руководствах учителям даются детальные указания относительно того, как направлять этот процесс, как проверять уровень достигнутого детьми обобщения.  Формирование у детей обобщений и понятий считается одной из главных целей школьного преподавания.
Поэтому темой нашего исследования является «Развитие умения обобщать на уроках окружающего мира».
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать эффективность исследования.
Задачи исследования – разнообразие дидактического материала, направленное на развитие умения обобщать.
Объект исследования – развитие умения обобщать в учебной деятельности.
Предмет исследования – развитие умения обобщать на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: развитие умения обобщать будет эффективным, если на уроках окружающего мира будет использован дидактический материал, направленный на развитие данного умения.

Глава I Теоретические основы формирования умения обобщать у младших школьников
1.1. Сущность понятия обобщение в начальной школе
Процесс учебной деятельности подчинен ряду общих закономерностей. Прежде всего, необходимо, чтобы преподаватель систематически вовлекал детей в учебные ситуации, вместе с ними находил и демонстрировал соответствующие учебные действия, а также действия контроля и оценки. Дети же, в свою очередь, должны сознавать смысл учебных ситуаций и последовательно воспроизводить все действия. Иными словами, одна из закономерностей состоит в том, что весь процесс преподавания в младших классах первоначально строится на основе развернутого представления детям главных компонентов учебной деятельности и дети втягиваются в их активное осуществление.
Работа ребенка в системе учебных ситуаций начинается с 1 класса, но умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, предваряющие решение конкретно-практических задач, возникает у него гораздо позднее. При установившихся методах начального обучения это умение формируется с большими трудностями и далеко не у всех младших школьников.
Что же такое обобщение? Мы решили выяснить. Для этого мы обратились к различным видам источников, чтобы для начала узнать, как этот термин объясняется и трактуется у разных ученых, и в разных энциклопедиях.
Например, в словаре Ушакова обобщение – это «общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. [4].

В словаре логики обобщение – это «(лат. generalisatio) — мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам» [4].

М.Н. Шардаков предложил классификацию разных видов обобщающей мыслительной деятельности школьников, развивающуюся в процессе учения. Он рассматривает 3 вида обобщения:
Обобщение существенных и общих свойств единичных предметов и получение тем самым предметных понятий.
Обобщение существенных и общих связей и отношений между отдельными предметами или явлениями и получение тем самым понятий отношений.
Особым видом обобщения является обобщение учебного материала.
Таким образом, разносторонние подходы к классификации обобщения свидетельствуют о его многоплановости, а значит и широких возможностях различного подхода к формированию обобщения.
Обобщение непосредственно связано с другими мыслительными операциями.

Обобщение – это нахождение общего в предметах и явлениях. Нахождение общего включает в себя сопоставление предметов, вычленение общих признаков в каждом из данных предметов и объединение последних по этим признакам

Из материалов психологического словаря следует, что обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений [4].
Обобщение – (лат. generalisatio) – мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям, о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (Индуктивное обобщение). Путем индуктивного обобщения образуются не только понятия, но и суждения[4].
Под аналитическими понимаются обобщение, осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к понятию " форма движения материи", от суждения "Киты - млекопитающие" к суждению "Киты - позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема в данном случае?" к вопросу.
Под синтетическими (или индуктивными) понимаются обобщения, связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий.
В традиционной логике под обобщением понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник").
Противоположной обобщению является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических обобщениях играет абстракция отождествления. Процесс обобщения широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, например, в процессе формирования художественных образов.
Обобщение – выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).
Обобщение – заключение от частного к общему. Обобщение – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах[4].
При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов[4].
Обобщение – Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.
Обобщение – формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.
Обобщение – (от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индуктивное обобщение ); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение).
Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположностью обобщения является ограничение.
В формальной, логике под обобщением понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание - родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “ дерево ”отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным обобщению процессом является ограничение»[4].
По нашему же мнению, обобщение – это выделение у ряда вещей общих свойств, инструмент упрощения, продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности, логический процесс перехода от единичного к общему. Обобщение состоит из классификации, сравнения, объединения и группировки.
«Виды обобщения соответствуют видам мышления.

Обобщение теоретическое – обобщение, основанное на выделении существенных связей между явлениями внешнего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Опирается на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения дополнительных принципов – обобщающих гипотез. Реализуется посредством понятия, в коем фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к обобщению теоретическому особенно интенсивно формируется в возрасте подростковом и юношеском.
Обобщение синкретическое (практическое) – обобщение, основанное на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в перцептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу.
Способность к обобщению эмпирическому формируется еще в возрасте дошкольном, но самым сенситивным является возраст школьный младший [4].
Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, при котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий. Комплексные обобщения (как и синкретические) представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности. При исследовании формирования новых обобщений в психологии используется методика образования "искусственных понятий", когда анализируются типичные для данного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, понятийное). Одно и то же обобщение может быть сформировано в результате различной организации исследовательских действий человека (обобщение, построенное на основе минимально необходимых данных, и то же самое обобщение, построенное на основе избыточных данных). При исследовании обобщений в психологии используются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широкое распространение получили исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений. Актуальное использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта речевой деятельности»[4].
Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, представляет собой вклад и в историческое развитие мышления.
Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий – приемов деятельности познавательной и знаков.
 
