На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НЕФТИ И  ГАЗА имени И.М. ГУБКИНА

ФИЛИАЛ  РГУ НЕФТИ И  ГАЗА имени И.М. ГУБКИНА
в г. ОРЕНБУРГЕ 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра экономики и управления 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  дисциплине: «Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности»
                    Вариант № 6 
                     
                     
                     

                    Выполнил:
                    студент гр. АТПз–22–10
                    ____________ Пылаев Е. А.
                    № зачетной книжки 2–10–7
                    «__»____________2011г. 
                     
                     
                     

                    Проверила:
                    ____________Еременко О. В.
                    «__»____________2011г. 
                     
                     
                     
                     

 

Содержание  

1 Теоретические вопросы 3
1.1 Внутренняя организация  современных нефтяных и газовых  корпораций 3 
 

 

    Теоретические вопросы
      Внутренняя  организация современных нефтяных и газовых корпораций
 
     Факт  институционального оформления внутреннего взаимодействия в современных нефтяных и газовых корпорациях должен найти выражение, с одной стороны, в структуре, с другой – во внутриорганизационных процессах, обеспечивающих функционирование предприятия во времени и в пространстве. Важнейшими из этих процессов являются те, которые позволяют корпрации достигать поставленных целей и адекватно реагировать на изменения среды, а именно: упорядочивание, координация и регулирование. В структурном отношении корпорации представляет собой множество связанных между собой и особым образом упорядоченных компонентов, которые обладают целостностью и единством во взаимодействии с внешней средой. Упорядочивание элементов организации можно представить как процесс “расстановки” элементов организации в определенном отношении друг к другу. Основой упорядочивания выступает разделение труда: горизонтальное, если речь идет об обособлении этапов последовательно выполняемых работ (разведка, добыча сырья, переработка сырья, производство товара, его реализация), и вертикальное, подразумевающее распределение работ в организации по уровням иерархии.
     Горизонтальное  разделение труда в современной нефтегазовой корпорации реализуется относительно развития элементов организации в процессе их взаимодействия. Координация создает эффект согласованного функционирования частей организации, деятельность и совершенствование отдельного элемента имеют место и значение когда остальные элементы пропорционально изменяются. Иерархия предполагает не только координацию, но и субординацию во взаимоотношениях элементов – систему подчинения нижестоящих уровней вышестоящим.
     Корпорация  – наиболее распространенная форма  организации управления крупным  производством. Это организация  или союз организаций, созданные  для защиты каких-либо интересов  и привилегий участников и образующие самостоятельное юридическое лицо. Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право  действовать на правах юридического лица независимо от своих владельцев. Корпорация может от своего имени  подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные  акционеры не несут никакой ответственности  за ее действия. Такое юридически независимое  существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могла  нормально функционировать при  наличии огромного числа индивидуальных акционеров.
     Современная корпорация – это, как правило, материнская  компания с целой сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический  статус и разную степень хозяйственно-оперативной  самостоятельности. Поэтому принципиальное значение для деятельности корпорации имеют формы и методы управления ею.
     Акционеры не руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое  право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние  на его решения различными путями и главным образом посредством  своего права голоса.
     Акции корпоративной собственности обычно являются также голосующими акциями, т.е. предоставляют их обладателю определенное число голосов в корпорации.
     Как правило, акционеры избирают совет  директоров, который контролирует деятельность исполнительного органа. Совет обычно правомочен не только нанимать и увольнять  управляющих, но и пересматривать и  даже отменять их решения. По корпоративному законодательству правление обязано  представлять интересы избирающих его  пайщиков, но не администрации.
     Одной из важнейших особенностей большинства  корпораций является тот факт, что  их акции могут свободно продаваться  и покупаться на рынке.
     Корпорации  способствуют решению двух фундаментальных  проблем рыночной экономики. Первая заключается в привлечении капитала под крупные инвестиции. В странах  рыночной экономики корпорация сама способна раздобыть необходимые  средства, привлекая тысячи и даже миллионы индивидуальных инвесторов, каждый из которых удовлетворен условиями  размещения своего капитала. Участие  в корпорации несет в себе ряд  выгод: во-первых, четко определяется доля собственности, которую впоследствии можно продать, и, во-вторых, пайщики  защищены ограниченной ответственностью. Без наличия корпораций было бы крайне трудно привлекать средства для осуществления  масштабных проектов.
     Вторая  проблема заключается в диверсификации, распределении риска. Поскольку  каждый инвестиционный проект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить деньги на более мелкие капиталовложения в большое количество компаний и  таким образом снизить степень  общего неизбежного риска. Существование  корпораций, акции которых свободно покупаются и продаются, создает  благоприятные условия для такой  диверсификации.
     В любой организации существует обратная связь между количеством элементов  и возможностями их координации: чем больше число относительно самостоятельных  подразделений, тем труднее идут процессы координации их деятельности. Разрешить это противоречие можно  группировкой, организационным обособлением схожих работ и их исполнителей. Этот процесс в теории менеджмента  получил название “департаментизация”. Выделяют ее четыре основных типа, которые реализуются в тех или иных организационных структурах организаций.
     Линейная департаментизация характеризуется простотой построения и практическим отсутствием горизонтальных связей. Она строга и формальна, используется для разделения однотипных работ. Ее принципиальная схема выглядит следующим образом:
     

