Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ассортимент пшеничной хлебопекарной и макаронной муки

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа 32 с., 2 рисунка, 11 таблица, 20 источников 

     Товарное  обращение, рынок, государственное  регулирование, принципы, методы государственного регулирования. 

     Рыночная  экономика не исключает, но предполагает государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики.  Товарное обращение - часть процесса воспроизводства, охватывающая движение продуктов труда и других объектов собственности от производителя до потребителя и представляющая собой развитую форму товарного обмена. Цель курсовой работы раскрыть понятие товарное обращение и рассмотреть государственное регулирование товарного обращения. 
 
 
 
 

 

     
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Современная социально-экономическая ситуация в России, которая находится на пути устойчивого развития рыночной экономики, требует адекватного научно-теоретического осмысления оптимальной траектории развития как всей экономической системы страны, так и ее составляющих: товарный рынков, регионов и предприятий.
     Товарное  обращение - часть процесса воспроизводства, охватывающая движение продуктов труда и других объектов собственности от производителя до потребителя и представляющая собой развитую форму товарного обмена.
     Во  многом товарное обращение всегда являлся  объектом государственного регулирования, сочетавшего в разных пропорциях административные и экономические инструменты регулирования на определенных этапах развития российской экономики, что давало возможность государству в лице его федеральных и региональных органов более или менее эффективно решать множество проблем, связанных с развитием товарного рынка.
     Цель  курсовой работы рассмотреть теоретические  основы государственного регулирования товарного обращения.
     Задачи курсовой работы:
     - рассмотреть сущность и функции товарного обращения
     - раскрыть сущность государственного  регулирования  товарного обращения.
     При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, статьи периодической печати.
       

 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ 

     1.1 Сущность товарного  обращения
     Теория  исследования сферы товарного обращения  методологически базируется на воспроизводственном подходе к изучению и экономической диагностике рыночных процессов, особенностей формирования пространственных стратегий развития рынков, функционирующих в системе товарного обращения.
     Товарное  обращение - часть процесса воспроизводства, охватывающая движение продуктов труда и других объектов собственности от производителя до потребителя и представляющая собой развитую форму товарного обмена. Обмен можно рассматривать с двух сторон:1
    Как процесс движения товаров и услуг, то есть процесс общественного обмена веществ.
    Как процесс формирования определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы (группы индивидуумов, организации) при этом обмене веществ (товаров, услуг).
     Второй  аспект рассмотрения категории «обмен»  характеризует его экономическое содержание. Обмен - экономические связи между производителями и потребителями по поводу движения результатов труда .
     Иерархия  понятий «обмен», «товарное обращение» может быть рассмотрена в виде логической последовательности:
      Факторы развития форм обмена;
      Формы товарного обмена;
     Содержание  товарного обращения (рис.1).
     Таким образом, сфера товарного обращения - это развитая форма товарного обмена, часть процесса воспроизводства, реализуемая через множество актов купли-продажи, и на основе взаимной возмездности, эквивалентности соглашений между участниками данного процесса.

Рисунок 1 - Содержание товарного обращения
     Результатом естественно-исторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство, является рынок. В экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельных подсистемы, и в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система – рыночная, возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.
     В экономической науке накоплен широкий  спектр определений категории «рынок», которые, дополняя друг друга, позволяют  рассматривать рынок как динамичную систему, развивающуюся в органичном единстве с воспроизводственным процессом (табл. 1).2 

Таблица 1 - Определения категории «рынок»
Точки зрения ученых
Ф. Котлер Ж.Тироль R. Waud Л.Абалкин, В.Медведев С, Апдашева, Н.Розанова В. Иохин, В. Немчинов Ю. Яковец
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных потребителей товаров Рынок - хорошо определенная система, включающая однородные товары (и / или их группы), которые являются вполне хорошими заменителями (или дополнителями) по крайней мере, для одного товара из группы, и взаимодействующая с остальной экономикой Рынок - это сфера, где покупатели и продавцы товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения Рынок - это система  экономических отношений между продавцами и покупателями товаров посредством которых осуществляется обращение продукта Рынок - сфера  товарного обмена Рынок - совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме
 
     Таким образом, рынок - это система, вступающих в определенные экономические отношения субъектов по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы этих субъектов и обеспечивающая условия для расширенного воспроизводства. Рассмотренные нами определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают его разные грани. Обобщающая характеристику рынка, по мнению автора, может быть представлена в виде схемы (рис. 2).

