Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Региональные программы в туризме

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Титульный лист 
СОДЕРЖАНИЕ
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Для России региональный подход к туризму имеет исключительно важное значение, в силу огромной территории и колоссальных природных, социальных и экономических различий на ее территории. Вместе с тем в последние годы регионы России практически незаметны на мировом туристском рынке как продавцы - большая часть доходов от въездного туризма в Россию идет к зарубежным компаниям, да и сам рынок въездного туризма развит недостаточно. Преодолеть эту неблагоприятную ситуацию можно только путем создания эффективно действующих региональных комплексов туризма. Однако в настоящее время в России существует разное отношение региональных органов управления к данной сфере и в соответствии с этим - нет стратегических долгосрочных программ, планов и концепций развития регионов, бедных природными ресурсами, но богатых туристским потенциалом. В связи с этим возникает необходимость в выявлении благоприятных очагов развития туристских комплексов.
      Поэтому актуальность темы исследования определяется той ролью, которую могут играть в экономике региона зоны туристского благоприятствования (ЗТБ) как основная форма функционирования туризма и рекреации. Однако в настоящее время ЗТБ в России недостаточно сформированы и развиваются значительно медленнее, чем в постсоциалистических странах Восточной Европы.
      Степень научной разработанности проблемы состоит в том, что до последнего времени в России наблюдалась  недооценка роли туризма в социально-экономическом  развитии страны и ее регионов. Возрастающее внимание к региональным аспектам экономического и социального развития в настоящее время привело к заметному расширению теоретических исследований в этой области. В отечественной литературе проблема планирования туризма с целью повышения эффективности его функционирования в современных условиях стала объектом исследования сравнительно недавно и относится к числу малоразработанных.
      Различным проблемам туризма посвящены  работы В.И. Азара, М.Л. Ананьева, И.Т. Балабанова, А.П. Дурович, Е.Н. Жильцова, А.Б. Здорова, И.В. Зорина, Е.И. Ильиной, Г.А. Карповой, А.Т. Кириллова, P.IO. Поповой, В.Б. Сапруновой, B.C. Сенина и других ученых. Региональные аспекты туризма рассматривались в работах В.Г. Богдановой, Е.И. Богданова, Б.М. Биржакова, Л.A. Волковой, О.И. Гадзевича, А.С. Никитина, Л.П. Куракова, и др.
      Анализ  работ этих и других авторов показывает, что к настоящему времени созданы определенные предпосылки, сформирован круг основных организационно-экономических идей, положений и подходов для совершенствования теории и практики планирования туризма.
      Вместе  с тем следует отметить недостаточную изученность специфики планирования туризма на региональном уровне. Исследование проблем планирования региональным туризмом находится на начальном этапе, и в этой ситуации определяющее значение имеет комплексный подход к его изучению, учитывающий взаимосвязи с другими отраслями региональной экономики.
      Целью курсовой работы: проследить тенденции  развития регионального туризма как неотъемлемое условие развития туризма в целом.
      Предмет исследования: процессы влияющие на развитие регионального туризма.
      В заключении обобщаются основные результаты исследования, сформулированы
      Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.
      Основные  выводы по теме курсовой работы приведены в заключение работы.
 

Глава 1. Региональная экономика как фактор влияния на туризм 

      Регион: подходы к определению
     В разной литературе существуют различные  подходы к определению этого  понятия. Рассмотрим основные из них:
     1) «Регион есть район, это любая  территория, по своим признакам обладающая едиными государственными или экономическими характеристиками» (Алаев Э. 1983г.).
     2) «Регион – это общая территория, определенное население, история,  природные условия и решаемые  проблемы» (Ремхель 1990г.).
     3) «субъект Федерации, т. е. края, области, республики, автономные области, округа, города федерального значения». (Конституция РФ, 1993г.).
     4) «Большая территория, группа соседствующих  стран или территорий, районов,  объединенных по каким-то общим  причинам». (Толковый словарь Ожегова,1998г.).
     5) «выделившееся в процессе разделения труда, часть территории страны, которая характеризуется специализацией по тем или иным видам товаров и услуг, общностью факторов производства, компетентностью, и целостностью хозяйства, наличие органов управления, обеспечивающих решение конкретных задач». (Арисановский И. В., 1998г.). (3)
     Самым же точным понятием региона в отрасли  туризма можно считать нижеследующее:
     Туристский  регион – это территория, которая  обладает общностью различных туристских ресурсов (маршрут, этнические, исторические, религиозные, архитектурные). Это внутринациональная категория, внутри конкретной страны, часть субъекта Федерации, район, который охватывает несколько мероприятий (субъектов, федераций, например, Золотое Кольцо, Прибайкалье).
