На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая политика Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ 4
     1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
     1.1 Концептуальные подходы построения  налоговой политики 6 
     1.1.1 Понятие налога 6
     1.1.2 Функции и принципы налогов 7
     1.2 Сущность, цели и принципы налоговой политики 10
     2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13
     2.1 Анализ налоговой политики Республики Беларусь 13
    2.2 Направления совершенствования налоговой политики Республики                                                    Беларусь 23
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Республика  Беларусь вступила на путь рыночных преобразований. Среди методов непрямого воздействия  на экономику важнейшая роль принадлежит  налогам, которые позволяют государству  регулировать деятельность предприятий. Эффективное использование налогового механизма управления входит в число наиболее сложных задач. Его разработка требует всесторонних обоснований, включая теоретический аспект, определение основополагающей концепции проведения налоговой политики и, в конечном итоге, принятие практических решений по формированию результативной налоговой системы.
       Важным звеном в цепи неотложных  проблем является обоснование  налоговой политики. Ее стратегической  целью на макроуровне должен  стать вывод экономики из кризиса,  формирование конкурентоспособной рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство. Для этого необходимо обеспечение технического прогресса, рост инвестиций, ликвидация безработицы.
     Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей общественный прогресс.
     Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой политики и современного налогообложения в Республике Беларусь. Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.
     Предметом изучения выступает современная  система налогообложения в Республике Беларусь. При изучении данной темы необходимо рассмотреть и изучить следующие вопросы: понятие, сущность, цели налоговой политики, её основные формы. Важно также обратить внимание на принципы ее формирования. И, наконец, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию в Республике Беларусь, выделить основные проблемы, с которыми сталкивается государство при формировании налоговой политики, а также определить основные направления реформирования и совершенствования национальной налоговой системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА И ЕЁ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ 

     1.1 Концептуальные подходы построения налоговой политики 

     1.1.1 Понятие налога 

     Налоги в реальном налоговом механизме – безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с действующим налоговым законодательством части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Пошлинаэто соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя; сбор – платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет [7, c.74].
     Первым  элементом налога выступает налогово-правовая форма, то есть общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное  компетентным государственным органом. Именно налоговая норма регулирует возникновение и реализацию налоговых обязательств.
     Объект  обложения – это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог, иными словами, это - предмет, на который падает налог: доход, земля, имущество, капитал и тому подобное.
     Плательщик – лицо или хозяйство, выполняющие возложенные на него налоговые обязательства в силу обладания им объектом налогообложения.
     Налоговая ставка – размер налога с единицы обложения.
     При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы – уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Налоговая санкция – увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.
     Законом может устанавливаться и срок уплаты налога, в течении которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
     Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Получателем налога является бюджет или внебюджетный фонд
[6, с.74]. 
 

     1.1.2 Функции и принципы налогов 

     Налоги  как стоимостная категория имеют  свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую  сущность и назначение. Так, функция  налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств, показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов
[3, с.83].
     В этой связи можно отметить что, несмотря на все многообразие мнений, развитие налоговой системы исторически определило три основных функции: фискальную, контрольную и распределительную. Которые взаимосвязаны и взаимозависимы, так ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.
     Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
     Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что распределительная функция налогов носит не только чисто фискальный характер, но у неё появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм [7, с.74].
       Принципы (от латинского principium – основа, первоначало) – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
     Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и  неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.
     Так, можно условно выделить три такие  системы: экономические принципы налогообложения; юридические принципы налогообложения (принципы налогового права); организационные принципы налоговой системы.
     Кроме того, в рамках каждой из указанных  систем необходимо выделять как общие  принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения.
     Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
     Представляется, что в настоящее время реально  воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: принцип справедливости; принцип соразмерности; принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков; принцип экономичности (эффективности).
Под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, исходные направления, его основные начала, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права [6, с.74].
     Правовые  принципы организации системы налогообложения, используемые в международной практике, можно сформулировать следующим образом:
    юридическое равенство перед законом всех хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый нейтралитет.
    налоговые преференции подлежат обязательному утверждению в законе.
    гарантированность стабильности и последовательности налоговой политики.
    налоговая прозрачность (компания не может скрывать доходы акционеров и служить им налоговым убежищем).
    запрещение обратной силы налогового закона (действие налогов во времени).
    функционирование института ответственности основывается на презумпции виновности налогоплательщика при условии гибкого налогового воздействия на нарушителей налоговых законов.
    ориентация преимущественно на прогрессивные формы налогообложения.
    антидискреционность решений налоговых администраций.
    соразмерность распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с величиной расходов, ежегодно утверждаемой текущим финансовым законодательством.
    приоритет финансовых общественно необходимых целей.
     К организационным принципам налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие: принцип единства, принцип подвижности, принцип стабильности, принцип множественности налогов, принцип исчерпывающего перечня налогов [7, с.75].  
 

