На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие о группах. Виды групп

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и науки РФ 
Государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
"Новосибирский государственный педагогический университет"

Кафедра общей психологии и истории психологии 
 
 
 

                                                                                        Специальность: 050706 
                                                            Курс: 4 
                                                                            Отделение: очное

 

 
Цындра Александра Дмитриевна 
Реферат 
Понятие о группах. Виды групп. 
 
 

                                                                               Проверил:
                                                                                         Петровская Т.Ю. 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие социальных групп……………………………………….…..4
Глава 2. Виды групп……………………………………………………………..8
Глава 3. Динамика и развитие групп…………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список  литературы……………………………………………………………....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 
     В ходе человеческой деятельности, которая  носит совместный характер, возникают  определённые объединения людей. Эти  объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее  общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных  ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения  внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.
     Современное общество демонстрирует великое  многообразие социальных групп. Это  многообразие прежде всего обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы. На основании этих признаков члены данной общности выделяют себя среди других, разделяя окружающих на "своих" и "других". Среди этих признаков можно назвать социальное положение людей, их место и функции в социально-экономической структуре общества, интересы и ценностные ориентации, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования и местожительства критерии, способы участия людей в политике. Таким образом, социальные группы отличаются от общностей, в основе которых лежат разного рода биологические, биосоциальные, географические признаки и свойства индивидов (расовые, половые, возрастные, национальные, этнические, территориальные и т.п.).
     Вся жизнь человека проходит в различных  социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Человек не может не принадлежать к какой-либо группе в силу своей социальной сути.
     В данной работе будут рассмотрены понятие и сущность социальных групп, их виды, динамика и развитие, а также причины объединения людей в группы.
     Для этого мной будут рассмотрены  труды ученых по данным вопросам. 

Глава 1. Понятие социальных групп

 
     Понятие группы — одно из основных в социальной психологии. На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.
     Изучая  вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что  на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.
     Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп, человек, скажем, одновременно может заниматься туристской деятельностью, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать  в политической жизни и еще  выполнять при этом функции матери или отца семейства. В каждой из групп  человек занимает определенное социальное положение, соответствующее той  роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и  которая позволит им ожидать от него определенного поведения [2].
     Человек может быть одновременно членом нескольких групп, и степень его участия  в группе различна. Это свойство группы подчинять себе личность, "поглощать" ее. Такие группы, как ордена, некоторые политические группы, военные и пр., почти целиком поглощают личность членов, оставляя им очень малую личную сферу, либо подчиняют себе также и их роли, исполняемые в других группах. Но чаще всего принадлежность к группе охватывает только некоторые черты личности, и только определенный объем всей жизненной активности человека растрачивается в рамках одной группы.
     Итак, группа - относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
     Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.
     Можно выделить несколько основных признаков  социальной группы: 
     1) Наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.
     Интегральные  характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.
     Мнения  конкретных людей могут существенно  расходиться с общественным мнением. Социальный контроль существует в каждой группе, и он также обусловливает  формирование и развитие интегральных психологических черт группы.
     2) Наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль [5].
     Композиция  представляет собой совокупность свойств группы, важных качеств ее целостности. К ним могут относиться численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с позиции функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также на основе межличностных отношений в ней.
     При анализе группы необходимо дать характеристику состояния формальных и неформальных отношений ее членов. Неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные — обязанностями и правами  членов группы, обусловленными деятельностью  и целью группы.
     К групповым процессам относятся  динамические, меняющиеся показатели группы. В группе важную роль играют психологические и организационные  процессы сплочения: лидерство и  руководство. Различаются уровни развития группы, например, стадии развития коллектива. Любые изменения в социальной группе, ее деятельность, общение, отношения  членов группы — являются групповыми процессами. Третьим признаком социальной группы выступает способность людей  к согласованным действиям. Это  основной признак, поскольку именно единство обеспечивает необходимую  общность действий членов группы. Степень  согласованности действий зависит  от уровня развития группы, социальной ситуации, лидера группы.
     3) Осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.
     Важным  признаком группы является наличие  группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение  в соответствии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может  быть конформизм — осознанное внешнее  согласие с мнением группы при  внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление  есть осознанное изменение собственных  оценок под давлением мнения группы. Исследования американского психолога  С. Аша показали, что три четверти людей хотя бы однажды показали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось  в 37% случаев.
     4) Установление определенных отношений между ее членами [9]. 
 
