На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности современного радиовещания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Федеральное агентство по образованию
      Государственное образовательное учреждение
      Высшего и профессионального  образования
      « Волгоградский Государственный  Педагогический Университет»
      Факультет психологии и социальной работы
      Кафедра социальной работы 
 

      Специальность 030602\35000
      «Связи  с общественностью» 
 
 

      Особенности современного радиовещания
      Курсовая  работа
      (по  курсу «История отечественной журналистики») 
 

      Исполнитель:
      Козьменко О.Н.
      Студентка группы СО-22 
 

      Научный руководитель:
      Млечко  Л.Е. 
 
 
 

Волгоград 2010
     Содержание. 

     Введение…………………………………………………………………….3
     Глава 1.  Радиовещание: теоретические и исторические аспекты
     1.1. Понятие «радиовещание»……………………………………...……6
     1.2.  Этапы развития радиовещания в нашей стране………………….15
     Глава 2.  Характеристика современного российского радиовещания
     2.1.  Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности……………………………………………………………………30
     2.2.  Классификация радиовещания…………………………………….37
     2.3.  Формат радиовещания……………………………………………..41
     Заключение………………………………………………………………..47
     Список использованной литературы…………………………………….51
     Приложение……………………………………………………………….52 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 
 

      Современный человек существует в мире звуков, порожденных жизнью. Электронные  массовые коммуникации выхватывают  из ее бурного потока и превращают в некие акустические символы-сигналы, сочетания и комбинации которых, благодаря новому уровню тренированности сознания, пробуждают у человека обширные пласты представлений и ассоциаций, активизируют глубокие сферы освоения им смыслов и эмоциональных переживаний. Радиовещанию в этом процессе принадлежит одна из главных ролей. Ориентированность радио исключительно на слуховое восприятие – это первая и главная особенность радиовещания. В этом его слабые и сильные стороны. Преимуществом акустичности радио являются: сравнительная (по отношению к написанному тексту) легкость создания и восприятия устного текста. Следующим по важности отличием радио от других средств массовой информации и коммуникации является синхронность. «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь», - эту пословицу более всего следует отнести к радиовещанию. Очевидно, что газету можно перечитать несколько раз, а радио часто приходится бежать на перегонки со временем, поскольку любое слово, сказанное радиожурналистом в прямом эфире, сразу же становится свершившимся фактом, законченным высказыванием. Это дает преимущество в оперативности, но вместе с тем, налагает на журналиста дополнительную ответственность за неизбежные случайные ошибки, оговорки и тому подобное.
      На  рубеже XXI в сложилась стройная и эффективная структура Российского радиовещания, которая проявилась в возникновении нового для нашей страны коммерческого радио, конкурентной борьбы за слушателя и формирования радиорынка.
      Процессы  трансформации радиовещания были обусловлены новой направленностью деятельности радиостанций - удовлетворение потребностей аудитории, соответствие ее интересам. На смену «универсальному», «массовому» вещанию приходит специализация на определенном сегменте аудитории, которая в свою очередь становится фактором, способствующим возникновению типологического разнообразия радиостанций.
      Немаловажную  роль в формировании новой системы  радиовещания в России сыграл опыт зарубежных коллег. Первыми коммерческими  радиостанциями, осваивающими просторы российского FM-диапазона, были европейские музыкальные станции. Они привнесли такие понятия и термины, как «формат», «плей-лист», «имидж», «ди-джей». Коммерческие радиостанции вынуждены заботиться о собственной индивидуальности, о своей узнаваемости в эфире, неповторимости своего облика, что неизбежно приводит к разнообразию радиостанций.
      В радиоэфире также появляются новые  тематические программы, открытые дискуссии  на самые актуальные темы, вырабатываются подходы к освещению острых проблем  и событий. Этот процесс приводит к тематическому разнообразию вещания, расширению жанровой палитры, освоению разнообразных способов формирования новостных и информационных передач. Дальнейшее развитие этого процесса привело к специализации радиостанций на том или ином виде информации, на тематике, виде вещания.
      Современные информационные технологии значительно  изменили радиовещание. Освоение цифровой записи и компьютерного монтажа, возможностей Интернета и сотовой  связи, новых способов передачи и  получения радиосигнала через спутники позволило радио с одной стороны сохранить пальму первенства в массовости и оперативности сообщения информации, с другой - существенно расширить творческий диапазон радиожурналистики, так как существенно выросло качество передачи звука, вещание стало стереофоническим. Возникли сетевые радиостанции, а значит, существенно изменились такие показатели, как объем аудитории и территория вещания.
      Все эти и многие другие факторы сформировали на сегодняшний день новую систему  радиовещания, в основе которой лежит типологическое разнообразие радиостанций.
      Процесс формирования новых типов радиостанций, происходящий в нашей стране на протяжении более десятка лет, ни раз становился объектом исследования в отечественной  и зарубежной науке. Предпринимались  и попытки создания классификаторов для современного радиовещания. Но пока нет исследований современного радиовещания и его классификации с позиций системы типологических признаков, призванных не только описать тот или иной тип радиостанции, но и определить его место в общей системе радиовещания. Таким образом, необходимость осмысления и описания сложившейся системы радиовещания с точки зрения системы типологических признаков, отсутствие разработанной классификации, определяющей место каждого типа радиостанций в общей системе радиовещания, определило актуальность темы для исследования.
      Цель: проанализировать структуру и организацию современного отечественного радиовещания; определить перспективы развития.
      Исходя  из поставленной, цели сформулируем следующие задачи:
      1. Рассмотреть сложившуюся систему радиовещания и ее компоненты;
      2. Систематизировать представления о видах и типах радиостанций классифицировав их по выделенным типологическим признакам;
      3. Охарактеризовать типологическую структуру радиовещания, сложившуюся на современном этапе развития;
      Объект  исследования - система радиовещания в России на современном этапе.
      Предмет исследования - типологические особенности  российских радиостанций.
     Работа  состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы. 
 

