На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Описание работы учителя начальной школы по формированию исторических представлений современными средствами условно-графической наглядн

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение. 

     Образовательная область «Обществознание» в начальной  школе включает в себя исторический, обществоведческий и страноведческий материал.
     С 1935 по 1960-е года в последнем классе начальной школы изучался пропедевтический курс истории СССР, затем в 70-80 гг. историческая пропедевтика была включена в учебный план восьмилетней и средней школы, её преподавали учителя истории.
     В начале 90-х годов Минобразования рекомендовало перенести историческую пропедевтику в начальную школу.
     Таким образом, в четырехлетней начальной школе появился образовательный компонент Базисного учебного плана «Окружающий мир», интегрирующий знания о человеке, природе, обществе. Он состоит из двух областей -естествознания и обществознания.
     К преподаванию обществознания в начальной школе современное общество предъявляет особенные требования, так как младший школьный возраст- это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Ученики должны получать через историческое содержание наиболее оптимальное и эффективное образование, воспитание и развитие с учётом того, что в последнее время в школах ведется активная работа с использованием интерактивных, компьютеризированных методов обучения.
     Методика  преподавания истории ищет пути, которые  помогают школьникам при усвоении нового материала максимально использовать имеющиеся у них знания, отсюда проблемы актуализации знаний, реализации внутрикурсовых и межпредметных связей. Таким образом, возникает вопрос выбора более эффективных оптимальных методов обучения школьников.
     При изучении истории у младших школьников формируется система исторических представлений, умение использовать которые поможет младшим школьникам при изучении истории в средних классах общеобразовательной школы.
     Таким образом, выбранная нами тема: «Современные виды условно – графической наглядности и их роль в формирования исторических представлений младших школьников» оказалась не только интересной, но и актуальной.
     Проблематикой формирования исторических представлений  занимались такие методисты, как: Борзова Л.П., Вяземский Е.Е., Ежова С.А., Коровкин Ф.П., Стрелова О.Ю., Чернова Г.А., а также проблематика формирования исторических представлений через средства мультимедиа технологий является актуальной среди преподавателей младших классов, публикующие результаты своей деятельности  в журнале «Начальная школа» (Мальцева М.И.).
     Цель нашего исследования - показать, что систематическое использование современных видов условно-графической наглядности на уроках истории способствует формированию верных исторических представлений младших школьников.
     Задачи нашего исследования:
    1) Изучить психолого-педагогическую и методическую  литературу по теме нашей работы;
    2) Описать базовые понятия темы;
    3) Изучить опыт преподавателей начальной школы и методистов по формированию исторических представлений учащихся младших классов (Чернова Г.А., Борзова Л.П., Стрелова О.Ю., Мальцева М.И. и др.);
    4) Разработать и провести серию уроков с использованием современных средств условно – графической наглядности;
    5) Обобщить полученные результаты нашего исследования        и сделать соответствующий вывод.
     Областью нашего исследования является методика преподавания обществознания в начальной школе.
     Объект  исследования: методы и приемы преподавания обществознания в начальной школе.
     Предмет исследования: процесс формирования исторических представлений через современные средства условно-графической наглядности на уроках истории в начальной школе.
     Проблема  исследования: действительно ли современные средства условно-графической наглядности способствуют интенсивному формированию исторических представления младших школьников.
     Гипотеза: если на уроках истории в младшей школе систематически использовать современные средства условно-графической наглядности, то они помогут в формировании верных исторических представлений младших школьников.
     Чтобы исследовать данную тему, мы используем такие методы, как:
     -теоретические:  анализ литературы, сравнение, обобщение;
     -практические: наблюдение, опрос, тестирование,
       анкетирование.
     Данная  работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, понятийного аппарата, списка литературы, приложения.
     Данная  работа не претендует на глубокое изучение всех проблем, связанных с темой, а представляет собой попытку показать, что систематическое использование современных видов условно-графической наглядности на уроках истории формирует верные исторические представления младших школьников.
 

Глава I. Исторические представления и пути их формирования через
средства условно-графической наглядности. 

1.1.  Представления как составляющая
исторического знания. 

