На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Память как психическая функция

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский  филиал 
 
 

                Кафедра сестринского дела
                Дисциплина  «Психология» 

ПАМЯТЬ  КАК ПСИХИЧЕСКАЯ  ФУНКЦИЯ 

                  Контрольная работа        
                  Студентки   2 курса 
                  (группы  М/2010-5)
                  заочного  отделения 
                  специальность 060109 -
                  сестринское дело 

                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Апатиты
2011
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
      История изучения памяти…………………………………………….……….……………..5
      Память как психическая функция……………………...…………………………………...7
      Виды памяти……………………………………………………………………….....7
      Основные процессы и механизмы памяти………………………………………..10
      Основные характеристики памяти………………………………………………...12
      Законы памяти………………………………………………………………………………13
      Нарушения памяти……………………………………………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………15
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
   Многие  психологи сравнивают человеческую память с картотекой, эта аналогия подразумевает, что мы извлекаем из окружающего мира информацию на какую-либо тему и затем храним ее в мозге, если мы поместим ее в нужное место, то в случаи необходимости нам легко будет ее извлечь, но если мы поместим ее не в свою ячейку или забудем где она находится, то при извлечении (припоминании) этой информации у нас возникнут трудности.
   Где же расположена эта картотека? Можно, конечно, хотя это и не так просто, представить себе, что в мозге  каждого человека имеется большой  шкаф с ящичками, но уже хранятся-то воспоминания, естественно в папках скоросшивателях, впрочем, такая забавная аналогия не лишена смысла. Имеются данные, что воспоминания могут оставлять в мозгу след или отпечаток. Однако в научном мире пока нет единого мнения о том, в какой именно части мозга хранятся эти самые следы воспоминаний.
   Наша  память, обращенная к другим людям, это условие нашего успешного общения с ними. Запоминать их имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что выводит их из себя, а что, наоборот, успокаивает, что каждый из них умеет, а что не умеет - в этом и во многом другом подобном проявляется такая память. А функция мышления является важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение человека. Здесь большое значение имеют и аналитические способности - видеть мотивацию поступков и интуиция - для проникновения во внутренний мир человека.
   Целью контрольной работы является рассмотрение памяти как психический, познавательный процесс.
   Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:
    дать общую характеристику памяти;
    проанализировать основные виды памяти;
    рассмотреть основные процессы и механизмы памяти;
    выявить закономерности памяти;
    изучить нарушения памяти.
 
 

      История изучения памяти в  психологии
 
   История изучения памяти в психологии неразрывно связаны с общей историей психологии и отображает основные этапы ее развития. Одной из первых теорий памяти является ассоцианистическая теория. Ее центральное понятие – «ассоциация» - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считал одновременность появления их в сознании. Соответственно память рассматривалась не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Выделялись три типа ассоциаций – по смежности, по сходству и по контрасту. Содержание понятия ассоциаций в дальнейшем существенно переосмыслилось и углубилось, но само это понятие прочно закрепилось в психологии памяти. Запоминание – это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. По словам О.Мандельштама, «образованность – это школа быстрейших ассоциаций». Но связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.
   Представители ассоциативной психологии (Г. Эббингауз, 1885; Г. Мюллер,1911; А. Пильцеккер, 1900) сделали  первые попытки экспериментального изучения памяти. Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важным вкладом в науку была разработка Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов памяти.
   Дальнейшие  исследования памяти были непростым продолжением этих работ, а их переносом на новые области и введением в исследование новых форм памяти. Бихевиористы провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, то есть между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место в исследованиях бихевиористов заняла проблема навыка (Э. Торндайк, Э. Толмен). Память, с их точки зрения, исчерпывалась приобретением различных двигательных и речевых навыков и изучалось преимущественно в непроизвольной форме. В исследованиях произвольной памяти у бихевиористов в качестве центральной проблемы выступает проблема заучивания наизусть. В этих работах получили подтверждение и дальнейшее развитие известные положения о влиянии повторений на успешность заучивания, о его зависимости от объема и характера материала и так далее. Были получены новые факты о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов.
   Представители генгештальт-психологии (В. Келер, Х. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин и др.) подвергли критике положение ассоцианизма о смежности элиментов во времени и пространстве как условий возникновения ассоциаций. Они полагали, что в основе образования ассоциации лежит закон целостности. Целое не сводится простой сумме элементов; целостное образование – гештальт – первично по отношению к входящим в него элементам. В качестве ведущего условия запоминания гештальт-психологии рассматривали структуру материала. Поэтому для запоминания неорганизованного, бессмысленного материала, необходимо дополнительное исходное условие – намерение субъекта. Однако рассматривая организацию, структуру материала, как главный объяснительный принцип, в частности для теории памяти, представители этого направления упустили из виду наиболее важную сторону процесса построения и закрепления образа – собственную деятельность человека. Между тем для запоминания имеет значение не столько сам по себе факт сходства или различия элементов, сколько действий человека, обнаруживающего эти сходства и различия.
   В результате огромного числа экспериментально-психологических  исследований сложились личностные теории памяти, которые выявили ряд  факторов влияющих на протекание процессов  памяти, особенно сохранение. Это такие факторы, как активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также сопровождающие протекание процессов памяти эмоции.
   Коренные  изменения в теоретических представлениях о памяти и в ее экспериментальном  изучении возникли на основе идеи социальной природы памяти человека и возможности социального управления ее процессами. В работах П. Жане (1928), Л. С. Выготского и А. Р. Лурия (1930), А. Н. Леонтьева(1931), Ф. Бартлетта (1932) процесса памяти начинают пониматься как социальная форма поведения, специфическое социальное управляемое действие, Идея о социальной природе памяти получила дальнейшее развитие в отечественной психологии. Новым шагом в анализе психологических механизмов памяти явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутые в работах П. И. Зинченко (1939,1961) и А. А. Смирнова (1948).  
 