     Рис. 1. Линейная неорганизационная структура
     Функциональная департаментизация предполагает группировку работ и работников вокруг, как правило, однотипных ресурсов. Разновидности – по процессу (типу производства) или технологии (типу оборудования). При этом подразделение выполняет свои функции в масштабах всей организации и не имеет в непосредственном подчинении линейных подразделений. В чистом виде функциональные построения встречаются редко, чаще всего они сочетаются с линейными. Условно это выглядит так:
     

     Рис. 2. Функциональная организационная  структура
     Дивизиональная департаментизация является вариантом сложной производной от линейной и функциональной. Ее суть предполагает, во-первых, значительные по масштабам линейные подразделения, самостоятельность и автономность функционирования которых значительны, во-вторых, создание в линейных подразделениях (для обеспечения эффективной реализации прав) функциональных служб. Такой тип департаментизации вызывается диверсификацией производственной деятельности, расширением территориальных границ или структурированием потребителя фирм. В результате в рамках одной компании могут выделяться (на уровне оперативного управления), например, предприятия по выпуску то или иного продукта, географически отдаленные подразделения (филиалы) или подразделения, ориентированные на конкретного потребителя.
     Самым сложным типом департаментизации является матричная. По сути, она представляет собой комбинацию ранее рассмотренных, сбалансированный механизм компромисса между дифференциацией и группировкой работ вокруг ресурсов или результата деятельности. Ее условное изображение может быть следующим:
     

