На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребности туристов и мотивация туристских путешествий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.
     С начала перестройки до 1991 года выезд за границу носил в основном частный характер. Туристы самостоятельно готовили путешествие, не обращаясь за помощью к турфирмам. Зарубежные туры на отдых и для развлечений, носившие организованный характер, были немногочисленны и предлагались профсоюзными структурами и Интуристом. Начиная с 1992 года в выездном потоке отчетливо обозначилось направление в дальнее зарубежье, такие поездки определяются не столько дальностью и географией, сколько мотивами и потребностями. Поездки на отдых и для развлечения становятся все более популярными. Путешественников притягивают уникальные природные объекты, чья неповторимая красота и величие овеяны легендами и многократно усилены рекламой.
     Туристская  мотивация и потребности туристов являются необходимой базой, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
     Туристские  мотивы - важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.
     Мотив конкретной ситуации под воздействием определённых обстоятельств, способен оказывать влияние на поведение  потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и  выбор туристского продукта.
     Объект  – мотивация туристского путешествия и туристские потребности.
     Предмет – факторы, влияющие на мотивацию туристских путешествий как в Камчатском крае, так и за его пределами, на выбор туристского продукта, на формирование потребностей.
     Цель  работы: изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта; потребности, возникающие у туриста до или в ходе путешествия.
     Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
     1. Изучить формирование туристских потребностей.
     2. Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
     3. Изучить потребности и мотивы  туристов, проживающих на территории  Камчатского края и туристов, приезжающих на его территорию.
     В работе использованы учебные пособия  и периодические издания следующих авторов: Краюшкин В.Г., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И., Кондаков И.М., Линчевский Э.Э., Климова В.И., Билич Г.Л., Александрова А.Ю.
      Структура курсовой работы раскрыта следующими элементами: содержанием, введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников.  

 

     
     1 ТУРИСТСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
      Сущность человеческих потребностей
 
       Человек живет в сложном и  многообразном мире физических, социальных, политических, идеологических  и других явлений и событий. Не на все эти явления он реагирует одинаково, не все они становятся для него интересны. Что же определяет избирательность в человеческом поведении? Что служит источником активности личности? В психологии ответ на эти вопросы достаточно однозначен. Источник активности личности — ее потребности.
     Потребность — это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Обычно процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые в свою очередь порождают и новые потребности.1
     Потребности, будучи психическим отражением объективной  нужды человека в чем-либо, формируются  и развиваются в результате существенного влияния социальной стороны жизни и воспитания. Даже чисто биологические потребности, обеспечивающие жизнедеятельность человека (питание, движение, теплообмен и т.д.), подконтрольны потребностям социальным, духовным.
     В истории человеческого общества потребности являются следствием развития производства. В процессе деятельности люди приспосабливают объекты, вещи к своим потребностям. Поэтому потребности человека тесно связаны и во многом определяются содержанием развития производства и распределения.
     Потребности есть основной источник активности в  познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен найти  для этого пути и средства в  сложном социальном мире, он должен уметь ставить перед собой  и решать практические и теоретические задачи. В связи с этим мышление выступает в качестве такого психологического процесса, который обеспечивает поиск необходимых средств, способов и методов удовлетворения возникших потребностей.
     Не  только мышление, но и воля побуждается потребностями. Благодаря волевому усилию, целенаправленности, настойчивости, упорству человек преодолевает трудности, препятствия, встающие на пути удовлетворения потребностей.
     Потребности становятся главными причинами определенных психологических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряжения или спокойствия, эмоции — радость или горе, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.1
     Потребности человека многообразны по своей природе, однако для каждой личности характерна определенная система потребностей, включающая доминирующие, преобладающие  потребности и потребности, подчиненные  им. Доминирующие потребности могут  подавлять все остальные и в связи с этим определять основное направление поведения и деятельности. Так, человек, испытывающий постоянную потребность в успехе, все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Порой ему важен успех сам по себе, без учета средств и способов его достижения, их морально-нравственной ценности. Этой главной потребности могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и так далее
     Другой  пример: поведение человека, чьи  мысли, поступки обусловлены потребностью в социальной справедливости. Он, скорее всего, будет вести себя так, что потребности в личном успехе, социальной безопасности и другие будут иметь второстепенное значение.
     В поведении человека та или иная потребность  может проявляться ситуативно, то есть только в данный конкретный момент, не отражая тем самым какую-то устойчивую структуру потребностей. Например, поведение водителя, испытывающего потребность в информации о новых автомобилях, будет характеризоваться резким повышением активности в общении с теми, кто может дать ему такую информацию. После того как эта информация получена, то есть потребность удовлетворена, активность в подобных контактах снижается, становится прежней.1
     Таким образом, как система потребностей, так и ситуативные потребности, становясь источником активности личности, регулируют поведение человека. Обладая некоторой устойчивостью, стабильностью система потребностей человека одновременно пластична: она может меняться под воздействием тех или иных социальных условий или целенаправленного воздействия — воспитания.
     Потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек ясно представляет, чего он хочет, и думает над тем, как  этого добиться. Во втором случае потребности  выступают в виде влечений, при  этом человек лишь ощущает, чувствует, что ему чего-то недостает, испытывает беспричинное беспокойство, напряженность. Он не имеет ясного представления о том, что нужно сделать, чтобы снять напряжение. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того, как она может быть удовлетворена. 

