На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Инновационные процессы в образовании

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА
НА  ТЕМУ:
Инновационные процессы в образовании
Выполненная студентом группы 3209045017
Авраменко Иван Петрович
(Фамилия,  Имя, Отчество) 
 
 
 

                    Научный руководитель:
                       Кузнецова Л Н
                        (подпись, Ф.И.О)
                    Автор работы:
                          Авраменко И П 
                        (подпись, Ф.И.О) 

Нижневартовск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие инновационных  процессов в образовании, их  признаки и классификация……………………………………………………………………5
2. Роль инноваций в развитии школы………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры. Оно представляет собой сложным социальным организмом, главные функции которого - воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения.
     Система традиционного обучения воспроизводит  социокультурный опыт поколений, тогда как система инновационного обучения, основанная на новых социокультурных принципах, ориентированная на иные модели обучения, способствует формированию новой культуры мышления и действия1.
     Функцией инновационного обучения является не простое, а расширенное воспроизводство социокультурного опыта человечества. Таким образом, инновационное обучение представляет собой институт обновления культуры.
     В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения  в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
     Заметим, что изменения в социокультурной сфере неизбежно ведут к смене требований к образованию, а значит к необходимости удовлетворения новых требований.
     Возникновению инновационного обучения в нашей  стране способствуют также определенные финансово-экономические условия.
     Кардинальные экономические преобразования, проводимые в России в последние годы, формирование и постепенное становление в ней новых федеративных отношений принципиально изменяют роль и место республик, краев, областей в развитии производственной и социокультурной сферы. Распалась существовавшая ранее в стране централизованная административно-распределительная система; в процессе децентрализации произошла регионализация образования. Сегодня, в условиях финансово-экономического дефицита, эффективным средством является мобилизация внутренних ресурсов регионов, развитие инновационных процессов, создание и внедрение новых методик и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффекта при наименьших материальных затратах. Возникает потребность в инновационном образовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4
1. Понятие инновационных  процессов в образовании,  их признаки и  классификация 

     Нововведения, или инновации, характерны для любой  профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
     Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение  нового: новый - впервые созданный  или сделанный, появившийся или  возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к  ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный2. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
     Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране3.
     Применительно к педагогическому процессу инновация  означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
     Об  инновациях в российской образовательной  системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики4.      Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
             
     Нововведение  понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике5. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
     Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке  педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
     Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а  работниками и организациями системы образования и науки.
     Существуют  различные виды инноваций, в зависимости  от признака, по которому их разделяют.
     1) по источнику возникновения:
     - внешние (за пределами образовательной системы);
     - внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
     2) по масштабу использования:
     - единичные;
     - диффузные.
     3) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
     - инновация нулевого порядка (регенерирование первоначальных свойств системы)
     - инновация первого порядка (характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве)
     - инновация второго порядка (представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.)
     7
     - инновация третьего порядка (адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования)
               
     4) по осмыслению перед внедрением инноваций:
     - случайные
     - полезные
     - системные
      
                           
                           
                           
     Опираясь  на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному  управлению инновационным процессом.
     Для полного и точного представления  специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в  системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
     В российских развивающихся образовательных  системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и т.д.
     Развитие  школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс.
     8
     Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят в науке, - структуры.
     Всякий  процесс (особенно когда речь идёт об образовании, да ещё о его развитии) представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.
     Деятельностная  структура представляет собой совокупность следующих компонентов:
     мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.
     Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в «веер» задач, разработки содержания инновации и т.д.6 Все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности, как известно, не входят, но при игнорировании коих инновационный процесс был бы парализован или протекал бы неэффективно.
     Субъектная  структура включает инновационную  деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. В ней также отражаются отношения участников планируемых частных нововведений. Достаточно директору сейчас написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположить их в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, как моментально весомой, значимой увидится эта структура.
     Уровневая структура отражает взаимосвязанную  инновационную деятельность субъектов  на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный процесс  в школе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, мы обращаем внимание руководителей на то, что управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.
     Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.
     Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты Закон РФ «Об образовании», ст.7. Единая составная часть государственных стандартов - федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.
     Несоблюдение  минимальных требований к учебным  программам грозит разрывом единого  образовательного пространства России.
     10 