     Рис. 3. Матричная организационная структура
     Отличительная черта матричного подхода – двойное  подчинение подразделений и персонала. С одной стороны, они находятся  в рамках нормального линейного  или функционального подчинения, с другой – подотчетны “горизонтальным”, проектным или продуктовым руководителям. Собственно производственную сторону дела (качество выполняемых работ) обеспечивают линейные руководители, административную (что сделано) – программные.
     В условиях рынка наиболее устойчивы  и надежны объединения юридических  лиц – холдинги, финаносово–промышленные группы (ФПГ), ассоциации, союзы.
     Холдинговая компания – это компания, корпорация или организация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других предприятий. Контрольный паке акций – это владение более 50 % капитала предприятия, основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании акционеров или отклонения определенных решений на общем собрании акционеров или органов управления. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов компании. Холдинговая компания состоит из дочерних компаний, которые создаются в форме акционерных обществ открытого типа. В народном хозяйстве могут создаваться холдинги промышленные или финансовые.
     ФПГ – это совокупность юридических  лиц, действующих как основное и  дочерние общества, полностью или частично объединившие свои хозяйственные средства. В данном случае разрабатывается договор о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, в целях реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков
     Нефтяная  промышленность в настоящее время  представлена вертикально–интегрированными компания (ВИНК), созданные в 90-е годы XX в. В ходе структурной перестройки отрасли. Вертикальная интеграция в нефтяной промышленности предусматривает производственное и организационное объединение в рамках единой собственности процессов, обеспечивающих поиск, разведку, строительство скважин, добычу нефти и газа, их переработку, а также транспортировку и сбыт продукции. Главными достоинствами подобной организации нефтяных компаний является возможность выхода на рынок конечной продукции, обеспечение преимуществ за счет концентрации и маневрирования капиталом, производственными мощностями, потоками сырья и готовой продукции, улучшение управляемости технологически взаимосвязанными процессами, получение доступа к надежным сырьевым источникам, минимизация рисков, связанных с реализацией крупных и капиталоемких проектов.
     К числу возможных негативных проявлений следует отнести снижение мобильности  в осуществлении внутренней и  внешней инвестиционной политики, снижение производственного потенциала как  результат изоляции отдельных структурных  подразделений от воздействия рыночных механизмов и различий в техническом  уровне производства, чрезмерное разбухание аппарата управление.
     В настоящее время в нефтяной промышленности России функционирует четыре разновидности  ВИНК:
     – базирующиеся на корпоративной собственности (ОАО «Лукойл», «Сургутнефтегаз»);
     – находящиеся под контролем государства (НК «Роснефть»);
     – находящие под контролем финансово–промышленных групп (НК «Сиданко», ТНК-BP);
     – находящие под контролем субъектов  Федерации («Татнефть», «Башнефть»).
     Мировой опыт подтверждает, что реформирование нефтегазового комплекса способствует образованию холдинговых компаний. Существующие нефтяные компании, являющиеся холдингами, можно разделить на три группы:
     – государственные (где доля  государственной  собственности в уставном капитале составляет 100%, например АК «Транснефть»);
     – частично государственные (доля госсобственности составляет 38–51%: НК «Роснефть» и др.);
     – новые холдинги, созданные без  участия государства.
     Структурная перестройка газовой промышленности, проводившаяся в этот же период времени, базировалась на сохранении целостности  созданной в процессе предшествующего  развития Единой системы газоснабжения. В результате коммерциализации и  последующей приватизации предприятий, было создано ОАО (первоначально  РАО) «Газпром». Целью его деятельности, сформулированной в уставе, является обеспечение надежного снабжения газом, газовым конденсатом, нефтью и продуктами их переработки потребителей на территории РФ, а также в ближнее и дальнем зарубежье. В настоящие время ОАО «Газпром» представляет собой естественную монополию, построенную по принципу вертикальной интеграции, то есть имеющую в своем составе все производственные пределы от геологоразведки до распределения газа. В группу «Газпром», как вертикально интегрированную энергетическую компанию входят головная компания — ОАО «Газпром» — и ее дочерние общества, осуществляющие добычу, транспортировку, переработку и реализацию газа, нефти и других углеводородов, подземное хранение газа, производство и сбыт тепло- и электроэнергии, а также иные виды деятельности, включая технический контроль трубопроводных систем, бурение нефтяных и газовых скважин, поставку оборудования, НИОКР, обработку информации и предоставление банковских услуг. В процессе реструктуризации было создано ООО «Межрегионгаз», отвечающее за организацию торговли газом на внутреннем рынке и в странах ближнего зарубежья, а также ООО «Бургаз», объединившее в своем составе буровые организации отрасли. Помимо этого в состав группы входят ряд сервисных организаций («Газпромавиа»; «Газфлот», «Газсвязь», «Газкомплклектимпекс» и др.). У 40 с лишним организаций более половины объема уставного капитала составляет доля ОАО «Газпром». В эту группу вошли практически все организации, осуществляющие проектирование объектов газовой отрасли (ВНИПИгаздобыча, Гипрогазцентр, Гипроспецгаз и др.) и их строительство (ОАО «Краснодаргастрой», «Ленспецгазстрой», «Уренгойгазстрой», «Спецгазремстрой») и др.
     Завершена реорганизация центрального аппарата общества. Для ее построения использована дивизионная структура, содержащая четыре блока – производственный, маркетинговый, финансовый и социальный. Созданы департаменты и функциональные отделы, предназначенные для решения главных вопросов по развитию и модернизации корпорации. Реорганизация газовой отрасли еще не завершена, нужно преодолеть монополизм и развивать внутренний рынок РФ.
      Методика  управления процессами инновационной деятельности
 
