На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Характеристика государства и особенности организации власти в Древней Индии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Характеристика  государства и  особенности организации  власти в Древней  Индии  

Примитивные государственные  образования складывались в Древней Индии  в 1 тысячелетии до н.э. на основе отдельных  племён или союзов племён в форме  племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых роль государственного управления выполнял племенной орган. Это были монархии, в которых главенствующую роль выполняли брахманы, в которых политическое господство осуществлялось военной силой кшатриев.
Правители первых государственных  образований (раджи) выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель и собирали ренту-налог. В некоторых государственных образованьях власть раджи была выборной. Со временем утвердился наследственный принцип получения власти. При выборных монархах вся власть сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти раджи, совет старейшин выполнял совещательную функцию при монархе – паришат. Но зависимость правителя была неизменной.
Многие города складывались в результате войн, покорения  ряда племён и народов (империя Маурьев  – война Кошалы и Магатхи + разгром  Александром Македонским). В империи  Маурьев (расцвет в 3 в. д.н.э.) складывается централизованная монархия. Центральный административно-военный аппарат в индии был слаб. Причина – сохранение важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Всё это даёт утверждать, что власть древнеиндийских царей не была деспотической.
Существовала так называемая группа царских чиновников. Они выполняли разные функции и поручения (надзор за судоходством). Все они назначались царём. Вместе с тем существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система.

Особенности развития государства  и права

Принципиальные  различия восточного и западного  цивилизационных путей развития заключались в том, что на востоке  в отличии от запада, где частная  собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.
Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции дре6вневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия, слабым развитием товаро-денежных отношений составляло основу социальной жизни Древней Индии.
Постепенно  из общины выделяется привилегированная верхушка, стоявшая над рядовыми общинниками и не участвующая в производстве. По-прежнему владельцем-собственником земли оставалась община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, права которого выражались в получении ренты-налога.
Строй многоукладной  хозяйственной жизни определял  исключительно пёстрый социальный состав общества. В них отсутствовала  чёткая социально-классовая граница (существовали различные категории  зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами). Сословно-правовой статус индивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим положением. Развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с жёстким сословным делением на 4 варны (брахманов, кшатриев, шудр, вайшьев), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения1.
В Индии на всех этапах её развития сохранялось  определённое самоуправление общин. Правители  Древней Индии не распологали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном государстве, как Маурьев (4-2 век до н.э.), большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе – раджасапха и совет сановников – мантрипаришад.
В Древней  Индии несмотря на их исторические особенности цари также возвеличивались. Их имена ставились рядом с  именами богов. Они наделялись всесильными  деспотическими полномочиями.
 
 
 
