На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Взаимосвязь развития и образования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
    ЗАДАНИЕ 1………………………………………………………………
    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
    ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ………………………………………………...
      Факторы развития личности……………………………………
      Диагностика развития…………………………………………...
    ПОНЯТИЕ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………..
      Цели обучения…………………………………………………….
      Факторы обучения……………………………………………….
      Методы обучения…………………………………………………
      Мотивация обучения…………………………………………….
    ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ……………………….
      Подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения…………………………………………………………………
      Феномен «зона ближайшего развития»…………………………
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
    ЗАДАНИЕ 2 ………………………………………………………………
    ЗАДАНИЕ 3……………………………………………………………….
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
3 3
4
5
6
9
12
13
17
21
23 

23
24
27
29
31
33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
    ЗАДАНИЕ 1
 
     
    ВВЕДЕНИЕ
 
     Даная тема очень актуальна, так как  в настоящее время стоит проблема правильного и полноценного развития детей дошкольного и школьного возраста в связи с омоложением преподавательского состава. Эта проблема возникает из-за недостаточной компетенции молодых учителей, только закончивших обучение в высших образовательных учреждениях.
     В данной работе рассмотрим определения: развитие, развитие личности; укажем факторы, влияющие на развитие личности; изучим диагностику развитие. Пропишем признаки обучения, некоторые важные термины, главные звенья взаимодействия педагога и учащихся; цели обучения; главные задачи общеобразовательной школы; факторы обучения. Разберем комплексное влияние факторов обучения; выделим определения: метод обучения, классификация методов обучения. Рассмотрим классификацию методов обучения, получившую поддержку и распространение. Изучим мотивацию обучения и выведем понятия: мотивация и мотив.
     В заключении рассмотрим взаимосвязь  развития и обучения, а именно, подходы  к решению проблемы развития и обучения, и феномен «зона ближайшего развития». 
 
 
 
 
 
 
 

     
    ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ
 
     Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Процесс развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
     Человека, достигшего такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способного на самостоятельную преобразующую деятельность называют личностью. Понятие личности – социальная характеристика человека, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой.
     Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему.
     Развитие  человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и детерминирования лишь «врожденной потенцией»; развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может, - это лишь небольшая часть мнений представителей идеалистической философии.
      a. Факторы развития личности
     Познать закономерности человеческого развития – значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результат данного процесс?
     Фактор  – веская причина, обусловленная  совместным влиянием нескольких простых  причин (переменных).
     Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием 3-х генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Схема, заимствованная у Й. Шванцары, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития. Базу (см. рис. 1) образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщенным термином «наследственность».врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных фактров может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного и другого внешнего слагаемого (вершины С1 или С2) негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развиваются как средой, так и воспитанием (треугольник АВС3). Данная схема должна одновременно демонстрировать, что один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависимости от их согласованности.
     Природное (биологическое) в человеке – это  то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены. 

Рис. 1.  

     Наследственные программы развития человека включает детерминированную (продолжение человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления) и переменную части.
     К наследственным свойствам относятся  также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
     Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Рассматривая способности  как индивидуально-психологические  особенности личности, как условия  успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков 

     
    Диагностика развития
     В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной  диагностике достигнутого учениками  уровня развития. Это связано с  тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя.
     Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области развития личности аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения.
     Физическое  развитие человека диагностируется  сравнительно просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные  тесты (нормативы), измеряющие степень  развития как общих, так и специальных  качеств. В зависимости от того, как  человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрастными возможностями.
     Духовное, социальное развитие диагностировать  чрезвычайно сложно. Применяемые  для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, социальных и психологических данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, однако, нельзя давать общую оценку компонентов развития. Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых – важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств – тестирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    ПОНЯТИЕ ОБУЧЕНИЯ
 
     Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).
     Это очень сложный процесс объективной  действительности, уступающий, может  быть. Только процессами воспитания и  развития, составной частью которых  он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.
     Зачем же необходимо постоянно уточнять определения? Так ли они важны для практической деятельности? Эти вопросы постоянно возникают не только у студентов, но и у учителей. Отвечать на них нужно так – постоянное совершенствование понятий не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний, - значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты; выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся, - значит, учитель должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенствования и т.д.
     Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях.
     В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
     1. двусторонний характер
     2. совместная деятельность учителей  и учащихся
     3. руководство со стороны учителя
     4. специальная планомерная организация  и управление
     5. целостность и единство
     6. соответствие закономерностям возрастного  развития учащихся
     7. управление развитием и воспитанием учащихся
     Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
     Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определение: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
     Преподавание  – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
     Учение  – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
     Обучение  – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
     Учебный (дидактический) процесс содержит следующие  главные звенья взаимодействия:
Деятельность  педагога Деятельность  обучаемых
    разъяснение учащимся целей и задач обучения
    ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)
    управление процессом осознания и приобретения знаний, умений
    управление процессом перехода от теории к практике
    проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся и т.д.
    собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
    анализ, синтез, сопоставление, систематизация
    практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
    самоконтроль, самодиагностика достижений и т.д.
     Сущность  некоторых других категорий:
     Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
     Цель  (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
     Содержание  (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
     Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучение, порядком его осуществлением.
     Метод - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
     Средство  – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.
     Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие  ход и результаты процесса обучения, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет 2-е основные функции:
    теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).
    практическую (нормативную и инструментальную).
      Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой деятельности выделяют общую и частную дидактики.
      Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
      Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику. 

     
      Цели  обучения
     Российские  законы провозглашают образование  основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и  государства. Образование в РФ имеет  целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.
     Главные задачи общеобразовательной школы:
    удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения.
    обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями.
    формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, творческого мышления, самостоятельности и пополнений знаний.
    выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.
      Цели  учебного процесса нельзя отождествлять  ни с общими направлениями государственной  политики в области образования, ни с задачами изучения отдельных курсов, ни с целями учебных заведений. Эти цели должны быть, с одной стороны, достаточно общими, а с другой – однозначными, четко сформулированными, конкретными. Конкретизации целей способствуют специальные исследования по их систематизации и упорядочению – таксономии.
      Цели  учебного процесса не равнозначны его  результатам. Некоторые цели можно  отождествлять с результатами лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это, однако, не всегда главные результаты учебного процесса, поскольку среди сформулированных целей наличествуют и такие, последствия выполнения которых нельзя измерить непосредственно, как, например, развитие активности, работоспособности учащихся, умение пополнять знания; экологическая, социальная воспитанность и т.д. 

     
      Факторы обучения
     Фактор – значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы. Из объединений единичных факторов образуются общие. Общий дидактический фактор, как правило, впитывает в себя значительное количество продуктогенных причин и может содержать несколько дидактических факторов. При дальнейшем объединении общих факторов образуются комплексные, объединяющие в себе значительное количество продуктогенных причин, а также факторов и общих факторов. На вершине иерархии стоят генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в комплексные, общие и единичные факторы.
     Существуют  еще специфические факторы – те, которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной продуктогенной причине или включить в состав общего или комплексного фактора
     Выделение продуктогенных причин и факторов достигается  одновременное и эффективное  разрешение многих дидактических проблем. Но все же главный смысл их выделения состоит в обеспечении перспективной возможности познания связи каждого фактора с продуктивностью обучения. Это открывает путь к созданию подлинной научной теории обучения, способной обеспечивать диагностирование, прогнозирование дидактического процесса на основе знаний о влиянии каждой отдельной причины и их комплексных объединений.
     Комплексное влияние факторов.
     Примем  без новых доказательств тот  факт, что на продуктивность дидактического процесса одновременно и совокупно влияют все причины (факторы). Это влияние имеет комплексных характер. Систему главных причин, влияющих на обучение, очертили еще древние философы. С тех пор исследователи лишь немного усовершенствовали ее, дополнили новыми факторами, обогатили современной научной терминологией, но мало изменили знание по существу. Причины, известные в прошлом, остаются неизвестными и по сегодняшний день.
     В результате длительных исследований выделено 4 генеральных фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса:
     1. учебный материал (УМ)
     2. организационно-педагогическое влияние  (ОПВ)
     3. обучаемость учащихся (ОУ)
     4. время (В)
     Общая модель формирования продуктов обучения под воздействием выделенных факторов представлена на рис.2
     
