На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические последствия чрезвычайных ситуаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение   
Развитие человечества сопровождалось расширением ареала обитания людей, развитием техники и технологии производства. Это способствовало повышению интенсивности взаимовлияния общества и природной среды его обитания. 
Воздействие различных природных явлений на человека, общество и объекты материальной культуры, аварии в сфере производственной деятельности общества нередко влекут за собой человеческие жертвы. Они наносят ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, приводят к значительным материальным потерям и нарушению условий жизни населения. 
Усложнение технологических процессов в производстве является одной из причин увеличения масштабов неблагоприятных последствий воздействия на общество природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. 
По данным страховых организаций экономический ущерб от стихийных бедствий 60-е годы составил 40 миллиардов долларов США. В 80-х годах этот показатель вырос до 120 миллиардов. В первой половине 90-х годов ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е годы[1]. Можно предположить, что суммарный ущерб за 90-е годы приблизится к 400 миллиардам долларов США. 
По оценке МЧС России уже сейчас ущерб только от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим[2]. Эта проблема приобретает глобальный характер. 
Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития. 
В общем случае к экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций относят: 
· сокращение основных производственных мощностей в результате их полного или частичного разрушения; 
· потери объектов социально-культурной сферы; 
· выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота; 
· сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы; 
· снижение уровня жизни населения; 
· косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг; 
· расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т.п. 
К сожалению, на сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия “экономические последствия чрезвычайных ситуаций”. Как следствие – значительный разброс в оценках уровней экономического ущерба, выполняемых различными организациями. Например, по оценке перестраховочной компании “Munich Re” суммарный ущерб на 90-е годы прогнозируется в размере 280 миллиардов долларов[3]. В тоже время, данные о среднегодовом ущербе за начало 90-х годов выводят на сумму около 400 миллиардов долларов. 
Отсутствие единой методологии оценки экономических последствий чрезвычайных ситуаций приводит к тому, что на практике при оценке экономического ущерба принимаются во внимание только прямые потери материальных ценностей.

 
 
 
 
 
Содержание
    Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности

2.Методы оценки опасных    ситуаций.

    Экономический ущерб
    Формирование экономических механизмов обеспечения защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    Уровни безопасности
    Фонды безопасности
    Экономическая ответственность
    Регулирование безопасности
    Система стимулирования
10Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности

В связи с  ухудшением техногенной обстановки в России можно ожидать, что во многих случаях отдельные, даже небольшие  по своим масштабам производственные аварии и стихийные бедствия станут одной цепью, будут провоцировать и усиливать друг друга, а также вызывать системные эффекты, не поддающиеся локализации и имеющие огромные прямые и косвенные последствия, проявляющиеся на макроэкономическом уровне. Подобные чрезвычайные ситуации в той или иной мере оказывают влияние практически на все сферы существования человеческого общества и прежде всего на жизнедеятельность людей, а также и природную среду. Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых ведущую роль играют экономические показатели и методы определения ущерба от чрезвычайных ситуаций. Большое внимание в настоящее время уделяется экономическому обеспечению меро-приятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как основному элементу обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий (в денежных единицах) воздействия чрезвычайных ситуаций способствует правильному формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, населения и территорий от их последствий, что позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать ограни-ченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.
Статистика техногенных  и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10–15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4–5% от валового национального продукта.
По данным страховых  организаций, общемировой экономический  ущерб только от стихийных бедствий за 60-е гг. составил 40 млрд. долл. США. В 80-х гг. этот показатель вырос до 120 млрд. долл. США. В первой половине 90-х гг. ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е гг. Суммарный ущерб за 90-е гг. приблизится к 400 млрд. долл. США. По оценке МЧС России, уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобретает глобальный характер.
Подобное положение  вещей вынуждает учитывать возможный  экономический ущерб при разработке государственной экономической  политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.
Основные понятия. На сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия “экономические последствия чрезвычайных ситуаций”.
В целом к экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций относятся:
    сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;
    выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
    потери объектов социально-культурной сферы;
    сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
    снижение уровня жизни населения;
    косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
    расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т. п.
Реально на практике при оценке экономического ущерба принимаются  во внимание только прямые потери материальных ценностей. С принятием федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 11 ноября 1994 г. Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одна из целей настоящего закона — снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии и частных методик оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
К рассматриваемой проблеме применяются определенные понятия.
Риск — величина, характеризующая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах.
Опасность — это величина возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определения опасности объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность). При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, планировании размещения объектов на неизученной территории и т. п.) опасность приобретает потенциальный характер и выражается в стоимостной форме или процентах от стоимости объекта оценки.
Экономический ущерб — величина размера негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или денежных единицах.
Уязвимость — величина размера экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, зависящая от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации.
Необходимость изучения вышеперечисленных величин для сотрудников органов государственной власти и управления, в том числе менеджмента, очевидна. Их использование обеспечивает обоснованность принятия управленческих решений в сфере деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению финансовыми и материально-техническими ресурсами. 
 
