На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Налоги, их в функции в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           ФГОУ СПО «Нижегородский авиационный технический колледж»
Комиссия  социально-экономических дисциплин  и социальной работы 
 
 
 
 

Реферат
по дисциплине: Основы экономики
на тему: Налоги, их функции и роль в рыночной экономике. 
 
 
 
 

      Выполнила
                                                                                        Студентка гр.Соц-06
                                                                                        Демидова Д.Ю.
      Проверила
      преподаватель
      Г.Г.Серова 
 
 
 
 
 
 

                                                г.Нижний Новгород
2010г. 

                                                      Содержание  

Введение …………………………………………..3
Глава 1. Сущность и функции налогов : их роль в экономике
1.1.Понятие, функции налогов………………… 4
1.2.Принципы налогов………………………….. 7
Глава 2. Организационное построение современной налоговой системы
2.1.    Виды  налогов …………………………….11
2.2.    Элементы  налога …………………………17
2.3.    Способы  взимания налога…………………18
2.4.    Права  и обязанности налогоплательщика…19 

Заключение 
Список использованной литературы
Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             
 

                                                        Введение
Налоги существуют столько же лет, сколько существует государство. Для государства установления и сбор налогов - необходимость, т.к. оно не может существовать без  денег, собираемых посредством налогов. В условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В формировании эффективной налоговой системы  главная роль принадлежит государству. Принятие налогового законодательства - необходимое, но недостаточное условие. Другой не менее важной задачей является формирование механизма, обеспечивающего  выполнение налогового законодательства. Налоговая сфера имеет для государства чрезвычайно важное значение. Это значение предопределено той ролью, которую играют налоги в жизни государства. Поэтому государство, формируя посредством издания правовых актов свою налоговую систему, заинтересовано в том, чтобы все эти акты «работали» надлежащим образом. 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1.   Сущность  и функции налогов ; их роль в экономике.
                                          1.1.   Понятие и функции налогов.
В соответствии со ст.8 НК РФ под налогом  понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги выполняют  следующие основные  функции:
    Фискальную;
    Регулирующую;
    Социальную.
 
Фискальная  функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства.  Основная задача реализации фискальной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.  Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Термин «фискальная функция» широко распространен во всем мире, поэтому такое название этой функции налогов, можно сохранить и для России.
   Следует  отметить, что во многих развитых  странах налоговое бремя на  физические лица действительно  выше, чем на юридические, поскольку  такое построение налоговой системы  является более сильным стимулом  для развития экономики.  Снижение  налогового бремени на юридические  лица способствует увеличению  их количества  и росту производства, что обеспечивает рост числа  занятых. 
   Однако  перенос  налогового бремени  с юридических лиц на физические  возможен только при наличии  достаточно многочисленного среднего  слоя населения.  В настоящее  время в России население с  невысокими доходами уплачивает  налог по низким ставкам,  а   численность физических лиц с  высокими доходами сравнительно  невелика.  Следовательно, оба  этих слоя населения не могут  служить надежной базой функционирования  доходных поступлений в бюджет  прежде всего от подоходного  налога . 
   В этой  связи значение фискальной функции  налогов в период спада деловой  активности снижается, поскольку  величина поступлений налогов  в бюджет непосредственно зависит  от величины доходов плательщиков.   

Регулирующая  функция  позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения.  Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления.  Эта функция демонстрирует все функции управления экономикой государством:  планирование, координацию, организацию, стимулирование и контроль.  

Социальная  функция  налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями  посредством  условий взимания подоходного  и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
    На  практике  в российской налоговой  системе социальная функция налогов,  взимаемых с населения, реализуется  не в полной мере.  Это прежде  всего связано с несовершенством  налогового законодательства. 
  Наряду с  названными основными функциями  налогов в экономической литературе  упоминаются и другие, дополнительные  их функции: функция ограничения  экономически необоснованного роста  прибыли монопольных производителей  на рынке товаров и услуг,  а также социально неоправданных  доходов граждан; антиинфляционная  функция – ограничение роста  цен и доходов при поддержании  сбалансированности стоимости ВВП  и поступающих в распоряжение  государства и предприятий финансовых  ресурсов, используемых на потребление  и накопление.
  Выполнение  налогами данных функций реализуется  при выполнении ими основных  функций ( фискальной, регулирующей, социальной).  Решающее значение  будет иметь разработка взаимосвязанной  системы налогообложения юридических  и физических лиц, включающей  соотношение прямых и косвенных  налогов на прибыль, доходов  и имущества, налоговые ставки  и механизмы их построения, порядок  определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.  

