На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Концепт «зима» в творчестве А.С.Пушкина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
       Данное  исследование посвящено репрезентации  концепта «зима» в индивдуально-авторской языковой картине мира Пушкина. Оно выполнено в русле активно развивающегося в последние годы направления когнитивной лингвистики, опирающейся на изучение языка в тесном взаимодействии с миропониманием человека, его духовной и практической деятельностью.  Язык обуславливает общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мировосприятие и т.п., которые В. фон Гумбольдт называл «другой реальностью». Центральными понятиями, в которых  ярко отражается специфика взаимоотношения языка и окружающей действительности, являются языковая картина мира и концепт,  ставшие объектом интенсивных лингвистических исследований (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая,  Анна А. Зализняк, Ю.Н. Караулов, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Е.В. Урысон, А.Д. Шмелев и мн. др.).  Актуальность работы заключается в том, что исследование выполнено в рамках современной антропоцентрической лингвистической парадигмы, позволяющей подойти к слову не только как к факту языка, но и как к феномену национальной культуры, культурному коду нации.   Цель работы – исследование, анализ и всестороннее описание данного фрагмента русской языковой картины мира в рамках обозначенных концептов, а именно: выявление национально-культурных содержательных компонентов концепта «зима» в русской языковой картины мира в общем, и в индивидуаьно-авторской картине мира Пушкина. Поставленная цель предполагает решить следующие задачи:
      Изучить историческое учение о концепте
      Дать определение понятию концепт
      Рассмотреть методы изучения концептов
      Исследовать истоки формирования концепта «зима»
      Изучить концепт «зима» и его лексическую репрезентацию в стихах А.С. Пушкина
      Источниками и экспериментальной  базой исследования послужили различные словари русского языка (толковые, идеографические, лингвострановедческие, поэтические и т.п.), письменные публицистические и художественные (преимущественно поэтические) тексты А.С. Пушкина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Концепт как основная единица описания языка
1.1 Историческая перспектива: концептуализм Пьера Абеляра 
      Исторически учение о концепте всходит к Пьеру  Абеляру (1079-1142), рассматривавшему концепт  как форму «схватывания» смысла; как «собрание понятий, замкнутых  в воспринимающую речь душе»; «связывание  высказываний в одну точку зрения на тот или иной предмет при  определяющей роли ума, преобразующего высказывания в льнущую к Богу мысль» [ 10;141]. В качестве основного признака концепта Абеляр выделял его конституированность индивидуальным сознанием, что легло в основание трактовки концепта как предельно субъективной формы схватывания смысла.
      Средневековому  сознанию эпохи Абеляра был чужд характерный для современного научного знания аспект эпистемологической неуверенности - сомнении в достоверности любой  картины мира, претендующей на абсолютную истину, поэтому акт создания концепта воспринимался как «причащение» человека к божественной мысли, осмысляемой  как истина, на что указывалось  исследователями наследия Абеляра: «Создавая свой концепт, свою точку  зрения, средневековый человек становился автором своего, если угодно, Слова, или Книги, выраженного в комментарии».
      Сотворенный по Слову мир словом же постигает  себя. Слово Бога при воплощении образует субъект речи. Такой субъект  в силу акта творения обладает всеми  возможными формами бытия. Все значения, все смыслы такого субъекта, заложенные в нем, интенциональны друг другу. Такой  универсальной интенцией внутри субъекта является звук. Звук - уже не Божественное слово и еще не человеческая речь, он в себе как бы "схватывает", или конципирует все возможные  произнесения, каждое из которых воплощается  в речи, которая осуществляется в  пространстве души с ее энергией и  интонацией, направлена на взаимопонимание  субъектов - говорящего и слушающего, синтезирует в себе такие способности души как память, воображение и суждение. Такую речь Абеляр и назвал концептом. ("Диалектика", "Логика для начинающих", "Теология").
       Концепт- продукт возвышенного духа, ума, который способен творчески воспроизводить, или собирать (конципировать), cмыслы как универсалии, представляющие собой связь вещей и речей. Концепт включает в себя рассудок как свою часть. Концепт как высказывающая речь, таким образом, не тождествен понятию.
       Концепт формируется речью. Речь осуществляется в пространстве души.