1.2  Особенности обобщения у младших школьников
«Вспомним с детства сценку: девочка с голубыми волосами дает урок арифметики озорному деревянному мальчишке с длинным носом.
« – У вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного…
– Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас два яблока. Сколько у вас осталось яблок?
– Два…
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.
– Два…
– ПОЧЕМУ?
– Я ЖЕ НЕ ОТДАМ  Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка».
Бедный Буратино! Он вовсе не заслужил этого упрека. В постигшей его неудачи была совсем не виновата его деревянная голова с коротенькими мыслями. Просто автор, Алексей Толстой, подметил и отразил в этой сценке характернейшую возрастную особенность детского мышления – его конкретность»[3  с.180].
Свойство детского ума воспринимать все конкретное, буквально, неумение подняться над ситуацией и поднять её общий, абстрактный или переносный смысл – одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика.
Трудность обобщения материала, одна из основных трудностей, возникающих при усвоении математики. «Вот как описывает их психолог В. А. Крутецкий: «Неспособные ученики с большим трудом обобщали предложенный математический материал… Они с трудом перебирались от одной ступени обобщения к другой, причем каждая такая ступень должна была закрепляться значительным количеством упражнений»[2]. Таких учеников необходимо тренировать на специально подобранном материале, включающем все возможности и комбинации несущественных признаков»[3 с.184].
Выделение общего затрудняет детей не только при решении математических задач. В этом отношении очень характерны трудности, которые испытывают школьники младших классов при необходимости осознать общий смысл корня в родственных словах [15].
Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием только некоторых признаков, так как ученик еще не может проникнуть в сущность предмета.
«Когда ребенок говорит "погода" или "человек", он имеет в виду те же вещи, те же предметы, которые имеем в виду мы с вами, но обобщает он эти вещи другим способом, чем мы, с помощью другого акта мысли. У него еще нет таких высших обобщений, которые мы называем понятиями, а у него обобщения более конкретного характера, более наглядного характера. И говорят, что эти обобщения ребенка на ранней стадии развития напоминают обобщения, которые у нас представлены в фамильных именах. Фамилия у нас тоже представляет не одного человека, а группу людей. Но как обобщена эта группа людей под одной фамилией? Она обобщена на основе фактического отношения родства, не на основе логического отношения как известная категория, а на основе фактического родства между этими людьми»[5].
«Так, как у нас строится обобщение фамильных имен, так как показывает исследование – у ребенка раннего дошкольного возраста строится обобщение всяких предметов, т.е. ребенок обозначает словами те же самые предметы, что и мы, но только он обобщает эти предметы иначе, более конкретным, более наглядным, более фактическим образом. В силу этого обобщения ребенка отличаются от наших обобщений, и возникает тот всем известный факт, что ребенок осмысливает действительность, понимает происходящие кругом него события не вполне так, как понимаем их мы»[5].
«Всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение. Всякое понятие относится к группе предметов, но эти обобщения в разном возрасте у детей построены по-разному. Самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является следующее положение, что в меру того, как развивается общение ребенка со взрослым, расширяется и детское обобщение, и наоборот»[10].
«В понятиях ребенка школьного возраста заключено некоторое обобщение и объединение различных черт, но это обобщение еще не осознано самим ребенком, он не знает основания своего понятия»[10].
«Можно считать установленным, что ступени обобщения ребенка строго соответствуют ступеням, по которым развивается его общение. Всякая новая ступень в обобщении ребенка означает и новую ступень в возможности общения»[10].
 
1.3. Использование дидактического материала для развития умения обобщать
Учащиеся при анализе своей самостоятельной работы часто указывают на потребность в самоконтроле за этой работой, на необходимость в снабжении их развернутым комментарием всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале. В результате опроса, в частности, выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику. Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся в ходе реализации урока. Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера. Учитывая то, что в основе любого урока лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем сделать вывод о том, что дидактические материалы в проекте должны играть несколько иную роль. Если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов на уроке должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).
Можно отметить следующее значение дидактического материала на уроках:
• Самостоятельное овладение учащимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.
• Активизация познавательной деятельности учащихся.
• Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
• Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, мышления, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.
• Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок по результатам деятельности и оценкой результатов.
• Самоконтроль и самокоррекция.
• Развитие умения обобщать, классифицировать, сравнивать и группировать.
• Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
• Усиление мотивации обучения.
• Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
• Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества.
• Активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Виды дидактического материала

• Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
• Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
• Памятки (инструкции) по формированию и развитию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
• Задания по формированию и развитию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
• Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
• Задания с проблемными вопросами.
• Задания на развитие воображения и творчества.
• Экспериментальные задания.
• Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.
• Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
• Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
• Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
• Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
• Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
• Алгоритм выполнения задания.
• Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
• Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
• Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
• Задания, включающие в себя загадки, кроссворды, схемы и т.д.
• Тесты с возможностью самоконтроля.
Например, дидактический материал «Окружающий мир: Цветная палитра», который разработала Светлана Вохринцева, включает в себя иллюстрации; познавательную информацию, развивающие задания; игру «Лото», стихи, поговорки, загадки.
Обучающий компонент пособия поможет:
научить детей видеть богатство и многообразие цветов и оттенков в окружающем мире;
расширить и закрепить знания детей о предметах и объектах окружающего мира, их свойствах и качествах, функциональном назначении, истории происхождения;
научить детей объединять предметы в группы по классам и называть их одним словом (овощи, фрукты, ягоды, животные, птицы, цветы, игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, транспорт);
сформировать и развить у детей умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать предметы по цвету, величине, форме;
создать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи;
систематизировать имеющиеся знания.
 