                                  
 

                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       1.2.Принципы налогов.
   В экономической  литературе рассматриваются различные  принципы построения системы налогообложения.
Впервые принципы  налогообложения сформулировал  А.Смит. В своем  классическом сочинении  1он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали различную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов:
    Принцип справедливости : налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. « ….каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку2»;
    Принцип определенности: обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
    Принцип удобства для налогоплательщика: взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
    Принцип экономичности взимания: издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.
В наибольшей степени  современному социально-экономическому положению России и задачам государственной  финансовой политики концептуально  будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.  

Принцип равенства , согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным. 
   Существует  два подхода к практической  реализации данного принципа.  Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать тем выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно,  равенство налогообложения указывается со структурой расходов бюджета. 
    Второй  подход основан на условиях платежеспособности.    При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.
   Практически  налоговые системы стран с  развитой рыночной экономикой  содержат различные комбинации  обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов , основанных  на условиях выгоды и платежеспособности  физических лиц, должно стать  нормой построения эффективной  системы налогообложения в России.  При этом проблема платежеспособности,  характерная для большинства  населения нашей страны, должна  учитываться в первую очередь  .  

Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип.  Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик  несет административную и уголовную ответственность , уплачивает крупные финансовые штрафы.  А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности.  В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.
    Одна  из основных проблем российского  налогового законодательства заключается  в том, что законы по налогам  не имеют прямого действия. Наряду  с законами действуют многочисленные  подзаконные акты, инструкции, дополнения  и изменения к ним, нормативные  письма и разъяснения налоговых  органов. 
    Недостаточная  четкость и ясность нормативных  документов и слишком частые  изменения налогового законодательства  затрудняют работу самих налоговых  служб, делают бесправным налогоплательщика.  Нужны четкие, закрепленные законодательно  регламенты введения изменений  и дополнений в налоговое   законодательство, установления или  отмены налогов. 
   Все изменения  в налоговом законодательстве  должны осуществляться одновременно  с внесением соответствующих  уточнений в бюджеты исключительно  путем внесения изменений в  законодательные и нормативные акты по налогам. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.
 
Принцип удобства взимания налога.  Согласно данному принципу его взимание не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А.Смитом  принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.п.
  В настоящее  время распределение налогов  между отдельными категориями  налогоплательщиков происходит  явно неравномерно. Действующая  система налогообложения , казалось  бы, построена справедливо по  отношению к плательщикам:  перед  ней все равны, не существует  дискриминации налогоплательщиков  по формам собственности или  территориальному расположению. Однако  на практике налоговые органы  предпочитают работать с теми, кого легко проверить. Именно таким предприятием  и физическим лицам  производят доначисления налогов.  Следовательно, одни налогоплательщики несут достаточно большую налоговую нагрузку, а другие - или минимальную, или вообще уклоняются от уплаты налогов.
 
   Принцип экономичности взимания налогов. Административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Как казус должны восприниматься решения об отмене отдельных налогов в России в связи с тем, что затраты на собираемость превышают сумму их поступления в бюджет.  Прежде всего, это свидетельствует об отсутствии ответственности у законодателей, которые вводят такие налоги.
   Расходы  государства, направленные на  своевременное и полное собирание  налогов, резко возрастают, если  плательщики не полностью вносят  платежи в бюджет и во внебюджетные  фонды, т.е. если возникают недоимки.  Поэтому система налогообложения  не должна оставлять сомнений  у налогоплательщика в неизбежности  платежа.  Штрафы и санкции должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная и неполная уплата налогов была менее выгодной, чем своевременное законное выполнение обязательств перед налоговыми органами.  Между тем проблема собираемости налогов остается актуальной, что свидетельствует о неэффективности действующей системы налогообложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          
 

  Глава 2. Организационное построение современной налоговой системы.
                                                   2.1. Виды налогов
  Одним из важнейших рычагов , регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий и граждан с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, является налоговая система, которая призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций , являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономические поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка. 
      С 1 января 1992г в стране стала  действовать новая налоговая  система, общие принципы построения  которой определяет НК РФ. Кодекс  устанавливает перечень поступающих  в бюджетную систему страны  налогов, сборов, пошлин и других  платежей, а также определяет  права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. 
       Сущность налоговой системы РФ сформулирована   в ст. 6  НК РФ : « Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом  федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления , изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства».
   Налоги  в России в соответствии с  НК РФ разделены на три вида  в зависимости от уровня их  установления и изъятия :
    Федеральные  ( на уровне страны )
    Региональные ( на уровне регионального органа государственной власти )
    Местные ( на уровне органа местного самоуправления )
 
Подобная трехуровневая  система присуща практически  всем государствам, имеющим федеральное  устройство.  