      Концепт предельно субъектен. Изменяя душу человека, обдумывающего вещь, он при своем оформлении в концепцию предполагает другого субъекта (слушателя, читателя), актуализируя смыслы в ответах на его вопросы, что рождает диспут. Обращенность к слушателю всегда предполагала одновременную обращенность к трансцендентному источнику речи — Богу. Память и воображение — неотторжимые свойства концепта, направленного на понимание здесь и теперь, с одной стороны, а с другой — он есть синтез трех способностей души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, как акт суждения — в настоящее.
    Средневековая мысль не изобретала концепт, а творила его. Но важнее было понять основания, если они есть, бессмертия субъекта. «Я ошибаюсь, следовательно, существую» — эта формула Августина обнаруживала возможность существования, причастного Божественной истине, независимой от человека, первичной по отношению к нему, но востребующей его, иначе никакая Божественная Истина, нуждающаяся в опознании себя истиной, не нужна [ 11; 213]. 
 

          1.2 Концепт как категория современной когнитивной науки
      Классическим  и лингвистически универсальным  является следующее определение  концепта, предложенное С.А. Аскольдовым  и процитированное Д.С. Лихачевым: концепт – «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество  предметов одного и того же рода»[1;269] .
      Одной из самых важных мыслей в работе Д.С. Лихачева «Концептосфера русского языка» является мысль о том, что  концепт существует для каждого  отдельного словарного значения слова. То, какое из значений актуализируется  в концепте, зависит, прежде всего, от контекста. Концепт по Лихачеву есть результат столкновения словарного значения с опытом человека, и концепт  тем шире и тем богаче, чем богаче и шире опыт.
           С.А. Аскольдов разделяет концепты на художественные (в области искусства) и познавательные (в области науки). Художественный концепт исследователь определяет следующим образом: «Слово, - говорит он, - не вызывая никаких «художественных образов» создает художественное впечатление, имеющее своим результатом какие-то духовные обогащения» - т.е., слово создает концепт [1;268]. Концепт – акт, который намечает последующую обработку (анализ и синтез) конкретностей определенного рода; зародыш мысленной операции (ср. у Делеза и Гваттари – концепт есть мыслительный акт).
      Важнейшей для нас функцией концепта является функция замещения. По аналогии следует  упомянуть идею М.М. Бахтина о  возможности раскрытии одного смысла только в процессе диалога с другим, изоморфным ему, а также выводы Ж. Делеза и Ф. Гваттари, изложенные в  книге «Что такое философия?» (о  чем пойдет речь в следующем параграфе). Каждый концепт определяется его  составляющими, которые могут быть как гомогенными, так и гетерогенными. Достаточно однородным по своему составу является гносеологический концепт, а концепт художественный строится по ассоциации и этим определяется неоднородность его компонентов (здесь мы пользуемся терминологией С.А.Аскольдова).
      Концепт существует в определенной «идеосфере», обусловленной кругом ассоциаций каждого  отдельного человека, и возникает  как намек на возможные значения, как отклик на предшествующий языковой опыт человека в целом – поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический.
      Концепт расширяет значение слова, оставляя возможности для домысливания, дофантазирования, создания эмоциональной ауры слова.
      Некоторые исследователи наиболее важным считают  тот факт, что концепт несет  на себе отпечаток культуры. Так, например, С.Г. Воркачев дает следующее определение  этому явлению: «Концепт – это  культурно отмеченный вербализованный  смысл, представленный в плане выражения  целым рядом своих реализаций…»[ 2; 47-48].
      Эта мысль близка и Ю.С. Степанову: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир  человека и, с другой стороны, то, посредством  чего человек – рядовой, обычный  человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а  некоторых случаях влияет на нее»[ 17;40].
         В философии за основу принимается онтологическая сторона концепта: «концепт – содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. Концепт актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую»[17;45]. Концепт понимается как онтологизированный комплекс субъективных представлений о действительности – смыслов, актуализирующийся в языке в контакте с существующими в культурном контексте комплексами представлений о способах воплощения и рецепции этих смыслов. Актуализация посредством языка предполагает целенаправленную реализацию концептов в текстах, в том числе художественных.
        Каждый концепт всегда отсылает к другим: «Каждый концепт отсылает к некоторой проблеме, к проблемам, без которых он не имел бы смысла…»[4;26]. Авторы выделяют следующие признаки концепта:
 -   абсолютность;
-   относительность; 
-   непоследовательность;
-   недискурсивность;
-   бесконечность;
-   событийность.