     Глава 1. Радиовещание: теоретические и исторические аспекты. 

     1.1. Понятие «радиовещание». 

     Радиовеща?ние («радио» + «вещать», то есть сообщать) — технология передачи звуковой информации через радиоволны, проводных сетях (проводное радиовещание) или в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях — интернет-радио). Радиовещание через радиоволны часто называется "эфирное радиовещание" или, кратко, "эфир", так как в начале XX века считалось, что оно происходит в эфире.
     Характеризуется передачей сигнала по принципу «от одного — ко многим», т.е более чем одному слушателю, как правило — по заранее известному расписанию.
     Разновидность радиовещания — спутниковое радиовещание. Это радиовещание с использованием искусственных спутников Земли (ИСЗ).
     В официальной документации также применяют термин «радиовещание телевидения», подразумевающее передачу аудиовизуальной информации.
     Система радиовещания является подсистемой  системы СМИ, но в, то, же время самостоятельна как собственно система, она обладает теми, же признаками и качествами, что и система СМИ. Большое же влияние на положение радио в системе СМИ оказывает взаимодействие центрального и регионального вещания. Они должны не подменять друг друга, а дополнять. Радио, как и все местные СМИ, участвует в создании единого информационного пространства страны. В последние годы местные СМИ начинают все более мыслить общенациональными категориями.
     Радиовещание  – полифункциональное, так как  оно осуществляет разные функции. Поэтому  сгруппируем его многочисленные функции следующим образом:
     1. Информационные (собственно информационная  функция, рекламная);
     Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и  главным их качеством – была способность  удовлетворить информационные потребности  личности, общества и государства. Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других СМИ.
     а.) собственно информационная функция.
     Попадая в контекст радиопрограммы, любая  передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Спрос на определенную информацию диктуется, прежде всего, общей политической ситуацией в стране. Активизируется процесс потребления информации, ее использования и переработки. И здесь специфические возможности радио оказываются незаменимыми: оперативность, вплоть до синхронного освещения события; доступность с точки зрения и технической, и смысловой (информационные выпуски это передачи «для всех»); благоприятный режим потребления – возможность сочетать прослушивание с другими занятиями (на чем основаны, например, получившие развитие передачи для автомобилистов); возможность передавать звуковую картину событий
     б.) Рекламная функция радио.
     Близка  к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических  особенностей, что ее справедливо  выделяют как самостоятельную. Реклама  нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама, особенно в нынешнем ее объеме и виде, и представляется явлением принципиально новым. Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.
     2. Обеспечивающие социальное управление  обществом; 
     Радио, обладающее уникальными возможностями воздействия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обществом.
     а.) Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция.
     Уже сам факт регулярного и одновременного прослушивания программы разными людьми свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и другими функциями.
     б.) Функция выражения и формирования общественного мнения.
     Ее  роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органически связанной с этим феноменом. Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов.
     в.) Функция общения.
     Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое опосредованное общение  всегда высоко оценивалась слушателями. Постоянная рубрика «Концерты по заявкам» (музыка плюс общение в эфире знакомых, близких людей), к которой становятся сопричастными, сопереживающими сотни тысяч радиослушателей, способствует реализации функции общения. Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностного начала и прямой эфир. Известна и такая форма общения, как обмен мнениями, информацией, впечатлениями различных групп, разделенных огромными расстояниями.
     г.) Воспитательная функция радио реализуется при осуществлении ряда других;
     Воспитательную  нагрузку в той или иной мере несут  многие передачи, программы, рубрики. В  течение многих лет радио вносило  свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного  государственного строя, системе власти и идеологии. Существовала система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое (среди многих передач, затрагивающих вопросы воспитания, можно назвать «Человек и закон»).
     д.) Агитационно-пропагандистская и организаторская функции.
     О них правомерно говорить, когда перед  радиовещанием встают частные конкретные задачи политического, хозяйственного или культурного характера. Например, данные функции реализуются при  обращении по радио к населению с призывом прийти к определенному пункту, чтобы выступить в защиту органов власти или конкретных объектов;
     3. Культурно-просветительские.
     а.) Эстетическая функция.
     Можно выделить три аспекта ее существования  в современном массовом вещании (это тоже связано с первой главой курсовой).
     1. Прежде всего, это эстетика  лучших образцов радиожурналистики.  К ней относятся яркая образная  речь, психологическая острота диалогов, выражающих различные точки зрения.
     2. Радио с момента своего рождения  транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудиоадаптации художественных произведений разных жанров, видов и форм, позволяющей с тонкими подробностями доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника.
     3. Свои оригинальные образцы аудиокультуры  радио вырабатывало в течение  многих десятилетий и достигло  в этом больших успехов. 