1.2 Туристские  потребности: понятие, виды, факторы, влияющие на их формирование 

     Говоря  о психологии туристских потребностей необходимо, прежде всего, ввести само понятие “Туристской потребности”.
     Туристская потребность - нужда в культурном, познавательном, социальном, моральном или физиологическом благе, которую испытывает человек или группа людей и которая может быть удовлетворена только в результате реального, комфортного перемещения в места некаждодневного пребывания или проживания.1
     Потребности туриста, очередность и мера их удовлетворения в значительной степени отличаются от постоянных жизненных потребностей человека. Желание переместиться  в новое место, сменить свое обычное  местонахождение вызвано, прежде всего, нематериальными потребностями. Нужда в приобретении новых знаний о ранее незнакомых местах и посещении полюбившихся мест – это одна из основных потребностей туриста.
     Потребность в своеобразном отдыхе или оздоровлении в процессе перемещения или смены  обычного местонахождения. Удовлетворение религиозно-культовых потребностей в специфических местах или в местах нахождения религиозных святынь побуждает к перемещению в указанные места. Деловые встречи, приобретение товарной продукции на удаленных рынках становится целью бизнес-поездок. Желание пообщаться с новыми людьми, познакомиться, завязать дружбу и сформировать семейные отношения, повстречать старых друзей могут в определенное время обостриться настолько, что человек готов оставить обычное занятие, постоянное место и поехать, пойти пешком навстречу своим желаниям, как бы далеко эти встречи не происходили. Он становится туристом.
     Таким образом, потребности в туристской услуге формируются состоянием индивидуума, сообществом людей, окружающей средой и зависит от состояния человека, его характера, здоровья, возраста, финансовых возможностей, окружающего сообщества, уровня общей, религиозной, экономической, физической и других видов культуры.
     Потребности побуждают мотивы к их удовлетворению, которое может произойти только путем реального перемещения в некаждодневные места пребывания.
     Туристские  потребности развиваются в соответствии с законом возрастания и возвышения потребностей. Содержание этого закона представляется в форме объективной, прямой и устойчивой причинно-следственной связи между уровнем развития личности (или общества) и потребностями в туристских услугах. Чем более развита индивидуальность, выше уровень ее культурного, интеллектуального, образовательного развития тем непреодолимее нужда к новым познаниям, путешествиям, к новым знакомствам и общению. Потребности эти удовлетворяются в значительной мере через туризм.1
   Специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей:
    1. Природные  факторы (географическое положение  места отдыха, климат, флора, фауна и др.)
    2. Социально-экономическое  развитие места отдыха (язык, экономический  и культурный уровень развития  страны)
    3. Материальная  база туристской индустрии (транспорт,  гостиницы, предприятия питания,  досуга, спортивно-курортные сооружения и др.)
    4. Инфраструктура  места отдыха (коммуникации, подъездные  пути, освещение, пляжи, стоянки,  садово-парковые хозяйства и др.)
    5. Туристское  предложение (ресурсы гостеприимства, в том числе экскурсионное,  познавательное, спортивное, развлекательное, курортное и рекреационное предложения).  