3. Государство и  право Древней  Индии
Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инде, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганге, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Очень рано в этих районах вследствие недостатка влаги была создана система искусственного орошения.
В конце 3-го тысячелетия до нашей эры с северо-запада на территорию Индии вторглись кочевые племена ариев, которые разрушили древнеиндийскую цивилизацию.
Основными периодами  в истории государства и права  Древней Индии можно считать:
1. Разложение  первобытнообщинного строя и  образование рабовладельческого  государства (II половина II тысячелетия  до нашей эры);
2. Рабовладельческое  государство в долине Ганга  и Инда (II тысячелетия до нашей  эры — IV в. до нашей эры);
3. Централизованное государство Мауриев (IV-III в.в. до нашей эры);
4. Кризис  и феодализация государства (III в. до нашей эры - IV в. нашей  эры). На территории Индии обитали многочисленные племена, различавшиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т. е. 4-х сборников Вед (Ригведа, Самоведа, Яджирведа, Атхарваведа) религиозного содержания, свидетельствует о том, что одни делились на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они были военными предводителями и отправляли жреческие и судебные функции.
Общественный  строй
Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает "цвет" и "качество").
Варны — это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В одной из священных книг индейцев "Рикведы" (2-е тыс. до нашей эры) говорится о том, что воплощение Брахмы- человека Пурушу разделили на несколько частей: "Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи - это его бедра, а из ног родились шудры".
Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.
Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность "охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.
Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье преписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.
Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.
На самой низшей ступени среди свободных людей были "неприкасаемые" (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.
В памятниках древнеиндийского права - Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:
      а) обращение в рабов военнопленных;
      б) естественное воспроизводство;
      в) продажа свободных в рабство;
      г) долевое рабство;
      д) рабство вследствие совершения преступления.
Рабов было меньше, чем в Риме, рабский  труд не является основой производства.
Государственный строй
В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:
    финансовое ведомство;
    военное ведомство;
    ведомство публичных работ.
Царь
Как учили  брахманы - государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.
Центральный аппарат возглавляли семь или  восемь министров, назначаемые царем.
При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.
Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.
Руководство военным ведомством осуществлял  Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.
Ведомство публичных  работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.
Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанность:
      а) сохранение общественного порядка;
      б) борьба с преступлениями.
Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:
    ремесленно-промышленным производством;
    торговлей иностранцев;
    учетом населения города;
    регулированием торговли и порядком на торговых местах;
    торговлей текстильными изделиями;
    сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).
Судебная  система в Индии
По учению брахманов, правосудие считалось одной из главных задач государства. Высшая судебная власть принадлежала царю, который осуществлял судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками. В помощь своим советникам царь назначает еще 3 брахманов, сведущих в священных книгах. В стране имелись высшие и низшие суды: сторона, неудовлетворенная решением суда, могла обратится в высший суд для нового рассмотрения.
Право в Древней Индии
Древнейшим  источником права в Индии был  обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви.
Древнейшие  индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов  и служили учебными руководствами.
Наиболее  известный из них сборник — Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы:
    религиозные предписания брахманов;
    нормы, регулирующие организацию государственной власти;
    нормы гражданского и уголовного законодательства.
Сборник делится  на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).
Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272—232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману".
Сборник законов "Нарада" составлен в более  позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о  праве. В нем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права.
Артхашастра ("Наука о политике")- древнеиндийский  сборник Законов, относящихся к  периоду существования империи  Маурьев (III век до нашей эры - II век  нашей эры) содержит разделы, посвященные  вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.
Правовые  положения населения были изложены в разделе лекции "Общественный строй".
Право собственности
Основной  отраслью экономики Индии являлось сельское хозяйство.
Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель:
    общинная;
    принадлежащая царскому дому.
Но существовали и земли, принадлежащие брахманам, хотя в памятниках они не упоминаются. Что касается движимого имущества, то оно находилось в полной частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделки. Праву Древней Индии были известны следующие 7 правомерных способов приобретения собственности:
    получение наследства;
    находка;
    покупка;
    добыча;
    ссуда под проценты;
    исполнение работы;
    получение подарка.
1—3 - законы для всех варн; 4 - только  для кшатриев; 5—6 - для вайшьев, 7- только для брахманов. Право  собственности приобреталось также  в результате давности владения (10 лет).
Выморочное  имущество представителей 3-х низших варн переходило к царю. Главным охранителем собственности считался царь.
Обязательственное право
В Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей.
а) Обязательство из договоров. Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг.
б) Поклажа (хранение). На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. В случае если поклажеприниматель отказывался возвращать вещь, то он допрашивался судьей, который проверял его честность (Например: ответчику под каким-либо предлогом подкладывали золото. Если он возвращал золото, то дело его прекращалось. Если нет - считался виновным. Он был обязан вернуть золото вещь, подвергался испытаниям и наказывался). Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах.
Древнеиндийский закон четко устанавливал причины  недействительности договоров. Недействительными  считались договора:
    заключенные пьяным, безумным или рабом;
    заключенные вопреки обычаю или закону;
    заключенные путем обмана.
в) Обязательства из причинения вреда. Они возникали из причинения вреда имуществу другого (пастух был обязан потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. За потраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) и из причинения вреда другому лицу (За вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки тоже).
Семейное  право. Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости - своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях:
    бесплодие супругов;
    прелюбодеяние;
    постыдном поведении;
    безвестном отсутствием;
    дурное обращение.
В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.
Наследственное  право
Известно  наследование по закону и по завещанию. По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20 имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4 часть. Последователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.
Преступления  и наказания
Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права.
В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как:
    ответственность общины за преступления совершенные на ее территории;
    изгнание преступника.
Праву Древней  Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные  преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне.
а) Преступления против личности.
Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало.
Убийство  человека считалось религиозным  преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.
Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности  за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался  руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости — изгнание.
б) Преступления против собственности.
За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием* на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11 кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание:
    за оклеветание брахмана кшатрий платил 100 пан, вайшья* 150—200 пан, шудра подвергался телесному наказанию;
    за оклеветание кшатрия брахман платил 50 пан, вайшья*, 25 пан, шудра 12 пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык.
в) Преступления против семьи:
    беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);
    встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);
    связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан);
    неверность жены (виновная затравливалась собаками);
    связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).
Наказания
Законы Ману не содержат упоминания о кровной  мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.
Основные  виды наказаний:
    тюремные заключения;
    заковывание в кандалы;
    разного вида телесные наказания;
    денежные взыскания.
Эти взыскания  дополнялись другими мерами воздействия.
Смертная  казнь применялась к государственным  преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др.
К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны.
Тюремное  наказание применялось в сочетании  с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились  на обозреваемом с дороги месте.
Денежные  взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.
Процессуальное  право
В Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом. Суд не был отделен от администрации. Судебную власть осуществляли брахманы.
Высшая судебная власть принадлежала царю, который  разбирал дела с учеными брахманами. Суд был апелляционным. Разбирательство  гражданских уголовных дел могло  начинаться только по требованию истца  или потерпевшего. Сторона, обратившаяся в суд, поддерживала обвинение.
Доказательствами  были показания свидетелей или ордалии. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. В Индии существовало 5 видов ордалий:
    испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче - считался не виновным);
    испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным);
    испытание водой;
    испытание ядом;
    клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая то неприятность, то вина его считалась доказанной).
 