 
 
 

      Память  как психическая  функция
  2.1 Виды памяти 

   Память  – запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение индивидом его  опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.
   Память  включена во все многообразие жизни  и деятельности человека, поэтому  формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны.
    По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
   Двигательная  память связана с запоминанием и  воспроизведением движений, с формированием  двигательных умений и навыков в  игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.
   Образная  память связана с запоминанием и  воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (музыкальная память, слуховая память, тактильная память). Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание.
   Словесно-логическая (вербальная) память – память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.
   Эмоциональная память – память на эмоционально окрашенные события. Эмоциональная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память может быть прочнее других видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление.
    По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.
   Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается человек в жизни.
   Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логические приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материала.
   Эффективность произвольной памяти зависит:
   От  целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
   От  приемов заучивания.
   Приемы  заучивания:
   - логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала,  систематизацию, выделение главных  логических компонентов информации, пересказ своими словами; 
   - образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память;
   - мнемотехнические приемы запоминания  (специальные приемы для облегчения  запоминания).
   Другой  характеристикой процесса запоминания  является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
   Механическое  запоминаниеэто запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д.
   В отличие от этого, осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.
   Доказано, что эффективность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.
   Механическое  запоминание неэкономно, требует  многих повторений. Механически заученное  человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное  же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным.
   При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько  часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания  40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.
    По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (сенсорная память), кратковременную память и долговременную память.
    Сенсорная память - непосредственная память обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.
   Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.
   В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации  мышления, и в этом она очень  похожа на оперативную память.
   Понятием оперативная память обозначают мнемонические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.
   Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Вторичная, или долговременная память — длительное сохранение информации (начиная от 20 сек. и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. В долговременную может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного фильтра, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.
   Таким образом, в качестве наиболее общего основания для выделения различных  видов памяти выступает зависимость  ее характеристик  от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память по существу представляет собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти. 

  2.2 Основные процессы и механизмы памяти 

   Память  — это сложный психический  процесс, который объединяет целый  ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие “память”.
   I. Запоминаниеэто процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
   Каждый  процесс, происходящий в коре мозга  вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
   II. Воспроизведение, узнавание. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.
   Помимо  воспроизведения существует процесс  узнавания. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
   III. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
   В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания процессов  забывания. Так, забывание протекает  быстрее, если материал недостаточно понят  человеком. Кроме того, забывание  происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует.
   Скорость  забывания также зависит от объема материала и степени трудности  его усвоения: чем больше объем  материала или чем он труднее  для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей сразу после заучивания. Это явление называют ретроактивным торможением.
   Указанную закономерность необходимо иметь в  виду при организации учебной работы. Особенно важно соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия, — предметы, трудные для усвоения, ставить раньше, чем легкие.
   Другим  существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.
   В конце XIX в. Т.Рибо сформулировал закономерность (закон Рибо), согласно которой разрушения памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности. Происходит утрата памяти на чувства и привычки. Наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке.
   Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы). Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.
   Для уменьшения забывания необходимо:
   1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
   2) повторение информации (первое повторение  нужно через 40 мин после заучивания). Необходимо чаще повторять в  первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания.
   Например: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой  день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение  месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии. 

  2.3 Основные характеристики памяти 

   Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными  характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения.
   Объем памятиэто важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.
   Скорость  запоминания время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.
   Другая  характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. 
 
 

      Законы  памяти
 
   Закон интереса - Интересное запоминается легче.
   Закон осмысления - Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
   Закон установки - Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
   Закон действия - Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
   Закон контекста - При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
   Закон торможения - При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
   Закон оптимальной длины ряда - Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
   Закон края - Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
   Закон повторения - Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
   Закон незавершённости - Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.