 

     Причины вступления в группу:  

    
    Потребность в помощи. По разным причинам люди считают неудобным обращаться за помощью к официальному руководству, чтобы посоветоваться , как им выполнять порученную работу (неуверенность в себе, страх критики и т.д.). В этих случаях они предпочитают получить помощь неофициальным путем от коллег.
    Потребность в защите. Возникает, когда подчиненные не доверяют руководству, или тогда, когда нужно скрыть ошибки свои или друзей, или когда работники не удовлетворены существующими условиями труда.
    Потребность в информации. Люди хотят знать обо всем, что происходит рядом с ними, особенно то, что касается их работы. В формальных организациях, как правило, не вся информация доходит до исполнителей, а иногда и намеренно скрывается. Поэтому, одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу информации. Это, кроме того, связано с потребностью в психологической защите и принадлежности к группе.
    Потребность в тесном общении и симпатииЛюди склонны устанавливать более тесные контакты с теми, кто к ним ближе, чем с теми, кто на расстоянии. Кроме того, они хотят быть ближе к тем, кому симпатизируют, кто им нравится [1].
     При глубоком изучении этого вопроса  необходимо иметь в виду психологические  и биологические факторы, на основе которых устанавливаются связи  среди людей и приматов. Не вдаваясь в подробности, ограничимся лишь упоминанием том, что для многих видов обезьян (речь идет о самых  высокоорганизованных приматах), а  также людей, характерно стремление жить группами. Фактически группа является основным фактором, способствующим выживанию. Благодаря разделению ролей (наблюдателя, руководителя, защитника группы и  др.) члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов более  эффективно, чем действуя в одиночку.
     Группа  жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени  нуждаются в заботе взрослых. В  это время они воспринимают некоторые  навыки и многие требования, необходимые  для жизни в группах. Становясь  старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после  смерти кого-то из ее членов. Помимо социализации, группы осуществляют много других функций.
     Многие  группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить  одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются для достижения определенных целей.
     Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить  стремление членов групп к социальному  одобрению; уважению и доверию. Такие  группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами  подобных групп могут служить  компании друзей и подростков, которым  нравится вместе играть, заниматься спортом  или устраивать вечеринки. Однако нет  четко выраженной границы между  инструментальными и экспрессивными группами. Инструментальные часто выполняют  экспрессивные функции. Между членами  войсковых соединений могут сложиться  гораздо более глубокие эмоциональные  отношения, чем те, что необходимы для победы в сражении. С другой стороны, экспрессивные группы можно  считать инструментальными, поскольку  они создаются с определенной целью - для получения удовольствия от человеческого общения. Иногда экспрессивная  группа является инструментальной в  еще большей мере; скажем, это  наблюдается, когда соседи организуют ассоциацию квартиросъемщиков [7].
     Люди  объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных, потребностей, но также  и для ослабления неприятных чувств.
 


Глава 2. Виды групп

 
     Самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.
       Выделяют несколько видов групп:
    Условная группа - группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).
 
   
    Реальная  группа - создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями. 
   Наиболее  распространенной классификацией  является разделение групп по дихотомичному принципу на такие разновидности: 

   
    Лабараторно-природные (натуральные) - группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях и группы, котроые существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.
 
   
    Формально-неформальные (организованные и  спонтанные). В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства. Таким образом, эти группы организационно-оформлены.
   Неформальные  же группы возникают самостоятельно. Главным стимулом их деятельности являются общие желания, интересы, потребности  членов группы в общении, взаимные симпатии. 