 
 
 
Политико-правовая мысль Древней Индии  
Развитие Древнеиндийского государства прошло продолжительное время. Харабская цивилизация погибла в Древней Индии, всередине II тысячелетия до нашей эры, когда пришли древние арии (арийские племена). Наука не знает откуда они пришли. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в дон.э.) получила название ведийской, по имени древнейших письменных памятников (Веды). Санскритское слово “веды “ - означает “знание, “ведение”. В них говорится о создании богами из Пуруши (мирового тела и духа) четырех варн (сословий): брахманы (священнослужители), кшатрии (правители и воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (лица физического труда, слуги). Господствующее положение занимали брахманы и кшатрии, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть. Религиозно-философская система, воплощенная в ведах, была детищем варны священнослужителей и получила название брахманизма, по имени верховного бога Брахмы.  
Первыми источниками политической мысли в Индии явились священные тексты веды (древние ритуальные книги ариев). Они представляли собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения, таких сборников четыре. Исходный пункт ведийского мировоззрения мысль о божественном создании мира и общественного строя.  
Одним из краеугольных положений религии брахманизма было положение о перевоплощении душ в живой природе, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписание дхармы. Дхарма- это кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. Внем есть правила обязательные для всех, а есть правила, связанные с происхождением, родом занятий, возрастом ит.п. Дхарма - прежде всего обязанность. Понятие прав личности остается неразработанным. Личность не ощущает своей самостоятельности, не противопоставляет себя обществу, она- органическая часть целого- пользуется благами не по праву, а в награду за нравственное поведение, за соблюдение дхармы.  
Кведам восходит пустившее глубокие корни в индийской мысли и образе жизни положение о божественном установлении сословно - кастового строя. Вгимне Пуруше из “Ригведы” описано как четыре варны были созданы богом из частей своего тела. “Его (Пуруши) рот стал брахманом, его руки стали раджанья (синоним кшатриев, от раджа- правитель, а это удел воинов, кшатриев), его бедра стали вайшья, а из ног родился шудра”. Это положение стало традиционным для древнеиндийских источников. Оно символизирует наследственность и иерархию варн, их деление на высшие и низшие как частей тела у бога Пуруши, из которых варны созданы. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его будущей жизни”, как награду за служение богам, терпение и кротость.  
Первые три варны считались дважды рожденными (т.е. в определенное время они получали посвящение в свою касту), а шудры единожды рожденными. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство и обучение религии; Кшатриям полагалось заниматься военным делом; Вайши должны были обрабатывать землю, пасти скот, торговать; Шудрыдолжны были служить первым трем варнам, хотя оставаясь лично свободными.  
Однако среди “дваждырожденных” не было равенства. Господствующими были две первые варны- брахманы и кшатрии. В“Ригведе” говорится о духовной и светской или царской власти (брахме и кшатре). Сособой настойчивостью превозносились брахманы.  
Введах выдвигались два решения проблемы происхождения кшатры (светской и царской власти) создание правителя богами (или учреждение его власти по воле богов) и избрание правителя людьми (по воле богов).  
Избирая правителя, подданые не связывают его определенными условиями, они не вправе расторгнуть договор, если правитель действует не в соответствии со своим назначением. Мысль о долге правителя перед подданными проводится постоянно. Нооснова этого долга-дхарма правителя, а не договор. Господствует патриархальная концепция власти: правитель, царь-отец подданных, он должен о них заботится, но ответственность несет не перед ними, а перед богом.  
История общества до возникновения политической власти делилась на два этапа. Сначала это была счастливая жизнь в довольстве и согласии, когда все по собственной воле. Ноидилию нарушили проснувшиеся в людях эгоистические стремления. Вторая стадия догосударственного общества - анархия, внутренняя борьба, каждый думает только о себе, и сильные торжествуют над слабыми. Именно наступление анархии делает необходимым установление политической власти. Еецель была двоякой: защита слабых и создание условий для соблюдения дхармы.  
Примерно ко II веку дон.э. относится письменное оформление политико- правового памятника Законов Ману, а точнее “Наставления Ману в дхарме”. Сборник приписывается мифическому прародителю людей Ману. Почти два тысячилетия “Законы Ману” просуществовали как действующий свод правил. Онсодержит все сведения о дхарме,т.е. о долге людей разных варн, и относится к жанру дхармасутр или дхармашастр (т.е. законоведческой литературы). Позамыслу это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Др. Индии. Онрегламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые сведения и отсылает его к ведам. Там есть рассуждения об этапах жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искупления вины и покаяния, о дхарме царей, о суде и о том, что мы относим к уголовному и гражданскому праву.  
Примечательно то, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по Законам Ману, должен чтить брахманов и следовать их советам, учиться у них знаниямВед.  
Политическими идеалами брахманизма являлось своеобразное теократическое государство где царь правит над руководством жрецов. Брахманы пертендовали на то, чтобы государи признавали верховенство религиозного закона над светским.  
Существенная роль в Законах Ману отводится наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку.  
Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием “Артхашастра “ (“Наставление о пользе”). Его автором считается брахман Каутилья - советник царя Чандрагупты, основавшего в IVв. дон.э. могущественную империю Маурьев.  
“Артхашастра” - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами, наставление по искусству правителя. Его рассуждения о искусстве управления свободны от теологии, рационалистичны и реальны.  
Цель общества заключается в благе всех живых существ. Общее благо не рассматривалось сквозь призму интересов личности, прав человека. Оно понималось как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Однако дхарма не действует сама по себе без принуждения.  
Царь, объявленный наместником богов, заставляет подданых подчиняться дхарме с помощью наказания- данды. Хотя хороший царь выступает у Каутильи как отец народа, рисуемая им система управления далека от идиллии, она насыщена острыми противоречиями, взаимным недоверием, подозрительностью и интригами. Отсюда тщательно разработання система шпионажа, слежки и контроля.  
Напервый план в “Артхашастре” выдвинута идея сильной, централизованной царской власти. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Онубежден, что власть и богатство следует приобретать, отстаивать и увеличивать всеми средствами как хорошими, так и дурными, когда последние оказываются более надежными или единственно возможными. Это снискало ему славу индийского Макиавелли.  
Каутилья не был в этом отношении оригинален. Представление об особой дхарме царя или кшатриев, сопряженной с применением жестокости, хитрости и насилия, были общепризнанными.  
Идеи “Артхашастры” выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества.  
Веддийская эпоха с ее идеологией брахманизма заканчивается в середине первого тысячелетия до новой эры. Онаступлении нового этапа позволяет судить возникновение крупных территориальных объединений., находившихся под единой властью. Так династия Маурьев (IV -III век до н.э.) создало государство Магадхи объединившее почти всю территорию Индии. 