 
 
 

Методы  оценки опасных    ситуаций.

Потенциальная опасность является универсальным  свойством взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами, все производственные процессы и технические средства потенциально опасны для человека. Всегда существует индивидуальная опасность — вероятность гибели от несчастного случая.   

Характер потенциальной  опасности меняется на всем пути развития человечества от чисто природных, естественных, факторов вначале до многочисленных негативных факторов антропогенного происхождения (высокие скорости и энергии, электрический ток, излучения, высокие температуры и др.). Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска.
Риск — вероятность реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, то есть отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима пока существует источник опасности. Обеспечение безопасности осуществляется снижением риска опасности до некоторого условленного приемлемого уровня. Риск может оставаться длительное время нереализованным или проявиться в форме несчастного случая.   

Основной характеристикой  уровня безопасности является величина допустимого (остаточного) риска для человека. Обеспечивается допустимый риск комплексом мероприятий: технических, технологических и организационных, — позволяющих свести к минимуму причины возникновения опасности. В каждом конкретном случае возникновение опасности в технической системе имеет многопричинный характер. Основная доля причин приходится на неправильные действия людей.   

К группе «человеческого фактора» относятся:
-          недостатки в профессиональной подготовке и слабые навыки действий в сложных ситуациях;
-          отклонения от нормативных требований в организации и технологии производства;
-          технологическая недисциплинированность исполнителей;
-          слабый контроль или неисполнительность в проведении регламентных испытаний оборудования и поверки контрольно-измерительной аппаратуры;
-          наличие факторов дискомфорта в работе, вызывающих процессы торможения, утомления, перенапряжения организма человека и т. п.;
-          неиспользование необходимых средств индивидуальной защиты и безопасности.
Опасности технического характера  обусловлены:
— неисправностью технических средств;
— недостаточной  надежностью сложных технических  систем;
— несовершенством  конструктивного исполнения и недостаточной  эргономичностью рабочих мест;
— отсутствием или неисправностью контрольно-измерительной аппаратуры и средств сигнализации.
Опыт взаимодействия человека с техническими системами  позволяет идентифицировать травмирующие и вредные факторы, а также  выработать методы оценки вероятности  появления опасных ситуаций. Прежде всего, это накопление статистических данных об аварийности и травматизме, различные способы преобразования и обработки статистических данных, повышающие их информативность. Недостатком этого метода является его ограниченность, невозможность экспериментирования и неприменимость к оценке опасности новых технических средств и технологий.   

Значительное  развитие и практическое применение получила теория надежности. Надежность — это свойство объекта сохранять  во времени в установленных пределах значения всех параметров, позволяющих выполнять требуемые функции. Для количественной оценки надежности применяют вероятностные величины.   

Одно из основных понятий теории надежности — отказ. Отказ — это нарушение работоспособного состояния технического устройства из-за прекращения функционирования или из-за резкого изменения его параметров. В теории надежности оценивается вероятность отказа, то есть вероятность того, что техническое средство откажет в течение заданного времени работы. Теория надежности позволяет оценить срок службы, по окончании которого техническое средство вырабатывает свой ресурс и должно подвергнуться капитальному ремонту, модернизации или замене. Техническим ресурсом называется продолжительность непрерывной или суммарной периодической работы от начала эксплуатации до наступления предельного состояния.   

Возможности электронно-вычислительной техники позволяют развивать  метод моделирования опасных  ситуаций. Моделирование оперирует  формализованными понятиями. Формализация — это упорядоченное и специальным образом организованное представление исследуемых объектов с помощью различных физических и геометрических знаков. Формализации подвергаются статистические данные о происшествиях, структура и закономерности функционирования технических систем. Достоинством такого моделирования опасностей являются простота, наглядность и легкость математической алгоритмизации исследуемых производственных процессов и технических систем. На практике разрабатываются и применяются различные методы моделирования опасных ситуаций.   

Оценка вероятности  опасных ситуаций в системе «человек — техническая система» на стадии проектирования производства, технологий и технических систем позволяет  повысить их безопасность. Для этой цели разрабатываются программы  исследований факторов риска, испытания технических средств на соответствие требованиям безопасности. В случае невозможности надежного теоретического анализа применяются экспертные оценки. Методы экспертного оценивания используются при исследовании достаточно сложных объектов, когда имеются трудности в создании достоверных моделей функционирования больших систем.   

Применяя различные  методы, можно проводить систематические  исследования на стадии проектирования и в ходе эксплуатации как целого предприятия, так и отдельной технической единицы. Выявление, анализ и устранение дефектов повышает надежность технологий и технических систем.
   

Экономический ущерб

Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законнодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.
Экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определять как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме. По сути, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.
Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.