     Школы используют различные варианты учебных  планов, утверждённых Министерством образования РФ. Но при любом выборе руководитель школы обязан обеспечить изучение учебных предметов не в меньшем объёме, чем это предусмотрено инвариантной частью примерного базисного учебного плана.
     С целью описания признаков «инновационного» обучения следует произвести его сравнение с традиционным, «поддерживающим» обучением. Могущество человека до сих пор определялось его естественнонаучными знаниями. В соответствии с этими принципами «поддерживающее» обучение формирует механистически-детерминистическую научную картину мира. В соответствии с ней у обучаемых формируется уверенность, что любая проблема имеет одно, и только одно, правильное решение.
     Признаки  традиционного или  «поддерживающего»  образования:
     - стержнем выступает классический тип научной рациональности, сложившийся в XVII - XIX в.в., акцентирующий внимание на объекте познания, на получении объективно истинного знания о мире;
     - формируется механистическая и детерминистическая картина мира, определяющая и поддерживающая преимущественно технократическую культуру мышления;
      - преобладание методов обучения, ориентированных на передачу готовых знаний и методов решения задач, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы;
     - искусственная (формальная) соотнесенность социально-гуманитарной и научно-технической составляющих содержания образования, практическая разорванность духовности и профессионализма.
     - его системы ценностей.
     «Инновационное» образование можно охарактеризовать с помощью следующих признаков:
     11
     - начинают доминировать неклассический и постнеклассические типы научной рациональности, включающие познающего и действующего субъекта, а научные знания рассматриваются в контексте социальных условий его бытия и социальных последствий его деятельности;
     - формируется культура системного мышления; мировоззрение, направленное на гармонизацию отношений человек - общество - природа;
     - содержание и методы обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности человека - способности создавать то, о чем может не знать даже преподаватель;
     - формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     12
     2. Роль инноваций в развитии школы
     После того, как руководитель всесторонне  проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность  в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом7.
     Выбор идей неизбежен потому, что для  достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут  быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные  и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:
     - у одних - стремление почти  без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего  раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так стремительно развиваются, что не успевают нормально функционировать);
     - у других - стремление перепробовать,  освоить новое подряд, дабы таким  образом найти оптимальную для  своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);
     - у третьих - стремление осваивать  непременно то, что осваивают  соседи из окрестных школ для  того, чтобы выдержать конкуренцию  в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
     - у четвёртых - отчётливо прослеживается  стремление любой ценой не  отстать от моды, быть на её  гребне, а потому они очертя  голову стремятся к статусу  инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
     - у пятых - готовность принять  к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов  управления образованием, касающееся  освоения той или иной новой  идеи.
     Нетрудно  понять, что все эти подходы  к нововведениям в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены «экспериментальной» работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
     Но  если руководителю все эти подходы  не характерны, он понимает их ущербность и хочет обоснованно выбрать оптимальные именно для своей школы идеи развития.
     Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.8
     Параметры оценивания идей:
     - актуальность (определяется по степени соответствия нововведения потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы, соответствие региональной и местной политике в развитии образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация);
     - Соответствие идеям школы (не всякая новая идея, технология, разработка может оказаться средством развития той или иной школы. При оценке инновации по этому основанию следует посмотреть, насколько предлагаемое новшество, если можно так выразиться, встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения);
     - результативность (оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путём (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.);
     - инновационный потенциал (если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено - давно или только что);
     - методическая разработанность идеи (предполагает наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, а также этапов, технологии её освоения. При отсутствии описанных разработок, методик, технологий идея всё же может быть принята к освоению в форме эксперимента, в ходе которого все эти технологии разрабатываются: сначала в виде гипотезы, исследовательского проекта и т.д., а затем уже в виде проверенной, обоснованной практики);
     - возможности потенциальных участников освоения новшества (определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д.);
     - баланс интересов учителей (имеется ввиду баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению);
     - время, необходимое для освоения (гимназическое образование, к примеру, можно дать ребёнку в течение одиннадцати лет, а ситуация такова, что школа в силу объективных условий через несколько лет должна быть реформирована и учащиеся будут разделены на несколько школ).
     15
     Этот  пример показывает: планируя нововведения, педагоги должны учитывать тот факт, что как время необходимое  для освоения новшества, так и  число этапов в его освоении зависят  от условий работы школы. Кроме того, каждое новшество требует для своего освоения разного времени. Для одной школы может быть важнее получение не очень объёмного, но быстрого результата, для другой - как раз наоборот: нужен полный результат, а затраченное время большой роли не играет);
     - организационные условия (в школе может не быть структурных подразделений или должностей, необходимых для претворения инноваций в жизнь, необходимо их создать);
     - возможное сопротивление нововведению (может возникать со стороны тех педагогов, предложения которых не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам; тех, для кого инновации оборачиваются беспокойством и исчезновением условий тихого, безмятежного, ленивого существования; тех, кого освоение инновации обрекает на уход из школы или нежелательное для них изменение должности и т.п.);
     - нормативно-правовая обеспеченность (целый ряд инноваций, особенно если они предполагают эксперимент, требует разрешение соответствующего органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение хозяйственных договоров, трудовых соглашений, медицинской или иной экспертизы и т.п.).
     Необходимо  продумывать весь организационный  механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и  родителей с помощью собеседования  и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости - на заседании педсовета.  

     16
     Анализ  специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций.9 Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
     Чёткое  представление о содержании и  параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют  как отдельным учителям, так и  руководителям учебных заведений  объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.
     Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной  среды - определённой морально-психологической  обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.
       Отсутствие такой инновационной  среды проявляется в методической  неподготовленности учителей, в  их слабой информированности  по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям. 
 

Заключение
     Основываясь на вышеизложенном материале, можно  с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь  в области образования, будут  решены с помощью различных педагогических инноваций.
     В работе всесторонне рассмотрен вопрос об инновациях в образовании, раскрыто значение педагогических инноваций, дана их классификация, выявлены различия традиционным и инновационным образованием. Выявлены параметры оценивания инновационных идей, которые являются основными для образования. Это:
     - соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.