     Крупнейшие  мировые нефтегазовые компании постоянно  ищут пути повышения эффективности, в том числе за счет применения инноваций в поиске, разведке и  добыче нефти. В таких условиях конкурентоспособность, а в долгосрочной перспективе  и выживаемость российских нефтяных компаний определяется эффективностью их инновационной деятельности.
     Инновация в деятельности нефтяной и газовой отрасли, определяется :
     1). Конечный результат внедрения  новшества с целью изменения  объекта управления и получения  экономического, социального, экологического, научно-технического или иного  вида эффекта.
     2). Нововведения в области техники,  технологии, организации труда и  управления, основанные на использовании  достижений науки и передового  опыта, в самых разных направлениях  и сферах деятельности.
     3). Любой новый подход к конструированию,  производству или сбыту товара, в результате чего компания  получает дополнительную прибыль  и преимущества перед конкурентами.
     Понятие «инновационная деятельность» может  трактоваться в узком и широком  смысле.
     В узком смысле инновационная деятельность представляет собой деятельность, направленную на использование результатов научных  исследований с целью получения  нового или значительно усовершенствованного продукта, способа его производства или применения.
     В широком смысле инновационная деятельность – это процессы создания, освоения и распространения новых видов  продукции, услуг, технологий, сырья  и материалов, методов организации  производства и управления.
     В дальнейшем в работе под инновационной  деятельностью понимается процесс  осуществления инноваций, который  рассматривается в широком смысле этого слова.
     В содержании инновационной деятельности выделяются два периода:
     – инкубационный период, охватывающий время с момента рождения научной идеи до установления ее технической осуществимости;
     – рыночно-разработочный период, охватывающий время между установлением рыночной пригодности нового изделия и появлением его на рынке. В течение инкубационного периода проводятся маркетинговые исследования, обеспечивающие формирование технических идей, предварительную оценку и проверку концепции идей, осуществляется стратегическое планирование инновационного развития производства, выполняются работы по созданию или привлечению научно-технической продукции. Соответственно в течение рыночно-разработочного периода проводятся маркетинговые испытания объектов новой техники в рыночных условиях, выполняется организационная подготовка производства, осваивается и развертывается производство и, наконец, налаживаются поставки новой техники на рынок, которые сопровождаются маркетинговым мониторингом – анализом и оценкой результатов инновационной деятельности в целом. В совокупности выделенные два периода – инкубационный и рыночно-разработочный – задают жизненный цикл инновации.
     Экономическое сопровождение инновационной деятельности должно включать многовариантный анализ коммерческой эффективности новых  технологий, применимых в нефтегазодобыче, а также создание экономических механизмов реализации инновационной политики.
     Схематично  основные задачи инновационной деятельности в нефтегазодобывающей структуре  представлены на рисунке 1.
     Естественно, что с учетом специфики нефтегазодобычи приоритетные научно-технические проблемы могут быть конкретизированы к отдельным научно-техническим проблемам.
     В рамках каждого крупного направления  можно создать ряд локальных  инновационных проектов (программ). Например, разработка и эксплуатация трудно извлекаемых залежей нефти, борьбу с парафиногидратоотложениями на основе электронагрева, потока СВЧ-энергии и бромирования поверхности НКТ, применения стеклопластиковых труб и т.п. 

     

     Целенаправленный  инновационный процесс превратился  сегодня в необходимый элемент  и средство экономического развития. Поэтому участие в этом процессе и использование его уже не может обойтись без осознанных, обеспеченных программными решениями действий. Чаще всего речь идет не о какой-то одной  конкретной инновации, а об организации  на стратегической основе перманентной, непрерывной по характеру своего развития инновационной деятельности. Именно она, неизбежно растянутая во времени по причине обязательного  выполнения таких работ, как формирование новых технических идей, предварительная оценка идей, проверка концепции идей, проведение научных исследований и разработок по развитию и реализации выдвинутых идей, поддается ориентированию, стратегическому управлению.
     В экономической науке разработка стратегии соотносится с перспективным  планированием, а под самой стратегией понимается программа действий, которые  намечаются на планируемый период, имея в виду определенную последовательность и взаимосвязанность осуществляемых решений в конкретной сфере деятельности. Если вести речь об инновационной стратегии, то ее можно рассматривать как план нововведений в том смысле, что она относится ко всей продолжительности инновационной деятельности от поиска новых научно-технических решений через производство и сбыт до использования объекта новой техники, обозначает основные пункты контроля и вмешательства по результатам проведения маркетинговых исследований, задает темпы обновления производства и способ нахождения необходимых для этого продуктов интеллектуального труда. При этом она постоянно фокусирует внимание управленцев на выбранном ориентире и позволяет им манипулировать намеченными планом средствами, представляет управление как цельный и непрерывный процесс, в котором изобретательность, творчество играет большую роль, чем строгое выполнение плановых заданий.
     Предлагается  следующая процедура формирования инновационной стратегии (рис. 2): 

     

