На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Спрос предложение и рыночное равновесие

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки
ФГБОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет 

Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине: Микроэкономика
по теме: Спрос предложение и рыночное равновесие 
 
 
 
 
 
 
 

                Исполнитель: студентка
                Направление Экономика труда
                Профиль
                группа  ЭТР-11 СВ 
                 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург
2011
     Содержание
     Введение 
    Спрос
    Предложение
    Рыночное равновесие
    3. 1. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     На  каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене, тогда изменятся планы продавцов.
     Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Спрос
     Экономический анализ предложения и спроса является универсальным средством, которое  может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.
     Спрос – это обобщающий термин, описывающий  поведение фактических и потенциальных  покупателей товара. Спрос – это  потребность, выраженная в денежной форме. Объем спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.). «Желание приобрести» здесь означает, что покупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Важно различать объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, неценовых детерминант, включающих доходы покупателей и их вкусы, накопленное имущество, инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Поэтому спрос очень подвижен и изменчив. Есть и другие неценовые факторы (возраст покупателей, национальные особенности и т.д.), которые способны влиять на объем спроса. Их необходимо выявлять, прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной товар.
     В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют:
    Совокупный спрос – он формируется на уровне макроэкономики.
    Отраслевой спрос – он формируется на мезоуровне и представляет собой спрос со стороны других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.
    Рыночный спрос – это спрос на какой-либо определенный вид продукции.
    Спрос индивидуального покупателя – это спрос который зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках населения, в сберкассах, от различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений.
     Как уже говорилось выше, объем спроса зависит от многих факторов. Одним  из основных является цена на данный товар. Устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь  между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер, называется законом спроса.
     Количество  товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и  тем его количеством, на которое  предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике (рис.1)
P 
 
 

P2                           A
                                                                      QD 2 
P1                                                  B
                                                       QD 1 
                          Q2                   Q1                                                              Q
     Рис.1 Кривая спроса
     При цене Р1, которая является более низкой по сравнению с ценой Р2, спрос предъявлен на большее количество продукта Q1. Когда цена повышается до Р2, спрос снижается. Причина этого кроется в том, что при росте цены люди делают выбор, какие продукты им потреблять. Из закона спроса можно сделать вывод, что при равноценности других составных величин результатом повышения цены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.
     Этот  закон впервые сформулировал  французский математик Антуан Огюстен Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона, спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку.
     Формула закона падающего спроса А. Курно такова:
                           D = f (P)                                                          (1),
     где f (P)<0;
     D - спрос; 
     f - функция;
     P - цена.
     Данный  закон выражает следующую зависимость:
    цены имеют тенденцию к снижению;
    при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается;
    но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены;
    отсюда кривая спроса - убывающая.
     Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует как тенденция.
     Точки А и В (рис.1).Точка А - это позиция  на линии спроса, которая обозначает количество потребляемого продукта по данной цене. Точка В обозначает то же самое, определяя количество продукта, которое будет потребляться по более  низкой цене. Когда мы имеем дело с изменением цены, линия спроса движется из точки А в точку В. Вот это движение по линии спроса и будет результатом смены цены.
     Таким образом, под спросом следует  понимать всю кривую спроса, а обозначение  отдельной точки на кривой спроса означает «купленное количество товара» по определенной цене. Движение по данной кривой спроса представляет собой изменение объема покупок в результате сдвигов в ценах, но вовсе не означает изменения самой кривой спроса.
     Линия справа, обозначенная как QD2, отражает перемену спроса и свидетельствует о том, что на рынке появился новый фактор, который вызывает значительные перемены во взаимоотношениях между ценами и количеством продукта, пользующимся спросом. Перемена в спросе может быть вызвана увеличением дохода покупателей, внедрением экзогенного (внешнего) спроса в экономику или сменой цен на альтернативные продукты. Другими причинами изменения спроса могут быть перемены вкусов в пользу данного продукта, новый приток потребителей на рынке. Повышение или снижение цен на элементы производства продукта меняют себестоимость и цену всего продукта. Уменьшение количества продукта высокого спроса приводит к повышению цены на продукт-заменитель.
     Линия спроса на рис.1 подразумевает только один продукт. Смена цен и наличие альтернативных продуктов по различным ценам, которые несут в себе такую же или подобную полезность, будут влиять на движение этой линии. Изобразив на рис.1 совокупную линию спроса, мы покажем совокупные производственные возможности страны в целом. Но такой рисунок обычно используется для выражения перемен в спросе на примере цены одного какого-либо товара или услуги. Перемена спроса обычно бывает вызвана значительным изменением в рыночной структуре, что находит свое выражение в реальном снижении или повышении цены. Повышение спроса может наступить в результате серьезного открытия в области технологии, что значительно снизит стоимость производительных затрат при выпуске продукта. В этом случае большее количество продукта становится доступным по более низким ценам и, следовательно, у людей повышается на него спрос.
     
