На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ПЕНЗЕНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ
     Кафедра «Физического воспитания и спорта» 
 

Реферат
на тему: «Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений» 
 
 
 

Выполнила: ст. гр
jhghjghj
Проверила: доцент
Ларина  С.Г. 
 

Пенза 2011 

Оглавление
Введение 3
1. Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества 4
2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса 6
3. Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений 10
3.1.  Перспективное планирование многолетней подготовки 10
3.2.  Годичное планирование 11
3.3. Текущее и оперативное планирование 14
4. Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности 15
5. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий 20
6. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения студентов 21
7. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований 22
8. Требования спортивной классификации и правил соревнований по избранному виду спорта 23
Заключение 24
Список  литературы 25 

 


Введение

   История физической культуры и спорта насчитывает  тысячелетия. В современных видах  спорта отчетливо прослеживаются элементы, присущие основным формам физической активности человека в древности. Виды деятельности, связанные с охотой и боевыми действиями, нашли отражение в таких видах спорта, как стрельба из лука, метание диска, копья, борьба; активность, связанная с передвижением и преодолением препятствий, отразилась в конном, лыжном и конькобежном спорте, беге, прыжках, плавании. За современными гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой просматриваются древние трудовые процессы, посвящения, обряды и ритуалы. Многие современные системы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов древнего мира, связанным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его организма, а также со стабилизацией психических процессов.
   В историческом развитии отдельных видов  спорта и систем физических упражнений очевидна связь с изменяющимися  условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, отдыха и быта человека. Изменения во внутренней структуре  каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов  научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного  инвентаря и оборудования, существенно  изменялись правила спортивных соревнований. С этими же факторами связано  постоянное совершенствование теории и методики, а также практики спортивной тренировки, медико-биологического обеспечения  тренировочного процесса, методов и  средств восстановления работоспособности спортсменов в макро- и микроциклах спортивной подготовки и т.д.
   Меняющиеся  требования к динамичности, зрелищности, телегеничности спортивных соревнований диктуют пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта, а следовательно, изменение методики подготовки спортсмена. Поэтому сравнивать достижения спортсменов прошлого и настоящего непросто. Бегуны, участвовавшие в Олимпийских играх Древней Греции, мчались босиком по песчаной дорожке, без фиксации времени, а современные - по дорожкам с синтетическим покрытием, в специальных беговых туфлях, их время фиксируется до сотых долей секунды. Между тем в некоторых системах физических упражнений, особенно имеющих древнюю историю (хот-хайога и т.д.), сохраняется определенный консерватизм.

1. Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества

   Продолжительные и регулярные занятия спортом  или физическими упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики  человека. Этот факт может быть использован  для коррекции показателей физического  развития и телосложения, для акцентированного воспитания и совершенствования  силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств  личности. Проблема акцентированного развития физических качеств всегда легче решается на начальных этапах спортивной подготовки. Если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Однако по мере повышения тренированности, с ростом спортивной квалификации (от новичка до спортсмена-мастера) величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Чем выше класс спортсмена, тем контрастнее проявляются те физические качества, к которым предъявляет особые требования конкретный вид спорта. Иными словами, налицо акцентированное воздействие данного вида спорта на развитие определенного физического качества.
   Аналогичные процессы можно наблюдать и в  развитии и воспитании психических  качеств и свойств личности. Виды спорта, требующие повышенной смелости, волевых усилий, коллективизма, всегда оставляют отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило, направлены на развитие какого-либо определенного  физического или психического качества (например, "стретчинг" или системы дыхательной гимнастики).
   Каждый  студент может выбрать вид  спорта в элективном курсе учебной  дисциплины "Физическая культура" из числа предлагаемых кафедрой физического воспитания в данном вузе. Чтобы не ошибиться в своем выборе, он должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.
   В этом ему может помочь предлагаемое разделение основных видов спорта на группы:
    преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта);
    развивающие, главным образом, силу и скоростно-силовые качества (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания и прыжки);
    способствующие воспитанию ловкости и гибкости (спортивная гимнастика, акробатика);
    комплексного воздействия на человека (разные виды единоборств, спортивные игры, различные многоборья).
   В этом разделении на группы, хотя и несколько  условно, могут найти свое место  и избранный вид спорта или  современная система физических упражнений.
   Особенности совершенствования в каждом виде спорта или системе физических упражнений требуют более подробного освещения  в лекционном курсе. Лектор должен дать специфические материалы, сведения, примеры по конкретному виду спорта или системе физических упражнений или адресовать студентов к доступной  специальной литературе.
 


