На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кривые Энгеля и их изменения по странам

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова»
Факультет управления 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по микроэкономике
КРИВЫЕ  ЭНГЕЛЯ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ ПО СТРАНАМ 
 
 
 

                Выполнил  студент I курса,
                13 группы кафедры общего и специального  менеджмента
                Ступаков  Антон Альбертович
                Научный руководитель
                Сивоброва Ирина Анатольевна
                Кандидат  экономических наук,
                Доцент  кафедры международного маркетинга 
                 
                 
                 

Архангельск
2009
Содержание 

Введение………………………………………………………………………...…3
    Сущность кривых Энгеля……………………………………………………..5
      Закон Энгеля……………………………………………………………….5
      Построение кривых Энгеля……………………………………………….6
    Практическое применение кривых Энгеля…………………………………15
      Кривые Энгеля для СССР и Российской Федерации…………………..15
      Кривые Энгеля для стран ЕС: Швеции, Великобритании и Франции..18
      Кривые Энгеля для США и Японии…………………………………….21
      Кривые Энгеля для быстро развивающихся стран: Китай и Индия….23
    Сравнение кривых Энгеля для России и рассмотренных стран…………..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения……………………………………………………………………...32
 

Введение.
В микроэкономике немалое внимание уделяется исследованию теории потребительского спроса. Причина этого крайне проста: по сути своей, вся экономика строиться на взаимодействии спроса и предложения. Обладая знаниями о фундаменте этой науки, можно увереннее исследовать сложные и более противоречивые явления. Кроме того, теория потребительского спроса помогает анализировать и предугадывать выбор потребителя при изменении тех или иных условий, что позволяет фирмам, нацеленным на увеличение собственной прибыли, функционировать эффективнее. Особенно важным  становиться умение анализировать поведение потребителя в свете развивающегося экономического кризиса. В условиях кризиса, с одной стороны приходиться проводить более активную и гибкую политику фирмы в связи с изменениями факторов производства, а с другой, более важной, требуется точно знать, как кризис отразиться на предпочтениях потребителя и успеть вовремя и правильно отреагировать. Так как во время кризисных явлений меняется доход покупателей и именно из-за этого меняется потребление товаров и услуг, помочь анализу могут кривые Энгеля.
Кривые  Энгеля отражают лишь часть вариантов  выбора потребителя, т.к. они показывают возможные изменения расходов на покупку определенных товаров и  услуг только при изменении доходов. Используя данное свойство кривых Энгеля, можно предугадывать поведение потребителя. В случае, если требуется построить для дальнейших исследований сами кривые, можно пойти обратным путем – основываясь на информации об изменениях в доходе потребителя и его расходах, вычертить новые графики.
Актуальность  данной работы состоит в том, что она может дать практический навык построения и дальнейшего исследования кривых Энгеля для изучения изменений спроса, а так же помочь в изучении различий потребительского выбора в различных группах стран. Эти знания и навыки могут помочь при анализе социально-экономической ситуации в различных странах.
Цель  данной работы – отразить сущность кривых Энгеля, построить кривые Энгеля для отдельных групп стран  и сравнить их с кривыми для  России.
      Задачи  данной работы – изучить сущность кривых Энгеля, показать алгоритм построения кривых Энгеля, построить кривые для СССР, России, а также для трех групп стран (стран, входящих в Европейский союз, США И Японии, а также для стран, чья экономика развивается бурными темпами в течение последних 10 лет). Для решения поставленных задач необходимо проанализировать статистику доходов и расходов домашних хозяйств исследуемых стран. Кроме того, задачей является анализ полученных данных и сопоставление кривых Энгея и статистики потребления для России и рассмотренных зарубежных стран.
 