       Историческое  знание делится на три категории, такие как: понятия, представления, закономерности.
       Исторические  закономерности в младшей школе  не рассматриваются. Имея более сложную  структуру, нежели другие категории, исторические закономерности рассматриваются в средней школе.
       Понятия являются продуктом рационального  познания и отражают сущность вещей. Умение правильно формулировать  понятия является значимым, поскольку оно требуется школьнику при изучении любых областей науки, в том числе и школьных предметов.
       В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических и обществоведческих  знаний, оперируя такими категориями  как: факт, явление, событие, процесс.
       Факт - (от лат. Factum - сделанное, совершившееся) в истории рассматривается как неоспоримый, имевший место фрагмент действительности, конкретная ситуация.
       Факт  неповторим, его нельзя наблюдать, воспроизвести. Изучение фактов способствует раскрытию взаимосвязей в развитие общества. Факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических и общественных связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов - это инструмент познания истории.
       Событие - это значительные, единичные факты, происходившие в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, строго локализованные во времени и пространстве.
       Изучение  единичных, неповторимых фактов или  событий помогает понять и усвоить типичные явления.
       Явление - это общие понятия («война», «восстание») безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.
       Процесс - это последовательная смена состояний в развитии. (6)
       Все события в рамках процесса взаимосвязаны  между собой причинно-следственными связями. На основе изучаемых фактов в сознании учащихся формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических и обществоведческих понятий.
       Создание  образов, адекватных эпохе, особенно важно  у младших школьников. Здесь должна быть максимальная степень детализации при формировании исторических представлений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В противном случае исторические события и факты в сознании учащихся могут быть искажены.
       Представление - это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе ощущений и восприятий путем воспроизводства его  в памяти или воображении. (6)
       Для учителя, организующего процесс  формирования представлений младших  школьников в курсе обществознания, важно создать условия для дальнейшего формирования понятий на основе уже имеющихся представлений.
       Все объекты и явления, доступные  сознанию школьников, можно разделить на две группы.
       Первая - объекты и явления, доступные непосредственному восприятию. К этой группе относятся окружающие нас социальные явления, например события, происходящие в школе, семье, в кругу друзей, в городе и т.п.
       Вторая - объекты и явления, недоступные непосредственному восприятию. К этой группе относятся представления, которые школьники не могут наблюдать непосредственно в социальном окружении. К таковым в первую очередь относятся исторические представления.
       Исторические  представления создаются:
    -о  фактах прошлого, охватывающих все  стороны жизни общества; о материальной жизни, об исторических деятелях, о событиях, об историко-культурной жизни народа;
    -об  историческом времени (т.е. соотнесение  определённого исторического факта с определённым историческим временем);
    -об  историческом пространстве (соотнесение  определённых исторических событий с конкретным местом действия), для чего широко используются историко-географические карты.
       Процесс познания в истории начинается с  усвоения факта. Поэтому для формирования представления о каком-то историческом факте прошлого необходимы ассоциативные связи с имеющимися представлениями о современных предметах и явлениях.
       В младшей школе учителя должны уделять особое внимание формированию хронологических и пространственных представлений школьников.
       Хронологические представления позволяют школьнику  понять последовательность исторического процесса. Хронология - наука о счете времени, о способах летоисчисления, об определении точных дат исторических событий, их локализации в историческом процессе. Задача хронологии - установление временных отношений между изучаемыми фактами.
       Младшие школьники не имеют достаточного жизненного опыта для того, чтобы воспринимать многовековую историю человечества. Поэтому процесс формирования хронологических представлений является достаточно сложным и требует повышенного внимания учителя.
       Формирование  пространственных представлений является процессом не менее сложным. В  школьном обучении истории пространственная локализация исторических событий призвана: выявить географическую среду, в которой события происходили, и этим обеспечить условия для показа взаимодействия природы и общества, что особенно важно при интеграции двух областей курса «Окружающий мир»; соотнести исторические факты с определенными территориями, что позволяет устанавливать связь между отдельными событиями и раскрыть представление о целостности  и взаимодействии мира. (4)
       От  того, как будут сформированы исторические представления учащихся в младшей школе, будет зависеть их понимание исторического материала в годы последующего обучения, а так же они будут ему необходимы в повседневной жизни. 
 
 

 

1.2. Современные средства условно-графической наглядности. 

