Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль экономики в государстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

  

Изучение экономической  роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться  без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу­лировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем. 

Основной для  любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.  

Государственное регулирование рыночной экономики  проявляется двояко. Оно проявляется  в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. 

Государственная политика просто не имеет права отставать  от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.  

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике. 

Целью данной работы является анализ роли государства в  рыночной экономике является выяснение  причин, целей и границ вмешательства  государства в рыночную экономику. 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 
1. Необходимость  вмешательства государства в  экономику
 
1.1 Причины государственного  вмешательства в экономику 

  

Когда в Европе происходило строительство и укрепление монархий, в ней господствовала экономическая философия, названная меркантилизмом. Меркантилисты были сторонниками государственного вмешательства во все аспекты экономической деятельности. Правительство Франции во второй половине XVII в. субсидировало судостроение, финансировало реконструкцию гаваней и каналов. Государственные предприятия производили кружева, дорогое стекло и другие предметы роскоши. Правительство стимулировало развитие суконного производства, платя суконщикам за каждый новый станок. Одновременно были установлены пошлины на сукно, ввозимое из Англии и Голландии. Франция стала производить лучшее в мире сукно, она стала обходиться без иностранного шелка, французские ковры не уступали восточным, а зеркальные стекла превосходили венецианские. В то же время народонаселение страны сокращалось, частым визитером во французской деревне был голод. Петр I, путешествуя по Франции, был поражен бедностью местного крестьянства. Позднее сходные наблюдения сделал во время посещения страны А. Смит.[1] 

В XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему; 

обеспечение национальной обороны; 

отправление правосудия; 

организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; 

образование юношества; 

сбор налогов  для оплаты нужд государства. 

По сей день никто не оспаривает необходимость  этих функций, более того, к ним  добавились и новые. Произошло это  не в последнюю очередь потому, что появились такие проблемы, решить которые в одиночку не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель (загрязнение окружающей среды, инфляция, массовая безработица, циклические колебания экономического роста). Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Министерства экологии, цен, труда существуют сегодня практически во всех развитых странах. 

Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются  сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики  они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, но они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории должен «идеально» решать рынок, потому что реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, значит, и от самого совершенства. Когда один или несколько крупных производителей в состоянии назначать выгодную себе цену, механизм совершенной конкуренции – идеального рыночного регулирования – нарушается. Поэтому государство и вынуждено «вмешиваться». 

 
1.2 Границы вмешательства  государства в экономику 

  

Границы необходимого вмешательства государства в  экономику - это области, где перестает  эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное  вмешательство государства. 

Во-первых, это  правильная организация денежного  обращения. 

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются в  денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Это услуги коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. 

В-третьих, устранение государством последствий внешних  эффектов. В процессах рыночного  производства и потребления могут  возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения  и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. 

Функции, выполняемые  государством по организации денежного  обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. 

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области  экономической жизни, где проявляется  ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. К этим областям относятся:[2] 

·        Перераспределение доходов. 

·        Конкуренция. 

·        Монополизм и инфляция. 

Развитие фундаментальных  научных исследований с длительными  сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в  отношении прибыли. 

Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей). 

Таковы допустимые пределы государственного вмешательства  в рыночную экономику. Эти рамки  достаточно широки для того, чтобы  разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества. 

Если же государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. 

 
1.3 Ограниченность  государственного механизма регулирования экономики 

  

Система государственного регулирования экономики несет  в себе неустранимое противоречие. С одной стороны, провалы рынка, его недостаточная экономическая  эффективность и неспособность  решать социальные проблемы требуют  государственного вмешательства. С другой стороны, деятельность правительства часто ведет к распространению неэффективности и неравенства даже на тех рынках, которые могли бы хорошо функционировать и без государственного регулирования. 

Причины неудач правительства двояки. Во-первых, действует закон непреднамеренных последствий. Во-вторых, возникают явления, которые называют провалами правительства. 

Закон непреднамеренных последствий - это свойство действий правительства приносить неожиданные  отрицательные эффекты в дополнение к тем положительным, которые были целью этих действий. Выплата пособий по безработице, например, имеет ожидаемый полезный эффект - помощь безработным, но может иметь также и непреднамеренный отрицательный эффект - рост числа безработных из-за снижения их активности в поиске работы. 

Поэтому законодательная  власть может принять заведомо неэффективное  с экономической и социальной точек зрения решение, если его отрицательные  последствия не очевидны. Ярким примером является ваучерная компания 1992-1994 гг. в России: рядовые граждане первоначально с одобрением восприняли возможность что-то бесплатно получить, хотя многие экономисты сразу предупреждали, что эта компания приведет не к народной, а к номенклатурной приватизации.[3] 

Ситуации, при которых политика правительства ослабляет эффективность использования ресурсов в сравнении с рыночным механизмом, усиливает социальную напряженность в обществе, называют провалами государства. К ним относят рентоискательство, бюрократизм, лоббизм, коррупцию. 

Рентоискательство возникает, в связи с тем, что  в условиях представительной демократии депутаты (представители граждан) часто  действуют как "искатели политической ренты", как люди, максимально  озабоченные ростом своей популярности в глазах избирателей. Рентоискательство - действия депутатов по выдвижению и защите программ, к принятию решений, которые понятны рядовым избирателям, но для которых отсутствуют необходимые финансовые средства и экономические условия. 