      1. Сущность кривых  Энгеля
1.1 Закон Энгеля
Понятие кривых Энгеля и закона Энгеля появилось  еще в XIX веке. Немецкий статистик Эрнст Энгель (1825 – 1896), работая над статическими данными разных лет и разных стран, заметил, что потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем предметов первой необходимости. То есть постепенное уменьшение относительной доли расходов на питание в бюджете по мере его роста. Вот его слова: «Исследование различных бюджетов показало не только то, что чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание, но также, что питание, кроме того, ухудшается; оно показало далее, что чем меньше доход, тем большая его часть приходится на физическое содержание и меньше остается для духовного развития»1. Таким образом, он сформулировал закон потребления, позже названный его именем. Смысл закона заключается в том, что доля национального дохода, израсходованного на продукты питания, является показателем уровня благосостояния. Чем ниже эта доля, тем выше благосостояние.
     Заслуга Эрнста Энгелья не только в том, что  он вывел одно из первых теоретических заключений о характере распределения доходов. Кроме этого, одно из следствий этого суждения используется в мировой практике и в наши дни. Семья считается бедной, если она тратит больше 50% своих доходов на питание. И, наконец, именно Эрнст Энгель первым заявил о том, что со временем разрыв между экономически развитыми и развивающимися странами будет только увеличиваться.
     Не  осталась подобная зависимость без  внимания и в России. В начале XX века исследователь В.Ф. Арнольд рассматривал статистику доходов и расходов семей в Воронежской губернии и выявил математическую закономерность. Он обнаружил, что увеличение потребления отдельных благ по мере роста благосостояния семей описывается формулой
     R=a + bB,
Где R – расход на потребляемое благо
       B – Общий денежный бюджет
      a и b – константы, различающиеся по группам семей разного достатка.
     Дж. Кейнс в своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» тоже упоминает о зависимости между величиной дохода и его частью, которая тратится на потребление. Функция этой зависимости по Кейнсу такова:
     C=C0 + cY,
Где C0 - минимальный независимый от уровня дохода объем потребления
        c – отношение приращения потребления к приращению дохода
       Y – величина дохода2.
     Графическое изображение кривых Энгеля появилось  несколько позже. 

1.2. Построение кривых Энгеля
     Построение  кривых Энгеля требует определенной подготовки. Перед построением требуется  составить карту кривых безразличия, знать бюджетную линию и кривые «доход – потребление».
     Так как кривые Энгеля показывают зависимость увеличения доходов и изменение их распределения, то при построении кривых нужно учитывать несколько наборов товаров и услуг, которые приобретаются потребителем за определенный период времени. Иначе говоря, необходимо построить карту безразличия.
     Кривая  безразличия – совокупность всех точек на графике потребительского множества, иллюстрирующая все возможные  комбинации товаров, которые обеспечивают потребителю один и тот же уровень полезности.
     Карта безразличия – множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для  данного потребителя.
     Предположим, что потребитель тратит все свои доходы на покупку только двух товаров: X и Y.  

       
     Рис. 1. Кривая безразличия для товаров  X и Y. 

     Изображенная  на рисунке один кривая безразличия  показывает, что полезности наборов A и B товаров X и Y для потребителя одинаковы, т.е.  наборы A и B лежат на одной кривой безразличия.  

     
     Рис. 2. Карта безразличия  для товаров  X и Y.
     Если  с точки зрения потребителя наборы A и B равноценны, то точки A и B лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, показывает более предпочтительный для данного потребителя набор товаров. Набор H (товара Y он содержит столько же, сколько и набор A, а товара Х в нем меньше) будет предпочтительнее набора A.
     Но  выбор потребителя ограничен  не только самими наборами товаров, но и бюджетом потребителя. Бюджет дает информацию о том, какое количество средств достаоточно для расходования в данный период времени. Доход потребителя и покупательная сила денег (способность денежной единицы быть обмененной на определенное количество товаров и услуг) составляют бюджетное ограничение. Предположим, что потребитель тратит все свои доходы только на набор товаров X и Y. Тогда уравнение бюджетного ограничения будет выглядеть так: 

     I = PXQX +  PYQY,
     
     Рис. 3. Бюджетная линия для товаров  X и Y.  

     График бюджетной линии для товаров X и Y показывает все возможные варианты наборов данных товаров, которые может себе позволить потребитель. Те наборы, которые лежат ниже бюджетной линии, свидетельствую о неэффективном распределении доходов или же о том, что у потребителя есть накопления. Приобретение наборов, лежащих выше бюджетной линии, невозможно.
     Покупатель  стремится получить наивысший уровень  полезности, расходуя свой доход на товары и услуги, имеющиеся на рынке, что следует из принципа равновесия потребителя. Следовательно, чтобы получить максимальный эффект от приобретения товаров, нужно найти такую комбинацию, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении. Для этого нужно совместить карту безразличия и бюджетную линию.
       