       В данном параграфе мы хотим подробно рассмотреть виды условно - графической наглядности.
       Наглядность - это показ различных предметов, материалов, пособий и опытов с подробным сопроводительным текстом.
       Наглядные методы обучения - это способы организации деятельности учащихся по приобретению ими знаний на основе наглядных пособий.
         Наглядный метод выполняет несколько  важных функций:
    наглядно-чувственная: получение информации с помощью анализаторов;
    эстетическая: учиться видеть красоту;
    эмоциональная: эмоционально откликаться на увиденное,
          сопереживать, чувствовать настроение;
    развивающая: развивать наблюдательность, внимание,
          мышление, речь;
    воспитывающая: воспитать вкус, чувство меры, гармонии, красоты.
       Изобразительные (рисунки, фотопортреты, фоторепродукции  картин, живописи, архитектуры и  другие фотоизображения окружающего  мира) и условно-графические (таблицы, схемы, блок-схемы, чертежи графики, диаграммы, карты и картосхемы и т.д.) средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения (аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из эффективных дидактических средств, как для печатных, так и для электронных учебников, которые, как было сказано выше, играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся.
          От наглядности, как и от  доступности, смысловой полноты  и других полезных свойств  теоретического материала зависит  скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.
         В настоящее время чаще классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления, при этом выделяются три группы (13):
       1. Изобразительная  наглядность:
    фоторепродукции картин;
    фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
    фотопортреты;
    фотоизображения окружающего мира (природы и общества);
    учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
    фоторисунки и аппликации;
    видеофрагменты (сюжетные видеоролики);
    видеофильмы (художественные и документальные).
       2. Условно-графическая  наглядность (логико-структурные  схемы или модели):
    таблицы;
    схемы;
    блок-схемы
    диаграммы;
    гистограммы;
    графики;
    макеты;
    карты;
    картосхемы;
    планшеты.
       3. Мультимедийная наглядность  (на основе как  изобразительных,  так и условно-графических  иллюстраций):
    все фотоизображения;
    анимация и 3D моделирование (без звука);
    анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);
    аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
    видеофрагменты, или видеоролики;
    аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);
    видеофильмы (художественные и документальные).
       Рассмотрим  основные виды условно- графической  наглядности.
       Историческая  карта – это создаваемое на точной географической основе уменьшенное условное изображение определенного пространства в то или иное историческое время, с указанием отдельных событий того времени.
       Карты могут быть:
      общие, то есть отражающие исторические события в стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени;
      обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени;
      тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса.
       Картосхемы  – это карты, позволяющие постепенно воспроизводить необходимую пространственную информацию по ходу рассказа или чтения. Реализация данного вида деятельности гораздо упрощает возможность использования картосхем через средства мультимедиа.
       Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, они просты в использовании и существенно облегчают восприятие текста.
       Таблицы могут быть разноформатными: они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц).
       Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Практически любая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается учащимися.
       Таблицы по их функциональному предназначению разделяют на три вида:
              1. Разъяснительные - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.
              2. Сравнительные - осуществляют сопоставление,  противопоставление и сравнение объектов. Сравниваться могут любые элементы, при сравнении выделяются общие, особенные, единичные и т.д. признаки.
              3. Обобщающие или тематические - подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов и т.п., самое существенное в них.
       Схема - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками), а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок.
         Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными. Они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц.
         По функциональному признаку  схемы делятся на следующие  типы:
    сущностные, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.;
    логические, устанавливающие логическую последовательность между частями;
    образные, улучшающие понимание трудных мест в тексте.
       Макет – это копия объекта, выполненная при сохранении пропорций, а также передающая основные признаки предмета. Современные технологии позволяют создать 3D изображение (как в двухмерном пространстве, то есть на экране, так и при помощи современных технологий, пока не имеющих широкого распространения), которое так же будет передавать пропорции и признаки изучаемого объекта.
     Динамическая  иллюстрация (анимация) - это программная реализация эффекта движения иллюстративного объекта. Анимация (от англ. аnimated - оживленный) - это технологически более высокая ступень, чем статическое графическое изображение. Это один из новых ныне применяемых способов демонстрации условно-графической наглядности.
                 Анимация позволяет представить в динамике:
    процесс "порционной" подачи текстовой информации (эффект "электронного лектора");
    процесс имитации движения отдельных элементов иллюстрации;
    имитацию движения рисунка;
    имитацию движений исторических сражений;
    физические и химические процессы;
    технологические процессы;
    техническое конструирование;
    природные явления и т.д.
       В анимационном фрагменте или видеоряде кадры взаимосвязаны, расположены в определенной последовательности, относительно самостоятельны и автономны. Кроме того, отдельные кадры лишены подписей, что позволяет комбинировать их, давать в разном сочетании, варьировать методику работы с одним и тем же изображением.
       Кроме того, существенно повышает дидактический  потенциал анимационных изображений их интерактивность - возможность управления различными элементами изображения.
       Такая условно – графическая наглядность  как блок – схемы, гистограммы, диаграммы, графики очень сложны для восприятия учащимися младших классов, поэтому не используются на уроках истории в начальной школе.
       Представления учителя о современных средствах  условно - графической наглядности помогут разнообразить урок, а также представить материал в виде, наиболее удачно воспринимаемом учащимися. 