     Таким образом, радио в многолетней  и многообразной практике своего существования доказало, что оно не просто ретранслятор различных видов творчества, но самостоятельная и равноправная с другими область культуры.
     б.) Функция просвещения 
     Была  особенно важна для страны с огромной территорией, слабыми коммуникациями и первоначально низким образовательным уровнем населения
     в.) Функция развлечения (рекреативная функция). Сегодня многие коммерческие станции привлекают слушателей именно развлекательными программами. Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания. Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настроение.
     Другая  группа развлекательных передач  связана с игровыми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами. Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-познавательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций. Слово «рекреация» происходит от лат. recreatio (букв, «восстановление») и означает «отдых, восстановление сил человека, израсходованных во время работы».
     Что касается основы структурной организации  информационно-музыкальных радиостанции, то здесь стоит выделить ряд факторов, на которые она опирается:
     1. Размеры потенциальной аудитории,  то есть количество, социальный и демографический состав населения, на которое ориентирована работа радиостанции;
     2. Выбранный тип вещания – многопрофильный,  подразумевающий подготовку и  выпуск в эфир передач разных  направлений: информационных, просветительских, общественно-политических, образовательных, развлекательных, - или локальных, когда четко определен один вид вещания для одной группы слушателей;
     3. Объем рекламы и ее место  в общем объеме вещания радиостанции;
     4. Уровень технической оснащенности  радиостанции.
     Формат  – это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат – это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу.
     Форматные разновидности:
     - музыкальные форматы (основной  упор делается на музыку);
     - разговорные форматы (большинство  передач относится к разговорным  жанрам);
     - новостные форматы (главное новости).
     Программирование  осуществляется с учетом множества  факторов. Ведущая фигура на радиостанции в этом смысле – программный директор. «Программный директор» всецело  несет ответственность за то, что  происходит в эфире: программирование и форматную политику, продвижение своей станции на рынке аудиопродукции. Программный директор разрабатывает сетку вещания, или «колесо вещания», подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет.
     Исходя  из того, какой процент аудитории слушает радиостанцию в то или иное время в течение утра, дня, вечера и ночи, определяется «прайм-тайм» – самое слушаемое время. В зависимости от типа станции в это время входит наиболее значительное количество выпусков новостей и музыка на этот отрезок времени подбирается особенно тщательно.
     Для того чтобы программирование радиостанции было эффективным, в практике форматного радио с дробным построением (то есть быстрый темп вещания) используется «программное колесо». Понятие «программное колесо» можно определить как последовательность программных элементов течение одного часа эфира.
     Формирование  сетки вещания «форматной» станции  имеет жесткие ограничения. Обязательное условие для любого материала - их тематическое, адресное и временное  соответствие формату. Жанрово-тематические особенности передач «закладывают» в процессе разработки конкретного формата.
     В отличие от формата для выражения  всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности в эфире звучат различные типы информационных программ:
     - информационные. Представляют собой  структурное единство, различные  блоки, имеющие монтажное соподчинение;
     - информационно-аналитические. Программы  подводят, как правило, итоги вещательного  отрезка;
     - информационно-музыкальные. Программы  представляют собой небольшие  по объему, но часто звучащие  информационные выпуски в структуре  музыкального потока.
     - информационно-развлекательные;
     - информационно-рекламные. Используют  рекламу в самых актуальных  передачах радиоэфира – информационных.
     Информационные  программы обладают рядом типологических признаков:
     - постоянное место в эфире в  вещательной сетке;
     - постоянный объем звучания;
     - фирменное оформление (постоянные  рубрики);
     - присутствие ведущего;
     - жанровое разнообразие;
     - анонс выпуска, краткое изложение  наиболее важных тем.
     То, что касается программирования музыки, то она на современном радио подбирается  по двум принципам: или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира». На радиостанциях с горизонтальным программированием можно услышать музыку всех стилей: классическую, поп, рок, джаз. Значительно более строго и жестко обстоит дело с отбором музыкальных произведений на специализированных информационно-музыкальных станциях и поэтому прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит отбор. В первую очередь определяется ее принадлежность к тому или иному направлению. Если программный директор решит, что музыкальная композиция подходит формату станции, она проходит сортировку и тестирование. Тестирование проводится по следующим параметрам: учитывается темп музыки, ритм, пол исполнителя, язык песни. Ротация, или частота звучания песни в эфире, обычно соотносится с ее популярностью и положением в общенациональном или местном хит-параде продаж.
     В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций, а также борьба за рекламу – важнейший источник существования радиостанций. На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональном масштабе оказалась невелика и здесь дала знать конкуренция.
     Конкуренция заставляет станции искать свои индивидуальные черты, свой неповторимый эфирный образ, который может привлечь внимание пусть небольшой, но постоянной части аудитории. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей. Найти, завоевать, а затем удержать своего слушателя – такова программная политика станций. И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания. 1 
 