     Абсолютность и относительность концепта есть антиномия, центрированная на факторе его отнесенности: концепт отнесен к другим концептам, к своему содержанию – в этом его относительность; концепт в модусе «авто-» как конденсация языкового содержания абсолютен. Относительность и абсолютность соотносительны, как педагогика и онтология, сотворение и самополагаение, идеальность и реальность.
     Концепт недискурсивен в смысле дuскурса. Дuскурс – термин, обозначающий тип западноевропейской интеллектуальной стратегии рационально-классического ряда, дискурсuвный - рассудочный, понятийный, логический – опосредованный, формализованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного), в отличие от понятия «диск?рс» – термина, обозначающего определенный лингвистический феномен.
     Главное в концепте – это многомерность и дискретная целостность смысла, существующая, тем не менее, в непрерывном культурно-историческом пространстве и поэтому предрасполагающая к культурной трансляции из одной предметной области в другую, что позволяет называть концепт основным способом культурной трансляции. Концепт, таким образом, является средством преодоления дискретного характера представлений о действительности и онтологизированным комплексом этих представлений.
      Именно он и является средством, делающим возможным «сгущение» поля культуры.
      Концепт играет роль посредника между культурой и человеком, реализуясь в языке, являющимся средой, в которой происходит понятийная репрезентация общекультурных концептов, таких, например, как «бытие», «реальность», «сознание», «знание», «разум», «вера», «опыт», «вещь», «действительность», «деятельность» и т.п. При рассмотрении языка как среды репрезентации смыслов, уместно будет скорректировать утверждение Ю.С.Степанова «концепт – смысл слова» утверждением: концепт – смысл, воплощённый в слове субъектом этого слова на основе существующих в культуре комплексов представлений о способах воплощения этого смысла.
      Е.С. Кубрякова в своем «Кратком словаре когнитивных терминов» утверждает, что концепт содержит в себе не только представления концептоносителя об объективном положении вещей в мире, но и «сведения о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах»[14;36]. Концепт позволяет хранить знания о мире, это как бы «спрессованные» представления субъекта о действительности. 

                           1.3 Методы изучения концептов
      Метод определения буквального смысла или внутренней формы. Данный метод состоит в том, что по пережиткам, которые сохранились в жизни общества "умозаключать о том, чем они были и как действовали в те времена, когда были полностью нужными.    Исторический метод.         При исследовании концептов нужно обращаться к истории. Концепты надо изучать на основе данных, существовавших ранее и передававшихся из поколения в поколение. И здесь следует привести мнение одного из ученых: "Обращение к историческому прошлому слова может помочь в уяснении его смысла" [5,22].       Социальный метод.         Третий метод примняется к третьему слою концепта - активному слою. То есть, следует определить концепты с социальной стороны. Определение концептов складывается из исторически разных слоев, различных по времени образования, по происхождению, по семантике, а поэтому способ их суммирования в определении по самому существу дела является генетическим" [5,36].                                                    
         Экспериментальный метод.           Экспериментальные методы - это методы познания концептов, при помощи которых это явление исследуется в условиях речевой практики. То есть, данные методы позволяют установить частотность употребления того или иного концепта в речи носителя языка [5,21].
      Таким образом, при исследовании какого-либо концепта следует обращаться к истории, этимологии и ассоциациям. Все эти  данные можно найти в различных  словарях, а также выявить экспериментально. 

1.4 Истоки формирования  концепта «зима»  

      Онтологическая  значимость зимнего времени года, обусловленная его естественной связью с цикличным восприятием  времени и мифологически детерминированной связью с категориями экзистенциального порядка (зима – смерть и др.); а также исключительная роль зимнего времени года на территории России (обусловившая особенности ее истории, культуры, быта и т.д.) позволяют отнести концепт «зима» к ключевым концептам культуры, определяющим характер национальной концептосферы и сквозные мотивы русской языковой картины мира.