Выводы по первой главе
C самых первых дней пребывания в школе учащиеся познают окружающий мир и его закономерности, устанавливают взаимосвязи между элементами природы, решают учебные и практические задачи. Основы знаний учащиеся получают на уроках окружающего мира, наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты природы своего края, делая самостоятельно выводы и заключения.
Важное значение в системе обучения имеет обобщение и проверка знаний учащихся на уроке.
Обобщение обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность. Обобщение в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом.
Эмпирическое обобщение осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое обобщение служит основой формирования, как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания.
Теоретическое обобщение осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое обобщение используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид обобщения характерен для достаточно развитого уровня познания.
Для развития умения обобщать важное значение играет использование развивающего дидактического материала на уроках окружающего мира: задания с проблемными вопросами, загадки, задания различного уровня сложности, кроссворды, карточки для выполнения заданий теста и др.
 

Глава II Экспериментальное исследование развития умения обобщать у младших школьников
2.1. Определение исходного уровня умения обобщать у младших школьников
На протяжении педагогической практики проводился эксперимент в 3 классе у учеников МАОУ «СОШ д. Трегубово». В классе всего 10 учеников( приложение 5).
Основной целью эксперимента было выявить умение обобщать на уроках окружающего мира. Поэтому в начале практики (10 февраля 2011года) ученикам было предложено несколько заданий (приложение 1).
Потом на протяжении всей педагогической практики ребятам давались всевозможные задания на развитие умения обобщать. На уроках окружающего мира проводились небольшие проверочные работы  по темам на развитие умений обобщать. И в конце практики (10 марта 2011года) проводился абсолютно такой же тест как в начале эксперимента. В дальнейшем результаты этих работ сравнивались по полученным данным.
К показателям развития умения обобщать мы отнесли
1. умение группировать
2. умение объединять
3. умение сравнивать
4. умение классифицировать.
Степень сформированности показателей наблюдения за детьми, беседы с ними позволил нам отнести детей к 3 уровням развития умения обобщать: к высокому, среднему и низкому.
Сам тест «На умение обобщать» разработан нами при помощи материалов Е.А. Алябьевой [11с 80-84]. Всего он включает в себя 4 задания (приложение 4).
№1. задание на умение группировать и объединять.
Цель: выявить уровень умения группировать и объединять
В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить.
Оценивание: если ответ на задание правильный, то ставится 1 балл, если нет – 0 баллов. Следовательно, за это задание можно получить максимум 10 баллов.
Градация:
Высокая степень умения – 8-10 баллов
Средняя степень умения – 5-7 баллов
Низкая степень умения – 1-4 балла
 
№2 задание на умение классифицировать.
Цель: выявить уровень умения классифицировать у учеников 3 класса.
Из предложенных 20 слов, выбрать по 2 и классифицировать их, давая им (словам) название. Всего 10 пар слов.
     Ожидаемый результат:
Метла, лопата – инвентарь
Окунь, карась – рыба
Лето, зима – времена года
Огурец, помидор – овощи
Сирень, шиповник – кусты
День, ночь – время суток
Шкаф, диван – мебель
Слон, муравей – животные
Июнь. Июль – летние месяцы
Дерево, цветок – растения
Оценивание: за одну правильную группу ставится 1 балл, если ответ не правильный – 0 баллов. Всего за это задание можно получить максимум 10 баллов.
Градация:
Высокая степень умения – 8-10 баллов
Средняя степень умения – 5-7 баллов
Низкая степень умения – 1-4 балла
 
№3 задание на умение сравнивать.
Цель: выявить уровень умения сравнивать у учеников 3класса.
Материал: 10 карточек. Тест.
Здесь надо выбрать из каждой карточки один лишний предмет. (приложение 6) все карточки пронумерованы от 1 до 10.
Ожидаемый результат:
1.                      стол
2.                      еловая ветка
3.                      роза
4.                      мяч
5.                      тапочки
6.                      тетрадь
7.                      кастрюля
8.                      пальто (шуба)
9.                      самолет
10.                  помидор
Оценивание: за один правильный ответ ставится 1 балл, если ответ не правильный – 0 баллов. Всего за это задание можно получить максимум 10 баллов.
Градация:
Высокая степень умения – 8-10 баллов
Средняя степень умения – 5-7 баллов
Низкая степень умения – 1-4 балла
 
№4задание на умение обобщать.
Цель: выявить уровень умения обобщать у
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.