     Рис. 4. Совмещение бюджетной линии и  карты безразличия.
     На  рис. 4 набор товаров G является оптимальным для потребителя. Набор H лежит на той же кривой безразличия, но не является наиболее приемлемым, т.к. полезность набора G больше полезности набора H.
     Рассмотренные случаи применимы при условии  неизменного дохода. Если же доход  изменяется, то вместе с ним сдвигается параллельно бюджетная линия (приближается к началу координат в случае его уменьшения и отдаляется от начала координат в случае его увеличения). Предположим, доход увеличивается. Это ведет к тому, что становятся доступны наборы товаров, лежащие на дальних кривых безразличия. На каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее оптимальный наборы продуктов, которые на рис. 5 являются точками касания линии бюджетного ограничения к кривой безразличия.
     
     Рис. 5. Кривая «доход - потребление» (ICC).
     Кривая  «доход - потребление» для качественных, некачественных и нейтральных товаров имеет различный наклон. Но следует отметить, что для разных потребителей понятие о различных видах товаров будут индивидуальны. То есть для одного потребителя качественным товаром будет являться тот, который для другого некачественный товар. В этом случае на осях будут отмечены количество расходов на отдельный товар и расходы на прочие товары.
     Кривая  «доход - потребление» для качественных товаров будет иметь положительный наклон, т.к. с увеличением доходов растет их потребление. На рис. 6 товар X – качественный.
     
     Рис. 6. Кривая «доход - потребление» для  качественных товаров.
     Доля  некачественных товаров при увеличении дохода потребителя будет уменьшаться, потребитель будет стремиться приобрести товар или услугу более высокого качества. На рис. 7 X – некачественный товар. 

     
     Рис. 7. Кривая «доход - потребление» для  некачественных товаров.
     При увеличении дохода расходы на нейтральные  товары (товаров первой необходимости и т.п.) не изменятся. На рис. 8 X – нейтральный товар.
     
     Рис. 8. Кривая «доход - потребление» для  нейтральных товаров.
      На  основе карты безразличия и линии  бюджетного ограничения строится кривая «доход - потребление», а на основе кривой «доход - потребление» строится кривая «доход – расходы», или же кривая Энгеля. Кривая Энгеля выражает соотношение между денежными доходами потребителя и количеством приобретаемого товара X за определенный период времени. Необходимо отложить доход на горизонтальной оси, а количество приобретенного товара, соответствующее этому доходу – на вертикальной.
      На  рис. 9 товар X – продовольственный товар. При увеличении дохода потребитель приобретает большее количество товара X, но это происходит постепенно.
      
      Рис. 9. Кривая Энгеля для продовольственных товаров.
      На  рис. 10 товар X – высококачественный товар, предмет роскоши. При резком понижении дохода резко понижается доля предметов роскоши, приобретаемых потребителем.
      
      Рис. 10. Кривая Энгеля для высококачественных товаров и услуг.
      На  рис. 11 товар X – промышленный товар. При повышении дохода уровень расходов на эти товары постепенно растет, со временем стабилизируется, а потом происходит новый этап ростов расходов на подобные товары.
      
      Рис. 11. Кривая Энгеля для промышленных товаров стандартного потребительского качества.
      Соединив  рис. 9-11, можно проанализировать изменение  расходов на спектр товаров и услуг разного вида при изменении дохода. Происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества, и в конце высококачественными товарами и услугами. Причем, даже после перехода к потреблению высококачественных товаров происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, используемые для повседневных нужд. Это происходит из-за постоянного научно-технического прогресса, устаревания и изнашивания товаров промышленной сферы (точка F).3
      
      Рис. 12. Кривые Энгеля для нескольких видов товаров и услуг.
      Форма кривой Энгеля выражает информацию о  способности товара реагировать  на изменения в доходах. Кривая Энгеля показывает, что приобретаемый товар  X слабее реагирует на изменение в доходах с возрастанием этих доходов. Кривая Энгеля для блага, которое потребляется безотносительно к уровню дохода потребителя, имеет форму горизонтальной прямой.
      Наклон  кривой в любой своей точке  определяет предельную склонность к потреблению товара X. Средняя склонность к потреблению данного товара – это отношение общего его потребления к общему доходу, который характеризуется наклоном прямой, проведенное из начала координат до точки кривой. Отношение предельной склонности к потреблению товара к средней склонности к потреблению представляет собой эластичность спроса по доходу для данного товара. Наклон кривой выражается по формуле:
      
I/
Qx4

      Таким образом, исследуя кривых Энгеля для  различных товаров и услуг, можно проанализировать изменения рыночной конъюнктуры товаров и услуг. Благодаря изучению кривых Энгеля, можно установить, какие товары относятся к той или иной группе для определенных слоев населения.
2. Практическое применение  кривых Энгеля
      Для построения кривых Энгеля по странам  мы взяли среднестатистический доход  одной семьи, а также проценты расходов на основные виды товаров  и услуг: продукты питания, плата  за коммунальные услуги, транспорт, расходы  на отдых, а также прочие товары и  услуги. Возможные сбережения включаются в прочие товары и услуги 

2.1 Кривые Энгеля для СССР и Российской Федерации
      Статистика  по СССР.
      Заработные  платы и расходы будут выражены в рублях. Для СССР средние показатели годового дохода5 в 1980 году – 2088 р., 1985 – 2388 р., 1990 – 3636 р. Расходы приведены в таблице, приложение 1.
      