     Различают микрорегионы – относительно небольшие  территории, которые характеризуются  какой-либо общностью признаков, и  макрорегионы – регионы, охватывающие несколько различных территорий, стран, например, Россия, АТР. 

 

      1.2. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
     К основным понятиям региональной экономики  относятся:
     Региональная  экономика – область научных  знаний о размещении производительных сил, об экономике регионов.
     Регионы – все республики, края и области  как объекты государственного управления. В региональной экономике это – объекты изучения.
     Макрорегион – территория страны, охватывающая множество разных регионов. Дальний  Восток Росси можно назвать макрорегионом.
     Микрорегион – сравнительно небольшая часть  территории. Микрорегионом можно назвать, например город с прилегающими к нему поселениями.
     Экономический регион – территориально-хозяйственное  образование.
     Экономический комплекс государства – интегрированная  система региональных, хозяйственных  комплексов, каждый из которых с определенной долей автономности функционирует как целостная территориально-экономическая единица.
     Объектом  изучения региональной экономики является региональная экономика последнего уровня обобщения, т.е. экономика российских регионов.
     Предметом региональной экономики является исследование законов и тенденций функционирования хозяйства регионов как составных элементов региональной системы страны.
     Методом изучения в региональной экономике  является системный анализ, заключающийся  в поэтапном исследовании отдельных элементов с последующим их соединением в целостный хозяйственный комплекс региона как составного элемента интегрированной региональной экономической системы государства.
     Структура метода изучения региональной экономики  имеет определенную последовательность анализа ее особенностей и проблем. Это исследование:
     - проблем научного категорирования;
     - проблем экономического районирования;
     - функционирования отраслевых процессов  на региональном уровне;
     - особенностей функционирования  территориально- экономических образований с местным самоуправлением;
     - проблем общественного воспроизводства  на региональном уровне, абстрагированного  от межрегиональных взаимодействий;
     - возникновения и функционирования  множественных межрегиональных  взаимодействий;
     - становления экономического комплекса  государства как целостной системы  региональных хозяйств.
     Региональная  экономика исследует внутрирегиональное развитие всех элементов производительных сил (фонды, люди) и производственных отношений (производство и присвоение материальных благ), а также межрегиональные отношения в территориальном разрезе.
     Изучение  экономики региона основано на постановке и изучении логически выстроенных  вопросов:
     -административный  состав региона;
     -особенности  экономико-географического положения;
     -место  региона в хозяйственном комплексе  республики;
     -краткая  экономическая оценка природных  условий и ресурсов;
     -экологические  проблемы региона;
     -характеристика  населения и трудовых ресурсов;
     -демографические  проблемы;
     -развитие  и размещение основных отраслей рыночной специализации региона;
     -отрасли,  дополняющие территориальный комплекс;
     -внутрирегиональные  и межрегиональные экономические  связи
     -промышленные  центры, узлы, территориально-производственные  комплексы;
     -основные  направления развития региона в условиях развития рыночных отношений. 
 

 

Глава 2. Региональные программы, как условия развития туризма
2.1. Региональный туризм: структура, принципы, вопросы развития
      Понятие «региональный туризм» получило распространение в мире туризма  в 90-х годах XX века, когда традиционная практика путешествий по одной стране стала дополняться поездками в несколько соседних государств и, параллельно с национальными туристическими пространствами, появились региональные. Региональный туризм способствует процессу интеграции соседних государств, создавая новые туристические, экономические и даже политические альянсы. Регионализация туризма чрезвычайно благоприятна для развития туристической отрасли стран региона, позволяя привлечь большее количество путешественников в страны и стимулируя устойчивое развитие здесь туристической индустрии.
           Существуют различные формы региональных  туристических поездок. Самыми  распространенными из них являются:
           а) Туристический треугольник,  когда туристы в рамках одной  поездки посещают три соседние страны. Так, большинство путешествий в центральноазиатском регионе состоят из комбинированных туров: Узбекистан – Туркменистан – Таджикистан с посещением Пенджикента или Узбекистан – Казахстан – Кыргызстан с посещением Иссык-Куля.