  Психологическая типология потребителей-туристов 

     Психология  туристских потребностей охватывает изучение всех психологических аспектов клиента: его поведения, мотивации, желаний, культурных потребностей и т.д., основанных на:
1) мотивациях  и желаниях туриста;
2) типологии  туристской клиентуры.
     Применительно к клиентам всегда можно подобрать  ряд эпитетов: всезнайка, беспокойный, настороженный, экономный, жадный, неуправляемый, агрессивный, требовательный, щедрый, безрассудный и т.д. Однако этого, можно сказать, бытового уровня характеристик явно недостаточно.
В то же время путешественников можно классифицировать по следующим типам - психоцентрики (концентрируются на самих себе) и эгоцентрик (экстравертное поведение).
     Психоцентрики. Предпочитают: путешествовать семьями  в строго определенных местах; активный совместный отдых в знакомых местностях; курорты, где много солнца и хорошее качество отдыха; незначительную активность; места, в которые можно добраться на автомобиле; туристский комфорт с развитой сетью гостиниц, ресторанов, магазинов; домашнюю обстановку, привычную кухню, семейную атмосферу, отсутствие иностранцев, полный пакет интенсивных экскурсий.
     Эгоцентрики. Предпочитают: активные и разнообразные  развлечения; приключения и острые ощущения в жизни; путешествия для удовлетворения любознательности. Наибольшую привлекательность видят в малоосвоенных туристских районах. Стараются максимально использовать авиатранспорт, требовательны к бытовым условиям, хорошему питанию. Для них не обязательна современность, точнее, следование моде, поскольку их интересуют раскрученные, «заезженные» курорты и достопримечательности. Они предпочитают знакомиться с новой культурой и общаться с иностранцами. При наличии в программе экскурсий не приемлют строгих графиков и требуют максимальной степени свободы и независимости.1
   Всемирная Туристская Организация (ВТО) выделяет следующие  основные потребности туристов: 
   -   рекреация, досуг, отдых;
    -  посещение знакомых и родственников;
    -  деловые и профессиональные цели;
    -  лечение;
    -  религия и паломничество.
   В зависимости от главной цели путешествия  различают отдельные виды туризма: рекреационный, деловой, оздоровительный, религиозный, развлекательный и т.д.
   Важная  особенность туристского спроса состоит в том, что первичные или основные потребности туриста, в свою очередь, на основе эффекта мультипликатора, порождают вторичные потребности. К этим потребностям мультипликативного характера относятся потребности в транспортных услугах, размещении, питании, развлечениях и т.п. Потребности отражают интересы и нужды туристов, лежат в основе спроса на туристский продукт.
 