 
 

     1.2. Этапы развития радиовещания в нашей стране. 
 

      С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных государственных задач было создание материально-технической базы Р. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 -- из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).
      Коммунистическая партия и Советское правительство придавали исключительное значение радиофикации как основному средству развития Р. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской радиолабораторией: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую Вы создаете, будет великим делом» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 51, с. 130).
      В 1922 в письмах И. В. Сталину для  членов Политбюро ЦК РКП (б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации страны (см. там же, т. 45, с. 194--96), в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации Р. в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 в Москве радиостанции им. Коминтерна), деятельность организованных в 1924 общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально -- «Радио для всех», его членами были Наркомпочтель, ВСНХ, РОСТА, Всероссийский электрический трест заводов слабого тока). Регулярное Р. началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства Р. и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.
      В 20-е гг. складываются жанры Р. (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире -- первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи -- «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); «Культурное наследие -- детям»; молодёжная -- «Молодой ленинец»; с 1926 -- «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты. Организуется регулярное Р. в союзных республиках -- в 1925--27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.
      С 20-х гг. традицией советского Р. стали  выступления государственных деятелей. Состоявшаяся в середине 20-х гг. дискуссия  об общественном назначении Р., его  месте среди видов искусства  и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров Р., особенно литературно-драматического (см. Радиоискусство).
      В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и др. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература -- массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Р. популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. С 1925 в программе Р. появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 -- начале 30-х гг. для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).
      С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по Р., в 1932 -- 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930). Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.
      В соответствии с постановлением «О перестройке  литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры  художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий». В 1933 Совнарком утвердил «Положение о Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР»; в составе комитета учреждались управления радиофикации, центрального вещания, местного вещания. В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах Р. заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский). Важную роль в улучшении Р. сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 -- «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и др.
      В годы Великой Отечественной войны 1941--45 передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии). В отличие от других стран, в СССР в годы войны Р. оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 - о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).
      В 1948 Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное  вещание (общий объём передач 45 ч  в сут). Началась сплошная радиофикация колхозов. В 1956 создана Главная редакция вещания для молодёжи (основная рубрика - радиогазета «Говорит комсомолия»). С 1 октября 1960 Всесоюзное Р. стало круглосуточным. В 1961 объём вещания возрос до 78 ч в сут. В 1962 введено новое Положение о передачах Всесоюзного радио, в котором предусматривалось конкретное и точное определение содержания и жанра планируемых передач, организация сезонных (осенне-зимней и весенне-летней) сеток вещания. В 1962 прозвучала первая программа радиостанции «Юность». Появились первые молодежные программы в республиканских и краевых радиокомитетах - «Молодые романтики Приморья», «Белорусская молодёжная», украинская «Молодая гвардия», «Клуб молодых репортёров Эстонии» и др. В 1963 начала функционировать 5-я программа - для советских граждан, находящихся за рубежом, и зарубежных слушателей. В 1964 2-я программа реорганизована в информационно-музыкальную программу «Маяк». В 50--60-е гг. появились такие популярные рубрики, как «Ленинский университет миллионов», радиожурнал «Земля и люди» (для сельских слушателей), «У телетайпной ленты», «Международные обозреватели за круглым столом».
      Детское вещание наряду с популярными  передачами «Радиотеатра для детей», «Пионерской зорьки», «Клуба знаменитых капитанов», «Угадай-ки» и др. организует общественно-политический радиожурнал  «Ровесники» (с 1963), серии передач научно-художественных, образовательных, учебных (в т. ч. «Радио для урока»).