     Рисунок 2 – Обобщающая характеристика рынка
     Типология рынка по объектам производственных ресурсов предполагает выделение пяти групп рынков:
    Рынок средств производства;
    Рынок трудовых ресурсов;
    Рынок капиталов и финансов;
    Рынок потребительских товаров и услуг;
    Рынок информации (информационных материалов и услуг).
     Сторонники  системно-структурного подхода полагают, что система рынков - сложные взаимопереплетения товарных, финансовых и информационных потоков на основе различных модификаций моделей материальных, финансовых балансов в рамках взаимодействия субъектов рынков (предприятий сферы производства, торговли, финансово-кредитной сферы, домашних хозяйств, органов управления и др.).
     Для структурно-динамического подхода  характерно определение системы рынков как сложного взаимодействия различных типов рынков (товаров потребительского и производственного назначения, недвижимости, финансового рынка, рынка труда) в процессе кругооборота ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), осуществляемого посредством внутри- и межрегиональных торговых связей субъектов рынков.
     Потребительский рынок товаров и услуг - сложная пространственно - экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними. Основными компонентами механизма функционирования потребительского рынка товаров и услуг являются спрос, предложение, цена, конкуренция, которые рассматриваются в рамках внутреннего и внешнего пространства экономической системы.
     Потребительский рынок представлен тремя типами рынков: продовольственных товаров, непродовольственных товаров, потребительских услуг. Функционирование потребительского рынка предполагает: взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи; распределение потребительских товаров (услуг); определение равновесных цен и ценовых пропорций между различными товарами; обеспечение участия региона в межрегиональных торгово-экономических связях; информирование и сигнализация производителей, потребителей, органов управления регионом.
     Система товарного обращения начинается с момента реализации товара производственным предприятием и включает различные виды деятельности: торговую (распределительную), производственную, информационную, научную, финансовую и др. Их всех объединяет в одну систему товарное обращение.
     Товарное  обращение охватывает операции по обслуживанию натурально- вещественного и стоимостного обмена товаров, рассматриваемые как функции товарного обращения.
     В современной экономической науке  используются термины: «товарное обращение», «рынок», «система рынков».
     1.2 Функции товарного  обращения
     Вопрос  о функциях товарного обращения  имеет принципиальное теоретическое и практическое значение для понимания сущности, внутреннего механизма и эффективности товарного обращения. Функции товарного обращения вытекают из его сущности, характеризуя основное значение и определяя его роль в развитии рыночной экономики.
     В отечественной экономической литературе 1960-1970 годов дискутировался вопрос, какая из основных функций торговли является ведущей: 1.доведение общественного продукта от производителей до потребителей или 2. обеспечение непрерывной смены форм стоимости товара.3
     Однако  эти основные экономические функции  торговли и всей системы товарного обращения представляют собой две стороны одного и того же процесса - обслуживания обмена товаров в двух его формах: натуральной и стоимостной. Поэтому указанные функции осуществляются, как правило, одновременно (исключая спекулятивные и фьючерсные варианты купли-продажи товаров).
     Процесс обращения является достаточно сложным  или продолжительным по тем или иным группам товаров. В системе товарного обращения наряду с торговыми сосредоточены многочисленные операции неторгового характера, включающие транспортировку, хранение, материальную доработку товаров и др. Объективная необходимость выполнения этих операций в системе товарного обращения обусловлена временным и пространственным обособлением производства и потребления, необходимостью сохранения потребительских свойств товаров в процессе их доведения до потребителя.
     В связи с этим в составе основной экономической стороны товарного  обращения могут быть выделены такие торгово-технологические и организационно-экономические функции, как: транспортировка, хранение и материальная доработка, закупка, реклама и реализация товаров. Они рассматриваются в соответствующих торгово-технологических дисциплинах.
     Определяя роль торговли в общественном воспроизводстве, С. Л. Комлев сформулировал три организационно-экономические функции, связанные, в основном, с обслуживанием процесса смены форм стоимости: контактную, учетно-информационную и кредитно-финансовую.
     Сущность  контактной функции заключается в организации рыночных связей между производителями и потребителями товаров. Специализация торговли на выполнении контактной функции дает значительную экономию издержек обращения за счет резкого снижения числа самих контактов. Действительно, если в экономике имеется "т" производителей товаров, которые нуждаются в установлении рыночных связей с "п" потребителями, то общее число этих связей без торговых посредников составляет m x n. При опосредовании этих связей торговыми агентами их количество уменьшается до m + n.
     Основными обобщающими показателями, характеризующими роль товарного обращения при выполнении им конкретной функции, являются:  
- объем торговых сделок, заключенных при посредстве торговых предприятий;  
- доля работников торговли или системы товарного обращения в общей численности занятых в народном хозяйстве.