           б) Кольцевые путешествия, когда туристу предлагается посетить одновременно несколько соседних стран региона, начав путешествие из одной страны и сюда же возвратившись в конце поездки. К примеру, основные поездки тайваньских туристов в центральноазиатском регионе проходят по маршруту Узбекистан – Таджикистан – Туркменистан – Кыргызстан – Казахстан – Узбекистан.
           в) Транснациональные туры, когда  путешествие начинается в одной  стране и завершается в третьей,  четвертой или пятой стране, пройдя  насквозь через территории стран. К такому туру можно отнести, к примеру, маршрут, начинающийся в Армении, проходящий через территорию Грузии и завершающийся в Азербайджане. Грандиозным транснациональным туром по Шелковому пути является путешествие, начинающееся в Армении и проходящее через территории Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и завершающийся в Китае.
           г) Радиальные путешествия, когда  иностранные туристы базируются  в одной стране и совершают  одно- двух- трехдневные путешествия в соседние страны.
           Процесс «регионостроительства»  в туризме особенно интенсифицировался  в эпоху глобализации. Это связано  в первую очередь с появлением  современных средств связи и  транспортировки. И хотя конечный  продукт – туристический регион – во всех случаях один, способы и процессы его создания могут быть самыми разными: от туристических объединений до экономических и политических пактов разных модификаций. Считается, что создание туристических регионов особенно благоприятно для малых стран, не способных конкурировать с более развитыми в этом отношении государствами. Кроме того, страны со слаборазвитой туристической инфраструктурой значительно выигрывают от таких объединений.
           Понятие регион в данном контексте  шире, чем традиционное географическое. С точки зрения туризма сегодня можно выделить три основных типа региона:
           1) Функциональный регион, который  объединяет местности по принципу  общности географических, исторических  или культурологических реалий. В основе такого региона лежит туристическая практика создания регионального турпродукта и совместной работы по привлечению иностранных туристов в регион. К примеру, в рамках функционального туристического региона вокруг Узбекистана находятся такие страны, как Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и Синьцзян-Уйгурский Автономный Район Китая.
           2) Формальный регион, в котором  государства, исходя из определенных  целей и задач, произвольно  объединяются по тому или иному  признаку. К формальным относятся  и геополитические регионы, туристическое сотрудничество в рамках которых диктуется геополитическими интересами государств и внешнеполитической конъюнктурой.
           3) Воображаемый (имиджевый) регион, создаваемый с той или иной  конкретной целью. Такой регион  часто не имеет определенных границ, они могут изменяться в зависимости от конкретных маркетинговых целей.
           Богатое историко-культурное наследие  стран региона является отражением  многовековой истории региона,  связанной в первую очередь  с историей Великого шелкового пути, простиравшегося от античного Рима до древней столицы Японии – Нары. Соответственно, эта обширная территория представляется туристам в первую очередь как регион Великого шелкового пути. Начиная с конца 80-х – начала 90-х годов XX века бренд «Великий шелковый путь» активно используется как в политической риторике стран региона, так и в информационно-коммерческой деятельности туристических предприятий, а сегодня это уже глобальный бренд, задействованный как в политических, так и в коммерческих целях.
           Ярким примером использования  этого бренда в создании имиджевого  региона является туристический  проект Всемирной Туристической  Организации ООН (ВТООН) «Великий  шелковый путь», инициированный  в 1993 году. Специальный логотип  туристического проекта ВТООН «Великий шелковый путь» активно используется как государственными организациями, так и частными предприятиями сферы туризма всех стран региона. Проведен ряд совместных маркетинговых инициатив туристических предприятий и стран региона в этом направлении. Одной из таких инициатив является проект консолидации усилий туристических предприятий – Silk Road Destinations.
         Туристический проект «Великий  шелковый путь» является трансконтинентальной  концепцией создания туристического  имиджа целого региона, нуждающейся в кооперации и активном сотрудничестве между находящимися в нем странами. Имидж туристического региона является одним из самых важных элементов, привлекающих туристов, мотивирующих визит, таким образом, активизируя всю туристическую систему.