   
    Первичные и вторичные - различаются силой воздействия на личность, значимостью для члена группы, ролью в социализации индивида.
   Первичная группа состоит из небольшого числа  людей, между которыми устанавливаются  взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами [8].
   Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие  первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.
   Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.
   В силу того, что роли во вторичной  группе четко определены, ее члены  нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются  эмоциональные отношения, характерные  для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто  носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.
   Однако  не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу. 

   
    Закрытые  – открытые группы. Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке...
    Группы членства – референтные - это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.
 
   
    Диффузные группы - это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь).
 
   
    Группа  – ассоциация. Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)
    Группа- -корпорация
   В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников)
    Коллектив
   Это группа, где межличностные отношения  опосредуются личностно значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.
   Учитывая  то, что каждая группа характеризуется  не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим  образом: 

     По  типу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга).
     По  социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные)
    По  мере организации (неорганизованные, случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)
     По  типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)
     По  уровню непосредственного  воздействия на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)
     По  мере открытости связи  с другими группами (открытые, закрытые)
     По  уровню силы и стойкости  внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные)
     По  продолжительности  существования (кратковременные, долговременные) [4].
     Важной  характеристикой группы, связанной  с эффективностью ее деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя границ. Часть психологов считает нижней границей малой группы количество в два человека.
     Диада, или группа, состоящая из двух человек, (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными  чертами. Она является очень хрупкой  и разрушается, если один из членов выбивает из группы. Члены диады  должны поддерживать устойчивые отношения  между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более  крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.
     Часть психологов считает, что группа должна состоять не менее, чем из 3 человек.
     Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой  обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение  между двумя членами группы и  исключение из нее третьего. "Два  человека составляют компанию, трое образуют толпу": именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецком социолога Х1Х в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастном посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".
     Например, первый ребенок в семье может  укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может  способствовать разобщению родителей  и стать причиной ревности и конфликта  между ними. Если родители не ладят  друг с другом, ребенок может стать  на сторону одного из них.
     Помимо  нижней количественной границы группы, споры также ведутся и на счет верхней границы, хотя, гораздо важнее не количественный состав, а функциональная необходимость, цель и характер деятельности группы, ее взаимодействие с другими  группами, общей ситуации. Так , известный психолог К.К.Платонов считает, что обучающая или экскурсионная группа является наиболее эффективной при составе в 20-25 человек; оптимальное количество группы ученых, которые разрабатывают конкретную проблему - 5-7 человек; группы по изучению иностранного языка - 3-5 человек.
     Увеличение  размера группы влияет на поведение  ее членов во многих отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады  и триады. Члены более крупных  групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители  меньших групп. В более крупной  группе, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Эти  различия, возможно, связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме тот, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Не удивительно, что члены более крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малых групп.
     Существуют  данные, что группы с четном числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.
Согласно  точке зрения некоторых исследователей, число пять имеет особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с проблемами, которые мы только что отметили. В то же время их члены не страдают от непрочности  и напряженности, свойственных диадам и триадам. В группах из пяти человек  каждый глубоко удовлетворен своей  ролью, в случае разногласий такие  группы, как правило, не распадаются..Кроме того, в этих группах диссиденты получают поддержку со стороны некоторых ее членов, им не угрожает полный разрыв со всей группой. Если же в группу входит более пяти человек, некоторые из се членов могут почувствовать себя в изоляции.
 


Глава 3. Динамика и развитие группы. 

     Высшей  формой организованной группы считается  коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть  общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. С этой точки зрения можно рассматривать  и коллектив туристской фирмы.
     К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.
     Совместимость — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость.
     Сработанность — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность, взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность — результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. В туристской группе тоже существует сработанность, которая проявляется в момент каких-либо совместных усилий: борьба с течением при гребле, преодоление горных хребтов в связке и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.