     Контактная  функция товарного обращения  порождает учетно-информационную функцию, суть которой заключается в сборе, обработке, накоплении и передаче коммерческой информации другим участникам обмена. Посредническая деятельность торговых предприятий в обмене коммерческой информацией обусловлена особым их положением на пересечении информационных потоков из производства в потребление и наоборот, а также их оперативными возможностями улавливать коммерческую информацию в момент ее рождения при заключении торговых сделок.
     Специалисты отмечают заметную активизацию выполнения торговлей информационной функции, которая произошла в развитых странах в 80-е годы. Если раньше эта функция выполнялась после поступления товара на рынок, то в последние годы эта деятельность охватывает и период проектирования товара, его включение в производственную программу предприятия-изготовителя.
     Следовательно, из рядовой операции, обслуживающей  обращение товаров, учетно-информационная функция товарного обращения превратилась в важную народохозяйственную.
     Сущность  кредитно-финансовой функции заключается  в предоставлении кредитов при расчетах за товарные операции производственными  и оптово-посредническими фирмами  с розничным предприятием, а последними - со своим покупателем.
     Масштабы  кредитования в отраслях товарного  обращения таковы, что позволяют говорить о превращении товарного хозяйства развитых стран в товарно-кредитное. В кредит заключаются практически все сделки оптовой торговли, а также розничные продажи товаров длительного пользования. А с введением кредитных карточек он опосредует возрастающую долю оборота товаров повседневного спроса. Например, доля платежей в кредит составляет около 20% семейного бюджета в США.
     Функционирование товарного обращения сопровождается получением определенного результата, по которому можно судить о его роли и эффективности в рыночной экономике. Характер и формы проявления роли товарного обращения непосредственно связаны с его функциями и заключаются в следующем:4
     1) товарное обращение, особенно  его замыкающие составляющие  отрасли - розничная торговля и массовое питание, завершают распределение товаров и услуг в соответствии с запросами потребителей, тем самым обеспечивая удовлетворение конкретных потребностей людей;
     2) являясь связующим звеном между  производством и потреблением, товарное обращение обеспечивает непрерывность воспроизводства общественного продукта, подавляющая часть которого носит товарный характер;
     3) нормальное функционирование товарного обращения является необходимым условием устойчивости денежного обращения;
     4) эффективное функционирование отраслей  товарного обращения выступает одной из предпосылок увеличения свободного времени работников, их физического и духовного развития.
     Обобщая вопрос о функциях и роли товарного  обращения в рыночной экономике, можно сделать следующие выводы.
     Предприятия и отрасли товарного обращения  наряду с выполнением торговых функций выполняют разнообразные функции неторгового характера. Поэтому в системе товарного обращения, наряду с торгово-посредническими, сосредоточены разнообразные предприятия неторговой деятельности, обслуживающие процесс обращения товаров.
     Характерной особенностью организации функций  в современной системе товарного обращения является полное переплетение функций торговли и производства - торговые предприятия занимаются производственной деятельностью, а производственные - торгово-посредническими операциями. В этих условиях возникает вопрос о том, кто должен заниматься теми или иными операциями. Видимо, тот, у кого они получаются дешевле. Поэтому нельзя абсолютизировать организацию тех или иных функций в системе товарного обращения.
     Проблему  организации функций товарного  обращения необходимо рассматривать не на отраслевом, а на макроэкономическом уровне с учетом всей системы хозяйственных связей, которые складываются в обращении товаров.
 

       2  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ 

      2.1 Принципы и содержание организации государственного     регулирования торговли
     Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем – это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений.5 Более сложный вопрос – это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношений. Вторая называется кейнсианской по имени ее создателя – американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны о развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.
     В Российской Федерации государство  достаточно основательно регулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это проявляется в регламентации законом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости государственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др. Государство регулирует договорно-обязательственные отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не только на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изменения договоров, устанавливается ответственность за невыполнение договорных обязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.
     Крупный блок отношений, регулируемых государством, представлен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Действующее законодательство определяет правовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и отторжения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к потребителю регламентируется договорами купли-продажи и мены, а также сопутствующими им договорами перевозки грузов, хранения на товарном складе, страхования имущества и др.
     Важной  сферой государственного регулирования  является также система налогообложения предпринимательских структур. Налоговым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.
     Все это говорит о том, что главной  постоянной функцией государства становится экономическое регулирование. Стратегической целью такого регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основными задачами системы государственного регулирования торговли стали: 6
     - формирование достаточной конкурентной среды;
     - защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли, обоснования отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования;
     - эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;
     - развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.
     Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные группы торговых организаций, являющихся объектами государственного регулирования:
    торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтйнгента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;
    торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.
     Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.
     Механизм  государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов:7
    Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
    Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
    Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
    Признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций.
    Четкое разграничение макро- и микро уровней в системе государственного регулирования.
    Четкое разделение функций между тремя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме государственного регулирования торговли в целом.
     Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.
     В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.
     Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой – формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики.
     В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.
     Непосредственным  организатором, координатором и  исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников нормированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.