На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место социологии в системе социально-гуманитарных наук

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «АМГУ») 
 

Факультет Социальных наук
Кафедра Социологии
Специальность – 040201 «Социология» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

на тему: Место социологии в системе социально-гуманитарных наук
по дисциплине: «Методика преподавания социологии» 
 
 

Исполнитель
студент  группы 963                                                                               О.В.Вагнер                                                                                                         
                                  
Руководитель                                                 
старший преподаватель                                                                        С.В. Гревцев
                                   
 
 

Нормоконтроль                                                                                      С.В. Гревцев                                                                             

                                                         
 
 

Благовещенск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение            4
1 Социология  как наука         6
     1.1 Понятие, предмет и роль социологии      6
     1.2 Сходство социологии и других гуманитарных наук   9
2 Место социологии в системе наук              12
   2.1 Место, общие черты и различия социологии
         с другими науками                         12
   2.2 Связь социологии с конкретными социально –
         гуманитарными науками               16
Заключение                 24
Библиографический список               27
        Приложение  А Методическая разработка семинара «Научно-техническая революция»               30 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

РЕФЕРАТ
Курсовая  работа содержит 37 с., 16 источников, 1 приложение.
     ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ИНДИВИД, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ, МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ, ОПИСАТЕЛЬНО-ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, СОЦИОЛОГИЯ, СУБАРДИНАЦИЯ, ЭСТЕТИКА, ЭТИКА. 