     Рис. 2. Последовательность формирования инновационной стратегии 

     1-й этап: выявление приоритетных технологических проблем в области нефтегазодобычи и выявление приоритетных для освоения видов запасов;
     2-й этап: оценка экономической эффективности применяемых компанией и планируемых к применению технологий для освоения приоритетных видов запасов;
     3-й этап: формирование предварительного инновационно-инвестиционного портфеля, представляющего собой совокупность различных инновационных проектов, которые ранжированы по критерию индекса доходности дисконтированных инвестиций;
     4-й этап: оценка потенциально возможных объемов внедрения инноваций, с учетом которых для каждой технологии по ранжированному перечню определяются показатели объемов прироста добычи углеводородного сырья и потребность в капитальных вложениях. В качестве основного критерия для формирования инвестиционного портфеля при этом предлагается использовать достижение заданного уровня добычи, ограничением выступают объемы инвестиций. Таким образом, в инвестиционные планы включаются технологии, начиная с первой в ранжированном порядке, с учетом максимальных объемов их внедрения, до технологии, замыкающей перечень технологий, обеспечивающих в сумме достижение заданного уровня добычи нефти (газа), или исчерпывающих объем выделяемых инвестиций.
     При этом необходимо учитывать то, что  инновационные проекты могут  быть независимыми, взаимоисключающими, взаимодополняющими и взаимовлияющими.
     Предлагаемый  подход к формированию инновационной  стратегии имеет много преимуществ, однако представляется, что он не лишен  недостатков. В частности, при таком  подходе инновационная стратегия  формируется исходя из условий, задаваемых стратегиями более высоких уровней (необходимый объем дополнительной добычи, объем инвестиционных ресурсов). При этом можно предположить, что  задания могут быть установлены  неправильно (слишком низкий уровень  внедрения инноваций или, наоборот, чрезмерные объемы необходимой дополнительной добычи), что приводит к снижению эффективности.
     Таким образом, представляется, что все  мероприятия инновационного характера, равно как и прочие мероприятия  по повышению эффективности или  наращиванию добычи, должны оцениваться  по одинаковым критериям. В результате таких сравнений появляется возможность  для выбора экономически обоснованного  масштаба применения новых технологий. И лишь после этого должны ставиться  задания техническим службам  по разработке детальных планов по внедрению инноваций.
     Инновационный процесс можно представить следующими последовательными видами деятельности:
     ФИ  – ПИ – Р – Пр – С – Ос – ПП – М – Сб,
     где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
            ПИ – прикладное исследование;
            Р – разработка;
            Пр – проектирование;
            С – строительство;
            Ос – освоение;
            ПП – промышленное производство;
            М – марктинг;
            Сб – сбыт.
     В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктивные и процессные. Продуктивные инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
     Государственные органы формулируют стратегические цели развития и соответствующие  им тактические задачи государственного управления энергетическим сектором, формируют и осуществляют их через  государственную энергетическую политику.
     Важнейшим средством реализации энергетической политики является государственная  научно–техническая политика в области  энергетики. Со стороны государства  осуществляется, как правило осуществляется финансовая поддержка фундаментных исследований в области энерготехнологий, имеющих большие перспективы в будущем, но часто связанных с высокой степенью коммерческого риска для отдельных компаний. Нефтегазовые компании уделяют научно–техническому развитию большое внимание. Они, как правило, располагают собственными крупными исследовательскими центрами и лабораториями, а также проектными и конструкторскими организациями. Помимо собственных программ научно–исследовательских работ компании финансируют совместные с другими компаниями исследования с привлечением лабораторий высших учебных заведений и государственных учреждений.
     В основном научно–исследовательские и  опытно–конструкторские работы, проводимые в нефтегазовых компаниях, сосредоточены  на разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений, на создании новых технологий для выпуска высококачественной продукции в нефтегазовой переработке, нефтехимии и химической промышленности.
     В области разведки и разработки нефтегазовых месторождений научно–исследовательскими  подразделениями компаний ведутся  работы по моделированию месторождений  и характеристик продуктивных пластов, используемых для планирования объемов  добычи нефти с апробацией на месторождений и характеристик продуктивных пластов, используемых для планирования объемов добычи нефти с апробацией на месторождениях. Значительные усилия направлены на совершенствование технологий бурения, позволяющих значительно сокращать затраты на строительство скважин при одновременном сокращении вредного воздействия на окружающую среду, на совершенствование вторичных методов извлечения углеводородов.
     В области нефтегазопераработки исследования направлены на улучшение качества основных видов нефтепродуктов, особенно моторных топлив и масел, включая индустриальные масла и специальные битумы, что позволяет компаниям обеспечивать определенные преимущества на рынках перед аналогичной продукцией их конкурентов. Приоритетное значение придается исследованиям, связанным с защитой здоровья населения, а также охраной окружающей среды.
     С целью выбора наиболее перспективных  территорий для поисков и разведки разрабатываются новые аналитические  и прогнозные методы оценки перспектив нефтегазоносности.
      Горная  рента
 