 
 
 
 
Законы  Ману
Первоначально источником права в Древней Индии  являлся обычай, преобразованный  в обычное право, в соответствии с интересами господствующего класса. Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Дхармасутры были составлены различными брахманскими школами в виде предписаний благочестивому человеку. "При большом разнообразии дхармашастр можно видеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, заимствование, текстуальное совпадение, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались". Они не выделяли правовых предписаний из массы морально-религиозных предписаний. В дхармасутрах рассматривались в основном преступления против личности, а в дхармашастрах больше внимания стало уделяться договорам и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение и т.д. Также существовал особый источник права- артхашастра, регламентирующая судебный процесс. Артхашастра- это государственный источник права, а дхармашастра- общинный, именно он, постепенно заимствуя некоторые нормы, вытесняет артхашастры из системы регламентирования общественных отношений. "Таким образом, неписаные правовые обычаи сменились в Индии не государственными предписаниями, как в других странах Древнего Востока, а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государством". 2
До нас  дошли такие памятники древнеиндийского права, как: дхармашастры Гаутамы и Апастамбы (вторая половина I тыс. до н.э.), Законы Яджнавалкьи (III в. н.э.), Законы Брихаспати (III-IV вв. н.э.), Законы Нарады (IV-V вв. н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), содержание которых чаще всего воспроизводится в более поздних произведениях этого жанра. Среди других дхармашастр они занимают особое место. "Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения".3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.