      Рис. 13. Кривые Энгеля для СССР в период 1980 - 1990 гг.
      1. Расходы на продукты питания
      2. Расходы на одежду
      3. Расходы на жилищно-коммунальные  услуги
      4. Расходы на транспортные услуги
      5. Расходы на отдых
      6. Расходы на медицинские услуги
      7. Расходы на прочие товары и  услуги
 

      Статистика по РФ.
      Средний годовой доход для Российской Федерации в год6: в 1997 году – 14880, 2000 – 26676, 2004 – 80880, 2007 – 114600. Расходы приведены в таблице, приложение 2.
      Для того, чтобы можно было сопоставлять кривые Энгеля для России и зарубежных стран, выразим доходы и расходы  домашних хозяйств в долларах. 1 доллар = 25 рублей.
      Тогда среднегодовой доход в 1997 г. составлял 595 долларов, 2000 – 1067, 2004 – 3235, 2007 – 4584.
      
      Рис. 14. Кривые Энгеля для России в период 1997 – 2007 гг.
      1. Расходы на продукты питания
      2. Расходы на одежду
      3. Расходы на жилищно-коммунальные  услуги
      4. Расходы на транспортные услуги
      5. Расходы на отдых
      6. Расходы на медицинские услуги
      7. Расходы на прочие товары и  услуги 

      Как видно из графиков кривых Энгеля, расходы  на основные группы товаров росли  и в СССР, и в настоящее время. Но стоит отметить, что это происходит из-за того, что заработные платы, особенно в период с 1997 до 2007 года сильно увеличились, а следовательно увеличился спрос на некоторые товары (предметы роскоши, дорогостоящие товары, которые раньше потребителю не были доступны.). При этом растут и цены на товары, вследствие чего расходы в денежном выражении увеличиваются, хотя процентная доля расходов на базовые товары (продукты питания, одежда) уменьшаются. Кроме того, период с 1990 по 1997 год – начало переходного этапа к рыночной экономике, ситуация в стране была нестабильна и материальное положение потребителей было на невысоком уровне.
      Итак, сравнивая кривые Энгеля для СССР и России, можно отметить, что  в настоящее время происходит значительный рост доли расходов на товары и услуги, которые не входят в  список основных. Сюда же можно отнести  и рост сбережений потребителей. Таким образом, социально-экономическая ситуация в России меняется, и это вызывает изменение положения кривых Энгеля. Процентная доля расходов на продукты питания уменьшается, а следуя закону Энгеля, это является свидетельством экономического развития страны.
 

2.2. Для стран, входящих в ЕС: Швеция, Великобритания и Франция
      Для того, чтобы было удобнее сравнивать полученные результаты по различным  странам, мы возьмем единую денежную единицу – евро. Статистика взята  за 1997, 2000, 2004 и 2007 года.
      Статистика  по Швеции
      1 евро = 8 норвежских крон
      Средний годовой доход на семью в Швеции (в евро): 1997 г. – 25000; 2000 г. – 25252; 2004 г. – 25316; 2007 г. – 25331. Ниже приведена таблица статистических данных для некоторых лет по ряду основных направлений расходов семей7. Расходы приведены в таблице, приложение 3.
      
      Рис. 15. Кривые Энгеля для Швеции в период 1997-2007 гг.
      1. Расходы на продукты питания
      2. Расходы на одежду
      3. Расходы на жилищно-коммунальные  услуги
      4. Расходы на транспортные услуги
      5. Расходы на отдых
      6. Расходы на медицинские услуги
      7. Расходы на прочие товары и  услуги 

      Статистика  по Великобритании.
      1 евро = 1,5 фунтов стерлингов
      Средний доход на семью в Великобритании (в евро): 1997 г. – 24960; 2000 г. – 29700; 2004 г. – 32760; 2007 г. – 35640. Ниже приведена таблица статистических данных для некоторых лет по ряду основных направлений расходов семей8. Расходы приведены в таблице, приложение 4.
      