       Нефтегазовый сектор (НГС) российской экономики, обеспечивающий более 75% общего потребления первичных энергоресурсов и 80% их производства, служит главным источником налоговых и валютных поступлений в государственный бюджет. Россия располагает значительной долей мировых запасов нефти и газа (соответственно 13 и 45%), углеводородные ресурсы являются основой экономической безопасности и суверенитета страны.
     Постоянно возрастающая потребность хозяйствующих  субъектов в продукции нефтегазового  сектора обусловливает необходимость  разработки месторождений, расположенных  в удаленных районах или характеризующихся  низким качеством углеводородного  сырья. В результате растут издержки и, как следствие, цены на углеводороды. Благодаря повышению цен увеличиваются  доходы нефтегазовых компаний, эксплуатирующих  освоенные и высокорентабельные месторождения.
     В настоящее время российское горное законодательство опирается главным  образом на закон “О недрах” (1992 г.), в котором не закреплены научно-обоснованные принципы экономико-правового регулирования  процесса недропользования. Потребность  государства и общества в институционализации  горной ренты и значимость нефтегазового  сектора для экономики страны определяют актуальность научной проработки экономико-правовых вопросов формирования и использования горной ренты  в сфере нефте- и газодобычи.
     Доходы  рентного характера подразделяются на два класса – ренту и квазиренту. Рента – это независящий от экономической деятельности хозяйствующих субъектов доход от собственности на природные невоспроизводимые (например, недра) или трудновоспроизводимые (например, земля, леса) ресурсы, возникающий при их эксплуатации. В свою очередь, горная рента – это доход от собственности на недра, образующийся при их эксплуатации.
     Квазирента – независящий от экономической деятельности хозяйствующих субъектов доход от собственности на пользующиеся повышенным спросом воспроизводимые ресурсы или продукты, создаваемые вторичным и третичным секторами народного хозяйства.
     Обобщая основные факторы образования горной ренты и прибыли в НГС, мы предлагаем следующую их группировку: горно-геологические, экономико-географические, институционально-экономические  ( табл. 1).
     В большинстве случаев, особенно на макроуровне, разграничение горной ренты и прибыли по факторам, зависящим и не зависящим от экономической деятельности хозяйствующих субъектов, представляет собой крайне сложную задачу с точки зрения возможных количественных оценок. Многовариантность ее решения не позволяет построить экономико-математическую модель расчета горной ренты, адекватную реальным условиям разработки месторождений. Применительно к конкретному месторождению здесь необходимо находить компромисс между собственником недр и недропользователем при помощи конкурса (аукциона).
     Минимальная доходность эксплуатации месторождения, выставляемого на конкурс (аукцион), может быть рассчитана на основе банковского  процента на вложенный капитал, рентабельности и ряда других экономических показателей. Полученные оценки должны корректироваться с учетом наиболее значимых факторов образования прибыли и горной ренты в нефтегазовом секторе  России, а именно: государственной  политики в сфере недропользования; конъюнктуры спроса–предложения на рынке углеводородов; динамики освоения нефтегазоносной провинции (месторождения); редкости запасов.
     К числу субъектов, претендующих на право  присваивать горную ренту, относятся  недропользователь, общество и государство. Подобная многосубъектность обусловливает и наличие разных форм собственности. С учетом специфики присвоения природных ресурсов, в том числе и недр, их собственником должно быть общество в целом, и рента должна присваиваться им. В таком случае нам представляется необхо-димым и достаточным следующий “пучок правомочий”:
     – право владения (определение владельца  недр);
     – право распоряжения (определение  субъекта управления недрами);
     – право использования (определение  субъекта недропользования);
     – право на доход (определение субъекта присвоения дохода и тип дохода).
     Отметим важность четкой спецификации прав собственности  на недра государством, что существенно  влияет на величину трансакционных издержек в экономике. Главная задача государства в сфере недропользования – выработка такой структуры прав собственности на недра, чтобы с ее помощью можно было максимизировать доход при эксплуатации недр (цель общества в лице государства – максимизация горной ренты, цель недропользователя – максимизация предпринимательского дохода – прибыли). В рамках этой задачи государство должно создать систему прав собственности на недра, которая в том числе минимизировала бы его затраты на спецификацию и защиту данных прав.
     Подобная  система прав собственности на недра  характеризуется следующими отличительными признаками: собственность на недра  – общественная, право владения и распоряжения недрами – государственное, право пользования недрами –  частногосударственное, право на получение дохода – расщепленное: прибыль должна присваиваться недропользователем (доход от рациональной эксплуатации недр), горная рента – обществом (непосредственный доход собственника недр) и государством (доход от эффективного управления недрами в интересах общества).