 

1.3. Методические приемы реализации современных видов условно - графической наглядности. 

        Прежде чем  рассматривать методику работы с  условно-графической наглядностью мы хотим дать характеристику психологических особенностей младших школьников. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем их использовать, необходимо развить их и поднять на более высокий уровень готовности к обучению. С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
        В младшем  школьном возрасте закрепляются и развиваются  основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, необходимость которых связана с поступлением в школу. В младшем школьном возрасте ребенок обогащается опытом других людей именно благодаря устной речи. Задача учителя состоит в доразвитии устной речи ребёнка и научении его письменной речи, без которой ребёнок не сможет постигнуть опыта его предков, понять, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.(8)
       Освоение  речевых умений связано с пониманием значения слова, то есть перед ребёнком ставится задача раскрытия смысла, значения этого слова. Но выполнение этой задачи невозможно, если ребёнок не умеет мыслить, а ведь мышление является высшим познавательным процессом.
       Мышление  представляет собой движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
       Дети  младшего школьного возраста обладают довольно живым умом, позволяющим им мыслить, но в тоже время они не обладают умением пользоваться такими операциями мышления, как анализ, синтез и обобщение, которым учитель должен научит ребёнка. Он же в основном мыслить о том, что чувствует, видит, хотя мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания.
       Восприятие  также как и другие познавательные процессы является немаловажным для человека. Способность воспринимать мир в виде образов складывается и совершенствуется в течение жизни. В результате восприятия складывается образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению или процессу.
       Способность воспринимать объекты реального мира развивается у ребёнка с самого рождения. Начиная с простых, односложных образов ребёнок начинает воспринимать мир. Постепенно образы начинают усложняться, и к моменту поступления в школу способность к восприятию полностью сформирована, но не может существовать без других познавательных процессов.
       Составляя целостный образ воспринимаемого  объекта, человек очень часто  использует воображение, которое помогает заполнить какие- либо пробелы в образе.
       Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, даёт возможность размышлять о будущем при помощи образов. Воображение является основой наглядно-образного мышления, характерного для детей.
       «Без  памяти,- писал С.Л. Рубинштейн,- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». (7,184)
       Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний и их применения, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
       У младших школьников память является тем орудием, благодаря которому они запоминают всю информацию, которую они воспринимают, не обращая внимания на то, нужна она им или нет. Тогда как учитель должен помочь своим ученикам запоминать именно ту информацию, которая действительно им пригодится.
       Память  можно определить как способность  к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Так же память является очень важным инструментом для получения знаний, но эти знания будут сбивчивыми и разрозненными, если материалу не уделялось должное внимание, столь важное в усвоении знаний.
       Внимание - это один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
       Внимание  занимает особое положение в системе  психологических феноменов. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них не представляется возможным.
        Нередко условно - графическая наглядность применяется на уроках нерационально и не дозируемо, поэтому всегда необходимо учитывать психологические особенности учащихся и методические приемы использования условно - графической наглядности.
         Современные  виды условно - графической наглядности позволяют учитывать все психологические особенности младших школьников без потери информационной нагрузки наглядного материала. 
 