      Рис. 16. Кривые Энгеля для Великобритании в период 1997-2007 гг.
      1. Расходы на продукты питания
      2. Расходы на одежду
      3. Расходы на жилищно-коммунальные  услуги
      4. Расходы на транспортные услуги
      5. Расходы на медицинские услуги
      6. Расходы на отдых
      7. Расходы на прочие товары и услуги
      Статистика  по Германии.
      Средний доход на семью во Франции (в евро): 1997 г. – 33249; 2000 г. – 35807; 2004 г. – 38007; 2007 г. – 41031. Ниже приведена таблица статистических данных для некоторых лет по ряду основных направлений расходов семей9. Расходы приведены в таблице, приложение 5.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 17. Кривые Энгеля для Франции в период 1997-2007 гг.
      1. Расходы на продукты питания
      2. Расходы на одежду
      3. Расходы на жилищно-коммунальные  услуги
      4. Расходы на транспортные услуги
      5. Расходы на медицинские услуги
      6. Расходы на отдых
      7. Расходы на прочие товары и  услуги
      Итак, сравнивая кривые Энгеля для Швеции, Великобритании и Франции, можно видеть схожую ситуацию: доход растет, расходы на продукты питания и одежду уменьшаются, но значительно увеличиваются расходы на жилье и другие товары и услуги. По закону Энгеля, подобная ситуация характерная для развитых в экономическом и социальном плане стран. Такие показатели европейских стран могут объясняться относительно невысоким процентом инфляции, большим ростом заработных плат и других возможностей для получения дохода. Но плата за жилищно-коммунальные услуги и транспорт там довольно большая и увеличивается с каждым годом, что ведет к довольно большому росту доли расходов на эти услуги.  

2.3. Для США и Японии
      Статистика  по США.
      Средний доход на семью в США (в долларах): 1997 г. – 36684; 2000 г. – 41532; 2004 г. – 48596; 2007 г. – 56304. Ниже приведена таблица статистических данных для некоторых лет по ряду основных направлений расходов семей10. Расходы приведены в таблице, приложение 6.  

      
      Рис. 18. Кривые Энгеля для США в период 1997-2007 гг.
      1. Расходы на продукты питания
      2. Расходы на одежду
      3. Расходы на жилищно-коммунальные  услуги
      4. Расходы на транспортные услуги
      5. Расходы на медицинские услуги
      6. Расходы на отдых
      7. Расходы на прочие товары и  услуги 

      Статистика  по Японии.
      1 японская иена = 0, 0098 долларов
      Средний доход на семью в Японии (в долларах): 1997 г. – 38173; 2000 г. – 39492; 2004 г. – 39709; 2007 г. – 40250. Ниже приведена таблица статистических данных для некоторых лет по ряду основных направлений расходов семей11. Расходы приведены в таблице, приложение 7.
      
      Рис. 19. Кривые Энгеля для Японии в период 1997-2007 гг.
      1. Расходы на продукты питания
      2. Расходы на одежду
      3. Расходы на жилищно-коммунальные услуги
      4. Расходы на транспортные услуги
      5. Расходы на медицинские услуги
      6. Расходы на отдых
      7. Расходы на прочие товары и  услуги 

      Кривые  Энгеля для США и Японии имеют  несколько похожих тенденций: здесь  так же, как и в европейских странах, уменьшаются расходы на продукты питания и одежду, вместе с тем увеличиваются расходы на жилищно-коммунальные услуги. Но в США эти тенденции выражены гораздо ярче и отчетливее, чем в Японии. Ситуация в Японии относительно стабильна, там нет резких перепадов цен или размеров дохода. Поэтому видно, что показатели расходов на каждую группу товаров и услуг несильно меняется в течение 10 лет. В США, напротив, существует разница в этих показателях между 1997 и 2007 годах. Стоит отметить, что в США быстро увеличивается объем доходов и доля расходов на прочие товары и услуги. В США за рассматриваемые 10 лет значительно выросло количество частных предпринимателей, государство их поддерживает и они занимают свою нишу на американском рынке. Это приносит определенный доход, а поскольку частные предприниматели в США относительно успешны, то и их доход растет довольно быстро. Правда, в сегодняшней ситуации, когда США находится в состоянии экономического упадка, можно предположить, что доля расходов на прочие товары и объем сбережений потребителей в США сократится.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.