           Как известно, сегодня на мировом  туристическом рынке конкурируют  не только туристические фирмы,  но и туристические страны, и  целые регионы. Конкурентами Великому  шелковому пути как туристическому  региону выступают путешествия  по Африке, Латинской Америке, странам Азиатско-Тихоокеанского региона и др. В условиях жесткой конкурентной борьбы странам и их туристическим фирмам приходится искать новые пути для лучшего продвижения своего турпродукта. Опыт показывает, что одним из наиболее эффективных путей в этом направлении является объединение усилий нескольких фирм или нескольких стран. Объединяясь в различные региональные проекты, туроператоры ставят перед собой такие задачи, как интенсификация продвижения турпродукта стран региона на рынках развитых государств, увеличение объемов оказываемых услуг путем усиления эффективности маркетинговых работ и снижения расходов на маркетинг, создание совместной рекламной продукции и увеличение ее эффективности, снижение расходов на участие в международных туристических ярмарках и более активное участие в различных международных туристических мероприятиях, взаимное представление и продвижение друг друга перед потенциальными партнерами. Главная же суть совместной деятельности – создание качественно нового туристического продукта – мультинациональных туров по региону.
           Этими очевидными выгодами и  руководствуются туроператорские  компании Армении, Грузии, Азербайджана  Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Китая и  других стран региона Шелкового пути, когда участвуют в региональных туристических проектах и организовывают различные совместные стенды на международных туристических ярмарках. Такие совместные стенды туркомпаний региона функционируют на туристических ярмарках ежегодно с 2001 года и вызывают огромный интерес к ним со стороны профессионалов туристического бизнеса из различных стран мира.
           Идеи объединения маркетинговых  и рекламных усилий по продвижению  на мировом туристическом рынке  общего турпродукта – региональных  туристических маршрутов – требуют своего дальнейшего развития. Например, учреждение и создание региональной ассоциации – Silk Road Travel Association. Ассоциация смогла бы объединить всех участников туристического рынка региона: входящие в него национальные туристические администрации, туроператорские компании, туристические агентства, гостиницы, авиакомпании, транспортные компании и т. д., а также выполнять целый ряд задач по усилению и продвижению туристического имиджа региона на мировой туристический рынок.
           Исходя из опыта таких региональных ассоциаций, как Pacific Asia Travel Association, African Travel and Tourism Association, Latin American Travel Association, можно успешно построить и работу Silk Road Travel Association. Вместе с другими уставными функциями эта региональная ассоциация могла бы взять на себя и следующие задачи:
      - в целях привлечения большего  количества туристов в регион  – организовывать в развитых  странах совместные различные  промоушн-мероприятия;
      - в целях интенсификации продвижения  турпродукта стран Шелкового пути на рынках развитых государств – инициировать создание в развитых странах единых туристско-информационных центров «Silk Road Travel Information Centers» («Информационные центры путешествий по Шелковому пути»);
      - в целях создания платформы для деловых контактов между туристическими предприятиями региона – рассмотреть вопрос об организации и проведении ежегодной единой региональной туристической ярмарки «Tourism on the Great Silk Road» («Туризм по Великому шелковому пути»);
      - в целях активизации рекламно-информационной работы по продвижению региональных туров – издавать туристический журнал «Travelling on the Great Silk Road» («Путешествия по Великому шелковому пути»);
      - в целях лучшей информированности  профессиональных работников сферы туризма, формирующих потоки туристов в страны региона, – выпускать интернет-газету «Silk Road News Caravan» («Караван новостей Шелкового пути») и распространять информацию о новостях в сфере туризма стран региона: строительстве отелей и дорог, открытии новых авиарейсов, визовой системе, таможенных правилах и т.д.
      - в целях активизации привлечения  внутрирегиональных инвестиций  в индустрию туризма – содействовать  в подготовке и проведении  в государствах региона Инвестиционных  форумов индустрии туризма; 
      - в целях поддержки устойчивого экономического сотрудничества в области туризма между странами региона, создания единого туристического пространства в регионе, – содействовать выработке новых импульсов совместной работы по реализации имеющегося в регионе огромного потенциала для расширения внутреннего межгосударственного сотрудничества в сфере туризма.
           Идея создания Аассоциации Silk Road Travel Association, способствующей консолидации  усилий по развитию туризма  в регионе, найдет безусловную  поддержку Всемирной Туристической Организации ООН, которая разработала и успешно осуществляет долгосрочный туристический проект «Великий шелковый путь». Как известно, к реализации этого проекта привлечены 19 стран, большое количество организаций и частных лиц.