     Пример  основных факторов образования горной ренты на лучших месторождениях РФ:
    Количество нефти, добываемое в единицу времени. Для углеводородного сырья оно измеряется среднесуточным дебитом нефтяных скважин. В настоящее время нормальная прибыль в России обеспечивается на месторождениях с дебитами 2 -7 т в сутки. Ясно, что при более высоких дебитах возникает дополнительный доход в виде горной ренты, дарованной природой. Например, в нашей стране существуют скважины, начальные дебиты которых достигают 1000 и более тонн нефти в сутки. Так, на морском Приразломном месторождении начальные дебиты составляют свыше 1500 т нефти в сутки.
    Качество добываемого минерального сырья. С точки зрения реализации продукции качество нефти оказывает заметное воздействие на показатели эффективности деятельности недропользователя. Так, количество баррелей в 1 т нефти колеблется от 6,8 до 8,0. В нефтепроводе тяжелые и легкие фракции нефти смешиваются, цена реализации соответствует цене смеси в трубе. В мировой практике принято создавать банк качества нефти, в результате одни организации получают надбавки к цене на выходе нефти из трубы, а другие, наоборот, - убытки из-за падения цены на нефть.
    Стадия жизненного цикла разработки месторождения. Известна закономерность (кривая Хаббарда) разработки нефтяных месторождений, согласно которой в первые 10 - 15 лет после начала эксплуатации рентабельность добычи возрастает, затем держится на пике в течение 5-10 лет, после чего начинает снижаться по мере истощения запасов месторождения. В соответствии с этой закономерностью через 20 - 25 лет после начала эксплуатации месторождения в суточных дебитах извлекаемой жидкости начинают преобладать дебиты воды.
    Экономико-географические условия. К ним относятся: наличие социальной (железные дороги, линии электропередач, населенные пункты и пр.), производственной и промысловой инфраструктуры (близость магистральных нефтепроводов, донажимных и насосных станций и т.д.); труднодоступность; климатические факторы; показатели буримости пород и др. Естественно, экономико-географические условия предопределяют капитальные и текущие (эксплуатационные) затраты, технологию разработки, а в конечном счете нормативные затраты на разработку и обоснование критериев "нормального" месторождения.
     В качестве инструмента перераспределения  горной ренты, в настоящее время ведущими экономистами России, предлагается создать систему государственных финансов, которая направляла бы ее на цели социально-экономического развития российского общества. Эта система должна удовлетворять ряду требований с учетом целей основных участников процесса недропользования: прогрессивность; справедливое распределение дохода; универсальность; предотвращение преждевременного отказа от разработки месторождения; поддержка только разумных затрат; стабильность и предсказуемость; прозрачность; конкурентоспособность; гибкость.
     Фиксированные и рентные платежи являются базовыми элементами системы изъятия горной ренты. Фиксированные платежи –  плата собственнику недр за право  аренды редкого ресурса (изъятие  абсолютной горной ренты), рентные платежи  – способ изъятия дифференциальной горной ренты.
     Изъятие горной ренты может происходить  на различных уровнях формирования дохода: на отдельном месторождении  или объекте разработки; по совокупности нефтегазовых операций компании; на уровне компании в целом. С точки зрения возможности максимального изъятия  горной ренты наиболее предпочтителен первый вариант.
     Основным  недостатком действующей российской системы изъятия горной ренты  в НГС является существование  двух конкурирующих систем недропользования:
     – лицензионной (порядок изъятия горной ренты прописан в Налоговом кодексе  РФ, в федеральном законе “О недрах”  и в ряде других нормативных актов);
     – концессионной (порядок изъятия  горной ренты прописан прежде всего в федеральном законе “О соглашениях о разделе продукции” и основан на прямом разделе прибыльной продукции).
     Лицензионная  система недропользования. До принятия федерального закона от 8 августа 2001 г. №126-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Часть Вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации” специальными налоговыми инструментами изъятия нефтяной ренты были: акциз на нефть и газовый конденсат; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование недрами, а также экспортные пошлины.
     В рамках налоговой реформы федеральным  законом от 8 августа 2001 г. №126-ФЗ система  налогообложения НГС и вообще сырьевого сектора была коренным образом изменена: отменен акциз  на нефть и газовый конденсат; отменены отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы; роль платежей за пользование природными ресурсами  была значительно уменьшена, введен налог на добычу полезных ископаемых, фактически заменивший все три ранее  существовавших платежа.
     Основной  смысл реформы налогообложения  добычи полезных ископаемых заключался в максимальном упрощении его  администрирования. Из множества предлагавшихся был выбран вариант с наиболее простой схемой учета налоговой  базы: на основе физического объема добываемой нефти без какой-либо дифференциации. Результат не заставил себя ждать. Уже в законе о федеральном  бюджете на 2002 г. предусматривался значительный рост поступлений от сырьевых платежей (см. табл. 2).