      Зима  – это особое время года в России, которая по объективным причинам является северной страной (так, почти 60% территории страны покрывает вечная мерзлота; именно в России находится мировой полюс холода (поселок Оймякон в республике Саха (Якутия), где была зафиксирована самая низкая температура  воздуха на земле -77,8°); около 77% территории страны (13,1 млн. км2) занимает Сибирский регион, отличающийся суровым климатом. Исключительная продолжительность зимнего времени года и чрезвычайно низкая температура воздуха, характерные для значительной части территории страны, определили тип хозяйствования, бытовую культуру, экономику и мировоззрение этноса.  Концепт «зима» в значительной мере определил образность русского искусства. Зимнее время года особенно воспето в поэзии, которая сформировала в сознании носителей русского языка яркий образ русской зимы. Показательно, что в «Русском ассоциативном словаре» под ред. Ю.Н. Караулова (РАС) на стимул зима зафиксированы реакции Пушкин, крестьянин торжествуя; на стимул мороз Некрасов, Красный нос, день чудесный; на все другие стимулы, связанные с зимой, зафиксировано большое количество прецедентных поэтических строк. Зима определила и культурно-стереотипные представления о России. Так, в РАС на стимул зима зафиксирована реакция русская, при ее отсутствии в ассоциативно-вербальных полях лето, весна, осень. Ср. также устойчивость словосочетаний русская зима, русский мороз и отсутствие устойчивости таких словосочетаний, как русская весна, русский дождь и т.д. Показательно, что зима как типично русское время года доминирует не только в автостереотипных представлениях (ср.: Не итальянцы мы, не греки,/Которым наших зим не снесть…/Но знают ли они отраду трескучих зимушек лихих? (А.Х. Востоков), но и в гетеростереотипных. Так, по данным различных экспериментов [8,12], наиболее частотными реакциями американских, французских, немецких студентов на стимул Россия являются Сибирь, зима, холод, мороз, снег.
      Номинативное  поле концепта «зима» чрезвычайно широко разработано в русском языке. Так, в «Словообразовательном словаре русского языка» зафиксировано 90 дериватов лексемы снег, 118 и 173 деривата лексем мороз и холод, соответственно, представлены обширные ассоциативно-вербальные поля к лексемам снег (150), холод (65), мороз (62) и зима (49); в «Лексическом минимуме современного русского языка» под ред. В.В. Морковкина лексемы зима, зимой, зимою, холод, холодный, декабрь, январь, февраль включены в список 500 «самых важных русских слов», а в список 1000 важнейших слов входят лексемы мороз, Рождество, Новый год; в «Словаре эпитетов современного русского литературного языка» К.С. Горбачевича зафиксировано 82 эпитета к лексеме зима, в «Словаре поэтических образов» В.Н. Павлович отмечено около 350 единиц, образно характеризующих зимнее время и т.д. На объем и выразительность лексических средств, формирующих номинативное поле концепта «зима», значительно повлияла русская художественная литература, которая создала чрезвычайно яркий и разносторонний образ русской зимы, а также огромное разнообразие авторских средств его интерпретации. Роль художественной литературы в формировании языковых средств, актуальных в качестве предмета обучения, принципиально возрастает в рамках лингвокультурологического подхода, поскольку именно литература, по мнению русских и зарубежных поэтов и мыслителей, оказывает решающее влияние на культуру народа, ср.: литература выступает «самым развитым органом самопонимания и самосознания народа» (И.Р. Бехер); важнейшая роль литературного наследия проясняется в процессе преобразования черт русской национальной культуры, вследствие «синтетического характера» которой оказываются «неразлучимы… живопись, музыка, проза, поэзия» (А. Блок).
      Истоки  формирования концепта «зима», связаны  с онтологическим характером категории  времени, являющейся культурной и языковой универсалией, одним из существенных фрагментов концептосферы любого этноса и образующей наряду с пространством  некую сетку координат, так называемый, пространственно-временной континуум. Как известно, при всем многообразии подходов к пониманию феномена времени, появлявшихся в разные периоды мировой  истории, основной оппозицией в его  трактовке является противопоставление цикличного и линейного времени. Одним из ярких примеров цикличности времени выступает годовой календарный цикл и времена года как формирующие его компоненты.
      Анализ  литературы по культурологии, культурной антропологии, этнолингвистике, истории  языка и др. позволил выделить основные факторы,
определяющие  важнейшую роль годового цикла в  национальной языковой картине мира: связь с цикличным характером жизни человека и природы включенность времен года в ряд базовых для любой культуры бинарных оппозиций, а также в оппозицию четырех явлений [3,12] 1965; включенность времен года в мифологический «алфавит» языковой личности (ср: мифологизацию смены дня и ночи, зимы и лета); связь наименований времен года с ранними этапами становления языков (лексемы зима и весна существовали уже в древних языках [6,18], активность метафорического переосмысления времен года; актуальность образов времен года в произведениях искусства (в живописи, музыке, поэзии и т.д.), где каждое время года связывается с определенным эстетическим переживанием, с тем или иным комплексом изобразительных средств.