      50-летию  Великой Октябрьской социалистической  революции были посвящены серии  и циклы передач: «Хроника Великого  Октября. Год 1917-й», «50 пламенных  лет», ежемесячный «Ленинский альманах»; 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - «Годы великой жизни. Страницы биографии В. И. Ленина», «Воспоминания о Ленине», «Подвиг партии и народа», «Ленинские уроки молодёжи», «Литературная Лениниана» и др.
      В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» (1962) повсеместно совершенствуются технические условия приёма программ, расширяется обмен программами между Москвой, республиками и областями, организована подготовка кадров по радиовещанию и телевидению (в 1974 в 19 вузах и научно-исследовательских институтах), к участию в создании вещательных программ стала широко привлекаться общественность.
      Литературно-драматическое  вещание пропагандирует лучшие произведения русской, советской и зарубежной литературы. Инсценируются известные романы и повести, в радиотеатре выступают ведущие советские актёры. Появились новые виды вещания: одноактный спектакль, инсценированный спектакль. Систематически готовятся музыкально-образовательные передачи, концерты-лекции, концерты по заявкам слушателей, музыкальные обозрения, концерты художественной самодеятельности, музыкальные радиоспектакли, радионовеллы, проводятся недели, декады, месячники музыки народов зарубежных стран. В создании передач участвуют музыкальные коллективы Всесоюзного радио: оркестры -- Большой симфонический, эстрадно-симфонический, русских народных инструментов, Большой хор, хор русской народной песни, ансамбль советской песни и др.
      Популярны передачи по письмам слушателей - «Полевая почта “Юности”», «По вашим просьбам», «В рабочий полдень», «Поэтическая тетрадь», «В мире слов» и др., экономические консультации, справки по разнообразным вопросам и др. Почта Всесоюзного радио (1974) -- 511 тыс. писем.
      Развивая  традиции радиоуниверситетов 20-х гг., Р. организует цикл специальных учебных передач в помощь школе, общеобразовательных - в помощь политическому самообразованию, по литературе и искусству, в том числе «Радиоуниверситет культуры» (см. также Технические средства обучения).
      Передачи  внутрисоюзного Р. готовят главные  редакции Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и  радиовещанию -- пропаганды, информации (программа «Маяк»), вещания для  детей, для молодёжи (радиостанция «Юность»), литературно-драматического, музыкального вещания, вещания для Москвы, для Московской области. Проблемами организации Р. и выпуска передач занимаются также входящие в состав Государственного комитета: главные дирекции программ Центрального телевидения и радиовещания (основаны в 1970); Центр научного программирования (основан в 1970), Дом радиовещания и звукозаписи, Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (1957), институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (1970).
      Р. охвачена вся территория СССР: передачи ведутся на более чем 60 языках народов СССР и 70 языках народов др. стран; среднесуточный объём вещания для населения СССР составил в 1975 свыше 1 тыс. ч. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе, располагая наиболее мощными радиостанциями в мире. Проводное вещание ведётся через 35 тыс. ретрансляционных узлов (в более чем 400 городах по трём программам). Насчитывается свыше 60 млн. радиоприёмников и свыше 50 млн. репродукторов. Развивается стереофоническое вещание.
      В 1975 Всесоюзное радио имело 5 основных программ вещания (среднесуточный объём 150 ч).
      1-я  программа (основная) -- общесоюзная  информационная, общественно-политическая  и художественная. Включает информационные  выпуски «Последних известий», ежедневные обзоры центральных газет. Одна из старейших передач программы -- «Рабочая радиогазета». Жителям села адресован радиожурнал «Земля и люди». Популярны передачи «Человек и закон», «Служу Советскому Союзу», «Здоровье», программа радиостанции «Юность», «Театр у микрофона», обозрение «Театр и жизнь», «Литература и искусство за рубежом», «Музыкальные вечера» и др. По 1-й программе звучат передачи для детей и др. Среднесуточный объём вещания 20 ч. Передают программу радиостанции трёх синхронных сетей.
      Готовятся с учётом поясного времени три  дубля 1-й программы: для Западной Сибири, республик Средней Азии (кроме  Туркменской ССР) и Казахстана; Восточной  Сибири; Дальнего Востока. 2-я программа («Маяк») -- круглосуточная информационная и музыкальная информирует радиослушателей о событиях внутренней и международной жизни, пропагандирует лучшие произведения советской и зарубежной музыки (концерты звучат между 5--7-минутными информационными выпусками, передающимися каждые полчаса). Передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа -- общеобразовательная, литературно-музыкальная, включает документальные композиции и радиоспектакли, творческие портреты писателей, драматургов, композиторов, артистов, а также передачи для учащихся, составленные с учётом школьных программ. Среднесуточный объём 14 ч. 4-я программа -- музыкальная, знакомит слушателей с произведениями мирового музыкального искусства, с творчеством выдающихся исполнителей. Звучит на ультракоротких волнах. С февраля 1974 на волне 4,16 м транслируются стереофонические передачи (в среднем 4 ч в сут).5-я программа -- круглосуточная информационная, общественно-политическая и художественная, адресована советским гражданам, находящимся за пределами страны (морякам, рыбакам, полярникам и др.).
      Ежедневно ведут передачи 160 аппаратно-студийных  комплексов. В 1974 действовали 164 краевых  и областных комитета по телевидению  и радиовещанию и 5 окружных радиоредакций.