    Наглядные средства обучения должны быть:
    ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью;
    доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать;
    содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;
    интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, и иных коммуникативных ситуаций;
    иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия;
    дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие. (12)
       Часто используемые на уроках истории картографический материал также должен использоваться с учетом определенных требований, приведенных выше.
       Если  для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменить картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочный исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или карте учебника.
       Во  время использования исторической карты следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные учениками ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам. Используя карту, проецируемую через мультимедиа средства необходимо помнить о том, что тень от любых предметов, попадающих в свет проектора, могут скрывать небольшие, но значимые элементы карты.
       Немногий  исторический материал может быть качественно усвоен учащимися, если не использованы схематические рисунки. Наряду со схемами учебника привлекаются и подготовленные заранее. Учащимся со средним и низким уровнем восприятия  более доступен рисунок, элементы которого возникают по мере изложения материала учителем, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа, показывающий явление или событие в динамике, облегчающий понимание исторического материала.(2) Данный вид работы наиболее продуктивен при использовании анимированных элементов иллюстрации, так как это стимулирует познавательный интерес младших школьников.
       К современным средствам условно-графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, схематические рисунки. Они используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор раскрывает явления в его логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует информацию.
       Также всё чаще используются таблицы, как  средство,  значительно облегчающее восприятие учащимися учебного материала. Рекомендуется использовать таблицы, когда необходимо:
      повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;
      произвести сравнение двух и более объектов (к примеру, событий, фактов, явлений, персоналий, предметов, фрагментов текста и др.);
      осуществить группировку ряда объектов;
      произвести систематизацию тех или иных объектов.
       Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается.
       Главный признак и критерий создания таблиц - это использование их в тех местах текста, где требуется:
       - Повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;
       - Осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.);
       - Осуществить группировку ряда объектов; произвести систематизацию тех или иных объектов.
       Таким образом, в самой табличной форме  заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения  смысла в определенном месте текста; приема сравнения двух или более элементов, раскрытия отношений противопоставленности или аналогии.
       При использовании таблиц необходимо помнить, что материал должен быть дозированным и качественно систематизированным, хотя они всё же реже используются в младших классах начальной школы, так как учащимся их понять сложнее, нежели карты или аппликации.
         Анимация же представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов. В процессе обучения наиболее эффективными являются анимации, где излагаемая информация иллюстрируется условно-графическими изображениями (схемы, блок-схемы, диаграммы, траектории) и реальными изображениями (например, в виде образов, поверхностей, тел, в том числе и развивающихся в динамике). Анимация позволяет учащимся усваивать предложенный материал постепенно и последовательно, что очень важно, так как внимание у учащихся младших классов не может долго концентрироваться на отдельно взятом объекте.
         Уже исследователи 50-60-х гг. XX века (К.Д.Ушинский и др.) смогли доказать, что для формирования у учащихся полных и правильных пространственных и хронологических представлений недостаточно только демонстрации изображений, сопровождаемых словесным разъяснением. Необходимо также использовать приемы, способствующие закреплению и уточнению этих представлений. К таким приемам как раз  и относится условно-графическая наглядность, а именно рисование и графическое воспроизведение объекта.
       Рассмотрев  современные виды условно - графической наглядности, мы пришли к выводу, что на основе условно-графической наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом, о жизни общества в настоящем, активизируется интерес к истории Родины. При изложении событий современные виды условно-графической наглядности частично заменяют описательный и повествовательный материал, повышает его содержательность, что очень важно, так как у младших школьников преобладает наглядно - образное мышление, а образы лучше запоминаются, а так же условно-графическая наглядность сокращает при этом затрачиваемое на объяснение время, что также важно, так как устная речь плохо воспринимается учащимися. 
 
 

 

Глава II. Описание работы учителя начальной школы по формированию исторических представлений современными средствами условно-графической наглядности. 
 

2.1. Выявление уровня сформированости исторических представлений на констатирующем этапе эксперимента. 

     Экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе прогимназии №1749 Восточного Административного Округа в 3В (экспериментальном) и в 3Б (контрольном) классах.
       На констатирующем этапе нашего исследования мы поставили перед собой такие задачи как:
    1) Проанализировать и обобщить уровень сформированости исторических представлений младших школьников;
    2) Сравнить и сопоставить уровень сформированости исторических представлений после изложения исторического материала с использованием современных средств условно-графической наглядности;
    3) Проанализировать полученные результаты и дать им методическое обоснование.
       Экспериментальная часть нашего исследования состояла из нескольких этапов: констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов.
       На  констатирующем этапе нашего исследования мы проанализировали,  обобщили и сравнили уровни сформированости исторических представлений у учащихся в контрольном (3Б) и экспериментальном (3В) классах. Для этого мы использовали такие методы как наблюдение, беседа и анкетирование.
       Нами  были заданы учащимся вопросы, касающиеся истории России в 17 -19 веков, ответы на которые должны были показать уровень сформированости пространственных и хронологических представлений и исторических понятий.
       Вопросы были разделены на 3 блока.
       Ответы  на первый блок вопросов должны были показать уровень сформированости хронологических представлений.
        1. Какие события 17 – 19 веков вы можете назвать? (Северная война, война с Наполеоном, строительство Санкт – Петербурга);
        2.Назовите имена людей, правивших в этот период? (Петр 1, Екатерина 2, Александр 1);
        3. Что происходило с Россией в это время? ( Россия стала империей и расширяла свои границы);
        4. Назовите имена людей, живших в 18-19 веках, оказавшие влияние на политическую или культурную жизнь государства? (Кутузов, Ломоносов, Герасим Курин, Раевский, Багратион, Пугачев, Кулибин).
       Ответы  на второй блок вопросов  показывали уровень сформированости пространственных представлений.
        5. Какие территории вошли в состав Российской империи? (выход к балтийскому морю, часть Украины);
        6. Где расположена Россия?

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.