     1.2 Сущность, цели и принципы налоговой политики 

     Налоговая политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми  ресурсами государства и их использованию  для решения социально-экономических  проблем страны. Налоговая политика предусматривает привлечение государством денежных средств, их распределение и использование для воздействия на процесс воспроизводства [4, c.67].
       Цели налоговой политики не  являются чем-то застывшим и  неподвижным. Они формируются  под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели: экономические, фискальные, социальные, международные.
       Экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.
       Фискальные - обеспечение потребностей  всех уровней власти в финансовых  ресурсах, достаточных для проведения  экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций.
       Социальные - обеспечение государственной  политики регулирования доходов,  перераспределение национального  дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
       Международные - выполнение международных  финансовых обязательств государства,  укрепление экономических связей  с другими государствами [8, c.38].
       Формирование налоговой политики  должно строиться на соблюдении следующих принципов:
    стабильности налоговой системы;
    одинакового налогообложения производителей независимо
    от  отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;
    равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;
    одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве, и потребителей [10, c.207].
     Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции, и использует их для проведения активной налоговой политики.
       Налоговая политика, как и любая  другая политика государства,  имеет свое содержание, которое  характеризуется последовательными  действиями государства по выработке  научно-обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства [4, c.72]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     2.1 Анализ налоговой политики Республики Беларусь 

     В данном вопросе мы более подробно рассмотрим особенности налоговой  политики Республики Беларусь в условиях рыночных преобразований. Как во всех странах рыночной экономики, в Республике Беларусь осуществляется налоговая политика для обеспечения роста ВВП, высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
       Главным элементом финансовой  системы является государственный  бюджет, который отражает экономические отношения государства с юридическими лицами и населением при использовании средств для финансирования хозяйства, социального обеспечения, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
       Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. Бюджет 1991 г. был утвержден Верховным Советом БССР 21 декабря 1990 г. как закон Белорусской ССР, и с этого времени не включался в состав никакого другого бюджета. Республиканский бюджет Белорусской ССР составил по доходам 6,9 млрд. руб., по расходам - 8,5 млрд- руб., предельный размер дефицита- 1,6 млрд руб.
     В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения  с бюджетом СССР по поводу передачи в него части налога на прибыль  предприятий (22 %), налога с продажи (30 %), других неналоговых поступлений. Однако налог с оборота и подоходный налог были полностью зачислены в бюджет республики. Это явилось результатом сокращения передаваемых центру функций и принятия правительством мер по укреплению доходов государственного бюджета Белорусской ССР.
     Начиная с 1992 г., формирование доходов бюджета  Республики Беларусь осуществляется на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г. В условиях рыночных отношений  механизм налогообложения основывается на применении косвенных налогов, включающих налог на добавленную стоимость и акцизы.
       Формирование бюджета Республики  Беларусь законодательно закреплено  в  Конституции Республики  Беларусь, Законе "О бюджетной  системе Республики Беларусь  и государственных внебюджетных фондах". Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", Законе " О бюджетной классификации Республики Беларусь", налоговом законодательстве. На основе этих законов принимается закон '" О бюджете Республики Беларусь" на каждый год, который регулирует экономические отношения по формированию и использованию государственного бюджета, проведению фискальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики [1].
       В доходах бюджета находят  выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Они складываются при совершении платежей в виде налогов и сборов, направленных на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики требует использования налогов как основного метода формирования доходов государства.
     Как свидетельствуют данные, основную долю поступлений в бюджет составляют налоги на прибыль и доходы; налог  на добавленную стоимость; акцизы. В 1996 г. общий удельный вес этих налогов в бюджете составил 56,0 %; в 2003 г. равнялся 54,4 %. При этом происходило изменение соотношения налогов. С 1996 г. по 2003 г. уменьшился удельный вес налога на прибыль и доходы с 19,2 % до 14,2 % и вырос удельный вес налога на добавленную стоимость с 25,3 % до 30,1 %. Уменьшение доли налогообложения прибыли и доходов свидетельствует о стимулировании предприятий разных форм собственности в увеличении выпуска продукции и создании более благоприятных условий хозяйствования.
     В течение многих лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в Таблице 1[14]. 

Таблица 1 - Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику  республики в 1993-2003 гг.
  1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Темпы роста ВВП, % 92,4 87,4 89,6 102,8 111,4 108,4 103,4 106 104 104,7 105,6
Реальная  налоговая нагрузка на экономику (с  учетом фонда соцзащиты), %  
49,6
 
49,4
 
42,6
 
39,2
 
41,9
 
41,1
 
42,7
 
42,2
 
41,5
 
39,7
 
40,7
Недоимка  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП  
15,3
 
13,4
 
4,6
 
7,6
 
1,3
 
0,5
 
0,3
 
0,5
 
0,8
 
0,9
 
1,5
Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с  учетом фонда соцзащиты, %  
65,0
 