2 ТУРИСТСКАЯ  МОТИВАЦИЯ
2.1 Определение туристских мотивов 

     Туристские мотивы - побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. д.1
     Туризм  давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.
     Чем человек руководствуется при  выборе поездки, места туристского  назначения, характера деятельности во время путешествия? Что заставляет его сделать так, а не иначе?
     Одним из ключевых моментов, позволяющих  ответить на эти вопросы, является мотивация путешествия и выбора туристского продукта.
     Туристская  поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним  из важнейших факторов принятия решения  о путешествии и выбора туристского  продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура.
     Мотивы  человека в определенной степени  формируют его поведение в  качестве покупателя и потребителя  товаров и услуг, особенно в туризме. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и  организации процесса реализации туристского продукта. Это дает возможность производить и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.
     Нередко туристская программа изменяется под  воздействием не основных, а побочных мотивов. Например, человек, отправившийся на отдых в определенное место, порой посещает другие интересные места и достопримечательности, объясняя свой поступок таким мотивационным исходом: "Мол, когда здесь еще побываю? Надо все увидеть". Мотивы обусловливают совершенствование, развитие и внедрение новых туристских программ.
     Первоначальное  отличие туристских мотивов предопределяет не только решение о путешествии  и выбор конкретного туристского  продукта, но и многочисленные возможности  появления и развития новых мест туристского назначения, а также новых форм и видов туризма. Четкое знание того, что именно побуждает человека к путешествию и выбору конкретной поездки, является залогом успешного продвижения туристского направления.1
   Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского продукта и принятие решения о путешествии, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта. 

   2.2 Классификация мотивационных аспектов туристов 

      Мотивы  в определенной степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически  всех его составных элементов. Не все туристские мотивы могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать.
      Цели  путешествия являются основой первоначального  отличия туристских мотивов. Среди  целей путешествия можно выделить следующие:
      отдых, досуг, развлечение;
      познание;
      спорт и его сопровождение;
      лечение;
      паломничество;
      деловые цели;
      гостевые цели.1
      Виды  отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций  при выборе путешествия.
      1. Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры культурно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры, например для желающих бросить курить.
      Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды спорта.
      3. Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой, предусматривающие ежедневные занятия и различные виды рекреационной деятельности; туры, обучающие различным видам спорта; а также профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). наибольшую группу составляют обучающие туры по интересам (например, кулинария, астрономия и т.д.).
      4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин, экспедиции и пр.
      5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, коллекционеров, гурманов. Например, существуют «сырный тур» по Чехии.
      6. Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и др. В частности, крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.
      7. Развлечение и потребность в общении с людьми. Путешествия в праздничные дни и туры с развлекательно-познавательными программами.
      8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).1
     Специфические интересы различных туристских групп  позволяют выделить четыре категории  туристических мотивов, элементы которых  определяют выбор туриста.
      1. Природные и климатические мотивы.  Рельеф местности, растительность, температура воздуха и т.д. чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т.д. отражают психологические и биологические потребности населения урбанизированных городов, которое ищет в туризме отдых и смену окружающей обстановки.
      2. Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла и другие составляют культурное наследие страны.
      3. Экономические мотивы. Охватывают стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия и т.д.; играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.
      4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что не многие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив.1
      При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют  существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.
     Цели  путешествия позволяют классифицировать мотивационные исходы следующим образом.
    Отдых:
    Снять стресс, накопленный за определенный период времени;
    Сменить обстановку и природно-климатические условия;
    Побыть в окружении других людей;
    Познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;
    Сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;
    Побывать в новой для себя роли – получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода;
    Ощутить волнующие переживания (непременно с благополучным исходом), чтобы потом рассказывать об этом друзьям и знакомым;
    Получить удовольствие от необычных ощущений;
    Принять участие в азартных играх;
    Испытать романтическое приключение, легкий (в разумных пределах) флирт;
    Расслабиться вне дома;
    Потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.
    Познание:
    Увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др.;
    Познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.д.);
    Посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязненные объекты;
    Увидеть экзотический животный и растительный мир;
    Посетить исторические места и сооружения;
    Сделать уникальные фотографии, снять видеофильм.
    Развлечение:
    Посетить аттракционы, тематические и аквапарки;
    Посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;
    Посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;
    Посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.
       4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, а лечение – различную функциональную нагрузку и , в экстремальном случае, быть основной целью поездки. В зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:
    Оздоровительный – общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);
    Лечение в качестве сопутствующей программы, т.е. не как основная цель;
    Лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники и пр.).
       5. Паломничество.
    Празднование культовых обрядов;
    Самосовершенствование и утверждение духовного состояния;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.