2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса

   Современная наука исследует проблему человека в большом спорте. Изучаются различные  стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. По каждому виду спорта разработаны  основы спортивной ориентации, спортивного  отбора, определены этапы многолетней  подготовки к рекордным результатам  с изменяющимися задачами и тестами  на каждом из них.
Установлены требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической  устойчивости для каждого этапа  подготовки, ориентированного на возраст  спортсмена. С этими целями применяются  специальные информативные тесты  педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (соответствие возрасту, спортивному  стажу) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной спортивной подготовки (табл. 8.1-8.3).
   Модели, используемые в спорте, делятся на две группы.
   Первая:
    модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;
    модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;
    морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;
   Вторая:
    модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроцикла;
    модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки, макроциклов, периодов);
    модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;
    модели тренировочных занятий и их частей;
    модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.
   Таблица 8.1. Пример модели соревновательной деятельности - обобщенные модели прохождения отдельных участков соревновательных дистанций в плавании вольным стилем и брассом (по материалам В.Н. Платонова)

   Таблица 8.2. Пример модели подготовленности бегуна-спринтера (по В.В. Петровскому)

   Таблица 8.3. Примеры морфологических модельных характеристик конькобежцев высокого класса (по В.А. Орлову, Т.Л. Шаровой)

   Приведенные примеры модельных характеристик  должны быть конкретизированы и расширены  при изложении материала по отдельному виду спорта.
   Каждый, кто заинтересовался, может сопоставить  свои показатели с модельными характеристиками. Это позволит объективно оценить  и спрогнозировать собственные  возможности в достижении того или  иного уровня в избранном виде спорта. Во многих видах спорта показатели модельных характеристик для  спортсменов разных позиций (в игровых  видах спорта), весовых категорий (борьба, бокс), специализирующихся на разных дистанциях (спринтеры, стайеры) различаются. Тем не менее они позволяют спортсменам и тренерам ориентироваться в многогранном процессе тренировки.
   В студенческом спорте участвуют не только спортсмены, стремящиеся к достижению спортивных результатов международного класса. У каждого студента своя мотивация к тому или иному  виду спорта
(активный отдых, коррекция недостатков  физического развития и психофизической  подготовленности). Но сопоставить  свои данные с модельными характеристиками  лучших спортсменов в данном  виде спорта будет полезно,  ибо это поможет объяснить  и понять причины различного  темпа прироста спортивных результатов  у двух разных спортсменов,  занимающихся в одной учебной  группе, выполняющих одинаковую  тренировочную нагрузку.
   В видах спорта, относящихся к разным группам физических упражнений (циклические  виды спорта, спортивные игры, различные  виды единоборств), отдельные тесты  и показатели имеют неодинаковую значимость (табл. 8.4).
   Таблица 8.4. Наиболее значимые морфофункциональные показатели сильнейших спортсменов (по Э.Г. Мартиросову)

   Условные  обозначения:
    1 - тотальные размеры тела,
    2 - пропорции тела,
    3 - конституция,
    4 - состав тела,
    5 - удельная масса тела,
    6 - осанка,
    7 - состояние сводов стопы.
 


3. Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений

   Специфика каждого вида спорта или системы  физических упражнений всегда накладывает  свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных  занятий.
   Однако  в каждом виде спорта или в системе  физических упражнений всегда присутствуют его основные разделы:
    перспективное планирование;
    годичное планирование;
    текущее и оперативное планирование.

3.1.  Перспективное планирование многолетней подготовки

   Из  года в год увеличивается число  тренировочных занятий и соревнований, растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней  подготовки изменяется соотношение  различных средств, используемых в  тренировочном процессе
   Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оно связывает в  единую многолетнюю систему подготовку на учебных занятиях по дисциплине "Физическая культура" в средней  школе и вузе, а также занятия  в свободное время на всем протяжении обучения (включая учебные и производственные практики, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспективный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена.
   Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется  только на годы учебных занятий по дисциплине "Физическая культура". Перспективное планирование в данном случае состоит в постепенном  усложнении задач по освоению обязательного  программного и элективного учебного материала. В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спортивно-технических нормативах и требованиях.
   Перспективное планирование в спортивном учебном  отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает  постепенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обучения, с другой - может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного заведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуальных видах спорта.
   Перечень  и уровень зачетных спортивно-технических  нормативов и требований к студентам  по годам обучения разрабатываются  кафедрой физического воспитания с  учетом общей физической и спортивной подготовленности учебных групп  по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь  или подтвердить определенные спортивные разряды по годам обучения в вузе.
   В каждом вузе наряду с обязательными  зачетными требованиями по общей  физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам должны быть заблаговременно объявлены  спортивно-технические нормативы  и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять степень  трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий  семестр, но и на перспективу.
   Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или долгосрочного плана  занятий какой-либо системой физических упражнений полностью раскрываются на лекции.