      В системе Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению  и радиовещанию действует (1975) 14 комитетов союзных республик, 154 областных, краевых и окружных (85 -- в РСФСР, 69 -- в др. союзных республиках), 341 городская редакция Р. (164 -- в РСФСР, 177 -- в др. союзных республиках). Работа местных радиокомитетов по тематике, жанровой структуре передач, времени ежедневного выхода в эфир координируется с программой Всесоюзного радио. Местные комитеты регулярно готовят передачи о жизни республик, краев, областей и для Всесоюзного радио.
      Среднесуточный  объём местного вещания превышает 1000 часов. В 1974 объём среднесуточного вещания республиканских радиокомитетов составлял (в часах): в Азербайджанской ССР -- 32,5, Армянской ССР -- 36,1, Белорусской ССР -- 20, Грузинской ССР -- 23,2, Казахской ССР -- 37,5, Киргизской ССР -- 22, Латвийской ССР -- 28, Литовской ССР-- 32,5, Молдавской ССР -- 30,6, Таджикской ССР -- 26,5, Туркменской ССР -- 23, Узбекской ССР -- 35, Украинской ССР -- 39,6, Эстонской ССР -- 29,6; объём вещания местных радиокомитетов РСФСР -- 385 ч. Местные передачи ведутся, как правило, по 3 программам.
      См. также раздел Печать, радиовещание, телевидение в статьях о союзных  и автономных республиках; сведения о Р. в краях и областях СССР -- в соответствующих статьях.
      Регулярное  вещание Московского радио на зарубежные страны началось с 1929, вначале на немецком, затем на французском, английском и др. языках. Передачи раскрывают всемирно-историческое значение строительства коммунизма в СССР и социализма в странах мировой социалистической системы. В годы Великой Отечественной войны 1941--45 начались передачи на греческом, турецком, персидском, норвежском и др. языках, вещание на Индию, страны Ближнего Востока, Китай, Японию, западную часть США. Московское радио было источником объективной информации о ходе войны. По просьбе филиала американской радиовещательной компании «Нэшонал бродкастинг компани» (ныне самостоятельная радиотелекорпорация «Американ бродкастинг компани» была организована передача Московского радио для США, которая ретранслировалась 96 американскими станциями. В 60-е гг. среднесуточный объём вещания на зарубежные страны составлял 140 ч на 46 иностранных языках и 10 языках народов СССР. Увеличился объём передач на страны Африки, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. В 1964 создана радиостанция «Мир и прогресс» -- орган советских общественных организаций. Большой популярностью у слушателей пользуются т. н. почтовые выпуски, ответы на вопросы слушателей. В 1974 общий объём иновещания составлял более 200 ч в сут, передачи велись на 70 языках. Почта в 1974 -- свыше 100 тыс. писем.
      В музыкальных коллективах Всесоюзного  радио работали: дирижёры -- Б. А. Александров, Н. С. Голованов, А. В. Гаук, В. Н. Кнушевицкий, Ю. Ф. Никольский, А. И. Орлов, Л. П. Пятигорский, Г. Н. Рождественский; хормейстеры -- И. М. Кувыкин и А. В. Свешников; солисты -- Г. А. Абрамов, Д. В. Демьянов, В. А. Бунчиков, З. Н. Долуханова, Н. А. Казанцева, О. В. Ковалева, В. А. Нечаев, Н. П. Рождественская, Г. П. Сахарова, И. П. Яунзем и др. В создании литературно-драматического и детского вещания активно участвовали артисты и режиссёры О. Н. Абдулов, Н. А. Александрович, Т. К. Алмазова, З. А. Бокарёва, В. С. Гейман, Р. М. Иоффе, Н. С. Киселев, Н. В. Литвинов, В. А. Сперантова, Т. И. Чистякова, Н. С. Цыганова. Ведущие звукорежиссёры -- В. В. Федулов, Г. А. Брагинский, А. В. Гросман, Д. И. Гаклин, А. М. Рымаренко; дикторы -- М. И. Лебедев, Е. А. Отьясова, В. В. Соловьев-Всеволодов, В. Н. Балашов, О. С. Высоцкая, Б. Б. Герцик, Ю. Б. Левитан, Н. А. Толстова.
      В фондовой фонотеке Всесоюзного радио  сосредоточиваются уникальные документальные, литературные, музыкальные и др. записи (в 1975 свыше 100 тыс. записей, более 140 млн. км магнитофонной ленты), ежегодно она пополняется новыми записями объёмом около 400 ч звучания.
      Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию издаёт: еженедельник «Говорит и показывает Москва» (основан в 1958, до января 1974 -- «Говорит Москва»), ежемесячный журнал «Телевидение и радиовещание» (основан в 1957, до № 11, 1970 -- «Советское радио и телевидение»), ежемесячный звуковой журнал «Кругозор» (с 1964) и детское приложение к нему «Колобок» (с 1969).
      Зарубежное  радиовещание. Первая регулярная радиовещательная станция за рубежом вступила в  строй 2 ноября 1920 в Питсбурге, США, компания «Вестингауз» (Westinghouse). В Западной Европе первые радиопрограммы начались в 1922 в Лондоне, компания «Маркони» (Marconi) и в Париже -- «Радио Пари» (Radio-Paris). В 1923 открылись радиостанции в Германии, Бельгии, Чехословакии, в 1924--26 ещё в 14 странах, в том числе в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии, Японии, в 1929 -- в Болгарии. С конца 40-х гг. передающая и принимающая радиосети получили повсеместное развитие, были созданы мощные передатчики. Каждое десятилетие т. н. мировой парк радиоприёмников более чем удваивается. В 1960 во всех странах мира насчитывалось 348 млн. приёмников, в середине 70-х гг. -- 845,6 млн. (при населении в 3739 млн. чел.), число радиоабонентов возросло (в млн.): в Западной Европе -- с 82,7 до 165,2, в социалистических странах Европы (включая СССР) -- с 31,8 до 80,3, в Африке -- с 5,7 до 20,9, в Америке -- со 190 до 394,4 (в т. ч. в США -- со 156 до 320), в Азии -- с 32,2 до 155,4, в Австралии и Океании -- с 3,2 до 10,8.