   Р 
 
 
 
 

    Р2 
 

    Р1                                                            QD 2   
                                                                       
                                                       QD 1 
                              Q2                   Q1                                                              Q 
           Рис.2 Кривая спроса 

     На  рис.2 горизонтальные линии Р1 и Р2 вышли за линию QD1. Новая линия, обозначенная QD2, означает, что у потребителя имеется больше денег на покупки и в результате будет увеличено количество продукта, которое он приобретет на рынке. Предположим, что эти линии спроса обозначают только единичные продукты. В действительности же мы имеем дело со взаимодействием предложения и спроса на примере бесконечного множества продуктов, которые могут быть в продаже в любом месте и в любое время.
     Передвижение  линии спроса может произойти при внедрении в экономику экзогенного спроса - спроса, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне свободного рынка.
     На  рис.2 видно, что цена поднялась и  установила новые соотношения между  требуемым количеством продукта и предлагаемой ценой. Механизм цен - это лучший путь регулирования, чем вмешательство правительства. В системе рынка потребители продукта имеют возможность сами определить, в каком количестве им потреблять продукт и сколько за него платить. Если этому механизму не дать работать самостоятельно, результатом, скорее всего, будет сокращение объема полезности, производимой и потребляемой обществом.
     Эндогенный  или внутренний спрос - это тот  спрос, который генерируется внутри общества благодаря факторам, существующим в данном обществе.
     Таким образом, рынок может регулироваться с помощью своего собственного механизма (спроса, предложения, цен и др.) и  государством прямо или косвенно через госзаказы, налоги и т.д.
     Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цене данного товара и других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Предложение
     Предложение, точно также как и спрос, это  обобщающий термин. Он характеризует  поведение фактических и потенциальных продавцов товара.
     Объем и структура предложения характеризует  экономическую ситуацию на рынке  со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями  производства, а также той долей  товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.
     В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели много товаров, а другие мало. Одни из них затратили  на их производство меньше средств производства и труда, у других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее его количество, то есть увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
     Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать  за некоторый период времени (день, месяц, год).
     «Желание  продать» здесь означает, что продавцы действительно желали и могли  бы поставить на рынок предлагаемое количество товара при наличии достаточного числа покупателей.
     Как важно различать объем спроса и объем покупки, так же важно  отличать объем предложения от объема продаж. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяют и продавцы, и покупатели.
     Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего  от цен, используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Также объем предложения зависит от неценовых детерминант: количества продавцов на рынке, инфляционных и дефляционных ожиданий производителей, налогов на производителей, дотаций производителям, природные и погодные условия в сельскохозяйственной и добывающих отраслях. Помимо указанных факторов в каждой стране существуют и специфические факторы, от которых зависит поведение инвесторов.
     Так же как и спрос, предложение можно классифицировать в зависимости от уровня экономики, на котором оно возникает:
    Совокупное предложение.
    Отраслевое предложение
    Предложение индивидуального производителя.
     Так же предложение можно классифицировать в зависимости от натурально –  вещественной формы производства товаров и услуг.
     Объем предложения регулирует экономические  интересы производителя, которые зависят  от рыночной цены товара. Чем выше цена товара, тем большая возможность, что производитель окупит затраты  и получит прибыль. Поэтому между  ценой и объемом предложения есть прямая связь, которая называется законом предложения.
     На  рынке складывается определенное соотношение  между рыночными ценами и количеством  товара, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость  можно отразить графически (рис.3).
         Р 
 
 

      Р                                                           QS 

      Р1 
 

                                 Q1                   Q2                                                             Q 
         Рис.3 Кривая предложения
     Кривая  предложения на графике (рис.3) иллюстрирует функциональную зависимость между  рыночными ценами и тем количеством  продукции, которое производители  изъявляют готовность произвести и  продать. Под предложением следует  понимать всю кривую предложения. Главный фактор, воздействующий на предложение - издержки производства, производственные затраты. Также на кривую предложения оказывает влияние степень монополизации производства и рынка.
     На  кривую предложения возрастающую роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара во многом обусловлена технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при его изготовлении. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, то есть незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.
     На  графике кривая предложения поднимается  снизу вверх. Это обусловлено  законом изменения предложения. Суть его состоит в том, что, если цена какого-либо товара повышается при  неизменности других условий рынка, то предложение этого товара увеличивается, и, наоборот, падение цены ведет к сокращению предложения. А. Курно вывел следующую формулу закона:
                            S = f (P)                                                         (2),
     где f (P)>0,
     S - предложение, 
     f - функция, 
     P - цена.
      Кривая предложения  может менять свое положение на графике (рис.4). 
 