     Социология функционирует в тесном взаимодействии с комплексом социально-гуманитарных наук, генерируя идеи, теории о человеке, его место и роль в системе социальных связей и тому подобное. В данной курсовой работе рассмотрены сходства и различия социологии с другими науками, а так же формы их взаимодействия.
     Объектом  является место социологии в системе  социально-гуманитарных наук.
     Целью данной курсовой работы является определение места и роли социологии в системе социально - гуманитарных наук.
      Методы, использовавшиеся для написания данной работы: сравнительный анализ, синтез, индукция,  дедукция.
     Результатом анализа информации содержащейся в  данной курсовой работе является анализ места социологии в системе социально-гуманитарных наук и анализ сходства и связи социологии с другими науками, выявление форм влияния на неё.  
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Большинство ученых полагают, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук – теорией права, политической экономикой, историей, психологией, философией и другими науками. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает наиболее общие родовые свойства общественных явлений, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономика изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства – только искусство и тому подобное. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и тому подобное. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
     Социология  – это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.
     Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного  объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и  формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного  управления ими.
     Социология  тесно связана с самыми разными  науками: с экономикой, философией, политологией и другими. Теоретическая важность социологии становится очевидной в том случае, если доказать, что свойства явлений, изучаемых ей не имеются в других классах наук и не изучаются другими науками.
     Социология  занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованное представление об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии и к другим специальным биологическим отраслям знания.
     Объектом  является место социологии в системе  социально-гуманитарных наук.
     Предметом данной курсовой является социология и конкретные социально-гуманитарные науки.
     Целью данной курсовой работы является определение места и роли социологии в системе социально-гуманитарных наук.
     Задачи:
     1. Рассмотрение социологии, как науки.
     2. Определение понятия социологии и задачи предмета.
     3. Анализ сходства и связи социологии с другими науками, выявление форм влияния на них.
     Данная  курсовая работа имеет большую практическую значимость при изучении методики преподавания социологии. Она позволяет разобраться  в определении места социологии в системе социально - гуманитарных наук.
     Новизна информации, изложенной в работе, обуславливается  тем, что при написании работы использовались современные источники.
     При написании работы применялись такие  методы, как анализ, индукция, дедукция и синтез.
     .
    1 СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
    1.1 Понятие, предмет и роль социологии
     Согласно  определению Роберта Парка и Эрнеста Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Герберт Спенсер, в свою очередь, отмечает, что социология должна изучать общество по аналогии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Чарльзу Дарвину Герберт Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни[6, 65 c.].
     К. Дуб называет социологию научным изучением человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение. По Джеку Дугласу, социология является наукой, которая изучает человека и общности и стремится определить их характерные черты, особенно на основе современных цивилизаций. Под «научностью» подразумевается в данном случае, как и в приложении к другим наукам, то, что накопленные знания об обществе и поведении человека более объективны и обоснованны, чем это может дать практическое мышление повседневной жизни [5, 58 c.].
     Хотя  социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных перемен, отклоняющегося поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует различия, которые существуют между социальными классами, политическими и профессиональными группами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличностными различиями, хотя иногда должна рассматривать и их.
     Д. Ноббс, Б. Хайн и М. Флеминг выдвинули определение, характеризующее социологию как научное и систематическое исследование поведения людей, живущих в группах. Имеются в виду организованные общности. Самой малой группой является, как правило, семья, а самой большой – нация или государство. Между ними находятся различные другие группы, такие как школа, рабочий коллектив, соседство, село или город - все, что можно назвать общностями.
     Геннадий  Васильевич Осипов определяет социологию как науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.
     Более подробное определение дает Владимир Александрович Ядов: Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения[1, 76 c.].
     Во  всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, как предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.
     Одни  структурные факторы весьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структура общества. Другие, в свою очередь, являются отвлеченными и как будто не столь очевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.
     Область исследования социологии весьма обширна, так как в ее круг входят через социальные отношения самые разнообразные явления жизни. Такие важнейшие сферы человеческого бытия, как брак, семейная жизнь, работа, учеба, детские игры, проведение свободного времени, массовая информация, социальное обслуживание или дома для престарелых, окрашены социальными отношениями и относятся, таким образом, к существенным объектам исследования социологии.
     Объектом  науки социологии является данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки – есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.
     Природа и общество, выступая в качестве различных объектов науки, изучаются социально – гуманитарными и естественными дисциплинами. Каждый объект науки «расчленяют» на отдельные части, срезы, фрагменты, превращая их в предмет исследования. Поэтому требуется проведение разграничения между понятиями «объект» и «предмет» познания.
     Объект  познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности[3, 39 c.]. Исходя из этого, любое явление, процесс или событие общественной жизни могут быть одновременно объектом исследования самых разных наук. Например, семья служит объектом познания и психологии, и демографии, и экономики, и истории и так далее. Но необходимо отметить, что данные науки отличаются друг от друга предметом своего исследования. Каждая из них изучает только ей присущую сторону или сферу объективной реальности; специфические только для изучаемой науки законы и закономерности этой реальности, а также особые формы проявления и механизмы осуществления этих законов и закономерностей. При этом используются методы и понятийный аппарат, свойственные именно этой науке.
     Таким образом, предметом исследования конкретной науки является та или иная часть объективной реальности, которая берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. При этом остальные стороны конкретной части исследуемой объективной реальности в данном случае будут рассматриваться как второстепенные, не столь важные или как условия существования изучаемого объекта. Так же, как и предмет любой другой науки, предмет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. В процессе познания происходит его постоянное развитие, меняются представления о нем. На его развитие влияют два решающих фактора: прогресс самого научного знания и потребности общества. Это как раз и объясняет, почему с момента образования социологии идут споры о ее предмете, ведь он формировался и продолжает формироваться под воздействием указанных факторов.
     1.2 Сходство социологии и других гуманитарных наук
     Чтоб  иметь право называться наукой, социология должна обладать признаками научного знания – объективностью и нейтральностью. Принято считать, что образцом объективности и нейтральности являются точные и естественные науки, основанные на применении математических методов и принципе доказательности.
     Естественные  науки – это теоретические и академические дисциплины, ставящие своей целью понимание, объяснение и прогнозирование событий и процессов природной среды. Естественные науки подразделяются на специализированные области исследования в соответствии со своим предметом, такие, как биология, геология, химия и физика. Далее они подразделяются на еще более специализированные разделы с более узким содержанием. Биология включает в себя ботанику и зоологию, геология – минералогию и геоморфологию, химия изучает органические и неорганические вещества, в физике выделяют биофизику и квантовую механику. В каждой области исследований рассматривается определенный «кусок» природы[13, 73 c.].
     Очевидно, что гуманитарные науки построены  несколько иначе.
     Для того чтобы уточнить природу законов, которые могут быть открыты социологами, научный мир разделили на три  больших категории.
     В первую категорию входят физические науки (физика, химия, астрономия и так далее) объектом их исследований является однородный и простой мир, законы которого выражены в математической форме и могут быть обобщены во времени и пространстве.
     Вторая  категория включает в себя естественные науки (биологию, геологию, некоторые области психологии). Эти науки не выводят закономерности, а описывают механизмы и функции живых и неживых организмов. Если они и формулируют закономерности, то ограниченные во времени и пространстве.
     Третья  категория объединяет гуманитарные науки, которые занимаются интерпретацией человеческих действий (психология, социология, антропология и так далее), они имеют больше объектов изучения, и эти объекты являются более сложными. Законы этих наук не просто ограничены во времени  и пространстве, они должны интерпретироваться в соответствии с социальным контекстом. В этих науках очень трудно сформулировать универсальные законы человеческого поведения. Те, немногие законы, которые существуют, должны постоянно подвергаться переосмыслению с учётом времени и культурных особенностей каждого общества[13, 84 c.].
     Объект  изучения в гуманитарных науках трудно поддаётся точному и объективному анализу, потому что на социолога могут повлиять культура, профессиональная ориентация и определённые теоретические установки.
     Таким образом, законы или правила в социологии существуют, но они должны относиться к определённой пространственно-временной зоне. Если мы используем законы предыдущих мыслителей, то необходимо учитывать сегодняшний контекст и делать поправки.
     В чём же проявляется научность  социологии и её отличие от здравого смысла?
     Во-первых, собирая конкретную информацию – эмпирические данные, исследователь пытается ответить на вопрос о фактическом положении дел, он обращается к свойствам данного общества или явления, вместо того, чтобы оперировать общепринятыми понятиями.
     Во-вторых, исследователь систематически отбирает информацию из массы всевозможных сведений.
     В-третьих, разумеется, исследователи подвержены воздействию собственных представлений и ожиданий.
     Четвёртое правило – честность. Это означает, что человек, представляя результаты исследования, даже если они его не удовлетворяют, не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать.
     Таким образом, в процессе познания разрабатываются методы изучения социального и естественного мира, с их помощью обосновываются и систематизируются знания о мире. Социология – научное исследование общества и человеческого поведения – является одной из наук, разработанных современной цивилизацией. 
 