      С целью определения основных характеристик  концепта «зима» в языковом сознании носителей русского языка были проанализированы данные лексикографических источников, что позволило выявить основные характеристики концепта, имеющие различную степень значимости для носителей языка. Так, базовые характеристики концепта зафиксированы в толковых словарях (в толковании имени концепта); ряд концептуальных признаков нашел отражение в словарях сочетаемости, словарях эпитетов, ассоциативных словарях и идиоматическом корпусе. Ряд очень важных и ярких характеристик концепта выявлен исключительно или преимущественно на основании художественных текстов, прежде всего, поэтических (например, зима - величественное, царственное время года; зима - время творческой активности; зима – время года, ассоциирующееся в сознании русских людей с войной; зима время новогодних и рождественских праздников, напоминающих о счастливом времени детства).
      Лингвокультурологическая  значимость этих характеристик подтверждается убедительной позицией русских и  зарубежных поэтов, считавших поэзию «высшим выражением языка» (И. Бродский);«стих есть высшая форма речи» (Н.Гумилев); «поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке» (С.Т. Кольридж).
      В результате были определены следующие  содержательные характеристики концепта «зима»:
зима  – очень холодное время года: «самое холодное время года»
холодная, суровая, морозная [3,11] ,лютая, суровая, студеная, холодная [3,22]; холод, суровая, морозная, студеная [3,18];солнце на лето, зима на мороз; зимой шубы не занимают; зимой тулуп всякому люб; февраль – месяц лютый, спросит: как обутый? (идиоматический корпус). Ср. также: И мне бы нужно в панцире встречать/Приход зимы, ее смертельный холод (Н. Заболоцкий); Господи,и умирая,/Через полвека едва ль/Этого мертвого края,/Этого мерзлого рая,/Я позабуду печаль (Г. Адамович); Еще были зимы одна лютей другой…(Е. Евтушенко);
зима  – самое долгое время года: долгая, бесконечная зима [3,35];долгая (реакции короткая в словаре не зафиксировано); бесконечная, глубокая,
длинная, затяжная). Ср. также: Там зима, почитай, круглый год держится… (Н.А. Некрасов); Какая долгая протяжная зима,/Какие длинные распущенные пряди… (С. Соловьев);
зима  – снежное время года: снежная [3,84]; белоснежная, заносная, метельная, многоснежная, пухлая, пышная, седая, снежная, среброснежная [3,90]; снег, снежная, лыжня, санки, снежная баб [9,13]; всю зиму пролежал, весной в речку убежал (снег); первый снег – не зима, первая зазноба – не невеста; зимой съел бы грибок, да снег глубок; снег глубок – хлеб хорош (идиоматический корпус). Ср. также: Хотя всегдашними снегами/Покрыта северна страна (М.В.Ломоносов); …Пустыни снежные, льдов вечные громады…(К.Н. Батюшков); Ты сейчас далеко-далеко,/Между нами снега и снега...(А. Сурков); За малую горстку/Из белого моря снегов/Все прелести жизни заморской/Отдать россиянин готов! (И.Уткин); Целый мир, целый город в снегу (Б. Пастернак).
Снег  нередко связывается с обновлением  жизни, с очищением человеческой души. Ср.: Выпал снег – и все забылось (Н. Рубцов); Снег кружится, заставляя,/Все забыть и всех простить (Б. Фиаль);
зима  – время года, ассоциирующееся  с белым цветом: белая, белоснежная,
белокурая[2,65]; белое, белая, белоснежная[2,74]. Ср. также: И вдруг она пишется заново/Ближайшею первой метелью./Вся в росчерках полоза санного/Ибелая, как рукоделье (Б. Пастернак); Идут белые снеги… (Е. Евтушенко).