      В Болгарии, ГДР, Польше, Румынии, Италии, Франции, Японии и многих др. странах радиопередачи осуществляются по трём национальным специализированным программам (информация, развлечение и просвещение). В большинстве стран созданы круглосуточные музыкальные программы.
      В социалистических странах основные принципы организации Р. и его задачи определяются государственными законами. Р., как правило, занимаются государственные комитеты по телевидению и радиовещанию. Р. охвачено практически всё население. В 1974 в ГДР насчитывалось 5,8 млн. приёмников, в Польше -- 5,8 млн., в Чехословакии -- 3,9 млн., в Венгрии -- 2,6 млн., в Румынии -- 3,1 млн., в Болгарии -- 2 млн., в Югославии -- 3,8 млн., на Кубе -- 2 млн. приёмников. Развивается проводное вещание: им охвачено в отдельных странах 25--30% населения. В основе координации радио- и телевизионных программ -- принципы взаимодополняемости и контрастности.
      В развитых капиталистических странах  Р. носит преимущественно государственный  характер, даже если оно осуществляется по лицензии полугосударственными организациями  типа РАИ -- «Радиоаудициони Италия» (Radioaudizioni Italia) -- в Италии, Би-Би-Си -- «Бритиш бродкастинг корпорейшен» (British Broadcasting Corporation) -- в Великобритании, ОРТФ -- «Оффис де радиодиффюзьон телевизьон франсез» (Office de Radiodiffusion Television Franзaise) -- во Франции. Только в США Р. ведётся частными компаниями, для которых источники финансирования -- не абонементная плата и государственные дотации, а доходы от продажи крупнейшим монополиям вещательного времени для рекламы. Ряд стран (Япония, Австралия, Канада, Великобритания) имеет смешанную систему: государственные и коммерческие вещательные службы. В Европе (Люксембург) функционирует крупнейшая музыкально-развлекательная коммерческая радиостанция «Люксембург».
      Особое  место в вещании капиталистических  стран занимает радио США, где  нет общенациональных централизованных радиопрограмм. Четыре радиосети -- «Американ бродкастинг компани» (American Broadcasting Company), «Нэшонал бродкастинг компани» (National Broadcasting Company), «Коламбия бродкастинг систем» (Columbia Broadcasting System), «Мючюэл бродкастинг компани» (Mutual Broadcasting Company) ограничиваются тем, что снабжают свои филиалы -- местные станции -- преимущественно «новостями часа» -- 5-минутными сводками, в которых 1,5 мин занимает реклама. Существующие в стране 7,5 тыс. радиостанций (действуют в радиусе 35--60 миль) передают рекламу (около 20--25% вещательного времени), музыку, общенациональные новости, дополняя их местной информацией. Есть «рок-н-ролльные», «дорожные», «народные» и другие музыкальные станции, а также «информационные» и «дискуссионные» (практикующие телефонные шоу с участием слушателей). Основная цель коммерческого радио -- максимальное обеспечение аудиторией заказчиков рекламы. Рекламные доходы американского радио ежегодно составляют 1,2 млрд. долл. (уступая только прессе и телевидению). Университетские и некоммерческие культурно-просветительские радиостанции (образующие т. н. общественное радио) не в силах конкурировать с коммерческими и имеют ничтожно малую аудиторию.
      В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки Р. -- наиболее массовое и общедоступное средство информации и просвещения. В 30--40-е гг. до завоевания независимости радиослужбы во многих из этих стран создавались колониальными администрациями, копировавшими структуру европейских компаний и преследовавшими цель укрепления связи с метрополиями, поэтому национальными правительствам пришлось не только обновлять и усиливать материально-техническую основу вещания, но и коренным образом пересматривать его задачи. Основной тип вещания -- государственный. Коммерческие радиостанции редки, наиболее известна среди них станция Шри-Ланка (Цейлон), развлекательные передачи которой принимает вся Юго-Восточная Азия. В программах радиослужб около 50% составляют передачи национальной музыки; остальное время примерно поровну делится между информационными, общественно-политическими и учебно-просветительскими передачами. В ряде стран по инициативе ЮНЕСКО созданы т. н. радиофорумы для коллективного прослушивания радиопрограмм в клубах (программы для сельских радиофорумов посвящены вопросам личной гигиены, ведения сельского хозяйства, основам гражданского права и т.п.).
      В становлении Р. развивающимся странам  оказывают помощь ЮНЕСКО и др. международные  организации. Старейшая из них -- Международный  союз электросвязи (создан в 1865, штаб-квартира в Женеве), основная функция которого состоит в распределении радиочастот. Союз объединяет практически все страны мира. Социалистические страны входят в Международную организацию радиовещания и телевидения (1946, Брюссель), западно-европейские -- в Европейский радиовещательный союз (1950, административный центр -- Женева, технический центр -- Брюссель). Крупнейшие международные организации радио и телевидения -- Межамериканская ассоциация вещателей (1946), Союз радио и телевидения Африки (1960) и Азиатский радиовещательный союз (1964).2
     Тенденции развития современного российского  радиовещания.
       Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.
     O Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов.
     O Определилась и консолидировалась аудитория различных станций.
     O Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания. 