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления  их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Приводим перечень федеральных налогов, взимаемых  с предприятий, и бюджеты их зачисления на 01.01.2001г. ( федеральный бюджет –ФБ, региональный –РБ, местный бюджет –МБ, внебюджетные фонды –ВБФ):
Налог на прибыль (ФБ,РБ,МБ)
Акцизы на отдельные  группы и виды товаров (ФБ,РБ,МБ)
Налог на добавленную  стоимость (ФБ)
Таможенная пошлина (ФБ)
Платежи на лесопользование (ФБ, РБ)
Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ)
Налог на операции с ценными бумагами (ФБ)
Налог на использование  государственной символики РФ (ФБ) и т.д.
Региональные  налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, налог с продаж, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено российскими законодательными актами.
Приводим перечень региональных налогов, взимаемых с  предприятий , и бюджеты их зачисления на 01.01.2001г.:
Налог на имущество  предприятий (РБ, МБ)
Налог с продаж (РБ, МБ)
Единый налог  на вмененный доход для определенных видов деятельности (ФБ,РБ,МБ)
Региональные  лицензионные сборы ( РБ)
Налог на использование  региональной символики (РБ)
Местные налоги и сборы.
Из местных  налогов обязательными для всех являются земельный налог и налог  на имущество физических лиц. Они  устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения,  налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».
  Приводим  перечень местных налогов, взимаемых  с предприятий на 01.01.2001г.:
Земельный налог (ФБ, РБ,МБ)
Сбор с биржевых сделок (МБ)
Налог на рекламу (МБ)
Курортный сбор ( МБ)
Сбор за открытие игорного бизнеса (МБ)
Местные лицензионные сборы ( МБ)
Налог на использование  местной символики (МБ) .
К организационным принципам действующей российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме  того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления.  Данные принципы закреплены преимущественно  в Конституции России НК РФ . В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
    Единства;
    Подвижности (пластичности);
    Стабильности;
    Множественности налогов ; 3
    Исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
 
    Принцип единства налоговой  системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. 

    Принцип подвижности (пластичности) гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.  

    Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течении ряда лет вплоть до налоговой реформы.   При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. 

    Принцип множественности  налогов включает несколько аспектов, важнейшим из которых является то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.     

    Принцип исчерпывающего перечня  налогов. Единое экономическое пространство России  предопределяет политику страны на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.  

    Существующая  налоговая  система включает различные  виды налогов, которые классифицированы на основе следующих признаков:
      Форма обложения налогами
    Прямые  налоги- налоги, взимаемые с доходов юридических и физических лиц.
    Косвенные налоги – налоги, взимаемые с товаров, видов деятельности и услуг.
      Субъект-налогоплательщик
    Налоги  с физических лиц подоходный налог с физ.лиц, налог на имущество физ.лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.
    Налоги  с организаций- налог на прибыль, НДС, акцизы, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация». Данная разновидность налогов не случайно названа «налоги с организаций»,  не «налоги с юридических лиц»: некоторые организации являются плательщиками какого-либо налога, не будучи при этом юридическим лицом, в частности, филиалы, представительства.
    Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации.
      Порядок введения налога .
    Общеобязательные  налоги , которые устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают; к ним относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество предприятий, налог на имущество физ. лиц, земельный налог.
    Факультативные  налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут  законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, районов  и т.д. Взимание этих налогов на той или иной территории относится к компетенции органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемых с юрид. лиц, а так же все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными;
      Уровень бюджета .
    В соответствии с бюджетной системой России налоговые  платежи поступают в бюджеты  различных уровней, на основании  чего налоговые платежи можно  подразделить на:
    Закрепленные  налоги , которые непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд.  Среди них выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, региональный, местный бюджет, во внебюджетный фонд.
    Регулирующие  налоги , которые поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством. Н-р, налог на прибыль, с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.
      Целевая направленность .
    Абстрактные (общие) налоги, которые вводятся государством для формирования бюджета в целом;
    Целевые (специальные ) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например, налог на пользователей автодорог и налог с владельцев автотранспортных средств.
      

                                     
     
     

                                         2.2. Элементы налога
Каждый налог  содержит следующие элементы : субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.