 

2.2. Региональная экономика туризма
     В условиях сохранения и развития рыночных отношений для научного обоснования  радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производственных сил, об экономике регионов.
     В настоящее время основная хозяйственная  деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать  межрегиональные связи и связи  с другими странами.
     Каждый  регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.
     Каждый  регион занимает определенное место  в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает особенно большую значимость научным знаниям о регионах, изучению региональной экономики.
     Особенно  важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.
     Региональная  экономика туризма - это одна из важнейших  отраслей экономических знаний в  туристическом бизнесе.
     К числу факторов, обуславливающих экономическое развитие регионального туризма следует отнести:
      рост численного населения, особенно городского, в регионе;
      рост реальных доходов и соответственно покупательной способности населения;
      изменение соотношения рабочего и свободного времени населения в регионе;
      изменение структуры потребительского спроса (увеличение спроса на услуги, в частности на туризм, образование, здравоохранение и т.д.);
      развитие регионального транспорта;
      развитие региональных средств массовых коммуникаций; повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе, что способствует развитию стремления к познанию опыта других стран в своей профессиональной деятельности;
      перераспределение собственности в регионах;
      качественное изменение управленческих региональных функций;
      необходимость обеспечения экономической самодостаточности территорий на основе, прежде всего эндогенных процессов регионального общественного воспроизводства;
      специализация экономических регионов на определенных видах экономической деятельности.
     При этом основными задачами экономики регионального туризма можно назвать:
      разработку теории экономики регионального туризма с учетом конкретной и перспективной социально - экономической ситуации (например, для рыночной системы хозяйства, для территорий нового освоения; для изменения туристского профиля обжитых территорий и т.п.);
      перенесение центра тяжести экономики регионального туризма в условиях суверенизации республик и районов, входящих в состав России, с вопросов размещения на проблемы социального и экономического развития туризма в регионах;
      изучение проблем размещения туристских производственных сил по регионам и выработка принципов в пределах региона;
      исследование тенденций в межрегиональных связях в сфере туризма (производственная и социальная интеграция регионов);
      разработку принципов формирования новых туристских регионов (как правило, на базе вновь создаваемых туристских ресурсных баз);
      анализ территорий со сложившимися туристскими ресурсами и их места и роли в развитии промышленного и сельскохозяйственного производства;
      обоснование размещения в конкретных регионах крупных туристских объектов как очагов концентрации туристского бизнеса в целях их последующего увеличения или рассредоточения);
      разработку схем производственной интеграции регионов для "экспорта" туристских региональных продуктов.
     Экономика регионального туризма является часть экономики хозяйственного единого комплекса региона.
     При изучении развития туризма в регионе  необходимо глубокое понимание современной  экономической ситуации в нем. Известно, что при вхождении в рынок все регионы России испытывают кризис, идет процесс ломки структуры экономики, часто очень болезненный. Проявляется дезинтеграция экономического пространства, разрыв связей между регионами.
     Концепция комплексного развития туризма в любом регионе основывается на следующих подходах:
     Рекреационный подход, который включает ряд основополагающих моментов: оценку природно-ландшафтного комплекса; определение состояния экологии местности, памятников истории и культуры и др.
     Этот  подход имеет существенный недостаток экономического порядка. Например, исследуя рекреационный потенциал Новосибирской  области, невозможно не остановится  на экономическом обосновании местных  условий. Целесообразно органически  увязать технологическую оценку рекреационных ресурсов с проектом создания типичного для данного региона горнолыжного объекта. Разработка проектов, в свою очередь, связана с расчетом готового эффекта использования местных рекреационных ресурсов, включая определение коэффициентов сезонности турбизнеса и напряженности турпотока.
     Экономический подход. Региональные программы развития туризма требует расчета стоимости туристского продукта исходя из этапов его движения: доставки туристов, их проживания и питания, досуговых мероприятий. Но это лишь издержки турорганизаций. За ними следует расчет прибыли. Он основывается, как правило, на среднеотраслевом уровне рентабельности (20 - 30). Дискуссионным остается вопрос о принципах включения налоговых ставок в стоимость турпутевок. Ведь налоги платят за уже реализованный товар. А до выхода на рынок - это "вещь в себе", и увеличивать стоимость турпутевки за счет будущих налоговых отчислений нерационально.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.