 

Р 
 
 
 
 

                                           QS1                     QS2
                                                              
                                                         
                                                                                 QS3  
 
 
 

                                                                                                                                      Q
                   Рис.4 Кривые предложения
     Qs1 - это линия перемены в предложении. То есть был введен какой-то элемент, который вызвал значительное структурное изменение во взаимоотношении между ценой и количеством товара. Стоимость товара повысилась. Qs1 имеет больший объем ценностей, судя по осям P и Q, чем Qs2.
     Qs2 - это условие, когда что-то вмешалось в процесс рынка. Например, налог на товар или другой элемент, который вызвал подъем цены. Это может быть условие, которое увеличивает прибыль продавца, но подрывает рынок.
     Qs3 - это ситуация, повлекшая за собой понижение цены. Она обычно возникает при введении более современной технологии. Поэтому на рис.4 изображена ситуация перемены предложения: сначала повышение цены на продукт (Qs1), а затем - понижение цены (Qs3). Найдя подходящую цену и соответствующее ей количество товара на рис.4, можно легко определить, каким образом эти перемены в предложении отражаются на рынке.
     Наиболее  простые элементы, вызывающие изменения  в предложении, - это новая технология и налоги. Налог вызовет изменение в предложении от Qs2 до Qs1. Технология приведет к изменениям от Qs2 до Qs3. Вмешательства в систему рынка также вызовут изменения в этом графике. Например, дотации на продукт могут привести к изменению предложения. Нормирование товара тоже подрывает предложение
     3. Рыночное равновесие
     3.1 Механизм достижения рыночного равновесия
     Свободное движение цены, в соответствии с  изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные  на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей заплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
     Равновесие  спроса и предложения достигается  при пересечении кривых спроса и  предложения. В точке пересечения  объем предложения будет равен объему спроса и установится равновесная цена (рис.5). При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают и имеют возможность приобрести, в точности соответствует объему, который продавцы желают и имеют возможность продать. Цену равновесия иногда называют ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка.

     Рисунок 5 – Равновесие спроса и предложения 

     Словарь определяет слово «равновесие» как  ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы.
     Действия  покупателей и продавцов естественным образом движут рынок к равновесию спроса и предложения. 

     3. 2. Функции равновесной цены.
      Информационная – величина равновесной цены служит ориентиром для всех субъектов экономики.
      Нормирующая – равновесная цена нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.
      Стимулирующая – равновесная цена вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.
 
     3. 3. Виды рыночного равновесия
     В экономической теории различают три вида равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.
    Мгновенное равновесие – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.
    Краткосрочное равновесие – предложение растет, но количество предприятий неизменно.
    Длительное равновесие – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.
     Равновесие  бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные  цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен, и объем спроса, и предложения, то равновесие называют неустойчивым. Равновесие механической системы устойчиво, если при малом возмущении точки системы во всё последующее время мало отклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при малых возмущениях точки системы, находящейся в положении устойчивого равновесия, совершают около их равновесных положений малые колебания, которые вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается.
     Виды  устойчивости:
     1. абсолютная;
     2. относительная;
     3. локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);
     4. глобальная (устанавливается при любых колебаниях). 

    3. 4. Изменение равновесия: избыток и дефицит. Сравнительная статика
     Если  рыночная цена P2 товара превышает равновесную цену (график (а) рис.6), образуется излишек товара, и ситуация называется избыточным предложением. На накопившиеся излишки товара продавцы снижают цены до тех пор, пока рынок не приходит в состояние равновесия.
     График (а)
 
 

     График (б)

         Рисунок 6 – Неравновесная рыночная ситуация 

     Если  установившаяся рыночная цена P1 ниже цены равновесия (график (б) рис.6), объем спроса превысит объем предложения. На рынке возникнет ситуация дефицита товара. Цена повысится, уровень предложения сохранится. Цена повышается, начинается движение рынка к равновесию.
     Таким образом, при более низкой цене излишек  спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение  превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.
     Таким образом, совокупность действий множества  продавцов и покупателей автоматически подталкивает рыночную цену на товар к равновесной цене. Как только на рынке устанавливается равновесие, исчезает давление на цену и сверху, и снизу. Скорость, с которой устанавливается равновесие, определяется рынком и тем, как быстро изменяются цены. На большинстве свободных рынков ситуации избыточного предложения и неудовлетворенного спроса – явления временные, поскольку цены стремятся к равновесному уровню. Данный феномен называют законом спроса и предложения: цена любого товара стремится достичь такого уровня, когда предложение товара и спрос на товар уравновешиваются.
     Когда какое-то событие приводит к сдвигу одной из кривых, рыночное равновесие нарушается и восстанавливается  на новом уровне. Анализ таких изменений, сравнение условий старого и  нового равновесия называют сравнительной статикой.
     Анализ  событий, оказывающих воздействие  на рыночную ситуацию, включает три  этапа. Во-первых, необходимо определить, приводит ли рассматриваемое событие  к сдвигу кривой спроса или предложения  или к смещению обеих кривых. Во-вторых, определяется направление сдвига кривых (вправо или влево). В-третьих, по графику с кривыми спроса и предложения, определяется влияние сдвигов на равновесную цену и объем предлагаемого и приобретаемого товара. Три шага сравнительной статики:
      Определение сдвигов кривой спроса или кривой предложения (возможно, обеих кривых)
      Определение направления сдвига кривой
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.