Белый цвет снега, который нередко сопровождается ярким светом и блеском, при различных  погодных условиях и неодинаковом психологическом  восприятии позволяет увидеть также  огромную палитру зимних красок: сверкающая,хрустальная[2,91].Ср.:Под голубыми      небесами/Великолепными коврами,/Блестя на солнце снег лежит (А.С. Пушкин); Шла зима к себе домой,/Снег стелила розовый (А. Прокофьев); …в окне мороз раздольных голубых просторов (Б.Бет); …там снег аметистово розов,/А зори рубинов алей… (А. Ачаир); Выдавались тихие зимние вечера, светло-серые, темно-розовые (Б. Пастернак).     Характерный для зимы белый цвет сближает ее образ с образом смерти. Ср.:белый саван зимы (Л. Шестак); Как саваном, снегом одета,/избушка в деревне стоит (Н.А. Некрасов);
зима  – темное время года: Ср.: Казалося: земля с пути свернула./Казалося:
весь  мир покрыла тьма (Д. Бедный); Закат пургою замело /И тьма, и ни звезды взамен! (Н. Сидоренко). С долгой темнотой зимнего времени года связана и пассивность в поведении человека. Ср.: (короткое лето) заставляет великоросского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму (В.О.Ключевский);
зима  – унылое и мрачное время года: затяжная, мрачная, сиротская,угрюмая [2,95]; скучная, одиночество [5,18]; плен, цепь [9,15]. Ср. также:Заковано тоскою ледяною/Безмолвие убогих деревень (Д. Бедный); И опятьзачертит иней,/И опять завертит мной/Прошлогоднее унынье/И дела зимы иной (Б.Пастернак); Нет ничего на свете мрачней/Чем эта зимняя печаль (Б. Леонтьев);…скука, пурга, температура, вы (Е. Евтушенко);
зима  – время физической и душевной активности, бодрости: крестьянин
торжествуя, лыжня, коньки, санки  [5,12]; проказница, проказа [9,34]; в зимний холод – всякий молод! (идиоматический корпус). Ср. также: … Пора, красавица,проснись… (А.С. Пушкин); Час утренний – делам, любви – вечерний,/раздумьям –осень, бодрости – зима… (Б. Окуджава); Пролетел лучезарно здоровый и ликующий лыжник снегов (Б. Ахмадулина); Дышим острым бодрящим холодом./День прищурился в смехе снежном (Е. Недельская);
зима  – пора затишья в природе и время душевного умиротворения:
успокоение  [5,12]. Ср. также: Торжественное затишье,/Оправленное в резьбу … (Б.Пастернак); Чутко слушая поскрипыванье лыж,/Пахнет елкою и снегом эта тишь(Р. Рождественский); Нет глубже, нет слаще покоя,/Какой посылает нам лес,/Недвижно, бестрепетно стоя/Под холодом зимних небес (Н.А. Некрасов); Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора (Б. Пастернак); Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города… (М. Булгаков).
      Известно, что тишина, или же монотонные природные  шумы (звуки дождя, метели, вьюги  и т.д.) способствуют расположенности  человека к размышлениям, осмыслению собственной жизни, к творческой активности. Так, по мнению М. Эпштейна, именно в строках о зиме отражается склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешенность, стремление человека к духовным ценностям [15,67]. Ср.: Февраль. Писать стихи и плакать… (Б.Пастернак); … мастер полиграфии во мне, особенно бушующий зимою… (Е. Евтушенко); Зимой, вместо сбора ягод,/затыкают щели кусками пакли,/охотней мечтают об общей пользе… (И. Бродский); Зима – это время не только физического отдыха, но и более глубокой внутренней работы (Е. Лопухина); Но,пока, в снегопаданье строгом ясен разум и воля свежа (Б. Ахмадулина);
зима  – величественное, царственное время года: царица-зима, владычица-
зима  (идиоматический корпус). Ср. также: И белому мертвому царству,/Бросавшему мысленно в дрожь,/Я тихо шепчу: «Благодарствуй,/Ты
больше, чем просят, даешь» (Б. Пастернак); Природа, в Зимнем Царстве засыпая,/Укрылась одеялом белоснежным (С. Сухарева);
зима  – время года, ассоциирующееся  в сознании русских  людей с войной:
блокадная, военная, голодная, губительная, осадная, свинцовая  [2,67]; голодная [9,45]. В ряде устойчивых словосочетаний отразились особенности военной истории России: Ледовое побоище, замерз как француз под Москвой, Февральская Революция, Зимняя война, блокадная зима, ладожский лед, «горячий снег», «кровавый снег» и др. В поэтических строках о войне часто соседствуют лексемы «зима», «снег», «лёд» и «смерть». Ср.: На снегу белизны госпитальной/умирал военврач, умирал военврач
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.