     Рис. 2
     Генеральный фактор «Учебный материал» содержит в себе общие причины информационного происхождения. Учебная информация подразделяется на информация когнитивную (несущую знания) и информацию управляющую – сигналы о том, как усваивать когнитивную информацию. Поэтому учебный материал – очень своеобразная информация. Особенностью ее, по сравнению с другой, является наличие дидактической обработки, благодаря чему объективные знания «приспосабливаются» для изучения. Именно от уровня, качества дидактической обработки зависит пригодность информации для учебного процесса, доступность и посильность ее для усвоения определенными контингентами учащихся и в конечном итоге – достигнутые результаты обучения.
     Генеральный фактор «Организационно-педагогическое влияние» объединяет большую группу продуктогенных причин, характеризующих деятельность учителей, качественные уровни организации учебного процесса, условия учебного и педагогического труда. Два комплексных фактора выделяются в его составе: организационно-педагогическое влияние на уроках (регулярных занятиях) и влияние с учебными целями вне школьных занятий.
     К общим факторам обучения относится следующее: методы преподавания и учения, организационные формы (главная и вспомогательные), управляемой познавательной активности учащихся и т.д.), контроль и проверка результатов работы (частота контроля на один урок, общая и средняя частота контролирования, наличие контроля на предыдущем уроке), практическое применение приобретенных знаний, умений, применение средств обучения, оборудование учебного процесса, условия обучения и другие.
     Факторы обучения, действующие вне урока: объем и характер помощи со стороны родителей, взрослых, друзей; режим учебного труда; использование средств массовой информации с учебными целями, чтение литературы (дополнительной к школьной программе и по интересам); организация самостоятельного учебного труда; участие в кружках; занятия с репетиторами и так далее.
     Генеральный фактор «Обучаемость учащихся» - способность (пригодность) школьников к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время. Целесообразно рассматривать индивидуальную и групповую (коллективную) обучаемость.
     Обучаемость на уроке характеризуют следующие  причины:
    уровень общей подготовки (эрудиции) обучаемых;
    общие характеристики внимания (определяемые особенностями нервной системы, темперамента, возраста);
    особенности мышления учащихся при изучении конкретного учебного предмета;
    возраст обучаемых;
    ориентация на будущую профессию;
    стиль (способ) жизни и многое другое.
      Обучаемость в процессе самообучения (самоподготовки) характеризуется такими причинами, как:
      1. самоконтроль (объем, частота, качество, система)
     2. воля и настойчивость;
     3. целенаправленность;
     4. умение учиться;
     5. работоспособность;
     6. стимулирование;
     7. мотивация и т.д.
     Генеральный фактор «Время». И в нем можно выделить: затраты времени непосредственно на уроке и затраты времени на самоподготовку (самообучение).
     К затратам времени на уроке относятся:
     1. время восприятия и первичного  усвоения знаний;
     2. периодичность контролирования,  повторения и закрепления;
     3. время, прошедшее после завершения обучения;
     4. время сохранения информации в памяти в соответствии с целевой установкой и другие.
     Затраты времени, связанные с самообучением:
    время на выполнение домашних заданий;
    на чтение дополнительной литературы;
    посещение факультативов и дополнительных занятий;
    участие в работе кружков;
    на занятия по интересам и другие затраты.
     Наибольшее  влияние организационно-педагогического  влияния легко объясняется тем, что данный фактор содержит в себе наибольшее количество продуктогенных причин. Поэтому в практике организации дидактического процесса необходимо прежде всего заботиться о создании надлежащих условий обучения, обеспечения учебного процесса необходимыми средствами, применения эффективных технологий, методов обучения, использовании прогрессивных организационных форм. 

     
      Методы  обучения
     Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование.
     В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части.
     Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.