62,8
 
47,2
 
46,9
 
43,1
 
41,5
 
43,0
 
42,7
 
42,4
 
40,6
 
42,2
 
     В Республике Беларусь показатель номинальной  налоговой нагрузки в 1993 – 1994 гг. составлял 65,0% – 62,8%, в то время как уровень реальной налоговой нагрузки был значительно ниже – 49,6% – 49,4%. В дальнейшем по мере реформирования налоговой системы и стабилизации экономики в целом разрыв между номинальной и реальной налоговой нагрузкой, представляющий собой задолженность плательщиков перед бюджетом, сокращался.
     Еще более высокий уровень налоговой  нагрузки в нашей республике в определенной степени объясняется значительной для переходного периода социальной ориентированностью проводимой государственной политики, а также тем, что до настоящего времени у нас все еще сохраняются значительные объемы государственного субсидирования отдельных отраслей с целью осуществления структурной перестройки экономики, а также технической реконструкции и модернизации производства. Если учесть встречные потоки денежных средств из бюджета на развитие экономики, то фактический уровень налоговой нагрузки будет ниже. В частности, практически  дотационными отраслями в экономике республики являются жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, которые получают от государства дотаций больше, чем платят в бюджет [14, таблица 1].
     Как показывает Таблица 2[12], за 2004 год в структуре налоговой нагрузки произошли определенные изменения. В частности, до 9,2% в ВВП увеличилась доля прямых налогов, что обусловлено существенным ростом поступлений по данной группе платежей (темп роста – 121,4%). Усиление роли прямых налогов в 2004 году обусловлено существенным увеличением массы прибыли в целом по экономике республики и ростом реальных доходов населения. В частности, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2004 год возросла в 4,5 раза, реальные доходы населения – более чем в 1,1 раза.
       На фоне укрепления позиций  прямых налогов в структуре  налоговой нагрузки несколько  ослабла роль косвенных налогов,  доля которых в ВВП в 2004 году  составила 17,9% и относительно 2003 года сократилась на 0,6% пункта. Основной причиной такого структурного сдвига стало снижение ставок по НДС и оборотным налогам.
     Традиционно наиболее стабильной группой налогов  с позиций роли в формировании доходов бюджета являются смешанные  налоги, которые включают ресурсные платежи и отчисления от фонда оплаты труда. В частности, в 2004 году доля данной группы налогов в ВВП составила 2,4% и по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.
     В 2005 году была снижена ставка по НДС с 20% до 18%, а также совокупная ставка по оборотным налогам с 4,5% до 4,25%. Чтобы не допустить потерь бюджета от снижения фискального давления по косвенным налогам была отменена пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 15%, пересмотрены и отменены некоторые неэффективные концептуальные налоговые льготы, ужесточены подходы по предоставлению налоговых преференций в индивидуальном порядке.
     В результате за 2005 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2004 годом практически не изменилась
[12, таблица 2]. 

Таблица 2 - Структура налоговой нагрузки за 2004 - 2009 гг., % в ВВП
Наименование  показателя 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Смешанные налоги 2,4 2,4 4,1 2,9 4,3 2,7
Прямые  налоги 9,2 8,4 9,2 9,3 10,3 9,6
Косвенные налоги 17,9 18,5 17,8 16,5 17,7 17,6
      
 
     В 2007 году удельный вес платежей в ВВП составил 16,5% и по сравнению с 2006, снизился на 1,3 процентных пункта, что обусловлено отставанием темпов роста поступлений косвенных налогов (темп роста — 100,7%) по отношению к динамике ВВП.
     Вторыми по степени налогового давления на экономику являются прямые налоги. Их удельный вес в ВВП по сравнению с 2006 г. возрос на 0,1 процентных пункта и составил 9,3%. Около 80% прямых налогов занимают налоги на прибыль и доходы организаций и подоходный налог с физических лиц. По сравнению с 2006 г. совокупные поступления этих налогов возросли почти на 9%, а удельный вес в ВВП увеличился на 0,1 процентных пункта и составил 7,4%.
     Удельный вес в ВВП смешанных налогов сократился на 1,2 процентных пункта и сложился на уровне 2,9%, что в первую очередь связано с отменой в 2007 г. единого платежа от фонда заработной платы, который в 2006 г. обеспечивал 0,9% ВВП [12, таблица 2].
     В 2009 году сохранена тенденция формирования бюджета Республики Беларусь преимущественно за счет косвенных налогов. Так, указанной группой платежей обеспечено более 40% доходной части консолидированного бюджета, или 17,6% ВВП. При этом поступления косвенных налогов в сопоставимых ценах выросли на 7,1%.
     Поступления прямых налогов увеличились по сравнению  с 2008 годом на 2,1%, вместе с тем их доля в ВВП в 2009 году сократилась на 0,7 процентных пункта и составила 9,6%. Снижение удельного веса прямых налогов и сборов в структуре налоговой нагрузки на экономику обусловлено опережающей динамикой роста ВВП (темп роста – 108,4%).
     По  группе смешанных налогов в 2009 году прослеживалась отрицательная динамика поступлений (темп роста составил 67,9%), а их удельный вес в ВВП сократился на 1,6 процентных пункта и сложился на уровне 2,7%. Подобная динамика обусловлена отменой в 2009 году единого платежа от фонда заработной платы, который в 2008 году обеспечивал 0,9% ВВП [13, таблица 2].
     В январе-марте 2011 года величина налоговой  нагрузки на экономику составила 30% к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилась на 1процентный пункт, что отражено в Таблице 3 [13].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.