Государственный аппарат также подвержен бюрократизму - неповоротливости, медленному прохождению решений, тенденции к постоянному возрастанию, несмотря на регулярные попытки его сокращения, а также сращиванию с отдельными финансово-промышленными группами (приоритетной защите их интересов в экономической политике). 

Широкое распространение  во многих странах (в том числе  и в России) получил лоббизм - "проталкивание" небольшими, но сплоченными группами (из отраслевой и региональной бизнес-элиты, из национальных меньшинств) хозяйственных  законопроектов (например, норм налогообложения), выгодных только этим группам. Для этого организуются пропагандистские компании в средствах массовой информации, финансируются избирательные компании "своих" партий и политиков. 

Коррупция - взятки в крупных масштабах, которые берут крупные государственные чиновники. 

Коррупция –  это использование лицом, обладающим властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов в  целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. 

В современной  России объём рынка коррупции  превышает 240 млрд долл. США. Согласно оценкам  фонда ИНДЕМ, эта величина ещё  выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2008 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США  в год. 

26 сентября 2008 года организация Transparency Int опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нём 143 место из 180 (считая, что 180 это самая корумпированная) с рейтингом 2,3 балла. По мнению руководителей российского отделения организации на сегодняшний момент в России существует «коррупционная стабилизация», вследствие чего позиции России в рейтинге не сильно меняются (в 2005 — 2,4 балла и 126 место из 158, в 2008 — 2,5 балла и 121 место из 163). Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов считает, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.[4] 

На сегодняшний  день коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах, до уровня высших государственных чиновников. На сегодняшний день коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоёв. К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся: 

таможенные службы: пропуск через границу запрещённых  к перевозке товаров; возврат  конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные отсрочки таможенных платежей; 

медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих  действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан  за счёт других; 

автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении  техосмотра); отсутствие законного  наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация  сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц; 

судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств  дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные  решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов  в качестве инструмента рейдерства; 

налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства; 

правоохранительные  органы: возбуждение и прекращение  уголовных дел, а также направление  их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести; 

лицензирование  и регистрация предпринимательской  деятельности; 

выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами; 

получение кредитов; 

получение экспортных квот; 

конкурсы на закупку товаров/услуг за счет бюджетных  средств; 

строительство и ремонт за счет бюджетных средств; 

нотариальное  удостоверение сделок; 

контроль за соблюдением условий лицензирования; 

надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства; 

освобождение  от призыва на военную службу в  вооружённые силы; 

поступление в  государственные высшие учебные  заведения (в основном юридической  и экономической специализаций); 

государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений; 

поступление в  специализированные общеобразовательные  школы и дошкольные воспитательные учреждения; 

прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в  государственных и муниципальных учреждениях; 

формирование  партийных избирательных списков. 

2. Теоретические  взгляды на роль государства  в экономике 

 
2.1 Функции государства  в рыночной экономике 

  

Фиаско рынка  – это случаи, когда рынок оказывается  не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: 

1)                 монополия; 

2)                 несовершенная информация; 

3)                 внешние эффекты; 

4)                 общественные блага.[5] 

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая  производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла. 

 Государственный  аппарат стремился решить две  взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. 

Между тем стремительное  увеличение государственного сектора  и государственного регулирования  в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения. 

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства  государства, которые разрушают  рыночный механизм, подменяют его  прямым администрированием. Гораздо  эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. 

  

  

 
2.2 Принципы и  цели государственного регулирования 

  

В начале ХХ в. экономическая  роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики». 

Современная экономика, преодолев крайности альтернативного  социального состояния (или «капитализм» или «социализм»), является «социально-рыночной» (смешанной). [6] 

Неконтролируемые  рыночные процессы разрушительны для  общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая  иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может  выполнить только государство –  институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему. 

Общая стратегия  государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах: 

1.   При  прочих ранних условиях предпочтение  следует отдавать рыночным формам  организации экономики. На практике  это означает, что государство  должно финансировать только  те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли). 

2.   Государственное  предпринимательство должно не  конкурировать, а помогать развитию  частного бизнеса. Игнорирование  этого принципа способно привести  к искусственному доминированию  государственных предприятий над частными. 

3.   Государственная  финансовая, кредитная и налоговая  политика должна способствовать  экономическому росту и социальной  стабильности. 

4.   Государственное  вмешательство в рыночные процессы  тем эффективнее, чем в более  «рыночную» форму оно облачено. 

5.   Особую  значимость государственное регулирование  приобретает в период общехозяйственных  кризисов, а также для процессов  в сфере межгосударственных экономических  отношений (импортно-экспортные  операции, международная специализация производства, валютные отношения). 

Таким образом, современная рыночная экономика  является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. 

Государственное регулирование рыночной экономики  преследует три цели: 

·        минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; 

·        создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; 

·        обеспечение социальной защиты тех  групп рыночного общества, положение  которых в конкретной экономической  ситуации становится наиболее уязвимым. 

Для достижения названных целей современное  государство располагает мощными  средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. 

 
2.3 Правовое регулирование  экономики 

  

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные  общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика». 

Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами: 

·        жесткий контроль над ценами предприятий  монополистов; 

·        поддержку конкуренции (в т.ч. и  посредством контролируемого доступа  на отечественный рынок иностранных  производителей) 

·        антимонопольную экспертизу принимаемых  законов 

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.