3.2. Годичное планирование

   При годичном планировании тренировок применяются  два варианта планирования: обычный (рис. 8.2 и 8.3) и со сложнойструктурой соревновательного периода - проведением нескольких последовательных соревнований (рис. 8.4 и 8.5).
   На  выбор вариантов годичного планирования тренировок влияют вид спорта, квалификация спортсменов, этап многолетней тренировки и другие факторы. Например, в сезонных видах спорта (лыжи, гребля) в основном применяется однопиковый годичный цикл с тремя периодами подготовки, в отдельных дисциплинах легкой атлетики (по которым проводятся и зимние и летние соревнования) двухпиковый и т.д.
   Перед студенческим спортом всегда стояли определенные сложности при планировании тренировки. Особенности периодов наивысшей  учебной нагрузки, разновременные и  разнохарактерные учебные и производственные практики в разных вузах, факультетах  и на разных курсах создают дополнительные сложности как для составления спортивного календаря, так и для планирования тренировочного процесса студентов-спортсменов. Эти сложности усугубляются при планировании подготовки сборных студенческих команд по спортивным играм любого уровня (факультета, вуза), где играют студенты разных
   340
  
Рис. 8.2. Три периода обычного тренировочного года

  
Рис. 8.3. Двухпиковая кривая развития спортивной формы и соответствующие  им пять периодов тренировки

курсов  и факультетов. Планирование тренировки в таких случаях требует включить значительный объем самостоятельной подготовки по отдельным разделам тренировочного процесса.
   С особыми трудностями планирования тренировки студента-спортсмена сталкиваются преподаватели-тренеры (да и сами спортсмены) в тех случаях, когда он выходит  в большой спорт, где календарь  спортивных соревнований совершенно не учитывает особенности учебного процесса в вузе. В этом случае неизбежно  нестандартное решение проблемы с возможным предоставлением  индивидуального графика обучения для сильнейших спортсменов, а при  подготовке к
   341
  
Рис. 8.4. Трехпиковая кривая развития спортивной формы и соответствующие  им семь периодов тренировки

  
Рис. 8.5. Многопиковая кривая развития спортивной формы

крупнейшим  международным спортивным соревнованиям (Универсиада, Олимпийские игры) даже предоставление академического отпуска.

3.3. Текущее и оперативное планирование

   Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой  к отдельным соревнованиям или  их серии. Оно призвано представить  различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, соревновательных стартов, методов направленного восстановления истимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспечивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивысших возможностей на основных соревнованиях.
   С одной стороны, планируются определенные "блоки" из серии тренировочных  занятий с конкретными задачами подготовки, с другой - проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого "блока" тренировочных занятий.
   Текущее планирование в основном и спортивном отделениях существенно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном - соревновательные упражнения (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях, не используемых в официальных соревнованиях).
   Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным  процессом, - определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые  различные показатели, отражающие возможности  организма, реакции на отдельные  виды физических упражнений, продолжительность  пауз между ними.
   Современные технические средства позволяют  оперативно получать и доводить до занимающихся информацию о динамических и кинематических характеристиках  движений, реакции основных функциональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это позволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование  тренировочных средств.
   4. Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
   Представив  общую структуру подготовленности спортсменов или занимающихся одной  из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно  систематизировать средства и методы их совершенствования. Все стороны  спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств - силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).
Физическая  подготовленность в  избранном виде спорта
Физическая  подготовленность характеризуется  возможностями функциональных систем организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специальную. Связующее звено между ними - вспомогательная подготовленность.
   Общая физическая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
   Общая физическая подготовка особенно акцентируется  на I- II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и "сквозные" тесты по ОФП (бег 100, 2000 м - женщины, 3000 м - мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин).
   Однако  по ряду видов спорта общий уровень  программных требований ОФП в  отдельных упражнениях может  быть недостаточным для студентов, специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.
   Вспомогательная физическая подготовленность, с одной  стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию определенных физических качеств в данном виде спорта или системе физических упражнений, а с другой - служит функциональной основой для успешной работы над  развитием специальных физических качеств и способностей.
   Так, для спортивной специализации в  лыжных гонках недостаточны общие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный период подготовки может быть введен (в  учебной группе "лыжников") дополнительный тест, например в беге на 5-10 км с соответствующими требованиями к скорости преодоления  этих дистанций. Такая вспомогательная  физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке и к определенным соревновательным дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км).
   Специальная физическая подготовленность характеризует  уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и  функциональных систем организма, с  которыми непосредственно связаны  достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовленность присуща  только данному виду спорта или системе  физических упражнений. Она может  быть выражена в спортивно-технических  требованиях к скоростным, силовым  способностям, гибкости, координационным  возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют  и спортивно-технические нормативы  и требования, предлагаемые студентам  по семестрам и годам обучения.
Техническая подготовленность в  избранном виде спорта или СФУ
На содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые изменения  в правилах соревнований, конструкции  и качестве спортивного инвентаря  и т.д. В структуре технической  подготовленности выделяются базовые  и дополнительные движения.
   К базовым относятся движения и  действия, составляющие основы технической  оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения - обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.
   Дополнительные  движения и действия - это второстепенные элементы движений, характерные для  отдельных спортсменов и связанные  с их индвидуальными особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески поддерживается тренером-преподавателем.
   Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее  двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-координационных  видах спорта, в спортивных играх  и единоборствах такие цели различаются.
   Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для  других - ее вариативность, для третьих - экономичность техники, для четвертых - минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут следующие.
    Достичь высокой стабильности и вариативности специализированных движений-приемов, составляющих основу техники данного вида спорта.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.