На  макроэкономическом уровне экономический  ущерб от аварий, катастроф, стихийных  бедствий помимо ущерба, нанесенного промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, дополнительно  включает следующие  элементы:

а) прямой экономический ущерб, состоящий из:
    затрат на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    единовременных выплат семьям погибших и пострадавших;
    расходов по приобретению необходимых медикаментов и оборудования;
    расходов по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации чрезвычайных ситуации;
    затрат на обеспечение жилым фондом лиц, потерявших кров;
    затрат на восстановление государственных предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим фирмам;
    расходов по выплате пособий лицам, ставшим в результате чрезвычайной ситуации инвалидами, сиротами и т. п.;
    затрат на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации;
б) косвенный экономический ущерб государству, представ-ляющий собой не определенные четко, неадресные расходы, к которым относятся:
    расходы государственных внебюджетных фондов по медицинскому санаторно-курортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации;
    снижение финансовых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней; в результате сокращения налогооблагаемой базы как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие чрезвычайной ситуации.

          Формирование экономических  механизмов обеспечения  защиты объектов  экономики, населения  и территорий от  чрезвычайных ситуаций

Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и тер-риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов (страхование, лицензирование, декларирование, льготы по налогам, кредиту, амортизации и т. п.), позволяющих достигнуть рациональный уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.
Основные критерии построения этих механизмов — развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и эффективной ликвидации их последствий.
В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:
    снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;
    функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;
    возложение материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующие предприятия и организации;
    экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.
В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется по следующим направлениям:
    установлению экономической ответственности за риск возникновения чрезвычайных ситуаций и причиненный ущерб, предусматривающий гарантии его возмещения;
    формированию системы экономического регулирования и финансированию мероприятий по снижению такого риска, а также предупреждению и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    созданию системы экономического стимулирования предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    организации деятельности по экономическому стимулированию инвестиций в мероприятия по предупреждению ЧС, уменьшению и ликвидации их последствий;
    совершенствованию ценообразования на продукцию, создаваемую в условиях риска возникновения техногенных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
    объединению и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов субъектов РФ с целью экономически эффективного решения проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными элементами экономических механизмов следует  считать уровни и фонды безопасности, экономическую ответственность, регулирование  безопасности, систему стимулирования.

Фонды безопасности

В целях упорядочения источников финансирования деятельности по защите объектов экономики, населения, территорий от чрезвычайных ситуаций создаются территориальные и местные фонды безопасности.
Территориальные фонды безопасности формируются  на предприятиях, на которых возможны чрезвычайные ситуации, а также при органах самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ.
Основными источниками  территориальных фондов безопасности могут стать платежи предприятий  за риск возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение технологических и технических параметров технологических процессов, аварийные выбросы (сбросы) АХОВ, РВ или других опасных веществ.
Кроме того, эти фонды могут получать средства за счет:
    платежей предприятий за сверхнормативное и некомпетентное использование, а также потери природных ресурсов и получаемого из них сырья;
    взыскания по искам в возмещение ущерба, причиненного государству, вследствие нарушения законодательства по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
    штрафов, взыскиваемых в административном и судебном порядке с должностных лиц и отдельных граждан, виновных в таком нарушении;
    добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных организаций и граждан;
    доходов от проведения займов, лотерей и других коммерческих мероприятий, направленных на снижение риска чрезвычайных ситуаций.
Средства территориальных  фондов безопасности, как правило, расходуются  на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию и капитальный  ремонт объектов с целью преду-преждения  возникновения на них чрезвычайных ситуаций, уменьшения ущерба и ликвидацию их последствий, частичное или полное погашение кредитов банка, получение которых предусмотрено региональными, республиканскими и союзными программами, направленными на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение ущерба и ликви-дацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Местные фонды  безопасности формируются на уровне краев, областей и наиболее опасных  в отношении чрезвычайных ситуаций городов.
Фонды безопасности могут образовываться и путем специального налогообложения опасных технологий, аварийно и потенциально опасных объектов, страхования предприятий, лиц, домашних и сельскохозяйственных животных, жилых и нежилых помещений, производственной и социальной инфраструктуры (земли, недр, воды, леса, растительного и животного мира) на случай их утраты в результате чрезвычайных ситуаций. Средства этих фондов должны идти на финансирование работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе на проведение спасательных операций, а также на оказание экономической помощи отдельным субъектам РФ и регионам для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Экономическая ответственность

В условиях экономики рыночного типа ответственность за ущерб, причиненный техногенными чрезвычайными ситуациями, лежит на промышленном объекте, являющемся ее источником. Но, как правило, ущерб намного превосходит финансовые возможности объекта по его возмещению. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда должна играть система страхования, которая обеспечит создание специальных страховых фондов.
В настоящее  время в законодательном порядке  утверждено обязательное государственное  страхование ответственности опасных промышленных объектов экономики за причинение вреда при их эксплуатации. Так, статья 15 п. 1 федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г. № 116 требует “...организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среды в случае аварии на опасном производственном объекте”.
В 1998 г. Госгортехнадзором  России одобрены и рекомендованы к практическому использованию Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности, утвержденные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС).
На основании  данных вышеприведенного федерального закона, его приложений № 1 и 2, а также  принятых правил минимальный размер страховой суммы страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в зависимости от их категорий может составить 1 тыс., 10 тыс. и 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных законо-дательством РФ на день заключения договора страхования ответственности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.