     Что касается консолидированного бюджета, то, по данным МНС России, общие поступления  в него от платежей за пользование  природными ресурсами выросли с 149,1 млрд. руб. в 2001 г. до 334,17 млрд. руб. в 2002 г., то есть более чем вдвое.
     Концессионная система недропользования (СРП). В соответствии с федеральным законом от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” предусматриваются передача инвестору продукции в рамках компенсации произведенных затрат, но не более 75% общего объема произведенной продукции (90% для продукции, добытой на континентальном шельфе), а также раздел прибыльной продукции между сторонами соглашения. В данном случае размеры изъятия ренты соответствуют доле продукции, достающейся государству. Соглашения о разделе продукции пока не получили широкого распространения в России. На сегодняшний день действуют лишь три СРП.
     Совокупность  механизмов изъятия горной ренты  при концессионной системе недропользования можно разбить на четыре группы:
     – разовые платежи (бонусы, сбор за участие  в конкурсе, сбор за выдачу лицензии на месторождение, плата за геологическую  информацию и пр.) – способ изъятия  абсолютной ренты и компенсации  издержек (геологических, транзакционных и др.);
     – арендная плата (ренталз) – способ изъятия абсолютной ренты;
     – платежи с добычи (роялти) – в  большинстве стран – 12,5–20% стоимости  добытых углеводородов – способ изъятия абсолютной ренты;
     – платежи с доходов – основной канал изъятия дифференциальной ренты (разброс – от 0 до 85%).
     Различия  в условиях недропользования и уровнях  дохода (горная рента + прибыль) необходимо рассматривать с учетом степени  “зрелости” нефтегазоносной провинции. Данный фактор определяет многие параметры  освоения месторождений нефти и  газа: риски; объемы геологоразведочных работ (ГРР); размеры месторождений; долю маргинальных (граничных с позиции  экономической эффективности разработки) объектов.
     С этой точки зрения инструменты изъятия  горной ренты при лицензионной системе  недропользования в отличие от концессионной имеют не рентный характер. Поэтому для государства и общества предпочтительнее последняя, а лицензионная система (даже с учетом ее ужесточении с 2002 г.) более выгодна большинству нефтегазовых компаний. Конкуренцию между двумя правовыми режимами недропользования, по нашему мнению, необходимо ликвидировать и перейти на концессионную систему (СРП и пр.).
     Перераспределение ренты, в том числе и горной, можно осуществлять двумя способами: 1) внутри государственного бюджета  путем перечисления ренты в качестве доходных статей и затем распределения  данных средств по расходным статьям; 2) за рамками государственного бюджета  посредством аккумулирования ренты  в специальном внебюджетном фонде. Второй способ перераспределения ренты (доход от невоспроизводимого ресурса) в наибольшей степени отвечает стратегической цели – трансформации ее в квазиренту (доход от воспроизводимого ресурса), например, в финансовую или интеллектуальную.
     С 2004 г. в России начал функционировать  Стабилизационный фонд РФ, дохо-ды которого формируются за счет дополнительных поступлений от нефтяного сектора при высоких ценах на нефть (превышение стоимости 1 барреля нефти марки “Юралс” отметки в 20 долл.). Минимальный объем Стабилизационного фонда рассчитывался исходя из зачисления в него только поступлений от основных источников – таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты и НДПИ на нефть. Базовый объем Стабилизационного фонда определен в размере 500 млрд. руб. По мнению вице-премьера А.Жукова, в 2005 г. средства Фонда составят 700 млрд. руб., поэтому часть из них может быть направлена на выплату пенсий (80 млрд. руб.) и погашение внешнего государственного долга России.
     При всех положительных моментах, связанных  с созданием Стабилизационного  фонда (нефтяные доходы государства  не будут оседать на счетах Минфина  и бесконтрольно расходоваться  на текущие нужды), его концепция  является стабилизационной, а не накопительной, то есть средства Фонда аккумулируются не для будущих поколений, а в  качестве резерва на “черный день”  для нынешнего поколения. Концепцию Фонда целесообразно дополнить накопительным и инвестиционным элементами, как сделано в Норвегии или на Аляске, а также формировать его доходы на основе поступлений от экспорта не только нефти, но и газа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.