 
 
 

     2 МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
     2.1 Место, общие черты и различия социологии с другими науками
     До  недавнего времени самостоятельное  место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.
     Делались  также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право, биология и так далее). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существование социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития[9, 49 c.].
     Данный  взгляд возник на начальном этапе развития социологии и имел определенные объективные основания. Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в своем развитии. Ведь уже Огюст Конт рассматривал прогресс человечества как развитие знания, который проходит три этапа: от теологических систем к метафизическим, а от них к позитивному (то есть реальному, подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией методологических основ общественных наук[13, 27 c.]. Наука отказалась от поддерживаемых всей предшествующей философской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая «позитивной» наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.
     В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:
     Во-первых, социология – это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.
     Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря общей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.
     В-третьих, социология разрабатывает технику  и методику изучения человека и его  деятельности, методы социального измерения и тому подобное, которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.
     В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке  социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и другое).
     Общие черты и различия социологии с другими  науками
     Социология, как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей[7, 69 c.]. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального «Я», а для социологии – проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога – это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и так далее. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе.
     У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и другими. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология, статистика, журналистика, медицина и тому подобное. Эксперимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Контент-анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции[16, 65 c.].
     Особо следует отметить наличие связи  социологии с естественными и  точными науками. Например, в результате взаимодействия ее с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, начали развиваться социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представить социологию без специальных математических методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и достоверность проводимых эмпирических исследований.
     Очевидна также связь социологии с правовыми науками, изучающими юридические нормы, которые с помощью законов регулируют социальное поведение людей и закрепляют определенные отношения внутри общества.
     Социология  оказывает большое влияние на развитие этики и эстетики. Она  предоставляет им количественную и  качественную оценку степени развитости норм и ценностей, которые регулируют отношения между людьми. Она позволяет установить уровень зрелости эстетического вкуса, пути и формы удовлетворения духовных потребностей населения и тому подобное. В то же время социология опирается на понятия и выводы эстетики при изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизни общества, проблем молодежи, образования, воспитания и так далее.
     Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и так далее) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности. Так, по мнению Макса Вебера, социология начинается там, где обнаруживается, что экономический человек – это слишком упрощенная модель человека. Следовательно, будет правомерно сказать, что утверждение социологии в своих правах происходит тогда, когда преодолеваются и другие односторонние представления о человеке (юридические, политические и другие).
     Все это означает, что важное значение имеет не только специфика каждой из наук, но также и их интеграция, так как это позволяет иметь более или менее целостное представление о всей системе социально-гуманитарного знания. И необходимо отметить особую роль и место социологии в этой системе.
     Она помогает в формировании соответствующих реальностей, а также гуманистических ценностей и социальных установок, норм и принципов жизни, опираясь для этого на раскрытые ею законы социальной деятельности, отношений и поведения личности и различных общностей.
     Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить своими силами.
     Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими  науками привели к появлению  целого ряда отраслей в социологии – экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и другой. Именно на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика и находится на стадии становления социопедагогика[4, 68 c.].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.