     O Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.
     O Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу.
     O Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением.
     O Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность.
     O Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник.
     O Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока.
     O Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию. 
 

     Глава 2. Характеристика современного российского радиовещания. 

     2.1. Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности. 
 

     К концу 90-х гг. XX в. сформировалась новая  структура радиовещания, возник широкий  спектр разных по типам радиостанций.
     Наряду  с государственным радиовещанием  стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6–7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.
     Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов.
     Крупнейшим  собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы – создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ-FM.
     До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания –  «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.
     Однако  реорганизация не сработала и  прежде всего в силу консерватизма  старых вещательных организаций, бывших в течение длительного времени  вершителями пропагандистской и  информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании.
     Помимо  этого важного психологического фактора, сыграла свою роль объективная  ситуация – не только недостаточное  финансирование электронных масс-медиа, но и невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач, появился прочный интерес аудитории к радиовешанию и, наконец, сказалось отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, как это было до последнего времени.
     Главное государственное «Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера.
     В августе 1997 г. Указом Президента «О совершенствовании  структуры радиовещания в Российской Федерации» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционирования переместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в качестве канала Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность».
     «Радио  России» в значительной степени  изменило свою программную концепцию и прежде всего в информационной части эфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же названием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная программа РТР.
     В 1998 г. четко обозначилась тенденция  к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах. Таким образом воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны. Конечно, финансовый, экономический и политический кризис 1998–1999 гг. не мог не отразиться на положении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процесс формирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем, подвержен политическим влияниям.
     В целом сегодня, по данным Федеральной  службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам  печати, телерадиовещания и средств  массовых коммуникаций, в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них — 292 государственные.
     К зоне государственного радиовещания примыкают  и радиостанции, находящиеся в  муниципальной собственности. Таких  станций насчитывается более  трехсот, причем число их постоянно  уменьшается.
     По  наблюдениям Ф. Вильямса, консультанта Би-би-си МРМ по региональным вопросам, судьба муниципальных вещателей достаточно сложна, ибо соответствующие власти мало или совсем не финансируют их деятельность. Отсюда низкий уровень программ, устаревшая техника, ограниченное время вещания. Муниципальное вещание постепенно вытесняется другими видами станций.
     Весьма  небольшая группа радиостанций принадлежит  некоммерческим и другим организациям.
     И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий  свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-РМ-диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 – 20[4], при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC – радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.